Индивидуальный образовательный маршрут
методическая разработка по технологии (7 класс)

Прокофьева Наталья Евгеньевна

Представленный индивидуальный образовательный маршрут ориентирован на развитие интеллектуально-творческого потенциала обучающейся. И в качестве  основной задачи  для творческой деятельности   было выбрано направление работы –  подготовка  к  участию  в  X II   Всероссийском заочном конкурсе учебных проектов в образовательной области «Технология» имени М.И. Гуревича.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл iom.docx35.02 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Парабельская      гимназия

«Рекомендовано»

           Метод.советом

 Протокол от …….

«Принято»

 на педагогическом совете

Протокол от ………….

«Утверждено»

Приказом директора

от  ……..  №

 ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ   ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ  МАРШРУТ

по   ТЕХНОЛОГИИ  

Составитель:

учитель технологии

первая квалификационная категория

МБОУ Парабельская гимназия

Прокофьева Н.Е.

 Парабель, 2018

Пояснительная записка

Современное состояние образования характеризуется интенсивным поиском наиболее эффективных форм образовательной деятельности, созданием таких условий обучения и развития одаренной личности, которые способствовали бы максимальному раскрытию их способностей.

Проблема одаренности в настоящее время становится все более актуальной. Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну из главных задач совершенствования системы образования в целом.

Главной целью образовательной области «Технология» является подготовка учащихся к самостоятельной трудовой жизни в современном информационном  обществе; развитие и воспитание широко образованной, культурной, творческой и инициативной личности.

Традиционные формы и методы обучения, ведущие одаренную личность по обобщенному, стандартному, единому для всех образовательному пути, направленные на пассивное усвоение, требуют от ребенка лишь усидчивости, не развивая в нем стремление к активности и самореализации. Очевидно, что при максимальном учете индивидуальных особенностей ребенка, для формирования комплекса умений его самосовершенствования в образовании идеальным может считаться индивидуализация образования.

Принято считать, что процесс индивидуализации образования, ориентируется на интересы, активность, инициативность обучающегося и открыто-рефлексивную позицию педагога. Совместная работа педагога и обучающегося направлена на формирование предметных умений и универсальных умений, на получение учебных результатов в продуктивной форме.

Индивидуализированное образование осуществимо с помощью индивидуального образовательного маршрута обучения.

Индивидуальный образовательный маршрут – это целенаправленно проектируемая дифференцированная образовательная программа, обеспечивающая обучающемуся позиции субъекта выбора, разработки и реализации образовательной программы при осуществлении педагогической поддержки его самоопределения и самореализации.

Индивидуальный образовательный маршрут определяется образовательными потребностями, индивидуальными особенностями и возможностями обучающегося, а также содержанием образования.

Эффективность разработки индивидуального образовательного маршрута обуславливается рядом условий:

- осознанием всеми участниками образовательного процесса необходимости и значимости  индивидуального образовательного маршрута, как одного из способов самоопределения, самореализации и проверки правильности выбора направления дальнейшего обучения;

- осуществлением психолого-педагогического сопровождения и информационной поддержки процесса разработки индивидуального образовательного маршрута обучающегося;

- активным включением обучающегося в деятельность по созданию индивидуального образовательного маршрута;

- организацией рефлексии как основы коррекции индивидуального образовательного маршрута.

Цель индивидуального образовательного маршрута: создание условий для самовыражения и самореализации одаренного подростка в творческой  деятельности.

Задачи индивидуального образовательного маршрута:

- овладение глубокими знаниями, умениями и навыками в разделе   «Художественная обработка материалов»  образовательной области «Технология»;

- развитие интереса обучающегося  к освоению новых техник  и видов декоративно-прикладного творчества;

- разработка авторских эскизов для своих работ и создание собственных проектов;

- осуществление образовательного процесса в соответствии с познавательными потребностями;  

- способствование развитию образного мышления посредством создания художественных образов.

Ожидаемые результаты индивидуального образовательного маршрута:

- владеет глубокими знаниями, умениями и навыками  в разделе   «Художественная обработка материалов»  образовательной области «Технология»;

- привит интерес обучающегося  к освоению новых техник  и видов декоративно-прикладного творчества;

- разрабатывает авторские эскизы для своих работ и создает собственные проекты;

- осуществлен образовательный процесс в соответствии с познавательными потребностями;  

- развито образное мышление посредством создания художественных образов.


Индивидуальный образовательный маршрут

Ф.И. обучающегося

Сроки реализации –

Возраст  

Представленный индивидуальный образовательный маршрут ориентирован на развитие интеллектуально-творческого потенциала обучающейся. И в качестве  основной задачи  для творческой деятельности   было выбрано направление работы –  подготовка  к  участию  в  X II   Всероссийском заочном конкурсе учебных проектов в образовательной области «Технология» имени М.И. Гуревича.

 

Цель:  создание условий для самовыражения и самореализации обучающейся через подготовку  к  участию в конкурсе  учебных  проектов.

Задачи:

-  Разработка  проектного продукта, соответствующего  заявленным критериям  конкурса;

- Овладение приемами работы, необходимыми для  изготовления  проектного изделия;

- Развитие  умений  целеполагания, планирования и рефлексии собственных действий по созданию продукта  декоративно – прикладного  творчества.

-  Умение  анализировать  собственную  деятельность в соответствии с  поставленной задачей.  

Ожидаемые результаты

-    Представляет себе конечный результат работы;

- Владеет приемами  и технологией  работ для выполнения  проектного продукта;

             - Умеет ставить цель, планировать и осознавать собственные действия по созданию продукта  декоративно – прикладного творчества.

-   Имеет готовый творческий проект.

 

Тема занятий

Количество часов

теория

практика

итого

1

Вводное занятие.

- Знакомство с положением  конкурса.

- Планирование  этапов работы.

1

1

2

Дизайн-проект изделия.

- Разработка проектного продукта.

- Составление   технологической последовательности.

- Материальное обеспечение.

0.5

3.5

2

6  

3.5

2

0.5

3

Работа над проектным  изделием.

 

18

18

4

Составление пояснительной  записки  проекта.

4

4

5

Защита проекта.

1

1

ИТОГО

1.5

28.5

30

Организационно-педагогические условия реализации программы

Формы организации образовательного процесса

Основными формами организации образовательного процесса являются:

1. Индивидуальные занятия проводятся для удовлетворения познавательного интереса с отдельным обучающимся, на которых решаются задачи повышенной трудности, которые выходят за рамки дополнительной образовательной программы, даются рекомендации по самостоятельному освоению интересующих тем.

2. Проектная деятельность способствует развитию таких качеств, как коммуникабельность, самостоятельность, предприимчивость, а так же творческих способностей. В ходе проектирования перед обучающимся всегда стоит задача представить себе еще не существующее, но то, что он хочет, чтобы получилось в результате его активности. Он должен представить себе, что это должно быть и чем это должно быть для него.

Требования к учебно-методическому и материально-техническому обеспечению образовательного процесса

Для реализации данного индивидуального образовательного маршрута должны быть привлечены следующие материально-технические ресурсы и средства обучения: учебный кабинет, компьютер, мультимедиа-проектор, материалы и  инструменты для декоративно-прикладного творчества,  инструменты и приспособления для выполнения ручных работ,   швейная машина, утюг, гладильная доска, бумага формата А 4, простой карандаш, фломасеры.


Заключение

Дополнительное образование детей, не имеющее фиксированных сроков завершения обучения и последовательно переходящее из одной стадии в другую, может в отличие от общеобразовательных учреждений, предоставить каждому ребенку возможность свободного выбора образовательной области, профиля программ, времени их освоения, включения в разнообразные виды деятельности с учетом их индивидуальных склонностей.

Особенность обучения детей в системе дополнительного образования заключается в том, что ребенок идет на занятия, исходя из своих интересов и возможностей. То, что ребенок делает с любовью, он постоянно совершенствует, реализует новые замыслы.

Индивидуально-личностная основа деятельности МБОУ  «Парабельская гимназия» позволяет удовлетворять запросы конкретных детей и решать одну из основных задач дополнительного образования – выявление, развитие и поддержку одаренных детей.

Как показывает практика наиболее эффективный метод взаимодействия педагога с одаренным ребенком – это индивидуальные занятия с акцентом на его самостоятельную работу.

Таким образом, индивидуально образовательный маршрут реально становится персональным путем реализации личностного потенциала обучающихся в образовании.

Рекомендации для педагога дополнительного образования по внедрению и реализации индивидуального образовательного маршрута:

- педагог организует аудиторную и самостоятельную работу обучающегося в соответствии с индивидуальным образовательным маршрутом (ИОМ), контролирует деятельность обучающегося, диагностирует изменения, фиксирует результаты (проводит мониторинг достижений), корректирует маршрут (если требуется), создает ситуацию успеха ребенка в ходе реализации ИОМ;

- педагог организует взаимодействие с  другими педагогами О ,

- в ходе реализации ИОМ оформляет (ведет) карту сопровождения

 ( с классным руководителем и/или учителем-предметником, родителями) (приложение 1);

- обучающийся работает по индивидуальной программе, заполняет маршрутный лист (приложение 2), создает запланированные образовательные продукты, оформляет портфолио достижений и демонстрирует их на мероприятиях (мастер-классы, конкурсы, выставки, олимпиады и т. д.) различного уровня;

- родители фиксируют изменения в ребенке, его достижения в карте сопровождения;

- классный руководитель (и/или учитель-предметник) фиксирует изменения в ребенке, его достижения в карте сопровождения и использует данные, зафиксированные в карте педагогом и родителями, при планировании своей работы с ребенком.

Используемая литература

1. Джумагулова Т.Н., Соловьева И.В. Одаренный ребенок: дар или наказание. -  СПб.: Речь; М.: Сфера, 2009

2. Кунаш М.А. Индивидуальный образовательный маршрут школьника. Методический конструктор. Модели. Анализ . – Волгоград: УЧИТЕЛЬ, 2013

3. Пахомова Н.Ю. метод учебного проекта в образовательном учреждении. – М.: АРКТИ, 2012

4. Сергеев И.С. как организовать проектную деятельность учащихся. – М.: АРКТИ, 2012

Электронные образовательные ресурсы

CD – диск. Одаренные дети. Система работы в школе. Изд. «УЧИТЕЛЬ»

http: //www.uchitel-izd.ru


Приложение 1.

Карта индивидуального сопровождения ребёнка

Наименование учреждения 

  1. Сведения о ребёнке
  • Ф.И.О._______________________________________________________
  • Дата рождения _____________________________________
  • Адрес ________________________________________________________
  • Краткая характеристика ребёнка, сильные стороны ребёнка   

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Информация для контакта с родителями
  • Мать (Ф.И.О., контактный телефон, e-mail)

__________________________________________________________________

  • Отец (Ф.И.О., контактный телефон, e-mail) _________________________________________________________________
  • Другое лицо, участвующее в воспитании (степень родства, Ф.И.О., контактный телефон, e-mail) _________________________________________________________________

_________________________________________________________________

Запрос родителей ____________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Цель сопровождения __________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

  1. Возможные риски_____________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Ресурсы учреждений, в т.ч. кадровый ресурс (группа сопровождения и координатор)

__________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Мероприятия (примерный перечень мероприятий с указанием конкретных сроков и распределением обязанностей)
  • Получение образования _______________________________________________
  • Психолого – педагогическая коррекционная работа:

Наименование

 мероприятия

Сроки

Ответственные

Промежуточные результаты

Оценка результатов

Перспективные задачи развития/рекомендации

Скрининговые исследования

2 раза в год

Педагог

Психолого-педагогическое консультирование педагогов группы:

Информирование о результатах диагностических исследований

Консультация «Организация условий для совместной деятельности»

Педагог-психолог.

Педагог

Психолого-педагогическое просвещение родителей: Информирование о результатах диагностических исследований

Совместные творческие работы родителей и ребенка

Педагог-

психолог

Педагог

Индивидуальная работа по ИОМ

1 раз в неделю

Педагог

Обеспечение посещаемости

педагог

Организация участия в конкурсах различного уровня

Раз в квартал

Педагог

Приложение 2

Маршрутный лист обучающегося

ФИО______________________________________________________________

Объединение_______________________________________________________

Руководитель_______________________________________________________

Ожидаемые результаты:______________________________________________

__________________________________________________________________

Критерии оценки ожидаемых результатов:______________________________

__________________________________________________________________

Индивидуальный маршрут:

Тема

Кол-во часов

Сроки

Методы изучения темы

Результат

Подпись руководителя

Рефлексия индивидуальной образовательной деятельности:

  1. Полученные результаты _______________ соответствуют (указывается в какой степени) поставленным целям
  2. Мне удалось __________________________________________________
  3. Я создал (достиг, участвовал и т.п.)_______________________________
  4. Я научился ___________________________________________________
  5. Самооценка результатов на основании критериев

Полученные образовательные продукты

Критерии оценки

1 критерий

2 критерий

3 критерий

В дальнейшем мне бы хотелось изучить (научиться, освоить) ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный образовательный маршрут как форма педагогической поддержки одарённых детей в образовательном учреждении (презентация)

Материал содержит методические рекомендации по организации индивидуального образовательного маршрута для одарённых детей, основанные на опыте работы с такими детьми ....

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТРАЕКТОРИЯ И ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ ВОСПИТАНИЯ И РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

В своей статье я хочу рассказать об опыте выстраивания индивидуального образовательного маршрута в период внедрения ФГОС второго поколения, который реализуется в образовательных условиях нашей школы. ...

Доклад на тему "Разработка примерных индивидуальных образовательных траекторий (ИОТ), индивидуальных образовательных маршрутов"

Индивидуальная образовательная траектория (ИОТ) – это персональный путь творческой реализации личностного потенциала каждого ученика в образовании, смысл, значение, цель и компоненты каждого пос...

Презентация на тему "Разработка примерных индивидуальных образовательных траекторий (ИОТ), индивидуальных образовательных маршрутов"

Индивидуальная образовательная траектория (ИОТ) – это персональный путь творческой реализации личностного потенциала каждого ученика в образовании, смысл, значение, цель и компоненты каждого пос...

Индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальный учебный план: разница понятий для успешной практики

В статье приведено сравнение нескольких понятий «индивидуальный образовательный маршрут», которое педагоги лицея №373 Московского района проводили при выборе для использования в работе. Пр...

Индивидуальный образовательный маршрут как средство повышения профессионального мастерства педагога дополнительного образования: выбор темы, система работы и индивидуальный план по теме самообразования

Одним из показателей профессиональной компетентности педагога является его способность к самообразованию, стремление к профессиональному росту, к самосовершенствованию. В публикации представлены техно...