Информационная карта обмена опытом
материал по технологии

Кобылкин Константин Владимирович

Информационная карта

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл informatsionnaya_karta.docx37.58 КБ

Предварительный просмотр:

Информационная карта инновационного (передового) педагогического опыта

                        

Ф.И.О. автора

Кобылкин Константин Владимирович

  Учреждение (название, почтовый адрес, телефон, int-nekrasonka@mail.ru)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение школа – интернат с. Некрасовка имени Героя Социалистического Труда Пайтана Герасимовича Чайка;

694468, Россия, Сахалинская область, Охинский район, с. Некрасовка,  ул. Парковая, 1,

 93 218

Должность

Учитель технологии, ПТО и физической культуры

Стаж работы в должности

 8 лет

1. Тема инновационного (передового) педагогического опыта

«Проектное обучение как условие для творческой самореализации обучающихся»

2. Источник изменений (противоречия, новые средства обучения, новые условия образовательной деятельности, др.)

Работа на уроках технологии заключается в том, что одним из направлений работы является метод проектов, который всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся — индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Применение метода проектов является поиском путей решения проблем, которые в рамках традиционно используемых методов обучения решить невозможно в связи с различным стартовым уровнем знаний и умений школьников. Кроме того, проектная деятельность позволяет учителю осуществлять индивидуальный подход к каждому ученику, распределять обязанности в группах по способностям  учащихся и их интересам. В ходе проектирования учитель является  консультантом: дает рекомендации по подготовке, сбору информации, вовремя направляет в верное русло, если ученики отошли от темы, обсуждает с учащимися этапы реализации проекта. Творческий проект учащихся, способ организации познавательно-трудовой деятельности школьника. Он предусматривает реализацию определенных потребностей людей, разработку,   проектирование и создание изделия, услуги, оценку качества, определение реального спроса на рынке товаров. Проект направлен на самореализацию личности в деятельности. При выполнении проекта учитываю индивидуальные способности учащихся, веру в творческие силы человека, в его возможности, идет «проектирование в человеке лучшего». При выборе темы проекта учитываю уровень развития ребенка: сильным – сложное, слабым – по их реальным возможностям. Принимаю ученика таким, какой он есть, использую все хорошее и доброе заложенное в нем, его желания и способности которые станут основанием для создания, задуманного изделия. При его организации над проектом учитываю возрастные и индивидуальные особенности ребенка. При работе над проектом ребенок работает самостоятельно, но во благо общества на коллектив, так как нацелен на социальные интересы. Продукт заранее определен и может быть использован в жизни класса, школы, села, дома и т.п. Ребенок работает ради создания общественного блага, находя его применение на рынке товаров и услуг.  Образовательная область «Технология» на основе проектного метода обучения предполагает не только «разбудить» дремлющие творческие задатки личности, но и создать условия для их развития. Пройдут годы, и сегодняшние школьники создадут новые материалы и прогрессивные технологии. Им-то и предстоит возродить былую славу и гордость России. Проектная деятельность – это поиск, разработка, передача идей:  поисковый метод, метод экспериментов, исследовательский метод, реализация теории в практическую деятельность, подведение итогов. На первом этапе все предстоящие действия проектируются учащимися в теоретическом виде с обязательным выявлением возможных проблем и противоречий и с разработкой вариантов их преодоления.   Использование в  работе   проектные методы обучения,  которые способствуют раскрытию творческого потенциала, обеспечивают развитие и саморазвитие личности школьника. Наибольшую ценность имеют работы исследовательского характера, проводимые  с учащимися, как на уроках, так и во внеурочной работе, способствующие формированию аналитических навыков, умения работать с первоисточниками. Все это позволяет повышать не только качество знаний учащихся и их интерес к предмету, но и развивать индивидуальные способности школьников.

3.Идея изменений (в чем сущность инновационного (передового) опыта:  в использовании образовательных, коммуникационно-информационных или других технологий; в изменении содержания образования, организации учебного или воспитательного процесса, др.)

Моя ведущая педагогическая идея – это воспитание любви к родному краю, развитие творческих и интеллектуальных возможностей обучающихся, воспитание человека-гражданина. Я стремлюсь создавать на уроках условия для сознательного активного участия учащихся в творческой деятельности, приносящей радость преодоления, радость открытия, радость достижения поставленной цели. Проблему «Проектное обучение как условие для творческой самореализации учащихся» нельзя назвать новой, но на современном этапе развития общества она звучит по-новому. Инновационный характер опыта работы заключается в создании системы уроков, мероприятий, где особое внимание уделено формированию самообразования личности. С этой целью проводятся всевозможные мероприятия на образовательном и муниципальном уровнях.

 

4.Концепция изменений (способы, их преимущества перед аналогами и новизна, ограничения, трудоемкость, риски)

Современный учитель должен быть компетентен, чтобы реализовать современные учебные программы, а так же уметь замотивировать учащихся к решению долгосрочных задач, поэтому применение новых педагогических технологий является неотъемлемой частью образовательного процесса. На своих уроках я применяю ИКТ, игровые,  коллективную творческую деятельность и систему творческих заданий.

Организуя работу учащихся, учитель технологии должен так формировать систему уроков и внеурочных занятий, чтобы было образовано пространство, которое формирует творческую активность учащихся.

Творческая активность – это способность человека действовать в условиях неопределённости; осмысливать и переосмысливать свои действия; осуществлять поиск решения.

Здесь нужно избежать однообразия в образовательном процессе. Поэтому каждый урок по типу проведения должен соответствовать теме и запланированной деятельности. Для этой цели я применяю такие типы уроков, как изучение и закрепление нового материала, комбинированный, практическая и самостоятельная работа в группах, коллективная и индивидуальная.

Для того, чтобы учить других нужно знать больше, чем все остальные. Учитель должен знать не только свой предмет, и владеть методикой его преподавания, но и иметь знания в близлежащих научных областях, различных сферах общественной жизни, ориентироваться в современной политике, экономике. Учитель должен учиться всему постоянно, потому что в лицах его учеников перед ним каждый год сменяются временные этапы, углубляются и даже меняются представления об окружающем мире.

5.Условия реализации изменений (включая личностно-профессиональные качества педагога и достигнутый им уровень профессионализма)

      Метод проектов – педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых, порой и путем самообразования. Метод представляет собой технологию организации образовательных ситуаций, в которых обучающиеся решают практические и проблемные задачи в групповой работе, где они могут быть самостоятельными при принятии решения и ответственными за свой выбор и результат труда, создание творческого продукта.

В основе проектной работы лежит развитие познавательных, творческих навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную или групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот подход органично сочетается с методом обучения в сотрудничестве (учащийся и преподаватель – партнеры). Перед тем как приступить к выполнению практической части, обычно проводится большая исследовательская работа:

- определение темы, проблемы, цели и задач

- работа со специализированной литературой, журналами

- выполнение практических задач на уроках технологии

- защита проектов.

6.Результат изменений

Социально значимая деятельность развивает способность самостоятельного решения разнообразных трудностей и проблем, а также учит способам реализации своего хобби, волонтерской деятельности, формирует осознанную гражданскую позицию в обществе. При выполнении проектов происходит применение знаний и умений: умение выразить свою мысль, свое аргументированное мнение или решение: умение чертить и читать чертежи, вырезать, выпиливать, строить проекции, умение рисовать, делать наброски, умение планировать, анализировать и оценивать, умение критиковать и воспринимать критику. Изучение и изготовление различных изделий в технике народных ремесел может быть содержательной основой выполнения ученических проектов, позволяющих включить детей в самые разные виды деятельности. В настоящее время предложено несколько различных классификаций проектов. Мы придерживаемся классификации, в которой по доминирующему виду деятельности выделяют следующие типы проектов. Творческие проекты  имеют не столь строго проработанную структуру, однако строятся по известной логике «дизайн-петли»: определение потребности, исследование (дизайн-анализ существующих объектов), формулировка требований к объекту проектирования, выработка первоначальных идей, их анализ и выбор одной, планирование, изготовление, оценка (рефлексия). Форма представления результатов может быть различной (изделие, видеофильм, праздник, экспедиция, репортаж и пр.). Информационные проекты призваны научить учащихся анализировать и использовать информацию. Такой проект может интегрироваться в более крупный исследовательский проект и стать его частью. Учащиеся осваивают и используют различные методы получения информации (библиотечные фонды, средства массовой информации, базы данных, в том числе электронные, методы анкетирования и интервьюирования), ее обработки (анализ, обобщение, сопоставление с известными фактами, аргументированные выводы) и презентации (доклад, публикация).

Практико-ориентированные проекты обязательно предполагают конкретный практический выход. Результатом может быть изделие, удовлетворяющую конкретную потребность, определенный социальный результат, затрагивающие непосредственные интересы участников проекта либо направленный на решение общественных проблем и др. Здесь важна не только хорошо продуманная структура проекта, но и хорошая организация координационной работы по корректировке совместных и индивидуальных усилий, организация презентации полученных результатов и возможных способов их внедрения в практику, а также организации внешней оценки проекта.

Метод проектов позволяет организовывать поисково-научную деятельность учащихся.  Ежегодно обучающиеся выступают на школьной научно-практической конференции.

7.Публикации

Нет

8. Описание педагогического опыта

В моей работе учтены психофизиологические и личностные особенности учащихся. В целях повышения мотивации мальчиков в программу включены темы: ремонт помещений,  санитарно-технические работы, введение в предпринимательскую деятельность, электротехнические работы, дизайн пришкольного участка.

Цель: анализ собственного педагогического опыта по проблеме формирования учебной мотивации учащихся при обучении технологии посредством применения проектных и информационных технологий.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1) изучить и проанализировать основные теоретические подходы к проблеме формирования учебной мотивации учащихся;
2) изучить опыт коллег по данной проблеме;
3) подобрать диагностические процедуры, направленные на изучение учебной мотивации учащихся;
4) отобрать и апробировать педагогические приемы, методы и средства, направленные на повышение уровня учебной мотивации учащихся;
5) проанализировать результаты собственной деятельности, выявить недостатки, спланировать коррекционную работу.

Содержание учебно-воспитательной работы.

 Метод проектов рассматривается как способ, позволяющий приобрести навыки проектирования и изготовления изделий, удовлетворяющих индивидуальные потребности личности, а в перспективе и общества. Главной целью выполнения учащимися творческого проекта, которую ставит учитель, является контроль знаний и умений учащихся, а также содействие их творческому развитию и формированию у них системы интеллектуальных и общетрудовых знаний и умений, воплощаемых в конкретных изделиях.  Проекты могут быть индивидуальные, групповые и коллективные. При выполнении групповых и коллективных проектов учитель распределяет обязанности между учащимися и определяет ответственность каждого за выполнение проекта в целом.     

 Общая оценка коллективного проекта осуществляется на основе  оценок вклада каждого из исполнителей.

  Творческий проект – это комплексная работа. В структуру творческого проекта входят следующие составные части:

  • Пояснительная записка;
  • Творческая работа (изделие)
  • Защита творческого проекта

  Пояснительная записка имеет три основные этапа выполнения работы:

  1. Подготовительный этап;
  2. Технологический этап;
  3. Заключительный этап.

Содержание этапов может меняться в зависимости от темы проекта и содержать следующие разделы:      

  • Обоснование возникшей проблемы и потребности;
  • Схема обдумывания;
  • История и современность;
  • Банк идей;
  • Эскизная проработка базового варианта;
  • Дизайн-спецификация;
  • Материалы, инструменты и оборудование;
  • Правила безопасной работы;
  • Технология изготовления;
  • Контроль качества;
  • Экономическое и экологическое обоснование;
  • Реклама;
  • Самооценка;
  • Литература.

  Важной частью творческого проекта является оценочный лист, который заполняется и учителем и учащимся. Учащиеся сами могут оценить свою работу, поставить оценку, а в дальнейшем сравнить с оценкой учителя. Это позволяет диагностировать завышенную или заниженную самооценку учащегося.

Формы и методы работы, их оптимальный выбор.

Методическую основу курса составляют следующие методы обучения:

  • Индивидуальная самостоятельная работа;
  • Групповая работа;
  • Беседа;
  • Анализ конкретных ситуаций;
  • Создание проблемных ситуаций;
  • Мини – опрос;
  • Элементы наблюдения, самонаблюдения;
  • Ролевые игры;
  • Тестирование и другие диагностические процедуры;
  • Элементы социально-психологического тренинга;
  • Рефлексивный анализ и самооценка.

Инновационный поиск новых средств обучения привел меня к пониманию того, что на уроках технологии необходимо применять проектные и информационные технологии, а также групповые, игровые, практико-ориентированные, проблемные, рефлексивные и прочие методы обучения.

Организация образовательного процесса, способы включения детей в разные виды деятельности.

Проектная деятельность – один из лучших способов для совмещения современных технологий, личностно-ориентированного обучения и самостоятельной работы учащихся. Проектная методика отличается особой формой организации коммуникативно-познавательной деятельности обучаемых в виде проектов. Выполняя проекты, дети учатся самостоятельно искать и анализировать информацию, интегрировать и применять полученные ранее знания по технологии и другим предметам, приобретают новые знания и умения. В своей педагогической деятельности  я уделяю большое внимание реализации здоровьесберегающих образовательных технологий: обучение, развитие и воспитание учащихся без ущерба для их физического и душевного здоровья, воспитание культуры здоровья. Занятия по технологии рассчитаны,  как правило, на два урока, а значит,  появляется риск переутомления учащихся снижения внимания. Поэтому на уроках постоянно провожу физкультминутки и гимнастику для глаз, чередую виды деятельности  и формы работы учащихся, уделяю внимание соблюдению во время проведения уроков и внеклассных мероприятий правил техники безопасности и санитарно-гигиенических требований.

9. Экспертное заключение (предполагаемый масштаб и формы распространения изменений)

Данный опыт педагогической работы особенно актуален в условиях реализации системно-деятельностного подхода к обучению как основного принципа ФГОС. Метод проектов является одним из наиболее эффективных в организации образовательного процесса именно в сельской школе. Применение данной педагогической технологии позволяет не только сформировать определенные познавательные умения обучающихся, но и выработать практические навыки, а также расширить кругозор.  

Опыт работы К.В.Кобылкина  апробирован и дает положительные результаты.

10. Ф.И.О. эксперта, должность, место работы

Жукова М.В., руководитель РМО учителей технологии МО ГО «Охинский».

        

Дата заполнения экспертного заключения: 25.10.2023 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационная карта инновационного опыта учителя 2010-2011 учебный год

В основу метода проектов положена идея, составляющая сущность проекта, его направленность на результат, который может быть получен путем решения практически или теоретически значимой проблемы. Чтобы д...

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА Леонтьевой Марины Сергеевны

Информационно- коммуникационные технологии в обучении позволяют:- реализовать такую модель учебного процесса, которая дает возможность раскрыть и развить творческий потенциал учащихся, активизир...

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА УЧИТЕЛЯ ШКОЛЫ №32 г. САРАНСКА ЖУРАВЛЕВОЙ ЛЮДМИЛЫ ВИКТОРОВНЫ

Тема инновационного педагогического опыта: интеграция биологии с другими предметами , с использованием ИКТ...

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА УЧИТЕЛЯ БИОЛОГИИ ШКОЛЫ №32 г. САРАНСКА

Тема инновационного педагогического опыта  :интеграция уроков биологии с другими предметами , с использованием ИКТ....

информационная карта инновационного опыта

Изменениероли иностранного языкав российском обществк,в сузе.Противоречиямежду требованиямик изучению языка и содержанием обучения послужили одной из причинк апробированию данной технологии....

Информационная карта инновационного опыта

Тема инновационного педагогического опыта (ИПО)Использование ИКТ  и проектной деятельности в учебно-воспитательном процессе как средства формирования социокультурной компетентности учащихся...

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА УЧАСТНИКА Приоритетного национального проекта «ОБРАЗОВАНИЕ»

Тема инновационного педагогического опыта «Использование ИКТ в образовательном и воспитательном процессах» В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентирован...