Программа занятий дополнительного образования "Мой край"
рабочая программа по технологии

Ледяева Елена Юрьевна

Данная программа позволяет освоить новые технологии обработки ткани, способы оформления швейных изделий, углубить знания о своствах тканей и красителей. Программа предусматривает эстетическое воспитание школьников, развитие их художественного вкуса путем знакомства с декоративно- прикладным искусством, народным творчеством народов Севера, воспитание уважения к народным традициям и обычаям северных народов (ханты и манси).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_zanyatiy_kruzhka._moy_kray.doc168.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БУДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ КАДЕТСКАЯ  ШКОЛА № 4»

 Согласовано

________________

(Ф.И.О. специалиста)

 (подпись специалиста)  

Утверждено педагогическим советом

протокол № ____ от «___» _____2013

Утверждаю:

/Л.И.Степкина/

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

Мой край

Составитель:

Ледяева Елена Юрьевна

педагог дополнительного образования

Для детей

11-14 лет

Срок реализации:

3 года

Количество часов курса:

175 часов

 Нефтеюганск

2014

                                       

Пояснительная записка

      Данная программа позволяет освоить новые технологии обработки ткани, способы оформления швейных изделий, углубить знаниях о свойствах тканей и красителей. Программа предусматривает эстетическое воспитание школьников, развитие их художественного вкуса путем знакомства с декоративно-прикладным искусством, народным творчеством народов севера, воспитание уважения к народным традициям и обычаям северных народов (ханты и манси).

Росписью по ткани смогут заниматься учащиеся с различной художественной подготовкой. Несложный арсенал средств, необходимый для этого вида творчества, делает ее доступной в школьных условиях.

     Учащиеся должны научиться изготавливать изделия, отвечающие высоким эстетическим и технологическим требованиям, которые будут конкурентоспособны на современном рынке, что обеспечит социализацию учащихся, их вхождение в современный рынок труда.

     В процессе обучения школьники смогут украсить собственными произведениями интерьер квартиры, создать уникальную и оригинальную одежду с национальными орнаментами и узорами, познакомиться с профессиями и требованиями которые к ним предъявляются.

     Более глубокому усвоению содержания программы будут способствовать участие в конкурсах и выставках.

Цель и задачи

Рабочая программа направлена на решение цели МБОУ «СОКШ № 4»: обеспечить условия для  освоения фундаментальных знаний наряду с формированием ключевых компетентностей и получением социального опыта.

Одно из приоритетных направлений деятельности школы - организация  дополнительного образования детей в образовательном учреждении.

Цель программы: создание личностно - ориентированного учащегося для дальнейшего его обучения  согласно выявленным способностям в сфере технологического образования.

Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. С учетом общих требований федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения программа должна обеспечить достижения личностных, метапредметных и предметных результатов.

Реализация программы должна решить следующие задачи:

  1. приобретение знаний о многогранной культуре народов севера, о взаимодействии природы, общества и человека, о экологических проблемах и способах их разрешения, о негативных последствиях влияния трудовой деятельности человека;
  2. воспитание уважения к народным традициям и обычаям, трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда;
  3. овладение способами деятельностей:

                    –умение действовать автономно: проявлять ответственность, планировать и организовывать   личностные планы, самостоятельно приобретать знания, используя  различные источники;

                    – способность работать с разными видами информации: символами, текстами, таблицами, и т. д., критически осмысливать, полученные сведения, применять их для расширения своих знаний;

                    –умение работать в группе: устанавливать хорошие взаимоотношения, разрешать конфликты и т. д.

  1. освоение компетенций – коммуникативной, ценностно-смысловой, культурно-эстетической, социально-трудовой, личностно-саморазвивающей.

Организация образовательного процесса

Программа рассчитана на 3 года обучения для учащихся 11-14  лет.

Занятие предусматривают по 1 час в неделю.

1 год обучения - 70 час.

2 год обучения - 35 час.

3 год обучения - 70 час.

Первый год обучения

  Учащиеся должны ознакомиться: 

  • с  национальным орнаментом, его значением в художественном оформлении  национальной одежды и интерьере квартиры;
  • иметь представление об истории развития художественной росписи ткани;
  • с правилами использования инструментов, приспособлений, красителей для работы в технике холодного батика, свободной росписи, узелкового батика;
  • с основными приемами выполнения росписи по ткани с использованием техник холодного батика, свободной росписи, узелкового батика;
  • со свойствами тканей и красителей и их взаимодействие.

Учащиеся должны выполнять по установленным нормативам следующие трудовые операции и работы:

  • давать определения основным видам композиции;
  • пользоваться инструментами и приспособлениями для художественной росписи тканей;
  • выполнять художественную роспись ткани использую техники холодного батика, свободной росписи, узелкового батика;
  • исправлять ошибки при использовании техник холодного батика, свободной росписи и узелкового батика;
  • оформлять изделия.

Второй год обучения

Учащиеся должны ознакомиться: 

  • с орнаментами, их значениями в художественном оформлении дополнений к национальной одежде (аксессуары) народов Севера;
  • с  видами декоративно – прикладного искусства;
  • с правилами использования инструментов, приспособлений, красителей для работы в технике горячего батика, трафаретной росписи;
  • с основными приемами выполнения росписи по ткани с использованием техник горячего батика, трафаретной росписи;
  • с видами  тканей, резерва и красителей, используемых в технике горячего батика и трафаретной росписи.

Учащиеся должны выполнять по установленным нормативам следующие трудовые операции и работы:

  • давать определения основным видам композиции;
  • пользоваться инструментами и приспособлениями для художественной росписи тканей;
  • выполнять художественную роспись ткани использую техники горячего батика и трафаретной росписи;
  • исправлять ошибки при использовании техник горячего батика и трафаретной росписи;
  • оформлять изделия.

Третий год обучения

Учащиеся должны ознакомиться: 

  • с национальным орнаментом народов ханты и манси, его значением в художественном оформлении одежды;
  • с правилами использования инструментов, приспособлений, красителей для работы в технике росписи ткани;
  • с основными приемами выполнения росписи по ткани с использованием различных техник.

Учащиеся должны выполнять по установленным нормативам следующие трудовые операции и работы:

  • разбирать, составлять декоративные композиции, справляться с приемами стилизации мотивов;
  • выполнять художественную отделку ткани используя сочетание различных приемов росписи;
  • создавать индивидуальные проекты (роспись одежды).

Тематическое планирование

 №

                 

Разделы программы

Количество часов

       1 год             2 год            3 год

1.

Вводные занятия: инструктаж по технике безопасности.

          2

1

2

2.

Виды декоративно – прикладного искусства.

          2

1

2

3.

Цвет, композиция, орнамент народов ханты и манси

          6

2

4

4.

Материаловедение. Ткани, красители, резервирующий состав.

          4

2

4

5.

Основные приемы росписи на образцах в технике:

  • холодного батика
  • горячего батика
  • трафаретной росписи
  • свободная росписи
  • узелковой росписи

4

-

-

4

4

-

3

3

1

-

-

-

-

-

-

6.

Экскурсия в художественную галерею (краеведческий музей «Обь»)

          2

1

4

7.

Разработка проекта и выполнение изделия в технике:

  • холодного батика
  • горячего батика
  • трафаретной росписи
  • узелкового батика

         

8

-

-

8

-

4

4

-

4

4

2

2

8.

Разработка проекта и выполнение росписи:

  • одежды
  • дополнений к одежде
  • предметов интерьера

-

-

8

-

4

-

18

-

-

9.

Просмотр творческих работ

4

2

4

10.

Обновление одежды с элементами орнаментов северных народов.

Создание предметов интерьера.

10

5

16

11.

Выставка работ учащихся. Анализ результатов.

          2

1

2

12.

Резерв

2

1

2

                      Итого:

         70

35

70

Развернутое тематическое планирование

1 год обучения

Темы  занятий

Кол-во часов

Теория                Практика           Итого

    1-я четверть.

1. Вводные занятия: инструктаж по технике безопасности.

2. История развития художественной росписи ткани.

3. Основы цветоведения.

4. Основные законы композиции.

5. Виды орнаментов народов ханты и манси.

6. Классификация тканей.

7. Способы нанесения и удаления резервирующего состава.

8. Особенности композиции для техники холодного батика.

9. Основные приемы техники холодного батика.

2

2

1

-

1

1

-

1

-

-

-

1

2

1

1

2

1

2

18

2-я четверть.

1. Свободная роспись с солевым раствором.

2. Свободная роспись акриловыми красками.

3. Особенности композиции в узелковом батике.

4. Основные приемы техники узелкового батика.

5. Экскурсия в художественную галерею (краеведческий музей «Обь»).

6. Выбор темы проекта.

7. Разработка эскиза для холодного батика

1

-

1

-

-

1

-

1

2

1

2

2

1

2

14

3-я четверть.

1. Выполнение работы в технике холодного батика.

2. Оформление готового изделия.

3. Выбор темы проекта.

4. Разработка эскиза для узелкового батика.

5. Выполнение работы в технике узелкового батика.

6. Оформление готового изделия с использованием национальных  орнаментов северных народов.

7. Выбор вида изделия для интерьера квартиры.

8. Подбор материалов и красителей для работы.

9. Раскрой и пошив выбранного  изделия.

10.Выполнение росписи в одной из техник.

-

-

1

1

-

-

1

1

-

-

2

2

1

1

2

2

1

1

2

2

20

4-я четверть.

1. Просмотр выполненных работ.

2. Разработка этапов работы над проектом.

3. Раскрой и подбор красителей.

4. Выполнение росписи в технике холодного батика.

5. Технология пошива изделия.

6. Окончательная отделка изделия.

7. Защита проектов.

8. Выставка работ учащихся. Анализ результатов.

9. Резервное время.

2

1

-

-

-

-

1

2

2

-

1

2

2

2

2

1

-

-

18

2-й год обучения

Темы  занятий

Кол-во часов

  Теория             Практика            Итого

1-я четверть.

1. Вводные занятия: инструктаж по технике безопасности.

2. Народное творчество ханты и манси  и его виды.

3. Достижение стилевого единства.

4. Цветовой контраст.

5. Технология применения различных красителей.

6. Способы закрепления красителей на ткани.

7. Оборудование рабочего места для работы в технике горячего батика.

8. Основные приемы работы с инструментами.

9. Удаление резервирующего состава с ткани.

1

0,5

1

-

-

-

1

-

-

-

0,5

-

1

1

1

-

1

1

9

2-я четверть.

1. Оборудование рабочего места для работы в трафаретной технике.

2. Изготовление трафаретов из бумаги, пленки.

3. Технология работы в технике трафаретной росписи.

4. Выполнение техники свободной росписи по загрунтованной ткани.

5. Экскурсия в художественную галерею (краеведческий музей).

6. Выбор темы проекта.

7. Разработка эскиза для горячего батика.

1

-

-

-

-

1

1

-

1

1

1

1

-

-

7

3-я четверть.

1. Выполнение работы в технике горячего батика.

2. Оформление готового изделия с использованием орнаментов народов  ханты и манси.

3. Выбор темы проекта.

4. Разработка эскиза для  техники трафаретной росписи.

5. Выполнение работы в технике трафаретной росписи.

6. Оформление готового изделия с использованием национальных орнаментов  народов манси и ханты.

7. Выбор вида аксессуаров к одежде.

8. Подбор материалов и красителей для работы.

9. Раскрой и изготовление выбранного  аксессуара.

10. Выполнение росписи одной из изученных техник.

-

-

1

1

-

-

1

1

-

-

1

1

-

-

1

1

-

-

1

1

10

4-я четверть.

1. Просмотр выполненных работ.

2. Разработка этапов работы над проектом.

3. Раскрой и подбор красителей.

4. Выполнение росписи в технике горячего батика с использованием орнаментов ханты и манси.

5. Технология изготовления аксессуара.

6. Окончательная отделка изделия.

7. Защита проектов.

8. Выставка работ учащихся. Анализ результатов.

9. Резервное время.

1

1

-

-

-

-

-

1

1

-

-

1

1

1

1

1

-

-

9

3-й год обучения

Темы  занятий

Кол-во часов

  Теория          Практика           Итого

1-я четверть.

1. Вводные занятия: инструктаж по технике безопасности.

2. Мода и декоративное искусство.

3. Орнамент в росписи.

4. Линейная характеристика орнаментальных форм.

5. Основные вещества для приготовления краски.

6. Приготовление цветного резервирующего состава дл я холодного батика.

7. Экскурсия в художественную галерею (краеведческий музей).

8. Выбор изделия для техники холодного батика с использованием орнаментов ханты и манси.

9. Разработка технологической последовательности выполнения изделия.

2

1

1

1

1

-

-

1

-

-

1

1

1

1

2

2

1

2

18

2-я четверть.

1. Выбор изделия для техники горячего батика.

2. Разработка технологии выполнения изделия.

3. Выполнение изделия  в трафаретной технике с использованием национальных орнаментов ханты и манси.

4. Выполнения изделия в свободной росписи.

5. Разработка эскиза проектируемого швейного изделия.

6. Подбор материалов и красителей.

7. Раскрой деталей изделия.

1

-

-

-

-

1

-

1

2

2

2

2

1

2

14

3-я четверть.

1. Разработка технологии пошива изделия (национального костюма ханты или манси).

2. Обработка технологических узлов изделия.

3. Соединение обработанных деталей.

4. Отделки комбинированной техникой росписи ткани. Нанесение рисунка.

5. Выполнение росписи.

6. Окончательная обработка изделия.

7. Просмотр творческих работ.

8. Способы обновления готового швейного изделия.

9. Разработка эскиза рисунка и выбор техники.

10. Выбор материалов и инструментов.

-

-

-

-

-

-

2

1

1

1

2

2

2

2

2

2

-

1

1

1

20

4-я четверть.

1. Нанесение рисунка на готовое изделие.

2. Составление плана работы.

3. Выполнение росписи в одной из техник.

4. Закрепление красителей на ткани

5. Устранение недочетов в работе.

6. Окончательная отделка изделия.

7. Защита проектов.

8. Выставка работ учащихся. Анализ результатов.

9. Резервное время.

-

-

-

-

-

-

1

1

2

2

2

2

2

2

2

1

1

-

18

Календарно тематическое планирование

2013-2014 учебный год

1 год обучения

Темы  занятий

План

Факт

Приложение

1-я четверть.

1-2. Вводное занятие: инструктаж по технике безопасности.

3-4. История развития художественной росписи ткани.

5-6. Основы цветоведения.

7-8. Основные законы композиции.

9-10. Виды орнаментов народов ханты и манси.

11-12. Классификация тканей.

13-14. Способы нанесения и удаления резервирующего состава.

15-16. Особенности композиции для техники холодного батика. 

07.09.13.

14.09.13.

21.09.13.

28.09.13.

05.10.13.

12.10.13.

19.10.13.

26.10.13.

07.09.13.

14.09.13.

21.09.13.

28.09.13.

05.10.13.

12.10.13.

19.10.13.

26.10.13.

2-я четверть.

17-18. Основные приемы техники холодного батика.

19-20. Свободная роспись с солевым раствором.

21-22. Свободная роспись акриловыми красками.

23-24. Особенности композиции в узелковом батике.

25-26. Основные приемы техники узелкового батика.

27-28. Экскурсия в художественную галерею (краеведческий музей «Обь»).

29-30. Выбор темы проекта.

16.11.13.

23.11.13.

30.11.13.

07.12.13.

14.12.13.

21.12.13.

28.12.13.

16.11.13.

23.11.13.

30.11.13.

07.12.13.

14.12.13.

21.12.13.

28.12.13.

3-я четверть.

31-32. Разработка эскиза для холодного батика

33-34. Выполнение работы в технике холодного батика.

35-36. Оформление готового изделия.

37-38. Выбор темы проекта.

39-40. Разработка эскиза для узелкового батика.

41-42. Выполнение работы в технике узелкового батика.

43-44. Оформление готового изделия с использованием национальных  орнаментов северных народов.

45-46. Выбор вида изделия для интерьера квартиры.

47-48. Подбор материалов и красителей для работы.

11.01.14.

18.01.14.

25.01.14.

01.02.14.

08.02.14.

15.02.14.

01.03.14.

15.03.14.

22.03.14.

11.01.14.

18.01.14.

31.01.14.

05.02.14.

08.02.14.

17.02.14.

01.03.14.

15.03.14.

22.03.14.

Занятия отменены по метеоусловиям

Занятия отменяются по метеоусловиям

Занятия отменяются по метеоусловиям

4-я четверть. 

49-50. Раскрой и пошив выбранного  изделия.

51-52.Выполнение росписи в одной из техник

53-54. Просмотр выполненных работ.

55-56. Разработка этапов работы над проектом.

57-58. Раскрой и подбор красителей.

59-60. Выполнение росписи в технике холодного батика.

61-62. Технология пошива изделия.

63-64. Окончательная отделка изделия.

65-66. Защита проектов.

67-68. Выставка работ учащихся. Анализ результатов.

69-70. Резервное время.

05.04.14

12.04.14.

19.04.14.

26.04.14.

17.05.14.

24.05.14.

31.05.14.

Календарный график

Календарный график

Календарный график

Календарный график

05.04.14.

12.04.14.

19.04.14.

26.04.14.

17.05.14.

24.05.14.

31.0514.

Календарно тематическое планирование

2014-2015 учебный год

2 год обучения

Темы  занятий

План

Факт

Приложение

1-я четверть.

1. Вводное занятие: инструктаж по технике безопасности.

2. История развития художественной росписи ткани.

3. Основы цветоведения.

4. Основные законы композиции.

5. Виды орнаментов народов ханты и манси.

6. Классификация тканей.

7. Способы нанесения и удаления резервирующего состава.

8. Особенности композиции для техники холодного батика. 

2-я четверть.

9. Основные приемы техники холодного батика.

10. Свободная роспись с солевым раствором.

11. Свободная роспись акриловыми красками.

12.  Особенности композиции в узелковом батике.

13. Основные приемы техники узелкового батика.

14. Экскурсия в художественную галерею (краеведческий музей «Обь»).

15. Выбор темы проекта.

3-я четверть.

16.  Разработка эскиза для холодного батика

17. Выполнение работы в технике холодного батика.

18. Оформление готового изделия.

19. Выбор темы проекта.

20. Разработка эскиза для узелкового батика.

21. Выполнение работы в технике узелкового батика.

22.  Оформление готового изделия с использованием национальных  орнаментов северных народов.

23. Выбор вида изделия для интерьера квартиры.

24. Подбор материалов и красителей для работы.

4-я четверть. 

25. Раскрой и пошив выбранного  изделия.

26. Выполнение росписи в одной из техник

27.  Просмотр выполненных работ.

28.  Разработка этапов работы над проектом.

29.  Раскрой и подбор красителей.

30.  Выполнение росписи в технике холодного батика.

31.  Технология пошива изделия.

32.  Окончательная отделка изделия.

33.  Защита проектов.

34.  Выставка работ учащихся. Анализ результатов.

35.  Резервное время.

Список учащихся:

  1. Гирфанова Эльмира
  2. Горелко Анастасия
  3. Грекова Александра
  4. Замыко Екатерина
  5. Запяткина Александра
  6.  Крыленко Анастасия
  7. Курмакаева Алсу
  8. Куцуева Алена
  9. Лычман Анастасия
  10. Малюкова Анастасия
  11. Махитко Ирина
  12.  Сагура Ксения
  13. Степанович Александра
  14. Терентьева Влада
  15. Чарикова Анастасия
  16. Шамсубарова Альбина
  17. Эргашева Гавхар

Примерные нормы оценки практической работы

(журнал «Школа и производство» № 4, 2011 г.).

Требования

отлично

хорошо

удовлетворительно

неудовлетворительно

Организация труда

Полностью соблюдались правила трудовой и технологической дисциплины, работа выполнялась самостоятельно, тщательно спланирован труд или соблюдался план работы, предложенный учителем, рационально организовано рабочее место, полностью соблюдались общие инструкции по охране труда, отношение к труду добросовестное, к инструментам – бережное, экономное

Работа выполнялась самостоятельно, допущены незначительные ошибки в планировании труда, организации рабочего места, которые исправлялись самостоятельно, полностью выполнялись правила трудовой и технологической дисциплины, инструкции по охране труда

Самостоятельность в работе была низкой, допущены нарушения технологической дисциплины, инструкциям по охране труда, организации рабочего места

Самостоятельность в работе отсутствовала, допущены грубые нарушения правил технологической дисциплины, инструкциям по охране труда, которые повторялись после замечаний учителя

Приемы труда

Все приемы труда выполнялись правильно, не было нарушений инструкций по охране труда, установленных для данного вида работ

Приемы труда выполнялись в основном правильно, допущенные ошибки исправлялись самостоятельно, не было нарушения инструкций по охране труда, установленных для данного вида работ

Отдельные приемы труда выполнялись неправильно, но ошибки исправлялись после замечаний учителя, допущены незначительные нарушения инструкций по охране труда, установленных для данного вида работ

Неправильно выполнялись многие виды работ, ошибки повторялись после замечания учителя, неправильные действия привели к травме или поломке инструмента (оборудования)

Норма времени

Работа выполнена в полном объеме и в установленный срок или раньше срока

На выполнение работы затрачено времени больше установленного по норме: 5-6 классы – 10-15 %; 7 класс – на 5-10 %

На выполнение работы затрачено времени больше установленного по норме: 5-6 классы – 15-20  %; 7 класс – на 10-15 %

На выполнение работы затрачено времени больше установленного по норме: 5-6 классы – 30  %; 7 класс – на 25 %

Качество изделия

Изделие выполнено точно по эскизу, все размеры выдержаны; отделка выполнена в соответствии с требованиями инструкционной карты или по образцу

Изделие выполнено по эскизу, размеры выдержаны, но качество отделки ниже требуемого

Изделие выполнено по  эскизу с небольшими отклонениями; качество отделки удовлетворительное

Изделие выполнено с отступлениями от эскиза , не соответствует образцу. Дополнительная доработка не может привести к возможности использования  изделия

Список литературы для учителя.

  1. Оценка качества подготовки выпускников средней (полной) школы по технологии. – М.: Дрофа, 2010.
  2. «Дом – семь «Я»: Программа экспериментального курса предметной области «Технология». 5-11 (12) классы/Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации; Под. Ред. Е.Д.Волоховой. – С.-Пб.: «Русский издательский дом», 2011.

Список литературы для учащихся.

  1. Давыдов С.Г. Батик. Техника. Приемы. Изделия. – М.: АСТ- ПРЕСС  КНИГА, 2012.
  2. Саутан М. Расписываем цветы по шелку/ Пер. с англ. – М.: Издательство «Ниола- Пресс», 2013.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа занятий дополнительного образования (кружка) «Юные филологи. Речеразвивающий аспект»

Языковое развитие современного школьника диктует потребность в условиях школьного обучения русскому языку сделать этот процесс не только нужным, необходимым, но и интересным. Общеизвестно, что однообр...

Программа дополнительного образования "Край Родной"

Програа  расчитана на 2 года обучения и предназначена для изучения окружающей среды родного края...

Дополнительная образовательная программа по краеведению "Мой край: в прошлом, настоящем и будущем"

Дополнительная образовательная программа по краеведению "Мой край: в прошлом, настоящем и будущем"...

Программа занятий дополнительного образования. Дизайн ткани.

Программа дополнительного образования детей «Дизайн ткани» относится к художественно – эстетической направленности. ...

Программа занятий дополнительного образования. Декоративно-прикладное творчество народов Поволжья.

Программа дополнительного образования детей «Декоративно-прикладное творчество народов Поволжья» относится к художественно – эстетической направленности...

Программа занятий дополнительного образования Робототехника.

Программа курса дополнительного образования «Робототехника» соответствует требованиям ФГОС.  Жизнь современных детей протекает в быстро меняющемся мире, который предъявляет серьезные ...