Разработка урока по технологии в 5 классе по теме: «Швейные ручные работы».
план-конспект урока по технологии (5 класс) на тему

Борисова Марина Николаевна

Цель урока: организовать деятельность учащихся по приобретению умений и навыков выполнять ручные швейные операции.  Сформировать навыки обмётывания  срезов косыми и петельными стежками, смётывания и замётывания деталей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Разработка урока по технологии в 5 классе

по теме: «Швейные ручные работы».

Урок № 2

Цель урока: организовать деятельность учащихся по приобретению умений и навыков выполнять ручные швейные операции

Тип урока: урок общеметодологической направленности

Технологии: развивающего и личностно – ориентированного обучения, игровые технологии.

Задачи обучения:

1.Сформировать навыки обмётывания  срезов косыми и петельными стежками, смётывания и замётывания деталей.

2.Закрепить правила безопасного труда с ручными инструментами и утюгом.

3.Научить оценивать качество обмётывания косыми стежками, смётывание и замётывание деталей срезов.

Дидактические средства обучения: учебник технологии 5 класс, проектор, материалы ЭОР; инструменты и приспособления для ручных работ, образцы стежков.

Презентация «Виды ручных швов»

Планируемые результаты:

Предметные

Знания: о требованиях к выполнению ручных работ, терминологии ручных работ, правилах безопасного труда с ручными инструментами и утюгом.

Умения: выполнять ручные работы, соблюдать правила безопасного труда.

Метапредметные УУД

Познавательные: сопоставление, анализ, выбор способов решения задачи, поиск информации, прогнозирование

Регулятивные: целеполагание, анализ ситуации и моделирование, планирование, рефлексия, оценка и самооценка

Коммуникативные: диалог, организация учебного сотрудничества.

Личностные УУД: формирование мотивации изучения темы, развитие готовности к самостоятельным действиям, развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности, проявление технико-технологического и экономического мышления

Ход урока

1. Проверка знаний по теме предыдущего урока («Швейные ручные работы» урок №1)

- Что называется стежком, строчкой, швом?

- Что принято считать длиной стежка?

- Что называется смёточным швом?

- Где применяется смёточный шов?

- Как правильно организовать рабочее место для выполнения ручных работ?

2. Игра по закреплению правил безопасного труда на уроках технологии.

На прошлом уроке мы разделились на 3 бригады, и каждой было дано задание подготовить небольшие сообщения о ручных инструментах, которые мы используем при выполнении ручных работ.

Слово предоставляется бригаде №1

- У нас вот такая загадка:

На пальце одном

Ведёрко вверх дном. Что это?

( учащиеся отвечают - напёрсток)

А знаете ли вы, что напёрсток – маленький чудесный помощник, с которым намного легче, быстрее и веселее работать. К сожалению, некоторые девочки  ухитряются не пользоваться напёрстком и при шитье ранят палец. Наши бабушки предпочитали напёрстки костяные, золотые или серебряные с позолотой внутри. Теперь напёрстки изготавливают из металла, пластмассы, самые прочные – из стали. Бывают напёрстки без дна – портновские, ими пользуются, подталкивая иголку боковой частью. Напёрсток должен плотно обхватывать средний палец правой руки. Опытные рукодельницы с уважением относятся к этому маленькому предмету, привыкают к нему и не расстаются, пока он совсем не «изрешетится» от уколов иголки.

Бригада №2

- Отгадайте загадку:

Маленького роста Я

Тонкая и острая

Носом путь себе ищу

За собою хвост тащу. Что это?

         (учащиеся отвечают - игла)

Ручные швейные иголки бывают разной толщины и длины. У каждой свой номер: от 0 до 12, и чем она толще, тем больше номер. Иголки должны быть острыми, с ушком достаточного размера. Начиная работу, нужно пересчитать их, а после её окончания - проверить, все ли они на месте. Если обнаружиться пропажа, необходимо отыскать иглу, в этом нам может помочь магнит.

Самый лучший способ хранения иголок – игольница из плотной ткани. Хранить иголку рекомендуется вместе с ниткой – при таком способе её труднее потерять.

Учитель: Какие правила безопасного труда при работе с иглой и портновскими булавками необходимо соблюдать?

 Учащиеся  перечисляют:

1.Храните иголки и булавки в определённом месте (специальной коробке или подушечке)   2.не оставляйте их на рабочем месте;

3. не берите иголку, булавки в рот и не вкалывайте их в одежду;

4. не оставляйте иголку и булавки в изделии;

5.не используйте в работе ржавые иглы и булавки;

6. сломанные иглы  и булавок собирайте и выбрасывайте, завернув  в бумагу;

7. посчитайте количество взятых булавок перед началом работы и количество по окончанию работы, оно  должно совпадать;

Бригада №3

 Наша загадка самая простая:

-Два конца, два кольца

Посередине гвоздик. Что это?

(учащиеся отвечают - ножницы)

А знаете ли вы, чтобы ножницы подольше послужили, их нужно содержать в образцовом порядке. Храните ножницы только в сухом месте, после раскроя протирайте тряпочкой, следите, чтобы центральный винт не был разболтанным, но и не слишком тугим. Ножницы должны быть хорошо наточены. Можно сказать, что портновские ножницы - это самый важный аксессуар для швеи, и подчас от правильного выбора и состояния ножниц зависит качество и скорость работы.

Учитель: Какие правила безопасного труда необходимо соблюдать при работе с ножницами?

 учащиеся отвечают:

1.    Храните ножницы в указанном месте в определённом положении.

2.    При работе внимательно следите за направлением резания.

3.    Не оставляйте ножницы под тканью с раскрытыми лезвиями..

4.    Не кладите ножницы на край стола.

5.    Не оставляйте ножницы с открытыми лезвиями.

6.    Не режьте ножницами навесу, а только над столом.

8.    Передавайте закрытые ножницы кольцами вперёд.

Учитель: Ещё будем играть в загадки? Кто хочет загадать?

- То назад, то вперёд

   Ходит, бродит пароход.

   Остановишь – горе

 Продырявит море.

Учитель: Правильно – утюг. Давайте вспомним правила безопасного труда при работе утюгом.

 учащиеся отвечают:

1. Перед включением электрического утюга в сеть встать на резиновый коврик.
2. Включать электрический утюг в сеть и выключать из нее только сухими руками.
3. Электрический утюг ставить на термоизоляционную подставку.
4. При работе следить за тем, чтобы горячая подошва утюга не касалась электрического шнура.
5. Во избежание ожога рук не касаться горячих металлических частей утюга
6. Во избежание пожара не оставлять включенный в сеть электрический утюг без присмотра.
7. Следить за положением терморегулятора

3. Изложение нового материала

На прошлом занятии мы познакомились с прямыми стежками, а сегодня узнаем, что такое косые и петельные стежки.

По назначению строчки делятся на две группы:

  1. временные;
  2. постоянные.

Строчки временного назначения.

  1. Смёточные строчки прямых стежков, применяют для смётывания деталей изделия перед работой на швейной машине.
  2. Копировальные строчки применяют для точного перенесения намеченных линий с одной детали на другую.

Строчки постоянного назначения.

  1. Обмёточные строчки косых стежков. Стежки выполняют нитками в цвет ткани, служат для предохранения срезов от осыпания.
  2. Петельные стежки применяют с целью предохранения срезов от осыпания.

Требования к выполнению ручных работ.

  1. Стежки временного назначения выполняют светлыми хлопчатобумажными нитками, хорошо видными на ткани.
  2. Нитки закрепляют вначале и в конце строчки.
  3. Строчки постоянного назначения выполняют нитками в цвет ткани.

При пошиве изделий часто возникает проблема – осыпающиеся срезы ткани.

Один из способов предохранения их от осыпания – обмётывание, которое можно выполнить вручную косыми или петельными стежками. Обметывание предохраняет срез от осыпания.

Обметочный косой шов применяют для обметывания срезов более тонких тканей. Косым швом шьют слева направо. Чтобы край ткани не скручивался, не натягивают  туго нить

Петлеобразный обметочный шов прочнее косого стежка и применяется при обметывании очень сыпучих тканей. Шьют слева направо: иголкой прокалывают  край сзади, обводят нитку вокруг острия иголки и затем протягивают иголку через ткань. Нить слегка натягивают, чтобы край ткани не скручивался.

 

http://u-babushki.ru/userfiles/1%2820%29.jpg

 При изготовлении швейных изделий в процессе пошива применяются следующие ручные операции: смётывание, намётывание,  вымётывание, обмётывание срезов, пришивание.

Терминология ручных работ.

Раздаю учащимся инструкционные карты

Название работы (термин)

Содержание работы

Применение

Смётывание

(сметать)

Временно соединить две или несколько деталей, примерно равных по величине, смёточными стежками.

Смётывают плечевые, боковые

или другие срезы деталей.

Намётывание

(наметать)

Временно соединить две детали смёточными стежками, когда одна деталь накладывается на другую.

Наметать карманы, кокетку,

 отделку и др.

Замётывание

(заметать)

Временно закрепить подогнутый край изделия или детали смёточными стежками.

Заметать низ юбки, платья,

рукава и т.д.

Обмётывание срезов (обметать)

Обработать срезы детали обмёточной строчкой

Предохранение срезов от

осыпания.

Выметывание

(выметать)

Выправить и временно закрепить смёточной строчкой края детали.

Выметать воротник,

бретели и т. д.

Пришивание (пришить)

Прикрепить к изделию фурнитуру отделку и украшение.

Пришить пуговицы, крючки,

кнопки.

В ходе объяснения комментирую  каждый термин и выполняемую операцию.          

Показ и объяснения приёмов работы с учётом правил техники безопасности.

Указание и рекомендации по осуществлению самоконтроля за ходом работы и её результатами.

4.Самостоятельная работа учащихся.

Выполнить в рабочей тетради задание № 17, пункт 1, 2 

 

5.Практическая работа

Изготовление образцов косой и петельной обмёточных строчек 

Вводный инструктаж. Повторение правил безопасной работы. Вырабатываем критерии оценки практической работы

Текущий инструктаж. Объясняется ученикам последовательность выполнения задания, демонстрируются приёмы обмётывания как самим учителем, так и с помощью презентации «Виды ручных швов».

 Учащиеся выполняют полученное задание, используя инструкционные карты. Учитель, обходя класс, рабочие места учащихся, контролирует правильность выполнения приёмов работы, соблюдения технических условий, правил  безопасного труда.                                                       

 Во время практической работы выполняется упражнение для снятия усталости глаз.

Заключительный инструктаж

Окончание практической работы, уборка рабочих мест

6. Контроль формирования знаний и умений

Итоги практической работы. Анализ типичных ошибок, раскрытие их причин и пути их исправления.

Оценка практической работы учащихся.                                               

Критерии оценки: правильно выполненные образцы ручных строчек, Правильно организовано рабочее место, соблюдение правил  безопасного труда.

Проверка знаний, полученных на уроке

-Что нового узнали на уроке?

-Научились ли вы чему-нибудь сегодня на уроке?

-Понятна ли вам технология ручных работ?

-какие затруднения возникли у вас при выполнении практической работы?

- Как вы думаете, пригодятся ли вам знания, полученные на этом занятии, в дальнейшей жизни?

Вместе  с ребятами сформулируем вывод урока.

Выставление оценок.

7.Домашнее задание.  

Изучить материал параграфа №18, ответить на вопросы

Литература:  

 

  1. А.Т. Тищенко, Н.В. Синица Технология. Тематическое планирование 5-8 классы. Издательство «Вентана – Граф», 2015
  2. Н.В. Синица Технологии ведения дома. Методическое пособие. Издательство «Вентана – Граф», 2015
  3. Н.В. Синица, Н.А. Буглаева Технология. Рабочая тетрадь 5 класс. Издательство «Вентана – Граф», 2015
  4. Ю. В. Крупская Методические рекомендации 5 класс. М-2005


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока истории в 8 классах по теме: «XIX век – век художественных исканий новой картины мира» с использованием адаптивной технологии (семинар – лабораторная работа).

На уроке - семинаре  курса "Новой истории" обучающиеся  8-х классов узнают  новые художественные стили живописи XIX века, знакомятся с основными произведениями авторов - импрессионистов...

Методическая разработка урока по математике 6 класса по теме: «Пропорция. Решение задач» (игровые технологии, здоровьесберегающие технологии)

Цели: Закрепить знание понятий отношения, процент  и пропорция; отработать навык определения вида зависимости величин, умение решать задачи с помощью пропорции; способствовать развитию матем...

Технологическая карта урока по технологии 5 класс на тему "Швейная машина" 5 класс (девочки)

Технологическая карта урока (девочки) 5 классТема «Швейная машина»...

Технологическая карта урока технологии (5 класс) по теме "Швейная машина"

Урок технологии в 5-м классе по теме "Бытовая швейная машина"...

Методическая разработка урока биологии в 9 классе по теме «Строение и работа почек»

Данный урок способствует формированию у учащихся знания анатомо-физиологических особенностей мочевыделительной системы; раскрытию связи строения почек с его функциями, раскрытию значения выделения из ...

Разработка урока по технологии 8 класс на тему 3D моделирование

Разработка урока по технологии 8 класс на тему 3D  моделирование...