Самообразование учителя технологии
материал

Хонгорова Цыцыгма Дугаровна

         Самообразование – процесс  сознательной самостоятельной познавательной деятельности, это творческий поиск педагога. Личный перспективный план педагога можно назвать программой самообразования или программой развития педагога, - это модель по выстраиванию индивидуальных траекторий саморазвития, где важно показать способность определять содержание образования как саморазвитие, способность выбирать способы и формы деятельности, способность строить и перестраивать программу.

         Опыт работы по теме, позволит подтвердить, что личность ребёнка -

слишком многогранное и сложное понятие, чтобы её ценность определять только лишь степенью усвоения программы. Ребёнок может нормально развиваться только тогда, когда даже не самые выдающиеся его способности замечены и по достоинству оценены окружающими. Из этих оценок постепенно складывается нормальная самооценка личности, превращающаяся со временем в чувство собственного достоинства. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_uchitelya_tehnologii.docx53.85 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Республики Бурятия

ГБОУ «Эгитуйская специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа-интернат VIII вида»

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ

учителя технологии (швейное дело)

Хонгоровой Цыцыгмы Дугаровны

(2016-2020 г.г.)

Тема самообразования:

«Развитие творческой активности и навыков самостоятельной деятельности учащихся на уроках швейного дела и во внеклассной деятельности»

с. Можайка, 2016 г.

Личная карта учителя

Ф.И.О. учителя

Хонгорова Цыцыгма Дугаровна

Дата рождения

15.08.1962 г.

Образование (когда и какое учебное заведение окончил)

высшее, 1998 год – Бурятский государственный университет

Специальность и квалификация по диплому

«Технология и предпринимательство»

учитель технологии и предпринимательства

Место работы

ГБОУ «Эгитуйская специальная (коррекционная общеобразовательная школа-интернат VIII вида»

Занимаемая должность

учитель технологии

Общий трудовой стаж

35 лет

Педагогический стаж

34 года

Переподготовка

ГБОУ СПО «Бурятский республиканский педагогический колледж». «Коррекционная педагогика в начальном образовании»    30.01.2014 г. - 13.10.2014 г.

Тема самообразования:

«Развитие творческой активности и навыков самостоятельной деятельности учащихся на уроках швейного дела и во внеклассной деятельности».

Актуальность выбранной темы самообразования:

       Одной из актуальных проблем сегодня является проблема развития творческой активности учащихся. В условиях быстро меняющейся ситуации общественного развития от человека требуется максимальное проявление гибкости, критичности, толерантности, умение находить нестандартные решения возникающих проблем. Перечисленные качества в большей степени присущи творческим личностям и позволяют им не только быстро адаптироваться, но и эффективно действовать в любых жизненных ситуациях, быть успешными в различных социальных общностях и экономических системах. Назрела необходимость готовить на уроке субъекта, творчески активную личность, заинтересованную во все более самостоятельном познании.

        Развитие творческих способностей начинается в детстве, а уровень их сформированности выступает гарантом успешности личности в осуществляемой деятельности, ее социальной мобильности. Это качество можно развивать во всех социально и личностно значимых видах деятельности.  

Развитие творческой активности и навыков самостоятельной деятельности учащихся на уроках швейного дела  является очень актуальной и перспективной темой. Работу по развитию творческой активности и навыков самостоятельной деятельности на уроках швейного дела следует рассматривать в качестве необходимого компонента  трудового обучения воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.

        Цель работы: обеспечение различных индивидуальных траекторий получения полноценного образования, учитывающих способности, возможности, интересы обучающихся воспитанников с нарушением интеллекта, создание необходимых условий для развития у них познавательного интереса к швейному делу на основе использования различных приемов и форм обучения; достижение более высокого уровня моей профессиональной компетентности.

        Задачи: 

  • обеспечение высокого методического уровня проведения уроков профессионально-трудового обучения (швейное дело).
  • повышение  качества проведения учебных занятий по внедрению новых технологий.
  • совершенствование видов и форм диагностики и контроля.
  • разработка учебных  и дидактических материалов.
  • развитие творческой активности  учащихся на уроках швейного дела, формирование  способности учащихся к творческому саморазвитию, к творческой деятельности.
  • повышение мотивации и качества знаний учащихся.
  • активизация самостоятельности  и познавательной деятельности учащихся.
  • формирование позитивного отношения к труду.

Основные направления самообразования:

  • профессиональное (предмет преподавания);  
  • методическое (педагогические технологии, формы, методы и приемы обучения, информационно-компьютерные технологии);
  • психолого-педагогическое (ориентированное на учеников и родителей);
  • охрана здоровья;
  • психологическое (имидж, общение, искусство влияния, лидерские качества и др.);
  • социальное (участие в жизни социума школы).

Источники самообразования: 

  • СМИ, в том числе: специализированная литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная);
  • интернет; медиа-информация на различных носителях;
  • семинары, конференции, лектории, мероприятия по обмену опытом, мастер-классы, курсы повышения квалификации.

Формы самообразования:

  • индивидуальная – через индивидуальный план;
  • групповая – через участие в деятельности школьного методического

объединения учителей, а также через участие в жизни школы.

Пояснительная записка

          Для современной школы требуется учитель, способный свободно и активно мыслить, моделировать воспитательно-образовательный процесс, самостоятельно генерировать и воплощать новые идеи и технологии обучения и воспитания, поэтому важную роль в нашей работе играет профессиональная компетентность педагога на современном этапе развития образования. С целью повышения психологической культуры в образовательном процессе систематически следует проходить соответствующие курсы повышения квалификации по предмету и дополнительному образованию, заниматься самообразованием по индивидуальной программе развития своего профессионализма. 

         Совершенствование качества обучения и воспитания в школе напрямую зависит от уровня подготовки педагогов. Этот уровень должен постоянно расти и немалую роль здесь играет самообразование учителя.

         Самообразование – процесс  сознательной самостоятельной познавательной деятельности, это творческий поиск педагога. Личный перспективный план педагога можно назвать программой самообразования или программой развития педагога, - это модель по выстраиванию индивидуальных траекторий саморазвития, где важно показать способность определять содержание образования как саморазвитие, способность выбирать способы и формы деятельности, способность строить и перестраивать программу.

         Опыт работы по теме, позволит подтвердить, что личность ребёнка -

слишком многогранное и сложное понятие, чтобы её ценность определять только лишь степенью усвоения программы. Ребёнок может нормально развиваться только тогда, когда даже не самые выдающиеся его способности замечены и по достоинству оценены окружающими. Из этих оценок постепенно складывается нормальная самооценка личности, превращающаяся со временем в чувство собственного достоинства. 

        Специфика педагогической деятельности такова, что для эффективной деятельности, учитель должен владеть знанием собственного предмета, методиками его преподавания, психологией и педагогикой, иметь общий высокий уровень культуры, знать приемы риторики, основы мониторинга, обладать большой эрудицией. Сегодня в век информационно-коммуникативных технологий в области образования учителя МО ставят перед собой и своими учениками новые задачи и проблемы:  

        Проблема: повышение качества преподавания учебных предметов, внедрение в учебный процесс новых технологий обучения.

          Перечень вопросов по самообразованию:

1. Наличие инноваций в работе, т.е. овладение новыми информационными технологиями, введение новых образовательных стандартов.

2. Работать   над   созданием   в   коллективе   учащихся   класса   творческой обстановки, здорового нравственно-психологического климата.

3. Распространение      педагогического      опыта    

4. Самоанализ и оценка своей творческой деятельности.

5. Продолжать изучать педагогический опыт других учителей.

6. В каждом классе, где преподаю швейное дело, ставить перед собой задачу - проанализировать потребности и способности ребенка, учесть его возрастные особенности и заинтересовать предметом.

        Ожидаемые результаты:

1. Повышение мотивации и качества знаний на уроках швейного дела;

2. Апробация новых видов и форм диагностики;

3. Разработка и проведение открытых уроков, внеклассных мероприятий, обобщение опыта по исследуемой теме;

4. Повышение качества учебных занятий по внедрению новых технологий.

Планирование работы над темой самообразования

Этапы

Содержание работы

Сроки

Практическая деятельность

Информа

ционно-аналитический

Изучение литературы по проблеме и имеющегося опыта.

2016-2020

Школьные и районные МО.

Изучение литературы.

1.Определение целей и задач темы.

2.Разработка системы мер, направленных на решение проблемы.

3.Прогнозирование результатов.

2016-2020

1.Выступление на заседании школьного МО учителей

Практический:

1.Внедрение опыта работы.

2.Формирование методического комплекса.

3.Корректировка работы.

2016-2020

1.Выступление на заседании педагогического совета

2.Открытые уроки на уровне школы.

3.Участие в конкурсах, выставках, конференциях. 

Обобщающий

Внедренческий:

1.Подведение итогов.

2.Оформление результатов работы.

2016-2020

1.Выступление на заседании  школьного МО учителей труд. об.

2.Участие и результаты в районных, республиканских и  всероссийских конкурсах.

3.Консультативная помощь учителям и учащимся. 

Распространение опыта работы.

2019,

2020

1.Принять участие в фестивале педагогических идей «Открытый урок».

2.Результаты работы над темой самообразования разместить на школьном сайте.

3. Участие в конкурсах.

Накопление знаний по единой методической теме

Этапы работы

Содержание работы

Сроки выполнения

Информационно-аналитический

2016-2020

Научно-исследовательская работа по единой методической теме:

1. Изучить новые программы и учебники, уяснить их особенности и требования

2.Знакомиться с новыми педагогическими технологиями через предметные издания и Интернет.

3. Повышать квалификацию на курсах для учителей профессионально-трудового обучения.

 

 

 

регулярно

 

 

Совершенствование психолого-педагогической подготовленности:

1.Совершенствовать свои знания в области психологии и педагогики.

 

 

регулярно

Изучение методической и учебной литературы:

Методические

1.Совершенствовать знания современного содержания образования учащихся по профессионально-трудовому обучению.

2. Знакомиться с новыми формами, методами и приёмами обучения  швейному делу.

3. Принимать активное участие в работе школьного МО учителей   профессионально-трудового обучения.

4. Организовать работу с одарёнными детьми и принимать участие в  конкурсах «Лучший по профессии» среди коррекционных школ.

5. Изучать опыт работы лучших учителей района, республики.

6. Посещать уроки коллег и участвовать в обмене опытом.

7. Периодически проводить самоанализ профессиональной деятельности.

 

регулярно

 

 

регулярно

 

 

регулярно

 

 

ежегодно

 регулярно

 

 регулярно

 

Повышение мировоззренченского уровня:

Информационно-технологические технологии

1.Изучать ИКТ и внедрять их в учебный процесс.

2.Обзор в Интернете информации по профессионально-трудовому обучению (швейному делу),  педагогике, психологии.

3.Общение с педагогами на различных сайтах.

регулярно

 

регулярно

 

 

Охрана здоровья

1.Внедрять в образовательный процесс здоровьесберегающие технологии.

2.Вести здоровый образ жизни.

регулярно

 

 регулярно

Реализация приобретенных знаний

1.  Создать собственную базу лучших сценариев уроков, интересных приемов и находок на уроке.

2.  Проводить открытые уроки для коллег по работе.

3.  Выступать с докладами по теме самообразования.

                                                         

Анализ работы по теме самообразования

В процессе изучения швейного дела контроль знаний  позволяет прогнозировать темпы индивидуального продвижения  учащихся, определять способности и наклонности. Однако контроль  со стороны учителя должен быть систематическим, разнообразным, творческим по формам и методам, по выбранному материалу.

Для развития познавательного интереса я использую творческие задания, которые не только интересны для учащихся, но и очень полезны, так как им приходится применять на практике. Первый вид творческих заданий – практические работы.

Вторым видом творческих заданий являются программированные задания с заданными ответами, на решение которых отводится минимальное время, учащиеся выполняют их, как правило, дифференцированно.

Третий вид – разноуровневые контрольные работы, позволяющие учитывать психологические  особенности учащихся.

Четвертый вид творческих заданий – тематические тесты, которые удобно использовать на уроках в старших классах.

Пятый вид – дидактические карточки, содержащие задачи  пониженной и повышенной сложности.

Выполнение творческих заданий позволяет провести потом интересную беседу, глубже вскрыть суть изучаемого предмета.

Активно использую в своей работе такую форму нестандартных уроков, как урок-соревнование.

Современное поколение знакомится с компьютером  раньше, чем начинает читать. Именно поэтому внедрение информационных технологий в образование привело к появлению новых образовательных технологий и форм обучения, базирующихся на электронных средствах обработки и передачи информации. В кабинете швейного дела установлено современное техническое оборудование (ноутбук, мультимедийный проектор, экран).                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            

Новые технические средства требуют особых форм и методов преподавания, инновационных подходов к процессу преподавания.

Компьютерные модели легко вписываются в традиционный урок, и позволяет учителю продемонстрировать многие эффекты, которые невозможно показать с помощью имеющегося оборудования в кабинете швейного дела.
            Моя педагогическая деятельность направлена на реализацию социального общественного заказа, цель которого заключается в формировании у обучающихся воспитанников гражданской ответственности, духовности и культуры, самостоятельности, инициативности, способности к успешной социализации в обществе. Эти качества могут быть реализованы только творческой личностью. Поэтому смысл моих преобразований состоит в том, чтобы воспитать детей с ограниченными возможностями здоровья с высоким уровнем творческой активности.

           В системе работы каждого учителя центральное место занимает урок.

При современном подходе к образовательному процессу урок уже нельзя рассматривать как основную несущую конструкцию этого процесса. Урок – лишь элемент в более крупной единице, предназначенной для изучения темы.

          Творчество - это высшая форма активности и самодеятельности человека. Хотя научить творчеству нельзя, но можно создать условия, способствующие формированию творческой личности.

           Для того чтобы сделать урок более эффективным, чтобы активизировать процесс познания, разнообразить деятельность учащихся и тем самым вызвать интерес к швейному делу, в моей системе работы есть и такие направления, как: 

  • творческие работы;
  • проектная деятельность;
  • игры-соревнования;
  • дидактические игры.


       Творческие работы дают возможность создать условия для реализации и развития творческих способностей, опираясь на внутренние потребности самоутверждения, самовыражения, самореализации учеников, а также развития самостоятельности и активности. 
       Активность - качество не врожденное и не постоянное, а динамически развивающееся и прогрессирующе. На уровень творческой и познавательной активности ребенка сильно влияют отношение учителя, его стиль общения, а также настроение самого ученика. Если ученику удалось себя реализовать в творчестве, достичь успеха в тех направлениях деятельности, которые ему особенно хорошо удаются, это значительно повышает его интерес к предмету.

        Творческие работы учеников состоят в активном участии создания:

  • компьютерных презентаций к урокам; 
  • кроссвордов, ребусов, шарад; викторин;
  • соревнований.

          На мой взгляд, решить проблему развития творческой активности учащихся позволяют возможности внеурочной деятельности. Проектно-исследовательская деятельность учащихся, по-моему, должна стать одной из наиболее массовых и перспективных форм практической деятельности. Такую работу наиболее эффективно проводить во внеурочное время, так как жёсткие временные рамки учебной программы по столярному делу и разный уровень развития детей и их подготовленности к предмету не позволяют сделать это во время уроков.

          Система работы складывается из традиционных и нетрадиционных  форм внеклассной работы:

  • Организация массовых мероприятий.
  • Подготовка и участие в районных, республиканских и всероссийских конкурсах. 
  • Беседа, рассказ.
  • Практикумы.
  • Экскурсии.
  • Выполнение творческих работ, проектов.


На протяжении последних трех лет наблюдается в среднем положительная динамика качества знаний обучающихся:    

Предметные результаты учащихся  (годовые отметки учащихся за 3 года)

Учебные годы

Классы (указать свои классы)

6кл.

7 кл.

8 кл.

9  кл.

усп.

кач. зн.

ср. б.

усп.

кач. зн.

ср. б.

усп.

кач. зн.

ср. б.

усп.

кач. зн.

ср. б.

2015-2016

100

66,7

3,6

100

100

4,5

100

100

4,0

100

80

4,3

2016-2017

100

94,4

3,8

100

78,7

3,8

100

100

4,0

100

100

4,3

2017-2018

100

100

4,0

100

100

4,3

100

100

4,2

100

100

4,3

Предметные олимпиады по технологии (швейное дело)

Олимпиада

Назначение

Уровень

Реализация

Предметная олимпиада по швейному делу

5-9 специальные (коррекционные) классы

школьный

2016 – 2017 учебный год

Предметная олимпиада по швейному делу

5-9 специальные (коррекционные) классы

школьный

2017 – 2018 учебный год

Предметная олимпиада по домоводству

5,6,9 специальные (коррекционные) классы

школьный

2018 – 2019 учебный год

Международная олимпиада по швейному делу

8-9 специальные (коррекционные) классы

Международная

2017 – 2018

учебный год

Предметная олимпиада по швейному делу

5-9 специальные (коррекционные) классы

школьный

2018 – 2019 учебный год

Предметная олимпиада по домоводству

5,6 «а», 6 «б» специальные (коррекционные) классы

школьный

2018 – 2019 учебный год

Программы кружков и факультативов

Программа

Назначение

Реализация

1.

Программа декоративно-прикладного кружка

Кружок «Мастерица»

С 2016 - 2020 г.г.

2.

Программа кружка по художественной обработке текстильных материалов.

Кружок «Мягкая игрушка»

 2015 -2016г.г.

2.

Программа кружка по художественной обработке текстильных материалов.

Кружок «Волшебная петелька».

2017 – 2018 учебный год

3.

Программа факультативных занятий по технологии (швейное дело)

«Занимательная технология»

   2014-2016 г.

Литература:

1. Бгажнокова И.М. Школа для детей с нарушениями интеллекта: тенденции, перспектива развития// Дефектология, № 3. М.: 2004.

2. Байкова Л.А., Гребенкина Л.К. Педагогическое мастерство и педагогические технологии. – М., 2001.

3. Бельчикова О.Е. Педагогическая технология. – Белгород, 1998

4. Коррекционная педагогика. Теория и практика. Научно-методический журнал, № 4 (58), 2013 г.

5. Технология, 5 класс. Швейное дело: разработки уроков / авт.сост. Л.В. Боброва. – Волгоград : Учитель, 2011. – 301 с.

6. Специальная педагогика. Под ред. Н. М. Назаровой. Москва АСАDEMА,  2000 год.

7. Новая модель обучения в специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждениях VIII вида: Новые учеб. программы и метод. материалы. – Кн.1/ Под ред. А.М. Щербаковой. - М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2001.

8. Трудовое обучение в специальных(коррекционных) школах VIII вида / Под ред. А.М. Щербаковой. – М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2001.

9. Мирский С.Л. Методика профессионально – трудового обучения во вспомогательной школе. Пособие для учителя. – 2 изд., перераб. – М. «Просвещение» ,1988.

10. Васенков Г.В. Технология трудового обучения детей с недостатками интеллекта// Дефектология, 2004. № 3.

11. Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида 5-9 классы, под ред. Воронковой.  Сб. № 2.- М.: Владос. 2014.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа самообразования Учителя технологии Байрамова Рахмета Тангатаровича

Программа самообразования  Учителя технологии Байрамова Рахмета Тангатаровича...

План по самообразованию учителя технологии МБОУ Новотроицкой СОШ, Татарского района, Новосибирской области

Проблема школы:«Создание развивающего пространства для деятельности субъектов образовательного процесса с целью обучения и воспитания творческой и конкурентоспособной личности». Ведущие идеи: -л...

Индивидуальный план самообразования учителя технологии Хайрутдиновой И.В. на 2015-2019гг.

Материал содержит план самообразования учителя технологии....

Индивидуальный план самообразования учителя технологии

Тема самообразования: «Современные образовательные технологии на уроках  технологии (проектная деятельность)»...

План самообразования учителя технологии МБОУ "СОШ №27 с углубленным изучением отдельных предметов" Г. Нижнекамска РТ

Выложен материал по самообразованию на 2015-2020 г.г. В плане раскрыты цель, задачи и перспектива проф. развития учителя предметника....

Индивидуальный план самообразования учителя технологии

Самообразование учителя нацелено на повышение своего теоретического, научно-методического уровня, профессионального мастерства и компетентности  как учителя...

Индивидуальный план профессионального развития и самообразования учителя технологии МБОУ «Гимназия № 9» г. Казани Лазаревой О.Н.

Индивидуальный план профессионального развития и самообразования разработан на пять лет....