Программа занятий дополнительного образования. Дизайн ткани.
материал по технологии (7 класс)

Ледяева Елена Юрьевна

Программа дополнительного образования детей «Дизайн ткани» относится к художественно – эстетической направленности.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dizayn_tkani.docx39.32 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Программа дополнительного образования детей «Дизайн ткани» относится к художественно – эстетической направленности.  

Актуальность данной программы - практическая значимость, применение полученных знаний и умений в реальной жизни: умение выполнить, создать панно, платок, шарф, скатерть, подушку, галстук, элемент одежды или ансамбль в целом, абажур, ширму, декорацию и т.д.

Участие в различных видах деятельности помогает реализоваться личность ребёнка, стимулирует творческое отношение к труду, помогает узнать культуру своего народа и народов мира. В настоящее время очень важным для развития современного общества является возрождение духовности. Приобщение детей к миру прекрасного раскрывает в них всё самое лучшее, светлое, доброе.

Ребёнок, создающий своими руками прекрасное, никогда не сможет разрушить тоже прекрасное, но созданное другими. Душа его наполняется восторгом, он учится видеть то, что скрыто от глаз многих, учится уважать традиции, любить и беречь окружающий мир, природу.

Цели и задачи

Цель – развитие у ребёнка мотивации к познанию, развитие творческих способностей, художественного воображения, пространственного мышления, памяти, эмоционального и эстетического отношения к реальности.

Задачи:

Развитие эстетического мировоззрения, воспитание художественного вкуса;

Развитие художественно – графических умений и навыков;

Ознакомление с особенностями работы в области декоративно – прикладного творчества (батик);

Развитие фантазии, творческого мышления, воображения, пространственного восприятия;

Развитие точных движений руки и мелкой моторики пальцев;

Приобретение некоторых организационных навыков художественного творчества;

Получение сведений об отечественной и мировой художественной культуры;

Воспитание зрительской культуры;

Возможное раскрытие начал профессиональной художественно – изобразительной деятельности.

Планируемые результаты изучения

Знать/понимать

Что природа - неиссякаемый источник вдохновения для творчества;

Законы композиции;

Основы цветоведения;

Разнообразие материалов и изобразительные средства;

Некоторые понятия, термины изобразительного искусства и декоративно - прикладного творчества;

Что жизнь неразрывно связана с деятельностью пластических искусств  как в повседневном окружении, так же и в создании всего предметного мира;

Виды и жанры изобразительного искусства;

Различные техники и материалы изобразительного искусства, их особенности;

Разнообразие выразительных средств.

Уметь

Пользоваться художественными материалами и инструментами (краски, графические материалы, красители для ткани);

Сознательно выбирать расположение листа в зависимости от содержания, составить композицию;

Передавать фактуру, декорировать, создавать несложные орнаменты;

Сознательно выбирать средства выражения замысла;

Активизировать жизненную наблюдательность и фантазию, выполняя задания.

Составить композицию, учитывая законы композиции;

Подобрать гармоничную цветовую гамму;

Правильно использовать художественные материалы, свободно выбирая средства выражения замысла;

Передать  в рисунке пластику, движение;

Правильно работать с инструментами, аккуратно выполнять работу.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Результаты освоения программы

Личностные результаты:

У обучающихся будут сформированы:

  • начальные представления о материальной культуре, как продукте творческой, предметно-преобразующей деятельности человека;
  • знания и представления о наиболее важных правилах дизайна, которые необходимо учитывать при создании предметов материальной культуры;  
  • знания и умения для творческой самореализации при оформлении своего дома и классной комнаты, при изготовлении подарков близким и друзьям, художественно-декоративных и других изделий.
  • осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
  • нравственные чувства и нравственное поведение, осознанное и ответственное отношение к собственным поступкам;
  • коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;

Обучающийся получит возможность для формирования:

  • осознание своих творческих возможностей;
  • проявление познавательных мотивов;
  • развитие чувства прекрасного и эстетического чувства на основе знакомства с мировой и художественной культурой;

Метапредметные результаты:

Обучающийся научится:

  • планировать совместно с учителем свои действия в соответствии с  поставленной задачей;
  • принимать и сохранять учебную задачу;
  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
  • различать способ и результат действия;
  • понимать специфику росписи по ткани, ее характерные  техники и приемы;
  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
  • адекватно воспринимать словесную оценку учителя;
  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • включаться в творческую деятельность под руководством учителя.
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • задавать вопросы;
  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной   трудовой, творческой деятельности.
  • развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирования устойчивого интереса к творческой деятельности.

Предметные:

  • развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;
  • приобретение опыта создания художественного образа в декоративно-прикладном виде искусства;
  • приобретение опыта работы в различных техниках художественной росписи ткани;
  • развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;
  • осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности;
  • развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.

Содержание занятий  внеурочной деятельности

  1. Введение. Цель и задачи курса. Содержание работы в процессе изучения курса. Рабочее место и его организация. Инструменты, принадлежности, материалы и оборудование, необходимое для работы. Внутренний распорядок, общие правила безопасности труда, производственной санитарии и личной гигиены.  Что такое батик.
  2. Подготовительные работы. Подготовка к росписи. Обработка ткани перед росписью. Закрепление ткани на раме. Перенос рисунка на ткань. Правила наводки резерва. Перенос рисунка на ткань и работа с резервом.
  3. Основы цветоведения.  Понятие о цвете. Цветовой круг. Контрастные, родственные цвета. Основные и дополнительные цвета. Цвет и его значение в произведении. Понятие тона. Насыщенность цвета. Теплые и холодные цвета. Упражнения по растяжке цвета от тёмного к светлому. Символические  цвета. Изготовление образцов палитры (цветовой карты).
  4. Основы композиции.  Понятие о композиции. Пропорциональность, масштабность, выбор главного композиционного центра, которому подчиняются все элементы. Виды симметрии в композиции. Применение на практике знаний по композиции. Практические занятия. Работа над составлением композиции. Разработка эскиза. Окончательная обработка батика. Закрепление красителя на ткани. Обработка края изделия. Основные приемы оформления работ.
  5. Основы  холодного батика. История возникновения холодного батика. Изучение этапов работы. Основные приемы росписи. Растяжка одного цвета. Растяжка цвета от белого. Переход из цвета в цвет (эффект деградэ). Создание эскиза композиции на тему «Цветы на шелке», «Любимый город», «Витраж». Натяжение ткани. Особенности перевода рисунка на ткань. Нанесение рисунка на ткань с помощь прозрачного контура. Выполнение росписи в технике «Холодного батика». Изучение этапов росписи по цветному фону. Особенности работы с декоративными и объемными контурами. Декорирование росписи флористическими и другими материалами. Оформление работы.
  6. Техника «Свободная роспись» Изучение технологических этапов работы в технике «Свободная роспись» (эффект акварели). Создание эскиза композиции на тему: «Бабочки», «Рыбки», «Осенний пейзаж». Дополнительные приемы росписи. Декор контурными средствами. На брызги водой. Прием лессировки. Дополнительные техники. Солевая техника. Китайская роспись. Техника с использованием спирта. Техника «муарго» (муаровый батик). Эффект кракле (приемы старения). Капельная техника, прием вытекания. Выполнение образцов различных техник и приемов. Выполнение изделий в различных техниках (миниатюры, панно-картинки, открытки, подушки, шейные платочки, шарфы и т.д.).
  7. Техника «Узелкового батика». История узелкового батика. Изучение технологических этапов росписи. Приемы окраски ткани в узелковой технике. Способы сложения ткани для получения узора: солнышко, цветок. Способы сложения ткани для получения узора: полоска, клетка, квадраты. Крашение ткани. «Рисуем» ниткой. Крашение и фиксация. Изготовление образцов в техники узелкового батика. Выполнение изделий в технике узелкового батика (шарфы, платки, чехлы на подушки, салфетки и т.д.).
  8. Техника «Горячего батика» История горячего батика. Создание эскиза композиции на тему «Зимняя сказка», «Новый год», «Снежинки», «Новогодняя Елка», «Снеговик», «Дед Мороз», «Зимний пейзаж». Изучение технологических этапов ткани в технике «Горячий батик». Перевод рисунка на ткань. Поэтапное сочетание воска и росписи. Роспись ткани согласно рисунку в технике «Горячего батика». Выпаривание воска. Декоративное оформление работы. Изучение техники «Кракле». Создание декоративной фактуры. Снятие воска. Оформление работы, подготовка работ к выставке. Создание дополнительных эффектов и фактур. Оформление работы.
  9. Трафаретная роспись по ткани: история и терминология. Инструменты и материалы. Набивка трафаретного рисунка и выбор цветов. Разработка и изготовление трафаретов. Изготовление трафаретов, штампов. Выполнение изделий с использованием  штампов, печатей, трафаретов (скатерти, салфетки, сеты, панно, подарочные мешочки, подушки и т.д.). Оформление работы.
  10. Техника «Монотипии». Изучение технологических этапов росписи в технике «Монотипия». Создание эскиза композиции. Натяжение ткани. Перевод рисунка на ткань. Выполнение росписи в технике «Монотипия». Печать тушью.
  11. Комбинирование различных техник росписи ткани. Изучение особенностей комбинирования различных техник при росписи ткани. Создание эскиза на тему: «Поздравительная открытка», «Любимые сказки», «Морской мир», «Весенний натюрморт». Выполнение росписи ткани с использованием техники холодного батика с элементами травления солью. Перевод рисунка. Нанесение резерва. Роспись платков, шарфов в технике свободной росписи ткани с элементами холодного батика. Комбинирование техники свободной росписи ткани с элементами холодного батика. Создание эскиза на тему: «Первый подснежник», «Весна», «Тюльпаны», «9 Мая». Изучение особенностей комбинирования техники «Горячего батика» и техники «Кракле». Создание эскиза композиции на тему: «Затерянные цивилизации», «Мир ярких красок». Декорирование одежды росписью по ткани в изученных техниках. Выбор темы. Роспись платков, палантинов, галстуков в выбранной технике. Декоративное оформление работы. Подготовка работ к выставке. Выставка работ.

Календарно – тематическое планирование

№ п/п

Дата

план

Дата

факт

Тема занятия

Всего часов

Теоретические занятия

Контрольные занятия

Лабораторные, практические, экскурсии и др.

1-2

Введение. Цель и задачи.

2

2

3-4

Подготовка к росписи. Обработка ткани перед росписью.

2

1

1

5-6

Основы цветоведения.  Понятие о цвете. Цветовой круг. Контрастные, родственные цвета

2

1

1

7-8

Основы композиции.  Понятие о композиции.

2

1

1

9-10

Работа над составлением композиции. Разработка эскиза.

2

2

11-12

Основы  холодного батика. История возникновения холодного батика. Изучение этапов работы. 

2

2

13-14

15.10.19.

Выполнение росписи в технике «Холодного батика».

2

2

15-16

Декорирование росписи флористическими и другими материалами. Оформление работы.

2

2

17-18

Техника «Свободная роспись» Изучение технологических этапов работы в технике «Свободная роспись» (эффект акварели).

2

2

19-20

Дополнительные приемы росписи. Декор контурными средствами. На брызги водой. Прием лессировки.

2

1

1

21-22

Дополнительные техники. Солевая техника. Китайская роспись.

2

1

1

23-24

Дополнительные техники.  Техника с использованием спирта. Техника «муарго» (муаровый батик).

2

1

1

25-26

Дополнительные техники. Эффект кракле (приемы старения). Капельная техника, прием вытекания.

2

1

1

27-28

Выполнение образцов различных техник и приемов.

2

2

29-30

Техника «Узелкового батика». История узелкового батика. Изучение технологических этапов росписи. 

2

2

31-32

Приемы окраски ткани в узелковой технике. Способы сложения ткани для получения узора: солнышко, цветок.

2

1

1

33-34

Приемы окраски ткани в узелковой технике. Способы сложения ткани для получения узора: полоска, клетка, квадраты.

2

1

1

35-36

Изготовление образцов в техники узелкового батика.

2

2

37-38

Техника «Горячего батика» История горячего батика.

2

2

39-40

Изучение технологических этапов ткани в технике «Горячий батик». Перевод рисунка на ткань. Поэтапное сочетание воска и росписи.

2

1

1

41-42

Декоративное оформление работы. Изучение техники «Кракле».

2

1

1

43-44

Создание декоративной фактуры. Снятие воска.

2

2

45-46

Выполнение образцов различных техник и приемов.

2

2

47-48

Трафаретная роспись по ткани: история и терминология. Инструменты и материалы.

2

2

49-50

Набивка трафаретного рисунка и выбор цветов. Разработка и изготовление трафаретов. Изготовление трафаретов, штампов.

2

1

1

51-52

Выполнение изделий с использованием  штампов, печатей, трафаретов.

2

2

53-54

Техника «Монотипии». Изучение технологических этапов росписи в технике «Монотипия».

2

2

55-56

Создание эскиза композиции. Натяжение ткани. Перевод рисунка на ткань.

2

1

1

57-58

Выполнение росписи в технике «Монотипия». Печать тушью.

2

2

59-60

Комбинирование различных техник росписи ткани. Изучение особенностей комбинирования различных техник при росписи ткани.

2

2

61-62

Роспись платков, шарфов в технике свободной росписи ткани с элементами холодного батика.

2

1

1

63-66

Декорирование одежды росписью по ткани в изученных техниках. Выбор темы.

4

4

67-68

Декоративное оформление работы. Подготовка работ к выставке. Выставка работ.

2

1

1

Итого

68

30

1

37

Список литературы для педагогов

1.Гильман Р.А. Художественная роспись тканей/ М.: Владос, 2015 г. - 115 с.

2.Губанова Е.Н. Декоративно-прикладное искусство Воронежского края и его изучение в школе/ Воронеж: Центр духовного возрождения Черноземного края, 2015 г. -120 с.

3.Давыдов С.Г. Батик/ АСТ – Пресс – книга М.: 2015 г. - 184 с.

4.Живопись/ Под ред. Н.П.Бесчастнов – М.: Легпромбытиздат, 2016 г. - 256 с.

5.Золотницкий Н.Ф. Цветы в легендах и приданиях/ С.-Петербург: Изд. А.Ф.Девриена, 255 с.

6.Искусство батика/ Энциклопедия АСТ Внешсигма М.: 2014 г. - 110 с.

7. Кожохина С.К. Батик. Всѐ о картинах на ткани. «Академия развития», Ярославль, 2016г.

8. Комарова Т.С., Савенко А.И. Коллективное творчество детей/ Учеб.пособие – М.: Российское педагогическое агентство, 2014 г. - 106 с.

9.Логвиненко Г.М. Декоративная композиция/ М.: Владос 2015 г. - 144 с.

10.Лэй Лэй Ц. Искусство китайской каллиграфии/ Пер. с агл. – М.: Изд. Никола-Пресс, 2016 г. - 128 с.

11.Сараева Ю.С. Роспись по ткани/ Ростов-на-Дону: Феникс, 2015 г. - 160 с.

12. Саутаман М. Расписываем цветы по шелку.- М.: Ниола-Пресс, 2014 .-80 с.: ил.

13.Чебан В. Узоры и орнаменты для мастера/ Ростов-на-Дону: Феникс, 2015 г. - 384 с.

14.Энциклопедический словарь юного художника/ М.: Педагогика, 2015 г. - 416 с.

15. Эрл К. Роспись по шёлку. Основы мастерства. «Арт-Родник», 2014г.

Список литературы для детей и родителей

1.Аверьянова А.П. Батик Мастерилка// 2014 г.

2.Аллохвердова Е.Э. Батик, глина, дерево/ издат. Астель, 2015 г. - 82 с.

3.Жолобчук А.Я. Подарки из батика/ М.: АСТ, 2015 г. - 78 с.

4.Кожохина С.К. Батик/ Ярославль, Академия развития, 2016 г. - 144 с.

5.Радкевич В.А. Великий шелковый путь/ М.: Агропромиздат, 2016 г. - 239 с.

6.Синеглазова М.О. Батик/ М.: Издат. Дом МСП, 2014 г. - 96 с.

Интернет-ресурсы:

http://festival.1september.ru/articles/subjects/28

http://fcior.edu.ru/

http://art.1september.ru/

http://www.1-kvazar.ru/

http://www.openclass.ru/node/147655

http://nsportal.ru/shkola/izobrazitelnoe-iskusstvo

http://pedsovet.org/

http://www.uchportal.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа дополнительного образования "Дизайн одежды"

Программа дла учащихся 6,7,8 классов. На три года обучения...

Программа занятий дополнительного образования (кружка) «Юные филологи. Речеразвивающий аспект»

Языковое развитие современного школьника диктует потребность в условиях школьного обучения русскому языку сделать этот процесс не только нужным, необходимым, но и интересным. Общеизвестно, что однообр...

Программа занятий дополнительного образования "Мой край"

Данная программа позволяет освоить новые технологии обработки ткани, способы оформления швейных изделий, углубить знания о своствах тканей и красителей. Программа предусматривает эстетическое воспитан...

Рабочая программа по дополнительному образованию "Изобразительное искусство и дизайн" (адаптированная)

Цель программы: создание условий для самореализации детей в творчестве, воплощения в различных видах изобразительной и прикладной деятельности собственных неповторимых черт, своей индивидуальности.Осн...

Вводное занятие дополнительного образования "Батик. Роспись по ткани"

Презентация и конспект вводного занятия студии "Батик" по теме: "Батик. Роспись по ткани". На занятии дети знакомятся с историей батика, видами росписи, технологией изготовления....

Программа занятий дополнительного образования. Декоративно-прикладное творчество народов Поволжья.

Программа дополнительного образования детей «Декоративно-прикладное творчество народов Поволжья» относится к художественно – эстетической направленности...

Программа занятий дополнительного образования Робототехника.

Программа курса дополнительного образования «Робототехника» соответствует требованиям ФГОС.  Жизнь современных детей протекает в быстро меняющемся мире, который предъявляет серьезные ...