Урок в 6 кл. «Преобразующая сила музыки В.А. Моцарта и влияние её на женский труд»
план-конспект урока по технологии (6 класс)

Цховребова Марина Алибековна

Интегрированный урок по музыке и технологии в 6 классе

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Филиал     МКОУ СОШ    с.Суадаг  в  с.Хаталдон

Тема  интегрированного  урока в 6 классе:

«Преобразующая сила

 музыки В.А.Моцарта

и влияние её на женский  труд»

                                                                                       Учитель музыки и технологии

                                                          филиала  МКОУ СОШ  с.Суадаг  в  с.Хаталдон

                                                                            Цховребова  Марина  Алибековна

14.10.2016 г

Тема  интегрированного урока:

«Преобразующая сила музыки В.А. Моцарта и влияние её на женский  труд»

Цели и задачи урока: Воспитательные:

На музыкальном материале урока воспитывать у детей любовь к творчеству В. Моцарта. Прививать чувство любви к Родине, к традициям и культуре родного края.

Образовательные:

Расширить понятия о том, что музыка преобразующие воздействует на человека и результат его труда.Дать понятие национального орнамента и использования его в быту, в национальной одежде.

Развивающие:

Развитие мировоззрения, ассоциативно-образного мышления, музыкальной памяти, певческих навыков, ритма; моторики пальцев, кистей рук; координации слуха, воображения, мышления и выполнения функций художественного труда.

Художественная идея урока:

«Чтите науки, любите искусство                    Без сожаленья беритесь                                 за труд, дети!                                           Тогда благородные чувства в вас благодатные чувства найдут »

                                                                                             К. Хетагуров


Музыкальный материал и виды художественного труда

Цели и задачи

Методы реализации

1

«Рондо» Моцарта

Определить автора музыки, характер, форму рондо.

Презентация, слушание, беседа, обобщение по теме урока

2

Осетинская народная песня «Онай»

Имитация трудовых движений, элементы трудовой деятельности

Работа над выразительностью исполнения пения и ритмических движений.    

Связь трудовых движений с жизненными, украшение тесьмой алдынбыд шапки (нымæт худ)

Исполнение, а капелла в народном духе.

3

Симфония № 40  I и II части

Рассказ о Моцарте.

Определить, кто исполняет (симфонический оркестр), характер произведения. Вспомнить музыкальный термин СИМФОНИЯ

Словесный метод.

Эмоциональное восприятие. Анализ музыкального произведения. Метод поисковой ситуации.

4

«Девичий танец» из к/ф «Ах, любовь» обработка осетинского композитора Ф.Алборова музыка Б.Газданова«Лирическая»

(исполнение песни в танце)

Художествен. труд-вышивание

Исполнение танца под звучание осетинской гармошки.

Аккуратно выполнить орнамент на женском головном уборе

Исполнение в ансамбле. Проблемно-поисковые ситуации с орнаментом на костюме.

5

Физминутка

Осуществить здоровьезбережение, смена рода деятельности.

    6

Симфония № 40  III часть

Определить характер части. Что такое минуэт, вспомнить  музыкальный термин

Слушание, беседа, выполнение работы.

7

 Рефлексия учебной деятельности.

Соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода построения нового знания.

Определяют своё эмоциональное состояние на уроке.

Домашнее задание.

Предлагается записать отзывы родителей в рабочих тетрадях.



Вход: под музыку «Рондо» Моцарта

 Прочитать: «Чтите науку, любите искусство                                                 Без сожаленья беритесь за труд, дети!                                     Тогда благородные чувства                                                                           в вас благодатную почву найдут »

  • Эти слова принадлежат великому осетинскому поэту Коста Хетагурову. И сегодня на уроке нас будет сопровождать этот наказ.
  • Ребята, в класс вы вошли под музыку. Скажите, знакома ли вам она? (Это Моцарт «Маленькая ночная серенада» или «Рондо»)
  • В младших классах мы познакомились с разными формами музыки (одночастной, двучастной, трехчастной, вариация, рондо) и это произведение мы слушали. Подумайте, в какой форме написана эта музыка?

(В форме рондо, Рондо - это движение по кругу)

  • А какой характер преобладает здесь? (легкий, танцевальный, веселый)
  • Это произведение написано специально для ночных праздников. Обычно говорят, что в музыке Моцарта преобладает солнечность, добро и свет.

На прошлых уроках я вам рассказывала о жизни Моцарта. Посмотрите на дату его рождения и что вы можете сказать? (Весь мир отмечал 260-летие со дня его рождения)

  • Я хочу вам рассказать интересную историю о Моцарте, когда ему было шесть лет.

« В летнем загородном дворце австрийского императора Франца I царило оживление. В парадной гостиной собрались многочисленные члены императорской семьи и их гости. Все с нетерпением ожидали выступления «маленького гения». Слух о его феноменальном даровании разнесся по всей Вене. После того, как публика расселась в роскошные кресла, в зал вошел худенький мальчик. На фоне пышной обстановки дворца его фигура казалась еще более хрупкой. А сам он выглядел совсем малышом, во всяком случае гораздо моложе своих шести лет. Мальчик был одет по тогдашней моде. На нем был атласный камзол, а на голове белый серебристый паричок с косичкой. Он с милой непринужденностью раскланялся гостям и сел за клавесин, старинный клавишный инструмент. Его маленькие ножки в белых шелковых чулках и в башмачках с пряжками не доставали до пола и забавно свисали со стула. Лицо мальчика стало необычайно серьезным и сосредоточенным. Он поднял свои ручки в кружевных манжетах к клавишам и заиграл. Детские пальчики запорхали по клавиатуре с такой быстротой, что

невозможно было за ними уследить. Мальчик вдохновенно и с невероятной виртуозностью исполнял сложнейшие пьесы. Затем он играл в четыре руки со своей прелестной старшей сестрой. Все присутствующие были буквально заворожены чудом, рождавшимся на их глазах - игра мальчика превосходила любые фантазии.

  • Да ты самый настоящий маленький чародей, — с восторженной улыбкой сказал император и шутливо добавил: - Ну, конечно, десятью пальцами играть легко. А вот если бы ты смог сыграть то же самое одним пальцем, это было бы удивительно.

Мальчик вновь подсел к клавесину и одним пальцем исполнил мелодию только что сыгранной пьесы без единой ошибки и так бегло, что все диву давались.

  • А если клавиши закрыть платком и ты их не будешь видеть, сможешь ли ты сыграть?

Клавиатуру накрыли тонким шелковым платком, но и через него мальчик играл также уверенно и виртуозно.

Затем по просьбе императора он исполнял «с листа», то есть по нотам без подготовки, абсолютно незнакомое произведение. И под конец тут же импровизировал музыку собственного сочинения.

Мальчик с блеском выдержал сложнейшие испытания, устроенное ему в императорском дворце. Знатная публика, не скрывая своего восхищения, в восторге рукоплескала маленькому вундеркинду. А он, закончив играть, поспешил к своей матери, но поскользнулся на натертом до блеска паркете и упал. Слезы брызнули из его глаз. Одна из молодых принцесс подхватила малыша на руки и, усадив на колени, стала утешать его.

  • Вы так добры,- серьезно сказал мальчик.- Когда я вырасту, непременно женюсь на вас.

Все гости заулыбались»

Моцарт был необыкновенно трудолюбив. Его называют величайшим тружеником: он выступал на концертах, сочинял музыку, учился, изучал иностранные языки, хорошо знал другие предметы...

Если бы не его трудолюбие, то музыка Моцарта не смогла бы изменить мир, обогатив его новыми представлениями о красоте. Прошло столько времени, а музыку Моцарта любят до сих пор.

Когда Моцарт бывал дома наедине со своей мамой, то любил помогать ей по дому. Мама маленького Моцарта тоже любила музыку и очень хорошо пела во время работы. .

В младших классах мы говорили о жанрах песен и один из них - это трудовые песни. Эти песни о труде и созданы они именно для того, чтобы их петь во время работы.

Со временем песни изменяли, создавая новые, более красивые.

Тематика женских трудовых песен ограничивается в основном интересами домашнего, ручного труда.

Сейчас мы с вами вспомним одну из старинных осетинских песен «Онай».Её исполняли во время работы, когда валяли шерсть, чтобы сшить войлочные шляпы (нымæт худтæ).

C:\Users\МаринаА\Desktop\урок.jpeg

Готовые шляпы украшали тесьмой (алдынбыд). И мы сейчас попробуем сплести тесьму, а потом пришить т.е. украсить наш головной убор.        

Работая с иголкой и ножницами не забывайте о технике безопасности

  • Как мы ими должны пользоваться?

(Иголку нельзя оставлять не вдев ее в игольницу, ножницы нужно передавать в закрытом виде и колечками вперед. Нельзя махать иголкой перед глазами рядом сидящего).

  — Классическая музыка влияет на человека и делает его труд более легким. Молодой Моцарт не имеющий еще 15 лет изучал прекрасное  и изображал в своей музыке с грацией и умением. С грацией, т.е. более утонченно, изящно, красиво.

И сегодня вы познакомитесь с одной симфонией Моцарта.

Это симфония № 40 - одна из трех последних симфоний композитора, которые он сочинил меньше, чем за три месяца, незадолго перед созданием великого «Реквиема».

  • Сейчас мы послушаем 1 часть симфонии и обратите внимание на то, что главную тему исполняют скрипки, что придает музыке певучесть, мягкость и изящество.

 Послушайте и почувствуйте, какие чувства в вас раскрывает музыка Моцарта. В каком характере звучит эта часть? (лирическом, нежном)

  • Слушая музыку Моцарта, на душе становится светло, потому что она исходила из самого сердца композитора к сердцу слушателя.
  • Послушайте сейчас II часть и определите, изменился ли характер симфонии?(эта часть медленная, более спокойная, светлая, ласковая, чем I часть)

В рассказе о шестилетнем Моцарте, когда он выступал в загородном  дворце императора Франца I, еще говорится о том, что в знак благодарности  император подарил «маленькому гению» костюм с жилетом из тончайшего  сукна лилового цвета, расшитый золотом, с красивыми пряжками и пуговицами. Такой был костюм XVIII в. в Австрии.

Показ осетинских костюмов на компьютере.

—        К какому народу принадлежат эти костюмы? (к осетинскому)

—А как украшен осетинский костюм? (орнаментом)

  • Кто скажет, что такое орнамент?

(Орнамент - это узор, построенный на ритмическом чередовании и сочетании геометрических элементов форм растительного и животного мира. Основное назначение орнамента - это украсить поверхность предмета, более четко выявить его форму.)

—  Давайте  сейчас  рассмотрим  эту  картину.  Кто  автор  и как называется?                  (Махарбек Туганов «Пир нартов»),

—Кого мы здесь видим?

(Нарт Сослан танцует по краям большой чаши с пивом; Сырдон играет на двенадцатиструнной арфе (дыууадаестаенон фаендыр); Сатана стоит с чашей пива, и нарты, которые пирует.

— Обратите внимание на их одежду. Видите ли, элементы орнамента?

—А сейчас наши девочки в национальных костюмох исполнят «Девичий танец». А вы полюбуйтесь красотой костюмов и обратите внимание на орнамент.

— После танца продолжить рассказ о картине как нарты воспитывали молодежь.

  • Имя Сатаны связывают с осетинским пивом. Это она заметила, что птичка опьянела, отведав хмель. Таким образом, Сатана задумала сварить этот напиток, который назвали пивом (бæгæны).

Физминутка

Женский труд был очень тяжелый, и только по вечерам у женщин было время рукодельничать. Особым уважением пользовались те девушки, которые умели вышивать, шить.

        Сейчас мы с вами продолжим свою работу - вышивание орнамента.

  • Скажите, а под какую музыку по характеру нам будет легче работать? Под спокойную или немного подвижную?(немного подвижную)
  • Приступаем к работе и не забываем о технике безопасности работы с иголкой и ножницами.      

А выполнять мы будем, слушая Ш часть-симфонии. И называется она менуэт. Этим танцем открывали балы. Во время танца девушки двигались не торопясь, грациозно, с достоинством и исполнять работу тоже-нужно также.

Итог: Ребята, вы не заметили, что урок у нас сегодня был какой-то необычный?

Вначале мы слушали «Рондо» Моцарта, затем валяли шерсть, опять слушали Моцарта, исполняли «Девичий танец», и пели песню Газданова, вышивали орнамент и вновь вернулись к Моцарту.

Перечисляя на доске показываем форму

  • На что это похоже? (форма Рондо)

Если провести параллель то можно сравнить Рондо с трудом женщины, где виды труда повторяются каждый день, как бы по кругу.

Ребята, урок мы начали со строк К. Хетагурова, прочтите их еще раз.

  • Подумайте над смыслом этих слов. Какой наказ давал Коста детям, связаны ли эти слова с нашим уроком.(Коста Хетагуров призывал любить науки и искусства и, прежде всего труд, ведь кто не любит трудиться ,тот в жизни ничего не добьется).
  • И в конце урока я вам предлагаю мини тест.

Рефлексия:

  • Помогла ли нам музыка сделать наши изделия более красивые. И что вам понравилось в ваших работах, а что нет.

Домашнее задание: научите своих мам, сестер, братьев плести тесьму алдынбыд и покажите как правильно пришивать  тесьму к орнаменту, а мама запишет отзыв в тетраде.

ВЫХОД: Под музыку Моцарта.

 Приложение

                                                      Тест

1. Моцарт композитор

        А) Австрийский

        Б) Немецкий

  2. В какой форме написана «Маленькая ночная серенада»

     А) Одночастной

     Б)Рондо

  3. Алдынбыд - это

   А) Вышивание тесьмы                                                                                                                                    Б) Плетение тесьмы

 4. Автор картины «Пир нартов»

       А) Туганов

        Б) Репин

 5. В каком характере исполнялась симфония №40

        А) Светлая, ласковая

     Б)Грозная, мрачная


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект и презентация к уроку музыки «Преобразующая сила музыки».

Тема урока: Преобразующая сила музыки.Тип урока: комбинированный.Цель урока: Формировать знания детей о преобразующей силе музыки.На уроке решались образовательные, воспитательные и развивающие задачи...

Презентация к уроку музыки по теме "Преобразующая сила музыки" 6 класс

Презентация к уроку музыки по теме "Преобразующая сила музыки" 6 класс...

Урок по музыке 6 класс "В чем сила музыки В.А.Моцарта"

Урок музыки разработан для проведения в 6-м классе, во 2-м полугодии по программе по музыке 1–8-м классе под руководством Д.Б. Кабалевского....

Урок музыки в 6 классе "Преобразующая сила музыки" 2 полугодие

Урок  музыки в 6 классе "Преобразующая сила музыки"...

Урок музыки в 6 классе "Преобразующая сила музыки"

В. Моцарт «Реквием»Художественно-педагогическая идея урока:«Ты, Моцарт, БогИ сам того не знаешь».А. С. Пушкин...

Модель урока по музыке 6 класс "Преобразующая сила музыки Л.В. Бетховена"

Конспект урока  по проамме Д.Б. Кабалевского"Преобразующая сила музыки" 6 класс...