Конспект урока технологии 5 класс Швейные ручные работы
методическая разработка по технологии (5 класс)

Хохлова Валентина Васильевна

Конспект урока технологии  в 5 классе  "Швейные ручные работы"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока технологии 5 класс

разработала  Хохлова Валентина

Васильевна учитель технологии

МКОУ «Поныровская средняя

общеобразовательная школа»

Поныровского района

 Курской области

Тема урока: Швейные ручные работы.

Цель: создать условия для формирования правил выполнения  

ручных прямых стежков, выполнения закрепки в строчке  

прямых стежков, успешного оценивания своей деятельности и  деятельности  других, для  работы  с  подготовленными образцами (технологическими  картами), высказывания  своих  суждений.

 

Задачи обучения:

  • Ознакомить учащихся с приемами выполнения ручных стежков и строчек.
  • Способствовать формированию понятия о стежке, строчке, шве, длине стежка.
  • Обучить рациональной организации рабочего места при ручных работах, соблюдению правил безопасного труда.
  • Воспитывать аккуратность в работе, внимательность, прививать эстетический вкус.
  • Научить оценивать качество выполняемых работ.
  • Ознакомить с инструментами и приспособлениями для ручных швейных работ.

 

Оборудование:  образцы стежков и строчек, набор ручных

инструментов, хлопчатобумажные образцы, нитки, ПК, презентация

Тип урока: изучение нового материала

Планируемые результаты

Предметные  результаты

Знания:

  1. Предметные - развитие познавательного интереса к предмету, формирование способностей  к поисковой деятельности.

Знать  терминологию  по  теме  «Швейные  ручные  работы», правила  выполнения  прямых  стежков,

Умения: выдвигать  предложения  и  доказывать, понимать  учебную  задачу  урока  и  стремиться  её  выполнять, умение работать  в  паре, формулировать  правила  безопасной  работы  с  иглой, булавками, нитками  и  ножницами.

УУД:

  • Личностные  результаты
  • Навыки сотрудничества в разных  ситуациях, умение  избегать  конфликтов  и  находить  выходы  из  спорных  ситуаций. Воспитывать эстетические чувства, прививать интерес к труду.
  • Регулятивные - освоить теоретические знания техники ручного шитья.

Осуществлять выбор эффективных путей и средств достижения целей.

  • Коммуникативные –планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение цели, функций участников, способов взаимодействия.
  • Познавательные - познакомить с видами швейных ручных работ. Способствовать привитию интереса к урокам технологии.


 

Ход урока

1. Организационный  момент. 

Учитель Громко прозвенел звонок

начинается урок

наши ушки- на макушке.

Слушаем, запоминаем,

Ни минуты не теряем.      

Здравствуйте, дорогие ребята!

Сегодня мы с вами проведём урок технологии. А знаете ли вы, что технология в переводе с греческого означает-«искусство, мастерство, умение».

(На учителе одета ткань в виде швейного изделия, а на манекене готовое изделие из той же ткани)

 

Учитель- предлагает ответить детям на вопрос. Что на мне одето?)

Дети -отвечают (предполагаемые ответы детей)

  1. На вас костюм;
  2. На вас платье;
  3. На вас просто ткань.

Учитель- Молодцы ребята!

Учитель –А что вы видите на манекене?

Дети- Отвечают предполагаемые ответы детей)

1) На манекене фартук;

2) На манекене косынка;

Учитель- По способу выполнения все швейные работы делятся на машинные и ручные. Каким способом выполнено это изделие на швейной машине или при помощи иголки, ниток и золотых рук швеи?

Дети- (предполагаемые ответы детей)

  1. Это швейные изделия, которое выполнены на швейной машинке.

Учитель- Ребята, вы правильно ответили.

А вот теперь ответьте мне на вопрос, можно ли сшить швейное изделие если у нас не будет швейной машинки?

Дети- (предполагаемые ответы детей)

Да, конечно можно.

Учитель-Как будет называться этот вид работ?

Дети- (предполагаемые ответы детей)

  1. Ручные работы;
  2. Швейные ручные работы.

Учитель- Молодцы ребята и выводит тему урока на экране.

Тема урока: Швейные ручные работы.

Учитель- А сейчас ребята, я расскажу вам притчу.

Учитель рассказывает притчу.

Притча.
У одного крестьянина были ленивые сыновья. Умирая, он сказал им, что зарыл все свое золото на поле, и что это их наследство. Естественно, они принялись искать это золото и перерыли все поле. Не найдя ничего, они решили, что отец все раздал бедным и забыл об этом, а так как поле было уже вспахано, то решили посадить туда пшеницу и прожили год в достатке. Следующим летом они подумали, что могли пропустить зарытое золото и перерыли поле снова. Также ничего не нашли и посадили пшеницу. Так они постепенно привыкли к труду и поняли, почему отец дал им такое указ.

Учитель- А как вы думаете ребята, что поняли сыновья и почему отец им дал такой указ? Может вы , знаете пословицы и поговорки о труде, которые вам помогут ответить на мой вопрос?

Дети- (предполагаемые ответы детей)

  1. Будешь трудиться — будет у тебя и хлеб, и молоко водиться.
  2. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

 

 

II. Проверка знаний.

Вопросы:

Учитель- Пришло время вспомнить знакомые вам ранее инструменты и приспособления и поговорим о новых ранее не знакомых.

-Какие инструменты и приспособления необходимы для выполнения ручных работ?

Учитель- смотрим на экран, ребята.

Идёт демонстрация.

ИНСТРУМЕНТЫ И ПРИСПОСОБЛЕНИЯ ДЛЯ РУЧНЫХ РАБОТ

К инструментам для ручных работ относятся:

  • ручные иглы,
  • наперсток,
  • ножницы,
  • сантиметровая лента.

К приспособлениям относятся:

  • партновские булавки;
  • распарыватель;
  • резец;
  • портновский мел;
  • линейка;

III. Изучение нового материала(«Швейные ручные работы»)

Актуализация знаний.

Учитель- В начальной школе вы выполняли ручные швейные работы, поэтому попробуйте ответить на мои вопросы.

-Какие правила безопасного труда нужно выполнять, когда работаешь с иголками, булавками, ножницами, нитками?

Дети- (предполагаемые ответы детей)

  1. Иголки должны быть острыми и их нельзя держать без нитки, а находиться они должна в игольнице;
  2. Ножницы передавать кольцами вперёд и не держать на столе их в раскрытом виде;
  3. Нитки нужно отрезать только ножницами, а не отрывать или откусывать зубами.

Объяснение нового материала

Учитель- На современных швейных фабриках ручного труда почти нет, так как для производства важно выпускать много качественной продукции и за короткий срок. Поэтому на фабриках почти все операции выполняют швейные машины.

  Ручной труд применяется при пошиве одежды в условиях ателье или дома, когда одежду изготавливают для конкретного заказчика. Это делают при помощи обычной швейной иглы. Как мы уже с вами выяснили, что для выполнения ручных работ нам необходимы инструменты и приспособления и всё необходимое находится на вашем рабочем месте в коробочках.

Дети- (смотрят содержимое коробки)

Учитель -  Для того, чтобы приступить к практической части урока я познакомлю вас с общими понятиями,  дети работают в таблице.

Учитель-

Шов - это место соединения деталей.

Строчка - это ряд повторяющихся стежков.

Стежок - это переплетение ниток между двумя проколами иглы.

Длина стежка - расстояние между двумя последовательными проколами иглы.

Ширина шва - расстояние от среза детали до строчки.

Выполнение практической работы.

Учитель- А теперь мы можем смело приступить к выполнению ручных работ. А начнем мы с выполнения строчки прямых стежков.  Но вначале я покажу вам, как это выполнять правильно. (Показываю на большом образце контрастными нитками и большой иголкой.) Не забывайте, что в начале и в конце строчки необходимо ставить закрепку. В начале строчки –это узелок, а в конце строчки-два, три стежка примерно в одном месте.

Сметать

Учитель- Строчка прямых стежков может образовать смёточный шов, которым можно соединить две или больше деталей и прошить на швейной машинке, тогда машинная строчка будет выполнена более качественно.

Учитель- перед началом выполнения ручных работ, давайте обратимся к требованиям по выполнению ручных работ ( инструкциялежит на столе).

 

Учитель-Молодцы ребята, вы хорошо справились с работай. А вот, как бы вы оценили себя? Что получилось, а что не очень?

Упражнение «Стрелка»:

    Исходное положение – стоя, спина прямая;

 руки, согнутые в локтях, подняты над головой,

 ладони касаются друг друга. Нужно встать на носки и очень медленно приседать. Далее нужно медленно вернуться в исходное положение. И так повторить 3 раза.

(Образец -2 «Шов назад иголка»)

Самое распространенное использование этого шва при зашивании распоровшегося шва. Учитель показывает на своем образце, принцип выполнения шва «Назад иголка»

Дети работают с образцом и оценивают свою работу самостоятельно.

Также и работу своих одноклассников.

Учитель- Ребята, какими видами работ мы овладели на сегодняшнем уроке?

Дети- (предполагаемые ответы)

1) Шов вперед иголку;

2) шов назад иголку.

Учитель- предлагает ученикам сшить подушку- игольницу.

Дети-соглашаются и приступают к работе.

Выполнение подушки- игольницы своими руками.

Шов - это место соединения деталей.

Строчка - это ряд повторяющихся стежков.

Стежок - это переплетение ниток между двумя проколами иглы.

Длина стежка - расстояние между двумя последовательными проколами иглы.

Ширина шва - расстояние от среза детали до строчки.

По способу выполнения стежки делятся на ручные и машинные, а по назначению на соединительные и отделочные

Правила безопасной работы

V. Домашнее задание . (кто не дошил игольницу делают это дома под присмотром родителей и декорируют её по своему усмотрению. Кто дошил, те просто её декорируют)

VI. Уборка рабочих мест.

VII. Подведение итогов урока учителем.

VIII.Рефлексия

Учитель- Ребята, мне очень понравилась ваша работа. Вы были активными, трудолюбивыми и уж точно не похожими на тех братьев из притчи. А сейчас я хочу чтобы вы составили букет ( на стикерах -  цветочках я предлагаю вам написать ответы на вопросы:

Учитель задаёт вопросы

1) было ли мнеинтересно на уроке?

2) с каким настроением я работали?

3) чему я научился?

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема урока: . Швейные ручные работы

Слайд 2

Ознакомить с приемами выполнения ручных стежков и строчек. Способствовать формированию понятия о стежке, строчке, шве, длине стежка. Обучить рациональной организации рабочего места при ручных работах, соблюдению правил безопасного труда. Воспитывать аккуратность в работе, внимательность, прививать эстетический вкус. Научить оценивать качество выполняемых работ. Ознакомить с инструментами и приспособлениями для ручных швейных работ. Задачи урока: Цель: создать условия для формирования правил выполнения ручных прямых стежков, выполнения закрепки в строчке прямых стежков, успешного оценивания своей деятельности и деятельности других, для работы с ПОДГОТОВЛЕННЫМИ ОБРАЗЦАМИ(технологическими картами), высказывания своих суждений.

Слайд 3

ИНСТРУМЕНТЫ И ПРИСПОСОБЛЕНИЯ ДЛЯ РУЧНЫХ ШВЕЙНЫХ РАБОТ инструменты ручные иглы Наперсток Ножницы сантиметровая лента.

Слайд 4

ИНСТРУМЕНТЫ И ПРИСПОСОБЛЕНИЯ ДЛЯ РУЧНЫХ ШВЕЙНЫХ РАБОТ приспособления портновские булавки распарыватель резец портновский мел линейка

Слайд 5

Шов - это место соединения деталей. Строчка - это ряд повторяющихся стежков. Стежок - это переплетение ниток между двумя проколами иглы. Длина стежка - расстояние между двумя последовательными проколами иглы. ОСНОВНЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ

Слайд 6

СМЕТАТЬ Шов «вперед иголку»

Слайд 7

ШОВ НАЗАД ИГОЛКУ

Слайд 8

Домашнее задание дошить игольницу дома под присмотром родителей и украсить её по своему усмотрению.

Слайд 9

1. Было ли мне интересно на уроке? 2. С каким настроением я работал? 3. Научился ли я чему то новому?

Слайд 10

Вы, ребята, молодцы! Все умельцы, удальцы . А работать с вами мне, Повезло скажу вдвойне!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока 7 класс Правила безопасной работы на электроточиле

Конспект урока по столярному делу с инструкцией по Правилам безопасной работы на электроточиле...

Конспект урока технологии «Стоимость швейного изделия»

Урок технологии в 5 классе .Раздел: "Создание изделий из текстильных материалов". Содержит   первоначальные экономические знания по расчету стоимость швейного изделия....

Конспект урока 7 класс алгебра "Самостоятельная работа. Доказательство тождеств."

Разработка урока по ФГОС. Содержит самостоятельную работу. Учебник Макарычев Ю.Н....

Разработка урока по технологии в 5 классе по теме: «Швейные ручные работы».

Цель урока: организовать деятельность учащихся по приобретению умений и навыков выполнять ручные швейные операции.  Сформировать навыки обмётывания  срезов косыми и петельными стежками,...

Контроль знаний 5 класс технология девочки. Швейные ручные работы.

Задания составлены для 5 класса в виде теста после изучения ручных швейных работ....

Технологическая карта урока технологии в 5 классе "Швейные ручные работы"

Технологическая карта урока технологии в 5 классе "Швейные ручные работы"...

Презентация-урок по технологии "Швейные ручные работы" 5 класс.

Урок по технологии в 5 классе по теме "Швейные ручные работы"....