Рабочая программа по технологии 6 класс
рабочая программа по технологии (6 класс) на тему

Соловьёв Юрий Сергеевич

 Рабочая программа «Технология» для 6 класса разработана в соответствии с требованиями  Федерального государственного стандарта  основного общего образования, на основе авторской программы  «Технология» для учащихся 5 - 8 классов. Авторы А. Т. Тищенко, Н. В. Синица. Под редакцией В. Д. Симоненко. Издательство: М. , «Вентана - Граф» 2014 г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon raboch._programma_po_tehnologii_6_klass.doc156.5 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа

учебного курса

по технологии в 6 классе                                                              

                                     

                                       

2018 год

 Рабочая программа «Технология» для 6 класса разработана в соответствии с требованиями  Федерального государственного стандарта  основного общего образования, на основе авторской программы  «Технология» для учащихся 5 - 8 классов. Авторы А. Т. Тищенко, Н. В. Синица. Под редакцией В. Д. Симоненко. Издательство: М. , «Вентана - Граф» 2014 г.

Место предмета в учебном плане

Рабочая программа по технологии составлена в соответствии с учебным планом . На изучение учебного предмета отводится 2 ч в неделю, итого 68 ч за учебный год.

Планируемые результаты

Изучение технологии в основной школе обеспечивает достижение личностных, метапредметных и предметных результатов.

       Личностными результатами освоения обучающимися основной школы курса «Технология» являются:
   • проявление познавательных интересов и активности в данной области;
   • развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности;
   • овладение установками, нормами и правилами научной организации умственного и физического труда;
   • самооценка умственных и физических способностей для труда в различных сферах с позиций будущей социализации и стратификации;
   • осознание необходимости общественно полезного труда как условия безопасной и эффективной социализации;
   • бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам;

        Метапредметными результатами освоения обучающимися основной школы курса «Технология» являются:
   • алгоритмизированное планирование процесса учащимися познавательно-трудовой деятельности;
   • овладение необходимыми в повседневной жизни базовыми приемами ручного и механизированного труда с использованием распространенных инструментов и механизмов, способами управления отдельными видами распространенной в быту техники;

  • умение применять в практической деятельности знаний, полученных при изучении основных наук;

    • использование дополнительной информации при проектировании и создании объектов труда;
   • поиск новых решений возникшей технической или организационной проблемы;
   • приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов по обоснованию технико-технологического и организационного решения;    

    • выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных;
   •  согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими ее участниками;
   • объективное оценивание вклада своей познавательно-трудовой деятельности в решение общих задач коллектива;
   • оценивание своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам;
   • соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства;

        Предметным результатом освоения обучающимися основной школы курса «Технология» являются:

в познавательной сфере:

  • рациональное использование учебной и дополнительной информации для проектирования и создания объектов труда;
  • распознавание  видов, назначения и материалов, инструментов и приспособлений, применяемых в технологических процессах при изучении разделов «Технологии обработки конструкционных материалов», «Технологии домашнего хозяйства».
  • владение способами научной организации труда, формами деятельности, соответствующими культуре труда;

в мотивационной сфере:

  •  оценивание своей способности и готовности к труду;
  •  осознание ответственности за качество результатов труда;
  •  наличие экологической культуры при обосновании выбора объектов труда и выполнении работ;
  •  стремление к экономичности и бережливости в расходовании времени, материалов при обработке древесины и металлов;

в трудовой сфере:

  • планирование технологического процесса;
  • подбор материалов, инструментов и оборудования с учетом характера объекта труда и технологической последовательности;
  • соблюдение норм и правил безопасности, правил санитарии и гигиены;
  • контроль промежуточного и конечного результата труда для выявления допущенных ошибок в процессе труда при изучении учебных разделов;

в физиолого-психологической сфере:

   •  развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными инструментами и выполнении операций с помощью машин и механизмов;
  •  достижение необходимой точности движений при выполнении различных технологических операций;
  •  соблюдение требуемой величины усилия, прикладываемого к инструменту, с учетом технологических требований;

   •  сочетание образного и логического мышления в процессе проектной деятельности;

в эстетической сфере:

   •  дизайнерское проектирование изделия или рациональная эстетическая организация работ;

   •  моделирование художественного оформления объекта труда при изучении раздела «Технологии художественно-прикладной обработки материалов»;

   •  эстетическое и рациональное оснащение рабочего места с учетом требований эргономики и научной организации труда;

   •  рациональный выбор рабочего костюма и опрятное содержание рабочей одежды;

в коммуникативной сфере:

   •  формирование рабочей группы для выполнения проекта;

   •  публичная презентация и защита проекта, изделия, продукта труда;

   •  разработка вариантов рекламных образцов.

Тематическое планирование по дисциплине «Технология» 6 класс

№ п/п

Наименование разделов и тем

Максимальная нагрузка учащегося, ч.

Из них

Теоретическое обучение, ч.

Лабораторные и практические работы, ч.

Контрольная работа, ч.

Экскурсии, ч.

Самостоятельная работа, ч.

1.

Технология ручной обработки древесины и древесных материалов

16

-

-

-

2.

Технология художественно-прикладной обработки материалов

10

3.

Технология ручной обработки металлов и искусственных материалов

22

-

-

4.

Технологии домашнего хозяйства

8

-

-

-

5.

Творческий проект

12

Итого

68

-

-

 Содержание программы

Технология создания изделий из древесины (16 ч)

Заготовка древесины, пороки древесины (2 ч)

Лесная промышленность. Деревообрабатывающая промышленность. Виды продукции из древесины. Лесоматериалы. Выбор формы, материала и размеров заготовки с учетом пороков древесины. Технологическое планирование работы. Составление технологической карты.Охрана труда в мастерских.

Практическаяработа:

- распознавание пороков древесины.

Основные понятия темы:лесная и деревообрабатывающая промышленность; лесхозы, лесничества; рабочие профессии: рамщик, станочник, плотник, вальщик леса; лесоматериал; хлыст, комель, вершина,пороки древесины: сучки, косослой, свилеватость, трещины, рак, гниль, червоточина..

Свойства древесины (2 ч)

Физические свойства древесины. Механические свойства древесины. Сушка древесины.

Практическаяработа:

- исследование плотности древесины.

- исследование влажности древесины.

Основные понятия темы:свойства древесины: физические (плотность, влажность), механические  (твёрдость, прочность, упругость); сушка древесины.

Чертежи деталей издревесины. Сборочный чертеж. Спецификация составных частей изделия (2 ч)

    Общие требования ГОСТ ЕСКД, предъявляемые к чертежам. Выбор видов на чертежах призматических деталей. Нанесение размеров на чертеже.

Практическаяработа:

- выполнение эскиза или чертежа детали из древесины. Чтение сборочного чертежа.

Основные понятия темы:формы деталей: призматическая, цилиндрическая, коническая; сборочный чертеж, основная надпись, габаритные размеры, сборочная единица, спецификация.

Технологическая карта – основной документ для изготовления деталей (2 ч)

Технологическая карта изготовления изделия из древесины.

Практическаяработа:

- разработка технологической карты изготовления детали из древесины.

Основные понятия темы:маршрутная карта, операционная карта, технологическая карта.

Технология соединения брусков из древесины (2 ч)

    Виды соединения брусков. Соединения в половину толщины бруска. Разметка брусков. Выпиливание, склеивание и обработка склеиваемых брусков.

Практическаяработа:

- изготовление изделия из древесины с соединением брусков внакладку.

Основные понятия темы:соединение брусков: ступенчатое, врезкой, в половину толщины бруска; столярная стамеска, шкант.

Технология изготовления цилиндрических и конических деталей ручным инструментом (2 ч)

Изготовления детали цилиндрической формы ручным инструментом. Контроль диаметра круглой детали.

Практическаяработа:

-изготовление деталей, имеющих цилиндрическую и коническую форму.

Основные понятия темы:восьмигранник; шлифование; кронциркуль.

Устройство токарного станка по обработке древесины (2 ч)

Токарный станок по дереву как технологическая машина. Основные части станка и их назначение. Принцип работы станков токарной группы. Операции, выполняемые на токарном станке по дереву. Кинематическая схема станка и ее чтение.

Лабораторно-практическая работа:

-изучение устройства токарного станка для обработки древесины.        

Основные понятия темы:токарный станок, передняя бабка, задняя бабка, подручник с кареткой, патрон, планшайба, трезубец; точение: продольное, поперечное, продольно-поперечное.

Технология окрашивания изделий из древесины красками и эмалями

 (2 ч)

Отделка поверхностей детали. Эстетические требования к отделке изделия.

Практическаяработа:

- окрашивание изделий из древесины красками.

Основные понятия темы:краска, растворитель, олифа, шпатлевка, кисть, валик.

Технология художественно – прикладной обработки материалов ()

Художественная обработка древесины. Резьба по дереву. Виды резьбы по дереву и технология их выполнения (10ч)

    Понятие о видах резьбы (плосковыемчатая, плоскорельефная, рельефная, скульптурная и домовая резьба).

    Материалы, применяемые для резьбы по дереву; условия их выбора. Подготовка материала.

    Оборудование, инструменты и приспособления для резьбы по дереву.

    Геометрическая резьба. Элементы геометрической резьбы. Подготовка заготовки к резьбе. Техника выполнения двухгранных и трехгранных выемок, скобчатых лунок. Выполнение простейшего орнамента.

    Особенности техники контурной резьбы (ознакомление).

    Профессия резчика по дереву.

Практическаяработа:

- художественная резьба по древесине.

Основные понятия темы:резьба (геометрическая, плосковыемчатая, контурная, прорезная, контурная, прорезная, накладная); стамески для резьбы по древесине, плоская прямая, желобчатая, клюкарза, плоская косая (косяк), уголок, церазик, разметка рисунка.

Технологияручной обработки металлов и искусственных материалов( 22 ч)

Элементы машиноведения. Составные части машин (2 ч)

Понятие о машине и механизме. Классификация машин. Виды технологических машин. Составные части машин в зависимости от их функционального назначения: механизмы двигателей и преобразователи; исполнительные механизмы; механизмы управления, контроля и регулирования; механизмы подачи, транспортировки, сортировки.Графическое изображение механизмов передач.

Практическаяработа:

- изучение составных частей машин.

Основные понятия темы:двигатель, передаточный механизм, исполнительный механизм, передача (зубчатая, ременная, зубчато-реечная, цепная), стойка, звено (ведущее, ведомое), шпонка, шлиц.

Свойства чёрных и цветных металлов.Сортовой прокат (4 ч)

Черные металлы – стали и чугуны, содержание в них углерода. Конструкционные стали. Сортовой прокат. Виды фасонных профилей и их применение в современных конструкциях. Цветные металлы (медь, алюминий, цинк) и их сплавы (дюралюминий, латунь, бронза).Основные свойства металлов (прочность на разрыв, твердость, хрупкость, пластичность, упругость, жидкотекучесть, свариваемость, возможность соединений пайкой).

Практическиеработы:

  - ознакомление со свойствами металлов и сплавов;

  - ознакомление с видами сортового проката.

Основные понятия темы:черные и цветные металлы, свойства металлов: механические (прочность, твердость, упругость, пластичность), технологические (ковкость, жидкотекучесть, обрабатываемость, свариваемость, коррозионная стойкость); конструкционная и инструментальная сталь, чугун, медь, алюминий, латунь, бронза, дюралюминий; сортовой прокат, профиль проката.

Чертежи деталей из сортового проката (2 ч)

Сборочный чертеж. Приспособление для изготовления деталей из сортового проката. Чтение сборочного чертежа.

Практическиеработы:

- чтение и выполнение чертежей деталей из сортового проката.

Основные понятия темы:сборочный чертеж, чтение сборочного чертежа.

Измерение размеров деталей с помощью штангенциркуля (4 ч)

Устройство штангенциркуля. Нониус. Отсчет по нониусу. Приемы измерений штангенциркулем.

Практическиеработы:

- измерение размеров деталей штангенциркулем.

Основные понятия темы:штангенциркуль, нониус; контролер станочных и слесарных работ.

Технология изготовления изделий из сортового проката (2 ч)

    Изделия из сотового проката. Технологический процесс как часть производственного процесса. Слесарные операции в процессе изготовления изделий. Технологическая карта.

Практическиеработы:

- разработка технологических карт изготовления изделий из сортового проката

Основные понятия темы:производственный процесс, технологический процесс, технологическая операция, технологическая карта; слесарь механосборочных работ, слесарь-ремонтник, слесарь-инструментальщик.

Рубка и резание металла ножовкой (4 ч)

Назначение и устройство зубила. Приемы работы на плите и в тисках. Правила безопасности при рубке металла.

Назначение и устройство слесарной ножовки. Виды ножовочных полотен, условия их выбора и установки в слесарной ножовке. Правила безопасности при резании металла ножовкой.

Практическиеработы:

- рубка заготовок в тисках и на плите;

- резание металла слесарной ножовкой.

Основные понятия темы:рубка металла, зубило, кистевой удар, локтевой удар, плечевой удар, рубка в тисках и на плите; слесарная ножовка, рамка, ножовочное полотно, хвостовик сручкой, механическая ножовка.

Опиливание заготовок из сортового проката (2 ч)

Основные части напильника. Виды напильников по форме и насечке и их назначение. Выбор напильников в зависимости от технических требований, предъявляемых к обрабатываемым поверхностям детали. Условия получения заданной формы, шероховатости и размеров обрабатываемой поверхности детали и их взаимного расположения при опиливании. Приемы опиливания плоскостей. Обработка плоскостей, расположенных под углом 90 ̊. Приемы обработки криволинейных поверхностей.

Распиливание отверстий (пройм) различной формы. Особенности выполнения этой операции. Разметка пройм. Выбор формы и размеров напильников для распиливания.

Практическиеработы:

- опиливание заготовок из сортового проката;

Основные понятия темы:опиливание, напильники (драчовые, личные, бархатные); формы насечек: одинарная, двойная, рашпильная; надфиль; опиливание поперечным, перекрестным и круговым штрихом; штангенциркуль, нониус: контролер станочных и слесарных работ.        

Сборка и отделка изделия (2 ч)

Сборочный чертеж изделия. Виды соединения деталей (разъемные, неразъемные). Понятие о взаимозаменяемости деталей, ее значение в производстве и эксплуатации изделий. Соединение деталей изделия на болтах и винтах. Соединение заклепками.

Последовательность действий по сборке изделия. Подготовка изделия к окраске масляными красками или эмалями.

Практическаяработа:

- отделка поверхностей изделий.

Основные понятия темы:отделка, декоративное и антикоррозионное покрытие, воронение; лудильщик, гальваник, металлизатор.

Технология домашнего хозяйства (8 ч)

Закрепление настенных предметов (2 ч)

    Закрепление настенных предметов. Способы крепления. Инструменты для пробивания отверстий в кирпичной или бетонной стене.

    Установка форточных, оконных и дверных петель. Устройство петель. Схема установки петель. Крепление петель при навешивании дверей.

Практическиеработы:

- пробивание (сверление) отверстий в стене, установка крепежных деталей;

Основные понятия темы:пробойник, шлямбур, дюбель.

Основы технологииоклейки помещений обоями (2 ч)

Виды обоев. Технология оклеивания стен обоями.

Практическаяработа:

- изучение видов обоев и технологии оклейки ими помещений.

Основные понятия темы:обои на бумажной основе, флизелиновые обои, текстильные, самоклеящиеся обои, стеклообои; филёнка, бордюр, фриз, гобелен.

Простейший ремонт сантехнического оборудования (2 ч)

Водопроводные краны. Краны, применяемые на внутренних водопроводах. Конструкции вентильных кранов и принцип их работы. Причины подтекания крана. Ремонт крана.

Практическаяработа:

- изучение и ремонт смесителя и вентильной головки.

Основные понятия темы: водопроводный кран, смеситель, вентильная головка, слесарь-сантехник.

Основы технологии штукатурных работ (2 ч)

Виды вяжущих материалов, используемых в строительстве (известь, глина, гипс, цемент). Понятие о штукатурном растворе. Приготовление растворов в домашних условиях. Инструмент и приспособления для штукатурных работ.Технология штукатурных и ремонтных работ. Знакомство с различными приемами нанесения раствора на стену, его разравнивания и заглаживания.Практическаяработа:

Выполнение штукатурных работ.Основные понятия темы: штукатурка, вяжущие материалы, заполнитель, цементный (штукатурный) раствор; штукатурная лопатка, отрезовка, терка, скребок. 

Творческие проекты (14 ч)

    Техническая эстетика изделия. Основные требования к проектированию изделий. Элементы конструирования.

Практическаяработа:

- выполнение творческого проекта.

Основные понятия темы:техническая эстетика, золотое сечение; технологичность, экономичность, безопасность, экологичность; фокальный объект, фокус.

 

Календарно-тематический план        

№ п/п

Наименование разделов и тем

        Вид занятия        

Кол-во часов

Виды самостоятельной работы

Дата проведения занятий

план

факт

Требования к творческому проекту

2

Практическая работа

Раздел I Технология ручной обработки древесины и древесных материалов

16

1.1

Заготовка древесины, пороки древесины Инструктаж по охране труда

Комбинированный урок

2

Лабораторно-  практическая работа

1.2

Свойства древесины

Комбинированный урок

2

Лабораторно-  практическая работа

1.3

Чертёж детали из древесины. Сборочный чертёж. Спецификация составных частей изделия

Комбинированный урок

2

Практическая работа

1.4

Технологическая карта – основной документ для изготовления деталей

Комбинированный урок

2

Практическая работа

1.5

Технология соединения брусков из древесины

Комбинированный урок

2

Практическая работа

1.6

Технология изготовления цилиндрических и конических деталей ручным инструментом

Комбинированный урок

2

Практическая работа

1.7

Устройство токарного станка по обработке древесины

Комбинированный урок

2

Практическая работа

1.8

Технология окрашивания изделий из древесины красками и эмалями

Комбинированный урок

2

Практическая работа

Раздел II. Технология художественно-прикладной обработки материалов

10

2.1

Художественная обработка древесины. Резьба по дереву

Комбинированный урок

2

Практическая работа

2.2

Виды резьбы по дереву и технология их выполнения

Комбинированный урок

8

Практическая работа

Раздел III. Технология ручной обработки металлов и искусственных материалов

22

3.1

Элементы машиноведения. Составные части машин

Комбинированный урок

2

Практическая работа

3.2

Свойства черных и цветных металлов. Свойства искусственных материалов

Комбинированный урок

2

Лабораторно-  практическая работа

3.3

Сортовой прокат

Комбинированный урок

2

Лабораторно-  практическая работа

3.4

Чертежи деталей из сортового проката

Комбинированный урок

2

Практическая работа

3.5

Измерение размеров деталей с помощью штангенциркуля

Комбинированный урок

4

Практическая работа

3.6

Технология изготовление изделий из сортового проката

Комбинированный урок

2

Практическая работа

3.7

Резание металла и пластмасс слесарной ножовкой

Комбинированный урок

2

Практическая работа

3.8

Рубка металла

Комбинированный урок

2

Практическая работа

3.9

Опиливание заготовки из металла и пластмассы

Комбинированный урок

2

Практическая работа

3.10

Отделка изделий из металла и пластмассы

Комбинированный урок

2

Практическая работа

Раздел IV. Технологии домашнего хозяйства

8

4.1

Закрепление настенных предметов

Комбинированный урок

2

Практическая работа

4.2

Основы технологии штукатурных работ

Комбинированный урок

2

Практическая работа

4.3

Основы технологии оклейки помещений обоями

Комбинированный урок

2

Практическая работа

4.4

Простейший ремонт сантехнического оборудования

Комбинированный урок

2

Практическая работа

Творческий проект

10

Итого

68

Лист внесения изменений и дополнений в рабочую программу

Дата

Содержание

Причина

Подпись


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пояснительная записка к рабочей программе по технологии ( направление:" Технологии ведения дома ") для 5 класса с учётом требований ФГОС.

Примерная пояснительная записка  к программе по технологии (направление: "Технологии ведения дома") для 5 класса с учётом требований ФГОС....

Рабочая программа по технологии. Обслуживающий труд 5 класс по учебникам «Технология. Обслуживающий труд» О. А. Кожиной, Е. Н. Кудаковой, С. Э. Маркутской

Рабочая программа по учебникам «Технология. Обслуживающий труд» О. А. Кожиной, Е. Н. Кудаковой, С. Э. Маркутской составлена на основе фундаментального ядра содержания предмета «Технология» в рамках на...

Рабочая программа по Технологии (индустриальные технологии + сельскохозяйственные технологии) для учащихся 5 класса, ФГОС

Рабочая программа по учебному предмету «Технология»  разработана в соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, предусмотрен...

ПРОГРАММА мастер – класса для учителей технологии (технического труда) Красносельского района Санкт-Петербурга по теме: «Подготовка к урокам технологии в соответствии со ФГОС. Составление технологических карт по рабочим программам по технологии»

Программа мастер-класса для учителей технологии по составлению разделов рабочих программ и технологических карт уроков в соответствии со ФГОС. Цель мастер-класса:  повышение профессионального уро...

Рабочая Программа по технологии 5-8 классы (для неделимых классов) на основе программы Технология 5-8(9) Синица, Самородский

Материал включает в себя нормативную базу документов, на основе которых составлена РП, роль учебного предмета Технология, общую характеристику предмета, ценностные ориентиры содержания предмета Технол...