Урок на тему: Блюда из круп и бобовых. Приготовление и оформление блюд из круп. 5 кл
план-конспект урока по технологии (5 класс) на тему

План проведения урока составлен в форме технологической карты в соответствии с требованиями ФГОС, на каждом этапе урока прописаны формируемые УУД.

На уроке применены технологии личностно-ориентированного обучения, групповой работы, игровые технологии, здоровьесберегающие технологии, технологии контроля учебной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon blyuda_iz_krup_i_bobovyh._5_kl.doc73.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                 Технологическая карта урока.

Данные об учителе: Максимова Ирина Ивановна, первая категория, МОУ «Рудногорская сош»

Предмет: технология    

Класс: 5.  Учебник (УМК): Н.В. Синица, В.Д. Симоненко «Технология. Обслуживающий труд» 2014г.

Тема урока: Блюда из круп и бобовых. Приготовление и оформление блюд из круп.

Цель урока: Организовать деятельность обучающихся по приготовлению блюд из круп и бобовых.

Тип урока: Комбинированный.

Форма урока: Практическая работа, лабораторно- практическая работа, ролевая игра.

Методы обучения: Словесные, наглядные, практические.

Дидактические средства обучения: учебник технологии, инструкционные карты, плакаты, коллекции круп, бобовых в упаковке, кухонный инвентарь, презентация «Блюда из круп и бобовых», видеоролик «Гурьевская каша».

Опорные понятия и термины: Пищевые вещества, крупы: гречневая, рисовая, овсяная, пшено, перловая; бобовые: горох, фасоль; рассыпчатая, вязкая и жидкая каши.

Формы работы с учащимися: в парах, в группах, коллективные обсуждения, взаимоконтроль.

Характеристика учебных возможностей и предшествующих достижений учащихся класса, для которого проектируется урок:

• предметные УУД:

-имеют понятия о составе пищи; о значении белков, жиров, углеводов для жизнедеятельности людей, роли витаминов.

 -умеют готовить бутерброды, блюда из яиц, салаты из сырых и варёных овощей, горячие напитки.

• познавательные УУД:

- умеют выделять и структурировать информацию, существенную для решения проблемы, под руководством учителя.

Цели урока как планируемые результаты обучения:

Предметные: 

Знанивые: учащиеся ознакомятся с классификацией круп и бобовых, с их питательной ценностью.

Деятельностные: научатся первичной обработке круп, готовить блюда из круп (гречневую кашу), соблюдая технологию приготовления и подаче их на стол.

Компетентностные: уметь составить коллекцию круп, определять по штрих коду страну производитель, находить на этикетке срок хранения, определять оптимальное соотношение крупы и жидкости при приготовлении каш.

Метапредметные:

познавательные – уметь наблюдать, сравнивать, сопоставлять, подводить под понятие, умение сформулировать алгоритм, осуществлять контроль по результату. извлекать необходимую информацию; выбирать наиболее эффективные способы решения задач, структурировать знания; самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия.

коммуникативные - умение работать в группе при выполнении задания, умение вести сотрудничество с учителем, разрешать конфликтные ситуации, адекватно воспринимать и вырабатывать уважительное отношение к сверстникам в ходе совместной работы, умение провести самооценку, организовать взаимооценку и взаимопомощь в паре.

Личностные: Воспитание аккуратности, интереса к труду, формирование культуры поведения за столом. Способствовать формированию и развитию самостоятельности учащихся.

Этап

урока,

цели данного

этапа.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Задания для учащихся, выполнение, которых приведёт к достижению запланированных результатов.

        Формируемые УУД и предметные действия.

1.

Организационный момент. Самоопределение к учебной деятельности.

Цель: Включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне.

Приветствует учеников.

Проверяет готовность к уроку.

Здравствуйте!    С каким настроением вы пришли сегодня на урок технологии? Давайте приведём рабочее место в порядок. Продукты положить на рабочий стол, приготовить инструменты кухонную посуду.

Воспринимают на слух, визуально контролируют свою готовность к уроку.

Организовать правильно рабочее место.

Личностные: самоорганизация.

Регулятивные: способность регулировать свои действия, прогнозировать деятельность на уроке.

2.Проверка знаний по теме предыдущего урока.               Цель: Систематизировать имеющиеся у учащихся знания.

Перед вами «Чёрный ящик» Нужно узнать, что в нём находится, ответив на вопросы. Приложение 1.

Отвечают на вопросы учителя. (Примерные ответы учащихся).

Картофель, морковь, лук, огурец, капуста, свёкла.

Проверка знаний в виде игры: «Что в чёрном ящике?»

Познавательные:

Систематизировать и структурировать знания;

Коммуникативные: вступать в диалог, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, формулировать и аргументировать свое мнение и позицию, уметь достигать договорённости и согласовывать общее решение.

3.

Мотивация (встреча с проблемой)

Цель:

Вызвать эмоциональный настрой и познавательный интерес к теме;

Мотивировать к пробному учебному действию «надо», «могу», «хочу».

Подводит учащихся к постановке цели урока и формулирует её:

Обращаясь к жизненному опыту учащихся, предлагает ответить на вопросы: Вспомним сказку «Золушка». Какое задание дала мачеха Золушке, чтобы она не попала на бал? Зачем нужно перебирать крупу? Чечевица, что это такое?

Что находится у вас в тарелочках? Сформулируйте тему сегодняшнего урока.

Что вы хотите узнать о крупе?

 Чему мы будем сегодня учиться?

Цель: узнать о значении круп и бобовых в питании, технологию приготовления блюд из них.

Отвечают на вопросы, формулируют тему урока.

Она заставила её перебирать крупу и чечевицу.

Для того, чтобы потом варить из неё кашу.

Крупа

Блюда из круп бобовых.

О её питательной ценности.

Учиться варить кашу.

Личностные:

осознавать свои возможности.

Регулятивные: 

уметь регулировать свои действия, осуществлять контроль по результату.

Познавательные:

Уметь анализировать, выделять и формулировать задачу; уметь осознанно строить речевое высказывание.

4.Поисково-исследовательский этап.

Цель: Организовать осмысленное восприятие новой информации, создание проблемной ситуации и ситуации успеха.

Постановка задач. Способы решения задач. Поиск фактов.

Вопросы:

Чему будем учиться? Для чего? А как вы думаете, что является сырьём для их получения?

Рассмотрим Слайд 2, 3 зерновые культуры из которых получают крупы и выполните лабораторную работу.

  1. Перебрать крупы и определить вид крупы.

Рассмотрим Слайд 4 и 5

Познакомимся с питательной ценностью круп и бобовых.

  1. Просмотреть надписи на этикетках и узнать о питательной ценности круп.
  2. Правила хранения круп.
  3. Штрих-код. Что означают его цифры.

Какие блюда готовят из круп и бобовых?

Слайд6,7 «Использование круп в кулинарии», «Блюда из бобовых»

Какие блюда из круп и бобовых вы знаете?

Какие блюда готовят ваши мамы?

Показать видеоролик о приготовлении гурьевской каши. (Московский ресторан)

Учащиеся формулируют шаги, которые необходимо сделать для реализации поставленной цели. Наблюдают и сравнивают

Слайд 2,3 «Зерновые культуры и виды круп из них», «Бобовые культуры»

Получение опыта в процессе исследования определять вид крупы.

Слайд 4, 5 «Пищевая ценность круп и бобовых.

Поиск новой информации на упаковке с крупой.

Получение знаний в процессе исследования о питательной ценности круп и бобовых.      

  Обсуждение ситуации: какие пищевые вещества входят в состав круп и бобовых?

Каких веществ больше?

Выполнение лабораторных работ, запись в тетрадях.

Слайд6,7

Представляют информацию о крупах и о кашах.

Изучают требования к хранению круп.

Знакомятся с информацией о приготовлении гурьевской каши.

Лабораторная работа №1

Перебрать крупы в тарелочках и определить виды круп и бобовых.

Лабораторная работа №2

1.Просмотреть надписи на этикетках и узнать о питательной ценности круп и бобовых, составив таблицу в тетради.

2.Срок хранения рассмотреть на упаковке.

3.Штрих-код на упаковке. Где произведена крупа?

Познавательные:

извлекать необходимую информацию; выбирать наиболее эффективные способы решения задач, структурировать знания; 

Регулятивные: наблюдать, сравнивать, сопоставлять. Подводить под понятие, умение сформулировать алгоритм действия, осуществлять контроль по результату.

Коммуникативные:

вступать в диалог, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, формулировать и аргументировать свое мнение и позицию, учитывать разные мнения, уметь достигать договорённости и согласовывать общее решение.

Предметные:

давать определения новым понятиям темы: Пищевые вещества, крупы: гречневая, рисовая, овсяная, пшено, перловая; бобовые. Читать маркировку на упаковке.

5. Практическая деятельность.

Цель: Развитие навыков работы Получение умений в приготовлении блюд, закрепление правил безопасности при работе с горячей посудой, при пользовании электроприборами.

Проводит вводный инструктаж. Слайд 8,9

«Каши по консистенции» «Посуда для приготовления изделий из круп»

Какие правила безопасности нужно соблюдать при приготовлении пищи ФИЗМИНУТКА. Приложение 2.

Организует поиск фактов.

Создаёт проблемную ситуацию. Какую посуду выбрать? В каком соотношении и сколько нужно взять крупы и воды? Проводит текущий инструктаж. Учитель следит за правильностью выполнения работы

Если на завтрак каша, то как сервировать стол?

Учащиеся определяют экспериментально оптимальное соотношение крупы и жидкости для приготовления каши вязкой и каши рассыпчатой.

 Стр. 55-56 учебника.

Выполняют первичную обработку крупы по бригадам.

Соблюдают норму продуктов для приготовления каши.

Соблюдают санитарно-гигиенические требования. Правила безопасности.

Сервируют стол (Официанты)

Дегустируют кашу.

Убирают рабочие места, моют посуду (дежурные)

Практическая работа № 1 (1 бригада) повара

Приготовить гречневую рассыпчатую кашу.

Практическая работа № 1 (2 бригада) повара

Приготовить гречневую вязкую кашу.

По инструкционным картам.

Стр. 55-56.

Лабораторно-практическая работа в альбоме для тех, кто не готовит кашу.

Составить коллекцию круп в альбоме.

Познавательные: 

извлекать необходимую информацию; выбирать наиболее эффективные способы решения задач

Регулятивные:

Анализ ситуации, моделирование, планирование, оценка и самооценка.

Личностные:

Реализация творческого потенциала, овладение установками и нормами, правилами научной организации труда.

Предметные:

Выполнять механическую кулинарную обработку круп.

  1. Рефлексивно-оценочный этап.

Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

Слайд10,11 «Пословицы», «Рефлексия»

Про кашу в народе сложилось множество пословиц и поговорок

Тест «Проверь себя». Предлагает оценить работу в паре (сосед).

Предлагает оценить работу в группе(бригаде)

Предлагает оценить факт достижения цели урока.

Какие новые знания вы сегодня получили? Когда эти знания вам будут необходимы, где вы сможете их применить?

Оцените свою работу на уроке?

Рассказывают пословицы и поговорки о каше. (Задание было дано на дом)

Оценивают работу одноклассников, определяют ошибки, объясняют их. Выставляют оценки за тест в тетради друг другу.

Оценивают степень достижения цели.

Познавательная рефлексия. Что я сегодня узнала на уроке? Чему я сегодня научилась на уроке? Как я оцениваю свою работу? Были ли ошибки и почему?

Социальная рефлексия. Как вы работали в паре, группе? Кто был наиболее активным? Понравилась ли мне работа в группе?

Психологическая рефлексия. Как я чувствую? Понравилось ли выполнять задание? Да, нет, почему? Что удивило на уроке? Что интересного заметили? Какие знания применили?

Познавательные:выявлять допущенные ошибки и обосновывать способы их исправления.

Регулятивные: разрешать конфликтные ситуации, адекватно воспринимать и вырабатывать уважительное отношение к сверстникам в ходе совместной работы

Личностные: уметь провести самооценку и организовать взаимооценку.

7.Домашнее задание

Принести макаронные изделия, салфетки, найти исторические сведения о гурьевской каше.

Записывают домашнее задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока в 6 классе по теме: "Блюда из круп, бобовых и макаронных изделий"

Конспект разработан для учителей работающих по учебнику: Технология. Обслуживающий труд: 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Под. ред. В.Д. Симоненко.- 3-е изд., перераб. - ...

Компетентностно-ориентированный тест по теме:"Блюда из круп, бобовых и макаронных изделий" в 6 классе.

КОТ составлен для проверки знаний учащихся по теме: "Блюда из круп, бобовых и макаронных изделий" в 6 классе, занимающихся по учебнику: Технология. Обслуживющий труд6 6 класс: учебник для учащихся общ...

План урока в 5 классе по теме "Блюда из круп, бобовых и макаронных изделий"

Данный материал содержит план урока ФГОС в 5 классе по теме "Блюда из круп, бобовых и макаронных изделий"...

Презентация по теме "Блюда из круп, бобовых и макаронных изделий"

Данная презентация разработана к уроку  по теме "Блюда из круп, бобовых и макаронных изделий"...

Технологическая карта урока по теме "Блюда из круп, бобовых и макаронных изделий ".

Этот материал необходим на уроке как учителям со стажем работы так и молодым специалистам. Имея технологическую карту урока, можно дать любой урок на хорошо или отлично....

Конспект урока по технологии 6 класс на тему «Блюда из круп, бобовых и макаронных изделий»

Урок по технологии 6 класс на тему«Блюда из круп, бобовых и макаронных изделий» ...