Методы и формы изучения раздела "Художественные ремесла"
статья по технологии (7 класс)

Методическое основание учебно-воспитательного процесса предполагает выбор соответствующих форм, методов и средств обучения с учетом их преимущественных дидактических функций и учебных ситуаций.

Необходимо обучать так, чтобы обучение вело за собой развитие всех качеств личности, овладение учащимися целостной системой умственных и практических действий, усвоение логики и общей структуры профессиональной деятельности в условиях рыночной экономики. На каждом уроке необходимо создать интерес, который ведет к активной деятельности, а практические занятия должны служить не только средством для овладения трудовыми умениями, но и способом познания свойств и закономерностей в вещах и явлениях окружающей действительности, средством развития конструкторско-технологического мышления.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методы и формы изучения раздела

«Художественные ремёсла»

Учебный процесс в общеобразовательных учреждениях осуществляется в различных организационных формах, под которыми понимается внешнее выражение согласованного взаимодействия педагога и учащегося, регулируемое определенным, заранее установленным порядком и режимом.

При изучении раздела "Художественные ремесла" мы рекомендуем применять различные методы обучения. Под методом обучения понимается систематически применяемый способ работы учителя с учащимися, позволяющий ученикам развивать свои умственные способности и интересы, овладевать знаниями и умениями, и использовать их на практике.

Приоритетными методами являются упражнения, лабораторно-практические, учебно-практические работы. В программе предусмотрено выполнение школьниками творческих или проектных работ.

Широкий набор видов деятельности и материалов для работы позволяет не только расширить политехнический кругозор учащихся, но позволяет каждому раскрыть свои индивидуальные способности, найти свой материал и свою технику, что, безусловно, окажет благотворное влияние на дальнейшее обучение, будет способствовать осознанному выбору профессии.

Выделяют следующие методы и формы работы, используемые в технологическом образовании школьников, а именно раздела «Художественные ремёсла»:

Объяснительно-наглядный (репродуктивный) метод. Он включает демонстрацию, лекцию, изучение литературы, радио и телевизионные передачи, использование дидактических машин и т.п. Он тренирует память и дает знания, но не обеспечивает радость исследовательской работы и не развивает творческое мышление.

Проблемный метод используется главным образом на лекции, в ходе наблюдений, при работе с книгой, при экспериментировании, на экскурсиях. Благодаря этому методу учащиеся приобретают навыки логического, критического мышления.

Частично-поисковый метод при самостоятельной работе учащихся, беседе, проектировании предоставляет школьникам возможность принять участие в отдельных этапах поиска. При этом они знакомятся с определенными моментами научно-исследовательской работы, проверяют гипотезы и оценивают результаты.

Исследовательский метод: учащиеся постепенно познают принципы и этапы научного исследования.

В практике учителя технологии одно из самых важных мест занимают демонстрационные (наглядные) методы обучения. Так в методике принято называть совокупность действий учителя, которая состоит в показе учащимся самих предметов или их моделей, а также в представлении им определенных явлений или процессов с объяснением их существенных признаков.

Демонстрация способна сформировать у учащихся точный и конкретный образец трудовых действий, которому они будут подражать, сверять с ним свои действия. Эффективность демонстрации во многом зависит от правильной методики показа.

Практические методы различаются методикой их применения в зависимости от периода обучения и, в значительной степени, от возраста обучаемых. Так, на первоначальных этапах обучения могут применяться подготовительные упражнения по выработке правильной рабочей позы, умению держать инструменты, по координации и т.д. При выполнении упражнений учитель технологии должен предотвращать торопливость, побуждать учеников внимательно следить за своими действиями и оценивать их результат. Практические методы направлены, прежде всего, на непосредственное познание действительности, самостоятельность школьников должна развиваться и всемерно поддерживаться с первых занятий изучения раздела.

В трудовом обучении все эти методы могут быть конкретизированы по трем группам в соответствии со способом передачи и усвоения информации: словесные, наглядные и практические.

Отличительной особенностью программы является то, что процесс изготовления любого изделия начинается с выполнения эскизов, зарисовок лучших образцов, составления вариантов композиций. Выполнение макетирования предваряется подбором материалов по их технологическим свойствам, цвету и фактуре поверхности, выбором художественной отделки изделия. При изготовлении изделий наряду с технологическими требованиями большое внимание уделяется эстетическим, экологическим и эргономическим требованиям. Учащиеся знакомятся с национальными традициями и особенностями культуры и быта народов России (региона), экономическими требованиями: рациональным расходованием материалов, утилизацией отходов.

В настоящее время на уроках технологии установились три основные формы организации учащихся: фронтальная, звеньевая, индивидуальная.

Фронтальная форма организации обучения выражается в том, что все учащиеся выполняют одинаковые задания. При такой форме учителю технологии значительно легче работать: содержание вводного инструктажа, объяснение особенностей, предупреждение о типичных ошибках и коллективное обсуждение причин, их вызывающих, - все это благоприятно сказывается на восприятии дидактических целей. Когда работа одинакова, легче контролировать ее этапы, удобнее сравнивать степень успешности выполнения работы у разных учеников, проще проводить групповой инструктаж, так как всегда есть возможность сравнения.

Если материальная база позволяет организацию фронтального обучения (достаточно инструментов, приспособлений, оборудования), то коллективная работа способствует восприятию одними школьниками удачных приемов у других, поиску выхода из затруднений за счет обмена опытом.

Групповая (звеньевая) форма организации работы школьников предполагает разделение при выполнении работ на группы из нескольких человек. Несмотря на сложность руководства процессом при выполнении задания достоинства этой формы очевидны: она позволяет создавать у школьников правильное представление о современной организации труда на производстве. Группа может работать над сложными объектами труда, а это повышает интерес учащихся к работе. При разработке конспектов уроков мы использовали этот метод при выполнении практических работ – построение схем для вышивания с применением информационных технологий.

Индивидуальная форма организации работы – выполнение каждым учащимся различного задания – применяется сравнительно редко. Несомненным преимуществом этой формы обучения является возможность полностью индивидуализировать содержание и темп учебы, дать возможность отстающим по каким – либо причинам пройти учебную программу без психологических травм.

Одной из форм организации технологического образования в общеобразовательном учреждении является урок. При изучении данного раздела можно использовать нетрадиционные формы проведения уроков, они применимы ко всем типам урока. Для успешного решения этой проблемы надо иметь определенный опыт работы с разными нетрадиционными формами урока. Приведу несколько примеров, вынесенных из собственного опыта: урок закрепления и совершенствования знаний можно провести в форме игры (соревнования), урок контроля за знаниями – как защиту оценки, зачет – практикум, а урок повторения и систематизации знаний (обобщающий по теме урок) – как аукцион знаний, путешествие в предмет, интегрированный урок.

Трансформация традиционных способов организации урока:

  • лекция – парадокс;
  • парный опрос и экспресс – опрос;
  • урок – защита изделия;
  • урок – консультация;
  • урок – практикум;
  • урок – семинар;
  • урок изобретательства;
  • урок – выставка;
  • урок – творческий отчет и т. д.

Методическое многообразие уроков позволяет использовать различные классификации по типу. В технологическом образовании достаточно прочно устоялись следующая типология уроков:

  • по дидактическим целям и задачам (урок приобретения новых знаний, применения знаний на практике, комбинированный и т.п.);
  • по преобладающим методам обучения (мультимедиа урок, урок-беседа, урок-экскурсия, урок-турнир, кино-урок, практический урок и т.п.),
  • по содержанию (урок по обработке ткани, пищи, бумаги, техническому моделированию и т.д.).

Каждый урок в соответствии с требованиями ФГОС ООО проводится по заранее продуманному плану – конструкту, который определяется как «субъективная оценочная шкала, представленная в виде признака и его антонима, на основе, которой человек анализирует объекты, события, и др.». Получается, что таким образом при реализации ФГОС ООО учитель строит многомерную (многоэтапную) или упрощенную модель учебной деятельности.

В отличие от общепринятой дидактической структуры комбинированного урока (организационный момент, актуализация знаний, теоретические сведения, практическая работа и подведение итогов) нововведения диктуют нам иную совокупность вариантов взаимодействия элементов урока: целеполагание, мотивация, ориентир, исполнение, контроль и рефлексивный этапы.

ФГОС ООО определил общую структуру содержания конструкт-урока для всех общеобразовательных предметов.

Данные методы и формы при изучении раздела «Художественные ремесла» позволяют учащимся развивать пространственное представление. Творческое мышление в процессе обучения может проявляться как понимание и как самостоятельное решение новых задач.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методы и формы работы с детьми, имеющими проблемы в изучении математики.

Анализ опыта работы с учащимися  центра образования и  используемых методов и форм  педагогической работы....

Инновационные методы и формы в преподавании и изучении иностранного языка на современном этапе.

В данной статье представлены инновационные методы и формы в преподавании иностранного языка для обучающихся СПО....

Методы и формы проверки знаний и умений учащихся в процессе изучения физики

Методы и формы проверки знаний и умений учащихся в процессе изучения физики...

Методы и формы проверки знаний и умений учащихся в процессе изучения физики

Контроль знаний и умений учащихся является важным элементом процесса обучения, и естественно, что разные его стороны привлекают постоянное внимание ученых-методистов и учителей школы. Проверка знаний ...

Современные методы и формы обучения учащихся при изучении предмета Технология

Статья для выступления в АСОУ "Современные методы  и формы обучения учащихся при изучении предмета Технология"...

«Современные методы и формы обучения учащихся при изучении предмета Технология»

В современных условиях педагогу необходимо ориентироваться в широком спектре современных инновационных технологий, идей, направлений, использовать весь арсенал российского педагогического опыта.Подгот...

Методы и формы работы при выполнении домашнего задания и повышении мотивации в изучении русского языка

Методы и формы  работы при выполнении домашнего задания  и  повышении мотивации в изучении русского языка...