Учебная программа по технологии 5 класс
рабочая программа по технологии (5 класс)

Чалых Татьяна Владимировна

Учебная программа по технологии 5 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uchebnaya_programma_dlya_5_klassa_2018.docx37.33 КБ

Предварительный просмотр:

Санкт-Петербургское государственное бюджетное нетиповое образовательное учреждение «Лицей искусств «Санкт-Петербург»

РАССМОТРЕНО

на заседании МО

Протокол № 4

от «28» августа 2018 г.

Председатель МО

___________Андреева В.Н.

СОГЛАСОВАНО

зам.директора по УВР

СПб ГБНОУ «Лицей искусств «Санкт-Петербург»

____________ Тихонова Г.П.

от «28» августа 2018 г.

УТВЕРЖДАЮ

директор СПб ГБНОУ

«Лицей искусств «Санкт-Петербург»

__________ Мельниченко Д.Т

от «28» августа 2018 г.

Приказ №73-4 от 28.08.2018

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

в 5 классе

по         курсу «Технология»        

к учебнику         Технология. 5 класс        

авторы         Сасова И.А., Павлова М.Б., Гуревич М.И., Дж. Питт        

преподавателя СПб ГБНОУ «Лицей искусств «Санкт-Петербург»

Чалых Татьяны Владимировны

Санкт-Петербург

2018


  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Настоящая программа составлена на основе «Примерной программы основного общего образования по направлению “Технология”», программы базового курса технологии  (авторы: И.А. Сасова, М.Б. Павлова и др.) и рассчитана на изучение базового курса технологии учащимися 5 класса в течение 68 часов (из расчета 2 часа в неделю). Программа соответствует федеральному компоненту государственного стандарта основного общего образования по технологии (ФГОС).

Рабочая программа построена в соответствии с требованиями, изложенными в  нормативных документах:

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  2. Приказ Министерства образования Российской Федерации о 05.03.2004 № 1089 № «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
  3. Приказ Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
  4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
  5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»
  6. СанПин 2.4.2.28221-10 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях».
  7. Приказы Минобрнауки России от 31.12.2015 №1576, №1577, №1578 «О внесении изменения в федеральные государственные образовательные стандарты: ФГОС НОО, ФГОС ООО, ФГОС СОО».

  1. Общая характеристика учебного предмета

Образовательная область «Технология» является необходимым компонентом общего образования школьников, предоставляя им возможность применить знания, полученные при изучении других учебных предметов (математика, окружающий мир, изобразительное искусство, русский язык, литературное чтение), в своей интеллектуально-практической деятельности;  это, в свою очередь, создает условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости и вариативности мышления у школьников.

Основным предназначением образовательного предмета «Технология» в системе общего образования является формирование трудовой и технологической культуры школьника, системы технологических знаний и умений, воспитание трудовых, гражданских и патриотических качеств его личности, их профессиональное самоопределении в условиях рынка труда, формирование гуманистически ориентированного мировоззрения. Учебный предмет «Технология» призван обеспечить формирование и развитие умений выполнения учебно-исследовательской и проектной деятельности; формирование представлений о социальных и этических аспектах научно-технического прогресса. Следовательно, при изучении учебного предмета «Технология» важная роль отводится проектной деятельности, решению творческих задач, моделированию и конструированию.

Программа предмета «Технология» обеспечивает формирование у школьников технологического мышления. Схема технологического мышления (потребность – цель – способ  - результат) позволяет наиболее органично решать задачи установления связей между образовательным и жизненным пространством. Предметная область «Технология» позволяет формировать у обучающихся ресурс практических умений и опыта, необходимых для разумной организации собственной жизни.

Учебный предмет «Технология» в 5 классе построен по модульному принципу с учетом возможностей общеобразовательной организации. Учебный предмет «Технология» изучается в рамках следующих трех направлений:

«Индустриальные технологии» («Технология. Технический труд»)

«Технология ведения дома» («Технология. Обслуживающий труд»)

«Технология. Сельскохозяйственный труд».

Для данного учебного курса было выбрано направление «Технология ведения дома», учитывая специфику общеобразовательной организации, при отсутствии необходимого оборудования и мастерских, а также, исходя из образовательных потребностей и интересов обучающихся. Широкий набор видов деятельности позволяет не только расширить политехнический кругозор учащихся, но также дает возможность каждому раскрыть свои индивидуальные способности, найти свой материал и свою технику, что, безусловно, окажет благотворное влияние на дальнейшее обучение, будет способствовать развитию творческого потенциала. В процессе выполнения программы «Технология» осуществляется развитие технического и художественного мышления, творческих способностей личности, формируются навыки бесконфликтного делового общения. В урочное время деятельность обучающихся организуется как в индивидуальном, так и в групповом формате. В программе предусмотрено выполнение школьниками творческих или проектных работ. При организации творческой или проектной деятельности учащихся очень важно акцентировать их внимание на потребительском назначении того изделия, которое они выдвигают в качестве творческой идеи. Отличительной особенностью программы является то, что процесс изготовления любого изделия начинается с выполнения эскизов, зарисовок лучших образцов, составления вариантов композиций. При изготовлении изделий наряду с технологическими требованиями большое внимание уделяется эстетическим, экологическим и эргономическим требованиям. Также учащиеся знакомятся с экономическими требованиями: рациональным расходованием материалов, утилизацией отходов.

 Учитывая специфику общеобразовательного учреждения (отсутствие мастерских и соответствующего оборудования) значительная часть практической деятельности, направленной на преобразование материальных и информационных объектов, должна выполняться за счет внеурочной активности обучающихся. Таким образом, формы внеурочной деятельности – это проектная деятельность обучающихся, экскурсии, домашние задания, краткосрочные курсы дополнительного образования (не более 17 часов), позволяющие освоить конкретную материальную или информационную технологию, необходимую для изготовления продукта в проекте обучающегося, актуального на момент прохождения курса.

  1. Цели

  • освоение технологических знаний, технологической культуры на основе включения учащихся в разнообразные виды технологической деятельности по созданию личностно или общественно значимых продуктов труда;
  • овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска и использования технологической информации, проектирования и создания продуктов труда, ведения домашнего хозяйства, самостоятельного и осознанного определения своих жизненных и профессиональных планов; безопасными приемами труда;
  • развитие познавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей;
  • воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда;
  • получение опыта применения политехнических и технологических знаний и умений в самостоятельной практической деятельности.

Формы проверки и оценки результатов обучения: контрольные работы, проверочные тесты, опросы, творческие проекты. В качестве методов проверки  домашних заданий, ориентированных на отработку практических навыков, целесообразно использовать письменные отзывы родителей, фотографии (видеоролики) готовых проектов.


  1. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

МОДУЛЬ 1. Введение в предмет. Понятие о творческих проектах –

                     4часа (1+3)

МОДУЛЬ 2. Кулинария – 16 часов (2+2+6+2+2 +2)

                     Творческий проект  - 2 часа

МОДУЛЬ 3. Создание изделий из текстильных и поделочных  

                       материалов  - 32 часа (10+2+2+6+12)

                       Творческие проекты -  6 часов (2+2+2)

МОДУЛЬ 4. Технологии ведения дома -  6 часов(2+2+2)

                     Творческий проект - 2 часа

  1. Содержание курса «Технология» для 5 класса

МОДУЛЬ 1. Введение в предмет. Понятие о творческих проектах (4 ч.)

Тема 1. Введение в предмет технологии (1 ч.)

Введение в предмет технологии.

Цели и задачи курса. Содержание курса.

          Тема 2. Основы проектирования. Исследовательская и созидательная  деятельность (3 ч.)

          Тема 2.1 Исследовательская и созидательная деятельность (1 ч.)

Творческая проектная деятельность.

Понятие о творческих проектах.

Составные части годового творческого проекта для 5 класса.

           Тема 2.2 Этапы выполнения проекта (2 ч.)

 Этапы выполнения творческого проекта: поисковый, технологический, аналитический.

Определение затрат на изготовление проектного изделия.

Подготовка презентации, пояснительной записки и доклада для защиты творческого проекта.

  МОДУЛЬ 2. Кулинария (16 ч.)

  Тема 1. Санитария и гигиена (2 ч.)

Санитария и гигиена в помещениях кухни и столовой.

 Правила санитарии и гигиены при обработке пищевых продуктов.

Влажная и сухая уборка.

Техника безопасности при работе с оборудованием, инструментами, горячими жидкостями.

 Виды чистящих и моющих средств и способы их применения.

 Первая помощь при ожогах и порезах.

           Тема 2. Физиология питания (2 ч.)

Понятие о процессе пищеварения.

Питательные вещества и витамины, суточная потребность в витаминах. Содержание витаминов в пищевых продуктах.

           Тема 3. Технология приготовления пищи (6 ч.)

            Тема 3.1 Бутерброды, горячие напитки (2 ч.)

Виды бутербродов и способы их приготовления и оформления.

Условия и сроки хранения бутербродов. Виды и полезные свойства горячих напитков. Способы заваривания кофе, какао, чая. Использование цикория в качестве заменителя кофе.

Выполнение эскизов художественного оформления бутербродов.

            Тема 3.2 Блюда из овощей (2 ч.)

Виды овощей.

Методы определения качества овощей.

Способы механической обработки овощей.

Виды салатов. Овощные гарниры к мясу, рыбе.

Фигурная нарезка овощей. Способы тепловой обработки овощей.

Выполнение эскизов оформления салатов для различной формы салатниц: круглой, овальной, квадратной.

             Тема 3.3 Блюда из яиц (2 ч.)

Строение яйца.

Способы определения свежести яиц.

Использование яиц в кулинарии.

Способы хранения яиц.

Технология приготовления блюд из яиц.

Оформление готовых блюд.

Особенности кулинарного использования перепелиных яиц.

             

             Тема 4. Сервировка стола (2 ч.)

Составление меню на завтрак.

Правила подачи горячих напитков.

Столовые приборы и правила пользования ими.

 Эстетическое оформление стола.

Правила поведения за столом.

Выполнение эскизов художественного украшения стола к завтраку.

Различные способы складывания салфеток.

             Тема 5. Заготовка продуктов (2 ч.)

Способы приготовления домашних запасов.

Правила сбора ягод, овощей, грибов, фруктов, лекарственных трав для закладки на хранение.

Условия и сроки хранения сушеных и замороженных продуктов.

              Тема 6. Правила поведения за столом (2 ч.)

Ролевая игра «Хозяйка и гости за столом»

              Тема 7. Творческий проект (2 ч.)

Защита творческого проекта «Завтрак для всей семьи»

     МОДУЛЬ 3. Создание изделий из текстильных и поделочных

     материалов (32ч.). Творческие проекты (6 ч.)

     Тема 1. Рукоделие. Художественные ремесла (10 ч.)

     Тема 1.1 Вышивка (4 ч.)

     Тема 1.1.1. Виды вышивки. Построение узоров (2 ч.)

Традиционные виды рукоделия и декоративно-прикладного творчества.

Применение вышивки в народном и современном костюме.

Знакомство с видами вышивки.

Композиция, ритм, орнамент, раппорт в вышивке.

Построение узора в художественной отделке вышивкой.

Холодные, теплые, хроматические и ахроматические цвета. Цветовые контрасты.

Зарисовка традиционных орнаментов, выбор материала для вышивки.

               Тема 1.1.2 Простейшие вышивальные швы (2 ч.)

Вышивание метки, монограммы стебельчатым швом.

Перевод рисунка на ткань. Заправка изделия в пяльцы.

Выполнение простейших вышивальных швов: стебельчатого, тамбурного, «вперед иголку», «назад иголку», петельного, «козлик».

Способы безузлового закрепления рабочей нити.

Отделка вышивкой салфетки, носового платка.

               Тема 1.2 Валяние шерсти (6 ч.)

               Тема 1.2.1. Свойства шерсти и инструменты для валяния (2 ч.)

Знакомство с видами непряденой шерсти (гребенная лента, кардочес )

Полезные свойства шерсти. Совместимость непряденой шерсти с другими материалами, нуновойлок.

Способы валяния и необходимые инструменты. Виды игл для валяния, их строение и предназначение.

Подбор шерсти по тонине.

Правила безопасности при работе в технике сухого валяния.

Этапы работы над изделием (придание формы, уплотнение, финишная шлифовка)

               Тема 1.2.2. Простейшие приемы валяния. Эскиз изделия (2 ч.)

Организация рабочего места для валяния.

Подбор шерсти по тонине.

Работа с иглами, выполнение простейших приемов в технике сухого валяния.

Разработка эскиза изделия.

                Тема 1.2.3. Выполнение валяного изделия (2 ч.)

Выполнение простого по форме валяного изделия (по подготовленным эскизам) в технике сухого валяния.

               Тема 1.3. Творческий проект «Валяное изделие простой формы в

                               технике сухого валяния» (2 ч.)

Защита творческого проекта « Валяное изделие простой формы в технике сухого валяния»

               Тема 2. Элементы материаловедения (2 ч.)

               Тема 2.1. Текстильные волокна (1 ч.)

Классификация текстильных волокон.

Натуральные растительные волокна.

Основная и уточная нити, кромка и ширина ткани.

Полотняное переплетение. Лицевая и изнаночная сторона ткани.

               Тема 2.2 Свойства текстильных материалов (1 ч.)

Свойства тканей из натуральных растительных волокон.

Материалы, применяемые в декоративно-прикладном искусстве.

Изучение свойств нитей основы и утка. Определение направления долевой нити в такни. Определение лицевой и изнаночной сторон ткани. Выполнение образца полотняного переплетения.

     Тема 3. Элементы машиноведения (2 ч.)

Виды передач поступательного, колебательного и вращательного движения. Бытовая универсальная швейная машина, ее технические характеристики.

Назначение основных узлов.

Виды приводов швейной машины, их устройство, преимущества и недостатки.

Безопасные приемы труда при работе со швейной машиной.

     Тема 4. Конструирование и моделирование рабочей одежды (6 ч.)

     Тема 4.1. Правила построения чертежей (2 ч.)

Виды рабочей одежды. Фартуки в национальном костюме. Общие правила построения и оформления чертежей швейных изделий.  Типы линий в системе ЕСКД. Правила пользования чертежными инструментами и принадлежностями.

Понятие о масштабе, чертеже, эскизе.

               Тема 4.2. Cнятие мерок (2 ч.)

Фигура человека и ее измерение. Правила снятия мерок. Снятие мерок и запись результатов измерений.

Понятие о форме, контрасте, симметрии и асимметрии. Использование цвета, фактуры материала, различных видов отделки при моделировании швейных изделий.

               Тема 4.3 Построение чертежа и выкройки (2 ч.)

Построение чертежа фартука в масштабе 1:4 и в натуральную величину по своим меркам.

Моделирование фартука выбранного фасона. Подготовка выкройки к раскрою.

                Тема 5. Технология изготовления рабочей одежды (12 ч.)

                Тема 5.1. Виды строчек. Инструменты и приспособления (2ч.)

Прямые стежки. Строчки, выполняемые прямыми стежками: сметочная, заметочная, наметочная, копировальная, строчки для образования сборок.

Шов, строчка, стежок, длина стежка, ширина стежка.

Инструменты и приспособления для ручных работ.

Правила безопасной работы с колющим и режущим инструментом.

                 Тема 5.2. Раскрой швейного изделия (2 ч.)

Подготовка ткани к раскрою. Раскладка выкроек на ткани с учетом направления долевой нити.

Особенности раскладки выкроек в зависимости от ширины ткани и направления рисунка.

Инструменты и приспособления для раскроя.

Обмеловка выкройки с учетом припусков на швы. Выкраивание деталей швейного изделия. Критерии качества кроя.

Правила безопасной работы портновскими булавками, швейными иглами и ножницами

                   Тема 5.3. Ручные швейные работы (2 ч.)

Правила выполнения прямого стежка.

Способы переноса линий выкройки на детали кроя: портновскими булавками и мелом, прямыми стежками.

Основные операции при ручных работах:

предохранение срезов от осыпания – ручное обметывание; временное соединение деталей – сметывание (с открытым и закрытым срезами).

                   Тема 5.4. Последовательность изготовления изделия (2 ч.)

Перенос контурных и контрольных линий и точек на детали кроя.

Обработка нагрудника и нижней части фартука швом вподгибку с закрытым срезом или тесьмой.

Обработка накладных карманов, пояса и бретелей.

                    Тема 5.5. Машинная обработка изделия (2 ч.)

Последовательность изготовления швейных изделий. Технология пошива изделия. Основные операции при машинной обработке изделия: предохранение срезов от осыпания – машинное обметывание зигзагообразной строчкой и оверлоком; постоянное соединение деталей – стачивание; постоянное закрепление подогнутого края – застрачивание ( с открытым и закрытым срезами).

                     Тема 5.6. Стачивание деталей изделия. ВТО (2 ч.)

Стачивание деталей кроя ручными швами.

Оборудование для влажно-тепловой обработки (ВТО) ткани. Правила выполнения ВТО: приутюживание, разутюживание, заутюживание.

Правила безопасной работы утюгом.

                     Тема 6. Творческий проект (2 ч.)

Отделка швейного изделия вышивкой.

                       Тема 7. Творческий проект (2 ч.)

Защита творческого проекта

 «Фартук с элементами художественной отделки вышивкой»

                        МОДУЛЬ 4. Технологии ведения дома (6 ч.).

                                             Творческий проект (2 ч.)

                        Тема 1. Эстетика и экология жилища (4 ч.)

                        Тема 1.1. Интерьер жилых помещений (2 ч.)

Архитектура и интерьер в истории – краткий обзор. Национальные традиции, связь архитектуры с природой.

Понятие об интерьере. Интерьер жилых помещений и их комфортность.

Современные стили в интерьере. Требования к интерьеру: эргономические, санитарно-гигиенические, эстетические.

                        Тема 1.2. Планировка кухни (2 ч.)

Планировка кухни. Разделение кухни на рабочую и обеденную зоны. Цветовое решение кухни.

Использование современных материалов в отделке кухни.

Отделка интерьера тканями, росписью, резьбой по дереву. Декоративное украшение кухни изделиями собственного изготовления

Выполнение эскиза интерьера кухни.

                        Тема 2. Бытовые электроприборы на кухне (2 ч.)

Общие сведения о видах, принципе действия и правилах эксплуатации бытовых электроприборов на кухне: бытового холодильника, микроволновой печи (СВЧ)

Влияние электроприборов и технологий приготовления пищи на здоровье человека.

                         Тема 3. Творческий проект (2 ч.)

Защита творческого проекта «Планирование кухни-столовой»

Итоговое занятие.                        

  1. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

5 КЛАСС (2 часа в неделю, всего 68 ч.)

№ урока

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Содержание урока

Дата проведения

План

Факт

1

Введение в предмет технологии

1

теория

Вводный урок: содержание курса технологии за 5 класс

06.09

06.09

2

Исследовательская и созидательная деятельность

1

теория

Понятие о творческой проектной деятельности, индивидуальных и коллективных творческих проектах. Цель и задачи проектной деятельности в 5 классе. Составные части годового творческого проекта пятиклассников.

06.09

06.09

3-4

Этапы выполнения проекта

2

   теория

Этапы выполнения проекта: поисковый (подготовительный), технологический (основной), аналитический (заключительный).

Определение затрат на изготовление проектного изделия. Испытания проектных изделий.

Подготовка презентации, пояснительной записки и доклада для защиты творческого проекта.

13.09
13.09

13.09
13.09

5-6

Санитария и гигиена

2

теория

Общие правила безопасных приемов труда, санитарии и гигиены.

Санитарные требования к помещению кухни и столовой, к посуде и кухонному инвентарю.

Соблюдение санитарных правил и личной гигиены при кулинарной обработке продуктов для сохранения их качеств и предупреждения пищевых отравлений.

Правила мытья посуды. Применение моющих и дезинфицирующих средств для мытья посуды.

Безопасные приемы работы с кухонным оборудованием, колющими и режущими инструментами, горячими жидкостями.

Оказание первой помощи при ожогах и порезах.

20.09
20.09

20.09
20.09

7-8

Физиология питания

2

Теория + практика

Понятие о здоровом питании, об усвояемости пищи.

Понятие о процессе пищеварения; условия, способствующие лучшему пищеварению.

Общие сведение о питательных веществах и витаминах .Содержание витаминов в пищевых продуктах. Суточная потребность в витаминах.

27.09
27.09

27.09
27.09

9-10

Бутерброды, горячие напитки

2

теория

Продукты, используемые для приготовления бутербродов. Значение хлеба в питании человека. Способы нарезки продуктов для бутербродов, инструменты и приспособления для нарезки. Особенности технологии приготовления и украшения различных видов бутербродов, условия и сроки их хранения.

Виды горячих напитков (чай, кофе, какао, горячий шоколад, цикорий).

Правила хранения чая, кофе, какао.

Сорта чая, их вкусовые достоинства и способы заваривания. Сорта кофе и какао. Устройство для размола зерен кофе. Технология приготовления кофе и какао.

Требования к качеству готовых напитков.

04.10
04.10

04.10

04.10

11-12

Блюда из овощей

2

Теория

Виды овощей, содержание в них минеральных веществ, белков, жиров, углеводов, витаминов. Методы определения качества овощей. Влияние экологии на качество овощей. Назначение, виды и технология механической обработки овощей.

Виды салатов. Использование салатов в качестве самостоятельных блюд и дополнительных гарниров к мясным и рыбным блюдам. Оформление салатов.

Преимущества и недостатки различных способов варки овощей. Изменение содержания витаминов и минеральных веществ в овощах в зависимости от условий кулинарной обработки. Технология приготовления блюд из отварных овощей. Требования к качеству и оформлению готовых блюд.

11.10
11.10

11.10
11.10

13-14

Блюда из яиц

2

теория

Значение яиц в питании человека.

Строение яйца. Использование яиц в кулинарии. Способы определения свежести яиц. Технология приготовления блюд из яиц. Оформление готовых блюд.

Особенности кулинарного использования перепелиных яиц.

18.10
18.10

18.10
18.10

15-16

Сервировка стола

2

теория+ практика

Особенности сервировки стола к завтраку. Составление меню на завтрак. Правила подачи горячих напитков. Столовые приборы и правила пользования ими.

Эстетическое оформление стола. Правила поведения за столом.

Способы складывания салфеток.

25.10
25.10

25.10
25.10

17-18

Заготовка продуктов

2

Теория

Роль продовольственных запасов в экономном ведении домашнего хозяйства. Способы приготовления домашних запасов. Правила сбора ягод, овощей, фруктов, грибов, лекарственных трав для закладки на хранение. Условия и сроки хранения сушеных и замороженных продуктов. Температура и влажность в хранилище овощей и фруктов.

08.11
08.11

08.11

08.11

19-20

Правила поведения за столом в гостях

2

Урок-игра

Ролевая игра «Хозяйка и гости за столом»

15.11
15.11

15.11
15.11

21-22

Защита творческого проекта

«Завтрак для всей семьи»

2

Урок-конференция

Презентация творческого проекта, пояснительная записка и доклад для защиты творческого проекта.

Защита творческого проекта.

22.11
22.11

22.11
22.11

23-24

Виды вышивки. Построение узора

2

теория

Традиционные виды рукоделия и декоративно-прикладного творчества. Применение вышивки в народном и современном костюме. Знакомство с видами вышивки. Композиция, ритм, орнамент, раппорт в вышивке. Построение узора в художественной отделке вышивкой. Холодные, теплые, хроматические и ахроматические цвета. Цветовые контрасты.

29.11
29.11

29.11
29.11

25-26

Простейшие вышивальные швы

2

Теория + практика

Организация рабочего места для ручного шитья. Вышивание метки, монограммы стебельчатым швом. Выполнение эскизов композиции вышивки для отделки фартука или салфетки. Определение места и размера узора на изделии.

Перевод рисунка на ткань, увеличение и уменьшение рисунка. Заправка изделия в пяльцы. Выполнение простейших вышивальных швов: стебельчатого, тамбурного, «вперед иголку», «назад иголку», петельного, «козлик». Способы безузлового закрепления рабочей нити.

Свободная вышивка по рисованному контуру узора. Отделка вышивкой салфетки,  носового платка.

06.12
06.12

06.12
06.12

27-28

Свойства шерсти и инструменты для валяния

2

теория

Знакомство с видами непряденой шерсти (гребенная лента, кардочес )

Полезные свойства шерсти. Совместимость непряденой шерсти с другими материалами, нуновойлок.

Способы валяния и необходимые инструменты. Виды игл для валяния, их строение и предназначение.

Подбор шерсти по тонине.

Правила безопасности при работе в технике сухого валяния.

Этапы работы над изделием (придание формы, уплотнение, финишная шлифовка)

13.12
13.12

13.12
13.12

29-30

Простейшие приемы валяния. Эскиз изделия

2

практика

Организация рабочего места для валяния.

Подбор шерсти по тонине.

Работа с иглами, выполнение простейших приемов в технике сухого валяния.

Разработка эскиза изделия.

20.12
20.12

20.12
20.12

31-32

Выполнение валяного изделия

2

практика

Выполнение простого по форме валяного изделия (по подготовленным эскизам) в технике сухого валяния.

27.12
27.12

27.12
27.12

33-34

Защита творческого проекта

«Валяное изделие простой формы в технике сухого валяния»

2

Урок-конференция

 Презентация творческого проекта, пояснительная записка и доклад для защиты творческого проекта.

Защита творческого проекта.

17.01
17.01

17.01
17.01

35

Текстильные волокна.

1

теория

Классификация текстильных волокон. Способы получения натуральных и искусственных волокон растительного происхождения. Современное прядильное производство, ткацкое производство.

Пряжа (нити). Долевая нить (основа), поперечная нить (уток). Полотняное переплетение. Лицевая и изнаночная сторона ткани. Общие свойства текстильных материалов: физические, эргономические, эстетические, технологические. Виды и свойства текстильных материалов из волокон растительного происхождения.

24.01

24.01

36

Свойства текстильных материалов

1

теория + практика

. Общие свойства текстильных материалов: физические, эргономические, эстетические, технологические. Виды и свойства текстильных материалов из волокон растительного происхождения:

Хлопчатобумажных и льняных тканей, ниток, тесьмы, лент.

Изучение свойств нитей основы и утка. Определение направления долевой нити в ткани. Выполнение образца полотняного переплетения.

24.01

24.01

37-38

Элементы машиноведения

2

теория

Виды передач поступательного, колебательного и вращательного движения. Виды машин, применяемых в швейной промышленности.

Современная бытовая швейная машина с электрическим приводом, ее характеристики. Назначение основных узлов. Виды приводов швейной машины, их устройство, преимущества и недостатки.

Подготовка универсальной бытовой швейной машины к работе. Безопасные приемы труда при работе на швейной машине. Намотка нитки на шпульку. Заправка верхней и нижней нитей.

31.01

31.01

31.01

31.01

39-40

Правила построения чертежей

2

теория

Виды рабочей одежды. Фартуки в национальном костюме. Общие правила построения и оформления чертежей швейных изделий.  Типы линий в системе ЕСКД. Правила пользования чертежными инструментами и принадлежностями.

Понятие о масштабе, чертеже, эскизе.

07.02
07.02

07.02
07.02

41-42

Снятие мерок

2

Теория + практика

Фигура человека и ее измерение. Правила снятия мерок. Снятие мерок и запись результатов измерений.

Понятие о форме, контрасте, симметрии и асимметрии. Использование цвета, фактуры материала, различных видов отделки при моделировании швейных изделий.

14.02
14.02

14.02
14.02

43-44

Построение чертежа и выкройки.

2

практика

Построение чертежа фартука в масштабе 1:4 и в натуральную величину по своим меркам.

Моделирование фартука выбранного фасона. Подготовка выкройки к раскрою.

21.02
21.02

21.02
21.02

45-46

Виды строчек.

Инструменты и приспособления

2

Теория  + практика

Прямые стежки. Строчки, выполняемые прямыми стежками: сметочная, заметочная, наметочная, копировальная, строчки для образования сборок.

Шов, строчка, стежок, длина стежка, ширина стежка.

Инструменты и приспособления для ручных работ.

Правила безопасной работы с колющим и режущим инструментом.

28.02
28.02

28.02
28.02

47-48

Раскрой швейного изделия

2

Теория + практика

Подготовка ткани к раскрою. Раскладка выкроек на ткани с учетом направления долевой нити.

Особенности раскладки выкроек в зависимости от ширины ткани и направления рисунка.

Инструменты и приспособления для раскроя.

Обмеловка выкройки с учетом припусков на швы. Выкраивание деталей швейного изделия. Критерии качества кроя.

Правила безопасной работы портновскими булавками, швейными иглами и ножницами.

07.03
07.03

07.03
07.03

49-50

Ручные швейные работы

2

Теория  + практика

Правила выполнения прямого стежка.

Способы переноса линий выкройки на детали кроя: портновскими булавками и мелом, прямыми стежками.

Основные операции при ручных работах:

предохранение срезов от осыпания – ручное обметывание; временное соединение деталей – сметывание (с открытым и закрытым срезами).

14.03
14.03

14.03
14.03

51-52

Последовательность  изготовления изделия

2

Теория + практика

Перенос контурных и контрольных линий и точек на детали кроя.

Обработка нагрудника и нижней части фартука швом вподгибку с закрытым срезом или тесьмой.

Обработка накладных карманов, пояса и бретелей.

21.03

21.03

21.03

21.03

53-54

Машинная обработка изделия

2

Теория

Последовательность изготовления швейных изделий. Технология пошива изделия. Основные операции при машинной обработке изделия: предохранение срезов от осыпания – машинное обметывание зигзагообразной строчкой и оверлоком; постоянное соединение деталей – стачивание; постоянное закрепление подогнутого края – застрачивание ( с открытым и закрытым срезами).

04.04
04.04

04.04
04.04

55-56

Стачивание деталей изделия.

ВТО.

2

Теория + практика

Стачивание деталей кроя ручными швами.

Оборудование для влажно-тепловой обработки (ВТО) ткани. Правила выполнения ВТО: приутюживание, разутюживание, заутюживание.

Правила безопасной работы утюгом.

11.04
11.04

11.04
11.04

57-58

Творческий проект

2

Практика

Отделка фартука вышивкой по заготовленным эскизам.

Свободный выбор техники вышивки.

18.04
18.04

18.04
18.04

59-60

Защита творческого проекта

2

Урок-конференция

Презентация творческого проекта, пояснительная записка и доклад для защиты творческого проекта.

Защита творческого проекта.

25.04
25.04

25.04
25.04

61 – 62

Интерьер жилых помещений

2

Теория

Архитектура и интерьер в истории – краткий обзор. Национальные традиции, связь архитектуры с природой.

Понятие об интерьере. Интерьер жилых помещений и их комфортность.

Современные стили в интерьере. Требования к интерьеру: эргономические, санитарно-гигиенические, эстетические.

02.05
02.05

02.05
02.05

63-64

Планировка кухни. Бытовые электроприборы на кухне.

Обобщение изученного материала. Итоговое занятие

2

 Теория

Рациональное размещение оборудования кухни и уход за ним. Создание интерьера кухни с учетом запросов и потребностей семьи и санитарно-гигиенических требований.

Планировка кухни. Разделение кухни на рабочую и обеденную зоны. Цветовое решение кухни.

Использование современных материалов в отделке кухни.

Декоративное оформление – отделка интерьера тканями, росписью, резьбой по дереву.

09.05

09.05

16.05
16.05

65-66

Итоговые  уроки.

2

Повторение пройденного материала.

16.05
16.05

23.05
23.05

67-68

Итоговые  уроки

2

Повторение пройденного материала.

23.05
23.05

Итого:      68 ч         66ч                                                                            

  1. Учебно-методический комплект

  1. Сасова И.А., Павлова М.Б., Гуревич М.И., Дж. Питт. / Под ред. Сасовой И.А. Технология. 5 класс. Издательский центр ВЕНТАНА-ГРАФ
  2. Синицина Н.В., Самородский П.С., Симоненко В.Д., Яковенко О.В. Технология. 5 класс. Издательский центр ВЕНТАНА-ГРАФ
  3. Сасова И.А., Павлова М.Б., Гуревич М.И., Дж. Питт. Технология. 5 класс. Метод проектов в технологическом образовании школьников. Издательский центр ВЕНТАНА-ГРАФ

  1. Литература для учителя

  1. Сасова И.А., Павлова М.Б., Гуревич М.И., Дж. Питт. / Под ред. Сасовой И.А. Технология. 5 класс. Издательский центр ВЕНТАНА-ГРАФ
  2. Синицина Н.В., Самородский П.С., Симоненко В.Д., Яковенко О.В. Технология. 5 класс. Издательский центр ВЕНТАНА-ГРАФ
  3. Сасова И.А., Павлова М.Б., Гуревич М.И., Дж. Питт. Технология. 5 класс. Метод проектов в технологическом образовании школьников. Издетельский центр ВЕНТАНА-ГРАФ

Изучение базового курса ориентировано на использование учащимися учебника [1]. Учебник обеспечивает выполнение требований к результатам освоения обучающимися содержания технологического образования. Содержание учебника выстроено на основе интеграции со всеми учебными предметами ступени основного общего образования, способствует развитию мотивации к обучению, интеллектуальной и творческой деятельности учащихся, реализации системно-деятельного подхода в обучении, обеспечивает формирование навыков самооценки и самоанализа учащихся. Учебник содержит задания для организации учебно-исследовательской и проектной деятельности учащихся.

Методическое пособие [3] является приложением к учебнику. В нем отражены особенности реализации метода проектов в технологическом образовании учащихся 5 класса. Методическое пособие включает содержание программы и поурочно-тематическое планирование предмета «Технология», методические рекомендации к проведению уроков, а также материалы, необходимые для организации учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся, контроля планируемых результатов обучения.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебная программа по технологии в 5 классе

Учебная программа по технологии в 5 классе на татарском языке...

Учебная программа по технологии в 6 классе

Учебная программа по технологии в 6 классе на татарском языке...

Рабочая учебная программа по технологии 5 - 9 класс

Программа по направлению «Технология» составлена с учетом федерального компо­нента государственного стандарта основного общего образования и приказа министерства образован...

Рабочая учебная программа по технологии в 5 классе

Данная рабочая  программа составлена на основе программы« Технология. 5-11 классы (вариант для девочек)» В. Д. Симоненко, Волгоград: Учитель, 2011г....

Рабочая учебная программа по технологии в 6 классе

Данная рабочая  программа составлена на основе программы« Технология. 5-11классы (вариант для девочек)» В. Д. Симоненко, Волгоград: Учитель, 2011г....

Рабочая учебная программа по технологии в 7 классе

Данная рабочая  программа составлена на основе программы« Технология. 5-11классы (вариант для девочек)» В. Д. Симоненко, Волгоград: Учитель, 2011г....

Рабочая учебная программа по технологии в 8 классе

Данная рабочая  программа составлена на основе программы« Технология. 5-11классы (вариант для девочек)» В. Д. Симоненко, Волгоград: Учитель, 2011г....