Изобразительно-клеевая аппликация
методическая разработка по технологии на тему

Абукова Нарживат Мурзабековна

Изобразительно-клеевая аппликация 

Скачать:


Предварительный просмотр:

АННОТАЦИЯ

к учебно-методической разработке

«Изобразительно-клеевая аппликация»

1.Цель, задачи и направленность  учебно-методической разработки

Цель: Создание новой техники в изобразительном искусстве.

Задача: Расширение методического поля путем объединения техник рисования и аппликации.

Направленность: Данная техника направлена на  развитие творческих способностей учащихся, коррекцию недостатков в восприятии формы, конструкции, цвета предметов, их положения в пространстве,  развитие мелкой моторики,  сенсомоторики, зрительно-моторной координации.

2. Адресат (для кого предназначена)

 

 Для педагогов дополнительного образования, для руководителей кружков общеобразовательных школ и внешкольных учреждений, изостудий, учителей технологии, изобразительного искусства.

3. Актуальность и востребованность на современном этапе

Современные условия жизни в городе приводят к  отходу от народных  промыслов декоративно-прикладного искусства. Методика изобразительно-клеевая аппликация является одним из путей обогащения арсенала изобразительных средств, применяемых во внеурочной и урочной деятельности для развития у детей творческого начала и  создания условий для самовыражения ребенка. Методика является удачным средством для отражения северного колорита, быта и культуры малых народов Крайнего Севера.

4. Условия реализации 

Кружковая деятельность, уроки изобразительного искусства, трудового обучения, группа продленного дня, в домашних условиях.

5. Показания и противопоказания к применению

Технику клеевой аппликации можно использовать не только в коррекционной школе, но и   в общеобразовательной школе и внешкольных учреждениях, на уроках технологии и изобразительного искусства. Возможно использование в дошкольных учреждениях. Противопоказаниями могут быть индивидуальная непереносимость детьми клеевых материалов.

6. Способы взаимодействия специалистов (для комплексной разработки)

Использовался опыт работы учителя технологии по резанию и клеевой аппликации тканых, трикотажных, кожаных  материалов.

7. Краткая характеристика содержания (обобщенная)

 Во введении к методической разработке ставятся коррекционно-развивающие задачи, решаемые в ходе занятия изобразительно-клеевой аппликацией. Раскрываются особенности изобразительной деятельности в технике клеевой аппликации. Содержатся методические рекомендации педагогам по работе с учащимися. Приводится система целей занятий, которая состоит из блоков задач по всем направлениям личностного развития. Предлагается ход кружкового занятия, урока. Презентация Power Point  знакомит с клеевыми аппликациями  учащихся МСКОУ СКОШ, выполненными в данной технике, с основными этапами выполнения работы.  

7. Результативность (предполагаемая и (или) имеющаяся) использования данной учебно-методической разработки

Методика выполнения изобразительно-клеевой аппликации апробирована в МСКОУ «СКОШ» города Губкинского ЯНАО. Результаты использования работы в предложенной технике клеевой аппликации, показали, что этот вид деятельности хорошо усваивается детьми, расширяет круг их знаний и умений, позволяет им приобрести практические навыки.

К занятиям в технике клеевой аппликации стали проявлять устойчивый интерес не только учащиеся и педагоги нашей специальной коррекционной школы, но и других общеобразовательных школ города, изостудий.

Система получила положительные отзывы со стороны педагогов ДШИ № 2 и родителей учащихся. Работы, выполненные в этой технике, получили признание на конкурсах различных видов:

Международный конкурс «Арт Город». Диплом участника. 2008 год.

Всероссийский конкурс «Поделись улыбкою своей» 1 место. 2008 год

ЯНАО «Космос 2007» 1 место

Городские  конкурсы:  (г. Губкинский) «Радуга профессий» 1,2 и 3 места. 2007 год.

 «Символ года» 1 и 2 места. 2007 год.

 «Спасатель от слова спасать» 2 место 2006 год.

8. Перспективы использования учебно-методической разработки

Данная методика используется, и будет использоваться в образовательных учреждениях  города Губкинский.  

9. Использованная литература

1.«Аппликация. Техника и искусство». К.Митителло Москва, ЭКСМО 2003 год

2.«Аппликационные работы в начальных классах» И.К. Щебликин. Москва. Просвещение.2000г.

3. Декоративно-прикладное искусство в школе. А.С.Хворостов. Москва. Просвещение. 2001г.

4. Декоративно – прикладное искусство. Энциклопедия для детей. Искусство.  ООО Мир энциклопедий Аванта + 2007 г.

5.Занятия изобразительным искусством в специальной коррекционной школе.

И.А. Грошенков. Москва. Институт общегуманитарных исследований. 2001 г.

6. Изобразительное искусство. 5-8 классы. Н.А.Горяева. Москва. Просвещение. 2007 г.

   Лоскутики. М.В.Максимова. Москва. ЭКСМО 1998г.  

7. Программы общеобразовательных учреждений. Т.Я.Шпикалова.

Изобразительное искусство. Москва. Просвещение. 2007 г.

8.Пособие для руководителей кружков общеобразовательных школ и внешкольных учреждений. О.С. Молотоборова.  Москва. Просвещение. 1999г.

9. Энциклопедия для детей. Искусство. Декоративно – прикладное искусство. ООО Мир энциклопедий Аванта + 2007 г.

                                                                                                                                      

Рецензия:

Технология  «Изобразительное искусство и художественный труд» ставит целью формирование    и развитие художественной культуры личности на основе высших гуманистических ценностей средствами отечественной и мировой культуры и искусства; развитие и формирование человека как целостной  личности  и неповторимой творческой индивидуальности.

     Специальная программа занятий доступна воспитанникам коррекционной школы VII вида.

     Руководитель кружка Абукова Н.М. считает, что на каждом занятии должен даваться  материал, имеющий реальное применение в жизни учащихся, который должен пригодиться им для адаптации в современном мире.

    Программа предусматривает интеграцию трех предметов – изобразительного искусства, технологии, литературы.

    Педагог творчески  подходит к необходимости  формирования практических умений и навыков в разных видах художественно – изобразительной  деятельности.

Реализация курса «Изобразительное искусство и художественный труд» помимо знаний о народных ремёслах и овладения практическими умениями и навыками, создаёт условия для расширения культурного кругозора ребёнка, для развития мышления и речи на базе высокой тренированности моторики и координации движения руки.

На занятиях кружка дети приобщаются к искусству, и каждый имеет возможность проявить творческую инициативу, реализовать воображение, определиться в выборе занятия «по душе». Тем самым решается вопрос внеурочной досуговой занятости детей, что является важным в системе профилактики противоправных нарушений среди подростков.

  Новизна работы заключается в том, что педагог разработала программу, адаптированную к возможностям воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.

 В программе описана новая технология клеевой аппликации.

       Вследствие вышесказанного, программу  «Изобразительное искусство и художественный труд»

можно рекомендовать для применения в системе специальных коррекционных общеобразовательных учреждений.

Завуч по воспитательной  работе МСКОУ СКОШ  Борисова Ольга Владимировна

29 января 2008 года

        Тезисы

 Хотите сделать детей свободными –  дайте им возможность рисовать, хотите сделать детей счастливыми – научите их рисовать.

Нет детей неспособных – есть дети непонятые.

Чтобы понять ребёнка – посмотрите в его глаза, чтобы увидеть ребёнка – посмотрите на его рисунок.

Мне нравится слово «кружок». Оно  это от символа совершенства – круга. Уменьшительность названия предполагает уютную форму полезного проведения свободного времени с детьми в нашей маленькой  уютной школе.

Я работаю в специальной коррекционной школе VII вида с классами   VIII вида.

Для себя мы, учителя, давно определили её как школу помощи.

Я в числе тех учителей, которые помогают детям стать успешными.

Нельзя считать человека грамотным, если он не видит красоты мира, не чувствует и не сопереживает, глядя на полотна великих художников или на детские трогательно правдивые рисунки.

Я хочу учить и творить вместе с детьми. Но перед началом любой работы я ставлю задачу, определяю для себя «зачем» и «как».

Поэтому я и написала эту программу, реализуя которую в течение четырех лет, помогаю детям приобщиться к искусству, даю возможность проявить творческую инициативу, развивать воображение, определиться в выборе занятия «по душе».

Абукова Н.М.

                                

Изобразительно-клеевая аппликация

Техника выполнения изобразительно-клеевых аппликаций в кружковой деятельности и на уроках рисования

Введение. Коррекционно-развивающее  задачи, решаемые в ходе занятий изобразительно-клеевой аппликацией

В системе обучения и воспитания учащихся специальной (коррекционной) образовательной школы VII, VIII видов  имеет большое значение   занятия изобразительным искусством и художественным трудом. Они оказывают заметное коррекционно-развивающее воздействие на учащихся специальной (коррекционной) школы:

Работы в технике клеевой аппликации  способствуют развитию у ребёнка:

  • мелкой моторики пальцев рук, что оказывает положительное влияние на речевые зоны коры головного мозга;
  • сенсорного восприятия;
  • глазомера;
  • логического мышления;
  • воображения:
  • волевых качеств (усидчивости, терпения, умения доводить работу до конца и т.п.);
  • художественных способностей и эстетического вкуса.

Работа над аппликацией способствует приобретению умений, практических навыков (действовать карандашом, акварелью, гуашью, ножницами, наносить клей кисточкой, приклеивать детали и т.д.), нарабатывает опыт рисования и ручного труда, закрепляют полученные ранее знания.

        В ходе изобразительной деятельности и художественного труда в коррекционной школе на уроках и занятиях кружка у детей проявляется интерес к рисованию и выполнению клеевой аппликации. Развивается зрительно-двигательная готовность к изобразительной деятельности. Улучшается восприятие и передача  формы изображаемых предметов. Вырабатывается умение ориентироваться в листе бумаги, развивается цветовое восприятие.

В ходе выполнения работ происходит обучение  деятельности:

а) осмысление изобразительных задач и конечного результата    предстоящей работы,

б) понимание различного рода инструкций,

в) предварительное осмысление особенностей наглядно воспринимаемого объекта,

г) планирование изобразительной деятельности,

д) осуществление контроля над своей работой,

е) самооценка изобразительной деятельности и её результатов.

Особенности изобразительной деятельности в технике клеевой аппликации

Одним из видов декоративно-прикладного искусства является изобразительно-клеевая аппликация (далее ИКА), в которой соединились две техники – изобразительное искусство и аппликация. В ней на равных взаимодействуют и дополняют друг друга карандаш, кисть и ножницы. Фантазию юного художника расцвечивают краски  и яркие кусочки ткани.

Мал лоскуток, а нужен! Нужен тем, кто умеет превращать цветные кусочки ткани в необыкновенные картины, изысканные по цвету и сказочные по красоте. Накапливают лоскутики и те, кто пока только мечтает научиться этому виду искусства. Для них мы и разработали этот блок занятий.

Стоит предупредить: занятие это для терпеливых, усидчивых, аккуратных и не ленивых и, пожалуй, ещё и бережливых.

Аппликация относится к декоративно-прикладному искусству.

Аппликация – это наложение одного материала на другой или пришивание фрагментов на основной фон. Она может пришиваться или приклеиваться в зависимости выбранного материала.

Клеевая аппликация – наклеивание мелких кусочков ткани на готовый рисунок, раскрашенный акварелью или гуашью.

Диапазон возможностей этой техники огромен – от детских открыток до театральных декораций. Многообразие тканей, расцветок, фактуры, стилей помогают создавать интересные и необычные картины.

Каждый материал таит в себе целую историю, дает толчок для творчества.    Фантазия ребёнка безгранична, а в соединении с оригинальной изобразительной техникой она приносит удивительные результаты. Используя разнообразные приёмы в работе, можно самостоятельно создавать оригинальные картины. Каждый ребёнок может придумать свою «версию», своё цветовое решение. Это придаёт работе дополнительный интерес, возможность самостоятельного творческого поиска. Главное – это суметь «увидеть» ткань, найти интересные и верные сочетания.  

   Аппликационными работами украшают быт. И это нисколько не уменьшает значение аппликации, а лишний раз подчеркивает её прикладной характер.

Методические рекомендации по выполнению работ в технике ИКА

Прежде чем приступить к работе в технике клеевой аппликации необходимо заинтересовать детей этим видом прикладного искусства. С этой целью надо рассказать им о разных способах изображения предметов. Как можно это сделать?

Нужно показать выполненный образец, объяснить, как выбрать нужную ткань, лоскутики, как подобрать цвет и как использовать.

Далее надо познакомить детей с инструментами и материалами для работы в технике клеевой аппликации, показать, как ими пользоваться, объяснить какие ножницы использовать при работе, чем рисовать, как правильно работать с ножницами, чтобы обезопасить себя. Рассказав обо всём этом подробно, можно перейти к показу детям выполнения клеевой аппликации, действуя при этом медленно и последовательно, объясняя каждое действие.

Следует показать детям на примере, как выполняются все этапы  работы.

Чтобы научить детей владеть техникой клеевой аппликации, педагоги сами должны хорошо освоить технологию, уметь синтезировать практическую художественную деятельность своих воспитанников.

        Подавляющее большинство учащихся коррекционной школы, особенно младших классов, любят рисовать, выполнять работы в технике аппликации. Для  школьников рисование, аппликация представляет своеобразную игру. Эти виды  деятельности их увлекает и радует. Такая заинтересованность наблюдается не только на уроках рисования, но и на занятиях кружковой деятельности. Особую активность учащиеся проявляют во время «свободного» рисования, «свободного» выполнения аппликации, когда педагог не ограничивает их в выборе темы, не побуждает к рисованию с натуры определенного предмета.

        Нельзя не отметить тот факт, что учащиеся коррекционной школы любят срисовывать (копировать) готовые изображения. Однако такое копирование картинок часто приводит к сильному искажению оригинала. Но мы, педагоги, стараемся, чтобы дети не только скопировали ту или иную картину, а еще включали свою фантазию, оригинальность по мере индивидуальных возможностей.

        Большое значение имеет пример сверстника (у кого-то получается лучше, у кого-то хуже). Можно посоветовать обратиться к помощи товарища, у которого работа лучше строится.

Нужно хвалить ребенка даже за самый незначительный успех, стараться вселить в него уверенность, в то же время ненавязчиво приучать его к аккуратности, старательности, терпению, усидчивости.

Перед тем как приступить к занятиям клеевой аппликации нужно подготовить рабочее место.

Обучение технике клеевой аппликации может осуществляться в разных формах: групповой, индивидуальной. С клеящим карандашом работы можно выполнять даже в детском саду.

Цели занятий для детей младшего  и среднего школьного возраст.

1. Блок задач по развитию у детей математических представлений.

Раздел «Геометрическая форма».

Дать понятие об окружности, овале, о форме предметов.

Раздел «Количество и счёт»

Дать понятие о  количественном и порядковом счете изображаемых предметов.

Раздел «Ориентировка на плоскости».

Закрепить знание направлений вверху, внизу, слева, справа.

Закрепить понятие о середине, центре, вершине, крае, высоте и т.д.

2. Блок занятий по сенсорному развитию.

Развивать цветовое восприятие: дать понятие о теплых и холодных тонах, о хроматических и ахроматических цветах, научить подбирать цвет к фону.

Научить различать ткани, различать изнаночную и лицевую сторону, подбирать нужную ткань.

3. Блок задач по умственному развитию.

Развивать абстрактное мышление.

Обучать передавать цвет, форму изображаемых предметов, самостоятельно составлять композицию.

Закрепить понятие зеркальное изображение, симметрия.

4. Блок задач по трудовому воспитанию.

Научить работать:

 с бумагой и карандашом;

 с акварелью и гуашью;

 с ножницами простыми и зигзагообразными;

 с клеем ПВА, карандашом, кисточками;

 с тканью в технике клеевой аппликации;

5. Блок задач по физическому воспитанию.

Развивать:

 мускулатуру кисти руки;

 глазомер;

 остроту зрения;

 координацию движения рук под контролем глаз.

6. Блок задач по нравственному воспитанию.

Воспитывать:

трудолюбие;

усидчивость;

терпение;

внимательность;

старательность.

7. Блок задач по эстетическому воспитанию.

Познакомить детей с новыми видами художественной деятельности.

Воспитывать эстетический вкус.

Развивать умение подбирать контрольные цвета, оттеняющие друг друга.

Привить умение использовать знания, полученные на других видах изобразительной деятельности.

8. Речевой блок.

Развивать активный и пассивный словарь детей.

Развивать объяснительную и доказательную речь.

Способствовать введению в активный словарь детей разных терминов.  

Инструменты и материалы, необходимые для работы в технике клеевой аппликации.

1. Бумага для рисования.

2. Карандаш простой, ластик.

3. Акварель и гуашь, кисточки, тара для воды.

4. Лоскутики разных цветов, пряжа, кожа.

5. Ножницы простые и зигзагообразные.

6. Кисточка для клея ПВА, клей-карандаш.

Ход выполнения работы в технике ИКА.

1. Подготовка рабочего места.

2. Правила техники безопасности:

  • работу осуществлять в фартуке и нарукавниках;
  • работать в проветриваемых помещениях;
  • не допускать попадания клея на слизистую оболочку глаз и рта;
  • в случае попадания клея на слизистую оболочку необходимо сообщить об этом учителю, промыть проточной водой;
  • хранить ножницы в определенном месте (в коробке);
  • класть ножницы сомкнутыми лезвиями остриями от себя;
  • передавать ножницы товарищу только сомкнутыми концами и кольцами вперед.

3. Вступительная беседа (беседа о клеевой аппликации)

4. Показ образцов работ, выполненных в технике клеевой аппликации.

(Презентация, слайды 1-23)

5. Выполнение набросков простым карандашом, составление композиции.

(Презентация, слайд 24)

6. Проработка набросков.

(Презентация, слайд 25)

7. Раскрашивание рисунка акварелью, гуашью, используя насыщенные цвета.

8. Подготовка мелких кусочков из разных лоскутиков, используя простые и зигзагообразные ножницы.

9. Наклеивание мелких кусочков ткани на готовый рисунок, после раскрашивания, используя определенные цвета.

(Презентация, слайд 26)

        Какие именно кусочки ткани, кожи, пряжи, меха, шитья и кружев использовать в работе – все зависит только от фантазии и вкуса исполнителя!

        Темы работ могут быть самыми разнообразными – от картин-аппликаций о жизни коренных жителей Севера до космических просторов.

        Всем, кто заинтересовался  данной техникой – желаю творческих успехов!

Абукова Нарживат  Мурзабековна

Г. Губкинский


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Применение зигзагообразной строчки. Технология изготовления прорезной аппликации». Название урока: «Ромашка-символ семьи, любви и верности»

Ежегодно, 8 июля в нашей стране отмечается праздник "День семьи, любви и верности". Символом этого праздника является цветок-ромашка.Урок может сопровождать презентация "С днём семьи, любви и верности...

Урок на тему "Изготовление сюжетной композиции из природного материала (На примере аппликации «Памяти АПЛ Курск»)"

Цели: 1.             Формирование у обучающихся знаний и умений по изготовлению  сюжетной аппликации из природного материала.2....

Аппликации "Транспорт"

Презентация к уроку СБО с элементами ИЗО для 5 класса (надомное обучение) по теме "Транспорт"...

Урок по информатике: Аппликация как средство компьютерной графики при изучении графического редактора "PAINT"

Урок по информатике. 6 класс. Урок из раздела "Графический редактор". Основная цель урока -  научить учащихся выделять основные элементы графического изображения, перемещать, вырезать, копировать...

Технологическая карта урока. 5 класс.Тема:Практическая работа по изготовлению предметной аппликации, состоящей из геометрических фигур. Аппликация “Волшебный цветок”

Поделки из геометрических форм представляют собой доступный и интересный материал для развития вкуса, фантазии, творческого и логического мышления обучающихся. А декорирование предметов узорами и орна...