Технологическая карта урока "Производство текстильных материалов"
план-конспект урока по технологии (5 класс)

Цыренова Саяна Баторовна

Урок технологии в 5 классе ФГОС. Тема: Производство текстильных материалов.

Используемые педагогические технологии: технология развивающего и проблемного обучения,  личностно-ориентированного обучения, информационно-коммуникационные  технологии; методы: проблемно-исследовательский, объяснительно-иллюстративный, беседа, метод контроля и самоконтроля; приемы: прием активного действия учащихся с объектом изучения, прием вопросно-ответного обобщения и с использованием интерактивных средств, прием определения собственного приращения знаний (отметка цветными карандашами на полях в тетради материала уже знакомого и нового).

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Описание занятия

Предмет

Технология

Класс

5

Тема

Производство текстильных материалов

Автор

Цыренова Саяна Баторовна, учитель технологии

Образовательная организация

МАОУ «Цаган – Моринская СОШ»

Тип урока (занятия)

Комбинированный  (урок «открытия» нового знания и выполнение лабораторных работ).

Время реализации урока

2 урока по 45 минут, всего 90 минут

Цели урока

Созданий условий для освоения технологическими знаниями о производстве и свойствах тканей из растительных волокон;

Создание условий для формирования умений в определении волокнистого состава тканей;

Создание условий для воспитания культуры одежды и эстетического вкуса, умения работать в парах, развитие умений сравнивать и делать выводы.

Задачи урока

Образовательные: сформировать понятия:  волокна растительного происхождения; систематизировать

и дополнить знания  о волокне, пряже и прядении, ткани и ткачестве;

 Научить: определять направление  уточной и долевой нити; лицевую и изнаночную стороны ткани.

Развивающие: развивать мыслительные способности, умение сравнивать и делать выводы.

Воспитательные: Воспитывать культуру поведения при фронтальной и  индивидуальной работе.

Воспитывать уважение к мастерам прошлого и настоящего

Планируемые результаты

Предметные:

1.        Знать классификацию текстильных волокон,  стадии их обработки, этапы производства тканей из них,основные признаки хлопкового и льняного волокон.

2.        Уметь определять текстильные волокна растительного происхождения (хлопкового и льняного) по их внешним признакам, описанию.

3.         Знать признаки определения лицевой и изнаночной сторон ткани, уметь определять их в образцах тканей.

4.        Знать  способы определения направления долевой нити в ткани, уметь применять их в практической деятельности.

5.        Уметь определять в тканях  вид отделки иткацкого переплетения, выделять раппорт.

6.       Уметь измерять длину и ширину ткани.

Личностные:

формирование положительной мотивации и самомотивации изучения темы, развитие готовности к  самостоятельным действиям, саморазвитию, проявление технико-технологического и экономического мыщления, формирование интереса к профессиям текстильной промышленности.

Метапредметные:

- познавательные: сопоставление, рассуждение, классификация, умение объяснять процессы, выбор способов решения задачи, поиск информации;

- регулятивные: целеполагание, планирование, рефлексия, оценка и самооценка;

- коммуникативные: диалог, монолог, организация учебного сотрудничества.

Дидактическая структура урока

1. Организационный момент.

2. Мотивационно-ориентировочныйэтап (актуализация знаний).

3. Изучение нового материала.

4.Закрепление материала.

5. Первичная проверка понимания учащимися нового учебного материала (текущий контроль  и самопроверка знаний )

6.Подведние итогов: диагностика результатов урока, рефлексия достижения цели

7. Домашнее задание и инструктаж по его проведению

Вид мультимедиа компонента (презентация, видео, электронная таблица, др.)

мультимедийные интерактивные упражнения- http://learningapps.org/

мультимедийная презентация;

видеофильм «Производство тканей»

Ресурсы (оборудование, приспособления, образцы): компьютер, проектор;

- образцы х/б и льняных волокон, нитей, пряжи, тканейс различными ткацкими переплетениями и видами отделки;

- лупы;

- ручные иглы;

- плакаты;

- рамки  с натянутыми нитями основы;

- миниатюрная модель ткацкого станка;  гладильная доска, утюг, пульверизатор.

Список учебной и дополнительной литературы:

1.Учебник для уч-ся  5 класса «Технология. Технологии ведения дома»  авторов

 Н. В. Синица, В. Д. Симоненкои др., М.,  «Вентана-граф», 2014 г.,

2. Рабочая тетрадь для уч-ся 5 класса «Технология. Технологии ведения дома». М., «Вентана-граф», 2014

3. О. А. Кожина. Технология. Обслуживающий труд. Учебник для 5 класса. М., «Дрофа», 2014 г.

4. В. Н. Чернякова. Технология обработки ткани. М. Учебник для учащихся 5 класса. "Просвещение", 1996 г.

5.М. В. Хохлова, П. С. Самородский, Н. В. Синица, В. Д. Симоненко. Технология: программы начального и основного общего образования. М., Вентана-Граф, 2011.

6. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Пособие для учителя под ред. А. Г. Асмоловой. М., «Просвещение», 2011.

7. Н. В. Синица. Методическое пособие . Технология. Технологии ведения дома. 5 класс. М., «Вентана-Граф», 2014.

Ссылки на использованные интернет-ресурсы:

https://www.youtube.com/watch?v=O2Q6S-ZNPUwhttps://www.youtube.com/watch?v=qgOw-3Nor4Qhttps://www.youtube.com/watch?v=gQPkCRzt5W4

https://www.youtube.com/watch?v=SlUeCt6yegE

https://www.youtube.com/watch?v=G-T-thgfFak

http://for-teacher.ru/78-multimedia-tehnologii-v-obrazovanii.html

http://learningapps.org/

Используемые педагогические технологии: технология развивающего и проблемного обучения,  личностно-ориентированного обучения, информационно-коммуникационные  технологии; методы: проблемно-исследовательский, объяснительно-иллюстративный, беседа, метод контроля и самоконтроля; приемы: прием активного действия учащихся с объектом изучения, прием вопросно-ответного обобщения и с использованием интерактивных средств, прием определения собственного приращения знаний (отметка цветными карандашами на полях в тетради материала уже знакомого и нового).

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые универсальные учебные действия

Организа-ционный момент:

Приветствует учащихся, проверяет присутствующих, отмечает в журнале дежурных, объявляет тему раздела программы и подраздела.

Организуют рабочее место.

Мотивационно-ориентировочный (актуализация знаний)

Дает понятие о проектировании личностно или общественно значимых изделий с использованием текстильных материалов.

Проводит беседу, направленную на формирование внутренней мотивации у каждого обучающегося  к предстоящей деятельности. Разбирает с учащимися значение ключевого слова темы «материаловедение»,  предлагает детям привести примеры различных материалов для изготовления изделий, в том числе – и швейных и ответить

на следующие вопросы:

- Для чего мы будем изучать подраздел

«Материаловедение»?

- Что в  итоге изучения темы должны знать и уметь учащиеся?

- Вспомните, что вам уже известно о тех швейных материалах, с которыми вы работали в начальных классах?

- Какие изделия из  тканей вы изготавливали на уроках технологии?

- Какие ткани вы использовали?

- Чем одни ткани отличаются от других?

- Что служит сырьем для производства тканей?

- Какие виды сырьявы знаете и какиеимеются в вашем регионе?

- Каким же образом получают ткани из тех растений, которые вы перечислили?

По результату беседы (ответам учащихся) оценивает уровень их знаний и  подводит учащихся к выводу о необходимости более подробного изучения этапов производства текстильных материалов (опираясь на знания, полученные в начальной школе);конкретизирует  тему занятия и  предлагает совместно сформулировать задачи, которые предстоит решить при изучении нового материала.

Включаются в процесс аналитической деятельности, восстановление знаний по теме, полученных в начальной школе;  систематизируют и обобщают имеющиеся знания; высказывают предположения, задают вопросы, отвечают на поставленные вопросы, приводят примеры из собственного опыта.

Личностные: формирование мотивации и самомотивации изучения темы, готовности к самостоятельным действиям, проявление технико-технологического и экономического мышления.

Познавательные:рассуждение, умение объяснять процессы, (формируемые способы деятельности: формулировать проблему, осуществлять актуализацию полученных ранее знаний по предмету;

осуществлять построение логической цепочки).

Регулятивные: целеполагание, планирование, рефлексия, волевая регуляция, оценка и самооценка (формируемые  способы деятельности: уметь оценивать ситуацию, слушать в соответствии с целевой установкой, мобилизовать волю, проявить  целеустремленность).

Коммуникативные:диалог, монолог, организация учебного сотрудничества (формируемые способы деятельности: формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать ее, высказываться по существу, выслушивать собеседников, анализировать разные точки зрения, делать выводы).

Изучение нового материала

Для того  чтобы учащимся было легче  ответить на поставленный вопрос, предлагает им рассмотреть образец из х/б или льняной ткани, отделить по срезу одну или несколько нитей, рассмотреть их и раскрутить.  Затем  вспомнить схему получения ткани (волокно→пряжа (нити)→ткань).

Разбирает вместе с учащимися понятия «текстильное волокно», выясняет, какие другие волокна они знают, изучают классификацию текстильных волокон, знакомит учащихся с разными видами растений, из которых получают текстильные волокна; подробно останавливается на растениях хлопчатнике и льне, характеристике хлопкового и льняного волокон.

Демонстрирует мультимедийную презентациию (слайды №1-19). Физкультминутка.

Далее вместе с учащимися разбирают этапы обработки  волокон и производства ткани (прядение, ткачество, отделка).

По ходу изучения материала  учащимся предлагается вспомнить, как эти процессы осуществлялись  в старину.

Демонстрирует миниатюрную модель ткацкого станка, объясняет принцип его работы.

Работают в группах:

рассматривают и исследуют предложенные образцы тканей, выдернутые нити, волокна.

Слушают рассказ учителя, отвечают на вопросы, задают вопросы,

рассматривают коллекции волокон растительного происхождения, пряжи и нитей,  тканей из них;

наблюдают,

описывают объекты,

сравнивают, анализируют, делают выводы,

 комментируют;

выполняют записи в тетради, смотрят презентацию.  

Принимают участие в беседе: отвечают на вопросы, задают их, сообщают сведения из собственного опыта.

Личностные: формирование мотивации и самомотивации изучения темы, готовности к самостоятельным действиям, проявление технико-технологического и экономического мышления.

Познавательные:

выявлять последовательность и особенности основных процессов, наблюдать, сравнивать, логически рассуждать, обосновывать свои предположения, работать с разными источниками информации; формировать методы познания окружающего мира.

Регулятивные:уметь концентрировать внимание на изучаемой информации, планировать деятельность, анализировать  ситуацию и

собственную работу в соответствии с поставленной целью,

оценивать свой уровень владения учебным действием.

Коммуникативные: формировать умение выделять в конспекте смысловые части и оформлять их, формировать речевой этикет, логику изложения.

Долевые и поперечные нити, кромки, ширина и длина ткани.

Предлагает изучить внешние признаки долевых и поперечных нитей и найти отличия, объяснить, чем они обусловлены; поясняет, для чего необходимо знать направление долевой нити в ткани, какими способами его можно определить; что такое кромка, как она образуется; как определить длину и ширину ткани.

Выполняют мини-исследование  по определению нитей основы и утка (с использованием рабочей тетради (задание 13,

пункт 3)  и

прикрепляют на образце бумажную стрелку, направленную вдоль нити основы (работа в парах); выполняют рисунки.

Ткацкие переплетения. Предлагает рассмотреть образцы тканей с разными видами ткацких переплетений (полотняного, саржевого, сатинового и атласного переплетений) и в каждом из них найти отличительные особенности; задает вопрос, за счет чего образуются из ниток ткани «клеточки», «диагоналевые рубчики», гладкий застил.

Рассматривают образцы тканей, имеющих разные виды ткацких переплетений; образцы переплетений, выполненных  из бумаги; выделяют повторяющийся ткацкий рисунок  (раппорт); пробуют выполнить простые переплетения в рамках (рамки заранее заготовлены, в них натянуты нити основы).  

Отделочное производство.

Предлагает пронаблюдать, чем еще ткани отличаются друг от друга (помимо волокнистого состава и переплетений).

Задает вопрос: кто знает, как в старину наносили рисунок на ткань? Какие натуральные красители использовались?

Демонстрирует вторую часть презентации (слайды 20-35) и видеофильм.

Обращает внимание на профессии людей, занятых в  прядильно-ткацком производстве.

Рассматривают образцы  тканей с разной отделкой и делают вывод о том, что разнообразие тканей достигается еще и тем, что они по разному-окрашены или отбелены, некоторые имеют ворс, эффект жатости, подкрахмаливания и др.. Отмечают, что характер напечатанного рисунка может быть разным. Выделяют несколько видов рисунка: растительный, геометрический, тематический.

Отвечают на поставленные вопросы, выполняют записи и рисунки в тетради, смотрят вторую часть презентации.и видеофильм о современном прядильно-ткацком производстве, сравнивают старинные способы прядения и ткачества и современные технологии получения тканей.

Лицевая и изнаночные стороны.

Обращает внимание на то, что при раскрое и шитье изделий  необходимо  учитывать лицевую и изнаночную стороны ткани. Предлагает пронаблюдать, чем отличаются лицевая и изнаночная стороны в тканях с разной отделкой и переплетением.Физкультминутка.

Рассматривают лицевую и изнаночную стороны в тканях с разной отделкой, перечисляют признаки для их определения.

Закрепле-ние нового материала

  1. Закрепление нового материала в большей мере протекает одновременно с процессом его изучения. Каждое изучаемое понятие сопровождается мини-исследованиями, наблюдениями, практическими действиями с объектами, описанием их в рабочей тетради, выполнением рисунков, эскизов (см. ход изучения материала) и последующим просмотром мульти-  и видеоматериалов, что способствует закреплению, обобщению и систематизации полученных знаний.
  2. Выполнение в лабораторных № 7 «Определение лицевой и изнаночной сторон ткани» и 8 «Сравнительный анализ прочности окраски тканей» из учебника с использованием рабочей тетради (задание 13, пункты  4, 5).

Самостоятельно выполняют лабораторные работы в парах, заносят результаты исследований в таблицы (рабочая тетрадь).

Личностные: формирование мотивации и самомотивации изучения темы, готовности к самостоятельным действиям, проявление технико-технологического и экономического мышления.

Познавательные:

выявлять особенности волокон и тканей органолептическим способом,

сопоставлять характеристики объектов,

фиксировать результаты в виде записей,  графических изображений, схем, заполнения таблиц осуществлять самоконтроль и самооценку.

Регулятивные:

уметь концентрировать внимание на изучаемых объектах и источниках информации, планировать и анализировать свою деятельность, анализировать  ситуацию и

собственную работу в соответствии с поставленной целью,

оценивать уровень владения

исследовательскими навыками, намечать способы их совершенствования.

Коммуникативные:

формировать умение описывать объект,  передавать его внешние характеристики, используя выразительные средства языка;

формирование  умения выделять в конспекте смысловые части и оформлять их,формировать речевой этикет, логику изложения.

Первичная проверка понима-ния учащимися нового учебного материала (текущий контроль

и самопро-верка знаний )

  1. Проверка усвоения изученного материала с применением интерактивных средств обучения (см. приложение)
  2. Выполнение задания 13 (1, 2, 6) в рабочей тетради.
  3. Проверка  выполненных  заданий.

Выполняют задания у доски (по желанию,  1 человек от группы)

Индивидуально выполняют задания в рабочих тетрадях.

 Проверяют правильность выполнения

заданий.

 Оценивают свою работу.

Подведение итогов: диагностика результатов урока,

Рефлексия достижения цели

Спрашивает у учащихся, что нового они узнали на уроке, для чего изучали данную тему, где может им это пригодиться, какие трудности возникали при изучении, что заинтересовало больше всего; могли бы ли они внести в дальнейшем свой вклад в развитие отечественной текстильной промышленности и если «да», то в роли какого специалиста данной отрасли они могли бы себя реализовать.

Организует подведение итогов занятия, комментирует отметки,

Слушают одноклассников, вступают в диалог, высказывают собственные мысли,

оценивают свою деятельность.

Личностные:оценивать значимость полученных знаний и практических умений  для дальнейшего изучения раздела программы и профориентации.

Познавательные: выявлять уровень усвоения изучаемого материала, Регулятивные:

оценивать приложенные волевые усилия для достижения поставленных целей, выявлять неиспользованные резервы и потенциалдля успешного осуществления учебно-познавательной деятельности.

Коммуникативные: оформлять высказывания в соответствии с речевым этикетом

Домашнее задание и инструктажпо его проведению

Организует подведение итогов занятия, комментирует отметки,

Объясняет домашнее задание (дифференцированно).

Базовый уровень:

1.        Повторить изученный материал по учебнику (параграф 14) , конспекту и рабочей тетради.

2.        Выполнить из ниток мулине или пряжи образец полотняного переплетения в рамке.

Повышенный уровень:

  1. 1 и 2 пункты  -- то же самое.

Остальное – все или  по выбору:

3.Выполнить  по выбору образцы разных видов ткацких переплетений.

4.Выполнить образцы набивки тканей.

5.Изучить дополнительный материал по теме (задания в учебнике на стр. 90), используя различные ресурсы.

Записывают д/з


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта контрольно-измерительных материалов.

Итоговая контрольная работа по алгебре. 7 класс...

Технологическая карта с дидактическим материалом по произведению В.Астафьева "Людочка"

Технологическая карта с дидактическим материалом состоит из следующих разделов: • портрет и биография писателя, • работа над содержанием произведения, • репродукции картин, • стихотворения, цитаты, по...

Технологическая карта урока технологии "Текстильные материалы и их свойства" 5 класс

Урок раздела материаловедение. Изучение темы носит ознакомительный и исследовательский характер...

Технологическая карта урока "Свойства текстильных материалов. Раскрой ткани"

Технологическая карта уроков "Свойства текстильных материалов. Раскрой ткани"...

Рабочая программа для 5 класса ( 2024 г ).Технологическая карта урока «Текстильные материалы, получение свойств. Производство ткани». Самоанализ урока

Программа по технологии для 5 класса построена по модульному принципу.Модульная программа по технологии – эта система логически завершённых блоков (модулей) обеспечивает материал, позволяющий до...

Тех.карта урока. "Текстильные материалы, получение свойств. Производство ткани" 5 класс

Технологическая карта урока 5 классМесто и роль урока в изучаемом разделе: Урок 38, входит в раздел 3 «Технологии обработки материалов и пищевых продуктов», тема: 3.7 Технологии обработки ...