Рабочая программа по технологии 5 класс .
рабочая программа по технологии (5 класс)

Андреева Наталья Дмитриевна

           Программа по учебному предмету «Технология» для 5 класса  разработана в соответствии с федеральным государственным  образовательным стандартом ,примерной программы основного общего образования по технологии, и авторской программы по технологии под редакцией В.Д. Симоненко для общеобразовательных школ.

Программа относится к предметной области «Технология».

Для реализации рабочей программы используются       учебники:
1.«Технология. Индустриальные технологии» (ФГОС) по программе В. Д. Симоненко для  5 классов( мальчики). Авторы: В. Д. Симоненко, А. Т. Тищенко, Н. В. Синица. Издательство М. , «Вентана - Граф» 

2.«Технология. Технология ведения дома» ( ФГОС) по программе Н.В.Синица для  5 классов( девочки). Авторы: Н.В.Синица, В.Д. Симоненко. Издательство ««Вентана - Граф»

 Часы  входят  в  обязательную часть  учебного  плана  основной  образовательной  программы  основного общего  образования. Данная  программа  рассчитана на 35 недель, 2 часа в неделю, всего 70 часов.   

В связи с отсутствием материально-технической базы для проведения уроков технологии ( мальчики)  в программу внесены следующие изменения: добавлены разделы: «Кулинария», « Технологии домашнего хозяйства»,« Декоративно-прикладное творчество», а раздел  «Технологии обработки    конструкционных  материалов»  проходит ознакомительными уроками с показом электронных презентаций и работы в тетрадях и по карточкам.

В программе предусмотрено выполнение школьниками творческих или проектных работ. При организации творческой или проектной деятельности учащихся очень важно акцентировать их внимание на потребительском назначении того изделия, которое они выдвигают в качестве творческой идеи.

Цели учебного предмета «Технология»:

Основными целями изучения учебного предмета «Технология» в системе основного общего образования является:

  • Формирование представлений о составляющих техносферы, современном производстве и распространенных в нем технологиях;
  • Освоение технологического подхода как универсального алгоритма преобразующей и созидательной деятельности;
  • Формирование представлений о технологической культуре производства, развитие культуры труда подрастающего поколения на основе включения, обучающихся в разнообразные виды технологической деятельности по созданию личностно или общественно значимых продуктов труда;
  • Овладение необходимыми в повседневной жизни базовыми (безопасными) приемами ручного и механизированного труда с использованием распространенных инструментов, механизмов и машин, способами управления отдельными видами бытовой техники;
  • Овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для проектирования и создания продуктов труда, ведения домашнего хозяйства;
  • Развитие у обучающихся познавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей;
  • Формирование у обучающихся опыта самостоятельной проектно – исследовательской деятельности;
  • Воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда; воспитание гражданских и патриотических качеств личности;
  • Профессиональное самоопределение школьников в условиях рынка труда, формирование гуманистически прагматически ориентированного мировоззрения, социально обоснованных ценностных ориентации

 Задачи:

  • Развитие инновационной творческой деятельности обучающихся в процессе решения прикладных учебных задач;
  • Активное  использование знаний, полученных при изучении других учебных предметов, и сформированных универсальных учебных действий;
  • Совершенствование умений выполнения учебно-исследовательской и проектной деятельности;
  • Формирование представлений о социальных и этических аспектах научно-технического прогресса;
  • Формирование способности придавать экологическую направленность любой деятельности, проекту;  демонстрировать экологическое мышление в разных формах деятельности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 5_klass_2019_god.docx672 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\Foxline\Desktop\img116.jpg

Пояснительная записка

           Программа по учебному предмету «Технология» для 5 класса  разработана в соответствии с федеральным государственным  образовательным стандартом ,примерной программы основного общего образования по технологии, и авторской программы по технологии под редакцией В.Д. Симоненко для общеобразовательных школ.

Программа относится к предметной области «Технология».

Для реализации рабочей программы используются           учебники:
1.«Технология. Индустриальные технологии» (ФГОС) по программе В. Д. Симоненко для  5 классов( мальчики). Авторы: В. Д. Симоненко, А. Т. Тищенко, Н. В. Синица. Издательство М. , «Вентана - Граф»  

2.«Технология. Технология ведения дома» ( ФГОС) по программе Н.В.Синица для  5 классов( девочки). Авторы: Н.В.Синица, В.Д. Симоненко. Издательство ««Вентана - Граф»

 Часы  входят  в  обязательную часть  учебного  плана  основной  образовательной  программы  основного общего  образования. Данная  программа  рассчитана на 35 недель, 2 часа в неделю, всего 70 часов.  

В связи с отсутствием материально-технической базы для проведения уроков технологии ( мальчики)  в программу внесены следующие изменения: добавлены разделы: «Кулинария», « Технологии домашнего хозяйства»,« Декоративно-прикладное творчество», а раздел  «Технологии обработки    конструкционных  материалов»  проходит ознакомительными уроками с показом электронных презентаций и работы в тетрадях и по карточкам.

В программе предусмотрено выполнение школьниками творческих или проектных работ. При организации творческой или проектной деятельности учащихся очень важно акцентировать их внимание на потребительском назначении того изделия, которое они выдвигают в качестве творческой идеи.

Цели учебного предмета «Технология»:

Основными целями изучения учебного предмета «Технология» в системе основного общего образования является:

  • Формирование представлений о составляющих техносферы, современном производстве и распространенных в нем технологиях;
  • Освоение технологического подхода как универсального алгоритма преобразующей и созидательной деятельности;
  • Формирование представлений о технологической культуре производства, развитие культуры труда подрастающего поколения на основе включения, обучающихся в разнообразные виды технологической деятельности по созданию личностно или общественно значимых продуктов труда;
  • Овладение необходимыми в повседневной жизни базовыми (безопасными) приемами ручного и механизированного труда с использованием распространенных инструментов, механизмов и машин, способами управления отдельными видами бытовой техники;
  • Овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для проектирования и создания продуктов труда, ведения домашнего хозяйства;
  • Развитие у обучающихся познавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей;
  • Формирование у обучающихся опыта самостоятельной проектно – исследовательской деятельности;
  • Воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда; воспитание гражданских и патриотических качеств личности;
  • Профессиональное самоопределение школьников в условиях рынка труда, формирование гуманистически прагматически ориентированного мировоззрения, социально обоснованных ценностных ориентации

 Задачи:

  • Развитие инновационной творческой деятельности обучающихся в процессе решения прикладных учебных задач;
  • Активное  использование знаний, полученных при изучении других учебных предметов, и сформированных универсальных учебных действий;
  • Совершенствование умений выполнения учебно-исследовательской и проектной деятельности;
  • Формирование представлений о социальных и этических аспектах научно-технического прогресса;
  • Формирование способности придавать экологическую направленность любой деятельности, проекту;  демонстрировать экологическое мышление в разных формах деятельности.

     

   Планируемые результаты освоения   учебного предмета

 В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы общего образования Федерального государственного образовательного стандарта обучение на занятиях по технологии направлено на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов    

Личностные  результаты освоения учащимися предмета «Технология» в основной школе:

* формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практике; проявление познавательной активности в области предметной технологической деятельности;

*  формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; овладение элементами организации умственного и физического труда;

*  самооценка умственных и физических способностей;

*   развитие трудолюбия и отвесности за результаты своей деятельности;

*  формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, умение общаться при коллективном выполнении работ или проектов с учетом общности интересов и возможности членов трудового коллектива;

*  проявление технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности;

*  формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления; бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам;

*  развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов Росси и мира, творческой деятельности эстетического характера; формирование индивидуально-личностных позиций учащихся;

     Метапредметные  результаты:

*самостоятельное определение цели своего обучения, постановка и формулировка для себя новых задач в учебе и познавательной деятельности;

*алгоритмизированное планирование процесса познавательно-трудовой деятельности;

*поиск новых решений возникшей технической или организационной проблемы;

*самостоятельная организация и выполнения различных творческих работ по созданию изделий и продуктов;

*проявление инновационного подхода к решению учебных и практических задач в процессе моделирования изделия или технологического процесса;

*планирование и регуляция своей деятельности;  отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;

* формирование и развитие компетентности в области использования информационно коммуникационных технологий (ИКТ); выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет ресурсы и других базы данных;

* организация учебного сотрудничества и совместной деятельности с учителем и сверстниками; согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание вклада своей познавательно-трудовой деятельности в решение общих задач коллектива;

* оценивание правильности выполнения учебной задачи, собственных возможностей ее решения; диагностика результатов познавательно-трудовой  деятельности  по принятым критериям и показателям; обоснование путей и средств устранения ошибок  выполняемых технологических процессов; соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда;  

* оценивание своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам;

* формирование и развитие экологического мышления; умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике.

   Предметные результаты :

Ученик научится

в познавательной сфере:

 рациональное использование учебной и дополнительной информации для проектирования

и создания объектов труда;

 распознания видов, назначения и материалов, инструментов и приспособлений,

применяемых в технологических процессах при изучении разделов « Кулинария»,

« Создание изделий из текстильных материалов», « Художественные ремесла».

 владение способами НОТ, формами деятельности, соответствующими культуре труда;

Ученик получит возможность научиться:

 уважительно относится к труду людей;

 организовывать рабочее место для работы с материалами и инстументами;

 анализировать предметы быта по используемому материалу;

в мотивационной сфере:

Ученик научится

 оценивание своей способности и готовности к труду;

 осознание ответственности за качество результатов труда;

 наличие экологической культуры при обосновании выбора объектов труда и выполнении

работ;

 стремление к экономичности и бережливости в расходовании времени, материалов при

выполнении кулинарных и раскройных работ;

Ученик получит возможность научиться:

 комбинировать различные технологии при выполнении одного изделия;

 использовать одну технологию при выполнении одного изделия;

в трудовой сфере:

Ученик научится

 планировать технологический процесс;

 подбирать материалы, инструменты и оборудование с учетом характера объекта труда и

технологической последовательности;

 соблюдать нормы и правила санитарии и гигиены;

 контролировать промежуточный и конечный результат труда для выявления допущенных ошибок в процессе труда при изучении учебных разделов;

Ученик получит возможность научиться:

 технологии ручной обработки материалов;

 элементам графической грамоты;

в физиолого-психологической сфере:

Ученик научится

 координации рук при работе с ручными инструментами и при выполнении операции с помощью машин и механизмов;

 достижению необходимой точности движений при выполнении различных технологических операций;

 сочетанию образного и логического мышления в процессе проектной деятельности;

Ученик получит возможность для формирования:

 изменять вид конструкции;

 анализировать конструкции изделия по рисунку, фотографии, схеме;

в эстетической сфере:

Ученик научится

  • выделять детали конструкции, называть их форму и способ соединения;
  • изменять вид конструкции;
  • практика работы на компьютере;

Ученик получит возможность научиться

 основам дизайнерского проектирования изделия;

 моделированию художественного оформления объектов труда при изучении раздела « Конструирование и моделирование фартука»;

 эстетическому и рациональному оснащение рабочего места с учетом требований эргономики

и НОТ;

в коммуникативной сфере:

 формирование рабочей группы для выполнения проекта;

 публичная презентация и защита проекта, изделия, продукта труда;

 разработка вариантов рекламных образов;

Ученик получит возможность научиться

 ставить цели, распределять роли при выполнении изделия, проводить оценку качества

выполнения изделия;

 развивать навыки работы в коллективе, умение работать в паре;

 применять на практике правила сотрудничества в коллективной деятельности.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА (КУРСА)

( мальчики)

Раздел 1. Вводный урок (2 часа)

Организация учебного процесса в текущем году. Инструктаж на рабочем месте. Правила техники безопасности и правила поведения в мастерской. Санитарно-гигиенические требования и правила внутреннего распорядка.

Раздел  2 « Технологии домашнего хозяйства. Оформление интерьера» -  (6 часов) 

Интерьер  и планировка кухни, столовой ,Творческий проект  «Планирование кухни - столовой» 

Раздел 3 «Технологии обработки конструкционных материалов» (22 часа)

Древесина, пиломатериалы, графическое изображение деталей и изделий, инструменты для ручной обработки древесины, технология соединения брусков, машины и механизмы, станки, проволока

Раздел 4 «Электротехника»  - (4 часа)  

Бытовые  электроприборы , Творческий проект  «« Бытовые электроприборы» ,Обработка проектного материала. Защита проекта

Раздел 5. « Технология домашнего хозяйства» (4 часа)

Технология ухода за жилым помещением, обувью, одеждой, книгами, закрепление настенных предметов

Раздел  6  «Кулинария» (16 часов)   

Санитария и гигиена на кухне, Физиология питания, Бутерброды и горячие напитки , Блюда из круп, бобовых и макаронных изделий, Блюда из овощей и фруктов, Блюда из яиц ,Приготовление завтрака. Сервировка стола к завтраку, Творческий проект  «Приготовление воскресного завтрака для всей семьи»

Раздел 7«Технология художественно-прикладной обработки материалов» (12 часов)

Выпиливание лобзиком, выжигание древесины, бумагопластика, картонаж

Тема 8. «Исследовательская и созидательная деятельность»  (4 часа)

Презентация и защита творческого проекта.

Варианты творческих проектов: «Планирование кухни - столовой», «Приготовление воскресного завтрака для всей семьи», «Открытка ветерану», «Карандашница», «Корзинка подарочная».

( девочки)

Раздел 1. «Технологии домашнего хозяйства» ( 4часа)

Интерьер кухни, столовой. Планировка кухни. Разделение кухни на зону приготовления пи щи (рабочая зона) и зону приёма пищи (зона столовой). Оборудование кухни и его рациональное размещение в интерьере. Цветовое решение кухни. Использование современных материалов в отделке кухни. Декоративное оформление. Современные стили в оформлении кухни. Проектирование кухни с помощью ПК.

Лабораторно-практические и практические работы.

Разработка плана размещения оборудования на кухне-столовой. Проектирование кухни с помощью ПК.

Раздел 2.  «Электротехника» (2часа)        

Бытовые электроприборы.

Теоретические сведения.

Общие сведения о видах, принципе действия и правилах эксплуатации бытовых электроприборов на кухне: бытового холодильника, микроволновой печи (СВЧ), посудомоечной машины.

Лабораторно-практические и практические работы.

Изучение потребности в бытовых электроприборах на кухне.

Изучение безопасных приёмов работы с бытовыми электроприборами. Изучение правил эксплуатации микроволновой печи и бытового холодильника.

Раздел 3. «Кулинария» ( 10 часов)

Тема 1. Санитария и гигиена на кухне.

Теоретические сведения.

 Санитарно-гигиенические требования к лицам, приготовляющим пищу, к приготовлению пищи, хранению продуктов и готовых блюд.

Необходимый набор посуды для приготовления пищи. Правила и последовательность мытья посуды. Уход за поверхностью стен и пола. Современные моющие и чистящие средства для ухода за посудой, поверхностью стен и пола. Безопасные приёмы работы на кухне. Правила безопасной работы с газовыми плитами, электронагревательными приборами, горячей посудой и жидкостью, ножом и приспособлениями.

Первая помощь при порезах и ожогах паром или кипятком.

Лабораторно-практические и практические работы.

Подготовка посуды и инвентаря к приготовлению пищи.

Тема 2. Физиология питания.

Теоретические сведения.

Питание как физиологическая потребность. Пищевые (питательные) вещества. Значение белков, жиров, углеводов для жизнедеятельности человека. Пищевая пирамида. Роль витаминов, минеральных веществ и воды в обмене веществ, их содержание в пищевых продуктах. Пищевые отравления. Правила, позволяющие их избежать. Первая помощь при отравлениях. Режим питания.

Лабораторно-практические и практические работы.

Составление индивидуального режима питания и дневного рациона на основе пищевой пирамиды.

Тема 3. Бутерброды и горячие напитки.

Теоретические сведения.

 Продукты, применяемые  для приготовления бутербродов. Значение хлеба в питании человека. Профессия пекарь. Виды бутербродов. Технология приготовления бутербродов. Инструменты и приспособления для нарезания продуктов. Требования к качеству готовых бутербродов.

Условия и сроки их хранения. Подача бутербродов. Виды горячих напитков (чай, кофе, какао, горячий шоколад).  Сорта чая, их вкусовые достоинства, полезные свойства. Влияние эфирных масел, воды на качество напитка. Технология заваривания, подача чая. Сорта кофе и какао. Устройства для размола зерен кофе. Технология приготовления кофе и какао. Технология приготовления кофе, подача напитка. Приборы для приготовления кофе. Получение какао-порошка. Технология приготовления какао, подача напитка.

Лабораторно-практические и практические работы.

Приготовление и оформление бутербродов. Приготовление горячих напитков (чай, кофе, какао). Дегустация блюд. Оценка качества.

Соблюдение правил безопасного труда при работе с ножом и горячей жидкостью.

Тема 4. Блюда из круп, бобовых и макаронных изделий.

Теоретические сведения. 

Виды круп, бобовых и макаронных изделий, применяемых в питании человека. Подготовка продуктов к приготовлению блюд. Посуда для приготовления блюд. Технология приготовления крупяных рассыпчатых, вязких и жидких каш. Требования к качеству каши. Применение бобовых в кулинарии. Подготовка их к варке, время варки. Технология приготовления блюд из макаронных изделий. Подача готовых блюд.

Лабораторно-практические и практические работы.

Приготовление и оформление блюд из круп, бобовых и макаронных изделий. Дегустация блюд. Оценка качества.

Тема 5. Блюда из овощей и фруктов.

Теоретические сведения.

 Пищевая (питательная) ценность овощей и фруктов. Содержание в них витаминов, минеральных солей, глюкозы, клетчатки. Содержание влаги в продуктах, её влияние на качество и сохранность продуктов. Способы хранения овощей и фруктов. Свежезамороженные овощи. Подготовка к заморозке, хранение и условия кулинарного использования свежезамороженных продуктов. Влияние экологии окружающей среды на качество овощей и фруктов. Определение доброкачественности овощей по внешнему виду. Методы определения количества нитратов в овощах с помощью измерительных приборов, в химических лабораториях, с помощью бумажных индикаторов в домашних условиях. Способы удаления лишних нитратов из овощей.

Общие правила механической кулинарной обработки овощей. Особенности обработки листовых и пряных овощей, лука и чеснока, тыквенных овощей, томатов, капустных овощей. Правила кулинарной обработки, обеспечивающие сохранение цвета овощей и витаминов. Правила измельчения овощей, наиболее распространённые формы нарезки овощей. Инструменты и приспособления для нарезки. Использование салатов в качестве самостоятельных блюд и дополнительных гарниров к мясным и рыбным блюдам. Технология приготовления салата из сырых овощей (фруктов). Украшение готовых блюд продуктами, входящими в состав салатов, зеленью. Значение и виды тепловой обработки продуктов (варка, припускание, бланширование, жарение, пассерование, тушение, запекание). Преимущества и недостатки различных способов тепловой обработки овощей. Технология приготовления салатов и винегретов из варёных овощей. Условия варки овощей для салатов и винегретов, способствующие сохранению питательныхт веществ и витаминов. Требования к качеству и оформлению готовых блюд.

Лабораторно-практические и практические работы.

Механическая кулинарная обработка овощей и фруктов. Определение содержания нитратов в овощах. Приготовление и оформление блюд из сырых и варёных овощей и фруктов. Дегустация блюд. Оценка качества.

Тема 6. Блюда из яиц.

Теоретические сведения.

Значение яиц в питании человека. Использование яиц в кулинарии. Способы определения свежести яиц. Меры предосторожности при работе с яйцами. Способы хранения яиц. Технология приготовления блюд из яиц. Приспособления для взбивания и приготовления блюд из яиц. Способы варки куриных яиц: всмятку, в «мешочек», вкрутую. Подача варёных яиц. Жарение яиц: приготовление яичницы-глазуньи, омлета натурального. Подача готовых блюд.

Лабораторно-практические и практические работы.

Определение свежести яиц. Приготовление блюда из яиц. Дегустация блюд. Оценка качества.

Тема 7. Приготовление завтрака. Сервировка стола к завтраку.

Теоретические сведения.

Меню завтрака. Понятие о калорийности продуктов. Понятие о сервировке стола. Особенности сервировки стола к завтраку. Набор столового белья, приборов и посуды для завтрака. Способы складывания салфеток. Правила поведения за столом и пользования столовыми приборами.

Лабораторно-практические и практические работы.

Разработка меню завтрака. Приготовление завтрака. Сервировка стола к завтраку. Складывание салфеток.

Раздел 4:  «Создание изделий из текстильных материалов»( 30часов).

Тема 1. Свойства текстильных материалов.

Теоретические сведения. 

Классификация текстильных волокон. Способы получения и свойства натуральных   волокон натурального происхождения.

Изготовление нитей и тканей в условиях прядильного и ткацкого  и отделочного современного производства и в домашних условиях. Основная и уточная нити в ткани. Ткацкие переплетения: полотняное, саржевое, сатиновое и атласное. Лицевая и изнаночная сторона ткани. Общие свойства текстильных материалов: физические, эргономические, эстетические, технологические. Виды и свойства текстильных материалов из волокон растительного происхождения: хлопчатобумажных и льняных тканей, ниток, тесьмы, лент. Профессии оператор прядильного производства, ткач.

Лабораторно-практические и практические работы.

Определение на правления долевой нити в ткани. Определение лицевой и изнаночной сторон в ткани. Сравнительный анализ прочности окраски тканей. Изучение свойств  тканей из хлопка и льна.

Тема 2. Конструирование швейных изделий.

Теоретические сведения.

Понятие о чертеже и выкройке швейного изделия. Инструменты и приспособления для изготовления выкройки. Определение размеров швейного изделия. Расположение конструктивных линий фигуры. Снятие мерок. Особенности построения выкроек салфетки, подушки для стула, фартука, прямой юбки с кулиской на резинке, сарафана, топа. Подготовка выкройки к раскрою. Копирование готовой выкройки. Правила безопасной работы ножницами.

Лабораторно-практические и практические работы.

Изготовление выкроек для образцов ручных и машинных работ. Снятие мерок и изготовление выкройки проектного изделия.

Подготовка выкройки проектного изделия к раскрою.

Тема 4. Швейная машина.

Теоретические сведения.

Современная бытовая швейная машина с электрическим приводом.  Основные узлы швейной машины. Организация рабочего места для выполнения машинных работ. Подготовка швейной машины к работе: намотка нижней нитки на шпульку, заправка верхней и нижней ниток, выведение нижней нитки наверх. Приёмы работы на швейной машине: начало работы, поворот строчки под углом, закрепление машинной строчки в начале и конце работы, окончание работы. Неполадки, связанные с неправильной заправкой ниток. Назначение и правила использования регулирующих механизмов: переключателя вида строчек, регулятора длины стежка, клавиши шитья назад. Правила безопасной работы на швейной машине.

Лабораторно-практические и практические работы.

Упражнение в шитье на швейной машине, незаправленной нитками. Заправка швейной машины нитками. Упражнение в шитье на швейной машине, заправленной нитками. Исследование работы регулирующих механизмов швейной машины. Выполнение прямой и зигзагообразной строчек с изменением длины стежка. Упражнение в выполнении закрепок.

Тема 5. Технология изготовления швейных изделий.

Теоретические сведения.

 Подготовка ткани к раскрою. Раскладка выкроек на ткани с учётом направления долевой нити.

Особенности раскладки выкроек в зависимости от ширины ткани и направления рисунка. Инструменты и приспособления для раскроя. Обмеловка выкройки с учётом припусков на швы. Выкраивание деталей швейного изделия. Критерии качества кроя. Правила безопасной работы портновскими булавками, швейными иглами и ножницами. Понятие о стежке, строчке, шве. Инструменты и приспособления для ручных работ. Требования к выполнению ручных работ. Правила выполнения прямого стежка. Способы переноса линий выкройки на детали кроя: с помощью резца-колёсика, прямыми стежками, с помощью булавок.

Основные операции при ручных работах:

предохранение срезов от осыпания -   ручное обмётывание;

временное соединение деталей — смётывание;

временное закрепление подогнутого края — замётывание (с открытым и закрытым срезами).

Основные операции при машинной обработке изделия: 

предохранение срезов от осыпания - машинное обмётывание зигзагообразной строчкой и оверлоком;

постоянное соединение деталей  - стачивание;

постоянное закрепление подогнутого края - застрачивание (с открытым и закрытым срезами).

Требования  к выполнению машинных работ.

Оборудование для влажно-тепловой обработки ткани. Правила выполнения влажно-тепловых работ. Основные операции влажно-тепловой обработки: приутюживание, разутюживание, заутюживание.

Классификация машинных швов: соединительных (стачной шов вразутюжку и стачной шов взаутюжку) и краевых (шов вподгибку с открытым срезом и шов вподгибку с открытым обмётанным срезом, шов вподгибку с закрытым срезом).

Последовательность изготовления швейных изделий. Технология пошива салфетки, фартука, юбки. Обработка накладных карманов. Обработка кулиски под мягкий пояс (в фартуке), резинку (в юбке). Профессии закройщик, портной.

Лабораторно-практические и практические работы.

Раскладка выкроек на ткани. Раскрой швейного изделия. Изготовление образцов ручных и машинных работ. Проведение влажно-тепловых работ.

Обработка проектного изделия по индивидуальному плану.

Раздел 5 : «Художественные ремёсла» ( 20часов)

Тема 1. Декоративно-прикладное искусство.

Теоретические сведения.

Понятие «декоративно-прикладное искусство». Традиционные и современные виды декоративно-прикладного искусства России: узорное ткачество, вышивка, кружевоплетение, вязание, роспись по дереву, роспись по ткани, ковроткачество. Знакомство с творчеством народных умельцев своего края, области, села. Приёмы украшения праздничной одежды в старину: отделка изделий вышивкой, тесьмой; изготовление сувениров к праздникам. Профессия художник декоративно-прикладного искусства и народных промыслов.

Лабораторно-практические и практические работы.

Экскурсия в краеведческий музей (музей этнографии, школьный музей). Изучение лучших работ мастеров декоративно-прикладного искусства родного края. Зарисовка и фотографирование наиболее интересных образцов рукоделия.

Тема 2. Основы композиции и законы восприятия цвета при создании предметов декоративно-прикладного искусства.

Теоретические сведения. 

Понятие композиции. Правила, приёмы и средства композиции. Статичная и динамичная, ритмическая и пластическая композиция. Симметрия и асимметрия. Фактура, текстура и колорит в композиции. Понятие орнамента. Символика в орнаменте. Применение орнамента в народной вышивке. Стилизация реальных форм. Приёмы стилизации. Цветовые сочетания в орнаменте. Ахроматические и хроматические цвета. Основные и дополнительные, тёплые и холодные цвета. Гармонические цветовые композиции. Возможности графических редакторов ПК в создании эскизов, орнаментов, элементов композиции, в изучении различных цветовых сочетаний. Создание композиции на ПК с помощью графического редактора.

Лабораторно-практические и практические работы.

Зарисовка природных мотивов с натуры, их стилизация. Создание графической композиции, орнамента на ПК или на листе бумаги в клетку.

Тема 3. Лоскутное шитьё.

Теоретические сведения.

 Краткие сведения из истории создания изделий из лоскутов. Возможности лоскутной пластики, её связь с направлениями современной моды. Традиционные узоры в лоскутном шитье: «спираль», «изба» и др. Материалы для лоскутного шитья, подготовка их к работе.

Инструменты и приспособления. Лоскутное шитьё по шаблонам: изготовление шаблонов из плотного картона, выкраивание деталей, создание лоскутного верха (соединение деталей между собой). Аппликация и стёжка (выстёгивание) в лоскутном шитье. Технология соединения лоскутного верха с подкладкой и прокладкой.    Обработка срезов лоскутного изделия.

Лабораторно-практические и практические работы. 

 Изготовление образцов лоскутных узоров. Изготовление проектного изделия в технике лоскутного шитья.

Раздел 6:  «Технологии творческой и опытнической деятельности»(4 часа) .

Тема 1. Исследовательская и созидательная деятельность.

Теоретические сведения. 

Понятие о творческой проектной деятельности, индивидуальных и коллективных творческих проектах. Цель и задачи проектной деятельности в 5 классе. Составные части годового творческого проекта пятиклассников.

Этапы выполнения проекта.

Поисковый (подготовительный) этап:

выбор темы проекта, обоснование необходимости изготовления изделия, формулирование требований к проектируемому изделию. Разработка нескольких вариантов изделия и выбор наилучшего.

Технологический этап:

разработка конструкции и технологии изготовления изделия, подбор материалов и инструментов, организация рабочего места, изготовление изделия с соблюдением правил безопасной работы, подсчёт затрат на изготовление.

Заключительный (аналитический) этап:

окончательный контроль готового изделия. Испытание изделия.

Анализ того, что получилось, а что нет. Защита проекта.

Практические работы:

Творческий проект по разделу  «Технологии домашнего хозяйства».

Творческий проект по разделу «Кулинария».

Творческий проект по разделу «Создание изделий из текстильных материалов».

Творческий проект по разделу «Художественные ремёсла».

Составление портфолио и разработка электронной презентации.

Презентация и защита творческого проекта.

Варианты творческих проектов: «Планирование кухни-столовой», «Приготовление воскресного завтрака для всей семьи», «Столовое белье», «Фартук для работы на кухне», «Наряд для завтрака», «Лоскутное изделие для кухни-столовой», «Лоскутная мозаика» и др.

                                                                   

Тематическое планирование

        ( мальчики)

№ п/п

                               ТЕМА

Кол-во часов по программе

теория

практика

1

Вводный урок

2

2

2

Технологии домашнего хозяйства. Оформление интерьера

6

2

4

3

Технологии обработки конструкционных материалов

22

10

12

4

Электротехника

4

2

2

5

Технология домашнего хозяйства

4

2

2

6

Кулинария

16

6

10

7

Технология художественно-прикладной обработки материалов

12

2

10

8

Исследовательская и созидательная деятельность

4

2

2

Всего

70 часов

28

42

( девочки)

№ п/п

                               ТЕМА

Кол-во часов по программе

теория

практика

1

Технологии домашнего хозяйства.

4

2

2

2

Электротехника

2

1

1

3

Кулинария

10

4

6

4

Создание изделий из текстильных материалов

30

10

20

5

Художественные ремёсла

20

4

16

6

Технологии творческой и опытнической деятельности

4

2

2

Всего

70 часов

23

47


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пояснительная записка к рабочей программе по технологии ( направление:" Технологии ведения дома ") для 5 класса с учётом требований ФГОС.

Примерная пояснительная записка  к программе по технологии (направление: "Технологии ведения дома") для 5 класса с учётом требований ФГОС....

Рабочая программа по технологии. Обслуживающий труд 5 класс по учебникам «Технология. Обслуживающий труд» О. А. Кожиной, Е. Н. Кудаковой, С. Э. Маркутской

Рабочая программа по учебникам «Технология. Обслуживающий труд» О. А. Кожиной, Е. Н. Кудаковой, С. Э. Маркутской составлена на основе фундаментального ядра содержания предмета «Технология» в рамках на...

Рабочая программа по Технологии (индустриальные технологии + сельскохозяйственные технологии) для учащихся 5 класса, ФГОС

Рабочая программа по учебному предмету «Технология»  разработана в соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, предусмотрен...

ПРОГРАММА мастер – класса для учителей технологии (технического труда) Красносельского района Санкт-Петербурга по теме: «Подготовка к урокам технологии в соответствии со ФГОС. Составление технологических карт по рабочим программам по технологии»

Программа мастер-класса для учителей технологии по составлению разделов рабочих программ и технологических карт уроков в соответствии со ФГОС. Цель мастер-класса:  повышение профессионального уро...

Рабочая Программа по технологии 5-8 классы (для неделимых классов) на основе программы Технология 5-8(9) Синица, Самородский

Материал включает в себя нормативную базу документов, на основе которых составлена РП, роль учебного предмета Технология, общую характеристику предмета, ценностные ориентиры содержания предмета Технол...