«Современные методы и формы обучения учащихся при изучении предмета Технология»
опыты и эксперименты по технологии

В современных условиях педагогу необходимо ориентироваться в широком спектре современных инновационных технологий, идей, направлений, использовать весь арсенал российского педагогического опыта.

Подготовить урок с использованием той или иной технологии не всегда просто для педагога. Зачастую это требует большого количества времени, подготовки большого количества материала и вложений.

Предметом моего выступления являются педагогические технологии и формы обучения, применяемы на уроках технологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_v_asou.docx31.99 КБ

Предварительный просмотр:

 «Современные методы  и формы обучения учащихся

при изучении предмета Технология»

В современных условиях педагогу необходимо ориентироваться в широком спектре современных инновационных технологий, идей, направлений, использовать весь арсенал российского педагогического опыта.

Подготовить урок с использованием той или иной технологии не всегда просто для педагога. Зачастую это требует большого количества времени, подготовки большого количества материала и вложений.

Предметом моего выступления являются педагогические технологии и формы обучения, применяемы на уроках технологии.

Программный материал выстроен в соответствии с технологией Hard skills «твердые навыки» способствующей формированию особых качеств технически грамотных, трудолюбивых подростков, проявляющих интерес к конструированию и изобретательству. Каждое занятие содержит теоретическую часть и практическую работу по закреплению этого материала. Обучающиеся, работая в команде, достигают более значительных результатов, применяя технологию Soft skills «мягкие, гибкие навыки». У них вырабатываются такие качества, как уверенность, ответственность, умение работать в команде, общаться и принимать нужные решения.

Нестандартные уроки, реализуются в рамках Концепции преподавания предметной области «Технология» разработанный на основании поручения Президента Российской Федерации от 4 мая 2016 г.

Такие уроки проходят в необычной, нетрадиционной обстановке. Подобная смена привычной обстановки целесообразна, поскольку она создает атмосферу праздника при подведении итогов проделанной работы, снимает психологический барьер, возникающий в традиционных условиях из-за боязни совершить ошибку. На данных уроках удается достичь самых разных целей методического, педагогического и психологического характера.

В своей работе я использую практико-ориентированный метод обучения учащихся.

На сегодняшний день социальными партнёрами МОУ «Гимназия № 17» являются: ГБПОУ МО «Электростальский колледж», Гипермаркет «Касторама», Депутатский корпус г.о. Электросталь в лице Депутата Штринёва Сергея Викторовича) с которыми заключены договора о взаимном сотрудничестве.

По статистическим данным множество выпускников школ, лицеев и гимназий города стремятся поступать в высшие учебные заведения, а на рабочих местах складывается ситуация с нехваткой квалифицированных рабочих кадров.

Для популяризации и привития заинтересованности к изучению уроков Технологии, а также для поднятия престижа рабочих профессий, мною   был разработан цикл открытых уроков для начальной школы (3,4 классы) с применением методов ИК и игровой технологии. Учащиеся младших классов с большим вниманием и заинтересованностью слушали рассказ о Истории развития рубанка и новых методах обработки древесины, отвечали на вопросы викторины, разбирали и собирали рубанок. Комбинированные уроки сплачивают коллектив учащихся и мотивируют к высокой познавательной деятельности учеников.

Для учащихся пятых и шестых, и седьмых классов нашей Гимназии, на базе Гипермаркета «Касторама», проходит цикл «Уроков-конкуренция» с привлечением работодателей к оценке мастерства обучающихся.  Уроки проводят квалифицированные мастера с соблюдением мер по охране труда и технике безопасности. Ребята работают на специально оборудованных рабочих местах в фирменной специальной одежде. Выполняя творческое задание «Применение новых приёмов по обработке и художественному оформлению деревянных изделий», ученики демонстрируют свои возможности и участвуют в конкуренции за право на получение сертификата от предпринимателя. Полученный сертификат гарантирует обучающимся право прохождения повторного урока в реальной обстановке, в той или иной организации, а также демонстрации лучших работ в выставке на территории Гипермаркета «Касторама». В процессе проведения урока, учащиеся знакомятся с видами инструментов и принципом их работы, а также с передовыми разработками и технологиями.

Для учащихся восьмых классов, совместно с сотрудником ГБПОУ МО «Электростальский колледж» Лапшиным Евгением (участник соревнований «Молодые профессионалы» Вордс Скилск, Чемпион Московской области в номинации – «Декоративно-прикладное искусство» - поверхностная резьба), проводится цикл «Уроков-исследование» на которых учащимся выдаются технологические задания на исследование новых приемов по обработке и художественному нанесению на деревянные поверхности геометрической резьбы. Этот вид заданий выполняет комплексную функцию — он позволяет применять знания на практике и способствует развитию не только профессионального мышления, но и умения общаться в коллективе. Результаты исследования обсуждаются и анализируются независимым высоко квалифицируемым специалистом.

При планировании и проведении таких уроков учитель может вносить собственные коррективы исходя из выбранной темы для проведения урока и способностей обучающихся, также учитель, полагаясь на свою фантазию и опыт, может спланировать собственный нестандартный или инновационный урок. Работа с учениками, наглядно показывает, что оптимальное и разумное внедрение нестандартных уроков в систему обучения наряду с другими методами и формами обучения повышает качество учебного процесса

На диаграмме показан сравнительный анализ качества знаний и активности на уроке в двух классах (обозначено синим цветом – в 5а  классе с применением современных методов обучения, красным цветом – в 5б классе, где использовались традиционные методы и формы обучения).

Сравнительный анализ качества знаний и активности на уроке Технология в 5а и 5б классах МОУ «Гимназия № 17»

Техническое творчество — мощный инструмент синтеза знаний, закладывающий прочные основы системного мышления. Робототехника в школе – это отличный способ для подготовки детей к современной жизни, наполненной высокими технологиями. Это необходимо, так как наша жизнь насыщена различной высокотехнологичной техникой. Ее знание открывает перед подрастающим поколением массу возможностей и делает дальнейшее развитие технологий более стремительным.

В нашей Гимназии Робототехника осваивается в течении трех лет. Проводятся соревнования по робототехнике, учащиеся участвуют в различных конкурсах в основе которых использование новых научно-технических идей, обмен технической информацией и инженерными знаниями. Ученики гимназии принимают участие в различных городских, региональных и даже международных соревнованиях по робототехнике(3D моделирование, RoboSencS, RoboFest) .

Главный метод, который используется при изучении робототехники это метод проектов. Проектно-ориентированное обучение – это систематический учебный метод, вовлекающий учащихся в процесс приобретения знаний и умений с помощью широкой исследовательской деятельности, базирующейся на комплексных, реальных вопросах и тщательно проработанных заданиях.

И последнее. Сегодня ФГОС устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования, в том числе, метапредметный подход к изучению предмета «Технология». Так вот на примере разложенных рубанков можно проследить взаимосвязь предмета Технология» со множеством дисциплин, изучаемых в школе:

- Твёрдость, упругость, сила трения рубанка – предмет «Физика»;

- Коррозионная стойкость резца рубанка, химический состав стали –предмет «Химия»;

- Состав древесины рубанка – предмет «Биология»;

- Качество древесины рубанка в зависимости от географического расположения – предмет «География»;

Производительность рубанка – предмет «Экономика».

Вывод:

Применение современных технологий, методов и форм обучения положительной стороной влияет на качество, методику, эффективность успеваемости. Такие методы и формы обучения позволяют обеспечить связь предметного содержания с реальным технологическим процессом, развивают у обучающегося чувство ответственности, профессиональной грамотности и этики, погружают его в технологию производства и производственных отношений.

А закончить своё выступление я хочу словами Анатоль Франса «Если человек нашел свое призвание, труд становится для него радостью». Желаю вам, чтобы ваша работа приносила вам только радость.

Спасибо за внимание!!!        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование УУД при изучении предмета «Технология»

Данный материал конкретизирует требования Стандарта к личностным и метапредметным результатам освоения основной образовательной программы, дополняет традиционное содержание образовательно-воспитательн...

Инновационные подходы в изучении предмета "Технология"

"Дитя требует деятельности беспрестанно, а утомляется не деятельностью, а ее однообразием" Это слова Ушинского которые актуальны как никогда в нынешнее время. Развивается и функционирует современный р...

Методический семинар Дискуссионные формы обучения в преподавании предметов как основа формирования глобального мышления.

В настоящее время в России происходят огромные изменения во всех сферах жизни. Нарастают темпы интеграции России в европейское и мировое сообщество. Мы все больше ощущаем чувство причастности к жизни...

Организация самостоятельной работы студентов заочной формы обучения по изучению дисциплины Информационные технологии в профессиональной деятельности

Организация самостоятельной работы студентов заочной формы обучения по изучению дисциплины Информационные технологии в профессиональной деятельности...

Современные методы и формы обучения учащихся при изучении предмета Технология

Статья для выступления в АСОУ "Современные методы  и формы обучения учащихся при изучении предмета Технология"...

Опыт и перспективы использования дистанционных форм обучения при изучении географии

Методическая разработка по использованию дистанционного обучения в школе...