Разработка внеклассного мероприятия « Традиционный бурятский костюм»
классный час по технологии (7 класс) на тему

Бакирова Светлана Анатольевна

Разработка внеклассного мероприятия

« Традиционный бурятский костюм»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Управление образования администрации муниципального образования «Баргузинский район»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Усть-Баргузинская средняя общеобразовательная школа им. Шелковникова К.М.»

Разработка внеклассного мероприятия

« Традиционный бурятский костюм»

 ( в рамках предметной недели)

для учащихся 7 классов

                                                                               Разработала:

учитель технологии

Бакирова Светлана Анатольевна

2017 г.

Актуальность


               Одна из ярких примет современного образования – возрастание роли регионализации в обучении и воспитании молодого поколения. Региональное своеобразие образовательной среды позволяет педагогам формировать эффективное воспитательное пространство в образовательном учреждении, поселке, городе, районе.

Освоение искусства родного края  как мира целостной культуры, его нравственных и духовных ценностей помогает раскрыть в душе ребенка человеческие качества, связывающие его со своим народом, родным домом, краем, Отечеством; наглядно демонстрирует его моральные и эстетические ценности, художественные вкусы; является частью его истории.

Для успешного взаимодействия людей разных национальностей важно знать культуру, традиции и обычаи друг друга. Чтобы учащиеся стали носителями, творческими продолжателями культурных традиций своего народа необходимо детей регулярно знакомить с ними, убедить в ценности этих традиций, приобщать к ним, вырабатывать привычку следовать им.

Учебный предмет

Технология

Учитель

Бакирова Светлана Анатольевна

Класс

7 класс

Тема мероприятия:

«Традиционный бурятский костюм».

Временной интервал

60 минут

Форма проведения мероприятия

 Путешествие в прошлое.

Цель:

  1. Развитие духовных качеств личности ребѐнка через знакомство с традициями народов Бурятии;
  2. Изучение традиционного бурятского костюма.

Задачи:

Образовательные:

Создание условий для изучения, сохранения и развития традиций, национальных и культурных ценностей народов, проживающих на территории Бурятии.

Воспитательные:

воспитать творческую и познавательную активность, нравственно-эстетическое отношение к истории нашей малой Родины;

воспитать бережное отношение, уважение к традициям и самобытной культуре двух народов.

Развивающие:

развивать  умение самостоятельного поиска и обработки информации; эмоциональное, образное и эстетическое восприятие, умение работать в коллективе.

Планируемые результаты:

Предметные умения

- Развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся;

- Выражать свои мысли, чувства через поисковую дечтельность.

Личностные УУД:

- Эмоциональный комфорт, толерантность;

 - Продолжать воспитание интереса и бережного  отношения к народному искусству как к сокровищнице духовного, нравственного, эстетического опыта народа;

- Чувство любви к родной стране, выражающееся в интересе к ее культуре, формировать заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий;

-  Творческий подход к выполнению заданий..

Метапредметные УУД:

- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами;

- самоконтроль  и самооценка своей учебной деятельности.

- овладение начальными сведениями в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности: природных, социальных, культурных.

Предметные УУД:

- воспринимать произведения  народного искусства,

-  участвовать в обсуждении, давать эстетическую оценку художественным и литературным произведениям.

 - понимать соотношение целостности и гармонии между человеком и окружающим миром.

Регулятивные УУД:

- определять и формулировать цель деятельности;

- формулировать  задачи;

- преобразовывать практическую задачу в познавательную;

- вносить необходимые коррективы на основе оценки сделанных ошибок;

- совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности.

Познавательные УУД:

- ориентироваться в разнообразии способов решения задач;

- развивать познавательные мотивы и стремление  к познанию нового материала;

- осуществлять поиск и выделение необходимой информации из различных источников;

- уметь определять уровень усвоения  материала.

Коммуникативные УУД:

-слушать и понимать речь других;

-уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

- формулировать свои затруднения при решении задач.

Оборудование

Зрительный ряд: ИКТ- презентация, репродукции картин; фото.

Наглядно-демонстрационный материал

Рисунки, фото, иллюстрации, костюм на манекене.

Сценарий мероприятия

Этапы
мероприятия

Обучающие
и развивающие компоненты

Деятельность учителя

Осуществляемая
деятельность
учащихся

Формы

организации со взаимодействия

Формируемые
умения

(универсальные учебные действия)

1

2

3

4

5

6

I. Организационный

момент

Подготовка учащихся к изучению нового материала.

Проверяет готовность учащихся

 - Добрый день! Начать наше мероприятие мне хотелось с высказывания:

 Традиция - это та часть нашего прошлого, которой мы помогаем перебраться в будущее. 

 Как вы думаете о чем это высказывание?

(Ответы учащихся).

Т.е. мы поговорим с вами о традициях людей проживающих в нашем поселке. О традициях, обычаях и костюмах русских мы много говорили в 5 классе. Какие народы еще проживают в нашем поселке?

(Ответы учащихся).

_ Давайте перенесемся в прошлое. Лет на 100, 150 назад.

- Как выглядели люди того времени?

- Как они одевались?

 (Ответы учащихся).

- Как мы можем сформировать тему нашего мероприятия?

- Традиционный бурятский костюм.

Слушают учителя.

Отвечают на поставленные вопросы.

Задают вопросы.

Фронтальная работа

Регулятивные: определяют цель, проблему в учебной деятельности.

Личностные: понимают значение знаний для человека, осознают свои интересы и цели

II. Изучение нового материала

Рассказ

с элементами беседы. Объяснительно-иллюстративный

- На прошлом уроке вы разделились на группы. Каждая группа получила свое домашнее задание. И сейчас я приглашаю представить свою работу представителя первой группы, который расскажет нам о традиционной женской одежде. Остальные учащиеся составляют в тетради таблицу:

обувь

украшения

Женская одежда

Мужская одежда

орнамент

( Выступление учащихся – доклад №1, презентация №1).

Приглашаем представить свою работу представителя второй группы, который расскажет нам о мужской одежде.

( Выступление учащихся – доклад №2, презентация №2).

Приглашаем представить свою работу представителя третьей группе, который расскажет нам о традиционной обуви.

( Выступление учащихся – доклад №3, презентация №3).

Приглашаем представить свою работу представителя четвертой группе, который расскажет нам об украшениях.

( Выступление учащихся – доклад №4, презентация №4).

Приглашаем представить свою работу представителя пятой группе, который расскажет нам о орнаменте и цвете характерном для бурятского костюма.

( Выступление учащихся – доклад №5, презентация №5).

 - Каждая из команд плодотворно поработала и представила вам достаточно объемную информацию.

- Все ли перечисленного вы знали до этого?

- О чем услышали впервые?

- У кого дома есть бурятский костюм?

 (Ответы учащихся)

Отвечают на вопросы.

Составляют таблицу: Приложение №1;

обмениваются мнениями, приводят примеры

из своего жизненного опыта

Фронтальная,

индивидуальная работа

Познавательные: осмысливают учебную информацию;

классифицируют по заданным основаниям;

воспринимают информацию, необходимую для решения учебной задачи.

Коммуникативные: обмениваются мнениями; составляют произвольное речевое

высказывание в устной форме о значении традиционной одежды и украшениях; формулируют, аргументируют и отстаивают свое мнение; учатся
осмысливать предложенную информацию.

Личностные: осознают многообразие взглядов и направлений; понимают значение знаний для человека; формируют коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности.

III. Творческая практическая деятельность

Практический

- А теперь задание: «Изобразите бурятский костюм. Украсьте его орнаментом.».

Работа в любой технике и любыми художественными средствами.

 

Учащиеся

определяются с темой своего рисунка. Творческая работа.

Индивидуальная работа

Познавательные: создают практические творческие работы,

планируют деятельность, выбирают средства достижения цели.

Коммуникативные: организуют работу, адекватно выражают и контролируют свои эмоции; формулируют, учатся аргументировать и отстаивать свое мнение; учатся осмысливать предложенную информацию.

Личностные: вырабатывают внимание, наблюдательность, творческое воображение; осознают своё эмоциональное состояние

IV. Выставка работ учащихся.

Беседа

в форме «вопрос – ответ». Выставка работ учащихся

 Ребята, посмотрите, какие замечательные работы у вас получились.

Проведите анализ ваших работ.

(Высказывания учащихся).

   -  В своих рисунках вы передали чувства и эмоции, показали свои чему научились. Мне очень приятно, что вы являетесь носителями богатой культуры и в дальнейшем свои знания передадите детям.

Отвечают

на поставленный вопрос.

Выполняют художественный анализ рисунков

Фронтальная,

индивидуальная

Коммуникативные: излагают своё мнение в диалоге; строят понятные для партнёра по коммуникации речевые высказывания.

Личностные: осознают необходимоть знаний традиционной бурятской одежды.

        

        

Используемые интернет-ресурсы

  • https://infourok.ru/statya-duhovnonravstvennoe-razvitie-obuchayuschihsya
  •  http://tnu.podelise.ru/docs/index-349955.html-
  • https://infourok.ru/prezentaciya-buryatskiy-ornament-1084285.htmlhttp://maxreferal.ru/kursovaya-2/programma-vospitaniia-stupeni-poznaniia/
  • http://sc.adm-edu.spb.ru/287/Изобразительное искуство 7 класс.htm
  • http://wlooks.ru/nacionalnye-kostyumy/buryatskij/http://www.profobrazovanie.org/t178-topic
  • http://fb.ru/article/222731/natsionalnyiy-kostyum-buryatyi-v-raznyie-periodyi-jiznihttp://www.rusnauka.com/1_NIO_2014/Pedagogica/3_155322.doc.htm
  • https://ru.wikipedia.org/wiki/Бурятский_национальный_костюмhttp://www.school25.edummr.ru/polishchuk

http://www.vplate.ru/kostyumy-nacionalnye/buryatov/

Женский костюм ( доклад № 1)

Женская одежда (халат, безрукавка) имеет возрастные особенности, она строго соответствует возрасту женщин, меняется в соответствии с переходом из одного возраста в другой и с изменением положения в обществе, семье. Девочки носили длинные тэрлиги или зимние дэгэлы, подпоясывались матерчатыми кушаками, которые подчеркивали тонкую, гибкую талию. Повседневные кушаки делались из далембы, а нарядные - из шелка в полоску. В возрасте14-15 лет девушки меняют прическу и покрой платья, которое отрезалось по линии талии, а декоративная тесьма тууза закрывала в нем линию шва вокруг талии. В девичьем костюме отсутствовала безрукавка.

Выходя замуж, девушки заплетают две косы, в соответствии с обрядом уhэ заhаха («переплетение волос»). Для исполнения этого обряда собираются близкие родственники жениха, подруги невесты. Волосы расчесывают гребнем матери жениха, в отличие от обряда русских, где, наоборот, из двух девичьих кос заплетали одну женскую. Тип украшений бурятских женщин рассчитан на парную косу.

Женский свадебный наряд - дэгэлэй - надевается поверх платья, оставляя перед открытым, сзади на подоле имелся разрез.

Верхняя одежда замужних женщин отрезается по линии талии. Летние женские халаты чаще всего шьют из синей чесучи, линию шва закрывают только в передней части декоративной тесьмой.

Одежда женщин пожилого возраста отличается упрощенностью форм и украшений. Будничные халаты выполнены из тканей подешевле и темных оттенков, рукава отличаются легкостью по сравнению с другими нарядами. Дополняющая наряд безрукавка (Уужа) - обязательный элемент костюма замужней женщины всех бурятских племен и родов.

Существует уужа двух видов - короткая и длиннополая. Короткая безрукавка (эсэгын уужа) заканчивается на линии талии, это связано с древним бурятским обычаем, когда женщина в присутствии мужчин, в особенности свекра, могла появляться только с покрытой головой и спиной, то есть в шапочке и безрукавке. Женщины использовали яркие ткани с глубокими проймами, узенькой спинкой, прямым разрезом впереди.

Длиннополые уужа носят предбайкальские буряты в Эхирит-Булагатском, Качугском, Ольхонском районах, тункинские, баргузинские и агинские буряты Забайкалья. В основном для изготовления такой безрукавки брался короткий вариант, к которому пришивали прибранную на талии длинную юбку с разрезом сзади. Такая уужа используется для езды и назвается морин уужа.

С безрукавками связано много интересных фактов. Так, во времена Чингисхана государство регламентировало одежду и ее цвета. При раскройке монголы использовали особую измерительную методику: по цвету и качеству ткани, из которой была сделана одежда, можно было определить, к какому сословию принадлежит человек.

Мужской костюм ( доклад № 2)

Традиционная мужская одежда бурят представлена в двух видах - дэгэл (зимний халат) и тэрлиг (летний). Верхняя одежда была прямоспинной. Основным материалом для зимней одежды была овчина, которая окантовывалась бархатом и другими тканями. Повседневный дэгэл имел покрытие из хлопчатобумажной ткани, а праздничный - из шелка, бархата.

В свою очередь дэгэлы имеют две полы - верхнюю (гадар хормой) и нижнюю (дотор хормой), спинку (ара тала), перед, лиф (сээжэ), борта (энгэр). Мужской халат обычно шили из тканей синего цвета, иногда коричневого, темно-зеленого, бордового. Основной декор мужской верхней одежды приходился на грудную часть верхней полы (энгэр). Характер оформления энгэр устойчив, хотя существовали в нем элементы территориальных и родовых различий.

Обязательным атрибутом мужского халата были пояса, разнообразные по материалу, технике изготовления и размерам. Верхняя часть до пояса похожа на большой карман. В глубокой пазухе одежды люди держали пиалу в мягком футляре - таким способом они обеспечивали соблюдение личной гигиены. В любой момент и в любой юрте можно было воспользоваться собственной посудой для ароматного чая или наваристого бульона.

Бурятский национальный костюм, как и любой другой, имел свои разновидности в зависимости от пола и возраста своего владельца. В детстве мальчиков и девочек одевали одинаково. Они носили прямые халаты, похожие на мужские. Особенность мужского халата заключалась в том, что он не отрезался по талии, т.е. был прямым. Рукава пришивали регланом. Такой халат всегда подпоясывали.

Национальная одежда бурят хорошо приспособлена к кочевому образу жизни. Длина дэгэла закрывает ноги и при ходьбе, и при верховой езде, что не дает ногам замерзнуть даже при сильном морозе. Одежда не только идеально подходит для верховой езды, но и может послужить экстренной постелью - на одну полу можно прилечь, а другой - укрыться. Насчитывается около 400 видов дэгэлов, 20 видов национальной обуви и 10 видов поясов.

Обувь ( доклад № 3)

Обувь поршневидного типа 
          Ее основа - поршень (оолобшо, шyдэгшэ) - кусок кожи овальной формы, стянутый в носочной и пяточной части, образующий подошву и формирующий головку обуви. Голенище соединялось с поршнем через союзку или без нее. Обувь состоит из 3-х частей: голенища, носка и подошвы. Голенища нарядных гутулов шили из кожи (булгайр), тонкого сукна или далембы (буд гутал). Мысик носка, переходящего в голенище был треугольным, прямосрезанным или закругленным. По низу носка и на пяточной части пришивались кожаные союзки. Подошва унтов шилась из яловой кожи и пришивалась к кожаной союзке изнутри. 

Обувь башмаковидного типа 
         Второй тип обуви - башмаковидный - был известен как эрмэг гутал. Это обувь с выкройной подошвой по форме ступни, голенищем и головкой или голенищем и носком с союзками. Материал, из которого шили голенища (толстая кожа, дымленая овчина, шкура косули), придавал ей жесткую вертикальную форму. Головка выкраивалась из 2-х половинок с шишечкой на носке, подошва из толстого стеганого войлока подшивалась снизу кожей. Обувь такого типа была характерна для бурят, монголов, тувинцев, хакасов. Монгольский вариант обуви, особенно нарядной, имел острый поднятый носок. Плотная кожа голенища предохраняла голень от стирания о ремень стремени, а толстая подошва защищала от холода железного стремени, загнутый носок был удобен при верховой езде и связан с появлением стремени. 
         Разновидность башмаковидной обуви - обувь с выкройной подошвой, носком с мысиком и прямым голенищем - гутал шилась из овчины, мужские - из шкуры косули (зимние). Решение мысика носка было разным- острым (треугольником), прямосрезанным или закругленным. Голенище и носок изготавливались из ткани, простеганной на вате или из сукна для теплого времени года, нарядные шили из бархата. 

Женская обувь по крою и назначению не отличалась от мужской. Она была несколько изящней, меньшей по размеру. У бурят Иркутской области носок нарядной обуви из плиса или тонкого сукна черного цвета вышивали тамбуром, гладью или крестом. Вышивкой также покрывался шов, соединяющий носок с голенищем. Кроме этих двух типов, шили специальную обувь для охоты. Голенища для таких унтов вязали толстыми крючками из шерсти, носок и подошва были традиционными. Также была распространена орнаментированная обувь с загнутым носком и была заимствована конными эвенками Забайкалья. Распространение этой обуви связывают с распространением ламаизма в XVII-XVIII вв. Сохранилось название обуви «лама гутал» (ламская обувь), определяющее ее как часть костюма лам. 
             Кроме основной обуви буряты носили ноговицы и наколенники. 
Ноговицы - служили в качестве производственной части обуви, например при ловле рыбы. Их делали из камусов, снятых с ног бычка при забое на мясо. Нижний конец зашивали мешком или подшивали кусок кожи, образующий подошву. Камусы надставляли, ноговицы делали высокими, выше колен. Завязочками, прикрепленными к верхнему краю их подвязывали к поясу штанов. Внизу перевязывали у лодыжек. Ноговицы бытовали у баргузинских, кударинских и верхоленских бурят. Поверх ноговиц надевали поршни или обувь из ровдуги. 
              Наколенники - (yбдэгшэ) в виде куска кожи, утепленного войлоком были в употреблении у охотников за нерпой на Байкале (бурят, русских, эвенков). Они были необходимы охотникам для передвижения на коленях по льду. Наколенники из кожи входили также в состав костюма таежного охотника. В более древние времена наколенники были принадлежностью бурятского воина. 
           
Чулки - бытовали повсеместно были обыденными у мужчин и женщин. Чулки были войлочные, сшитые из ткани и вязаные. Детские чулки были связаны из овечьей шерсти, надевались с кожаной обувью. Выкройные носок и подошва войлочных чулок вошли в обычай в конце XIX в. Чулки из войлока были известны среди тюрко-монголоязычных народов древности и как специфичные части костюма кочевников-скотоводов. 
            У бурят в XIX-XX вв. были повсеместно распространены вязаные на спицах или крючком из овечьей шерсти чулки разной длины. Иногда верхняя часть чулка была с рисунком. Орнамент - геометрический и представлял собой чередование полос, кубиков, столбиков, иногда узор напоминал птицу. 
            В конце XIX - начале XX в. буряты, монголы стали носить покупные ичиги из хрома, (мягкие выворотные сапоги из юфти), молодежь носила ботинки с каблуками, сапожки, туфли. 

Украшения ( доклад №4)

Украшениям буряты как женщины, так и мужчины придавали большое значение, ибо они в их жизни служили не только для выполнения их прямого назначения - украшать, но наделялись большим символическим смыслом - играли роль амулетов-оберегов, маркировали возраст и социальное положение индивида, утверждали переход личности из одного статуса в другой--Украшения носили мужчины и женщины. Повседневные украшения у всех были очень просты. Наиболее распространенные - это кольца, перстни, браслеты, серьги, их носили постоянно, не снимая. Женские украшения были более богатыми и разнообразными: головные, накосные, ушные, височные, нагрудные, поясные, боковые.

Головное украшение - даруулга или татуурга - представляло собой коралловый венок или корону на основе из бересты, обшитой черным бархатом, украшенной шариками коралла, янтаря, малахита, бирюзы. Бусины на ней нашивались в три ряда, в середине среднего ряда помещалась большая янтарная бусина, а справа и слева от нее кораллы меньшего размера и другие камни, образующие верхний и нижний ряд.

Нагрудное украшение - медальон, называемый гуу. Гуу - это квадратной или аркообразной формы серебряный футляр с оберегом. Кроме того, женщины носили ожерелья из кораллов и янтарные бусы. Накосные украшения - тумба, хонтуул, различные серебряные пластины, кольца и драгоценные камни, накосники - шэбэргэл. На обеих руках женщины носили серебряные браслеты, на указательных и безымянных пальцах - четыре колечка из серебра, иногда золотые.

Мужчины также носили массивные кольца и перстни из серебра, золота и мельхиора. Мужская коса украшалась серебряными пластинами со вставками из коралла и кистями из черных шелковых нитей. Предмет особой гордости мужчин - нож и ножны, огниво, трубка, сделанные из серебра, красиво орнаментированные.

Девушка 15-16-летнего возраста в знак достижения половой зрелости на косу надевала украшение саажа (у западных бурят). Саажа делали из коралловых бус или из серебряных пластин, а также из шелковых нитей черного цвета. У восточных бурят к девичьей косе прикрепляли ленту из черного материала с нашитыми на ней рядами кораллов и серебряных полос с насечкой. Эта лента называлась гэзэгэ - коса. Девушки (у западных бурят) носили также налобное украшение - юбуу, серебряную пластинку в виде сердечка - знак того, что к ней можно уже присылать сватов.

Орнамент ( доклад №5)

Бурятские орнаменты и узоры имеют свои выразительные особенности и отражают верования этого народа, его жизненный уклад и даже особенности той природной среды, в которой жили многие поколения людей. Например, весьма популярны элементы, символизирующие явления природы (дождь, гроза, ветер, солнце, луна, звёзды, радуга) и божества-животные из бурятской мифологии. 
         Встречаются в том числе мотивы, возникшие до распространения буддизма. Самыми древними элементами орнамента были геометрические формы: прямые линии, зигзаги, спирали, завитки, перекрестья, круги, ромбы. 

Значения, которые выражали бурятские орнаменты, зачастую были связаны с плодородием: круги обозначали солнце, луну и звёзды, волны и зигзаги – небо, воздух, облака и ветер. Сама природа, в гармонии с которой жили древние буряты, давала пищу для создания своеобразных народных орнаментов. 

Исследователи подразделяют разновидности узора на несколько групп. Самые многочисленные из них – природные и геометрические. Кроме того, существуют так называемые культовые орнаменты, в которых используются символы тибетского буддизма. Как правило, таким узором украшают храмы и объекты, используемые в богослужении. 
Выделяются основные символы такие как: Соёмбо (пламя огня, диск солнца, серп луны), Найман тахил (8 драгоценностей), Очир (ваджр), Хэдаг хээ (буддийский шарф) и т.д. 

Природные орнаменты
         К природным можно отнести орнаменты, символизирующие растения и животных: Цэцгэн хээ (цветы), Навчин хээ (Листья, трава), Эвэр угалз ( завитки, рога) и т.д. Один из популярных мотивов – Эвэр хээ (бараний рог), означающий богатство народа, издревле занимавшегося скотоводством. Часто изображаются 12 жил (12 животных из восточного календаря), что используется в качестве пожелания здоровья и долголетия. Популярны стилизованные изображения Луун хээ(дракона), Заан (слона), Арслан (льва). Эвтэй 4 амьтан (Четверо дружных животных). 

         Одним из часто встречающихся элементов, который включают в себя бурятские орнаменты, является цветок лотоса как важнейший символ буддийской культуры. Также часто встречаются узоры Эрвэхэй хээ (бабочка) (около 30 разновидностей изображения), Шувуун хээ (птица). 

          Также к природным орнаментам относят стилизованные изображения явлений природы ГАЛ хээ(огонь), YYЛЭН хээ (облака), УУЛАН хээ (горы, хребты), УСАН хээ (вода), ДОЛГИО хээ (волны). 

Геометрические орнаменты


Алхан хээ - Так называемые молоточные узоры напоминают классический древнегреческий орнамент меандр. Такой рисунок наносили на предметы культа и особо важные вещи, его значение – вечное движение мира. 

Улзы хээ - представляет собой плетёный узел, являющийся символом долголетия, счастья и достатка. Этот символ имеет множество вариаций и может быть нанесён на любой предмет. Таким образом, мастер выражает свои добрые пожелания. 

Хас хээ – свастика (санскр. स्वस्तिक от स्वस्ति, свасти — приветствие, пожелание удачи, благоденствие, от सु, су — «добро, благо» и अस्ति, асти — «есть, быть»). Он связан с зимним и летним солнцестоянием, четырьмя сторонами света или четырьмя стихиями, а также движением Солнца вокруг Земли. Как и улзы, это буддийский символ. Свастика, направленная по ходу движения Солнца, считалась оберегом и сосредоточением доброй энергии. 

Дугуй хээ - этот важнейший элемент выражает особое значение бурятских орнаментов – круг, олицетворяющий диск Солнца, а также движение и бесконечность. Его часто изображали на оружии, талисманах и семейных, родовых печатях. 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Традиционный бурятский женский костюм

Слайд 2

Женская одежда (халат, безрукавка)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ТРАДИЦИОННЫЙ БУРЯТСКИЙ МУЖСКОЙ КОСТЮМ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ТРАДИЦИОННАЯ ОБУВЬ БУРЯТ

Слайд 2

Обувь поршневидного типа

Слайд 5

Обувь башмаковидного типа

Слайд 7

Ноговицы


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ТРАДИЦИОННЫЕ УКРАШЕНИЯ БУРЯТ

Слайд 2

Головное украшение - даруулга или татуурга

Слайд 3

Нагрудное украшение – медальон « гуу »

Слайд 5

Накосные украшения

Слайд 6

Мужские украшения

Слайд 7

Украшение саажа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту. Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту.

Аннотацияк учебно-методическим  разработкам внеклассных мероприятий  по физической культуре с использованием нестандартного оборудования. 1....

Методическая разработка внеклассного мероприятия по математике «Что такое коррупция». (8-9 классы) Внеклассное мероприятие по математике «Что такое коррупция»

Данная методическая разработка внеклассного мероприятия   «Что такое коррупция?»  составлена и применялась как внеклассное мероприятие по дисциплине “Математика»   для обучающ...

Конспект внеклассного мероприятия по бурятскому языку

Конспект внеклассного мероприятия по бурятскому языку для учащихся 7-8 классов по теме "Культура Бурятии"...

В память пламенных лет… ( Дүлэтэ жэлнүүдэй дурасхаалда…) Литературная гостиная (внеклассное мероприятие по бурятскому языку, посвященное 70-летию Великой Победы)

Данная работа разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования и содействует духовно-нравственному развитию личности гражданина России, ...