ИКТ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ
статья по технологии

В мире, который становится всё более зависимым от современных компьютерных технологий, школьники и учителя должны освоить новые жизненно необходимые навыки.

Повышение эффективности образования невозможно без создания новых форм обучения. Использование информационно-коммуникационных технологий открывает для учителя новые возможности в преподавании своего предмета.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ikt_kak_sredstvo_povysheniya_poznavatelnogo.docx32.35 КБ

Предварительный просмотр:

ИКТ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО

ИНТЕРЕСА УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ  

“Дитя требует деятельности беспрестанно,
а утомляется не деятельностью, а её однообразием”.
К.Д.Ушинский

Современное общество характеризуется стремительным обновлением во всех областях и предъявляет новые, более высокие требования к обучению  и воспитанию молодого поколения, а, именно,  воспитание свободной, творческой, образованной, культурной, активной личности, которая формируется не только образовательными предметами, но и трудовым обучением. Будущее потребует от наших учеников огромного запаса знаний в области современных технологий. В мире, который становится всё более зависимым от современных компьютерных технологий, школьники и учителя должны освоить новые жизненно необходимые навыки.

Вопреки устоявшемуся мнению, что учащиеся приходят на занятия по технологии, чтобы поработать руками, программой предусмотрено  получение обучающимися и достаточных теоретических знаний, самостоятельная творческая деятельность. Также встает вопрос, как поддержать интерес у учащихся к учебному материалу, повысить качество обучения. В связи с этим ведётся поиск новых эффективных методов обучения и таких методических приёмов, которые активизировали бы учение школьников, стимулировали бы их к самостоятельному приобретению знаний. С возрастом интерес к урокам технологии у многих учащихся зависит в большей степени от методики проведения занятия, от того насколько умело построена работа. Именно поэтому перед учителем стоит важная задача совершенствовать процесс обучения таким образом, чтобы на занятиях по технологии каждый ученик работал головой и руками активно и увлечённо и использовать это как отправную точку для возникновения и развития глубокого познавательного интереса.

Повышение эффективности образования невозможно без создания новых форм обучения. Использование информационно-коммуникационных технологий открывает для учителя новые возможности в преподавании своего предмета.

Применение ИКТ при подготовке и проведении уроков технологии, позволяют учителю:

•        возможность обеспечить не только аудиальное, но и визуальное восприятие информации, возможность эмоционально и образно подать материал;

•        обеспечивает последовательность рассмотрения темы;

•        иллюстрации доступны всем учащимся, изображение на экране дает возможность рассмотреть мелкие детали, достоинства художественного произведения;

•        обозначенные на экране этапы практической работы в течение всего времени позволяют детям с различной степенью подготовленности спокойно выполнять задание;

• ускорить учебный процесс,  повысить интерес к предмету;

• сделать урок современным, доступным для усвоения материала;

• установлению отношения взаимопонимания, взаимопомощи между ребенком и учителем;

• повысить учителю свою профессионально-педагогическую компетенцию.

Одним из очевидных достоинств, применения ИКТ на уроках является усиление наглядности.

«Детская природа ясно требует наглядности. Учите ребенка, каким – нибудь пяти неизвестным ему словам, и он будет долго и напрасно мучиться над ними; но свяжите с картинками двадцать таких слов – и ребенок усвоит их на лету. Вы объясняете ребенку очень простую мысль, и он вас не понимает; вы объясняете тому же ребенку сложную картину,  и он вас понимает быстро. Если вы входите в класс, от которого трудно добиться слова, начните показывать картинки, и класс заговорит, а главное, заговорит свободно…».  К. Д. Ушинский

Использование ИКТ тем более актуально в наше время, так как в школах, как правило, отсутствуют или морально устарели необходимые наборы: схем, таблиц, иллюстраций, фотографий, репродукций. Для подготовки и проведения урока, раньше, учителю приходилось много времени тратить на поиски дидактического и методического материалов, дополнительной литературы, подготовки классной доски.

Компьютер значительно расширяет возможности предъявления учебной информации. Применение цвета, графики, звука, современных средств видеотехники позволяет моделировать различные ситуации и среды. Компьютерные технологии позволяют усилить мотивацию ребенка. Как горят глаза ребенка, когда он правильно выполнил задание. Не только новизна работы с компьютером, которая сама по себе способствует повышению интереса к учебе, но и возможность регулировать предъявление учебных задач по степени трудности, оперативное поощрение правильных решений позитивно сказываются на мотивации. Уроки в сопровождении мультимедийных презентаций, тестов и программных продуктов позволяют учащимся углубить знания, повысить результативность обучения, интеллектуальный уровень учащихся, привить навыки самообучения, самоорганизации, облегчить решение практических задач.

        К сожалению, в наше время трудно достать наглядный материал для уроков технологии. Нет новых таблиц, плакатов, образцов. Использование информационных технологий позволяет многие технические процессы показать в динамике, в иллюстративный материал включать не только статичные изображения, но и фрагменты учебных и научно-популярных видеофильмов, мультимедиаобъектов, позволяющих наглядно демонстрировать процессы, скрытые от глаз наблюдателя. Сформировать глубокие познавательные интересы к предмету у всех учащихся невозможно и, наверное, не нужно. Важно, чтобы всем ученикам на каждом уроке технологии было интересно. Тогда у многих из них первоначальная заинтересованность предметом перерастет в глубокий и стойкий интерес к науке.

        Но ИКТ не призваны заменить классную доску и классические формы обучения, они призваны помочь учителю объяснить тему наиболее эффективным способом только тогда, когда требуется продемонстрировать процесс, создать яркий образ и т.п. Иными словами, когда самой темой востребована мультимедийность представления объясняемого материала.

         Одной из особенностей  работы на уроке технологии, является использование ИКТ в ходе проектной и исследовательской деятельности, которая является неотъемлемой частью  современного курса предмета «Технология» и считается самым сложным в процессе обучения.  При выполнении проекта учащиеся показывают самый высокий уровень самостоятельности - творческий. Он проявляется в ходе выполнения заданий исследовательского характера, когда необходимо овладеть методами и приемами познания, которые позволяют увидеть новую проблему в знакомой ситуации. В    процессе творческой проектной деятельности формируются навыки исследовательского  поведения, исследовательского стремления, поиска, что, в свою очередь, следует  рассматривать как один из важнейших источников получения ребенком представлений о мире.  

Возможен вариант, когда класс разбивается на  группы, и каждая из групп готовит проект по отдельным разделам определенной темы. В ходе работы над проектом им приходится переработать большое количество информации, в результате чего ученики хорошо ориентируются в данном вопросе, и сложно представить себе ситуацию, чтобы они плохо отвечали на вопросы по данной теме. Они настолько увлекаются изучаемой темой, что изучают достаточно много материала и с удовольствием показывают свои умения оформлять результаты работы на компьютере в виде презентаций.

После выполнения проходит защита проекта: каждая из групп представляет результаты своего исследования одноклассникам. Эффективнее, зрелищнее, разнообразнее защита проектов, представление своей работы происходит с помощью презентаций.

На уроках технологии  использую  презентации, электронные учебники, видеоуроки, интерактивные задания, интерактивная доска, электронные тренажеры, различные электронные программы.

Таким образом,  информационные технологии, применяющиеся методически грамотно, повышают познавательную активность учащихся, что, несомненно, приводит к повышению эффективности обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Проектная деятельность-эффективное средство повышения мотивации учащихся на урока немецкого языка"

Данная работа содержит тнебольшой теоретический материал по применению проектной технологии на уроках немецкого языка на разных ступенях обучения. В этой работе я рассказываю о том,как я работаю над п...

Проект «Интерактивная доска как средство повышения мотивации учащихся на уроке информатики в основной школе»

Современное общество неразрывно связано с процессом информатизации. Происходит повсеместное внедрение информационных технологий. Одним из приоритетных направлений процесса информатизации современного ...

Моя методическая тема "ИКТ - как средство повышения мотивации учащихся на уроках математики"

Успешность школьника определяется не только и не столько его способностями, сколько желанием учиться, т.е. мотивацией. Познавательные мотивы в самом широком смысле — это желание ребенка освоить новые ...

Использование ИКТ как средство повышения мотивации учащихся на уроках географии и во внеклассной деятельности

Выступление на городском методическом объединении с темой самообразования...

Методические рекомендации. Групповые формы работы на уроках теоретического обучения как средство повышения результативности обучения на уроках технологии

Методические рекомендации по применению групповой формы работы на уроках теоретического обучения как средство повывшения результативности обучения на уроках технологии...

Мастер - класс " Применение технологии интегрированного обучения как средства повышения активности учащихся на уроках"

Интеграция предметов в современной школе - одно из направлений активных поисков новых педагогических решений, способствующих развитию творческих потенциалов педагогических коллективов и отдельных...

Средства повышения мотивации учащихся на уроках английского языка

Средства повышения мотивации учащихся на уроках английского языка...