"Основы технологии вязания крючком. Техника безопасности при работе с крючком"
план-конспект урока по технологии (6 класс) на тему

Чеснокова Оксана Ивановна

Конспект открытого урока "Основы технологии вязания крючком. Техника безопасности при работе с крючком"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: Основы технологии вязания крючком. Техника безопасности при работе с крючком.

Цели урока: 

  • формирование творческих способностей учащихся посредством расширения общекультурного  кругозора и создание условий для творческой самореализации личности ребенка.
  • ознакомление учащихся с материалами, инструментами и приспособлениями для вязания крючком, организацией рабочего места;  ознакомление с основами технологии вязания крючком, правилами техники безопасности.

Задачи:

  • Образовательная: сформировать стремление к углублению знаний по теме «Вязание крючком».
  •  Развивающая: способствовать развитию внимания, памяти при работе с информацией, развивать познавательный интерес к предмету, творческие способности, образное мышление.
  • Воспитательная: способствовать формированию навыков коммуникативного общения, воспитывать самостоятельность, аккуратность, усидчивость, целеустремленность.

Планируемые результаты:

  • Личностные: осознание личностной и практической значимости  учебного материала, умение мотивировать свою деятельность, осознание своих возможностей и ответственности за качество своей деятельности.
  • Метапредметные: умение осуществлять учебное сотрудничество, умение работать с источниками информации, умение грамотно строить устное монологическое высказывание, умение осуществлять самооценку и взаимооценку.
  • Предметные: общее представление о материалах, инструментах и приспособлениях  и петлях для вязания крючком; способах подбора крючков и ниток; понимание и определение понятий «Вязание крючком»,  умение устанавливать взаимосвязь по разным темам, умение применять теоретические знания в практической деятельности.

Тип урока: сообщения и усвоения новых знаний.

Методы ведения урока: рассказ; беседа; индивидуальная практическая работа; демонстрация, ИКТ.

Форма урока: групповая, индивидуальная

Виды контроля: устные вопросы, оценка практической работы, самоанализ.

Средства обучения:

  • Оборудование: мультимедийный проектор, экран, компьютер;
  • Презентация: «Вязание крючком».

Наглядные пособия: выставка  готовых изделий, связанных крючком; набор крючков из различных материалов; раздаточный материал; памятки по технике безопасности при работе с крючком. 

Сохраняющие здоровье технологии: физкультминутка.

  1. Организационный этап

Добрый день, добрый час

Как я рада видеть вас.

Друг на друга посмотрели

И тихонько дружно сели.

- Здравствуйте, ребята. Я вижу, что все готовы к уроку. Это очень хорошо. Предлагаю вам для начала посмотреть презентацию.

  1. Актуализация знаний

Показ презентации «Вязание крючком»     Слайд № 1-13

Последний слайд - 2 изделия в технике вязания крючком и 2 изделия связанные спицами.

- Ребята, перед вами на экране  несколько изделий.

- Как вы думаете, в какой технике  декоративно-прикладного творчества выполнены эти работы?

Уч.: В технике вязания.

3.Формулирование темы и учебных целей урока

- Давайте уточним. Вязание чем, какими инструментами?

Уч.: Спицами.

- Назови  …..  какие изделия связаны спицами.

Уч.: это носки и джемпер.

-  Молодец , правильно. А другие изделия связаны, каким инструментом?

Уч.: Крючком.

- Правильно, крючком.

- Кто же может  сформулировать тему  сегодняшнего урока?

Совместное формулирование темы урока. Учитель подводит итог.

- Итак, тема урока: «Основы технологии вязания крючком.Техника безопасности при работе с крючком»

Слайд № 14

- Откройте рабочие тетради и запишите дату  и тему урока. Спишите ее с доски.

- Давайте определим цели урока. Как вы думаете, чему мы будем обучаться на данном уроке? Подумайте, что вы хотели бы узнать в рамках урока?

Совместное определение целей урока учителя и учеников.

Уч.:

  • Какие бывают крючки
  • Какие бывают нитки
  • Как правильно сидеть во время вязания крючком
  • При каком освещении работать
  • Как правильно хранить крючки и нитки
  • Какие есть виды петель в вязании крючком

Слайд № 15

- 1.Узнаете, какие бывают крючки и нитки для вязания. Научитесь их правильно подбирать по размеру. Узнаете,  как правильно их хранить. Попробуете выполнить практически отдельные приемы вязания.

- 2.Изучите правила техники безопасности при вязании крючком.

- 3.Попытаетесь вязать  начальную петлю, воздушные петли.

4. Открытие новых знаний       Слайд № 16

- Вязание - это творческая работа. Вязание даёт возможность создавать индивидуальные вещи из простого клубка ниток при помощи крючка. Ваши бабушки и прабабушки благодаря вязанию создавали в доме особый уют, приобретали душевное равновесие и позитивное настроение.  К тому же вязание – прекрасный отдых за работой.

- Говорят, что новое – это хорошо забытое старое.  Женское рукоделие никогда не исчезало на Руси. Некоторое время назад увлечения различными видами женского рукоделия пережили своё второе рождение…

- Пожалуй, мы устали оттого, что нас окружают вещи массового машинного производства. Хочется чего-нибудь особенного, рукотворного, хранящего частицу души мастера.

Закрыть экран  - Предлагаю вам ребята отгадать загадки.

Помогаю я вязать
Кофточки, салфетки.
Мне не надо толковать,
Как связать пинетки.
Я один в руках умелых
Создаю ажур-узор.
Только спицам — сёстрам смелым
Это вовсе не в укор.(Крючок вязальный)

Без меня иголка
Пропадёт без толка.(Нитка)

- Вязание крючком осваивается легко и быстро. Для работы потребуются только крючок и пряжа.

-Когда говорят «крючок - простачок - все стерпит».

- Имеют в видуразные виды ниток. Он может вязать из каких угодно: совсем тонюсеньких или из очень толстых, как бельевая веревка.

5.Практическая работа № 1  «Виды ниток»   Создание мини-проекта.

- Ребята, давайте в практической работе закрепим знания о видах нитей.

- Возьмите  карточки, на которых  наклеены нити.  Предлагаю внимательно рассмотреть  нити, проведите по ним пальчиками. Среди них есть какие-то уже знакомые вам виды нитей? Кто готов ответить?

Уч.: хлопок первый.

- Правильно…. Кто ещё готов дать ответ? ….. пожалуйста.

Уч.: четвертый вид нитей шерсть.

- Правильно….. Нам нужно определить еще два вида нитей.

Уч.: третий это лен.

- Ребята кто согласен поднимите руку.  Так у нас есть ещё другой ответ. Говори….

Уч.: лён это второй вариант, а третий вид это шёлк.

- Молодец! Твой ответ абсолютно правильный. На ощупь льняная и шёлковая нить похожи, пальчик легко без препятствий скользит по ним. Но шёлковая нить обладает ярким блеском, а у льняной  нити блеск немного приглушён.

- Теперь нужно заполнить пустые окошечки в карточках. Вверху в окошечках над нитями нужно будет указать название вида ниток.

- Как вы думаете, какие изделия можно изготовить из каждого вида ниток. Из  хлопка, льна, шелка, шерстяной нити. Эту часть работы вывыполняете самостоятельно в карточках. Внизу под нитями есть пустые окошечки.  Вам нужно в них  написать, какие изделия можно связать из этих ниток. Укажите по два-три изделия.

Проверка учителем самостоятельной части практической работы в карточках.

- Я вижу, что вы уже закончили писать. Предлагаю вам проверить правильность ваших ответов.

Уч.: из хлопка можно связать салфетки, шали, воротники, цветы,  топик….

Уч.: из льна можно связать салфетки, скатерти, летнюю кофточку, платье….

Уч.: из шелка салфетки, воротники, кружево…

Уч.: из шерсти пинетки, подследники, кардиганы, игрушки…

- Так, например, салфетки, скатерти, шали вяжут из таких нитей, как «ирис», «снежинка», «ромашка». А шапки, береты вяжут из шерстяной и синтетическойнити. Летние изделия – из хлопчатобумажной  и льняной пряжи.

- Итак, мы закончили выполнять нашу практическую работу. Наш мини-проект. Эти карточки вы оставите себе и будете использовать на уроках вязания. Отложите их в сторону.

- Вязание невозможно без крючка.                  

- Качество ниток для крючка тоже не имеет особого значения: шерстяные, хлопчатобумажные, синтетические и даже тесьма или нарезанные полоски ткани - все годится для вязаниянеприхотливым простаком.

- Самое удивительное, что даже из некачественных ниток полотно, связанное крючком, как правило, прочное, плотное и почти не растягивается.

- Фактура полотна, связанного крючком, отличается своеобразным переплетением нитей, плотностью и способностью практически не растягиваться. Эти свойства позволяют вязать крючком из любой пряжи.

Открыть экран               Слайд № 17    Виды крючков.

Крючки  бывают толстые и тонкие, длинные (30-45 см, для особого способа вязания, тунисского) и обычные короткие (12-15 см), которыми мы будем пользоваться.

Слайд №   18      Части крючка.

- Крючок состоит из следующих частей: головка, бородка и ручка.

- Самая главная часть крючка - головка с бородкой. Каков диаметр головки - таков номер крючка. Если диаметр, к примеру, 3 мм, то это крючок №3. Если диаметр 2  мм, то это какой номер крючка?

Уч.: крючок № 2

- Очень важно правильно подобрать крючок и нитки по толщине, иначе узор получится в искаженном виде. Один и тот же узор, провязанный очень тонким крючком, может получиться плотным, как войлок, а слишком толстым - прозрачным, как кружево.

- Выбирая крючок для вязания, нужно помнить, что он должен быть приблизительно в два раза тоньше нитки, тогда работать им легко, так как он без усилий проникает в вязаное полотно и ловко подхватывает нитку.

- Наиболее удобны крючки с плоской площадкой: за нее крючок держат большим и указательным пальцами, чтобы он не крутился в руке, а средний - располагают рядом с опущенной вниз головкой. Головка крючка не должна быть слишком острой, иначе она будет ранить указательный палец левой руки. Если же головка очень тупая, то она с усилием проходит в столбики и растягивает их. Выбирая крючок, обратите внимание на эти особенности.

6.Закрепление новых знаний

Слайд №  19  Практическая работа № 2   Подбор крючков и ниток по размеру.

- Обратите внимание на экран. Слеванитки и подписан их номер. Справа крючки и подписан их номер. Вам  нужно правильно подобрать к размеру ниток крючок нужного размера.

Работа со слайдом.    Закрыть экран                        

Физкультминутка.

1.А теперь ребята закрыли глаза и досчитали до пяти. Открыли глаза и быстро-быстро поморгали. Раз – два – три – четыре - пять.

2. «Вяжущий крючок». Выполняем сидя. Раз – медленно опустили голову вниз. Два – медленно подняли голову вверх. Повторить 3 раза.

3. «Ножницы». Вытянули руки перед собой. Открываем и закрываем ножницы. Раз – два- три – четыре.

- Сели правильно. Продолжаем урок.

- И перед тем как начнём работать с крючком и нитками нам необходимо изучить технику безопасности при работе с крючком. У вас на столе лежат памятки по технике безопасности при вязании крючком. Зачитаем их вслух по цепочке каждый по одному пункту. Начнем с первой парты.

Учащиеся по очереди зачитывают текст из памятки по технике безопасности при работе с крючком.

  • Рабочее место должно быть хорошо освещено, источник света располагается впереди или слева.
  • Сидеть надо прямо, касаясь корпусом спинки стула.
  •  Во время вязания крючком работу необходимо держать на расстоянии 35-40 см от глаз.
  • Нельзя делать во время работы резких движений рукой с крючком – можно поранить рядом сидящего ученика.
  • Крючки должны быть хорошо отшлифованы.
  • Храните крючки в определённом месте (в специальном пенале или футляре).
  • Используйте крючки только по назначению.

- Ребята, памятки по технике безопасности вы оставьте себе.  Они помогут вам в работе на следующих уроках. Надеюсь, вы будете ими пользоваться постоянно при работе с крючком.

Вот клубок, а вот крючок.

Взяли мы на наш урок.

Для чего они нужны?

В рукоделии – важны!

Будем петли мы вязать,

Столбики  и накиды.

Чтоб узоры составлять

И поделки оформлять.

- Приступаем с вами к практической работе.

7.Практическая работа №3      Основы технологии вязания крючком.

- Я предлагаю вам взять в руки крючок. В правую руку.

Слайд № 21      Положение крючка в руке.    Открыть экран

- Крючок можно держать по-разному, но правильно как карандаш (крючок лежит в руке, большой и указательный пальцы держат его близко к концу);

- Поднимите руку, я посмотрю. Молодцы!

- В вязании крючком выделяют несколько основных видов петель. Это воздушная петля, соединительный столбик, столбик без накида, столбик с накидом.  Сегодня мы будем работать над воздушной  петлёй.

Слайд  № 22          Положение нити в руке.

-  Нить держат в левой руке. Протяните нить между мизинцем и безымянным пальцем левой руки, вытяните конец нити над безымянным пальцем наружу... Протяните  и уложите её на большой палец и зажмите нить средним и безымянным пальцами. Проверьте правильность положения нити, сравнив с эталоном на экране.

Образование начальной петли–первой воздушной петли.

- Проверьте начальную петлю у соседа по парте, сравнив с эталоном на экране.

 Слайд №  23          Выполнение цепочки из  воздушных  петель

- А теперь продолжим вязать воздушные петли, цепочку из воздушных петель.

Закрыть экран        Учащиеся вяжут цепочку из воздушных петель.

- Казалось бы, цепочка – это примитивное изделие, но она  может служить закладкой в учебник или книгу. А ещё из таких цепочек можно получить любое изображение, если их наклеить на плоскую поверхность.

Открыть наклеенную на доске заготовку солнышка

- Посмотрите, я  сделала такую заготовку. И предлагаю вам сегодня  выполнить яркое солнышко. Серединку  солнышка я выполнила сама из воздушной цепочки. А каждый из вас наклеит свой лучик.

- Для этого нужно отрезать ножницами нить от клубка. Правила техники безопасности при работе с ножницами вам уже знакомы. Повторять их не будем. Будем их соблюдать.

Дети поочереди подходят и наклеивают свои цепочки из воздушных петель. Учитель помогает и направляет их действия.

8.Рефлексия  

Ребята, посмотрите какое замечательное солнышко, мы сделали вместе. Яркие. Светлые краски царили  на нашем уроке. Поэтому я надеюсь, что на протяжении всего урока у вас было хорошее настроение.  

Открыть экран          Слайд №  24          

- Посмотрите на экран.  Обратите внимание, что каждое предложение написано своим цветом.  Вам нужно подчеркнуть тему нашего урока тем цветом карандаша, который соответсвует больше всего вашему впечатлению об уроке.

Я зачитаю предложения:

- Материал урока был мне понятен, и я доволен своей работой (красный)

- Материал урока не всегда был мне понятен, я испытывал затруднения на уроке (зелёный)

- Материал урока мне не понятен, работа не получилась (синий)

9.   Домашнее задание.

- Домашнее задание будет у всех разным. Заучить правила техники безопасности при работе с крючком – это для всех.

1- й уровень: тем, кто слегкостью выполняет цепочку из воздушных петель - попробовать из цепочек самостоятельно выполнить картинку;

2-й уровень: тем, кто испытывал затруднения при выполнении петель - потренироваться выполнять первую воздушную петлю и цепочку из воздушных петель;

3-й уровень: у кого были трудности с удерживанием нитей и крючка - научиться правильно держать крючок и нитку, потренироваться выполнять начальную петлю.

- Ребята, посмотрите справа на столе небольшая выставка работ в технике вязания крючком. Эти работы выполнены мною. Я уверена, что в скором времени вы тоже сможете вязать красивые изделия, а вязание крючком станет вашим любимым увлечением. Урок окончен.



Предварительный просмотр:

Памятка по технике безопасности

при работе с крючком.

  • Рабочее место должно быть хорошо освещено, источник света располагается впереди или слева.
  • Сидеть надо прямо, касаясь корпусом спинки стула.
  •  Во время вязания крючком работу необходимо держать на расстоянии 35-40 см от глаз.
  • Нельзя делать во время работы резких движений рукой с крючком – можно поранить рядом сидящего ученика.
  • Крючки должны быть хорошо отшлифованы.
  • Храните крючки в определённом месте (в специальном пенале или футляре).
  • Используйте крючки только по назначению.

Памятка по технике безопасности

при работе с крючком.

  • Рабочее место должно быть хорошо освещено, источник света располагается впереди или слева.
  • Сидеть надо прямо, касаясь корпусом спинки стула.
  •  Во время вязания крючком работу необходимо держать на расстоянии 35-40 см от глаз.
  • Нельзя делать во время работы резких движений рукой с крючком – можно поранить рядом сидящего ученика.
  • Крючки должны быть хорошо отшлифованы.
  • Храните крючки в определённом месте (в специальном пенале или футляре).
  • Используйте крючки только по назначению.

Памятка по технике безопасности

при работе с крючком.

  • Рабочее место должно быть хорошо освещено, источник света располагается впереди или слева.
  • Сидеть надо прямо, касаясь корпусом спинки стула.
  •  Во время вязания крючком работу необходимо держать на расстоянии 35-40 см от глаз.
  • Нельзя делать во время работы резких движений рукой с крючком – можно поранить рядом сидящего ученика.
  • Крючки должны быть хорошо отшлифованы.
  • Храните крючки в определённом месте (в специальном пенале или футляре).
  • Используйте крючки только по назначению.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология вязания крючком в 7 классе

Биоадекватная подача теоретического материала по технологии вязания крючком с опорой на природный образ с использованием  релаксаци и деятельностного подхода в приобретении знаний....

Конспект урока и презентация технология Вязание крючком 7 класс

Конспект урока и презентация технология Вязание крючком 7 класс...

урок по технологии "Вязание крючком"

Данное занятие направленно приобщение учащихся к художественному вязанию, формирование знаний учащихся о технологии выполнения вязаных изделий (крючком). На уроке используется мультимедийная презентац...

Основы технологии вязания крючком (технологическая карта урока)

Тема урока «Основы технологии вязания крючком» соответствует программе: Технология 6 класс для учащихся общеобразовательных учреждений/ Н. В. Синица, В. Д. Симоненко М.: Вентана-Граф, 2015...

Презентация " Основы технологии вязания крючком. Техника безопасности при вязании крючком".

Содержит материал к уроку "Основы технологии вязания крючком. Техника безопасности при работе с крючком " 6 класс....

Конспект урока. Тема " История вязания крючком . Материалы и инструменты для вязания крючком. Правила ТБ при работе крючком."

Материал предназначен для знакомства  учащихся с историей возникновения вязания, как традиционного вида декоративно-прикладного искусства, для воспитания у подрастающего поколения интереса к исто...