Путешествие в город Профессий методическая разработка профориентационного урока (Сценарий квест–игры для 8 класса)
методическая разработка по технологии (8 класс) на тему

Лаздан Марина Юрьевна

Последнее время пользуется популярностью игра-квест  или квест-игра. Квест-игра представляет собой активную, приключенческую игру. Это тематическое путешествие игроков к определённой цели, через преодоление трудностей. Предлагаю сценарий игры для 8 класса "Путешествие в город Профессий". Этот сценарий игры можно применить как итоговый урок по разделу "Профессиональное самоопределение".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 35»

(МБОУ «Школа № 35»)

Путешествие в город Профессий

методическая разработка профориентационного урока

(Сценарий квест–игры для 8 класса)

 Выполнила:

Лаздан Марина Юрьевна,

Учитель технологии

Прокопьевск, 2019

Содержание

Введение…………………………………………………………………........3

Сценарий квест-игры …………………….………………………………....   5

Заключение………………………………………………………………........9

Список литературы………………………………………………………... 11

Приложение 1……………………………………………………………….12

Введение

Ускоряющийся темп изменений в мире, обществе, науке, технике и возрастающая конкуренция на рынке труда, появление новых профессий требуют от педагога поиск новых и оригинальных методов, повышающих эффективность профориентационной работы в школе.

Как показывает практика, современные дети лучше усваивают информацию в процессе самостоятельного получения, анализа и систематизации материала. Учитывая это,  в профориентационной работе очень эффективным является метод работы как профориентационный квест. Что такое квест в реальности и как его проводить в школе с учащимися? 

Квест — это увлекательная командная игра, с определенным сюжетом, в специально подготовленном помещении или на школьной площадке. Для победы участникам требуется решать умственные задачи, мыслить логически, применять ловкость, работать в команде. Сюжеты квестов могут быть самыми разнообразными – от популярных фильмов и компьютерных игр до неповторимых авторских сценариев.

В ходе профориентационного квеста участники не только приобретают знания, необходимые для осознанного выбора профессии, но и помещаются в специально-созданные условия, которые способствуют раскрытию способностей ребенка, развитию личностных качеств, проявлению творческой инициативы, формированию универсального способа решения жизненных проблем.

Познакомившись с легендой квеста – ребята получают задание: решая предложенные головоломки, отвечая на каверзные вопросы, выполняя различные задания и получая подсказки, собрать фрагменты формулы успешного выбора профессии воедино или назвать какую-то определенную профессию.

Дети с большим интересом и азартом выполняют задания, стараясь опередить соперников. В процессе игры школьники получают новые знания о профессиях, приобретают коммуникативные навыки, умения продуктивно работать в команде, находить компромиссы для достижения общей цели.

Принципы организации профориентационных квестов:

        Для того чтобы эффективно организовать детские профориентационные квесты, следует придерживаться определенных принципов и условий:

  • все игры и задания должны быть безопасными;
  • задачи, поставленные перед детьми, должны соответствовать возрасту участников и их индивидуальным особенностям;
  • ни при каких обстоятельствах нельзя каким-либо образом унижать достоинство ребенка;
  • в содержание сценария требуется внедрить разные виды деятельности, так как выполнять однообразные задания дети указанного возраста, согласно психолого-возрастным особенностям, не могут;
  • задания необходимо продумать таким образом, чтобы они были последовательными, логически взаимосвязанными;
  • игра должна быть эмоционально окрашена с помощью декораций, музыкального сопровождения, костюмов, инвентаря;
  • школьники должны четко представлять цель игры, к которой они стремятся (например, найти ключ и расшифровать слово или спасти доброго персонажа от злого);
  • следует продумать временные интервалы, во время которых дети смогут выполнить задание, но при этом не потеряют к нему интерес;
  • роль педагога в игре — направлять детей, «наталкивать» на правильное решение, но окончательные выводы дети должны делать самостоятельно. 

        Актуальность:

        Участие в  профориентационном квесте дает возможность учащимся получить новые знания о профессиях, приобрести коммуникативные навыки (эффективного общения в разных формах и условиях), умения продуктивно работать в команде, находить компромиссы для достижения общей цели.

        Цели и задачи квест - игры:

  • способствовать приобретению подростками знаний о профессиях;
  • систематизировать знания учащихся о профессиях;
  • развивать познавательные процессы, наглядно-образное мышление;
  • воспитывать уважение к труду и людям труда.
  • сплочение команды в процессе преодоления трудностей;
  • организация активного отдыха учащихся.

        Перед игрой каждая команда представляет короткое приветствие, которое готовит заранее. Капитан команды получает маршрутный лист.

Каждая команда проходит ряд станций – этапов (6), где учитель каждый правильный ответ оценивает в 1 балл.

        Учитель проводит с игру, оценивает работу и ставят баллы в маршрутном листе

        Состав команды:4-5 человек. Всего команд-участников –2-3.

        При подведении итогов учитель может  отметить самую дружную, организованную, сплочённую и творческую команду.

        Место проведения – кабинет «Технология». Время проведения – итоговое занятие в 4 четверти по разделу «Профессиональное самоопределение».

        Оборудование:

·  раздаточный материал на каждую станцию;

·  маршрутные листы для каждой  команды;

·  маркеры.

Сценарий квест – игры

        Учитель читает  письмо - обращение участникам:

          Здравствуйте, ребята! - Задумывались ли вы, кем станете, какую профессию выберете? 

        Каждому школьнику в старших классах предстоит выбрать свой профессиональный маршрут, и для того, чтобы не ошибиться  в этом выборе необходимо, хорошо разбираться в многообразии мира профессий.

        Дорогие ребята, сегодня вам предстоит принять участие в интересном и увлекательном путешествии в город Профессий. Город этот необычный. Его нет на картах. Но каждый из вас в нем сегодня обязательно побывает. Жители этого города – «Профессии» – самые нужные и самые важные в современном мире.

Вам предстоит пройти 6 станций, выполнить задания и собрать 6 карточек с буквами, из которых  необходимо составить слово, обозначающее профессию.

Какая команда сделает это быстрее и лучше – победит в нашем испытании и будет признана самой профессиональной командой.

Каждая команда получает маршрутный лист с указанием станций:

        Какая команда сделает это быстрее и лучше – победит в нашем испытании и будет признана самой профессиональной командой.

        Каждая команда получает маршрутный лист с указанием станций (Приложение 1).

Станция 1

 «Ключевые слова».

        Учитель: Я  предлагаю вам определить, к каким профессиям относятся те группы слов, которые я вам сейчас буду зачитывать. Вы должны назвать, к какой профессии можно отнести эти слова:

1. Рисунок, проект, план, город, гармония, чертеж, конструкции, строительство, здания, памятники. 

 (Архитектор)

2.  Ткань, раскрой, лекало, костюм, ножницы, ателье.

  (Портной)

3. Белый халат, больной, поликлиника, диагноз. 

 (Врач)

4. Верстак, рубанок, станок, древесина, мебель, мастерская.  

  (Столяр)

5.  Газета, новости, современность, люди, оперативность, редакция, факты. 

(Журналист)

6. Земля, природа, поле, теплица, сад, сорта, растения, уход, плоды, зерно,      удобрения, урожай. 

(Агроном)

 Станция 2

«Профессии в пословицах и поговорках»

        Учитель: О какой профессии говорят эти пословицы и поговорки?

1.      Не игла шьет, а руки.

2.      Где шьют, там и порют.

3.      Как скроишь, так и тачать станешь.

        (Портной)  

1.      Тяжело молоту, тяжело и наковальне.

2.      Куй железо, пока горячо.

3.      Не огонь железо калит, а мех.

        (Кузнец

1.      Что в котел положишь, то и вынешь.

2.      Кашу маслом не испортишь.

3.      Не котел варит, а стряпуха.

        (Повар) 

1.      Береги землю родную, как мать любимую.

2.      Жить – Родине служить.

3.      Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.

        (Военнослужащий)  

 Станция 3

«Отгадай профессию»

        Учитель:  О какой профессии идет речь?

Это слово пришло к нам из французского языка и в переводе имеет одно из значений «акробатическая имитация падения в цирке». Работа человека этой профессии – это не только падения, но и масса других сложных и опасных действий, которые выполняются на лошади или в автомобиле, в самолете и поезде.

КАСКАДЁР.

Название этой профессии происходит от имени древнеримской богини цветов и весеннего цветения. Искусство составлять букеты и цветочные композиции известно с давних времён. Одно из первых руководств по составлению букетов, гирлянд и венков на русском языке было опубликовано в 1913 году. В настоящее время эта профессия является одной из самых востребованных.

БАНКИР.

Название этой профессии происходит от имени древнеримской богини цветов и весеннего цветения. Искусство составлять букеты и цветочные композиции известно с давних времён. Одно из первых руководств по составлению букетов, гирлянд и венков на русском языке было опубликовано в 1913 году. В настоящее время эта профессия является одной из самых востребованных.

ФЛОРИСТ.

Его профессия – оставлять следы: линии и росчерки, буквы и виньетки. Он пишет не на бумаге, его материал: стекло, камень, металл, дерево, линолеум. В переводе с французского это слово означает «художник или мастер, занимающийся вырезанием изображений на пластинах из разных твердых материалов».

- ГРАВЁР

Первый после царя» - так говорили о людях этой профессии великий Фаберже. Профессия эта дошла до нас из далекой древности; и сегодня, как и много веков назад, она приносит творческое наслаждение, стабильный доход и известность. Золотые руки мастера оживляют холодные камни и равнодушный металл.

ЮВЕЛИР

Станция 4

«Цепочка  профессий»

        Команда должна назвать профессию на каждую букву алфавита, например, А-актер Б – банкир, Г – грузчик, Д – дегустатор,  Е –егерь, Ж – жестянщик и т.д. Чем больше будет букв, на которую названа профессия, тем больше баллов получает команда.

Станция 5

«Аукцион».

         Написать на листе бумаги за 3 минуты  как можно больше слов, связанных с профессией  (ВРАЧА, УЧИТЕЛЯ, ПРОДАВЦА, СТОЛЯРА).  Слова зачитываются по очереди всей командой.

Станция 6

«Группы профессий»

Все профессии, как известно, принято подразделять на 5 категорий в зависимости от типа взаимоотношений человека и объекта действия: «человек - природа»,  «человек – человек», «человек – техника», человек – художественный образ», «человек – знаковая система». Задание состоит в следующем. Названные профессии необходимо правильно отнести  к одному из перечисленных типов.  

        Учитель называет профессию из этого списка вразнобой, обращаясь к командам по очереди. Участники должны говорить, к какому типу относится названная профессия.

         Группы профессий по типу взаимоотношения человека и объекта действия.

1)      «Человек – художественный образ»: скульптор, художник-живописец, искусствовед, гравер, портной, кружевница, стеклодув, гончар, паркетчик, фотограф, композитор, пианист, артист, дирижер.

2)      «Человек – природа»:  инженер-геолог, взрывник, метеоролог, техник-топограф, мастер-сыродел, тестовод, пекарь, вальцовый (мукомольное производство), лесник, эколог, микробиолог, зоотехник, животновод, охотовед-зверовод, садовод.

3)      «Человек – техника»: электромонтер, машинист экскаватора, монтажник железобетонных  конструкций, слесарь-сантехник, каменщик, арматурщик, техник-строитель, столяр, машинист локомотива, техник-путеец, водитель троллейбуса, моторист-рулевой, бортинженер, пилот.

4)       «Человек – человек»: секретарь, проводник пассажирского вагона, официант, парикмахер, контролер-кассир, гид-переводчик, методист музейной работы, адвокат, участковый инспектор, юрисконсульт, врач-эпидемиолог, санитарка, патронажная сестра, пионервожатый.

5)        «Человек – знаковая система»: оператор ЭВМ, программист, техник-математик, штурман гражданской авиации, аэрофотосъемщик, чертежник, картограф, экономист, астроном, оператор связи, химик, фармацевт и провизор, радиооператор, стенографистка, машинистка, телефонист.

        Каждая команда, пройдя определенную станцию, получает карточку с буквой. Пройдя все этапы, команда сдает жюри маршрутный лист и профессию, которая получилось из собранных карточек.

1 команда – БАНКИР

2 команда –  ГРАВЁР

3 команда -  СТОЛЯР

        Учитель подводит итоги игры, подсчитывает баллы и выставляет отметки.

Заключение

         Современное образование делает ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса. Для активизации профессионального самоопределения с большим успехом используются игровые технологии.

        Игра является уникальным механизмом аккумуляции и передачи социального опыта – как практического (овладения средствами решения задач), так и этического, связанного с определенными правилами и нормами поведения в различных ситуациях.

        Игра наряду с трудом и ученьем - один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования.

        Специалисты, занимающиеся разработкой организационно-обучающих игр, отмечают, что обучение в игре является важнейшим условием освоения профессиональной деятельности, обеспечиваемого посредством воссоздания в учебной обстановке контекста конкретной профессиональной ситуации. В ходе игры происходит ускоренное овладение предметной деятельностью за счет передачи участникам активной позиции от роли игрока до соавтора игры.

        Игра – очень эффективная для восприятия форма работы: взрослому она дает возможность увидеть проблему в целом, а учащемуся – на практике приобрести навыки принятия решения и овладеть ролевым поведением.

        Целесообразно использовать в игре те знания, которые уже имеются у учащихся. Задача ведущих – в ходе игры откорректировать эти знания и привести их в систему.

        Игра позволяет увидеть целостность проблемы, овладеть ролевым поведением, приобрести навык принятия решения, овладеть изучаемым материалом в более непринужденной и доброжелательной атмосфере.

        Наряду с этим, есть некоторая трудность подачи информационного материала, так как учащиеся считают игру средством отдыха и развлечения.

        В структуру игры как деятельности органично входит целеполагание, планирование, реализация цели, а также анализ результатов, в которых личность полностью реализует себя как субъект. Мотивация игровой деятельности обеспечивается ее добровольностью, возможностями выбора и элементами соревновательности, удовлетворения потребности в самоутверждении, самореализации.

Последнее время пользуется популярность такая игра как квест-игра. Квест-игра представляет собой активную, приключенческую игру. Это тематическое путешествие игроков к определенной цели, через преодоление трудностей. В игре вся команда, используя свои знания, интеллект, смекалку, силу, должна выполнить все задания за определенное время. Путь маршрута изначально неизвестен, и участникам необходимо постепенно открывать его. Для этого надо отгадывать задания и, находить необходимые объекты. Найденный объект содержит новое задание для решения и т.д. Отгадка последовательно продвигает участников по пути к конечной точке маршрута, а неправильные решения не позволяют участникам двигаться дальше до появления правильного ответа.

        Это, безусловно, способствует расширению кругозора, заставляет учиться принимать решения в нестандартных ситуациях.

Список литературы

  1. Голуб Г.Б., Великанова А.В. Предпрофильная подготовка учащихся: Рекомендации по организации и проведению/ Под ред. Проф.Е.А. Когана.- Самара: Издательство «Учебная литература», 2006.
  2. Дидактический материал по курсу «Твоя профессиональная карьера» /Под ред. С.Н. Чистяковой.-М.: Просвещение, 1998.
  3. Митина Л.М. Психология развития конкурентноспособной личности. - М.:МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2002.
  4. Резапкина Г.В. Я и моя профессия: Программа профессионального самоопределения для подростков.- М.: Генезис, 2000.

Приложение 1

Маршрутный лист «Город Профессий»

Город Профессий

Название станции

Количество баллов

Учитель

  1.  «Ключевые слова»

  1.  «Профессии в пословицах и поговорках»

  1.  «Отгадай профессию»

  1. «Цепочка профессий»

  1. «Аукцион»

  1. «Группы профессий»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Путешествие в город Профессий Сценарий квест – игры для 8 класса Автор: Лаздан Марина Юрьевна, учитель технологии МБОУ «Школа №35» г. Прокопьевска

Слайд 3

Квест — это увлекательная командная игра, с определенным сюжетом, в специально подготовленном помещении или на школьной площадке.

Слайд 4

Актуальность: Участие в профориентационном квесте дает возможность учащимся получить новые знания о профессиях, приобрести коммуникативные навыки (эффективного общения в разных формах и условиях), умения продуктивно работать в команде, находить компромиссы для достижения общей цели .

Слайд 5

Цели и задачи квест - игры: - способствовать приобретению подростками знаний о профессиях; - систематизировать знания учащихся о профессиях; - развивать познавательные процессы, наглядно-образное мышление; - воспитывать уважение к труду и людям труда; - сплочение команды в процессе преодоления трудностей; - организация активного отдыха учащихся.

Слайд 6

Станция 1 «Ключевые слова». 1. Рисунок, проект, план, город, гармония, чертеж, конструкции, строительство, здания, памятники. 2. Ткань, раскрой, лекало, костюм, ножницы, ателье. 3. Белый халат, больной, поликлиника, диагноз. 4. Верстак, рубанок, станок, древесина, мебель, мастерская. 5. Газета, новости, современность, люди, оперативность, редакция, факты. 6. Земля, природа, поле, теплица, сад, сорта, растения, уход, плоды, зерно, удобрения, урожай.

Слайд 7

Станция 2 «Профессии в пословицах и поговорках» 1. Не игла шьет, а руки. 2. Где шьют, там и порют. 3. Как скроишь, так и тачать станешь. 1. Тяжело молоту, тяжело и наковальне. 2. Куй железо, пока горячо. 3. Не огонь железо калит, а мех. 1. Что в котел положишь, то и вынешь. 2. Кашу маслом не испортишь. 3. Не котел варит, а стряпуха. 1. Береги землю родную, как мать любимую. 2. Жить – Родине служить. 3. Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.

Слайд 8

Станция 3 «Отгадай профессию» Название этой профессии происходит от имени древнеримской богини цветов и весеннего цветения. Искусство составлять букеты и цветочные композиции известно с давних времён. Одно из первых руководств по составлению букетов, гирлянд и венков на русском языке было опубликовано в 1913 году. В настоящее время эта профессия является одной из самых востребованных. Это слово пришло к нам из французского языка и в переводе имеет одно из значений «акробатическая имитация падения в цирке». Работа человека этой профессии – это не только падения, но и масса других сложных и опасных действий, которые выполняются на лошади или в автомобиле, в самолете и поезде.

Слайд 9

Его профессия – оставлять следы: линии и росчерки, буквы и виньетки. Он пишет не на бумаге, его материал: стекло, камень, металл, дерево, линолеум. В переводе с французского это слово означает «художник или мастер, занимающийся вырезанием изображений на пластинах из разных твердых материалов». Первый после царя» - так говорили о людях этой профессии великий Фаберже. Профессия эта дошла до нас из далекой древности; и сегодня, как и много веков назад, она приносит творческое наслаждение, стабильный доход и известность. Золотые руки мастера оживляют холодные камни и равнодушный металл.

Слайд 10

Станция 4 «Цепочка профессий» Команда должна назвать профессию на каждую букву алфавита, например, А-актер Б – банкир, Г – грузчик, Д – дегустатор, Е –егерь, Ж – жестянщик и т.д. Чем больше будет букв, на которую названа профессия, тем больше баллов получает команда .

Слайд 11

Станция 5 «Аукцион». Написать на листе бумаги за 3 минуты как можно больше слов, связанных с профессией (ВРАЧА, УЧИТЕЛЯ, ПРОДАВЦА, СТОЛЯРА). Слова зачитываются по очереди всей командой.

Слайд 12

Станция 6 «Группы профессий» 1) «Человек – художественный образ»: скульптор, художник-живописец, искусствовед, гравер, портной, кружевница, стеклодув, гончар, паркетчик, фотограф, композитор, пианист, артист, дирижер. 2) «Человек – природа»: инженер-геолог, взрывник, метеоролог, техник-топограф, мастер-сыродел, тестовод, пекарь, вальцовый (мукомольное производство), лесник, эколог, микробиолог, зоотехник, животновод, охотовед-зверовод, садовод.

Слайд 13

3) « Человек – техника» : электромонтер, машинист экскаватора, монтажник железобетонных конструкций, слесарь-сантехник, каменщик, арматурщик, техник-строитель, столяр, машинист локомотива, техник-путеец, водитель троллейбуса, моторист-рулевой, бортинженер, пилот. 4 ) «Человек – человек»: секретарь, проводник пассажирского вагона, официант, парикмахер, контролер-кассир, гид-переводчик, методист музейной работы, адвокат, участковый инспектор, юрисконсульт, врач-эпидемиолог, санитарка, патронажная сестра, пионервожатый.

Слайд 14

5) «Человек – знаковая система»: оператор ЭВМ, программист, техник-математик, штурман гражданской авиации, чертежник, картограф, экономист, астроном, оператор связи, химик, фармацевт и провизор, радиооператор, стенографистка, машинистка, телефонист.

Слайд 15

1 команда – БАНКИР 2 команда – ГРАВЁР 3 команда - СТОЛЯР

Слайд 17

Добро пожаловать в мир профессий!

Слайд 18

Спасибо за внимание! Успехов в работе и всех Благ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Квест- игра для 10 классов "Математическое ориентирование"

Классы  разбиваются на 2 команды. Важно, чтобы команды были из равного числа участников. Команды заранее выбирает себе название, капитана и старпома.Обязанности капитана:...

Путешествие по городу вежливых. Внеклассное воспитательное мероприятие для учащихся 1-5 классов.

Путешествие по городу вежливых. Внеклассное воспитательное мероприятие для учащихся 1-5 классов....

Путешествие в город пения - разработка НОД в ДОУ

С Фиксиками дети погружаются в "город пения"...

Методическая разработка урока - Сценарий "Греция подчиняется Македонии" 5 класс Всеобщая история. Древний мир.

Данный сценарий является действующим и фактически проведенным на уроке истории 5 класс Матвеевым А.Г....

Методическая разработка внеклассного мероприятия Интеллектуальная квест-игра «По следам Великой войны»

Методическая разработка внеклассного мероприятия Интеллектуальная квест-игра «По следам Великой войны»...

Методическая разработка профориентационного классного часа для учащихся 9 класса «Наша дорога в будущее»

Цель: расширить представления обучающихся о мире профессий, о профессиональном самоопределении; помочь школьникам сделать осознанный выбор профессии....

Спортивный квест - игра для первых классов

Положение Спортивный  квест - игра для первых классов...