учебная программа по технологии 6 класс
рабочая программа по технологии (6 класс)

Грудко Ирина Ивановна

Рабочая программа предназначена для изучения технологии в 6 классе по учебнику «Технология. Технология ведения дома» под ред. И. А. Сасовой.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рабочая программа по технологии 6 класс

Пояснительная записка

Рабочая программа по технологии для учащихся 6 классов составлена на основе:

 - Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года №1897;

- Примерной основной образовательной программы основного общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию от 8 апреля 2015 г. №1/15;

- Примерной рабочей программы по технологии (5 – 8 класс) под ред. И. А. Сасова, разработанной в соответствии с федеральным государственным стандартом основного общего образования;

Рабочая программа разработана в соответствии:

-авторской программой под редакцией И. А. Сасовой

В рабочей программе учтены идеи и положения Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Программы развития и формирования универсальных учебных действий, Стратегии развития воспитания в РФ на период до 2025 года, которые обеспечивают формирование российской гражданской идентичности, овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу для саморазвития и непрерывного образования, целостность общекультурного, личностного и познавательного развития учащихся, коммуникативных качеств личности.

Целью реализации рабочей программы является:

- осознание роли техники и технологий для прогрессивного развития общества; формирование целостного представления о техносфере, сущности технологической культуры и культуры труда; уяснение социальных и экологических последствий развития технологий промышленного и сельскохозяйственного производства, энергетики и транспорта;

- овладение методами учебно-исследовательской и проектной деятельности, решения творческих задач, моделирования, конструирования и эстетического оформления изделий, обеспечения сохранности продуктов труда;

- овладение средствами и формами графического отображения объектов или процессов, правилами выполнения графической документации;

- формирование умений устанавливать взаимосвязь знаний по разным учебным предметам для решения прикладных учебных задач;

- развитие умений применять технологии представления, преобразования и использования информации, оценивать возможности и области применения средств и инструментов ИКТ в современном производстве или сфере обслуживания;

- формирование представлений о мире профессий, связанных с изучаемыми технологиями, их востребованности на рынке труда.

 Достижение поставленных целей при реализации рабочей программы предусматривает решение следующих задач:

- обеспечение преемственности в освоении курса технологии при переходе от первого уровня образования ко второму;

- формирование мотивации изучения технологии, готовность и способность учащихся к саморазвитию, личностному самоопределению, построению индивидуальной траектории изучения предмета;

- формирование у учащихся способности к организации своей учебной деятельности посредством освоения личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативныхуниверсальных учебных действий;

- формирование специфических для технологии стилей мышления, необходимых для полноценного функционирования в современном обществе;

- освоение в ходе изучения технологии специфических видов деятельности, таких как построение моделей, выполнение инструментальных вычислений, овладение символическим языком предмета, выполнение проектной деятельности;

- формирование умений представлять информацию в зависимости от поставленных задач в виде таблицы, схемы, чертежа, графика и диаграммы, использовать компьютерные программы, Интернет при ее обработке;

- овладение системой знаний, умений и навыков, необходимых для решения задач повседневной жизни, изучения смежных дисциплин и продолжения обучения;

- воспитания отношения к технологии как к части общечеловеческой культуры.

Рабочая программа предназначена для изучения технологии в 6 классе по учебнику «Технология. Технология ведения дома» под ред. И. А. Сасовой. Учебник входи в Федеральный перечень учебников, рекомендованный Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях и утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014 года №253. Учебник имеет гриф «Рекомендовано Министерством образования и науки РФ».

Общая характеристика учебного предмета

Предмет «Технология» является необходимым компонентом общего образования школьников. Технология формирует у учащихся осознанную потребность в сохранении своего здоровья путем организации здорового питания, обустройства удобного жилища и т.п. Обучение школьников по направлению Технология ведения дома строится на основе освоения конкретных процессов преобразования и использования материалов, энергии, информации, объектов природной и социальной среды. Образовательными целями и задачами технологической подготовки обучающихся в учреждениях общего образования на этапе основной школы являются: формирование у учеников технологической грамотности, технологической культуры, культуры труда, этики деловых межличностных отношений, развитие умений творческой созидательной деятельности декоративно-прикладного творчества, подготовка к профессиональному самоопределению и последующей социально-трудовой адаптации в обществе.

Описание места учебного предмета в учебном плане

В соответствии с федеральным базисным учебным планом в рамках основного общего образования, учебным планом ГБОУ школы 328 с углубленным изучением английского языка Невского района Санкт – Петербурга рабочая программа рассчитана на преподавание в 6-ых классе в объеме 68 часов.

Количество часов в неделю – 2.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

Изучение технологии в 6 классе направлено на достижение следующих результатов:

Личностные результаты:

1. Осознание этнической принадлежности, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира.

2. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.

3. Формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.

4. Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики.

5. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания.

6. Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и классе в целом.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД

  1. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.

Обучающийся сможет:

  • идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;
  • выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;
  • ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;
  • формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;
  1. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

Обучающийся сможет:

  • определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;
  • определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;
  • выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;
  • составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);
  • определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения.
  1. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.

Обучающийся сможет:

  • определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;
  • отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;
  • оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата.
  1. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.

Обучающийся сможет:

  • свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий;
  • оценивать продукт своей деятельности по заданным или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности.
  1. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности. Обучающийся сможет:
  • наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;
  • соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы;
  • принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;
  • самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха.

Познавательные УУД

  1. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы.

Обучающийся сможет:

  • выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство;
  • объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
  • выделять явление из общего ряда других явлений;
  • строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;
  • излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи.
  1. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:
  • обозначать символом и знаком предмет и/или явление;
  • строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения;
  1. Смысловое чтение.

Обучающийся сможет:

  • находить в тексте требуемую информацию;
  • ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;
  • резюмировать главную идею текста;
  • преобразовывать текст;
  • критически оценивать содержание текста.

Коммуникативные УУД

  1. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

Обучающийся сможет:

  • определять возможные роли в совместной деятельности;
  • играть определенную роль в совместной деятельности;
  • определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;
  • корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии;
  • критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
  • выделять общую точку зрения в дискуссии;
  • договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей;
  • организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.).
  1. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации.

Обучающийся сможет:

  • отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);
  • представлять в устной форме развернутый план собственной деятельности;
  • соблюдать нормы публичной речи;
  • высказывать и обосновывать мнение (суждение);
  • принимать решение в ходе диалога.

Предметные результаты:

По завершении учебного года обучающийся:

  • составляет техническое задание, памятку, инструкцию, технологическую карту;
  • получает и анализирует опыт изучения потребностей ближайшего социального окружения на основе самостоятельно разработанной программы;
  • описывает жизненный цикл технологии, приводя примеры;
  • оперирует понятием «технологическая система» при описании средств удовлетворения потребностей человека;
  • осуществляет сохранение информации в формах описания, схемы, эскиза, фотографии;
  • читает элементарные чертежи и эскизы;
  • выполняет базовые операции редактора компьютерного проектирования;
  • знакомится с видами декоративно-прикладного искусства;
  • получает опыт по проектированию орнамента;
  • получает и анализирует опыт планирования (разработки) получения материального продукта в соответствии с собственными задачами (включая моделирование и разработку документации) или на основе самостоятельно проведенных исследований потребительских интересов;
  • получает опыт подбора продуктов питания для своего рациона;
  • получает опыт подбора инструментов и оборудования с учетом требований технологии и материально-энергетических ресурсов;
  • получает опыт определения качества сырья и пищевых продуктов органолептическими методами;
  • получает опыт соблюдения норм и правил безопасности труда, пожарной безопасности, правил санитарии и гигиены;
  • получает опыт определения вида натурального текстильного волокна, его свойств и назначения.
  • знакомятся с работой художника-модельера;
  •  получает опыт подбора ткани к разработанным моделям, определения наиболее целесообразных средств художественного оформления швейных изделий, решения задач сопоставления различных частей одежды;
  • получают опыт анализа как свойства, цвет, рисунок ткани влияют на выбор модели;
  •  получают опыт анализа зрительных иллюзий в одежде.

Учебно-тематический план

6 класс

Тема

Всего часов

Теория

Практика

Проекты

Технология в жизни человека и общества

2

1

1

Основы проектирования

14

4

6

4

Моделирование – этап технологического процесса

14

7

7

Художественные ремесла

8

3

3

2

Технология кулинарии

18

10

4

4

Конструирование изделий из текстильных материалов

12

3

5

4

Итого:

68

23

37

8

Содержание учебного предмета

6 класс

  1. Технология в жизни человека и общества (2 часа)

        Правила охраны труда на уроках технологии. Понятие «технология» в связи с конкретной отраслью производства. Жизненный цикл технологии. Понятие «технологическая система».

  1. Основы проектирования (14 часов)

        Основные компоненты проекта. Этапы проектной деятельности. Использование текстового редактора для оформления проекта (редактирование текста, форматирование текста, работа с фрагментом текста, работа с таблицами, вставка графического объекта, списки). Использование графического редактора для представления элементов проекта. Использование презентации для представления проекта.

Работа над проектом «Открытка к празднику».

  1. Моделирование – этап технологического процесса (14 часов)

        Информационное моделирование. Чертеж, эскиз, технический рисунок. Основные линии чертежа. Понятие масштаба. Проекции. Нанесение размеров. Чтение чертежа. Использование векторного редактора Компас при компьютерном построении чертежа. (Интерфейс программы, построение геометрических примитивов, построение чертежа простейшими командами с применением привязок. Построение параллельных прямых. Деление кривой на равные части. Редактирование объекта. Удаление объекта и его частей. Заливка областей цветом во фрагменте

  1. Художественные ремесла (8 часов)

        Художественные ремесла. Основы композиции. Цветовое решение. Цветоведение. Виды орнамента. Проектирование орнамента. Проект «Геометрический рисунок при создании орнамента декоративной тарелки».

  1. Технология кулинарии (18 часов)

        Питательные вещества. Витамины. Полноценное питание. Подготовка памятки «Правильное питание». Технологии обработки пищевых продуктов. Молоко и молочные продукты. Крупы. Макаронные изделия. Рыба. Сервировка стола к ужину.

Работа над проектом «Здоровый ужин для всей семьи».

  1. Конструирование изделий из текстильных материалов (12 часов)

        Текстильные волокна и ткани. Натуральные волокна животного происхождения. Свойства и применение. Виды одежды.

Работа над проектом «Использование зрительных иллюзий при конструировании одежды».

Материально – техническое обеспечение образовательного процесса

УМК для учителя:

Техническое обеспечение:

Медиапроектор, ПЭВМ, интерактивная доска, принтер, колонки.

Образцы :

  • виды волокон;
  • виды орнамента;
  • виды Декоративного искусства;
  • Рисунки «Зрительные иллюзии».

Программные средства:

Операционная система.

Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы.

Растровый графический редактор.

Программный продукт «Компас».

Информационное обеспечение

Литература для учителя:

  • Технология 6 класс. Сасова И.А., Павлова М.Б., Гуревич М.И.,/Под ред. Сасовой И.А.:. – Москва. Издательский центр «Вентана – Граф» 2014.
  • КОМПАС-3D для школьников. Черчение и компьютерная графика. Баранова И. В. /Учебнное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: ДМК Пресс, 2009. – 272 с., ил.

Литература для учащегося:

  • Технология 6 класс. Сасова И.А., Павлова М.Б., Гуревич М.И., /Под ред.

Сасовой И.А.:. – Москва. Издательский центр «Вентана – Граф» 2014.

Электронные ресурсы:

http://festival.1september.ru/articles/635856/

http://infoglaza.ru/tsvet-glaz/209-zritelnye-illyuzii-v-odezhde

http://decorudm.ru/vididpi к разделу «Художественные ремёсла»

http://stabilo4kids.ru/masterklassy_/shkolniki_/abstrakciya_34/postroenie_geometricheskogo_ornamenta_ra_188.html к разделу «Художественные ремесла. Создание орнамента»

http://ped-kopilka.ru/blogs/yulija-nikolaevna-kusova/konspekt-uroka-tehnologi-rol-cveta-v-odezhde.html «Цветоведение. Цвет в одежде»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебная программа по технологии в 5 классе

Учебная программа по технологии в 5 классе на татарском языке...

Учебная программа по технологии в 6 классе

Учебная программа по технологии в 6 классе на татарском языке...

Рабочая учебная программа по технологии 5 - 9 класс

Программа по направлению «Технология» составлена с учетом федерального компо­нента государственного стандарта основного общего образования и приказа министерства образован...

Рабочая учебная программа по технологии в 5 классе

Данная рабочая  программа составлена на основе программы« Технология. 5-11 классы (вариант для девочек)» В. Д. Симоненко, Волгоград: Учитель, 2011г....

Рабочая учебная программа по технологии в 6 классе

Данная рабочая  программа составлена на основе программы« Технология. 5-11классы (вариант для девочек)» В. Д. Симоненко, Волгоград: Учитель, 2011г....

Рабочая учебная программа по технологии в 7 классе

Данная рабочая  программа составлена на основе программы« Технология. 5-11классы (вариант для девочек)» В. Д. Симоненко, Волгоград: Учитель, 2011г....

Рабочая учебная программа по технологии в 8 классе

Данная рабочая  программа составлена на основе программы« Технология. 5-11классы (вариант для девочек)» В. Д. Симоненко, Волгоград: Учитель, 2011г....