Формирование социальных компетенций учащихся на уроках «Профильный труд», «Домоводство», «Человек» и «Окружающий социальный мир».
учебно-методический материал по технологии (5 класс)

Китова Ирина Александровна

Выступление на заседании методического объединения педагогов школы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon soobshchenie_na_metodobedinenii_18_g.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

Сообщение на заседании методического объединения младшей школы

Формирование социальных компетенций учащихся на уроках «Профильный труд», «Домоводство», «Человек» и «Окружающий социальный мир».

Подготовила учитель Китова И.А.

Москва  2018

Наблюдение и опыт изучения социальной адаптации учащихся, имеющих особенности развития, показывает большие трудности в их приспособлении к самостоятельной практической жизни.

                 Учащийся часто сам не в состоянии выделить и освоить те социальные компоненты, которые обеспечат ему благополучное существование в современном социуме. Задача школы - сориентировать, помочь разобраться в окружающей обстановке, сформировать осведомленность в бытовых и социальных вопросах, сформировать адаптивные знания, умения  и  навыки на доступном уровне. Предмет «Домоводство» тесно связан с такими дисциплинами как «Человек», «Профильный труд», «Окружающий социальный мир». Например, на уроках окружающего мира, на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности наряду с другими сообщаются сведения о семье, охране здоровья, одежде и обуви, некоторых вопросах питания.  На уроках по формированию математических представлений, кроме прочего, осуществляется формирование элементарных знаний по экономике ведения домашнего хозяйства. На уроках домоводства усиливается внимание к вопросам, связанным с организацией  своего быта, быта семьи.  Эти уроки имеют ярко выраженную коррекционную направленность. Занятия на уроках «Профильный труд», «Домоводство», «Человек» и «Окружающий социальный мир» - это организованное социальное общение, позволяющее формировать коммуникативные навыки. Обучение решает задачу сделать этот процесс осмысленным, а социальное поведение привычным и системным, то есть «привязанным» к определенным жизненным и бытовым ситуациям.

На протяжении всей истории организации педагогической работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья вопросы трудового воспитания и обучения этой категории учащихся привлекали внимание теоретиков и практиков олигофренопедагогики. Прежде всего, рассматривалась роль труда как средства развития отдельных личностных качеств и формирования навыков самообслуживания. Особое внимание уделялось и уделяется разработке дидактических положений об использовании труда в обучении и воспитании детей с ОВЗ как средства коррекции их психического и физического развития. И, наконец, вопросы трудового обучения и воспитания учащихся коррекционной школы рассматриваются как социальная проблема, т.е. в плане задач социально-трудовой реабилитации выпускников коррекционных школ.
        В современных условиях возрастает значимость профессионального самоопределения воспитанников с нарушением интеллекта и актуализируется задача подготовки воспитанника, умеющего ориентироваться в сложных жизненных ситуациях, способного принимать решения. Внедрение ФГОСов предусматривает создание особых психолого-педагогических условий осуществления образовательного маршрута для детей с отклоняющимся развитием. Это условие качества обучения и воспитания, обеспечивающее решение задач социальной адаптации и реабилитации воспитанников.          Для школьника как субъекта учебно-познавательной, трудовой и общественной деятельности приоритетным фактором личностного самоопределения является профессиональное самоопределение (Е.А.Климов).            

 Профессиональное самоопределение – это процесс формирования у каждого человека отношения к профессионально-трудовой среде; это длительный процесс согласования личностных и социально-профессиональных потребностей, который не завершается профессиональной подготовкой по избранной специальности, а происходит на протяжении всего жизненного и трудового пути.
          Главная (идеальная) цель профессионального самоопределения, по-мнению, Е.А.Климова, заключается в постепенном формировании у школьника внутренней готовности к осознанному и самостоятельному построению, корректировке и реализации перспектив своего развития: профессионального, личностного, жизненного. Такие же позиции рассматриваются и специальной (коррекционной) педагогикой как приоритетные направления процесса социальной адаптации и реабилитации лиц с интеллектуальной недостаточностью в обеспечении их права на трудовую занятость.
            Понятие социальная реабилитация можно рассматривать в различных вариантах: как процесс, как конечный результат и как деятельность.
Социальная реабилитация как процесс – представляет собой динамическую систему, в ходе которой осуществляется последовательная реализация постоянно возникающих в ходе взаимодействия с ребенком тактических задач на пути к достижению стратегической цели – восстановления его социального статуса, формирования устойчивой к травмирующим ситуациям личности, способной успешно интегрироваться в общество. Процесс социальной реабилитации осуществляется под руководством специалиста в этой области, протекает, как и педагогический процесс, в специально организованных условиях, в ходе которых используются различные формы, методы и специальные средства воздействия на ребенка.

Социальная реабилитация как конечный результат – это достижение ее конечных целей, когда человек, имеющий ограниченные возможности здоровья, после прохождения комплексной реабилитации в соответствующих реабилитационных учреждениях, вливается в социально-экономическую жизнь общества и не ощущает в ней своей неполноценности.
Социальная реабилитация как деятельность - относится в равной степени как к личности специалиста, являющейся ее организатором, так и к личности ребенка, включенного в социально-реабилитационный процесс, который выступает в нем как субъект деятельности и общения. Это целенаправленная активность специалиста по социальной реабилитации ребенка с ограниченными возможностями в целях подготовки к продуктивной и полноценной социальной жизни посредством обучения, воспитания и создания для этого оптимальных условий средствами профессионально-трудового образования.
Поэтому в системе социальной реабилитации рассматривают такое понятие как профессиональное самоопределение детей с ограниченными возможностями жизнедеятельности.

I - III (IY) классы – пропедевтический этап – В этот период у младших школьников формируется добросовестное отношение к труду, возникает понимание его роли в жизни человека и общества, развивается интерес к профессиям, формируется нравственная установка выбора профессии в практической включенности учащихся в различные виды познавательной, игровой, общественно-полезной, трудовой деятельности, формирование умений самостоятельной работы.

Y –YII классы – поисково-зондирующий этап – Формирование у подростков профессиональной направленности, осознание ими своих интересов, способностей, общественных ценностей, связанных с выбором профессии и своего места в обществе. Этому способствует включение учащихся в деятельность, согласованную с профилем продолжения образования в старших классах и будущей профессионально-трудовой деятельности.
YIII – IX классы – период развития профессионального самосознания – Формирование у воспитанников личностного смысла выбора конкретной профессии, умения соотносить общественные цели выбора сферы деятельности со своими идеалами, представлениями о ценностях с их реальными возможностями. Для этого воспитанники овладевают объемом знаний, умений и навыков по основам выбора профессии.              

В 5 классе, согласно учебному плану, ученики изучают несколько дисциплин, так или иначе затрагивающих тему труда. Это и «Домоводство» и «Человек» и «Профильный труд». Для детей с ТМНР в силу значительного ограничения  возможностей  их интеллектуального и физического развития наиболее доступным, а иногда и единственным видом трудовой деятельности, является помощь по ведению домашнего хозяйства, посильная помощь на дачном участке. При этом от ребят при выполнении трудовых заданий требуется слаженность действий, умение  устраивать правильные деловые отношения, организованность, желание работать для всех. Хозяйственно-бытовой труд имеет свою цикличность, в процессе его не только повторяются трудовые операции, но и возникают типично жизненные ситуации. Способам разрешения этих ситуаций ребята овладевают на уроках «Окружающий социальный мир».

Таким образом, обучение основам различных видов труда     предусматривает решение следующих задач:

  • Овладение учащимися теоретическими знаниями, трудовыми умениями и навыками, достаточными для самообслуживания, помощи семье, адаптации в современном обществе, ориентации в социуме и в быту;
  • Коррекция недостатков психофизического развития (психических функций и познавательной деятельности);
  • Развитие коммуникативной функции речи как непременного условия социальной адаптации;
  • Формирование социально- нормативного поведения в окружающей среде;
  • Содействие физическому развитию ученика с ограниченными возможностями здоровья.

Несомненно, что включение детей в труд необходимо осуществлять с учётом физиологии, особенностей их организма и психики, их  интересов и способностей. Поуровневая дифференциация обучения позволяет овладевать опытом и знаниями в соответствии с особенностями учащихся.

Основное условие организации учебного процесса на уроках является совместная деятельность учитель- ученик и реализация элементов технологии взаимообучения  (более сильный помогает более слабому).

Приобретённые в процессе трудового воспитания знания, умения и навыки не самоцель и не конечный продукт педагогической деятельности, а средство для развития главной человеческой способности- способности к труду. Применение практических занятий в  школе прокладывает учащимся прямую дорогу к правильному профессиональному самоопределению и их хорошей трудовой подготовке для самостоятельной жизни вне стен школы.

Квартира. Помещения квартиры. Функциональное назначение помещений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»

Наше время принесло новое противоречие в образовательный процесс - противоречие между темпом приращения знаний и ограниченными возможностями их усвоения обучаемым, будь то ребёнок или взрослый. Именно...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ С ЦЕЛЬЮ ФОРМИРОВАНИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ.

Не секрет, что компетентностный подход к обучению требует овладения учащимися определенным набором способов в учебной деятельности. Знания, приобретаемые учащимися в процессе обучения, должны быть ори...

Технология организации деятельности учащихся по формированию коммуникативной компетенции учащихся на уроках литературы

Технология организации деятельности учащихся по формированию коммуникативной компетенции  учащихся на уроках литературы...

Проектная работа на тему «Развитие исследовательских навыков и формирование политических и социальных компетенций учащихся на уроках истории и обществознания»

Ведущая идея проекта это освоение и применение комплекса современных образовательных технологий, реализующих системно – деятельностный подход в обучении...

Использование метода проектов в формировании познавательной самостоятельности обучающихся на уроках профильного труда Штукатурно-малярное дело»

Специфика образования предъявляет особые требования к использованию разнообразных технологий. В связи с этим неизбежен процесс ориентации обучения на развитие и саморазвитие личности, а так же образов...

Формирование профессиональных умений учащихся на уроках профильного труда посредством применения современных педагогических технологий.

Современные технологии обучения позволяют развивать и совершенствовать познавательную активность обучающихся с ОВЗ....