рабочая программа по технологии 5 класс
рабочая программа по технологии (5 класс)

Иванова Н.А.1985

рабочая программа по технологии 5 класс для девочек

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 5_klassy_tehnologiya_ivanova_n.a.docx65.54 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Видновская средняя общеобразовательная школа № 5

с углублённым изучением отдельных предметов»

                                                                               УТВЕРЖДАЮ

                                                    Директор МБОУ

                                                                                «Видновская СОШ № 5 с УИОП»

                                                                                                                   _________________

Рубцов О.В.

30 августа 2018 г.

Рабочая программа по технологии

(базовый уровень)

5 «А,Б,В» класс

        

                                                                                 Составитель: Иванова Наталья Алексеевна,

учитель технологии

 первой категории

   

                                                           

                                                                         2018 г.

Рабочая программа по технологии для 5  классов составлена в соответствии с ФГОС и приказом Минобрнауки России от 41.12.2015 г. №1577 «О внесении изменений в федеральный государственный стандарт основного общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. №1897», письма Департамента государственной политики  сфере общего образования Минобрнауки  России от 28.10.2015 г. №08-1786 «О рабочих программах учебных предметов».

Составлена на основе программы по учебному предмету «Технология», подготовленной авторами-составителями А.Т. Тищенко, Н.В. Синица.-М.: Вентана-Граф, 2014 г.и обеспечена учебно-методическим комплектом для 5 класса: Учебник «Технология. Технология ведения дома», изд. «Вентана-Граф», 2012г.

Программа соответствует миссии образовательной организации: «Учить, развивая и развиваясь», целям и задачам МБОУ «Видновская СОШ № 5 с углубленным изучением отдельных предметов», поэтому для 5 класса выбрана программа «Технология:программа:5-8 классы» А.Т Тищенко, Н.В. Синица- М: Вентана-Граф, 2014г. Содержание программы направленно на освоение обучающимисябазовых знаний, умений, навыков и формирование базовых компетентностей, что соответствует основной образовательной программе среднего общего образования. Она отвечает всем требованиям Федеральных государственных образовательных стандартов среднего общего образования по технологии.

Главной целью является

  • формирование представлений о составляющих техносферы, современном производстве и распространённых в нём технологиях;
  • освоение технологического подхода как универсального алгоритма преобразующей и созидательной деятельности;
  • формирование представлений о технологической культуре производства, развитие культуры труда подрастающего поколения на основе включения обучающихся в разнообразные виды технологической деятельности по созданию личностно или общественно значимых продуктов труда;
  • овладение необходимыми в повседневной жизни базовыми (безопасными) приёмами ручного и механизированного труда с использованием распространённых инструментов, механизмов и машин, способами управления отдельными видами бытовой техники;
  • овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для проектирования и создания продуктов труда, ведения домашнего хозяйства;
  • развитие у обучающихся познавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей;
  • формирование у обучающихся опыта самостоятельной проектно-исследовательской деятельности;
  • воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремлённости, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда; воспитание гражданских и патриотических качеств личности;
  • профессиональное самоопределение школьников в условиях рынка труда, формирование гуманистически и прагматически ориентированного мировоззрения, социально обоснованных ценностных ориентаций.

Образовательный процесс учебного предмета «Технология» в основной школе направлен на решение следующих задач:

  1. в результате изучения технологии обучающиеся ознакомятся:

-        с ролью технологий в развитии человечества, механизацией труда, технологической культурой производства;

-        функциональными и стоимостными характеристиками предметов труда и технологий, себестоимостью продукции, экономией сырья, энергии, труда;

-        элементами домашней экономики, бюджетом семьи, предпринимательской деятельностью, рекламой, ценой, доходом, прибылью, налогом;

-        экологическими требованиями к технологиям, социальными последствиями применения технологий;

-        производительностью труда, реализацией продукции;

-        устройством, управлением и обслуживанием доступных и посильных технико-технологических средств производства (инструментов, механизмов, приспособлений, приборов, аппаратов, станков, машин);

-        предметами потребления, материальным изделием или нематериальной услугой, дизайном, проектом, конструкцией;

-        методами обеспечения безопасности труда, культурой труда, этикой общения на производстве;

2. в результате изучения технологии обучающиеся овладеют:

-        основными методами и средствами преобразования и использования материалов, энергии, информационной преобразующей, творческой деятельности;

-        умением распознавать и оценивать свойства конструкционных, текстильных и поделочных материалов;

-        умением выбирать инструменты, приспособления и оборудование для выполнения работ, находить необходимую информацию в различных источниках, в том числе с использованием компьютера;

-        навыками чтения и составления конструкторской и технологической документации, измерения параметров технологического процесса и продукта труда; выбора, проектирования, конструирования, моделирования объекта труда и технологии с использованием компьютера;

-        навыками подготовки, организации и планирования трудовой деятельности на рабочем месте с учётом имеющихся ресурсов и условий, соблюдения культуры труда;

-        навыками организации рабочего места с соблюдением требований безопасности труда и правил пользования инструментами, приспособлениями, оборудованием;

-        навыками выполнения технологических операций с использованием ручных инструментов, приспособлений, машин, оборудования;

-        умением разрабатывать учебный творческий проект, изготовлять изделия или получать продукты с использованием освоенных технологий;

-        умением соотносить личные потребности с требованиями, предъявляемыми различными массовыми профессиямиличным качествам человека.

Программа рассчитана на 68 часа (2 часа в неделю). Программа включает в себя базовую и творческую часть. Количество в базовой части 47 часов, количество творческой и опытнической деятельности 21 час.

Планируемые результаты изучения предмета «Технология»

Раздел «Кулинария»

Выпускник научится:

 самостоятельно готовить для своей семьи простые кулинарные блюда из сырых и

варёных овощей и фруктов, молока и молочных продуктов, яиц, рыбы, мяса, птицы,различных видов теста, круп, бобовых и макаронных изделий, отвечающие требованиям рационального питания, соблюдая правильную технологическую последовательность приготовления, санитарно-гигиенические требования и правила безопасной работы.

Выпускник получит возможность научиться:

 составлять рацион питания на основе физиологических потребностей организма;

 выбирать пищевые продукты для удовлетворения потребностей организма в белках, углеводах, жирах, витаминах, минеральных веществах;

 организовывать своё рациональное питание в домашних условиях; применять различные способы обработки пищевых продуктов в целях сохранения в них питательных веществ;

 экономить электрическую энергию при обработке пищевых продуктов; оформлять приготовленные блюда, сервировать стол; соблюдать правила этикета за столом;

 определять виды экологического загрязнения пищевых продуктов; оценивать влияние

техногенной сферы на окружающую среду и здоровье человека;

 выполнять мероприятия по предотвращению негативного влияния техногенной сферы

на окружающую среду и здоровье человека.

Раздел «Создание изделий из текстильных материалов»

Выпускник научится:

 изготовлять с помощью ручных инструментов и оборудования для швейных и декоративно-прикладных работ, швейной машины простые по конструкции модели швейных изделий, пользуясь технологической документацией;

 выполнять влажно-тепловую обработку швейных изделий.

Выпускник получит возможность научиться:

 выполнять несложные приёмы моделирования швейных изделий;

 определять и исправлять дефекты швейных изделий;

 выполнять художественную отделку швейных изделий;

 изготовлять изделия декоративно-прикладного искусства, региональных народных

промыслов;

 определять основные стили одежды и современные направления моды.

Раздел «Технологии исследовательской, опытнической и проектной деятельности»

Выпускник научится:

 планировать и выполнять учебные технологические проекты: выявлять и формулировать проблему;

обосновывать цель проекта, конструкцию изделия, сущность итогового продукта или желаемого результата; планировать этапы выполнения работ;

составлять технологическую карту изготовления изделия; выбирать средства реализации замысла;

 осуществлять технологический процесс; контролировать ход и результаты выполнения проекта;

 представлять результаты выполненного проекта: пользоваться основными видами проектной документации; готовить пояснительную записку к проекту; оформлять проектные материалы; представлять проект к защите.

Выпускник получит возможность научиться:

 организовывать и осуществлять проектную деятельность на основе установленных норм и стандартов, поиска новых технологических решений; планировать и организовывать технологический процесс с учётом имеющихся ресурсов и условий;

 осуществлять презентацию, экономическую и экологическую оценку проекта, давать примерную оценку стоимости произведённого продукта как товара на рынке;

разрабатывать вариант рекламы для продукта труда.

Раздел «Современное производство и профессиональное самоопределение»

Выпускник научится:

 планировать варианты личной профессиональной карьеры и путей получения профессионального образования на основе соотнесения своих интересов и возможностей с содержанием и условиями труда по массовым профессиям и их востребованностью на региональном рынке труда.

Выпускник получит возможность научиться:

 планировать профессиональную карьеру;

 рационально выбирать пути продолжения образования или трудоустройства;

 ориентироваться в информации по трудоустройству и продолжению образования;

 оценивать свои возможности и возможности своей семьи для предпринимательской

деятельности.
Содержание курса знания о технологии

Раздел «Технологии домашнего хозяйства»

Тема. Интерьер кухни, столовой

Теоретические сведения. Понятие об интерьере. Требования к интерьеру: эргономические, санитарно-гигиенические, эстетические.

Создание интерьера кухни с учётом запросов и потребностей семьи и санитарно-гигиенических требований. Планировка кухни. Разделение кухни на зону приготовления пищи (рабочая зона) и зону приёма пищи (зона столовой). Оборудование кухни и его рациональное размещение в интерьере. Цветовое решение кухни. Использование современных материалов в отделке кухни. Декоративное оформление. Современные стили в оформлении кухни. Проектирование кухни с помощью ПК.

Лабораторно-практические и практические работы. Разработка плана размещения оборудования на кухне-столовой.

Проектирование кухни с помощью ПК.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная форма учебной работы

Виды учебной деятельности: Слушание объяснений учителя, слушание и анализ выступлений своих товарищей, самостоятельная работа с учебником, работа с раздаточным материалом, работа с научно-популярной литературой, отбор и сравнение материала по нескольким источникам, выполнение практических работ.

Раздел «Электротехника»

Тема . Бытовые электроприборы

Теоретические сведения. Общие сведения о видах, принципе действия и правилах эксплуатации бытовых электроприборов на кухне: бытового холодильника, микроволновой печи (СВЧ), посудомоечной машины.

Лабораторно-практические и практические работы. Изучение потребности в бытовых электроприборах на кухне. Изучение безопасных приёмов работы с бытовыми электроприборами. Изучение правил эксплуатации микроволновой печи и бытового холодильника.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная форма учебной работы

Виды учебной деятельности: Слушание объяснений учителя, слушание и анализ выступлений своих товарищей, самостоятельная работа с учебником, работа с раздаточным материалом, работа с научно-популярной литературой, отбор и сравнение материала по нескольким источникам, выполнение практических работ.

Раздел «Кулинария»

Тема. Санитария и гигиена на кухне

Теоретические сведения. Санитарно-гигиенические требования к лицам, приготовляющим пищу, к приготовлению пищи, хранению продуктов и готовых блюд.

Необходимый набор посуды для приготовления пищи. Правила и последовательность мытья посуды. Уход за поверхностью стен и пола. Современные моющие и чистящие средства для ухода за посудой, поверхностью стен и пола.

Безопасные приёмы работы на кухне. Правила безопасной работы с газовыми плитами, электронагревательными приборами, горячей посудой и жидкостью, ножом и приспособлениями. Первая помощь при порезах и ожогах паром или кипятком.

Лабораторно-практические и практические работы. Подготовка посуды и инвентаря к приготовлению пищи.

Тема. Физиология питания

Теоретические сведения. Питание как физиологическая потребность. Пищевые (питательные) вещества. Значение белков, жиров, углеводов для жизнедеятельности человека. Пищевая пирамида. Роль витаминов, минеральных веществ и воды в обмене веществ, их содержание в пищевых продуктах. Пищевые отравления. Правила, позволяющие их избежать. Первая помощь при отравлениях. Режим питания.

Лабораторно-практические и практические работы. Составление индивидуального режима питания и дневного рациона на основе пищевой пирамиды.

Тема. Бутерброды и горячие напитки

Теоретические сведения. Продукты, применяемые для приготовления бутербродов. Значение хлеба в питании человека. Профессия пекарь. Виды бутербродов. Технология приготовления бутербродов. Инструменты и приспособления для нарезания продуктов. Требования к качеству готовых бутербродов. Условия и сроки их хранения. Подача бутербродов.

Виды горячих напитков (чай, кофе, какао, цикорий, горячий шоколад). Сорта чая, их вкусовые достоинства, полезные свойства. Влияние эфирных масел, воды на качество напитка. Технология заваривания, подача чая. Сорта и виды кофе. Устройства для размола зёрен кофе. Технология приготовления кофе, подача напитка. Приборы для приготовления кофе. Получение какао-порошка. Технология приготовления какао, подача напитка.

Лабораторно-практические и практические работы. Приготовление и оформление бутербродов.

Приготовление горячих напитков (чай, кофе, какао). Дегустация блюд. Оценка качества.

Соблюдение правил безопасного труда при работе с ножом и горячей жидкостью.

Тема. Блюда из круп, бобовых и макаронных изделий

Теоретические сведения. Виды круп, бобовых и макаронных изделий, применяемых в питании человека. Подготовка продуктов к приготовлению блюд. Посуда для приготовления блюд. Технология приготовления крупяных рассыпчатых, вязких и жидких каш. Требования к качеству каши. Применение бобовых в кулинарии. Подготовка их к варке, время варки. Технология приготовления блюд из макаронных изделий. Подача готовых блюд.

Лабораторно-практические и практические работы. Приготовление и оформление блюд из круп, бобовых и макаронных изделий.

Дегустация блюд. Оценка качества.

Тема. Блюда из овощей и фруктов

Теоретические сведения. Пищевая (питательная) ценность овощей и фруктов. Содержание в них витаминов, минеральных солей, глюкозы, клетчатки. Содержание влаги в продуктах, её влияние на качество и сохранность продуктов. Способы хранения овощей и фруктов. Свежезамороженные овощи. Подготовка к заморозке, хранение и условия кулинарного использования свежезамороженных продуктов.

Влияние экологии окружающей среды на качество овощей и фруктов. Определение доброкачественности овощей по внешнему виду. Методы определения количества нитратов в овощах с помощью измерительных приборов, в химических лабораториях, с помощью бумажных индикаторов в домашних условиях. Способы удаления лишних нитратов из овощей.

Общие правила механической кулинарной обработки овощей. Особенности обработки листовых и пряных овощей, лука и чеснока, тыквенных овощей, томатов, капустных овощей.

Правила кулинарной обработки, обеспечивающие сохранение цвета овощей и витаминов. Правила измельчения овощей, наиболее распространённые формы нарезки овощей. Инструменты и приспособления для нарезки.

Использование салатов в качестве самостоятельных блюд и дополнительных гарниров к мясным и рыбным блюдам. Технология приготовления салата из сырых овощей (фруктов). Украшение готовых блюд продуктами, входящими в состав салатов, зеленью.

Значение и виды тепловой обработки продуктов (варка, припускание, бланширование, жарение, пассерование, тушение, запекание). Преимущества и недостатки различных способов тепловой обработки овощей. Технология приготовления салатов и винегретов из варёных овощей. Условия варки овощей для салатов и винегретов, способствующие сохранению питательных веществ и витаминов. Требования к качеству и оформлению готовых блюд.

Лабораторно-практические и практические работы. Механическая кулинарная обработка овощей и фруктов.

Определение содержания нитратов в овощах.

Приготовление и оформление блюд из сырых и варёных овощей и фруктов.

Дегустация блюд. Оценка качества.

Тема. Блюда из яиц

Теоретические сведения. Значение яиц в питании человека. Использование яиц в кулинарии. Меры предосторожности при работе с яйцами. Способы определения свежести яиц. Способы хранения яиц. Технология приготовления блюд из яиц. Приспособления для взбивания. Способы варки куриных яиц: всмятку, в «мешочек», вкрутую. Подача варёных яиц. Жарение яиц: приготовление яичницы-глазуньи, омлета натурального. Подача готовых блюд.

Лабораторно-практические и практические работы. Определение свежести яиц. Приготовление блюд из яиц. Дегустация блюд. Оценка качества.

Тема. Приготовление завтрака. Сервировка стола к завтраку

Теоретические сведения. Меню завтрака. Понятие о калорийности продуктов. Понятие о сервировке стола. Особенности сервировки стола к завтраку. Набор столового белья, приборов и посуды для завтрака. Способы складывания салфеток. Правила поведения за столом и пользования столовыми приборами.

Лабораторно-практические и практические работы. Разработка меню завтрака. Приготовление завтрака.

Сервировка стола к завтраку. Складывание салфеток.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная форма учебной работы

Виды учебной деятельности: Слушание объяснений учителя, слушание и анализ выступлений своих товарищей, самостоятельная работа с учебником, работа с научно-популярной литературой, отбор и сравнение материала по нескольким источникам, выполнение практических работ.

Раздел «Создание изделий из текстильных материалов»

Тема. Свойства текстильных материалов

Теоретические сведения. Классификация текстильных волокон. Способы получения и свойства натуральных волокон растительного происхождения. Изготовление нитей и тканей в условиях прядильного, ткацкого и отделочного современного производства и в домашних условиях. Основная и уточная нити в ткани. Ткацкие переплетения: полотняное, саржевое, сатиновое и атласное. Лицевая и изнаночная стороны ткани.

Общие свойства текстильных материалов: физические, эргономические, эстетические, технологические. Виды и свойства текстильных материалов из волокон растительного происхождения: хлопчатобумажных и льняных тканей, ниток, тесьмы, лент. Профессии оператор прядильного производства, ткач.

Лабораторно-практические и практические работы. Определение направления долевой нити в ткани.

Определение лицевой и изнаночной сторон в ткани.

Сравнительный анализ прочности окраски тканей.

Изучение свойств тканей из хлопка и льна.

Тема. Конструирование швейных изделий

Теоретические сведения. Понятие о чертеже и выкройке швейного изделия. Инструменты и приспособления для изготовления выкройки. Определение размеров швейного изделия. Расположение конструктивных линий фигуры. Снятие мерок. Особенности построения выкроек салфетки, подушки для стула, фартука, прямой юбки с кулиской на резинке, сарафана, топа. Подготовка выкройки к раскрою. Копирование готовой выкройки. Правила безопасной работы ножницами.

Лабораторно-практические и практические работы. Изготовление выкроек для образцов ручных и машинных работ.

Снятие мерок и изготовление выкройки проектного изделия.

Подготовка выкройки проектного изделия к раскрою.

Тема. Швейная машина

Теоретические сведения. Современная бытовая швейная машина с электрическим приводом. Основные узлы швейной машины. Организация рабочего места для выполнения машинных работ. Подготовка швейной машины к работе: намотка нижней нитки на шпульку, заправка верхней и нижней ниток, выведение нижней нитки наверх. Приёмы работы на швейной машине: начало работы, поворот строчки под углом, закрепление машинной строчки в начале и конце работы, окончание работы. Неполадки, связанные с неправильной заправкой ниток. Назначение и правила использования регулирующих механизмов: переключателя вида строчек, регулятора длины стежка, клавиши шитья назад. Правила безопасной работы на швейной машине.

Лабораторно-практические и практические работы. Упражнение в шитье на швейной машине, не заправленной нитками.

Заправка швейной машины нитками. Упражнение в шитье на швейной машине, заправленной нитками.

Исследование работы регулирующих механизмов швейной машины.

Выполнение прямой и зигзагообразной строчек с изменением длины стежка.

Упражнение в выполнении закрепок.

Тема. Технология изготовления швейных изделий

Теоретические сведения. Подготовка ткани к раскрою. Раскладка выкроек на ткани с учётом направления долевой нити. Особенности раскладки выкроек в зависимости от ширины ткани и направления рисунка. Инструменты и приспособления для раскроя. Обмеловка выкройки с учётом припусков на швы. Выкраивание деталей швейного изделия. Критерии качества кроя. Правила безопасной работы портновскими булавками, швейными иглами и ножницами.

Понятие о стежке, строчке, шве. Инструменты и приспособления для ручных работ. Требования к выполнению ручных работ. Правила выполнения прямого стежка. Способы переноса линий выкройки на детали кроя: с помощью резца-колёсика, прямыми стежками, с помощью булавок.

Основные операции при ручных работах: предохранение срезов от осыпания — ручное обмётывание; временное соединение деталей — смётывание; временное закрепление подогнутого края — замётывание (с открытым и закрытым срезами).

Основные операции при машинной обработке изделия: предохранение срезов от осыпания — машинное обмётывание зигзагообразной строчкой и оверлоком; постоянное соединение деталей — стачивание; постоянное закрепление подогнутого края — застрачивание (с открытым и закрытым срезами). Требования к выполнению машинных работ.

Оборудование для влажно-тепловой обработки ткани. Правила выполнения влажно-тепловых работ. Основные операции влажно-тепловой обработки: приутюживание, разутюживание, заутюживание.

Классификация машинных швов: соединительных (стачной шов вразутюжку и стачной шов взаутюжку) и краевых (шов вподгибку с открытым срезом и шов вподгибку с открытым обмётанным срезом, шов вподгибку с закрытым срезом).

Последовательность изготовления швейных изделий. Технология пошива салфетки, фартука, юбки. Обработка накладных карманов. Обработка кулиски под мягкий пояс (в фартуке), резинку (в юбке). Профессии закройщик, портной.

Лабораторно-практические и практические работы. Раскладка выкроек на ткани. Раскрой швейного изделия.

Изготовление образцов ручных и машинных работ.

Проведение влажно-тепловых работ.

Обработка проектного изделия по индивидуальному плану.

Формы организации учебной деятельности: Кооперативно-групповая учебная деятельность,  фронтальная,  индивидуальная.

Виды учебной деятельности: выполнение практических работ, самостоятельная работа с учебником, слушание объяснений учителя, систематизация учебного материала, выполнение заданий по разграничению понятий, сбор и классификация коллекционного материала.

Раздел «Художественные ремёсла»

Тема. Декоративно-прикладное искусство

Теоретические сведения. Понятие «декоративно-прикладное искусство». Традиционные и современные виды декоративно-прикладного искусства России: узорное ткачество, вышивка, кружевоплетение, вязание, роспись по дереву, роспись по ткани, ковроткачество. Знакомство с творчеством народных умельцев своего края, области, села.

Приёмы украшения праздничной одежды в старину: отделка изделий вышивкой, тесьмой; изготовление сувениров к праздникам. Профессия художник декоративно-прикладного искусства и народных промыслов.

Лабораторно-практические и практические работы. Экскурсия в краеведческий музей (музей этнографии, школьный музей).

Изучение лучших работ мастеров декоративно-прикладного искусства родного края.

Зарисовка и фотографирование наиболее интересных образцов рукоделия.

Тема. Основы композиции и законы восприятия цвета при создании предметов декоративно-прикладного искусства

Теоретические сведения. Понятие композиции. Правила, приёмы и средства композиции. Статичная и динамичная, ритмическая и пластическая композиция. Симметрия и асимметрия. Фактура, текстура и колорит в композиции.

Понятие орнамента. Символика в орнаменте. Применение орнамента в народной вышивке. Стилизация реальных форм. Приёмы стилизации. Цветовые сочетания в орнаменте. Ахроматические и хроматические цвета. Основные и дополнительные, тёплые и холодные цвета. Гармонические цветовые композиции.

Возможности графических редакторов ПК в создании эскизов, орнаментов, элементов композиции, в изучении различных цветовых сочетаний. Создание композиции на ПК с помощью графического редактора.

Лабораторно-практические и практические работы. Зарисовка природных мотивов с натуры, их стилизация.

Создание графической композиции, орнамента на ПК или на листе бумаги в клетку.

Тема. Лоскутное шитьё

Теоретические сведения. Краткие сведения из истории создания изделий из лоскутов. Возможности лоскутной пластики, её связь с направлениями современной моды. Традиционные узоры в лоскутном шитье: «спираль», «изба» и др.

Материалы для лоскутного шитья, подготовка их к работе. Инструменты и приспособления. Лоскутное шитьё по шаблонам: изготовление шаблонов из плотного картона, выкраивание деталей, создание лоскутного верха (соединение деталей между собой). Аппликация и стёжка (выстёгивание) в лоскутном шитье. Технология соединения лоскутного верха с подкладкой и прокладкой. Обработка срезов лоскутного изделия.

Лабораторно-практические и практические работы. Изготовление образцов лоскутных узоров. Изготовление проектного изделия в технике лоскутного шитья.

Раздел «Технологии творческой и опытнической деятельности»

Тема. Исследовательская и созидательная деятельность

Теоретические сведения. Понятие о творческой проектной деятельности, индивидуальных и коллективных творческих проектах. Цель и задачи проектной деятельности в 5 классе. Составные части годового творческого проекта пятиклассников.

Этапы выполнения проекта. Поисковый (подготовительный) этап: выбор темы проекта, обоснование необходимости изготовления изделия, формулирование требований к проектируемому изделию. Разработка нескольких вариантов изделия и выбор наилучшего. Технологический этап: разработка конструкции и технологии изготовления изделия, подбор материалов и инструментов, организация рабочего места, изготовление изделия с соблюдением правил безопасной работы, подсчёт затрат на изготовление. Заключительный (аналитический) этап: окончательный контроль готового изделия. Испытание изделия. Анализ того, что получилось, а что нет. Защита проекта.

Формы организации учебной деятельности: Кооперативно-групповая учебная деятельность,  фронтальная,  индивидуальная.

Виды учебной деятельности: выполнение практических работ, самостоятельная работа с учебником, слушание объяснений учителя, систематизация учебного материала, выполнение заданий по разграничению понятий, сбор и классификация коллекционного материала.


Тематическое планирование 5 «А» класс

Номера уроков

Наименование разделов и тем

Количество часов

Плановые сроки прохождения программы

Фактические сроки ( и/или коррекция)

Раздел «Технологии домашнего хозяйства»

Интерьер кухни, столовой

4

1

Инструктаж по ТБ. Понятие об интерьере. Требования к интерьеру.

1

2

Современные стили в интерьере.

Рациональное размещение оборудования кухни и уход за ним.

1

3

Планирование кухни-столовой

1

4

1

Раздел «Создание изделий из текстильных материалов»

Свойства текстильных материалов из волокон растительного происхождения

4

5

Классификация текстильных волокон. Натуральные растительные волокна.

1

6

Общие свойства текстильных материалов

1

7

Основная и уточная нити в ткани.

1

8

Изготовление ткацкого  переплетения

1

Конструирование швейных изделий

6

9

Общие правила построения и оформления чертежей швейных изделий.

1

10

Определение размеров швейного изделия. Расположение конструктивных линий фигуры

1

11

Фигура человека и ее измерение. Правила снятия мерок.

1

12

Снятие мерок. Особенности построения выкроек фартука.

1

13

Понятие о форме, контрасте, симметрии и асимметрии. Использование цвета, фактуры материала, различных видов отделки при моделировании швейных изделий.

1

14

Копирование готовой выкройки. Правила безопасной работы ножницами

1

Швейная машина

4

15

Современная бытовая швейная машина с электрическим приводом.

1

16

Подготовка швейной машины к работе.

17

 Основные узлы швейной машины

1

18

Приёмы работы на швейной машине.

1

19

Неполадки, связанные с неправильной заправкой ниток.

1

20

Назначение и правила использования регулирующих механизмов.

1

Технология изготовления швейных изделий

12

21

Правила безопасной работы с колющим и режущим инструментом.  

1

22

Организация рабочего места для ручных работ. Подбор инструментов и материалов

1

23

Прямые стежки. Шов, строчка, стежок, длина стежка, ширина шва.

1

24

Выполнение ручных стежков, строчек и швов.

1

25

Способы рациональной раскладки выкройки в зависимости от ширины ткани и направления рисунка.

1

26

Подготовка ткани к раскрою. Раскладка выкройки фартука и головного убора.

1

27

Художественная отделка изделия.  

1

28

Обработка нагрудника и нижней части фартука.  Обработка накладных карманов, пояса  и бретелей.

1

29

Влажно-тепловая обработка и ее значение при изготовлении швейных изделий.

1

30

Соединение деталей изделия машинными швами. Отделка и влажно-тепловая обработка изделия

1

31

Фартук для работы на кухне

1

32

1

Раздел «Художественные ремёсла»

Декоративно-прикладное искусство

14

33

Понятие декоративно-прикладного искусства.

1

34

Приёмы украшения праздничной одежды в старину

1

35

Традиционные виды рукоделия и декоративно-прикладного искусства.

1

36

Зарисовка традиционных орнаментов, определение колорита и материала для вышивки

1

37

Знакомство с видами вышивки. Композиция, ритм, орнамент, раппорт в вышивке.

1

38

Организация рабочего места для ручного шитья. Вышивание монограммы стебельчатым швом

1

39

Построение узора в художественной отделке вышивкой.

1

40

Перевод рисунка на ткань, увеличение и уменьшение рисунка. Заправка изделия в пяльца

1

41

Холодные, теплые, хроматические и ахроматические цвета. Цветовые контрасты.

1

42

Свободная вышивка по рисованному контуру узора

1

43

Виды росписи по ткани.

1

44

Материалы и красители.

1

45

Создавать графические композиции на листе бумаги

1

46

Технология крашения.

1

Лоскутное шитьё

6

47

Краткие сведения из истории создания изделий из лоскутов

1

48

Материалы для лоскутного шитья, их подготовка к работе. Инструменты и приспособления

1

49

Лоскутное шитьё по шаблонам

1

50

Аппликация и стёжка (выстёгивание) в лоскутном шитье.

1

51

Технология соединения лоскутного верха с подкладкой и прокладкой

1

52

Лоскутная мозаика

1

Раздел «Электротехника»

Бытовые электроприборы

2

53

Общие сведения о бытовых электроприборах

1

54

Принцип действия и правила эксплуатации электроприборов на кухне.

1

Раздел «Кулинария»

Кулинария

14

55

Санитарно-гигиенические требования.

1

56

Питание как физиологическая потребность

1

57

Бутерброды и горячие напитки

1

58

 Технология приготовления бутербродов.

1

59

Блюда из круп, бобовых

и макаронных изделий

1

60

Технология приготовления крупяных рассыпчатых, вязких и  жидких каш.

1

61

Блюда из овощей и фруктов.

1

62

Общие правила механической кулинарной обработки овощей.

1

63

Блюда из яиц

1

64

Технология приготовления блюд из яиц

1

65

Меню завтрака. Понятие о калорийности продуктов.

1

66

Сервировка стола к завтраку.

1

67

Приготовление воскресного завтрака для всей семьи

1

68

1


Тематическое планирование 5 «Б» класс

Номера уроков

Наименование разделов и тем

Количество часов

Плановые сроки прохождения программы

Фактические сроки ( и/или коррекция)

Раздел «Технологии домашнего хозяйства»

Интерьер кухни, столовой

4

1

Инструктаж по ТБ. Понятие об интерьере. Требования к интерьеру.

1

2

Современные стили в интерьере.

Рациональное размещение оборудования кухни и уход за ним.

1

3

Планирование кухни-столовой

1

4

1

Раздел «Создание изделий из текстильных материалов»

Свойства текстильных материалов из волокон растительного происхождения

4

5

Классификация текстильных волокон. Натуральные растительные волокна.

1

6

Общие свойства текстильных материалов

1

7

Основная и уточная нити в ткани.

1

8

Изготовление ткацкого  переплетения

1

Конструирование швейных изделий

6

9

Общие правила построения и оформления чертежей швейных изделий.

1

10

Определение размеров швейного изделия. Расположение конструктивных линий фигуры

1

11

Фигура человека и ее измерение. Правила снятия мерок.

1

12

Снятие мерок. Особенности построения выкроек фартука.

1

13

Понятие о форме, контрасте, симметрии и асимметрии. Использование цвета, фактуры материала, различных видов отделки при моделировании швейных изделий.

1

14

Копирование готовой выкройки. Правила безопасной работы ножницами

1

Швейная машина

4

15

Современная бытовая швейная машина с электрическим приводом.

1

16

Подготовка швейной машины к работе.

17

 Основные узлы швейной машины

1

18

Приёмы работы на швейной машине.

1

19

Неполадки, связанные с неправильной заправкой ниток.

1

20

Назначение и правила использования регулирующих механизмов.

1

Технология изготовления швейных изделий

12

21

Правила безопасной работы с колющим и режущим инструментом.  

1

22

Организация рабочего места для ручных работ. Подбор инструментов и материалов

1

23

Прямые стежки. Шов, строчка, стежок, длина стежка, ширина шва.

1

24

Выполнение ручных стежков, строчек и швов.

1

25

Способы рациональной раскладки выкройки в зависимости от ширины ткани и направления рисунка.

1

26

Подготовка ткани к раскрою. Раскладка выкройки фартука и головного убора.

1

27

Художественная отделка изделия.  

1

28

Обработка нагрудника и нижней части фартука.  Обработка накладных карманов, пояса  и бретелей.

1

29

Влажно-тепловая обработка и ее значение при изготовлении швейных изделий.

1

30

Соединение деталей изделия машинными швами. Отделка и влажно-тепловая обработка изделия

1

31

Фартук для работы на кухне

1

32

1

Раздел «Художественные ремёсла»

Декоративно-прикладное искусство

14

33

Понятие декоративно-прикладного искусства.

1

34

Приёмы украшения праздничной одежды в старину

1

35

Традиционные виды рукоделия и декоративно-прикладного искусства.

1

36

Зарисовка традиционных орнаментов, определение колорита и материала для вышивки

1

37

Знакомство с видами вышивки. Композиция, ритм, орнамент, раппорт в вышивке.

1

38

Организация рабочего места для ручного шитья. Вышивание монограммы стебельчатым швом

1

39

Построение узора в художественной отделке вышивкой.

1

40

Перевод рисунка на ткань, увеличение и уменьшение рисунка. Заправка изделия в пяльца

1

41

Холодные, теплые, хроматические и ахроматические цвета. Цветовые контрасты.

1

42

Свободная вышивка по рисованному контуру узора

1

43

Виды росписи по ткани.

1

44

Материалы и красители.

1

45

Создавать графические композиции на листе бумаги

1

46

Технология крашения.

1

Лоскутное шитьё

6

47

Краткие сведения из истории создания изделий из лоскутов

1

48

Материалы для лоскутного шитья, их подготовка к работе. Инструменты и приспособления

1

49

Лоскутное шитьё по шаблонам

1

50

Аппликация и стёжка (выстёгивание) в лоскутном шитье.

1

51

Технология соединения лоскутного верха с подкладкой и прокладкой

1

52

Лоскутная мозаика

1

Раздел «Электротехника»

Бытовые электроприборы

2

53

Общие сведения о бытовых электроприборах

1

54

Принцип действия и правила эксплуатации электроприборов на кухне.

1

Раздел «Кулинария»

Кулинария

14

55

Санитарно-гигиенические требования.

1

56

Питание как физиологическая потребность

1

57

Бутерброды и горячие напитки

1

58

 Технология приготовления бутербродов.

1

59

Блюда из круп, бобовых

и макаронных изделий

1

60

Технология приготовления крупяных рассыпчатых, вязких и  жидких каш.

1

61

Блюда из овощей и фруктов.

1

62

Общие правила механической кулинарной обработки овощей.

1

63

Блюда из яиц

1

64

Технология приготовления блюд из яиц

1

65

Меню завтрака. Понятие о калорийности продуктов.

1

66

Сервировка стола к завтраку.

1

67

Приготовление воскресного завтрака для всей семьи

1

68

1


Тематическое планирование 5 «В» класс

Номера уроков

Наименование разделов и тем

Количество часов

Плановые сроки прохождения программы

Фактические сроки ( и/или коррекция)

Раздел «Технологии домашнего хозяйства»

Интерьер кухни, столовой

4

1

Инструктаж по ТБ. Понятие об интерьере. Требования к интерьеру.

1

2

Современные стили в интерьере.

Рациональное размещение оборудования кухни и уход за ним.

1

3

Планирование кухни-столовой

1

4

1

Раздел «Создание изделий из текстильных материалов»

Свойства текстильных материалов из волокон растительного происхождения

4

5

Классификация текстильных волокон. Натуральные растительные волокна.

1

6

Общие свойства текстильных материалов

1

7

Основная и уточная нити в ткани.

1

8

Изготовление ткацкого  переплетения

1

Конструирование швейных изделий

6

9

Общие правила построения и оформления чертежей швейных изделий.

1

10

Определение размеров швейного изделия. Расположение конструктивных линий фигуры

1

11

Фигура человека и ее измерение. Правила снятия мерок.

1

12

Снятие мерок. Особенности построения выкроек фартука.

1

13

Понятие о форме, контрасте, симметрии и асимметрии. Использование цвета, фактуры материала, различных видов отделки при моделировании швейных изделий.

1

14

Копирование готовой выкройки. Правила безопасной работы ножницами

1

Швейная машина

4

15

Современная бытовая швейная машина с электрическим приводом.

1

16

Подготовка швейной машины к работе.

17

 Основные узлы швейной машины

1

18

Приёмы работы на швейной машине.

1

19

Неполадки, связанные с неправильной заправкой ниток.

1

20

Назначение и правила использования регулирующих механизмов.

1

Технология изготовления швейных изделий

12

21

Правила безопасной работы с колющим и режущим инструментом.  

1

22

Организация рабочего места для ручных работ. Подбор инструментов и материалов

1

23

Прямые стежки. Шов, строчка, стежок, длина стежка, ширина шва.

1

24

Выполнение ручных стежков, строчек и швов.

1

25

Способы рациональной раскладки выкройки в зависимости от ширины ткани и направления рисунка.

1

26

Подготовка ткани к раскрою. Раскладка выкройки фартука и головного убора.

1

27

Художественная отделка изделия.  

1

28

Обработка нагрудника и нижней части фартука.  Обработка накладных карманов, пояса  и бретелей.

1

29

Влажно-тепловая обработка и ее значение при изготовлении швейных изделий.

1

30

Соединение деталей изделия машинными швами. Отделка и влажно-тепловая обработка изделия

1

31

Фартук для работы на кухне

1

32

1

Раздел «Художественные ремёсла»

Декоративно-прикладное искусство

14

33

Понятие декоративно-прикладного искусства.

1

34

Приёмы украшения праздничной одежды в старину

1

35

Традиционные виды рукоделия и декоративно-прикладного искусства.

1

36

Зарисовка традиционных орнаментов, определение колорита и материала для вышивки

1

37

Знакомство с видами вышивки. Композиция, ритм, орнамент, раппорт в вышивке.

1

38

Организация рабочего места для ручного шитья. Вышивание монограммы стебельчатым швом

1

39

Построение узора в художественной отделке вышивкой.

1

40

Перевод рисунка на ткань, увеличение и уменьшение рисунка. Заправка изделия в пяльца

1

41

Холодные, теплые, хроматические и ахроматические цвета. Цветовые контрасты.

1

42

Свободная вышивка по рисованному контуру узора

1

43

Виды росписи по ткани.

1

44

Материалы и красители.

1

45

Создавать графические композиции на листе бумаги

1

46

Технология крашения.

1

Лоскутное шитьё

6

47

Краткие сведения из истории создания изделий из лоскутов

1

48

Материалы для лоскутного шитья, их подготовка к работе. Инструменты и приспособления

1

49

Лоскутное шитьё по шаблонам

1

50

Аппликация и стёжка (выстёгивание) в лоскутном шитье.

1

51

Технология соединения лоскутного верха с подкладкой и прокладкой

1

52

Лоскутная мозаика

1

Раздел «Электротехника»

Бытовые электроприборы

2

53

Общие сведения о бытовых электроприборах

1

54

Принцип действия и правила эксплуатации электроприборов на кухне.

1

Раздел «Кулинария»

Кулинария

14

55

Санитарно-гигиенические требования.

1

56

Питание как физиологическая потребность

1

57

Бутерброды и горячие напитки

1

58

 Технология приготовления бутербродов.

1

59

Блюда из круп, бобовых

и макаронных изделий

1

60

Технология приготовления крупяных рассыпчатых, вязких и  жидких каш.

1

61

Блюда из овощей и фруктов.

1

62

Общие правила механической кулинарной обработки овощей.

1

63

Блюда из яиц

1

64

Технология приготовления блюд из яиц

1

65

Меню завтрака. Понятие о калорийности продуктов.

1

66

Сервировка стола к завтраку.

1

67

Приготовление воскресного завтрака для всей семьи

1

68

1

РАССМОТРЕНО

Протокол № 1 методического совета

 от «__» _________ 2018 г.                          

  _________/Гром И.Ф./

СОГЛАСОВАНО

Руководитель ШМО

 ___________/Кравчук С.В./

 «__» ___________ 2018 г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пояснительная записка к рабочей программе по технологии ( направление:" Технологии ведения дома ") для 5 класса с учётом требований ФГОС.

Примерная пояснительная записка  к программе по технологии (направление: "Технологии ведения дома") для 5 класса с учётом требований ФГОС....

Рабочая программа по технологии. Обслуживающий труд 5 класс по учебникам «Технология. Обслуживающий труд» О. А. Кожиной, Е. Н. Кудаковой, С. Э. Маркутской

Рабочая программа по учебникам «Технология. Обслуживающий труд» О. А. Кожиной, Е. Н. Кудаковой, С. Э. Маркутской составлена на основе фундаментального ядра содержания предмета «Технология» в рамках на...

Рабочая программа по Технологии (индустриальные технологии + сельскохозяйственные технологии) для учащихся 5 класса, ФГОС

Рабочая программа по учебному предмету «Технология»  разработана в соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, предусмотрен...

ПРОГРАММА мастер – класса для учителей технологии (технического труда) Красносельского района Санкт-Петербурга по теме: «Подготовка к урокам технологии в соответствии со ФГОС. Составление технологических карт по рабочим программам по технологии»

Программа мастер-класса для учителей технологии по составлению разделов рабочих программ и технологических карт уроков в соответствии со ФГОС. Цель мастер-класса:  повышение профессионального уро...

Рабочая Программа по технологии 5-8 классы (для неделимых классов) на основе программы Технология 5-8(9) Синица, Самородский

Материал включает в себя нормативную базу документов, на основе которых составлена РП, роль учебного предмета Технология, общую характеристику предмета, ценностные ориентиры содержания предмета Технол...