Статья"О СИСТЕМЕ МЕРОПРИЯТИЙ, НАПРАВЛЕННЫХ НА АНТИКОРРУПЦИОННОЕ ВОСПИТАНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ"
статья (5, 6, 7, 8, 9 класс)

Буторина Светлана Анатольевна
Признавая важность и необходимость ознакомления сегодняшних школьников с основами экономических знаний и антикоррупционного просвещения в средних общеобразовательных учреждениях, я делюсь опытом по планированию, организации и проведению классных часов, преследующих цель формирования антикоррупционного мышления и взглядов в среде школьников-подростков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx24.16 КБ

Предварительный просмотр:

О СИСТЕМЕ МЕРОПРИЯТИЙ, НАПРАВЛЕННЫХ НА АНТИКОРРУПЦИОННОЕ ВОСПИТАНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ

 Признавая важность и необходимость ознакомления сегодняшних школьников с основами экономических знаний и антикоррупционного просвещения в средних общеобразовательных учреждениях, я делюсь опытом по планированию, организации и проведению классных часов, преследующих цель формирования антикоррупционного мышления и взглядов в среде школьников-подростков.

Коррупция в России стала одним из важнейших факторов, мешающих нормальному развитию государства. Этот факт общепризнанный. Неосуществимо противостоять коррупции исключительно путём реализации разрозненных, несогласованных мероприятий в самых различных направлениях с привлечением нарушителей закона к административной и уголовной ответственности.

Отсюда следует, что решение данной задачи обязательно должно быть комплексным, целенаправленным. В настоящий момент проблема противодействия коррупции возведена государством в ранг национальной политики. Об этом свидетельствует, прежде всего, принятие Федерального закона «О противодействии коррупции» № 273-ФЗ [1], ежегодное утверждение национального плана.

 Всеми нами уважаемый Евгений Максимович Примаков говорил: «Жуликов надо ловить, а не деньги перепрятывать». Необходимо отметить, что правоохранительные органы Российской Федерации в настоящее время с успехом и небывалым ранее рвением следуют напутствию бывшего Министра иностранных дел нашего государства.

Как мы все хорошо пониманием, для ликвидации этого негативного социального явления важны не только борьба и противодействие коррупции, действенными методами должны стать и профилактические мероприятия, направленные на просвещение, в первую очередь, подрастающего поколения.

Согласно Федеральным государственным образовательным стандартам, современный школьник не только усваивает передаваемые педагогом знания, но и учится «добывать» их самостоятельно.

С каждым годом наши дети получают и осмысливают всё больший  объём информации, получаемый им из различных источников. В этом поле задействованы и школа, и родители, и окружение школьника, и, несомненно, вездесущий Интернет. Первостепенная задача педагога – научить своих подопечных избирательно подходить к этому колоссальному потоку информации, видеть в нём полезное и «мусор», интересное и безнравственное, развивающее и тормозящее саморазвитие, самовоспитание растущей личности.

 Ограниченное время урока и насыщенные образовательные программы не позволяют учителю уделить достаточно внимания школьникам в вопросах воспитания и нравственного совершенствования. Здесь на помощь классному руководителю приходит многогранная внеурочная деятельность.

Потенциал данной формы педагогической работы в современных условиях неисчерпаем и имеет великое значение, поскольку практикуемые формы взаимодействия оказывают социализирующее влияние, в том числе и на сознание школьников. Правильно организованная внеурочная работа оказывает профилактическое воздействие на проявление девиантного поведения в ученической среде. При этом высокая роль отводится в данном процессе классному руководителю как связующему звену с другими специалистами.

Тематика классных часов неисчерпаемая. Всё зависит исключительно от творческого потенциала классного руководителя, его организаторских, коммуникативных и изобретательных способностей. В последнее время учителя общеобразовательной школы всё чаще отказываются от практики хаотичного планирования тематики классных часов и переходят к системной организации этой формы внеурочной деятельности, что способствует более скрупулезному рассмотрению конкретной выбранной темы, и, соответственно, лучшему осознанию школьниками поставленной проблемы.

Вопросы антикоррупционного просвещения также сподвигли педагогов общеобразовательной школы обратиться к системному рассмотрению этой насущной общегосударственной проблемы. Сегодня дети взрослеют раньше, чем 20-30 лет назад, лучше разбираются в социально-экономических, общественных, государственных и политических вопросах, нежели их сверстники в конце прошлого столетия. Именно это обстоятельство убеждает педагогические кадры в том, что антикоррупционная пропаганда вполне соответствует восприятию обучающихся уже с пятого класса.

Актуальность обозначенной тематики подобных мероприятий очевидна: младший подросток обязан знать не только достижения и успехи российского государства на мировой арене, но и видеть негативные общественные явления, кровоточащие раны на теле страны.

Цель таких мероприятий: активное воспитание у школьника ценностной установки и развитие у него способностей, необходимых для формирования гражданской позиции относительно такого явления,как коррупция.

Следует заметить, что эффективной составляющей классных часов с обозначенной тематикой будет привлечение родителей или законных представителей к организации и проведению непосредственно мероприятий. Этот шаг поможет классному руководителю в решении ряда насущных задач:

 - укрепление связей «семья-школа»;

- улучшение взаимопонимания между родителями и подростками;

- повышение педагогической грамотности родителей;

- привлечение внимания подростков и их родителей к осознанному восприятию наличия коррупции в стране, как общественно-социального явления;

- воспитание у школьников гражданственности, ответственности;

- проведение антикоррупционной пропаганды среди школьников, их родителей и законных представителей;

-  привлечение всех участников образовательно-воспитательного процесса к разработке системы взаимодействия педагогического коллектива с родителями (законными представителями)  по вопросам антикоррупционного мировоззрения и правовой культуры.

Проведению любого классного часа, направленного на антикоррупционное воспитание, должна предшествовать целенаправленная подготовка, куда могут входить:

- анкетирование родителей с целью выяснения отношения семьи к антикоррупционным мерам государства;

- оформление в классе стенда-выставки литературы «Коррупция в статьях газет и журналов»;

-просмотры фильмов;

- конкурс социального плаката «НЕТ коррупции»;

- в старшем звене проведение урока права по этой теме;

- конкурс эссе «Коррупция в России: проблема и пути её решения».

После такой подготовительной работы школьники пятых-девятых классов будут готовы к восприятию той информации, которую им будет преподносить классный руководитель или приглашённые лица (родители, сотрудники правоохранительных органов, социальных служб, правоведы) на классных часах, направленных на формирование у обучающихся осознанного антикоррупционного мировоззрения.

Следует заметить, что будет не лишним, напротив, весьма действенным шагом со стороны педагога предложить своим воспитанникам найти интересный материал на страницах газет или в интернете, освещающий события коррупционного и антикоррупционного характера. Как показывает практика, даже не записавшие такое задание школьники, не забывают о нём и обязательно подбирают необходимую информацию. Учителю, чётко планирующему мероприятие, следует учитывать, что желающих осветить своё сообщение может собраться очень много, а незадействованный в обсуждении проблемы ребёнок может обидеться и в следующий раз уже не отозваться на просьбу педагога о помощи к подготовке классного часа. Классный руководитель перед началом мероприятия обязан быть в курсе, какое количество детей желает выступить и, как вариант, установить регламент для каждого сообщения.

Цикл или систему классных часов по обозначенной выше проблеме, по моему мнению, следует начать с вводного часа, темой которого может быть «Что такое коррупция, её история» или «Негативные явления в обществе, мешающие прогрессивному развитию нашего государства». Такие вопросы в полной мере доступны для осмысления и пятиклассниками, и, соответственно, школьниками более старшего возраста. Разница состоит в подаче информации и способах постановки проблемных задач.

Если в среднем звене школы большую нагрузку берёт на себя классный руководитель, излагая детям доступный их восприятию материал, то в старших классах обучающиеся более активны. Они могут уже самостоятельно не только делать выводы, но и предлагать пути решения проблемы.

После вводного классного часа предлагается следующая  тематика внеурочных мероприятий: «Конституция – основной закон Российской Федерации»; «Коррупция – выгода или убыток?»; «Кто он – коррупционер?»; «Отношение к деньгам как проверка нравственной стойкости человека»; «Мои друзья – моё богатство»; «Антикоррупционные меры в РФ»;  «Правда и ложь»  (классный час в пятом классе с элементами обсуждения рассказов и сказок).

Делясь личным опытом и делая небольшую паузу в изложении, я  вспоминаю классный час, проведённый с пятиклассниками, которым был задан вопрос о том, известны ли им примеры коррупции среди сказочных героев. Ответы были неожиданными. Один школьник назвал Деда Мороза, который отдавал (и отдаёт) детям подарок только после рассказа ими стишка или спетой песенки. Девочка-отличница удивила всех, упомянув сказку «Гуси-лебеди». Свой ответ она аргументировала тем, что печка показала Алёнушке, куда полетели гуси с братцем Иванушкой только после того, как та вытянула из неё пирожки. А яблоня, в свою очередь, за ответ потребовала собрать с неё яблоки, поскольку ей было тяжело. Сложно было детям возразить. На изобретательность учителя они бойко отвечают своей ещё большей живой фантазией и изощрённостью.

Как видим, тема классных часов может быть самой различной, проблема решается одна – борьба и противодействие коррупции, формирование у школьников чёткого, осознанного антикоррупционного мировоззрения.

Внеурочная деятельность является неотъемлемой составной частью образовательно-воспитательного процесса в общеобразовательной школе. Всё то, что учитель (по причине ограниченности во времени) не может дать своим ученикам на уроке, он может восполнить на внеклассном мероприятии, которое предусматривает использование великого многообразия форм и методов с целью воспитания нравственных, самых достойных человеческих качеств у растущей личности.

Ожидаемыми результатами от проведения системы классных часов по теме антикоррупционного просвещения должны стать:

- чёткое определение школьником своей позиции по отношению к существованию коррупции в российском обществе;

- формирование нравственности и гражданственности;

- формирование чувства непримиримости с негативными явлениями в  обществе и государстве;

- осознание своей личной значимости как будущего гражданина России;

- формирование активной жизненной позиции;

- укрепление связи «семья-школа».

В заключение следует подчеркнуть, что цифровизация экономики, четвёртая промышленная революция, искусственный интеллект и, в первую очередь, всемирная паутина Интернета активно сокращают реальное общение в среде школьников, всё более навязывая им виртуальную зависимость. По этой причине классные часы играют неоценимую роль, привлекая обучающихся к совместному обсуждению и решению самых злободневных проблем.

Список литературы

 

1. Федеральный закон Российской Федерации от 25 декабря 2008 г. №273-ФЗ «О противодействии коррупции»// Российская газета – 2010.

2. Акимов Н.В. Коррупция в России: история и современность / Н.В. Акимов // Юридический мир. – 2008. - №12.

3. Бочарников, И.В. Зарубежный опыт противодействия коррупции / И.В. Бочарников //Государственная власть и местное самоуправление. – 2008. - №9.

4. Караев, В.В. Методы профилактики и противодействия коррупции / В.В. Караев // Общество и право. – 2008. - №3.

5. Министерство юстиции РФ. Что такое коррупция и как с ней бороться / / Серия «Прававое просвещение населения» Москва – 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НАРОДНАЯ КУЛЬТУРА И ЛИТЕРАТУРА РОДНОГО КРАЯ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ И ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

СТАТЬЯ ПОСВЯЩЕНА РОЛИ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ И ЛИТЕРАТУРЫ РОДНОГО КРАЯ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ И ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ...

Формирование экологической культуры как одно из направлений духовно-нравственного воспитания обучающихся

В настоящее время экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а также воздействия человеческого общества на окружающую среду стала очень острой и приняла глобальные масштабы. В усл...

Элементы содержания антикоррупционного воспитания обучающихся в рабочих программах. 5-10 класс.

В современном понятии коррупция означает  использование полномочий в целях личной выгоды. Коррупция выступает как сложное социальное явление, которое зародилось в глубокой древности и ...

Лекции антикоррупционного воспитания обучающихся в рабочих программах.

В современном понятии коррупция означает  использование полномочий в целях личной выгоды. Коррупция выступает как сложное социальное явление, которое зародилось в глубокой древности и ...

Лекции антикоррупционного воспитания обучающихся 5 класса.

В нашей школе ведётся антикоррупционное воспитание обучающихся. В связи с этим я на уроках Технологии добавляю занятия на темы по антикоррупционному воспитанию, куда входит лекция,  обсужден...

Статья "Методы и приемы, направленные на развитию речи обучающихся с ОВЗ на уроках русского языка и литературы"

Статья "Методы и приемы, направленные на развитию речи обучающихся с ОВЗ на уроках русского языка и литературы"...

Методическая разработка по обществознанию (7-8 класс) на тему: антикоррупционное воспитание обучающихся на уроках обществознания.

На уроках обществознания я стараюсь воспитывать ценностные установки и развивать способности, необходимые для формирования у молодых людей гражданской позиции в отношении коррупции. В данной методичес...