О проблемах образовательной области «Технология»
статья по технологии на тему

О проблемах образовательной области «Технология»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon o_problemah_obrazovatelnoy_oblasti.doc40 КБ

Предварительный просмотр:

О проблемах образовательной области «Технология»

(сообщение)

Модернизация российской системы общего образования повлекла за собой существенные преобразования в содержании и подходах к преподаванию практически всех   предметов   школьной   программы.   Однако   содержание   предметной   области

«Технология»   практически   осталось   без   изменений.   Сначала   в   1993   г. предмет

«Трудовое обучение» был переименован в предмет «Технология», включающий в себя технический труд, обслуживающий труд, сельскохозяйственный труд, черчение, а затем позднее, в 1998 г., была разработана Концепция формирования технологической культуры молодежи в общеобразовательной школе, определяющая цели и задачи предметной области «Технология». Рассматриваемая концепция была нацелена на формирование    технологической    культуры    обучающихся,    которая   предполагала

«овладение системой методов и средств преобразовательной деятельности по созданию материальных и духовных ценностей». В ней были представлены этапы технологического подготовки в системе школьного образования: 1–4 классы – начальная технологическая подготовка; 5–9 классы – общетрудовая и технологическая подготовка  по  направлениям  (технический,  обслуживающий,  сельскохозяйственный труд);        

10–11        классы        –        общеобразовательная        технологическая        и        профильная технологическая подготовка школьников.

Внедрение данной концепции в технологическую подготовку школьников обеспечила достижение определенных позитивных моментов:

  • обеспечение непрерывности и последовательности (с 1 по 11 класс) в преподавании технологии в школе;
  • сохранение в содержании школьной программы по технологии направлений по обработке материалов (металлы, древесина, пищевые продукты, ткань);
  • выделение независимых от технологий обработки материалов таких направлений в технологической подготовке, как материаловедение, техническое черчение, охрана и безопасность труда, машиноведение, моделирование, конструирование и проектирование;
  • использование метода проектов как средства формирования практических умений и навыков в технологической подготовке школьников.

В нынешней системе образования предметная область «Технология» играет главенствующую роль в формировании технологической культуры личности обучающегося. Являясь важным компонентом в системе школьного образования, предмет «Технология» открывает перед школьниками возможность применять знания из разных научных областей на практике и использовать их в проектной, конструкторской и технологической деятельности.

Длительное отсутствие модернизации в предметной области «Технология» привело к тому, что современное содержание предмета не отвечает требованиям постиндустриального общества. Нынешнее содержание учебной дисциплины ориентировано на изучение таких традиционных материалов и технологий производства, как металлообработка, деревообработка, технология обработки пищевых продуктов, сельскохозяйственного производства. Такое содержание предмета не может отвечать потребностям современного общества, которое нуждается в применении новых технологий и техники. Меняются требования и к будущему специалисту, который будет управлять современными технологическими процессами. Прежде всего от будущего специалиста требуется высокий уровень естественно-научной и математической подготовки, а также владение такими универсальными видами деятельности, как конструирование, моделирование, исследование и управление.

Несмотря на обновленные цели и задачи технологической подготовки школьников, в преподавании предмета «Технология» имеется ряд серьезных проблем, которые нельзя оставлять без внимания. Прежде всего это проблемы кадрового обеспечения учебного процесса. Нередки ситуации, когда в средних общеобразовательных школах уроки технологии проводят учителя совершенно других профилей, которые не заинтересованы в овладении содержанием предметного материала, не владеют методикой преподавания предмета и не обладают необходимыми компетенциями. Такая ситуация приводит к ухудшению качества технологической подготовки обучающихся, а это, в свою очередь, приводит к тому, что обучающиеся не могут на должном уровне выполнить элементарный чертеж детали, произвести технический расчет, изготовить объект труда, предусмотренный образовательной программой, участвовать в олимпиадах по технологии. В целом это снижает мотивацию школьников к изучению одного из основных предметов, формирующего знания технологических основ производства, трудовых умений и навыков.

Несмотря на перемены, связанные с модернизацией системы образования, основной дидактической единицей учебного процесса продолжает оставаться урок, эффективность которого во многом определяется применением современных образовательных технологий в учебном процессе. В технологической подготовке школьников центральное место отводится проектной технологии, использование которой способствует развитию познавательных способностей обучающихся, а также самостоятельному поиску и решению проблем. В свою очередь, решение поставленных проблем требует от ученика привлечения и актуализации знаний из разных научных областей. Включение в учебный процесс метода проектов позволяет решить проблемы дифференцированного обучения (уровневая и профильная дифференциация) школьников.

Содержание предметной области «Технология» может быть реализовано посредством двух учебных предметов: «Технология» (1–11 классы) и «Черчение и графика» (8–9 классы). Второй предмет способствует формированию графической культуры, систематизации и расширению графических знаний, умений и навыков, полученных на уроках технологии. «Черчение и графика» как предмет более всего способствует развитию пространственного, технического, конструкторского мышления обучающихся.

Поскольку решение графических задач эффективно способствует  формированию и развитию пространственного мышления, необходимо вводить графические дисциплины в старших классах – как предмет по выбору или в качестве элективных курсов.

Таким образом, рассмотренные проблемы развития и совершенствования методики преподавания образовательной области «Технология» позволят учителям средних общеобразовательных школ по-новому подойти к изучению данного предмета, что также будет способствовать формированию технологической и графической культуры у школьников при дальнейшем их обучении в системе среднего профессионального и высшего образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология проектного обучения как средство развития креативности обучающихся в рамках образовательной области «Технология»

Статья из опыта работы Лазовской О.А. - учителя технологии МОУ СОШ № 40 г. Белгорода.) Образовательная область «Технология» имеет своей целью заложить основы подготовки учащейся молодежи к трудо...

ФГОС и образовательный минимум содержания образовательной области "Технология"

В презентации содержится сравнительный анализ обязательного минимума по технологии и содержания стандарта, поднята проблема сокращения учебного времени на предмет технология.  Представлена  ...

Подготовка учащихся ОУ к осознанному выбору предмета «Технология» в качестве предмета для государственной итоговой аттестации».Проекты в образовательной области "Технология".

Выбор проекта  в качестве ГИА  в 9 классах.  Творческое проектирование. Критерии оценки проектов. Методы контроля. Защита проектов....

Преподавание предметов образовательной области «Технология» на основе сочетания различных методов обучения и современных педагогических технологий

XXI век – век высоких компьютерных технологий. Что нужно современному молодому человеку для того, чтобы чувствовать себя комфортно в новых социально- экономических условиях жизни? Какую роль должна иг...

Календарно - тематическое планирование по образовательной области "Технология" направлению "Индустриальные технологии" 5 класс ФГОС второго поколения.

В 2015-2016 учебном году школа переходит на ФГОС второго поколения утвержденном приказом Министерства образовании и науки Российской Федерации от «17»  декабря  2010 г. № 1897. В соотв...

Проектные технологии при переходе на ФГОС второго поколения образовательной области «Технология».

Проектные технологии всегда ориентированы на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Используя пр...

Методическое письмо «О преподавании образовательной области «Технология» в общеобразовательных учреждениях Нижегородской области в 2015-2016 учебном году»

Методическое письмо «О преподавании образовательной области «Технология» в общеобразовательных учреждениях Нижегородской области в 2015-2016 учебном году»...