Рабочая программа по технологии 8 класс
учебно-методический материал по технологии (8 класс)

Вечтомов Андрей Павлович

Рабочая программа по технологии 8 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл r_p_tehnologiya_8_klass.docx43.04 КБ

Предварительный просмотр:

                                             ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА.

Рабочая программа составлена на основании Федерального компонента государственного стандарта общего образования, утвержденного приказом Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 5 марта 2004 г. №1089 (учебный предмет ТЕХНОЛОГИЯ) и авторской программы «Технология. Обслуживающий труд» под ред. Симоненко В.Д.

Рабочая программа ориентирована на использование учебника «Технология» для учащихся 8 кл. класс : учебник для учащихся общеобразовательных. учреждений / Б. А. Гончаров [и др.] ; под ред. В. Д. Симоненко. - М. : Вентана-Граф, 2010.

На преподавание  предмета «Технология. Технический  труд» в 8 классе отводится  34 часа в год (1 час в неделю) в соответствии с БУП 2004г..

Изучение технологии направлено на достижение следующих целей:

  • освоение технологических знаний, основ культуры созидательного труда, представлений о технологической культуре на основе включения учащихся в разнообразные виды трудовой деятельности по созданию личностно или общественно значимых изделий;
  • овладениеобщетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска и использования технологической информации, проектирования и создания продуктов труда, ведения домашнего хозяйства, самостоятельного и осознанного определения своих жизненных и профессиональных планов; безопасными приемами труда;
  • развитие познавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей;
  • воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей  деятельности; уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда;
  • получение опыта применения политехнических и технологических знаний и умений в самостоятельной практической деятельности.

В процессе преподавания учебного предмета «Технология» должны быть решены следующие задачи:

        

Ознакомить учащихся с источниками получения электрической энергии, областью применения и правилами безопасной работы с электрооборудованием, научить составлять простые электрические схемы.

        Способствовать развитию творческих способностей, формированию  познавательного интереса к предмету, воспитанию чувства  ответственности, самостоятельности.

Способствовать формированию и развитию умений и навыков (специальных и обще учебных).

        Развитие любознательности, тех. мышления.

        Воспитание самостоятельности, любви к труду.

Формы контроля. Система оценивания.

Оценки учащимся выставляются обычно в конце урока, с комментариями, с учетом общих методических рекомендаций по предмету и индивидуально - возрастных особенностей. При этом учащиеся сами должны знать заранее условия получения оценок и порядок их выставления. Также необходимо учитывать воспитательную составляющую роль  оценки при выставлении отметки в журнал.

За теоретическую часть:

- оценка «5» ставится ученику, если теоретический материал усвоен в полном объёме, изложен без  ошибок с применением профессиональной  терминологии по предмету.

- оценка «4» ставится ученику, если в усвоении теоретического материала допущены незначительные пробелы, ошибки, материал изложен не полностью, но в основном правильно в общем понимании учебного материала, применялись дополнительные наводящие вопросы.

- оценка «3» ставится ученику, если в усвоении теоретического материала имеются существенные пробелы, ответ не самостоятельный, применялись дополнительные наводящие вопросы.

- оценка «2» ставится ученику, если в ответе допущены грубые ошибки, свидетельствующие о неправильном и поверхностном усвоении теоретического материала даже при применении дополнительных наводящих вопросов.

За практическую часть:

- оценка «5» ставится ученику, если качество выполненной работы полностью соответствует технологическим требованиям и работа выполнена самостоятельно и в установленный нормативный срок.

- оценка «4» ставится ученику, если к качеству выполненной работы имеются замечания и качество частично не соответствует технологическим требованиям, но в пределах допустимых погрешностей предъявляемых к каждому конкретному виду лабораторно- практических работ. Работа выполнена самостоятельно.

- оценка «3» ставится ученику, если качество выполненной работы не полностью соответствует технологическим требованиям, и не соблюдены временные характеристики по основным параметрам. Работа выполнена с помощью учителя.

Оценка «2» ставится ученику, если работа не выполнена, или выполнена неправильно.

Требования к уровню подготовки учащихся 8 классов (базовый уровень)

Учащиеся должны знать/ понимать:

сферы трудовой деятельности; профессии строителей; как устанавливается врезной замок; принципы производства, передачи и использования электрической энергии;принципы работы и использование типовых средств защиты; особенности выполнения архитектурно-строительных чертежей; основные условия обозначения на кинематических и электрических схемах. о влиянии электротехнических и электронных приборов на окружающую среду и здоровье человека; способы определения места расположения скрытой электропроводки; устройство бытовых электроосветительных и электронагревательных приборов; основные правила выполнения, чтения и обозначения видов, сечений и разрезов на чертежах.

уметь:

собирать простейшие электрические цепи;  читать схему квартирной электропроводки; утеплять двери и окна; подключать бытовые приёмники и счетчики электроэнергии; определять место скрытой электропроводки;  установить врезной замок; анализировать графический состав изображения; читать несложные архитектурно-строительные чертежи.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • получения технико-технологических сведений из разнообразных источников информации; организации индивидуальной и коллективной трудовой деятельности; изготовления или ремонта изделий из различных материалов; создания изделий или получения продукта с использованием ручных инструментов, машин, оборудования и приспособлений; контроля качества выполняемых работ с применением мерительных, контрольных и разметочных инструментов; обеспечения безопасности труда; оценки затрат, необходимых для создания объекта или услуги; построения планов профессионального образования и трудоустройства.
  • безопасной эксплуатации электротехнических и электробытовых приборов; оценивания возможности подключения различных потребителей электрической энергии к квартирной проводке и определение нагрузки сети при их одновременном использовании; осуществления сборки электрических цепей простых электротехнических устройств по схемам.
  • выбора рациональных способов и средств ухода за одеждой и обувью; применения бытовых санитарно-гигиенические средств; выполнения ремонтно-отделочных работ с использованием современных материалов для ремонта и отделки помещений; применения средств индивидуальной защиты и гигиены.

Должны владеть компетенциями:

информационно-коммуникативной; социально-трудовой; познавательно-смысловой; учебно-познавательной; профессионально-трудовым выбором; личностным саморазвитием.

Способны решать следующие жизненно-практические задачи:

  • использовать ПЭВМ для решения технологических, конструкторских, экономических задач и как источник информации;
  • проектировать и изготавливать полезные изделия из конструкционных и поделочных материалов;
  • ориентироваться на рынке товаров и услуг;
  • определять расход и стоимость потребляемой энергии;
  • собирать модели простых электротехнических устройств.

Тематический план.

п/п

Раздел

Тема раздела

Кол-во

часов

Из них

Изучение

нового и

закрепление

Контроль

Практичес-

кая

работа

Водный урок

Водный урок

1

1

I.

Технология работы в крестьянском хозяйстве. 3ч.

Понятие «семья». Роль семьи в государстве. Основные функции семьи.

Семейная экономика как наука, её задачи.

Виды доходов и расходов семьи. Источники доходов школьников.

Понятия «предпринимательская деятельность», «личное

предпринимательство», «прибыль», «лицензия», «патент».

3

3

II.

Электротехнические работы. 12ч

Виды энергии. Правила электробезопасность. Источники энергии.

Электрический ток. Проводники тока и изоляторы.    

 Приемники (потребители) электроэнергии.

Электрическая цепь, её элементы, их условное обозначение.

 Принципиальная и монтажная схемы.

Параметры потребителей и источников электроэнергии.

 Организация рабочего места для электротехнических работ.

Электромонтажные инструменты. Правила безопасного труда

на уроках электротехнологии.  

Назначение и устройство электрических проводов.

Электроизоляционные материалы.

Виды соединения проводов. Операции сращивания проводов.

Устройство электрического паяльника. Организация рабочего

места при паянии.

Правила безопасной работы с электромонтажным

инструментом и электропаяльником.

Операции монтажа электрической цепи. Способы оконцевания проводов.

Правила безопасной работы при монтаже электроцепи.

Устройство и применение электромагнитов в технике.

 Намотка провода электромагнита на катушку.

Электромагнитное реле, его устройство. Принцип действия

 электрического звонка.

Виды электроосветительных приборов. История их изобретения,

принцип действия. Устройство современной лампы накаливания,

 её мощность, срок службы.

12

5

1

6

 III.

Технология ведения дома. Ремонтно-отделочные работы. 10ч

Классификация инструментов по назначению.

Характеристика инструментов по назначению. Правила безопасной

работы с ручными инструментами.

Классификация домов.

Строительные материалы.

Этапы строительства дома.

Понятие «макетирование», «масштабная модель», «опытный образец».

Устройство оконного блока. Виды ремонтных работ.

Инструменты для ремонта оконного блока. Технология ремонта

оконного блока.

Устройство дверного блока. Виды ремонтных работ.

Технология ремонта дверного блока.

Технология установки врезного замка.

10

7

1

2

IV.

Проектирование и изготовление изделий. 8ч

Составляющая проектирования. Выбор темы проекта.

Проектирование образцов будущего изделия.

Выбор материалов по соответствующим критериям.

Разработка чертежа изделия.

Планирование процесса создания изделия.

Выполнение проекта.

Итоговое занятие

Защита проекта. 

8

3

1

4

V.

Итого

34

19

3

12

Рабочая программа по технологии 8 класса.

Тема урока

Цели урока

Содержание стандарта

(в соответствии с ФК ГОС)

КИМы

Домашнее задание

1.

Вводный урок. Инструктаж по ТБ

Ознакомить с целями и задачами предмета в 8 классе.

Ознакомить с санитарно-гигиеническими требованиями и правилами техники безопасности.

Что изучает предмет Технологии

Т.Б.

                                     

Технология работы в крестьянском хозяйстве. (3 часа)

2.

Понятие «семья». Роль семьи в государстве. Основные функции семьи. Семейная экономика как наука, её задачи.

Дать понятие определению «семья». Обсудить с уч-ся задачи и функции семьи и её связь с предприятием и государством.

Понятие «семья», предприятие и государство.

Роль семьи в государстве.

3.

Виды доходов и расходов семьи. Источники доходов школьников.

Ознакомить с видами доходов и расходов семьи. Обсудить с уч-ся источники их доходов.

Понятие «доход» и расход.

Понятие «доход» и расход.

4

Понятия «предпринимательская деятельность», «личное предпринимательство», «прибыль», «лицензия», «патент».

Ознакомить с понятиями «предпринимательская деятельность», «личное предпринимательство», «прибыль», «лицензия», «патент».

Понятия  «предпринимательская деятельность», «личное предпринимательство», «прибыль», «лицензия», «патент».

Знать понятия

Электротехнические работы. 12ч

5.

Виды энергии. Правила электробезопасность. Источники энергии. Электрический ток. Проводники тока и изоляторы.           Приемники (потребители) электроэнергии.

Ознакомить с источниками  получения,  областью применения эл. энергии и правилами безопасной работы с электрооборудованием.

Виды энергии.

Источники энергии.

 6.

Электрическая цепь, её элементы, их условное обозначение. Принципиальная и монтажная схемы.

Ознакомить с элементами эл. цепи, их условными обозначениями, принципиальными и монтажными схемами.

Понятие «комплектующая арматура».

Электрическая цепь

 7.

Параметры потребителей и источников электроэнергии. Организация рабочего места для электротехнических работ.

Ознакомить с параметрами потребителей и источников эл. энергии. Ознакомить с рабочим местом для эл. тех. работ

Источник электроэнергии

Источник электроэнергии

 8.

Электромонтажные инструменты. Правила безопасного труда на уроках электротехнологии.  

Ознакомить с существующими эл. монтажными инструментами и правилами безопасного труда на уроках.

Виды монтажных инструментов. Т.Б.

Электромонтажные инструменты

 9.

Назначение и устройство электрических проводов. Электроизоляционные материалы.

Ознакомить с назначением и устройством эл проводов и эл изоляционных материалов.

Электроизоляционные материалы.

Электроизоляционные материалы.

10.

Виды соединения проводов. Операции сращивания проводов.

Ознакомить с различными способами сращивания проводов.

Операции сращивания проводов.

Виды соединения проводов.

11.

Устройство электрического паяльника. Организация рабочего места при паянии.

Ознакомить с устройством эл. паяльника.

Электрический паяльник

Устройство паяльника

12.

Правила безопасной работы с электромонтажным инструментом и электропаяльником.

Ознакомить с правилами безопасной работы с эл. монтажным инструментом.

Электрический паяльник

Т.Б. электр. Инструментами

13

Операции монтажа электрической цепи. Способы оконцевания проводов. Правила безопасной работы при монтаже электроцепи.

Ознакомить со способами оконцевания проводов и правилами безопасной работы при монтаже эл. цепей.

Монтаж   электрической цепи.

Оконцевание проводов

14.

Устройство и применение электромагнитов в технике. Намотка провода электромагнита на катушку.

Ознакомить с устройством, областью применения эл. магнитов и способом их изготовления.

Электромагниты  и способом их изготовления.

Применение электромагнитов

15.

Электромагнитное реле, его устройство. Принцип действия электрического звонка.

Ознакомить с устройством эл. звонка и эл. магнитного реле.

Принцип действия электрического звонка.

Электромагнитное реле

 16.  

Виды электроосветительных приборов. История их изобретения, принцип действия. Устройство современной лампы накаливания, её мощность, срок службы.

Ознакомить с различными видами эл. осветительных приборов, историей изобретения и устройством современной лампы накаливания.

Виды электроосветительных приборов.

Виды электросветильников

        

Технология ведения дома. Ремонтно-отделочные работы. 10ч

17.

Классификация инструментов по назначению.

Ознакомить уч-ся с различными видами ручного и мех. инструмента.

Ручной и мех. инструмент.

Классификация инструментов

18.

Характеристика инструментов по назначению. Правила безопасной работы с ручными инструментами.

Ознакомить уч-ся с характеристиками инструментов и правилами безопасной работы с ними.

Ручные инструменты.

Назначение инструментов

19.

Классификация домов.

Ознакомить уч-ся с классификацией  жилых домов.

Жилые  дома.

Виды домов

20.

Строительные материалы.

Ознакомить уч-ся с различными видами строительных материалов для жилых домов.

Строительные материалы.

Виды материалов

21.

Этапы строительства дома.

Рассмотреть с уч-ся этапы строительства жилого дома.

Строительные материалы.

этапы строительства дома

22.

Понятие «макетирование», «масштабная модель», «опытный образец».

Ознакомить учащихся с понятиями  «макетирование», «масштабная модель», «опытный образец».

Понятие «макетирование», «масштабная модель», «опытный образец».

знать понятия

23.

Устройство оконного блока. Виды ремонтных работ.

Ознакомить уч-ся с устройством оконного блока и видами его ремонтных работ.

Оконные  блоки.

Оконные блоки

24.

Инструменты для ремонта оконного блока. Технология ремонта оконного блока.

Ознакомить с инструментами и  технологией ремонта оконного блока.

Оконные  блоки.

Оконные блоки

25.

Устройство дверного блока. Виды ремонтных работ. Технология ремонта дверного блока.

Ознакомить с устройством и технологией ремонта дверного блока.

Дверной  блок.

Дверной блок

26.

Технология установки врезного замка.

Ознакомить с технологией установки врезного замка.

Врезной замок

Врезной замок

Проектирование и изготовление изделий. 8ч

27.

Составляющая проектирования. Выбор темы проекта.

Изучить с уч-ся составляющие проектирования. Оказать уч-ся помощь в выборе темы для проекта.

Выбор темы проекта.

Проект

28.

Проектирование образцов будущего изделия.

Рассмотреть с уч-ся различные образцы будущего изделия, научить выбору оптимального образца.

Образец изделия

Проект

29.

Выбор материалов по соответствующим критериям.

Научить уч-ся основным принципам выбора материалов для выполнения проектируемого изделия.

Образец изделия

Проект

30.

Разработка чертежа изделия.

Научить разрабатывать чертежи будущего изделия.

Чертеж изделия

Чертеж

31.

Планирование процесса создания изделия.

Научить  планировать  процесс создания изделия и составлять технологические карты для изготовления отдельных деталей и сборки изделия.

Чертеж изделия

План проекта

32.

33.

Выполнение проекта.

Оказать уч-ся техническую и консультативную помощь в процессе изготовления  ими изделия.

Проект

Проект

34.

Итоговое занятие. Защита проекта. 

Закрепить знания полученные на уроках. Развивать умение выполнять проект. Воспитывать чувство ответственности при работе в группе.

Защита проекта

Подведение итогов.

Итого: 34ч.

Для развития творческих способностей учащихся рекомендуется использовать метод проектов. Понятие «проект» можно встретить в технике и архитектуре.

Проект — это комплекс технических документов, содержащий расчеты, чертежи, макеты предназначенных к постройке, изготовлению или реконструкции сооружений, установок, машин, аппаратов, приборов.

Суть учебного проекта состоит в выполнении какого-либо объекта труда (доступного и посильного учащемуся) и разработке документации, необходимой для его выполнения.

При выборе проектного задания необходимо учитывать его практическую ценность. Это могут быть изделия для личного пользования, для членов семьи, для дома и др. Задания не должны быть сложными, они должны учитывать личные интересы и способности каждого отдельного учащегося или группы учащихся, материально-технические возможности школы. Завершенный проект сопровождают пояснительной запиской, в которой излагают содержание проектного задания и результаты проделанной работы. Ее оформляют в виде эскизов с пояснительным текстом. Каждый проект целесообразно обсудить с коллективом учащихся и дать ему соответствующую оценку. При этом обращают внимание на целесообразность и качество проделанной работы, ее грамотность и эффективность.

Последовательность выполнения учебного проекта

1. Выдвижение проблемы (выбор темы проекта), ее обсуждение и анализ.

2. Рассмотрение требований, ограничений, условий, необходимых для выполнения проекта.

3. Сбор информации по учебному проекту, подбор специальной литературы.

4. Идеи, варианты выполнения проекта.

5. Выбор оптимальной идеи и ее развитие. Экономические расчеты себестоимости.

6. Планирование изготовления изделия (организации мероприятия).

7. Изготовление изделия (проведение мероприятия).

8. Проверка и оценка результатов.

9. Оформление проектной документации.

10. Защита проекта.

Описание материально-технического и учебно-методического обеспечения образовательного процесса

         УМК для учащихся:

  1. Симоненко, В. Д. Технология: учебник для учащихся 5-9 классов общеобразовательных учреждений (вариант для мальчиков) / В. Д. Симоненко, Ю. В. Крупская, О. А. Кожина, Н. В. Синица, Н. И. Лебедева, Л. В. Литикова. - 2-е изд., перераб. / под ред. В. Д. Симоненко. - М.: Вентана-Граф, 2007.
  2.   Технология : 8 класс : учебник для учащихся общеобразовательных. учреждений / Б. А. Гончаров [и др.] ; под ред. В. Д. Симоненко. - М. : Вентана-Граф, 2010.

Для учителя:

  • Технология : 8 класс : учебник для учащихся общеобразовательных. учреждений / Б. А. Гончаров [и др.] ; под ред. В. Д. Симоненко. - М. : Вентана-Граф, 2010.
  • Боровков, Ю. А. Технический справочник учителя труда: пособие для учителей 4–8 кл. /Ю. А. Боровков, С. Ф. Легорнев, Б. А. Черепашенец. – 6-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение,2009.
  • Образовательный портал «Непрерывная подготовка учителя технологии»: http://tehnologi.su
  • Сообщество взаимопомощи учителей: Pedsovet.su — http://pedsovet.su/load/212
  • Образовательный сайт «ИКТ на уроках технологии»: http://ikt45.ru/
  • Сообщество учителей технологии: http://www.edu54.ru/node/87333
  • Сообщество учителей технологии «Уроки творчества: искусство и технология в школе»: http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=4262&tmpl=com
  • Библиотека разработок по технологии: http://nsportal.ru/shkola/tekhnologiya/library
  • Сайт «Лобзик»: http://www.lobzik.pri.ee/modules/news/
  • Сайт учителя технологии Трудовик 45: http://trudovik45.ru
  • Сайт учителя-эксперта Технологии: http://technologys.info

Материально-техническое обеспечение:

  • Верстаки, станки, инструмент, рабочий материал, учебная доска, плакаты, книги.  
  • Стенды и плакаты по технике безопасности; набор ручных инструментов и приспособлений;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пояснительная записка к рабочей программе по технологии ( направление:" Технологии ведения дома ") для 5 класса с учётом требований ФГОС.

Примерная пояснительная записка  к программе по технологии (направление: "Технологии ведения дома") для 5 класса с учётом требований ФГОС....

Рабочая программа по технологии. Обслуживающий труд 5 класс по учебникам «Технология. Обслуживающий труд» О. А. Кожиной, Е. Н. Кудаковой, С. Э. Маркутской

Рабочая программа по учебникам «Технология. Обслуживающий труд» О. А. Кожиной, Е. Н. Кудаковой, С. Э. Маркутской составлена на основе фундаментального ядра содержания предмета «Технология» в рамках на...

Рабочая программа по Технологии (индустриальные технологии + сельскохозяйственные технологии) для учащихся 5 класса, ФГОС

Рабочая программа по учебному предмету «Технология»  разработана в соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, предусмотрен...

ПРОГРАММА мастер – класса для учителей технологии (технического труда) Красносельского района Санкт-Петербурга по теме: «Подготовка к урокам технологии в соответствии со ФГОС. Составление технологических карт по рабочим программам по технологии»

Программа мастер-класса для учителей технологии по составлению разделов рабочих программ и технологических карт уроков в соответствии со ФГОС. Цель мастер-класса:  повышение профессионального уро...

Рабочая Программа по технологии 5-8 классы (для неделимых классов) на основе программы Технология 5-8(9) Синица, Самородский

Материал включает в себя нормативную базу документов, на основе которых составлена РП, роль учебного предмета Технология, общую характеристику предмета, ценностные ориентиры содержания предмета Технол...