ВОСПИТАНИЕ ЭТЕТИЧЕСКОГО ВКУСА У ШКОЛЬНИКОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА У ДЕТЕЙ С УО В СИСТЕМЕ ОСНОВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
статья по технологии

Смирнова Ольга Сергеевна

Введение

  1. Личность с современном образовании
  2. Роль развития творческих способностей для детей с уо.
  3. Декоративно- прикладное искусство как средство формирования личности
  4. Виды декоративно-прикладного искусства и его значение в эстетическом воспитании школьников.
  5. Особенности преподавания декоративно – прикладного искусства на уроках ПТО.

Заключение.

Список литературы

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ВОСПИТАНИЕ ЭТЕТИЧЕСКОГО ВКУСА У ШКОЛЬНИКОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА У ДЕТЕЙ С УО В СИСТЕМЕ ОСНОВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.

Учитель ПТО.

Смирнова О. С

Москва

2019

Содержание

Введение

  1. Личность с современном образовании
  2. Роль развития творческих способностей для детей с уо.
  3. Декоративно- прикладное искусство как средство формирования личности
  4. Виды декоративно-прикладного искусства и его значение в эстетическом воспитании школьников.
  5. Особенности преподавания декоративно – прикладного искусства на уроках ПТО.

Заключение.

Список литературы

Введение

Стремительно меняющийся новый мир предъявляет повышенные требования к современному человеку. Эффективно и рационально использовать все имеющиеся возможности. Быстрое развитие технологий формирует людей нового типа личности, способных решать сложнейшие технические проблемы. В этой ситуации формирование нравственности у порастающего поколения становится основной задачей современного образования. Развитие духовно-нравственных качеств личности становится непременным условием создания общества и экономики, обращенной к человеку, появления масштабных творческих личностей.

Духовное возрождение и оздоровление общества, рост его национального самосознания невозможно без изучения своей истории и культурного наследия. Народное искусство - это огромный мир духовных ценностей, где воплощена духовная энергия народа. Одним из действенных средств развития детей признано декоративно-прикладное искусство, являющееся частью народной культуры. Искусство пробуждает первые яркие образные представления о Родине, ее культуре, способствует воспитанию чувства прекрасного, развивает творческие способности детей

Целью работы становится создание развивающей образовательной среды, которая обеспечила бы каждому учащемуся возможность проявить и развить заложенное в нем от природы творческое начало. Обрести способность быть творческим субъектом своего развития.

Имеется необходимость в разработке таких методов развития творческого потенциала, которые с гарантированным результатом могут быть использованы в образовании. Решение этих практических проблем затрудняется недостаточной теоретической и экспериментально-практической проработанностью вопросов, связанных с представлениями о природе творчества и психологических механизмах его развития. Можно сказать, что имеется как научный, так и практический запрос на комплексное исследование проблем развития творческого потенциала учащихся и необходимость в разработке теоретической концепции его развития. Выявления психологических механизмов и создания практических методов, а также в изучении особенностей развития творческого потенциала у учащихся разного возраста.

Включение специальных занятий и методов по развитию творческого мышления стимулирует развитие творческих способностей учащихся. Занятия следует организовать в соответствии со следующими принципами:

1.        принцип гуманизма в образовании и воспитании, который предполагает принятие ребенка как данности, поощрение и стимулирование каждого его успеха, поддержку его развития;

2.        принцип индивидуализации обучения (высшим уровнем реализации этого принципа выступает разработка индивидуальной системы оптимальных условий развития одарённого учащегося);

3.        принцип свободы выбора учащимися дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества. Создание ситуации выбора позволит расширить сферу самореализации учащихся;

4.        принцип максимального разнообразия представляемых возможностей;

Одним из эффективных способов воспитания нравственных ценностей является общение педагога и ребенка, которое опирается на высокие моральные и нравственные эталоны и протекает в условиях окружающей культурной среды. Факт воспитательного воздействия на человека окружающей культурной среды не подлежит сомнению. Она воспитывает человека незаметно для него самого. Его воспитывает история, прошлое, открывающее ему окно в мир будущего.

  1. Личность в современном образовании

Основной задачей современного образования является развитие цельной и гармоничной личности.

Социальная среда требует от человека проявления таких личностных качеств, как самостоятельность, готовность к творческой деятельности, ответственность, способность решать сложные и нестандартные задачи. Внедрение образовательных программ, отвечающих требованиям современной жизни, – одно из условий успешного развития личности. Важную роль играет использование в работе коммуникативной деятельности. В ее основе лежит не только потребность самовыражения, но и потребность передачи другим людям своих душевных переживаний. Структура художественно - творческих способностей характеризуется как многокомпонентная система, в которой главную роль играет творческое воображение, образно – эмоциональная сфера и особенности личностных качеств человека.

В качестве структурных компонентов выделяются эмоционально - чувственную сферу и познавательные способности, которые разделяются на интеллектуальные (мышление, воображение, память); сенсорные, зависящие от особенностей системы анализаторов человека, и частные (особенности двигательно – моторной сферы).

Развитие потенциала творческих способностей через эмоциональное включение ,метод работающий во всех ситуациях и со всеми возрастами. Специфическими характеристиками развития творческого потенциала в младшем школьном возрасте являются позитивные изменения в поведении детей, проявляющиеся в возрастании у них ответственности за свое поведение. В подростковом возрасте специфическими результатами работы по развитию творческого потенциала, являются расширение средств эмоционального самовыражения, овладение коммуникативными умениями и навыками. Умением ставить и  пробовать решать проблемы самостоятельно.

В старшем школьном возрасте специфическими особенностями развития творческого потенциала являются повышение личностной зрелости и самостоятельности.

II. Роль развития творческих способностей для детей с уо.

Развитие творческих способностей в подростковом возрасте (11 - 15 лет) и ранней юности (15 - 17 лет)

У подростков и юношей происходят кардинальные изменения в мотивационной сфере: теряют свою важность и приоритетность отношения с родителями, учителями. Первостепенную значимость приобретают отношения со сверстниками.

Также в этот период наиболее ярко проявляется потребность в принадлежности какой-нибудь группе, которая позволяет удовлетворить многие потребности юного человека. Большое значение имеет возможность разделить со своими друзьями общие интересы и увлечения; также очень важны для них верность, честность и отзывчивость.

Подростковый период называют эпохой активной индивидуализации, этапом обостренно переживаемого стремления к самоутверждению. Желание выделиться, стремление занять высокую позицию, добиться уважения, признания своей личностной ценности и тем самым получить возможность подкрепить свою самооценку и самоуважение во многом определяет поведение детей в подростковом возрасте.

Обобщая вышеуказанное, можно сделать вывод, что участие в творческих фестивалях и конкурсах наиболее благоприятное воздействие может оказать на развитие отдельной личности и коллектива именно в школьном возрасте.

В целом можно выделить личностные качества, позитивно и негативно влияющие на развитие творческих способностей:

– позитивно влияют - познавательная мотивация, развитый мотив достижения успеха, общая адекватная самооценка, низкий уровень тревожности, уверенность в себе, эмоциональная устойчивость.

– негативно воздействуют на возможности реализации творческого потенциала детей и подростков – незрелость мотивационной сферы, развитый мотив избегания неудач, заниженная или чрезмерно завышенная самооценка, повышенная чувствительность, высокий уровень тревожности, неуверенность в себе и своих способностях.

Поэтому при работе с детьми важно учитывать, что необходимым условием развития творческой одаренности школьников является соблюдение принципов гуманистической психологии – безоценочности личности, принятия, безопасности, поддержки.

Под творчеством понимается деятельность по созданию новых и оригинальных продуктов, имеющих общественное значение. Сущность творчества – предугадывании результата, правильно поставившего опыт, в создании усилием мысли рабочей гипотезы, близкой к действительности.

При решении задач происходит акт творчества, находится новый путь или создается нечто новое. Вот здесь-то и требуются особые качества ума, такие, как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать находить связи и зависимости-все то, что в совокупности и составляет творческие способности. Нормальные дети обладают разнообразными потенциальными способностями.

Путь становления творческих способностей, путь развития изобретательского и исследовательского таланта. Методы – это приемы и средства, с помощью которых осуществляется развитие творческих способностей.

Одним из основных принципов обучения является принцип от простого к сложному. Этот принцип заключается в постепенном развитии творческих способностей.

Методы: практические, наглядные, словесные.

К практическим методам относятся упражнения, игры, моделирование.

Упражнения - многократное повторение ребенком практических и умственных заданных действий.

 Упражнения подразделяются на конструктивные, подражательно- исполнительские, творческие.

Игровой метод предполагает использование различных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приемами. Моделирование - это процесс создания моделей и их использования. К наглядным методам относится наблюдение - рассматривание рисунков, картин, просмотр диафильмов, прослушивание пластинок. Словесными методами являются: рассказ, беседа, чтение, пересказ.

В работе с детьми все эти методы должны сочетаться друг с другом.

Универсальные творческие способности - это индивидуальные особенности, качества человека, которые определяют успешность выполнения их творческой деятельности различного рода. Детский возраст имеет богатейшие возможности для развития творческих способностей. Успешное развитие творческих способностей возможно лишь при создании определенных условий, благоприятствующих их формированию. Такими условиями являются:

    1. Ранее физическое и интеллектуальное развитие детей.

    2. Создание обстановки, определяющей развитие ребенка.

    3. Самостоятельное решение ребенком задач, требующих максимального напряжения, когда ребенок добирается до «потолка» своих возможностей.

    4. Предоставление ребенку свободу в выборе деятельности, чередовании дел, продолжительности занятий одним делом и т.д.

    5.Умная доброжелательная помощь (а не подсказка) взрослых.

    6. Комфортная психологическая обстановка, поощрение взрослыми стремления ребенка к творчеству.

Для успешного развития творческих способностей можно предложить следующие меры, направленные на эффективное  развитие творческих способностей школьников:

    1.Введение в программу воспитания специальных занятий, направленных на развитие творческих способностей.

    2. На занятиях по рисованию, ДПИ, лепке давать детям задания творческого характера.

   3. Работа с родителями.

III. Декоративно- прикладное искусство как средство формирования личности

Социальная, художественная и педагогическая ценность народного декоративно-прикладного искусства несомненна и общепризнанна. Она состоит в его познавательном, эстетическом и идейно-воспитательном значении, которые неразрывно связаны между собой в процессе формирования личности.

     1. Познавательное значение произведений народного творчества проявляется прежде всего в том, что оно отражает особенности реальной жизни и дает обширные знания об истории, труде и быте народа, а также представления о его мировоззрении и психологии; о флоре и фауне страны и многое другое.

     2. Эстетическое значение состоит в том, что изделия народного творчества являются замечательными образцами подлинного искусства, они отличаются большим мастерством изготовления, что сказывается в их образных формах, которые веками отшлифовывались народными умельцами; они развивают в человеке чувство прекрасного, чувство формы, ритма и т.д.

Под народным декоративным искусством подразумевается такая область народного художественного творчества, которая изначально связана со всей историей данного народа, его обычаями, обрядами, празднествами, хозяйственной промысловой деятельностью, постройкой жилья, изготовлением одежды, утвари, орудий труда. Это искусство формировалось и передавалось из поколения в поколение. К такому искусству человек приобщался с детских лет. Так, вырастая в среде старых мастеров, дети уже в раннем возрасте мастерили разные орудия труда, стремясь вырезать и раскрасить их также красиво, как это делали их отцы и старшие братья. Преемственность трудовых навыков поддерживалась на протяжении жизни нескольких поколений мастеров.

В неразрывности материального производства и духовной культуры лежит ключ к пониманию истинного характера народного творчества. В отличие от детища цивилизации — профессионального искусства - ремесла и связанные с ними декоративно-прикладные искусства возникли на заре человечества».

Народное декоративно-прикладное искусство – результат творчества многих поколений мастеров. Оно едино в своей художественной структуре и необычайно разнообразно по своим национальным особенностям, которые проявляются во всем, начиная с выбора   материала и заканчивая трактовкой изобразительных форм.

Существование человека неотделимо от природы, которая дает материал для жилища и одежды, продукты питания, определяет ритм человеческой жизни сменой дня и ночи, чередованием времен года. Потому все это и находит отражение в произведениях народного творчества, составляющих целостное явление культуры каждого народа.

Известное утверждение, что народное искусство прочно связано с бытом, касается не только декоративно-прикладного творчества. Песни и танцы, былины и сказки также неотделимы от повседневной жизни народа, потому что в них воплощались мечты о прекрасном, представления о лучшей жизни, о добре и зле, о гармонии мира. В праздниках урожая, проводах зимы, встрече весны, в различных обрядах и ритуалах творческое начало проявлялось комплексно, многофункционально.

Глубокое понимание народным мастером материала позволяет создавать совершенные произведения декоративно-прикладного искусства. Дерево и глина, камень и кость, кожа и мех, солома и лоза, – все эти материалы находят органичное использование в разных предметах быта.  

И сегодня художественные изделия, выполненные народными мастерами из различных материалов, служат непременной частью повседневной жизни человека. Это напольные ковры, керамическая посуда, тканые покрывала и вышитые скатерти, деревянная игрушка и украшения женской одежды. Их продуманная форма и пропорции, рисунок орнамента и цвет самого материала характеризуют эстетику данных вещей, их художественное содержание. Такие изделия относятся к области декоративно-прикладного искусства, в сфере которого находят органичное единство духовное и материальное начало творчества. Мир этой области обширен.

По тематике художественные изделия делят на изделия со сказочно-былинной тематикой; отображающие исторические события и современную действительность; изображающие растительный и животный мир; орнаментального сюжета.

В свою очередь, каждую группу изделий народных художественных промыслов можно разделить по народным художественным промыслам, поскольку у каждого промысла - своя орнаментация, цветовая гамма, способы изготовления и отделки изделий и другие отличительные признаки

IV. Виды декоративно-прикладного искусства и его значение в эстетическом воспитании школьников.

Шитьё — создание на материале стежков и швов при помощи иглы и ниток, лески и т. п. Одно из древнейших технологий производства, возникшее ещё в каменном веке.

Цветоделие— изготовление женских украшений из ткани в виде цветов.

Патчворк (шитье из лоскутков), лоскутное одеяло — лоскутная техника, лоскутная мозаика, текстильная мозаика — вид рукоделия, при котором по принципу мозаики сшивается цельное изделие из кусочков ткани.

Аппликация — способ получения изображения; техника декоративно-прикладного искусства.

Стёганые изделия, квилтинг — прошитые насквозь два куска ткани и положенный между ними слой ватина или ваты.

Вышивание — искусство украшать самыми разными узорами всевозможные ткани и материалы, от самых грубых и плотных, как, например: сукно, холст, кожа, до тончайших материй — батиста, кисеи, газа, тюля и пр. Инструменты и материалы для вышивания: иглы, нитки, пяльцы, ножницы.

Вязание — процесс изготовления изделий из непрерывных нитей путём изгибания их в петли и соединения петель друг с другом с помощью несложных инструментов вручную или на специальной машине.

Художественная обработка кожи — изготовление из кожи различных предметов как бытового, так и декоративно-художественного назначения.

Ткачество — производство ткани на ткацких станках, одно из древнейших человеческих ремёсел.

Ковроткачество — производство ковров.

Выжигание — на поверхность какого-либо органического материала при помощи раскалённой иглы наносится рисунок.

Выжигание по дереву

Выжигание по ткани (гильоширование) — техника рукоделия, подразумевающая отделку изделий ажурным кружевом и изготовление аппликаций выжиганием с помощью специального аппарата.

Пиротипия — технология художественной маркировки продукции методом горячего тиснения.

Художественная резьба — один из древнейших и широко распространенных видов обработки древесины. При этом узоры наносятся при помощи топора, долота, стамески и других похожих инструментов.

Резьба по камню — процесс формирования нужной формы, который осуществляется посредством сверления, полировки, шлифовки, распиловки, гравировки и т.д.

Резьба по кости — вид декоративно-прикладного искусства.

Резьба по дереву

Рисование по фарфору, стеклу

Мозаика — формирование изображения посредством компоновки, набора и закрепления на поверхности разноцветных камней, смальты, керамических плиток и других материалов.

Витраж — произведение декоративного искусства изобразительного или орнаментального характера из цветного стекла, рассчитанное на сквозное освещение и предназначенное для заполнения проёма, чаще всего оконного, в каком-либо архитектурном сооружении.

Декупаж — декоративная техника по ткани, посуде, мебели и пр., заключающаяся в скрупулёзном вырезании изображений из бумаги, которые затем наклеиваются или прикрепляются иным способом на различные поверхности для декорирования.

Лепка, скульптура, керамическая флористика — придание формы пластическому материалу с помощью рук и вспомогательных инструментов.

Плетение — способ изготовления более жестких конструкций и материалов из менее прочных материалов: нитей, растительных стеблей, волокон, коры, прутьев, корней и другого подобного мягкого сырья.

Бамбук — плетение из бамбука.

Берёста — плетение из верхней коры березы.

Бисер, бисероплетение — создание украшений, художественных изделий из бисера, в котором, в отличие от других техник, где он применяется, бисер является не только декоративным элементом, но и конструктивно-технологическим.

Кружево — декоративные элементы из ткани и ниток.

Макраме — техника узелкового плетения.

Лоза — ремесло изготовления плетёных изделий из лозы: домашней утвари и ёмкостей различного назначения.

Циновка — плетение настила настил из какого-либо грубого материала, циновка, рогожа.

Роспись:

Городецкая роспись — русский народный художественный промысел. Яркая, лаконичная гроспись (жанровые сцены, фигурки коней, петухов, цветочные узоры), выполненная свободным мазком с белой и черной графической обводкой, украшала прялки, мебель, ставни, двери.

Полхов-Майданская роспись — производство росписных токарных изделий — матрёшки, пасхальные яйца, грибы, солонки, кубки, поставки — щедро украшены сочной орнаментальной и сюжетной росписью. Среди живописных мотивов наиболее часто встречаются цветы, птицы, животные, сельские и городские пейзажи.

Мезенская роспись по дереву — тип росписи домашней утвари — прялок, ковшей, коробов, братин.

Жостовская роспись — народный промысел художественной росписи металлических подносов.

Семёновская роспись — изготовления деревянной игрушки с росписью.

Хохлома — старинный русский народный промысел, родившийся в XVII веке в округе Нижнего Новгорода

Батик — ручная роспись по ткани с использованием резервирующих составов.

Холодный батик — техника росписи по ткани использует специальный резервирующий состав холодным.

Горячий батик — узор создается с помощью расплавленного воска или других подобных веществ.

Скрапбукинг — оформление фотоальбомов

Пластилинография — новый вид декоративно-прикладного искусства. Представляет собой создания лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности. Основной материал — пластилин.

Лоскутное шитьё, лоскутная мозаика, текстильная мозаика (также пэчворк, отангл. patchwork — «одеяло, покрывало, изделие из разноцветных лоскутов») — вид рукоделия, при котором по принципу мозаики сшивается цельное изделие из кусочков ткани (лоскутков).

Нитяная графика (варианты названия: изонить, изображение нитью, ниточный дизайн) — графическая техника, получение изображения нитками на картоне или другом твёрдом основании. Нитяную графику также иногда называют изографика иливышивка по картону.

Основателем теории народного искусства считают B.C. Воронова. Проанализировав основные виды художественных ремесел, он делает вывод, что народное искусство имеет все потенциальные возможности для своего дальнейшего развития.

Именно поэтому, подчеркивали ученые, декоративное искусство, художественные ремесла должны играть важную роль в эстетическом воспитании детей.

V. Особенности преподавания декоративно – прикладного искусства на уроках ПТО.

Декоративно-прикладное искусство – это особый мир художественного творчества. Понятие «декоративно-прикладное искусство» широкое и многогранное. Это крестьянское искусство, традиционные художественные промыслы, памятники мирового декоративного искусства, и современное декоративно-прикладное искусство. Процесс приобщения учащихся к декоративно – прикладному искусству осуществляется с учетом психофизиологических особенностей детей на разных этапах их развития.

В раннем подростковом возрасте у учащихся уже сформированы определенные знания, умения и навыки, которые помогают в освоении языка и образного строя декоративно-прикладного искусства. В этот период свойственны начало аналитического мышления, новые, более широкие интересы (интерес к своему собственному «Я»), живая любознательность, потребность рассуждать, наблюдательность, активность, стремление к деятельности. У младшего подростка огромная потребность в признании его взрослости окружающими.

Все это становится основой для углубленного изучения декоративно-прикладного искусства, его специфики на уровне восприятия, и в практической учебно-творческой деятельности. Это благоприятный возраст для приобщения детей к народному искусству.

В народном искусстве сочетаются правила, навыки, приемы, образы, мотивы, темы, коллективный опыт и природное начало. Это позволяет детям соприкоснуться с особым складом мышления наших предков и освоения ими окружающего мира через созидательно-творческую деятельность.

В практике преподавания декоративно-прикладного искусства не всегда уделяется должное внимание духовно-содержательным и образно-языковым проблемам.

Учащимся с УО, овладевшим основами декоративного творчества на материале народного, затем классического и современного декоративно-прикладного искусства, легче освоить другие виды пластических искусств. И найти применение этим умениям в социальной среде.

В процессе приобщения учащихся к декоративно-прикладному искусству важное значение имеет включение в процесс занятия активных средств эмоционально-образного воздействия — слова, музыки, зрительных образов. На занятиях, посвященных народному искусству необходимо комплексное использование разных видов фольклора —  устно-поэтического (сказки, пословицы, поговорки, обрядовые тексты и др.), а также музыкального и изобразительного, что помогает осознать учащимся целостность народной культуры. Важным компонентом на завершающей стадии занятия является обсуждение детских работ. При обсуждении и оценке работ необходимо учитывать следующие критерии:

— декоративность: выход на уровень лаконично-обобщенного (композиция, форма, цвет, изобразительные элементы и т. д.);

— содержательность: полнота реализации в учебно-творческом задании полученных знаний, поиск содержательной формы;

— оригинальность: работа фантазии, воображения, привнесение элементов новизны, личностное прочтение задания.

Важное значение в художественно- эстетическое развитии учащихся имеют итоговые, обобщающие занятия четвертей, года, которые можно драматургически выстраивать как праздники.

Декоративное искусство – это один из видов пластических искусств и разделяется на непосредственно связанное с архитектурой – монументально-декоративное искусство (витражи, мозаики, росписи на фасадах и в интерьерах, декоративная садово-парковая скульптура и т. д.), декоративно-прикладное искусство (бытовые художественные изделия) и оформительское искусство.

В народном искусстве принято выделять образы-типы изделий традиционных художественных промыслов, которые отражают мифологические и эстетические представления народа. Например, образ птицы, коня, дерева жизни, женщины, знаки-символы земли, воды, солнца можно увидеть, в разных художественных материалах: вышивке, ткачестве, росписи по дереву и металлу, резьбе по дереву, др.

Обращенность народного искусства к человеку и воздействие на его интеллектуальную и эмоционально-чувственные сферы раскрывают большие возможности для использования изделий традиционных народных художественных промыслов в системе образования.

Длительное время под традиционностью народного искусства понимались в основном древность его образов, форм и приемов, устойчивость их сохранения и преемственность в освоении.

        Развитие системы профессионально-технического образования подростков невозможно без серьезного концептуального программно-методического обеспечения деятельности всего блока образования и деятельности каждого творческого объединения. Целями и задачами последнего необходимо отражать общую стратегию развития, основные принципы педагогической деятельности, главные содержательные линии работы. Это весьма серьезная задача, решение которой может быть рассчитано на несколько лет и вестись под руководством наиболее квалифицированных и опытных педагогов школы.

        Разработка специализированных образовательных программ нового поколения предполагает учет ряда принципов:

 – ориентация на широкое гуманитарное содержание, позволяющее гармонично сочетать национальные и общечеловеческие ценности;

 – формирование у учащихся целостного и эмоционально-образного восприятия мира;

 – развитие познавательной, социальной, творческой активности ребенка, его нравственных качеств;

 – реализация единства образовательного процесса.

Такие образовательные программы нового поколения должны содержать разные уровни сложности и позволять педагогу найти оптимальный вариант работы с той или иной группой детей или с отдельным ребенком.

Они также должны быть открытого типа, т.е. ориентированными на расширение, определенное изменение с учетом конкретных педагогических задач, отличаться содержательностью, вариативностью, гибкостью использования.

На их основе можно выстраивать работу, которая будет отвечать социально-культурным особенностям того или иного региона, традициям и условиям конкретного общеобразовательного учреждения, возможностям и интересам различных групп обучающихся, их родителей, педагогов.

Заключение.

Развитие эстетическоговосприятия человека является одной из центральных линий его личностного развития, что и обусловило наше обращение к разработке программы развития творческого потенциала учащихся. Мы рассматриваем творческое развитие как реализацию человеком собственной индивидуальности, отражающей уникальность каждого отдельного человека. Внутренняя жизнь человека — это, прежде всего эмоциональная жизнь; самодостаточным выражением человеческой индивидуальности для нас являются эмоциональные состояния и реакции человека, содержание и модальность которых безошибочно указывают на истинное отношение человека к происходящему.[

Принимая и поддерживая эмоциональные состояния и реакции человека, мы способствуем проявлению его индивидуальности и творческого потенциала. Систематическое обращение человека к собственным эмоциональным состояниям и реакциям и их подтверждение дает ему ощущение выраженности, собственной уникальности.

Созданная нами программа развития творческого потенциала учащихся, с соблюдением условий безоценочного принятия и поддержки эмоциональных состояний и реакций учащихся, создания атмосферы психологической безопасности, а также проблемности, диалогичности, индивидуализации, представляет собой надежный инструмент развития творческого. Механизм развития творческого потенциала через эмоции, через проявление человеком своей индивидуальности универсален; он работает во всех возрастах. Но она должна осуществляться с учетом возрастных новообразований детей.

Для подростков чрезвычайно значимым является их собственный внутренний мир — мир тайных переживаний и его выражение в общении со сверстниками. Основными линиями работы по развитию творческого потенциала с подростками является расширение репертуара средств эмоционального самовыражения, овладение коммуникативными умениями и навыками и умением ставить и решать проблемы.

 Освоение коммуникативных умений и навыков осуществляется на основе эмоциональной поддержки другого человека, на основе построения помогающих отношений. Педагог, ведущий занятия по разработанной нами программе, выступает как носитель определенных ценностей — ценностей психологической безопасности и поддержки в общении. Эти ценности усваиваются детьми и становятся их собственными.

Эстетическое и трудовое воспитание средствами декоративно-прикладного искусства тесно связано с образованием и обучением, а эффективность этого единства во многом зависит от организационно-методического уровня постановки учебно-воспитательного процесса.

Декоративно-прикладное творчество один из видов изобразительного искусства, является составной частью искусства народа и несет в себе духовные и эстетические ценности, накопленные трудом и талантом многих поколений.

Декоративно-прикладное искусство является одним из факторов гармонического развития личности. Посредством общения с народным искусством происходит обогащение души ребенка, прививается любовь к своему краю. Народное искусство хранит и передает новым поколениям национальные традиции и выработанные народом формы эстетического отношения к миру. Искусство народных мастеров помогает раскрыть детям мир прекрасного, развивать у них художественный вкус.

Универсальность описанных механизмов развития творческого потенциала учащихся подтверждается тем, что они срабатывают и на взрослых людях; использование развивающей программы с учителями приводит к развитию их творческого потенциала.

Литература:

1. Возрастные возможности усвоения знаний. /Под ред. Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова. – М., 1966-326с.

2. Выготский Л.С. Психология искусства. – М., 1968-172с.

3. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. – СПб., 2002-146с.

4. Народное искусство и детское творчество, Грибовская А.А.

Издательство: Просвещение,  2006- 160с.

5. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. – М., 1989-168с.

6. Развитие творческого потенциала личности школьника /Вопросы психологии. 1996. № 3. С. 28—34. — 0,5 п.л.

7. Киселева М.В. "Арт-терепия в работе с детьми". СПб.: Речь, 2008-160с.

8. Ворожцова О.А. Музыка и игра в детской психотерапии. М.: Издательство Института Психотерапии, 2009. - 90с.

9. Горский В.А. Методологическое обоснование содержания, форм и методов деятельности педагога дополнительного образования // Дополнительное образования. – 2003-336с.

10. Дополнительное образование детей. / Под ред. Лебедева О.Е. – М.: ВЛАДОС, 2000-194с.

11. Возвращение к истокам: Народное искусство и детское творчество. /Под ред. Т.Я.Шпикаловой и Г.А.Поровской. – М.: Гум.-изд.центр “ВЛАДОС”., 2000- 120с.

12. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте.– М., 1990-245с.

13. Закон 273-ФЗ "Об образовании в РФ" 2014 новый 273-ФЗ. рф

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 07.05.2013 с изменениями, вступившими в силу с 19.05.2013) "ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока «Развитие навыков, технических приемов игры в баскетбол у школьников среднего звена»

Конспект урока «Развитие навыков, технических приемов игры в баскетбол у школьников среднего звена»...

ПРОЕКТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОТ «Информационно-коммуникационные технологии в процессе обучения школьников среднего звена в контексте модернизации российского образования»

Большинство учителей отмечают необыкновенную особенность современных детей – быть на «ты» с окружающей их техникой. Во многих семьях имеются персональные компьютеры, и дети быстро обучаются работать н...

Олимпиадные задания по математике для школьников среднего звена

Задания с решением для проведения олимпиады по математике в 5, 6, 7, и 8 классах....

Интеллектуальное развитие школьников среднего звена на уроках русского языка в традиционной системе обучения

В татье рассказывается об интеллектуальном развитии детей на уроках русского языка, о проведении регулярных развивающих занятий, включении детей в постоянную поисковую деятельность, что существенно ра...

Духовно-нравственное и гражданско -патриотическое воспитание школьников среднего звена на уроках литературы при изучении русского народного творчества

Статья написана для участия в работе IIIМеждународной научно-практической конференции "Духовно-нравственное и гражданско -патриотическое воспитание школьников"...

«ОСОБЕННОСТИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ТНР ОВЗ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СО ШКОЛЬНИКАМИ СРЕДНЕГО ЗВЕНА СШ»

laquo;ОСОБЕННОСТИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ТНР ОВЗ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ  СО ШКОЛЬНИКАМИ СРЕДНЕГО ЗВЕНА  СШ» Проблема нарушения письменной речи детей среднего...

Методические рекомендации по организации духовно-нравственного воспитания школьников среднего звена «Аксиологические номинации как средство формирования духовно-нравственных ориентиров учащихся»

С целью оказания методической поддержки в процессе осуществления  духовно-нравственного воспитания обучающихся МБОУ Одинцовской СОШ №17 с УИОП составлены Методические рекомендации по организации ...