Урок по швейному делу в 5 классе "Изготовление вешалки".
план-конспект урока по технологии (5 класс)

Качаева Алёна Геннадьевна
Урок технологии изготовления вешалки с опорой на технологическую карту.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon izgotovlenie_veshalki.doc83.5 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ  КАЗЕННОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ  РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ  

«Инсарская общеобразовательная школа - интернат для детей - сирот и детей, оставшихся  без попечения родителей,  с ограниченными

возможностями здоровья»

Открытый урок

по швейному делу в 5 классе

Изготовление вешалки.

Подготовил: учитель

                                                                                  швейного дела

                                                         Качаева А.Г.

Инсар 2017г.

Т е м а : ИЗГОТОВЛЕНИЕ ВЕШАЛКИ.

Цель: познакомить учащихся с технологией изготовления вешалки.

Задачи:

Формировать навыки изготовления вешалки.

Вырабатывать навыки самостоятельной работы и самоконтроля с опорой на технологическую карту.

Развивать глазомер, словесно-логическую речь, внимание, память, умение сравнивать и анализировать результаты своей деятельности.

Воспитывать аккуратность, трудолюбие, усидчивость.

Тип урока: комбинированный.

Методы и приемы обучения:

беседа, объяснение, демонстрация наглядностей и приемов выполнения работы, инструктаж по ТБ, инструктаж выполнения работы, практическая работа.

Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Методическое оснащение урока:

1.Материально-техническая база швейной мастерской :

-компьютер, презентация;

-инструменты, приспособления : иглы, ножницы, наперстки;

-материалы: ткань;

2.Дидактическое обеспечение:

-учебники «Швейное дело»,

-рабочая тетрадь,

-технологическая карта: «Изготовление вешалки»

-образцы пуговиц, тканей, вешалки,

-материалы для контроля знаний учащихся:

карточки-задания, кроссворд, загадки.

Словарная работа:

понятия : вешалка, косые стежки.

Ход 1–го урока

I. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята, садитесь.

- Сегодня на нашем уроке присутствуют гости. Они заинтересовались тем, как мы с вами трудимся. Гости настроены доброжелательно, надеюсь, что всем будет комфортно и интересно на нашем занятии.

Как много содержит в себе слово труд,    Слайд 2
Посуды мытье, и шитье, и вязание.
Уроки труда только радость дают,
Нам труд в удовольствие, не в наказание.              
Светлана Маслова

- Желаю вам на сегодняшнем уроке трудиться в удовольствие.

II. Актуализация опорных знаний.

- Какие вы сегодня нарядные.

-Скажите, для чего человеку нужна одежда?

-Какие виды одежды вы знаете?

Чтобы выглядеть аккуратным и опрятным. Чтобы дольше сохранить одежду в хорошем состоянии, следует приучать себя к бережному отношению к вещам.

-Какие могут быть повреждения в изделии при носке? (оторвана пуговица, распоролся шов, порвались носки,…)

-  Как их устранить? (Нужно своевременно пришивать оторванные пуговицы, крючки или кнопки, зашивать распоровшийся шов, штопать появившиеся маленькие дырочки. Выполнять ремонт)

– Вы ремонтировали свою одежду?

- Какие виды ремонта вы выполняли на уроках труда?

- Нарисуйте на карточках с пуговицами способы пришивания пуговиц с 4-мя отверстиями.

Выполнение в карточках задание, нарисовать способы пришивания пуговиц с четырьмя отверстиями.        Проверка Слайд 3

- Мы изучаем раздел «Ремонт одежды». Чтобы узнать тему урока нужно разгадать кроссворд. 

Обучающийся отгадавший загадку вписывает слово в кроссворд.

Слайд 4-6

Кроссворд

1

2

3

4

5

6

7

1. Домики для пальчиков
   Девочек и мальчиков.    (
Варежки)

2. И махровое, и гладкое бывает.
   Кто помылся, тот о нем не забывает:
   Взрослого, младенца
   Вытрет...      
 (полотенце)

3. Не галстук он, не воротник,
   А шею обжимать привык.
  Но не всегда, а лишь тогда,
  Когда бывают холода.    
(Шарф)

4.И в мороз, и в холода
 Она спасет тебя всегда.
 Чтоб не было здоровье шатким,
 Надень на голову ты...                    
(шапку)

5. Он с нами гуляет,

    Нам нос вытирает.     (Платок)

6. Варежки для ног.    (Носки)

7. Перед работой его надевают,
   И чаще, чем платье, стирают,
   В нем дворники двор
   Иногда подметают.
(Фартук)    

Закрыть проектор

Прочтите получившееся слово по вертикали.

В раздевалке я служу,
На весу пальто держу.    
(Вешалка)

- К каким из этих вещей можно пришить вешалку? (К полотенцу) К чему ещё можно пришить вешалку? (пальто, халат, куртка…)

- Как вы думаете, это трудно - изготовить и пришить вешалку к одежде?

- Сегодня мы об этом узнаем.

III. Сообщение темы урока.

Тема сегодняшнего урока - «Изготовление вешалки». Слайд 7

Сегодня мы будем учиться изготавливать вешалку из ткани, которая пришивается к изделию. Запишите число, тему, словарные слова в тетрадь.  

 Словарь –  вешалка, косой стежок. (проговариваем слова все вместе)

IV. Объяснение нового материала.

Вешалка — приспособление для хранения одежды в подвешенном состоянии. Петля, пришитая к платью для вешания.   Слайд 8

- Вешалки бывают разные, например такие, на которые вешают одежду в шкаф, мы их еще называем «плечики», а есть вешалки большие, с крючками, на которые можно повесить много одежды. Нас же сегодня интересует вешалка из ткани, которая пришивается к изделию (демонстрация полотенца, одежды с вешалкой).

Презентация;

     С наступлением холодов в наших прихожих появляются теплые пальто, куртки, плащи, шубы. Если вы хотите, чтобы ваши вещи дольше сохраняли свою форму и презентабельный вид, то приучите себя пользоваться плечиками. Дома можно организовать хранение вещей на плечиках, но отправляясь в гости, общественные места, на работу мы не всегда имеем такую возможность. Нам приходится пользоваться вешалками с крючками.       Чтобы вещи хорошо на них держались, на одежде как правило пришивают вешалку. Слайд 9

     К сожалению, можно не обнаружить вешалки на новой одежде. И что, отказываться от покупки? А бывают ситуации, когда вешалка обрывается. Ну не бежать же за новой одеждой. Поэтому сегодня мы узнаем, как изготовить вешалку на полотенце или одежду. Слайд 10

Самый простой вариант – это купить в магазине швейных товаров готовую вешалку. Могут быть из пластика, кожи, а могут быть в виде цепочки.

Вешалка пришивается нитками, подобранными наиболее близко к цвету изделия.

Другой вариант             Слайд 11

Вместо готовой вешалки можно купить в магазине ленту для вешалок, брючную или любую другую прочную тесьму, и даже шнурки. Концы тесьмы подогните и пришейте вешалку в нужном месте. И прочно, и красиво.

Еще один вариант      Слайд 12

Материалом для вешалки будет служить прочная толстая нить, обшитая петельными стежками.

И еще один вариант      Слайд 13

Изготовить вешалку можно из ткани в цвет изделия. Пришивают её косыми стежками.              

 Закрыть проектор.

- Ответьте, для чего нужна такая вешалка?   (Такие вешалки служат для того, чтобы на них удобно было вешать одежду, бельё и другие вещи.)

-  А кто из вас заметил, из какого материала изготавливают вешалки: в цвет ткани или контрастного цвета?   (Вешалка должна быть в цвет ткани, чтобы не бросаться в глаза. Пришивают её косыми стежками, используя швейные нитки в цвет ткани.)

- Процесс изготовления вешалки состоит издвух этапов.  Слайд 14

1.Заготовка и обработка детали вешалки.

2. Соединение вешалки с изделием.

V. Подготовка к практической работе

- Перед тем как приступить к процессу изготовления, давайте внимательно ознакомимся с планом работы. (чтение плана: метод разъяснительного чтения).

Раскраивается деталь вешалки 20 мм на 200 мм  Слайд 15-17

Ход работы:

1. Определить середину кроя вешалки путём сложения.

2. Перегнуть долевые срезы на изнаночную сторону к середине детали, заметать по сгибу.

3. Сложить деталь вдоль пополам, уравнять подогнутые края детали, заметать.

4. Обработать подогнутые края детали косыми стежками.

5. Удалить нитки заметывания, приутюжить.

- Выделите главные слова-опоры.

Закрыть проектор.

Динамическая пауза   (Здоровьесберегающие технологии)

Как у нашей Натки (ходьба на месте)

- Штопочка на пятке! (поднять левую ногу, достать ее левой рукой, поднять

                                                                  правую ногу, достать ее правой рукой).

Почему, почему! (руки на поясе, приподнимать плечи)

Штопочка на пятке? (поднять левую ногу, достать ее левой рукой, поднять

                                                                   правую ногу, достать ее правой рукой)

Потому - что неохота (руки на поясе, повороты влево, вправо)

Быть неряхой Натке.

- Давайте нарядим ёлочку к Новому году глазами.

Электронная гимнастика для глаз.     Слайд18

Закрыть проектор.

Подготовка к практической работе (продолжение)

- Давайте вместе выясним, как будем выполнять практическую  работу по изготовлению вешалки.

Анализ образца готовой вешалки.

Определение и усвоение последовательности работы (работа по предметной технологической карте)
Учитель демонстрирует образцы предметной технологической карты по изготовлению вешалки в последовательности 1-5  (
Один  из учащихся выполняет задание у доски)

Индивидуальное задание: в карточках пронумеруйте последовательно этапы работы, подчеркните опорные слова.

Изготовление вешалки. Слайд19

Перегнуть долевые срезы на изнаночную сторону к середине детали, заметать по сгибу.

Сложить деталь вдоль пополам, уравнять подогнутые края детали, заметать.

Удалить нитки заметывания, приутюжить.

Определить середину кроя вешалки путём сложения.

Обработать подогнутые края детали косыми стежками.

Контроль, проверка выполненного задания.

Изготовление вешалки. (проверочный «клик» мышкой)

2.Перегнуть долевые срезы на изнаночную сторону к середине детали, заметать по сгибу.

3.Сложить деталь вдоль пополам, уравнять подогнутые края детали, заметать.

5.Удалить нитки заметывания, приутюжить.

1.Определить середину кроя вешалки путём сложения.

4.Обработать подогнутые края детали косыми стежками.

Закрыть проектор.

Фронтальная работа по предметной технологической карте:
- Давайте проверим, правильно ли ваша однокласснца определила последовательность изготовление вешалки? (
Определяют правильность раскладки образцов предметной технологической карты)
Учитель инструктирует учащихся о требованиях к оценке результатов практической работы. (
Повторяют последовательность выполнения практической работы)
- Всем понятно, в какой последовательности мы будем выполнять практическую работу?
(Опрос последовательности, отвечает каждый ученик по 1 пункту)

- Можем ли мы приступить к работе? Всё у вас есть для выполнения работы?  (Нет, так как у нас нет кроя вешалки).

Задание обучающимся подобрать себе крой вешалки и нитки в цвет ткани к которой будет пришиваться вешалка.

- Какими инструментами будем пользоваться при изготовлении?

- Какие правила техники безопасности необходимо вспомнить для работы?

Повторение правил безопасной работы с иглой, ножницами, утюгом.

Чтение правил со слайдов.    Слайд 20-22

Правила безопасности при работе с иглой

Игла в работе весела,

Она остра и так мала,

Не будешь класть её на место,

То потеряется в отместку,

То затаится в беспорядке,

Тебе ж потом воткнётся в пятку.

Правила безопасности при работе с ножницами

Работать с ножницами можно,

Но только очень осторожно.

Хранить в шкатулочке всегда

Не оставлять на ткани.

Коль просит кто-то, не зевай,

Вперёд колечками подай.

Правила безопасности при работе с утюгом

Одежду гладим по порядку

Утюг мы ставим на подставку.

Сухими руками работу выполняем

И без присмотра не оставляем.

Во избежание пожара

Шнур чтоб не касался жара.

- Есть у вас вопросы по выполнению практической работы?

Подведение итогов 1-го урока

- Что мы будем выполнять на уроке?

Ответ: На этом уроке мы будем изготавливать вешалку

- Особое внимание уделите качеству своей работы.   Слайд 23

- На столах у вас лежат картинки солнышко и тучка, поднимите ту которая соответствует вашему настроению первой части нашего урока.

Оценивает работу обучающихся на первом уроке (его теоретической части)

- Все молодцы! Работали активно!

Слайд 24

Подготовка к перемене.

- Скоро прозвенит звонок, наведите порядок на своих рабочих местах, снимите спецодежду и выходите на перемену. (обучающиеся убирают свои рабочие места, снимают спецодежду, выходят на перемену)

Ход 2-ого урока

I. Организационный момент.

Проверка готовности учащихся к уроку (Тетради, ручки, спецодежда).

I I.   Активизация учащихся

Сядет тот из вас, кто правильно продолжит предложение:

Из ткани деталь вешалки … раскраиваем;

Определяем середину кроя вешалки путём…. сложения;

Перегибаем долевые срезы на изнаночную сторону к середине детали и… замётываем по сгибу;

Складываем  деталь вдоль пополам, уравниваем подогнутые края детали и… замётываем;

Обрабатываем подогнутые края детали …косыми стежками;

Нитки заметывания… удаляем и приутюживаем.

- Перед выполнением практической работы сделаем несколько упражнений, выполним гимнастику для глаз.

Пальчиковая гимнастика «Наперсток».

Пальцами левой руки одеваем и снимаем наперсток на пальцы правой руки.

Повторить правила Т/Б

I I I. Практическая работа. «Изготовление вешалки».

Выполнение работы учащимися.

В ходе работы учитель следит за действиями учащихся, за соблюдением техники безопасности. При необходимости проводит текущий инструктаж, оказывает помощь.

Через 20 минут работы провести физминутку.

Упражнения сидя. (Здоровьесберегающие технологии)

  1. Упражнения для глаз.
  2. Упражнения для плечевого пояса.

Продолжение работы.

Следить за правильной осанкой учащихся.

Напомнить о качестве работы, указать на ошибки.

VI. Отчёт учащихся о проделанной работе.

Какое изделие мы сегодня изготовили?

Для чего служит вешалка?

Расскажите последовательность изготовления вешалки.

Как определить середину вешалки?

Какие стежки вы использовали при изготовлении вешалки?

VII. Анализ качества работы. Оценки.

Учитель предлагает учащимся проанализировать изготовленные образцы по «Листам оценки качества выполненного образца» по трём критериям самостоятельно, друг у друга.

ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ВЫПОЛНЕННОГО ОБРАЗЦА

ТРЕБОВАНИЯ

СОБСТВЕННАЯ ОЦЕНКА

ОЦЕНКА

ОДНОКЛАССНИКА

ОЦЕНКА УЧИТЕЛЯ

1

Размеры вешалки соответсвуют заданным.

2

Косые стежки ровные, частые, мелкие.

3

Нитка прочно и правильно закреплена в начале и в конце работы.


Выставляет оценки за практическую работу, отмечая аккуратность, соблюдение технологических требований, правил ОТ и ТБ ученицами.

Учащиеся оценивают свою работу по листам оценки, обмениваются работами, объясняют, почему поставили себе такую оценку

VIII. Подведение итогов.

Сегодня вы освоили технологию изготовления вешалки. С работой справились все. Теперь вы можете самостоятельно изготовить вешалку для своей одежды, молодцы!

Рефлексия «Солнышко и тучка»

Уборка рабочих мест

Учитель контролирует уборку учащимися мастерской, своих рабочих мест.
Настраивает учащихся на перемену.

Обучающиеся убирают свои рабочие места.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по швейному делу "Выполнение на образце шва вподгибку с закрытым срезом".

На уроке учащиеся 5 класса знакомятся с назначение, применением и технологией выполнения шва вподгибку с закрытым срезом. Использование на уроке разнообразного дидактического материала пробуждает у уч...

Конспект урока по швейному делу в 8 классе "Обработка бокового среза блузки"

Урок содержит материал по технологии обработки бокового среза блузки. Составлен с применением личностно ориентированных технологий. материал разработан с учётом индивидуального и дифференцированного п...

урок по швейному делу 5 класс

Виды ручных стежков и строчек 5 класс....

Конспект урока по швейному делу "Карман:его история, виды и способы изготовления"

Изучение данной темы предполагает большое количество наглядного материала: репродукции, фотографии, образцы.  Применение слайдовой презентации дает возможность учителю наглядно и эффективно...

Презентация к уроку по швейному делу в 6 классе по теме "Швейная машина"

Презентация для изучения основных частей бытовой швейной машины...

План-конспект урока по швейному делу в 6 классе коррекционной школы. Тема: Современные способы отделки швейных изделий. Термоаппликация на салфетке.

Знакомство с современными способами отделки швейных изделий, что способствует расширению кругозора учащихся. Закрепление профессиональных навыков шестиклассников по швейному делу....

План-конспект урока по швейному делу 7 класс. Тема урока: Выполнение заплаты (на образце).

Обучение учащихся соединять заплату с изделием накладным швом.Ознакомление учащихся с подготовкой поврежденного места к ремонту, изготовлению заплаты выбранной формы (прямоугольной), соединению ее с и...