Разработка урока швейного дела 8 класс "Изготовление пижамы"
план-конспект урока по технологии (8 класс) на тему

Куликова Светлана Владимировна

Разработка урока швейного дела 8 класс "Изготовление пижамы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Разработка урока швейного дела23.03 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка урока швейного дела (8 класс)

Тема: Изготовление пижамы.

Цели:

Образовательные:  

  1.  обобщить знания по технологии изготовления пижамы;

2) закрепить и систематизировать имеющийся теоретический и практический  опыт учащихся.

Коррекционно-развивающие:

 1) развивать мыслительную деятельность  через использование различных форм проверки знаний (самостоятельная работа в парах, фронтальный опрос, блиц-опрос);

2)  формировать самостоятельность учащихся через выполнение практической работы с помощью инструкционных  карт;

3) корригировать навык контроля качества при пошиве изделий.

Воспитательные:

 1) воспитывать трудолюбие и настойчивость при выполнении работы;

2) воспитывать мотивацию к выбору профессии «швея».

Тип урока:  обобщающий.

Оборудование:  образец готового изделия,  рисунки моделей, образцы тканей, выкройки, технологические  карты, инструкционные карты, швейные машины, ножницы, иглы,  детали швейных изделий.

Ход урока:

1.Организационный момент.

Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку.

Владеть иглой - большое дело!

Не каждому дано одежду шить.

Для этого всего лишь нужно

Свою профессию любить.

- Сегодня мы проверим ваши знания по теме «Изготовление пижамы», закрепим понятие «технология», а так же умение выполнять обработку деталей и узлов с помощью инструкционной карты.

2. Повторение темы «Изготовление пижамы».

1) Виды и фасоны пижамы.  

- Простота и удобство – вот требования, которые предъявляют к таким изделиям как пижама.

 Пижама относится к нательному белью и является незаменимой вещью в нашем гардеробе.

Ассортимент этих изделий характеризуется разнообразием фасонов

Перед вами различные модели пижам. Внимательно посмотрите на них и скажите,

- в чем их различия?

(Различные конструкции,  покрои рукавов, отделки и т. д.)

- Пофантазируйте и скажите, какие еще фасонные элементы можно было бы использовать в изготовлении пижамы?

(Капюшон, вышивка, без застежки, карманы, различные отделки)

- В чем сходство?

(Пижама состоит из двух изделий: блузка, брюки)

- К какому виду изделий по способу носки относится блузка?

(К плечевой, так как надевается на плечевой пояс)

- К какому виду изделий относятся брюки?

(К поясной, так как надевается на талию)

2) Ткани, их свойства.  

- Для пошива одежды используют различные ткани.

Назовите ассортиментные группы тканей.

  (Х/б, льняные, шелковые, шерстяные)

- Какие ткани используют для пошива пижамы?

(Х/б ткани)

- Из чего получают эти ткани?

(Из растения  хлопок)

- Назовите виды хлопчатобумажных тканей. Охарактеризуйте их.

(Ситец (тонкая полупрозрачная ткань), бязь (плотная х/б ткань), фланель (ткань имеет ворс с двух сторон), фуле (ворс с одной стороны))

- Какими свойствами обладают х/б ткани?

(Они отличаются высокой гигиеничностью, хорошо впитывают влагу, воздухопроницаемы, достаточно прочны и красивы)

- Все эти свойства положительно влияют на здоровье человека.

- Что служит сырьем для производства синтетических тканей?

(Продукты переработки нефти, газа, каменного угля)

- Почему не рекомендуют использовать синтетические ткани для пошива нательного белья?

(Синтетические ткани электризуются при носке, почти не впитывают влагу и плохо пропускают  воздух, поэтому из них не рекомендуют шить нательное белье)

3) Детали кроя, контурные срезы.  

- Швея должна не только уметь подобрать нужную ткань для изделия, но и знать названия деталей и их контурных срезов.

- Назовите детали  и контурные срезы кроя блузки?

(полочка, спинка, рукав, воротник)

- Покажите контурные срезы этих деталей.

- Назовите детали  и контурные срезы кроя брюк?  Покажите их.

4)Последовательность пошива пижамы.  

      - Процесс изготовления пижамы состоит из ряда технологических операций. Обычно они выполняются в определенной  последовательности.

Сейчас составим  последовательность пошива пижамы.

Для этого поделим класс на  две команды. Каждой выдается цветная карточка с названием изделия: блузка или брюки и информация об основных этапах технологических операций. Ваша задача – разложить по кармашкам операции в правильной  последовательности. Закончив работу, сдать учителю.

(Удалив из конверта цветной картон и перевернув карточку, можно судить о правильности выполнения задания).

Физминутка.

- Теперь пора немножко отдохнуть. Проведем физ. минутку.

                    Мы устали засиделись,

                     Нам размяться захотелось.

1упр. Руки согнули в локтях, положили на плечи и начали круговые движения

           вперед, назад  (3 раза).

2упр. Руки на пояс. Повороты  туловища  направо, налево ( 3 раза)

3 упр. Гимнастика для глаз выполняется без напряжения, медленно:

           Движение глазами вверх - вниз, вправо -  влево, по часовой стрелке – против        

           часовой стрелки. ( 3 раза).

5)Технология обработки деталей и узлов изделия  

(фронтальный опрос).

- Каждая операция пошива включает обработку деталей и узлов.

Обработка вытачек.

- На полочках для придания формы, прилегания изделия  выполняют вытачки.

Как обрабатывают вытачки?

(Сметывают от узкого конца к широкому, стачивают наоборот, концы вытачек закрепляют и сутюживают)

- Объясните термин «сутюживание».  

(удаление слабины)

Обработка кокеток.

- Основные детали: спинку, полочку иногда делают с кокетками. Что такое кокетка?

(Кокетка – конструктивная линия, служит как отделка изделия. Может быть прямая, овальная, фигурная.)

- Какими швами соединяют прямую кокетку с изделием? Покажите на стенде.

(Стачным, настрочным швами.)

Обработка рукавов.

  - Рукава - важная деталь плечевого изделия. От правильной обработки рукавов во многом зависит внешний вид изделия и удобство его носки. Рукава разнообразны по длине и покрою. Нижние срезы рукавов обрабатывают различными способами. Какими?

(вподгибку, манжетами)

- Как обработать низ рукава швом вподгибку?

Обработка воротника

- Одна из сложных деталей изделия – воротник. Воротник является отделочным элементом и может иметь разнообразную форму. Воротники бывают в виде стойки. отложные, с отлетом.

- Из каких деталей состоит воротник. Как его обработать?

(Верхний и нижний воротники – 2 детали. Обработка сложить верхний и нижний воротники лицевыми сторонами внутрь, сколоть булавками и обтачать по срезу отлета швом шириной – 0,7 см. Затем срезать ткань в уголках, для уменьшения толщины, вывернуть на лицевую сторону и выметать. Затем приутюжить.)

- Объясните термин «выметать»?

(Закрепить вывернутый край для сохранения формы.)

- При обработке деталей одежды важно знать технические требования, предъявляемые  к выполнению швейных работ.

6) Основные технические требования  (игра  «блиц опрос»;  работа по развитию мыслительной деятельности: установление логических связей;

самоорганизация - совместно формулируем понятие).

Проведем блиц – опрос

 (вопросы задаются каждой команде по очереди)

Продолжить предложение.

Ручные работы:

- Толщина меловых линий ..

- для сметывания применяют …

- перед сметыванием детали..

- концы сметочных строчек…

-для удаления сметочных ниток их …

- пуговицы со сквозными отверстиями пришивают нитками  …..,

- пуговицы на стойке пришивают нитками…..

Машинные работы:

- припуски на швы располагают……, а изделие….

- все внутренние строчки выполняют нитками….

- концы строчек …

- машинные строчки должны быть…

- в 1 см.  должно быть…. …. стежков.

Влажно – тепловые работы:

- в качестве проутюжильника применяют…

- ВТО производят до…

- швы разутюживают до…

- утюжат при определенной….

Что такое «технология»?

Cделаем вывод, что такое  «технология».

Технологией принято называть описание производственных процессов, инструкции по их выполнению, технические требования.

Технология — в узком смысле — способ преобразования ткани в изделие. Большую роль в этом преобразовании играет швея. От качества работы которой зависит внешний вид готового изделия.

3. Практическая работа.

- Объясните значение пословиц:

 “Делано наспех – и сделано на смех”.

  «Взялся за дело, выполняй его умело»

Выполнение практической работы:  Обработка деталей пижамы.

Задание: обработать:

- вытачки

- рукава

- кокетку

- воротник

1. Вводный инструктаж:

- сообщение названия практической работы;

- разъяснение задач практической работы;

- ознакомление с образцами;

- ознакомление с инструкционными картами;

- предупреждение о затруднениях в работе;

- инструктаж по ТБ;

- показ трудовых приемов работы учителем.

2. Текущий инструктаж:

- самоконтроль в выполнении работы (последовательность выполнения), ровность строчки, качество утюжки).

3. Заключительный инструктаж:

- анализ выполненных работ учащихся;

- разбор типичных ошибок, причины;

- объяснение способов устранения ошибок.

4. Подведение итогов.

Сообщение о достижении целей урока, оценка работы, демонстрация лучших работ.