Адаптированная рабочая программа по технологии для 5-9 классов
рабочая программа по технологии

Адаптированная рабочая программа по технологии (трудовому обучению и предпрофессиональной подготовке) разработана в соответствии с федеральным компонентам государственного стандарта общего образования и в соответствии с адаптированной основной общеобразовательной программой основного общего образования ГКОУ РС(Я) Республиканская специальная (коррекционная) школа – интернат на основе программы Тищенко А. Т. «Технология 5-8 классов».

Трудовое обучение в 5-9 классах школ для слабовидящих детей даёт учащимся первоначальные необходимые знания и умения в области технического труда, развивать предметные представления, техническое мышление, и конструктивные способности, воспитывать общую трудовую культуру, подготовить учащихся к сознательному выбору профессии.

Трудовая подготовка в 5 классе основана на закреплении знаний и умений приобретенных в начальной школе с постепенным расширением и углублением приобретаемых знаний и умений в последующих классах.

В 6-7 классах в течении учебного года чередуются занятия с различными материалами (древесина, металл, элементы электротехники). Это даёт на различных годах обучения с учётом возрастных особенностей ознакомить учащихся с приёмами ручной обработки материалов, а станочное оборудование изучается в боле старших классах по сравнению с массовой школой.

В 7 классе ручная обработка материалов является базовой, но уже в 3 этом классе вводится формирование первоначальных умений работы на станках.

Таким образом содержание программы трудового обучения для слабовидящих детей основано на программе массовой школы, в которую внесены необходимые изменения, обусловленные спецификой слабовидения: введены новые разделы в 5 классе, перенесено изучение станочного оборудования в более старшие классы, что обусловлено особенностью детей слабовидящих школ.

Темы курса «Технологии домашнего хозяйства» не выделяются в отдельный раздел, а включены в структуру уроков, как один из элементов социализации слабовидящих учащихся.

Темы курса «Технологии исследовательской и опытнической деятельности» нацелены на получение практического опыта и социально-бытовой ориентировки , с целью минимизации нагрузки на зрительные анализаторы и более продуктивному усвоению теоретической, практической и графической грамотности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_gvp_2018.docx33.3 КБ

Предварительный просмотр:

ГКОУ РС(Я) Республиканская специальная (коррекционная) школа – интернат

Рассмотрено:                                   «Согласовано»                            «Утверждено»                          

____________                                зам. директора по УР                директор РС (К) Ш-И

____________                           ________Игнатьева Л.Н.             _________Мартынова Т.Ф.

             

Адаптированная рабочая программа

по технологии для 5-9 классов

                                                                                                                                                                                                                            Составил:

                                                                                                                                                                                          Гуляев Василий Петрович,

                   учитель технологии 

город Якутск

Адаптированная рабочая программа по технологии (трудовому обучению и предпрофессиональной подготовке) разработана в соответствии с федеральным компонентам государственного стандарта общего образования и в соответствии с адаптированной основной общеобразовательной программой основного общего образования ГКОУ РС(Я) Республиканская специальная (коррекционная) школа – интернат на основе программы Тищенко А. Т. «Технология 5-8 классов».

Трудовое обучение в 5-9 классах школ для слабовидящих детей даёт учащимся первоначальные необходимые знания и умения в области технического труда, развивать предметные представления, техническое мышление, и конструктивные способности, воспитывать общую трудовую культуру, подготовить учащихся к сознательному выбору профессии.

Трудовая подготовка в 5 классе основана на закреплении знаний и умений приобретенных в начальной школе с постепенным расширением и углублением приобретаемых знаний и умений в последующих классах.

В 6-7 классах в течении учебного года чередуются занятия с различными материалами (древесина, металл, элементы электротехники). Это даёт на различных годах обучения с учётом возрастных особенностей ознакомить учащихся с приёмами ручной обработки материалов, а станочное оборудование изучается в боле старших классах по сравнению с массовой школой.

В 7 классе ручная обработка материалов является базовой, но уже в 3 этом классе вводится формирование первоначальных умений работы на станках.

Таким образом содержание программы трудового обучения для слабовидящих детей основано на программе массовой школы, в которую внесены необходимые изменения, обусловленные спецификой слабовидения: введены новые разделы в 5 классе, перенесено изучение станочного оборудования в более старшие классы, что обусловлено особенностью детей слабовидящих школ.

Темы курса «Технологии домашнего хозяйства» не выделяются в отдельный раздел, а включены в структуру уроков, как один из элементов социализации слабовидящих учащихся.

Темы курса «Технологии исследовательской и опытнической деятельности» нацелены на получение практического опыта и социально-бытовой ориентировки , с целью минимизации нагрузки на зрительные анализаторы и более продуктивному усвоению теоретической, практической и графической грамотности.

Согласно УМК Тищенко А.Т., Симоненко по технологии цель изучения – формирование представлений об используемых в современном производстве технологиях, освоение технологического подхода как универсального алгоритма преобразующей и созидательной деятельности.

Однако обучение в средней школе для слабовидящих имеет специфические особенности. При нарушении зрения процесс усвоения учебного материала затруднен. Сниженные зрительные возможности слабовидящих детей ведут к большим затратам времени на выполнение технологических операций. Это требует изменения содержания методов и содержания трудового обучения и иной последовательности изучения различных разделов программы в сравнении с обучением труду в массовой школе.

Учащиеся овладевают необходимыми в повседневной жизни базовыми приемами ручного и механизированного труда с использованием распространенных инструментов, приспособлений, механизмов и машин, в том числе бытовой техники, а также знакомятся с миром профессий. Полученные знания применяют в практической деятельности, в том числе при выполнении творческих проектов.

Общая характеристика учебного предмета

Примерная программа составлена с учетом опыта трудовой и технологической деятельности, полученного учащимися при обучении в начальной школе.

Основным предназначением образовательной области «Технология» в системе общего образования является формирование трудовой и технологической культуры школьника, системы технологических знаний и умений, воспитание трудовых, гражданских и патриотических качеств его личности, их профессиональное самоопределение в условиях рынка труда, формирование гуманистически ориентированного мировоззрения. Образовательная область «Технология» является необходимым компонентом общего образования школьников, предоставляя им возможность применить на практике знания основ наук. Обучение школьников технологии строится на основе освоения конкретных процессов преобразования и использования материалов, энергии, информации, объектов природной и социальной среды. С целью учета интересов и склонностей учащихся, возможностей образовательных учреждений, местных социально-экономических условий обязательный минимум содержания основных образовательных программ изучается в рамках одного из трех направлений: «Технология. Технический труд», «Технология. Обслуживающий труд», «Технология. Сельскохозяйственный труд (агротехнологии)».

Независимо от изучаемых технологий, содержанием программы по направлению «Технология. Технический труд» предусматривается изучение материала по следующим сквозным образовательным линиям:

 культура и эстетика труда;

 получение, обработка, хранение и использование информации;

 основы черчения, графики, дизайна;

 элементы домашней и прикладной экономики, предпринимательства;

 знакомство с миром профессий, выбор жизненных, профессиональных планов учащимися;

 влияние технологических процессов на окружающую среду и здоровье человека;

 творческая, проектная деятельность;

 история, перспективы и социальные последствия развития технологии и техники.

Базовым для программы по направлению «Технология. Технический труд» является раздел «Создание изделий из конструкционных и поделочных материалов». Программа обязательно включают в себя также разделы «Электротехнические работы», «Технологии ведения дома», «Черчение и графика», «Современное производство и профессиональное образование».

Исходя из необходимости учета потребностей личности школьника, его семьи и общества, достижений педагогической науки, конкретный учебный материал для включения в программу должен отбираться с учетом следующих положений:

• распространенность изучаемых технологий в сфере производства, сервиса и домашнего хозяйства и отражение в них современных научно-технических достижений;

• возможность освоения содержания на основе вовлечения учащихся в разнообразные виды технологической деятельности, имеющие практическую направленность;

• выбор объектов созидательной и преобразовательной деятельности на основе изучения общественных, групповых или индивидуальных потребностей;

• возможность реализации общетрудовой, политехнической и практической направленности обучения, наглядного представления методов и средств осуществления технологических процессов;

• возможность познавательного, интеллектуального, творческого, духовно-нравственного, эстетического и физического развития учащихся.

Каждый раздел программы включает в себя основные теоретические сведения, практические работы и рекомендуемые объекты труда (в обобщенном виде). При этом предполагается, что изучение материала программы, связанного с практическими работами, должно предваряться необходимым минимумом теоретических сведений.

В программе предусмотрено выполнение школьниками творческих или проектных работ. Соответствующая тема по учебному плану программы дается в конце каждого года обучения. Вместе с тем, методически возможно построение годового учебного плана занятий с введением творческой, проектной деятельности в учебный процесс с начала или с середины учебного года. При организации творческой или проектной деятельности учащихся очень важно акцентировать их внимание на потребительском назначении того изделия, которое они выдвигают в качестве творческой идеи.

Основной формой обучения является учебно-практическая деятельность учащихся.

Приоритетными методами являются упражнения, лабораторно-практические, учебно-практические работы, метод проектов. Все виды практических работ в программе направлены на освоение различных технологий обработки материалов, электромонтажных, строительно-отделочных и ремонтных санитарно-технических работ, расчетных и проектных операций. Лабораторно-практические работы выполняются преимущественно по теме «Машины и механизмы».

Учитель в соответствии с имеющимися возможностями выбирает такой объект или тему работы для учащихся, чтобы обеспечить охват всей совокупности рекомендуемых в программе технологических операций. При этом он должен учитывать посильность объекта труда для учащихся соответствующего возраста, а также его общественную или личную ценность.

Занятия по направлению «Технология. Технический труд» проводятся на базе мастерских по обработке древесины, металла или комбинированных мастерских. Они должны иметь рекомендованный Министерством образования РФ набор инструментов, приборов, станков и оборудования.

Большое внимание должно быть обращено на обеспечение безопасности труда учащихся при выполнении технологических операций. Особое внимание следует обратить на соблюдение правил электробезопасности. Недопустимы работы школьников с производственным оборудованием, которое не включено в перечень оборудования, разрешенного к использованию в общеобразовательных учреждениях. Не допускается применение на занятиях самодельных электромеханических инструментов и технологических машин.  Также не разрешается применять на практических занятиях самодельные электрифицированные приборы и аппараты, рассчитанные на напряжение более 42 В.

Интегративный характер содержания обучения технологии предполагает построение образовательного процесса на основе использования межпредметных связей. Это связи с алгеброй и геометрией при проведении расчетных и графических операций, с химией при характеристике свойств материалов, с физикой при изучении устройства и принципов работы машин и механизмов, современных технологий, с историей и искусством при освоении технологий традиционных промыслов.

                                                                            УМК

Тищенко А.Т., Симоненко В.Д. Технология. Индустриальные технологии. 5 класс

Синица Н.В., Симоненко В.Д. Технология. Технологии ведения дома. 6класс

Глозман Е.С., Глозман А.Е., Ставрова Технология. Технический труд. 7 класс

Гончаров Б.А., Елисеева Е.В., Электов Технология. 8 класс

Общая характеристика курса. Трудовое политехническое обучение в 5 – 9 классах школ слабовидящих является составной частью единой системы обучения, воспитания и развития учащихся и строится на общеобразовательной основе. Трудовое обучение является важным средством компенсаторного развития слабовидящих детей и имеет, в основном, те же цели, что и трудовое обучение в массовой школе:

- дать учащимся первоначальные необходимые знания и умения в области технического труда;

 - развивать предметные и пространственные представления;

- развивать техническое мышление и конструкторские способности;

- воспитывать положительное отношение к труду и общую трудовую культуру;

- подготовить учащихся к сознательному выбору профессии.

Основное содержание курса.

 В содержание трудового обучения в 5 – 9 классах входят:

- занятия по техническому труду в учебных мастерских, связанные с ручной и машинной обработкой бумаги, картона, древесины, металла, и искусственных материалов;

- занятия по современному производству, машиноведению и электротехнике.

Требования к результатам обучения освоения содержания курса.

В результате обучения по данной программе обучающиеся должны овладеть:

• трудовыми и технологическими знаниями и умениями по преобразованию и использованию материалов, энергии, информации, необходимыми для создания продуктов труда в соответствии с их предполагаемыми функциональными и эстетическими свойствами;

• навыками самостоятельного планирования и ведения домашнего хозяйства, культуры труда, уважительного отношения к труду и результатам труда.

В результате изучения курса обучающиеся должны знать:

• основные технологические понятия и характеристики;

• назначение и технологические свойства материалов;

• назначение и устройство применяемых ручных инструментов, приспособлений, машин и оборудования;

• виды, приемы и последовательность выполнения технологических операций, влияние различных технологий обработки материалов и получения продукции на окружающую среду и здоровье человека;

• профессии и специальности, связанные с обработкой материалов, созданием изделий из них, получением продукции;

уметь:

• рационально организовывать рабочее место;

• находить необходимую информацию в различных источниках, применять конструкторскую и технологическую документацию;

• составлять последовательность выполнения технологических операций для изготовления изделия или получения продукта;

• выбирать материалы, инструменты и оборудование для выполнения работ;

• выполнять по заданным критериям технологические операции с использованием ручных инструментов, приспособлений, машин и оборудования;

• соблюдать требования безопасности труда и правила пользования ручными инструментами, машинами и оборудованием;

• осуществлять доступными мерительными средствами, измерительными приборами и визуально по заданным образцам контроль качества изготавливаемого изделия;

• проводить разработку учебного проекта изготовления изделия или получения продукта с использованием освоенных технологий и доступных материалов;

• планировать работы с учетом имеющихся ресурсов и условий;

• распределять работу при коллективной деятельности;

использовать:

• технико-технологических сведений из разнообразных источников информации;

• организации индивидуальной и коллективной трудовой деятельности;

• изготовления или ремонта изделий из различных материалов;

• контроля качества выполняемых работ с применением инструментов;

• обеспечения безопасности труда;

• оценки затрат, необходимых для создания объекта или услуг

 Примерное распределение по темам

5 класс

Тема

Количество часов к рабочей программе

Из них

Теория

Практика

Вводное занятие

1

1

-

Технология обработки древесины.

Элементы машиноведения

27

17

10

Технология обработки металлов.

Элементы машиноведения

18

8

10

Культура дома  

10

8

2

Информационные технологии

6

2

4

Творческий       проект

4

-

4

Административная контрольная работа

2

1

-

Итого:

68

38

30

                                                                         

6 класс

Тема

Количество часов к рабочей программе

Из них

Теория

Практика

Вводное занятие

1

1

-

Технология обработки древесины

27

17

10

Технология обработки металлов

16

7

9

Культура дома

10

6

4

Творческий       проект

12

4

8

Административная контрольная работа

2

1

1

Итого:

68

36

32

7 класс

Тема

Количество часов к рабочей программе

Из них:

Теория

Практика

Вводное занятие

1

1

-

Технология обработки древесины

19

10

9

Технология обработки металлов

20

12

8

Культура дома. (Ремонтно-строительные работы)

8

4

4

Творческий       проект

18

6

12

Административная контрольная работа

2

1

1

Итого

68

34

34

8 класс

Тема

Количество часов к рабочей программе

Из них

Теория

Практика

 Вводное занятие

2

2

-

Семейная экономика

20

16

4

Электротехнические работы

30

16

14

Технология ведения дома

6

2

4

Творческий проект

8

4

4

Административная контрольная работа

2

2

-

Итого:

68

42

26

9 класс

Тема

Количество часов к рабочей программе

Из них

Теория

Практика

 Вводное занятие. Технология основных сфер профессиональной деятельности. Профессия и карьера

2

2

-

В современном мире профессиях – от индустриальных до артистических

16

12

4

Современная технология радиотехнике

10

6

4

Технологии получения, передачи и использования электрической энергии

14

10

4

Новая и передовая цифровой технологии

10

5

5

Технологии обработки конструкционных материалов

16

10

6

Итого:

68

45

23


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная рабочая программа по технологии для учащихся 5 класса

Рабочая программа  по швейному делу для учащихся 5 класса 8 вида...

Адаптированная рабочая программа по технологии для учащихся 8 вида 9 класс(девочки) Календарно- тематическое планирование

Пояснительная записка  Основанием для разработки адаптированной  рабочей  программы по обслуживающему труду являются: образовательный стандарт 2004 г.; примерная программа: «Технол...

Адаптированная рабочая программа По технологии (столярное дело) 6 специальный (коррекционный) класс 17-18 уч. год

Адаптированнаярабочая программаПо технологии (столярное дело)6 специальный (коррекционный) класс...

Адаптированная рабочая программа По технологии (столярное дело) 9 специальный(коррекционный) класс Уровень: базовый

Адаптированнаярабочая программаПо технологии (столярное дело)9 специальный(коррекционный) классУровень: базовый...

Адаптированная рабочая программа по технологии. 6 класс. Пояснительная записка. Календарно-тематическое планирование.

Адаптированная рабочая программа  разработана в соответствии с основными положениями ФГОС НОО, программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (Сб. 1 -М.: Гуманитар. Из...

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по технологии для учащихся с задержкой психического развития, обучающихся интегрировано в общеобразовательном 5 классе на 2017- 2018 учебный год.

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо технологии для учащихся с задержкой психического развития, обучающихся  интегрировано в общеобразовательном 5  классе на 2017- 2018 учебный год....

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по технологии (для мальчиков) для учащихся с задержкой психического развития, обучающихся интегрировано в общеобразовательном 6 классе на 2017- 2018 учебный год.

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо технологии (для мальчиков)для учащихся с задержкой психического развития, обучающихся  интегрировано в общеобразовательном 6  классе на 2017- 2018 учебный ...