Лекции антикоррупционного воспитания обучающихся 5 класса.
материал по технологии (5 класс) на тему

Аверина Лидия Васильевна

В нашей школе ведётся антикоррупционное воспитание обучающихся. В связи с этим я на уроках Технологии добавляю занятия на темы по антикоррупционному воспитанию, куда входит лекция,  обсуждения, диспуты, дети готовят сообщения, приводят примеры из жизни. Предлагаю ознакомиться с 4 темами лекций в 5 классе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

школа № 59 Приморского  района Санкт – Петербурга

Лекции антикоррупционного воспитания обучающихся 5 класса.

Подготовила учитель технологии Аверина Лидия Васильевна.

1 тема: «Путешествие в страну прав и обязанностей школьника»

Фрагмент урока

В нашей стране каждый, кто пришёл учиться в школу, пользуется определёнными правами и одновременно должен выполнять ряд обязанностей.

Каждый школьник имеет право:  

 получить качественное образование; обучаться по индивидуальным учебным планам в школе или дома; получать дополнительную помощь со стороны учителя, если возникли трудности в освоении учебного предмета или занятия были пропущены по болезни;                                                                                    бесплатно пользоваться школьной библиотекой;                                                                                               получать отметки по учебным предметам исключительно в зависимости от своих знаний и умений;                                                                                                                                      свободно выражать своё мнение;                                                                                                                      участвовать в управлении школой, вносить предложения, касающиеся школьной жизни.

Каждый школьник обязан:

действовать на благо родной школы, заботиться о её чести, поддерживать её авторитет и традиции;                                                                                                                                 строго соблюдать режим работы школы, посещать занятия в соответствии с расписанием, не опаздывать на уроки;                                                                                                                                                               добросовестно учиться, расширять свои знания, умения и навыки, систематически и вовремя выполнять  домашние задания;                                                                                                                                                        в случае пропуска занятий предъявлять классному руководителю справку от врача или объяснительную записку от родителей;                                                                                                                                             выполнять распоряжения и требования директора, администрации, учителей и других работников школы;  относиться с уважением к работникам школы и другим ученикам, помогать младшим школьникам;  предъявлять дневник по требованию учителя;                                                                                                записывать в дневник домашние задания по всем предметам;                                                                  приносить на занятия все необходимые принадлежности: учебники, тетради, дневник, ручки, карандаши и др.;                                                                                                           выглядеть чисто и опрятно, соблюдать требования школьной и личной гигиены, заботиться о соответствии своей одежды и внешнего вида строгому деловому стилю;                                                                             заботиться о собственном здоровье и безопасности, о здоровье и безопасности других учащихся, соблюдать требования техники безопасности;                                                                                                                    обнаружив в школе или на пришкольном участке брошенную сумку (пакет, свёрток, коробку) или заметив незнакомого подозрительного человека, немедленно сообщить об этом учителю или другому работнику школы;                                                                                                                                                                   беречь имущество школы, соблюдать чистоту и порядок в здании школы и на её территории;  принимать участие в мероприятиях по благоустройству школы и её территории.

5 класс. 2 тема: «Добро и зло» 

Фрагмент урока

Может ли нравственный человек брать взятки? Давайте разберёмся, что такое нравственность. Для определения, что такое хорошо, а что такое плохо, что является добром, а что злом, очень важно понять, где находится граница между ними. Что же все-таки является добром, а что  — злом, с вашей точки зрения?

Добро — понятие нравственности, означающее намеренное стремление к бескорыстной помощи ближнему, а также незнакомому человеку, животному и даже растению. В житейском смысле этот термин относится ко всему, что получает у людей положительную оценку, либо ассоциируется со счастьем и радостью.

 Зло — понятие нравственности, означает намеренное, умышленное, сознательное причинение кому-либо вреда, ущерба, страданий. В житейском смысле зло относят ко всему, что получает у людей отрицательную оценку, порицается ими, противоречит правилам морали.  

 Добро и зло — противоположности, отрицающие друг друга. В европейской традиции добро обычно ассоциируют со светом, светлым, белым. Зло — с тьмой, тёмным, чёрным. Согласно догматам некоторых религий, добро со злом рассматриваются как автономные силы, ведущие извечную борьбу за право властвовать в мире. Подобная система взглядов в теологии называется дуализмом.

 Проблему добра и зла можно рассматривать в самых разных областях, таких как, этика, философия, религия, фольклор, но мы остановимся на теме добра и зла в современном мире. Это наиболее распространенная тема  для рассуждения о том, что же все-таки является добром и злом, с точки зрения современного общества.

 Для каждого из нас добро и зло символизирует абсолютно разные вещи. Для кого-то довести бабульку через дорогу – единственное добро всей его жизни, а для кого-то построить  бесплатную школу для детей-сирот – толика в бесчисленной веренице добрых дел. Злом многие считают употребление алкоголя, курение, нецензурную брань. Кто-то сочтет это образом жизни. Как говорил  Лев Толстой –  «Мы любим людей за то добро, которое мы им сделали, и не любим за то зло, которое мы им делали!»

5 класс. 3 тема: «Права человека и способы их защиты»

Фрагмент урока

Семья — это первое пространство, в котором ребенок пребывает с самого своего рождения. Первыми отношениями, в которые он вступает, являются взаимодействия с отцом и матерью, сестрами и братьями. Для ребенка они выступают в качестве фундамента, центра всех остальных общественных связей, которые он будет формировать и устанавливать впоследствии. Разберём пример: Родители развелись, ребёнок остался с мамой, а отец не платит алименты на ребёнка. Мама обращается в суд, но там говорят, что отец пока не работает, надо подождать. А на самом деле он работает, просто - нелегально. Как вы думаете, ущемлены права ребёнка?  Обсуждение других примеров.                                                                                                                                             С самого своего рождения человек взят под государственную охрану. В любом своем возрасте он является членом общества.  Ребенок обладает правом:

• Иметь фамилию, отчество и имя.

• Воспитываться и жить в семье.

• Общаться с родственниками и родителями.

• Изменить фамилию и имя.

• Иметь имущество.

• Защищать собственные права.

• Получать медицинское обслуживание.

• Выражать собственное мнение.

• Получать образование.

В современном обществе, к сожалению, они часто нарушаются как государством, так и родителями. Далее рассмотрим, как обеспечивается защита прав и интересов детей.

Защита прав несовершеннолетних детей регулируется действующими нормативными актами. Основным из них выступает Конституция. Закон о защите прав ребенка содержит положения, предусматривающие его охрану от посягательств родителей. Главным образом это обеспечивает ответственность лиц, на чьем иждивении он находится, защищает от злоупотреблений. При жестоком обращении ребенок вправе обратиться в орган попечительства и опеки, а с 14 лет – в судебную инстанцию. Не могли бы вы привести  примеры, где на ваш взгляд нарушаются права человека из-за коррупции? Обсуждение примеров.

5 класс. 4 тема: «Индивидуальность человека, его честь и достоинство» 

Фрагмент урока

В былые времена люди боялись потерять свою честь, защищали ее и умирали за нее на дуэлях. Сейчас такого, конечно же, нет, но это не означает, что современный человек не наделен этим качеством.  Может ли такой человек брать взятки? Прослушав эту лекцию, вы сами сделаете вывод.

  Каждый человек  должен знать определение, что такое честь. Для чего нужно человеку достоинство и как его не потерять?  Понятие "честь" означает совокупность качеств человека, за счет которых он обретает самоуважение. Оно включает такие свойства личности, как благородство, справедливость, доблесть, смелость, честность, высокая нравственность и строгие моральные принципы. В прошлом честь ассоциировалась не столько с внутренними качествами человека, сколько с его способностью вести себя в обществе, соблюдать установленные нормы и правила поведения. Это требовалось для поддержания репутации и уважения к своей персоне.

Определение слова "честь" тесным образом связано с понятием честности. В первую очередь человек не должен обманывать самого себя. Честь устанавливает рамки того, что люди могут позволить себе совершить, не испытывая при этом чувства вины и раскаянья.

 Что такое достоинство человека?  Достоинство человека – это его уважение к своей персоне, ощущение значимости себя как личности, умение выходить из любой ситуации, не переступая через свои принципы. Оно с рождения присуще каждому из людей. Достоинство человека позволяет ему осознать важность не только самого себя, но и окружающих. Люди, которым присуще это качество, уважительно относятся к другим. Достоинство дает человеку чувство уверенности в себе и в своих силах. Чем выше мы себя оцениваем, тем больше потенциальных возможностей открывается перед нами.

 Определение, что такое честь и что такое достоинство, в чем-то схожи между собой. Они устанавливают критерии самоуважения человека, а также отношение к его персоне со стороны общества и отражают моральную ценность личности. У каждого ли человека есть честь и достоинство. Наверное, каждый в своей жизни попадал в такие ситуации, когда испытываешь ощущение отсутствия самоуважения и собственной никчемности. Обсуждение примеров.

 С юридической точки зрения определение, что такое честь и достоинство, предполагает, что каждый человек при рождении наделен этими качествами. Они не могут исчезнуть и пропасть в течение жизни. Достоинство человека охраняется законом, в случае его унижения виновнику грозит наказание.

 На деле бывает, что люди не ощущают себя достойными, считают, что их не за что уважать. Чаще всего подобное происходит, когда человек совершает тот или иной поступок, за который испытывает впоследствии угрызения совести. В таких случаях говорят, что честь и достоинство потеряны. Как правило, через какое-то время человек заглаживает свою вину, улучшает репутацию, вновь заслуживает уважение общества. Он перестает считать себя неудачником и ничтожеством, снимает с себя это определение.  А теперь кто ответит на поставленный в начале лекции вопрос? Обсуждение примеров.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-игра по программе антикоррупционного воспитания для 6-8 классов

Урок-игра по программе антикоррупционного воспитания для 6-8 классовАвтор – педагог-организатор – Козлов Алексей Сергеевич Цель антикоррупционного воспитания – воспитывать ценностные установки и ...

Проект "Антикоррупционное воспитание воспитание в школе"

В российском обществе сегодня остро стоят  проблемы борьбы с коррупцией, которые тесно связаны с эффективностью органов  местного самоуправления, электоральной активностью, формированием зре...

Элементы содержания антикоррупционного воспитания обучающихся в рабочих программах. 5-10 класс.

В современном понятии коррупция означает  использование полномочий в целях личной выгоды. Коррупция выступает как сложное социальное явление, которое зародилось в глубокой древности и ...

Лекции антикоррупционного воспитания обучающихся в рабочих программах.

В современном понятии коррупция означает  использование полномочий в целях личной выгоды. Коррупция выступает как сложное социальное явление, которое зародилось в глубокой древности и ...

Статья"О СИСТЕМЕ МЕРОПРИЯТИЙ, НАПРАВЛЕННЫХ НА АНТИКОРРУПЦИОННОЕ ВОСПИТАНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ"

Признавая важность и необходимость ознакомления сегодняшних школьников с основами экономических знаний и антикоррупционного просвещения в средних общеобразовательных учреждениях, я делюсь опытом по п...

Надбитов Р.К. Школьное краеведение как важнейшее средство духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся. Лекциях на дистанционных курсах КРИПКРО. Май 2021 г.

 Отметим все более возрастающую роль краеведения в современном обществе. Общественное развитие страны требует от педагогов воспитания социально активных, самостоятельных, творческих личнос...

Методическая разработка по обществознанию (7-8 класс) на тему: антикоррупционное воспитание обучающихся на уроках обществознания.

На уроках обществознания я стараюсь воспитывать ценностные установки и развивать способности, необходимые для формирования у молодых людей гражданской позиции в отношении коррупции. В данной методичес...