Рабочая программа по технологии для 5 - 8 классов
рабочая программа по технологии (5, 6, 7, 8 класс) на тему

Казанцева Татьяна Александровна

Рабочая программа по технологии 5 - 8 классов соответствует ФГОС, предназначена для сельских школ, УМК В.Д.Симоненко.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_tehnologii_fgos_dlya_5-8_klassov.docx55.38 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа с.Матвеевка»

«Согласовано»

Руководитель ШМО

________/Казанцева Т.А./

Протокол № ___ от

«__»  _______20___г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

_____________/Козина М.О./

 «__»____________20___г.

«Утверждаю»

     Директор

       ________/Качкина Н.В./

Приказ № ___ от «__»____20___г.

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА  

по технологии

для 5 – 8 классов

Разработчик программы: учитель Казанцева Татьяна Александровна,

Рассмотрена на заседании

педагогического совета

протокол №  1  

от « 31 »  08.   2016 г.

                                                                                     2016 год

        


Пояснительная записка

       Рабочая программа  по технологии для 5-8 классов разработана на основе  федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273ФЗ от 29.12.2012 г.), федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 1897 от 17.12.2010 г.), Закона Саратовской области «Об образовании в Саратовской  области» (от 28 ноября 2013 г. N 215-ЗСО), примерной программы общеобразовательных учреждений «Технология. Трудовое обучение», рекомендованные Министерством образования Российской Федерации, 5-е издание издательства «Просвещение» г. Москва 2010 г. и авторской рабочей программы по учебникам под ред. В.Д. Симоненко. Модифицированный вариант для неделимых классов под . ред. В.Д. Симоненко - 2011 г.  Рабочая программа учебного курса технологии предназначена для обучения учащихся 5-8 неделимых классов средней общеобразовательной школы.

Учебники:

1. Технология. Учебник для учащихся 5 класса общеобразовательных учреждений. – 5-е изд.

перераб./Под ред. В.Д.Симоненко. – М.: Вентана-Граф, 2014.

 2. Технология. Учебник для учащихся 6 класса общеобразовательных учреждений. – 5-е изд.

перераб./Под ред. В.Д.Симоненко. – М.: Вентана-Граф, 2015.

3. Технология. Учебник для учащихся 7 класса общеобразовательных учреждений. – 5-е изд.

перераб./Под ред. В.Д.Симоненко. – М.: Вентана-Граф, 2016.

4. Технология. Учебник для учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений. – 5-е изд.

перераб./Под ред. В.Д.Симоненко. – М.: Вентана-Граф, 2017.

                   Технология  в основной школе изучается с 5 по 8 класс. Общее число учебных часов за 4 года обучения – 245, в 5 – 7 классах по 70 часов (2ч в неделю), в 8 классе – 35 часов (1 час в неделю).

Планируемые результаты освоения учебного предмета «Технология»:

Личностным результатом обучения технологии в основной школе является формирование представлений о технологической культуре производства, развитие культуры труда подрастающих поколений, составление системы технических и технологических знаний и умений, воспитание трудовых , гражданских и патриотических качеств личности, профессиональное самоопределение школьников в условиях рынка труда, формированию гуманистически  и прагматически ориентированного мировоззрения, социально обоснованных ценностных ориентаций.

    Важнейшие личностные результаты обучения технологии:

-проявление познавательных интересов и активности в данной области предметной технологической деятельности;

-выражение желания учиться и трудиться в промышленном производстве для удовлетворения текущих и перспективных потребностей;

- развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности;

-овладение установками, нормами и правилами научной организации умственного и физического труда;

-самооценка умственных и физических способностей для труда в различных сферах с позиций социализации и стратификации;

- составление самоопределения в выбранной сфере будущей профессиональной деятельности;

- планирование образовательной и профессиональной карьеры;

-осознание необходимости общественно полезного труда как условия безопасной и эффективной социализации;

- бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам;

- готовность к рациональному ведению домашнего хозяйства;

- проявление  технико-технологического и экономического мышления при  организации своей деятельности;

- самооценка готовности к предпринимательской деятельности в сфере технического труда.

Метапредметными  результатами  освоения выпускниками основной школы курса по технологии заключается в формировании и развитии посредством  технологического  знания:

-познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

-гуманистических и демократических ценностей ориентаций, готовности следовать этическим нормам поведения в повседневной  жизни и производственной деятельности;

- готовность к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями.

Кроме того, к  метапредметным  результатам относятся универсальные способы деятельности,  формируемые ,в том числе и в школьном курсе технология и применяемые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях:

- проявление инновационного подхода к решению учебных задач  в процессе моделирования изделия или технического процесса;

- поиск новых решений возникшей технической или организационной проблемы;

-самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию технических изделий;

-выявление потребностей, проектирование и создание объектов, имеющих потребительскую стоимость;

-оценивание своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам;

-соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства;

- соблюдение норм и правил безопасности познавательно- трудовой деятельности и созидательного труда.

       Предметными результатами освоения программы является:

В познавательной сфере:

- рациональное использование  учебной и дополнительной технической и технологической информации для проектирования и создания объектов труда

- оценка технологических свойств сырья, материалов и областей их применения;

- классификация видов и назначения методов получения и преобразования материалов, энергии, информации, объектов живой природы и социальной среды, а также соответствующих технологий промышленного производства;

-владение кодами и методами чтения и способами  графического  представления технической, технологической и инструктивной информации;

- владение способами научной организации труда  формами деятельности, соответствующими культуре труда и технологической культуре производства;

- применение элементов прикладной экономики при обосновании технологий и проектов.

В трудовой сфере:

-планирование технологического процесса и процесса труда;

- подбор материалов с учётом характера объекта труда и технологии;

- проведение необходимых опытов и исследований при подборе сырья, материалов и проектировании объектов труда;

-подбор инструментов и оборудования с учётом требований технологии и материально- энергетических ресурсов;

- проектирование последовательности операций и составление операционной карты работ;

-выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов, и ограничений;

- соблюдение норм и правил безопасности труда, пожарной безопасности, правил санитарии и гигиены;

- обоснование  критериев и показателей качества промежуточных и конечных результатов труда;

-выбор и использование кодов, средств и видов представления технической  и технологической информации и знаковых систем в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения;

- подбор и применение инструментов, приборов и оборудования в технологических процессах с учётом областей их применения;

-контроль промежуточных и конечных результатов труда, использование контрольных и измерительных инструментов;

- документирование результатов труда и проектной деятельности;

-расчёт себестоимости продукта труда;

В мотивационной сфере:

- оценивание своей способности и готовности к предметной и предпринимательской  деятельности;

- выбор профиля технологической подготовки в старших классах;

- выражение к готовности к труду в сфер услуг;

- стремление к экономии и бережливости в расходовании времени, материалов, денежных средств и труда.

В эстетической сфере:

- дизайнерское проектирование изделия или рациональная эстетическая организация работ;

- моделирование художественного оформления объекта труда и оптимальное планирование работ;

-разработка варианта рекламы выполненного объекта или результатов труда;

- эстетическое и рациональное оснащение рабочего места с учётом требований эргономики и научной организации труда;

- рациональный выбор рабочего костюма и опрятное состояние рабочей  одежды.

В коммуникативной сфере:

- формирование рабочей группы для выполнения проекта с учётом общности интересов и возможностей будущих членов коллектива;

- выбор знаковых систем и средств, для кодирования и оформления информации в процессе коммуникации;

- публичная презентация и защита проекта изделия, продуктов труда или услуги;

- разработка вариантов рекламных образов, слогов и лейблов;

- потребительская оценка зрительного ряда действующей рекламы.

В физиолого-психологической сфере:

- развитие моторики и координации достижений рук при работе с ручными инструментами и выполнении операций с помощью машин и механизмов;

- достижение необходимой точности движений при выполнении  различных технологических операций;

- соблюдение требуемой величины усилия, прикладываемого к инструменту, с учётом технологических требований;

- сочетание образного и логического мышления в процессе проектной деятельности.

Содержание программы учебного курса

«Технология»

5 класс  - 70 часов (2ч в неделю)

  1. Растениеводство. Осенний период – 10 часов.

  Основные теоретические сведения. Направления растениеводства. Технологии производства продукции растениеводства. Ведущие овощные и цветочно-декоративные культуры региона, их биологические и хозяйственные особенности. Способы размножения растений.

Практические работы

Уборка урожая овощных культур с пришкольного участка.

Перекапывание почвы с помощью лопаты.

Окапывание плодовых деревьев.

Внесение удобрений на пришкольный участок

  1.  Рукоделие (вышивка) – 4 часа

       Основные теоретические сведения. Вышивка. Инструменты и приспособления. Виды вышивки.Применение вышивки в народном и современном костюме. Композиция, ритм, орнамент.

Практические работы.

Выполнение простейших вышивальных швов: стебельчатого, тамбурного, «вперёд иголку», «назад иголку».

Выполнение петельного шва, шва «козлик».

Отделка вышивкой салфетки.

 

  1. Создание изделий из текстильных и поделочных материалов – 20 часов

а)  Материаловедение – 2 часа

    Основные теоретические сведения.  Классификация текстильных волокон. Способы получения свойства натуральных и искусственных волокон. Изготовление нитей и тканей в условиях прядильного и ткацкого современного производства и в домашних условиях. Основная и уточная нити в ткани. Лицевая и изнаночная сторона ткани. Виды переплетений нитей в тканях.

Практические работы

 Выполнение образца полотняного переплетения.

 б) Элементы машиноведения – 2 часа

Основные теоретические сведения. Понятие о машине. Роль машины в технологическом процессе. Примеры бытовых машин. Устройство машины. Промышленные и бытовые, универсальные и специальные швейные машины. Основные узлы и детали швейной машины. Правила техники безопасности. Подготовка швейной машины к работе. Правила и приемы работы на швейной машине. Последовательность заправки верхней и нижней нити. Терминология машинных работ.. Организация рабочего места. Техника безопасности при выполнения машинных работ.

Практические работы

Знакомство с устройством бытовой швейной машины, «Определение месторасположения основных узлов и деталей»

Тренировочные упражнения на швейной машине: без ниток. «Выполнение машинных строчек по намеченным линиям (прямой, волнистой, зигзагообразной)».

«Выполнение машинных швов (стачного, в подгибку и накладного)».

«Намотка нижней нитки на шпульку».

«Регулировка длины стежка»

 в) Конструирование и моделирование рабочей одежды – 4 ч

Основные теоретические сведения. Виды рабочей одежды. Фартуки в национальном костюме. Правила построения и оформления чертежей швейных изделий. Понятие о масштабе, чертеже, эскизе.Правила снятия мерок с фигуры человека. Моделирование швейных изделий.

Практические работы

Снятие мерок и запись результатов измерений.

Построение чертежа фартука.

Моделирование фартука.

 г) Технология изготовления рабочей одежды. Творческие проектные работы – 12 ч  

Основные теоретические сведения. Ручные работы. Терминология ручных работ. Ручные стежки и строчки.  Организация рабочего места для выполнения ручных работ. Организация рабочего места для выполнения машинных работ. Терминология машинных работ. Виды машинных швов, их условные графические изображения.Технология выполнения соединительных и краевых машинных швов. Что такое творческий проект? Этапы выполнения проекта.Творческий проект «Фартук». Обоснование возникшей проблемы. Выбор модели. Выбор ткани, оборудования.Технологическая последовательность изготовления фартука. Расчёт себестоимости фартука. Оценка проделанной работы.

Практические работы

Выполнение ручных стежков и строчек.

Конструирование и моделирование фартука.

Раскрой фартука.

Пошив фартука. Окончательная отделка и влажно – тепловая обработка

Защита проекта.

   4.  Уход за одеждой – 1 час

   Основные теоретические сведения. Правила стирки, утюжки и хранения одежды из х/б и льняных тканей. Символы ухода за одеждой.

5. Кулинария – 5 часов

  Основные теоретические сведения. Понятие о процессе пищеварения, об усвояемости пищи. Питательные вещества и их роль в жизни человека, рациональное питание. Правила безопасного труда, санитарии и гигиены при работе на кухне. санитарные требования к помещению кухни и столовой, посуде, кухонному инвентарю. Из истории овощей. Виды овощей в кулинарии. Их роль в питании человека. Основные правила первичной и тепловой обработки овощей. Условия и сроки хранения, способы использования. Технология приготовления блюд из отварных овощей. Значение яиц в питании человека. Использование яиц в кулинарии. Способы определения свежести яиц, правила хранения. Блюда из яиц. Продукты, употребляемые для приготовления бутербродов. Значение хлеба в питании человека. Способы нарезки продуктов для бутербродов, инструменты и приспособления для нарезки. Виды бутербродов, способы приготовления. Виды горячих напитков. Правила хранения. Сорта чая, вкусовые достоинства, способы заваривания. Технология приготовления кофе, какао. Сведения о чае

Практические работы

Составление меню, отвечающего здоровому образу жизни.

Поиск рецептов блюд, соответствующих принципам рационального питания.

Составление меню из малокалорийных продуктов.

Приготовление блюд из овощей

Приготовление блюда из яиц.

Приготовление бутербродов и горячих напитков к завтраку

                   6. Культура дома – 2 часа

       Основные теоретические сведения. Интерьер жилых помещений. Комнатные растения. Современные стили в интерьере. Рациональное размещение оборудования кухни и уход за ним. Создание интерьера кухни с учетом запросов и потребностей семьи и санитарно-гигиенических требований.Отделка интерьера тканями, росписью, резьбой по дереву.

Практические работы

                  Выполнение эскиза интерьера кухни.

7. Технология обработки конструкционных материалов – 16 ч

а) Технология изготовления изделий из древесины на основе плоских деталей – 8ч

Основные теоретические сведения. Рабочее место обучающегося. Столярный или универсальный верстак. Ручные инструменты и приспособления. Планирование создания изделий.
Технологический процесс, технологические операции. Понятия «заготовка», «деталь», «изделие». Разметка плоского изделия на заготовке. Разметочные и измерительные инструменты, шаблон. Древесина как конструкционный материал. Пиломатериалы. Конструкционные древесные материалы.
Основные технологические операции и приёмы ручной обработки древесины и древесных материалов; особенности их выполнения

                   Практические работы

                  Распознавание пород древесины, выявление пороков.

Чтение чертежа плоскостной детали.

Определение последовательности изготовления детали по технологической карте.

Ознакомление с рациональными приёмами работы ручным инструментом.

                  б) Изготовление изделий из тонколистового металла и проволоки – 8 ч

   Основные теоретические сведения. Рабочее место для ручной обработки металлов. Тонкие  металлические листы, проволока. Основные технологические операции и приёмы ручной обработки металлов (правка, резание, зачистка, гибка). Соединение тонких металлических листов фальцевым швом и заклёпками. Сверлильный станок: назначение, устройство. Инструменты и оснастка. Приёмы работы на сверлильном станке. Крепление заготовок. Правила безопасной работы на сверлильном станке.

Практические работы

Основные технологические операции обработки тонколистового металла.

Организация рабочего места, закрепление заготовок в тисках.

Приёмы работы ручными инструментами.

Определение длины заготовки, правка проволоки, разметка заготовок, резание проволоки кусачками, гибка проволоки.

                   8. Растениеводство. Весенний период – 16 часов

                 Основные теоретические сведения. Направления растениеводства. Технологии производства продукции растениеводства. Ведущие овощные и цветочно-декоративные культуры региона, их биологические и хозяйственные особенности. Способы размножения растений. Приемы выращивания растений, агротехника, этапы проведения опыта на участке. Значение весенней обработки почвы. Правила техники безопасности при обработке почвы. Способы подготовки семян к посеву, определение всхожести семян. Техника безопасности при перекопке почвы. Планирование и разбивка цветника, с учётом светового режима, состава почвы и т.д.

                  Практические работы.

Боронование почвы на пришкольном участке

Посадка овощных культур на пришкольном участке.

Высаживание рассады овощных культур в открытый грунт.

Посев однолетних цветов. Посадка многолетних цветов

6 класс  - 70 часов (2ч в неделю)

1. Растениеводство. Осенний период – 8 ч

Основные теоретические сведения. Овощеводство открытого грунта. Естественное и искусственное плодородие почвы, гумус. Типы почвы. Физико-механические свойства почвы. Система применения удобрений.

 Практические работы. Уборка урожая овощных культур с пришкольного участка.   Перекапывание почвы на пришкольном участке. Окапывание плодовых деревьев.

Внесение удобрений на пришкольный участок.

2. Рукоделие – 4 ч

Основные теоретические сведения. История создания изделий из лоскута. Орнамент. Симметрия и асимметрия в композиции. Изготовление прихватки в технике лоскутного шитья. Подбор тканей по цвету, рисунку и фактуре. Технология соединения деталей между собой.

Практические работы.

Изготовление шаблонов. Раскрой ткани

Соединение верха с подкладкой и прокладкой. Окончательная отделка прихватки.

3.  Создание изделий из текстильных и поделочных материалов – 20 ч

а) материаловедение – 2 ч

Основные теоретические сведения. Классификация натуральных волокон животного происхождения. Шерсть, шелк, пух. Процесс получения нитей из этих волокон. Свойства натурального волокна животного происхождения. Применение шерстяных, шелковых тканей в быту. Саржевое и атласное переплетение в тканях. Понятие о раппорте, характеристика дефектов ткани.

Практические работы.  

Распознавание в тканях волокон и нитей.

б) машиноведение – 2 ч

Основные теоретические сведения. Регулировка качества машинной строчки и длины стежка. Устройство машинной иглы. Правила установки иглы в швейную машину. Подбор номера иглы в зависимости от вида ткани. Уход за швейной машиной

в) Конструирование и моделирование поясных швейных изделий – 4 ч

Основные теоретические сведения. Одежда и требования к ней. Юбка в русском народном костюме. Конструкции юбок. Коническая юбка. Способы моделирования юбок. Форма, силуэт, стиль.

Практические работы.

Снятие мерок для построения чертежа юбки.

Построение основы чертежа.

Моделирование юбки выбранного фасона.

  г) Технология изготовления поясных швейных изделий. Творческий проект  – 12 ч

Основные теоретические сведения. Технология выполнения стачных, настрочных и накладных швов. Их условные графические изображения. Особенности раскладки выкройки на ткани в полоску и клетку. Творческий проект «Юбка». Последовательность выполнения. Обоснование возникшей проблемы. Разработка идей,  вариантов. Выбор ткани, инструментов, приспособлений, оборудования. Последовательность изготовления изделия. Расчёт себестоимости юбки. Изготовление изделия. Подготовка юбки к примерке. Проведение примерки. Исправление дефектов. Разработка рекламного проспекта изделия. Защита проекта.

Практические работы.

Раскрой конической юбки.

Обработка вытачек, боковых срезов.

Обработка застёжки тесьмой-молнией.

Обработка пояса, обработка верхнего среза притачным поясом.

Обработка нижнего среза юбки. Обработка петли, пришивание пуговицы. Влажно-тепловая обработка юбки.

4. Кулинария -  8 ч

Основные теоретические сведения. Физиология питания. Значение молока и кисломолочных продуктов в питании человека. Химический состав молока. Способы определения качества молока. Условия и сроки хранения свежего молока. Обеззараживание молока с помощью тепловой кулинарной обработки. Технология приготовления молочных супов и каш. Посуда для варки молочных блюд. Оценка качества готовых блюд, подача их к столу. Ассортимент кисломолочных продуктов и творожных изделий. Технология приготовления творога из простокваши без подогрева и с подогревом. Способы удаления сыворотки. Кулинарные блюда из творога, технология их приготовления.

Понятие о пищевой ценности рыбы и нерыбных продуктов моря. Содержание в рыбе белков, жиров, углеводов, витаминов. Изменение содержания этих веществ в процессе хранения и кулинарной обработки. Рыбные полуфабрикаты. Условия и сроки хранения живой, свежей, мороженой, копченой, вяленой, соленой рыбы и рыбных консервов. Органолептические и лабораторные экспресс-методы определения качества рыбы и рыбных консервов. Маркировка рыбных консервов и пресервов. Санитарные условия механической кулинарной обработки рыбы и рыбных продуктов. Правила оттаивания мороженой рыбы. Вымачивание соленой рыбы. Способы разделки в зависимости от породы рыбы, ее размеров и кулинарного использования. Краткая характеристика оборудования, инвентаря, инструментов, посуды, применяемых при механической и тепловой кулинарной обработке рыбы и приготовлении рыбных полуфабрикатов. Технология приготовления блюд из рыбы и морепродуктов. Требования к качеству готовых блюд. Правила подачи рыбных блюд к столу.

Подготовка к варке круп, бобовых и макаронных изделий. Технология приготовления крупяных рассыпчатых, вязких и жидких каш. Кулинарные приемы приготовления блюд из бобовых, обеспечивающие сохранение в них витаминов группы В.Способы варки макаронных изделий. Соотношение крупы, бобовых и макаронных изделий и жидкости при варке каш различной консистенции и гарниров. Посуда и инвентарь, применяемые при варке каш, бобовых и макаронных изделий. Приготовление рассыпчатой, вязкой или жидкой каши. Приготовление гарнира из макаронных изделий.

Приготовление обеда в походных условиях. Расчет количества и состава продуктов для похода. Обеспечение сохранности продуктов. Соблюдение правил санитарии и гигиены «в походных условиях. Кухонный и столовый инвентарь, посуда для приготовления пищи в походных условиях. Природные источники воды. Способы обеззараживания воды. Способы разогрева и приготовления пищи в походных условиях. Соблюдение мер пожарной безопасности. Экологические мероприятия. Индикаторы загрязнения окружающей среды.

Основные способы простейшей переработки овощей (соление, квашение, сушка). Значение заготовок из овощей в питании человека. Технология приготовления соленых и квашеных овощей. Требования к качеству соленых и квашеных овощей. Использование природных ресурсов при производстве продуктов питания. Основные способы переработки капусты. Санитарно-гигиенические требования к подготовке перерабатываемой продукции.

Практические работы.  

Приготовление блюд из молока и кисломолочных продуктов.

Приготовление блюд из рыбы и морепродуктов.

Приготовление гарниров из крупы, бобовых и макаронных изделий.

Подготовка капусты к квашению. Заготовка капусты способом квашения.

 5. Культура дома – 2 ч

Основные теоретические сведения. Современные средства ухода за одеждой и обувью. Оборудование и приспособления для сухой и влажной уборки.

Практические работы.

Удаление пятен с одежды.

Ремонт одежды.

6. Технология обработки конструкционных материалов – 16 ч

   а) Технология обработки древесины – 8 ч

Основные теоретические сведения. Виды пиломатериалов, технология их производства и область применения. Способы изготовления деталей различных геометрических форм Конструктивные элементы деталей и их графическое изображение. Виды проекций.  Инструменты для сборочных работ. Основные технологические операции. Правила безопасности.  Организация рабочего места токаря. Основные технологические операции и особенности их выполнения. Организация рабочего места столяра.

Практические работы.  

 Графическое изображение деталей призматической и цилиндрической форм.

Изготовление деталей цилиндрической формы на токарном станке.  

Сверление отверстий с помощью сверлильного станка.  

Изготовление изделий из деталей призматической формы

б) Технология обработки металлов – 8 ч

Основные теоретические сведения. Металлы и сплавы. Основные способы обработки металлов. Виды сортового проката. Основные технологические операции изготовления деталей из сортового проката и особенности их выполнения. Разметка, резание заготовок; сверление отверстий, опиливание кромок, гибка заготовок, отделка. Соединение деталей изделия на заклёпках.

Практические работы.  

Определение видов сортового проката. Подбор заготовок для изготовления изделия.

Изготовление изделий из сортового проката по чертежу и технологической карте.

Правка заготовки; определение базовой поверхности.

7. Электротехнические работы – 2 ч

Основные теоретические сведения. Правила электробезопасности и эксплуатации бытовых электроприборов. Виды соединения элементов в электрических цепях.

Практические работы.  

Выполнение механического оконцевания, соединения и ответвления проводов.

Оказание первой помощи при поражении электрическим током.

8.  Растениеводство. Весенний период – 16 ч

Основные теоретические сведения. Технология подготовки семян к посеву. Понятие нормы высева. Способы сева семян. Способы посадки рассады. Технологии обработки почвы. Потребностьагрокультур в питании. Определение механического состава почвы.

Практические работы.

Посадка рассады овощных культур

Посев однолетних цветов в цветниках.

7 класс  - 70 часов (2ч в неделю)

1).  Сельскохозяйственный труд (осенние работы) – 10 ч

Основные теоретические сведения. Технология основной и поверхностной обработки почвы. Элементы питания растений. Фазы почвы. Понятие о кислотности почвы. Понятие об эрозии почвы. Вредители сельскохозяйственных культур, их особенности. Болезни растений и их возбудители. Технология защиты растений. Понятие «пестицид». Задачи селекции. Понятие сорта. Цели и задачи опытнической работы.

Практические работы.

Перекапывание почвы на пришкольном участке.

Внесение органических удобрений.

Окапывание фруктовых деревьев.

2) Кулинария     -   6 ч

Основные теоретические сведения. Значение минеральных веществ в питании человека Понятие о микроорганизмах, их воздействие на пищевые продукты. Пищевые инфекции. Источники и пути проникновения. Заболевания, передающиеся через пищу. Определение срока годности консервов по маркировке на банке. Профилактика инфекций, первая помощь при отравлениях.

Инструменты и приспособления. Продукты для приготовления мучных изделий. Качество муки. Разрыхлители теста. Виды теста(бисквитное, слоёное, песочное, соленое). Рецептура и технология приготовления теста. Инструменты и приспособления для раскатки теста. Правила варки. Способы приготовления пресного теста. Виды начинок. ТБ при обращении с электроплитой. Способы приготовления бисквитного теста, рецептура. Виды начинок. Способы оформления. ТБ. Состав песочного теста.

Виды и способы приготовления не печеных кондитерских изделии. Технология приготовления желе, мусса, суфле.  Технология приготовления соленого теста.

Сушка ее преимущество и недостатки. Сушка овощей и фруктов в домашних условиях. Процесс сушки плодов и овощей, температура сушки. Воздушная сушка на солнце. Искусственная сушка, принцип сушки фруктов, технология подготовки к суше. Хранение сушеных фруктов и овощей. 

Практические работы.

Выпечка изделий из теста (по выбору).

3)Технология ведения дома – 2ч

Основные теоретические сведения. Понятие об экологии жилища. Роль освещения в интерьере. Способы оформления интерьера.

Практические работы.

Выполнение эскиза интерьера детской комнаты

4) Создание изделий из конструкционных и поделочных материалов – 24 ч

Технология изготовления изделий из дерева с использованием сложных соединений - 6ч

Основные теоретические сведения. Строение древесины. Технологические и декоративные свойства древесины. Виды и способы соединений деталей в изделиях из древесины. Угловые, серединные и ящичные шиповые соединения, их элементы и конструктивные особенности. Графическое изображение соединений деталей на чертежах. Общие сведения о сборочных чертежах. Спецификация составных частей и материалов. Правила чтения сборочных чертежей.

Практические работы.

Изготовление шкатулки с использованием технологий художественной обработки материалов.

Технология изготовления изделий из металла с использованием точеных деталей - 8ч

Основные теоретические сведения. Металлы и сплавы, их механические свойства. Виды термообработки. Основные сведения о процессе резания на токарно- винторезном станке. Виды соединений и их классификация. Резьбовое соединение и его конструктивные особенности. Типовые детали резьбовых соединений. Графическое изображение резьбовых соединений на чертежах. Общие сведения о сборочных чертежах. Правила чтения сборочных чертежей. Черновое и чистовое точение цилиндрических поверхностей. Вытачивание конструктивных элементов. Ручные инструменты и приспособления для нарезания резьбы на стержнях и в отверстиях, сборки изделия; их устройство и назначение. Метрическая резьба.

Практические работы.

Графическое изображение и способы получения деталей цилиндрической формы.

5) Машины и механизмы – 2 ч

Основные теоретические сведения. Механические автоматические устройства. Условные обозначения элементов на схемах. Схемы механических устройств регулирования уровня жидкости и температуры.

6) Создание изделий из текстильных и поделочных материалов – 22 ч

Элементы материаловедения -2 ч

Основные теоретические сведения. Химические волокна. Технология производства и свойства искусственных волокон. Сложные переплетения нитей. Изучение свойств тканей из искусственных волокон.

Практические работы.

Определение рапорта в сложных переплетениях.

Элементы машиноведения – 2 ч

Основные теоретические сведения. Виды соединений деталей в узлах механизмов и машин. Принцип образования двухниточного машинного стежка. Наладка швейной машины.

Практические работы.

Обработка срезов зигзагообразной строчкой.

 Устранение неполадок в работе швейной машины.

Конструирование и моделирование плечевого изделия с цельнокроеным рукавом – 4 ч

Основные теоретические сведения. Особенности моделирования плечевых изделий. Зрительные иллюзии в одежде.

Практические работы. Снятие мерок и запись результатов измерений.

 Построение основы чертежа плечевого изделия с цельнокроеным рукавом.

Моделирование изделия выбранного фасона.

Подготовка выкройки к раскрою.

Технология изготовления плечевого изделия – 4 ч

Основные теоретические сведения. Подготовка изделия к примерке. Контроль и оценка качества готового изделия.

Практические работы.

Раскладка выкройки, обмеловка и раскрой ткани.

Стачивание плечевых и боковых срезов.

Обработка выреза горловины подкройной обтачкой.

Обработка низа изделия. Влажно- тепловая обработка.

Творческий проект – 6 ч

Основные теоретические сведения. Творческий проект «Жилет». Обоснование возникшей проблемы. Направление моды. История жилета. Выбор модели жилета и ткани. Выбор оборудования. Конструирование и моделирование жилета. Технологическая последовательность обработки жилета. Расчёт полной себестоимости жилета. Разработка рекламного проспекта. Оценка качества и защита проекта.

Практические работы.

Подготовка к первой примерке.

Обработка жилета после примерки.

Обработка рельефов и среднего шва спинки. Соединение полочки и спинки по плечевым швам. Обработка подборта. Обработка боковых швов, низа жилета. Обработка проймы жилета.

Обработка кулисы на спинке. Окончательная отделка изделия.

Рукоделие (вязание крючком) – 4ч

Основные теоретические сведения. Вязание крючком. Инструменты и материалы.

Практические работы.

Изготовление образцов. Воздушная петля, столбик без накида.

Столбик с накидом. Столбик с двумя накидами.

Убавление, прибавление петель. Вязание косынки.

Вязание круга. Вязание квадрата.

7).  Сельскохозяйственный труд (весенние работы) – 12 ч

Основные теоретические сведения. Работа с сельскохозяйственными справочниками. Разработка схемы и введение севооборота на школьном учебно-опытном участке. Понятие о севообороте. Севооборот и плодородие почвы. Весенняя обработка почвы. Севооборот и урожайность агрокультур. Посев зерновых культур на учебно-опытном участке. Агротехнические требования к посевному материалу. Виды и способы полива.

Практические работы.

Посев овощных культур.

Работа в цветниках.

Посев однолетних цветов.

Высаживание рассады овощных культур

8 класс  - 35 часов (1ч в неделю)

1) Создание изделий из конструкционных материалов – 7ч

Декоративно-прикладное творчество – 6ч

Основные теоретические сведения. Традиционные виды декоративно- прикладного творчества и народных промыслов России. Роль декоративно- прикладного творчества в создании объектов рукотворного мира. Основной принцип художественно- прикладного конструирования. Эстетические и эргономические требования к изделию.  Учёт технологии изготовления изделия и свойств материала. Основные средства художественной выразительности. Виды поделочных материалов и их свойства. Понятие о композиции. Виды и правила построения орнаментов. Определение требований к создаваемому изделию. Выбор материалов. Последовательность изготовления деталей и сборки изделия. Подготовка поверхности изделия к отделке. Декоративная отделка поверхности изделия. Соблюдение правил безопасности труда.

Практические работы.

Разработка эскиза детского стульчика и его декоративного оформления.

Изготовление детского стульчика.

Сложные механизмы – 1ч

Основные теоретические сведения. Применение кулачковых, кривошипно - шатунных и рычажных механизмов в машинах. Конструкция сложных механизмов.

Практические работы.

Сборка моделей кулачкового, кривошипно-шатунного и рычажного механизмов.

2) Электротехнические работы – 1ч

Основные теоретические сведения. Способы определения места расположения скрытой электропроводки. Пути экономии электрической энергии.

Практические работы.

Определение расхода и стоимости электрической энергии.

3) Красота, здоровье, гигиена – 1ч

Основные теоретические сведения. Гигиена лица и тела. Уход за волосами. Массаж. Маникюр.

4) Кулинария – 3ч

Основные теоретические сведения. люда из птицы. Оформление готовых блюд при подаче к столу. Первичная обработка птицы. Сервировка стола. Правила пользования столовыми приборами. Правила поведения за столом и приёма гостей. Как дарить и принимать подарки. Заготовка продуктов. Способы консервирования фруктов и ягод.

Практические работы.

Приготовление блюд из домашней птицы.

Приготовление компот из яблок и груш.

5) Создание изделий из текстильных и поделочных материалов – 12ч

Рукоделие (вязание на спицах) – 3ч

Основные теоретические сведения. Материалы и инструменты для вязания. Условные обозначения. Подбор спиц в зависимости от качества и толщины нити. Начало вязания на двух спицах.

Практические работы.

Набор петель. Выполнение простых петель различными способами.

Убавление, прибавление и закрывание петель.

Изготовление следков. Окончательная отделка.

Элементы материаловедения – 1ч

Основные теоретические сведения. Синтетические волокна, технология их производства. Сложные, мелкоузорчатые и крупноузорчатые переплетения нитей в тканях.

Практические работы. Определение синтетических и искусственных нитей в тканях.

Конструирование и моделирование поясного изделия – 2ч

Основные теоретические сведения. Брюки в народном костюме. Мерки, необходимые для построения чертежа брюк. Творческий проект «Брюки». Обоснование возникшей проблемы. Разработка идей, вариантов.

Практические работы.

Снятие мерок с фигуры.

Построение основы чертежа брюк.

 Моделирование брюк выбранного фасона.

Технология изготовления поясного изделия – 6ч

Основные теоретические сведения. Направление моды. История брюк. Выбор модели, ниток, ткани и оборудования. Технологическая последовательность обработки брюк. Расчёт себестоимости брюк. Рекламный проспект изделия.

Практические работы.

Раскрой брюк.

Обработка вытачек, карманов.

Соединение передней и задней половинок брюк, обработка застёжки.

Обработка притачного пояса и соединение его с изделием. Обработка низа брюк.

Окончательная отделка и влажно-тепловая обработка брюк.

6) Технология ведения дома – 5 ч

Ремонт помещений – 1ч

Основные теоретические сведения. Распространённые технологии ремонта и отделки жилых помещений. Инструменты для отделочных работ.

Практические работы.

Выполнение эскиза жилой комнаты.

Подбор строительно- отделочных материалов по каталогам.

Санитарно- технические работы – 1ч

Основные теоретические сведения. Правила эксплуатации систем теплоснабжения, водоснабжения и канализации. Устройство современных кранов, вентилей, смесителей, сливных бачков. Практические работы.

Ознакомление с системой теплоснабжения, водоснабжения и канализации в школе и дома.

Домашняя экономика – 3ч

Основные теоретические сведения. Я и наша семья. Семья и бизнес. Потребности семьи. Бюджет семьи. Доходная и расходная части семейного бюджета. Расходы на питание и составление меню. Накопления. Сбережения. Расходная часть бюджета. Маркетинг в домашней экономике. Трудовые отношения в семье. Экономика приусадебного участка. Информационные технологии в домашней экономике. Коммуникации в домашней экономике.

7) Современное производство и профессиональное образование – 3ч

Основные теоретические сведения. Сферы и отрасли современного производства. Разделение труда. Приоритетные направления развития техники и технологий в лёгкой и пищевой промышленности. Понятие о профессии, специальности и квалификации работника. Уровень оплаты труда. Роль профессии в жизни человека. Виды массовых профессий сферы производства и сервиса. Профессиональные качества личности и их диагностика. Источники получения информации о профессиях и путях профессионального образования. Возможности построения карьеры в профессиональной деятельности.

Практические работы.

Анализ структуры предприятия лёгкой промышленности. Анализ профессионального деления работников предприятия.

Тематическое планирование

5 – 8 классы

№ п/п

Название раздела

Кол-во часов

В том числе практические

5 класс  - 70 часов (2ч в неделю)

1

Растениеводство. Весенний период.

10

5

2

Рукоделие (вышивка)

4

2

3

Создание изделий из текстильных и поделочных материалов

Материаловедение

Машиноведение

Конструирование и моделирование рабочей одежды

Технология изготовления рабочей одежды. Творческий проект.

20

2

2

4

12

10

1

1

2

6

4

Уход за одеждой

1

5

Кулинария

5

2

6

Культура дома

2

7

Технология обработки конструкционных материалов

 Технология обработки древесины

 Технология обработки металлов

16

8

8

3

8

Растениеводство. Весенний период

10

6

Итого:

70

27

6 класс  - 70 часов (2ч в неделю)

1

Растениеводство. Осенний период

8

4

2

Рукоделие

4

2

3

Создание изделий из текстильных и поделочных материалов

      материаловедение

                       машиноведение

конструирование и моделирование поясных швейных изделий

     технология изготовления поясных швейных изделий.

     Творческий проект   

20

2

2

4

12

8

1

2

5

4

Кулинария

8

4

5

Культура дома

2

1

6

Технология обработки конструкционных материалов

                       технология обработки древесины

                       технология обработки металлов 

16

8

8

7

4

3

7

Электротехнические работы

2

1

8

Растениеводство. Весенний период

16

8

Итого:

70

35

7 класс  - 70 часов (2ч в неделю)

1

Сельскохозяйственный труд (осенние работы)

10

3

2

Кулинария

6

1

3

Технология ведения дома

2

1

4

Создание изделий из конструкционных и поделочных материалов

 технология изготовления изделий из дерева с использованием сложных соединений

технология изготовления изделий из металла с использованием точеных деталей

14

6

8

2

1

1

5

Машины и механизмы

2

6

Создание изделий из текстильных и поделочных материалов

                            Элементы материаловедения -2 ч

                            Элементы машиноведения – 2 ч

 Конструирование и моделирование плечевого изделия с цельнокроеным рукавом – 4 ч

                            Технология изготовления плечевого изделия – 4 ч

                            Творческий проект – 6 ч

                            Рукоделие (вязание крючком) – 4ч

22

2

2

4

4

6

4

18

1

1

4

4

4

4

7

Сельскохозяйственный труд (весенние работы)

12

4

Итого:

70

29

8 класс  - 35 часов (1ч в неделю)

1

Создание изделий из конструкционных материалов – 7ч

   Декоративно-прикладное творчество – 6ч

   Сложные механизмы – 1ч

7

6

1

2

2

2

Электротехнические работы

1

3

Красота, здоровье, гигиена

1

1

4

Кулинария

3

2

5

Создание изделий из текстильных и поделочных материалов

     Рукоделие (вязание на спицах)

    Элементы материаловедения

 Конструирование и моделирование поясного изделия  Технология изготовления поясного изделия

12

3

1

2

6

10

3

2

5

6

Технология ведения дома

       Ремонт помещений

      Санитарно- технические работы

     Домашняя экономика

5

1

1

3

1

1

7

Современное производство и профессиональное образование

3

1

Итого:

35

17

Всего:

245

98


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по технологии 5 класс. Направление "Технологии ведения дома"

Рабочая программа разработана на основе программыХохлова М.В., Самородский П.С., Синица Н.В., Симоненко В.Д .Программа начального и основного общего образования. Технология. – М.,Вентана-Граф, 2007Баз...

Рабочая программа по технологии 6 класс. Направление "Технологии ведения дома".

Рабочая программа разработана на основе программы Хохлова М.В., Самородский П.С., Синица Н.В., Симоненко В.Д .Программа начального и основного общего образования. Технология. – М.,Вентана-Граф, 2007Ба...

Рабочая программа по технологии 7 класс. Направление "Технологии ведения дома".

Рабочая программа разработана на основе программы Хохлова М.В., Самородский П.С., Синица Н.В., Симоненко В.Д .Программа начального и основного общего образования. Технология. – М.,Вентана-Граф, 2007Ба...

Рабочая программа по технологии 8 класс.Направление "Технологии ведения дома"

Рабочая программа разработана на основе программыХохлова М.В., Самородский П.С., Синица Н.В., Симоненко В.Д .Программа начального и основного общего образования.Технология. – М.,Вентана-Граф, 2007Рабо...

Рабочая программа по технологии, 11 класс. Материал для учителя технологии.

Данная рабочая программа в содержании предусматривает создание условий для проектирования материальных объектов или услуг; повышения эффективности своей практической деятельности; организации трудовой...

Рабочая программа по технологии, 11 класс. Материал для учителя технологии.

Данная рабочая программа в содержании предусматривает создание условий для проектирования материальных объектов или услуг; повышения эффективности своей практической деятельности; организации трудовой...

Рабочая программа по технологии, 11 класс. Материал для учителя технологии.

Данная рабочая программа в содержании предусматривает создание условий для проектирования материальных объектов или услуг; повышения эффективности своей практической деятельности; организации трудовой...