Рабочая программа по профессионально-трудовому обучению (швейное дело) 5 класс
календарно-тематическое планирование по технологии (5 класс)

Данный материал содержит рабочую программу, составленную на основании типовой программы для коррекционных школ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_5_klass.docx85.03 КБ

Предварительный просмотр:

 

Содержание:

  1. Пояснительная записка.
  2. Календарно-тематический план.
  3. Требования к уровню подготовки учащихся, успешно освоивших рабочую программу.
  4. Реализация практической части федерального компонента государственного образовательного стандарта.
  5. Содержание регионального компонента
  6. Критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся, применительно к различным формам контроля знаний.  
  7. Учебно - методический комплекс.
  8. Контрольно – измерительные материалы.

1. Пояснительная записка.

                   Рабочая программа по профессионально - трудовому обучению для 5 класса составлена на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений YIII вида (сборник 2) 5-9 классы  под редакцией В.В.Воронковой (автор курса «Швейное дело» - Л. С. Иноземцева). М., «Владос», 2010г. Программа составлена с учетом возраста и психофизических особенностей учащихся.

Цель программы: подготовка учащихся к освоению профиля швейное дело и самостоятельному выполнению заданий по пошиву несложных швейных изделий.

Задачи программы:

  • формирование доступных технических и технологических знаний;
  • формирование у учащихся способности ориентироваться в задании, планировать последовательность действий, контролировать  качество выполненной работы;
  • развитие у учащихся положительного отношения к труду, дисциплинированности;
  • развитие коммуникативных навыков;  
  • профориентационная подготовка, социальная адаптация.

Учебный материал может служить базой для последующего овладения профессиями швейного производства.

Рабочая программа рассчитана на 208 часов. Она включает в себя следующие разделы:

  • машиноведение (устройство и регулировка швейной машины);  
  • материаловедение (получение, свойства хлопчатобумажной ткани);
  • технологии пошива (изготовление носового платка, мешочка, салфетки, наволочки, сумки хозяйственной)

Особенность методики преподавания.             

Учащиеся знакомятся с устройством швейной машины, осваивают приемы работы на ней. У них формируются навыки снятия мерок и построения чертежей. Учащиеся начинают осваивать изготовление простых швейных изделий, которые включают различные операции. Особое внимание уделяется обучению планировать процесс пошива, анализировать свои действия и их результаты. Традиционные формы обучения дополняются экскурсиями и нетрадиционными формами ведения уроков.

Для успешного овладения учащимися ЗУН используются  различные -

методы обучения:

  • методы словесной  передачи информации и слухового восприятия (беседа, объяснение, чтение)
  • методы наглядной передачи информации (демонстрация образцов, работа с инструкционными и технологическими нартами, работа  с карточками, показ приемов работы)
  • практические методы (практическое выполнение трудовых заданий)

типы уроков:

  • повторительно-обобщающие уроки;
  • уроки сообщения новых знаний;
  • комбинированные уроки;
  • контрольные.

Для повышения качества учебного процесса, сохранения и укрепления здоровья на уроках внедряются инновационные технологии:

  • технология личностно-ориентированного подхода;                        
  •  здоровьесберегающие технологии;  
  • информационные технологии

Для контроля результативности ЗУН учащихся на уроках труда на начало года, и конец года предусмотрена контрольная работа,  каждую четверть завершает самостоятельная работа. После прохождения основных тем предлагаются тестовые задания. Темы контрольных и самостоятельных работ подобраны в соответствии с пройденным материалом, согласно требованиям программы.

В течение года с учащимися ведется работа по системе С.Л. Мирского. Учащиеся подразделяются на группы, в зависимости от нарушения сторон трудовой деятельности, и с ними ведется дифференцированная работа.

Деление учащихся по системе С.Л. Мирского.

Семыкин С. –

Ломыкин Д. –

Уполовнева К. –

Фадеев В. –

По программе предусмотрено  208  часов (1 четверть – 56часов , 2 четверть -42часа , 3 четверть -58часов , 4 четверть – 52часа)

2. Календарно-тематический план

п/н

Тема

НРК

к/ч

Дата

Должен знать и уметь

Содержание практической работы

Объект

Вид урока

Словарь

Профориентация

Социализация

Дидактическое и методическое

обеспечение.

Межпредметные  связи

Коррекционная работа

I четверть (56час)

I. Вводное занятие (5ч)

1.

2.

Профессия – швея.

Правила поведения и безопасной работы  в мастерской.

Организация рабочего места.

З: Задачи на год, план. Правила поведения и безопасной работы в мастерской. Санитарно-гигиенические требования

У: Организовывать рабочее место. Подготавливать рабочую форму

Распределение рабочих мест.

Организация рабочего места.

Подготовка рабочей формы, материалов, инструментов.

К/У

Профессия – швея

Основные виды работ.

Развитие коммуникативных способностей

Коллекция тканей, образцы

плакаты

Коррекция норм поведения, правил.

Повышение уровня познавательной активности

Коррекция долговременной памяти через повторение материала.

Установление смысловых связей

3.

Хлопчатобумажное волокно.

Инструменты и приспособления

З: Получение ткани. Правила определения сторон ткани, направление нитей. Инструменты и приспособления

Определение сторон ткани, направление нитей.

4.

5.

Швейные ателье города.   Р.К.

З: Специфику работы швеи

Экскурсия

II. Швейная  машина (15ч)

6.

7.

Швейная машина.

Основные механизмы швейной машины

З: Марки, скорости, виды работ, механизмы

Правила безопасности

У: Определять механизмы

Организация рабочего места.

Швейная машина

К/У

Механизм ткани

Механизм челнока

Нитенаправитель

Иглы

стр. 79-80

плакат

инструкции

ЦОР

Раз-ие речи

Коррекция внимания через упражнения по запоминанию видов основных механизмов швейных машин.

Развитие зрительной памяти.

Развитие коммуникативных навыков

8.

9.

Виды швейных машин Р.К.

З: Виды выпускаемых  швейных машин

Экскурсия в магазин

10.

Правила пуска и остановка швейных машин.

Рабочий и свободный ход.

З: Правила пуска и остановки, рабочий и свободный ход машины.

У: Запускать, останавливать

швейную машину.

Пуск и остановка швейной машины.

Швейная машина

К/У

Игра «Логическое лото»

(по профессиограмме)

Формирование положительной мотивации к труду

стр. 88-89

плакат, инструкции.

Раз-ие речи

Коррекция памяти через применение инструкций, таблиц.

Развитие умения работать по инструкциям, составлять план действий.

11.

Входящая диагностика

12.

13.

Правила заправка швейной машины

Заправка верхней и нижней нитей  

З: Правила заправки швейной машины нитями.

У: Заправлять швейную машину.

Наматывать нитки на шпульку.

Заправка верхней и нижней нитей.

Швейная машина

К/У

Шпулька

Шпульный колпачок

Профессия швея – спецодежда.

Личностные качества:

аккуратность

стр. 89-90.

 плакат, инструкции

ЦОР

Раз-ие речи

Развитие  умения работать по словесным и письменным инструкциям.

Составление плана действий с помощью учителя

14.

15.

16.

17.

18.

19.

Выполнение прямых строчек  

Выполнение закругленных строчек

Выполнение

зигзагообразных строчек

З: Положение рук при шитье, правильную посадку

при работе

У: Выполнять машинные строчки.

Выполнение образцов машинных строчек  

Образцы ткани

К/У

Профессия швея – виды деятельности

Значимость труда в жизни человека.

стр. 91-92

плакат, инструкции

Раз-ие речи

Отработка навыков работы на швейной машине.

Коррекция долговременной памяти через использование инструкций

20.

Тест по теме «Швейная машина»

III. Работа с тканью (15ч)

21.

Виды волокон

Хлопчатобумажные ткани (ситец, батист)

З: Волокно: виды, внешний вид, у

У: Распозновать виды волокон

Составление коллекции волокон

Коллекция волокон

Игра «Угадай профессию»

Воспитание дисциплинированности

стр. 29 -30

Коллекция тканей

Развитие речи

Развивать внимание через упражнения в узнавании и различии

Развитие мыслительных операций

22.

Ручные швы: сметочный, косой

З: Технологию выполнения швов

У: Выполнять швы

Выполнение ручных швов

Игра «Найди лишнее» (по профессиям)

образцы швов, инструкции и технологические карты

Коррекция мелкой моторики через работу с инструментом

23.

24.

25.

26.

27.

Машинные швы

Выполнение шва вподгибку с закрытым срезом

Выполнение шва вподгибку с открытым срезом

З: Познакомить с конструкцией, применением, технологией выполнения

У: Выполнять шов на образце

 

Выполнение машинных швов.

Образцы тканей

К/У

Шов вподгибку с закрытым срезом

Шов вподгибку с открытым срезом

Игра «Кто что делает?» (по профориентации)

стр. 96-97,

образцы швов, инструкции и технологические карты, карточки-задания

ЦОР

Развитие речи

Коррекция внимания, памяти через работу с учебником

Коррекция речи, обогащение словаря, введение в активный словарь слов.

28.

29.

30.

31.

32.

33.

34.

35.

Носовой платок.

Заметывание поперечных срезов

Застрачивание поперечных срезов платка.

Заметывание долевых срезов

Застрачивание долевых срезов платка.

Обработка углов косыми стежками. Утюжка изделия.

Тест по теме «Носовой платок»

З: Назначение, применение, технологию пошива.

У: Изготовить платок. Выполнять ручной и машинный шов.

Отутюжить готовое изделие.

Изготовление

платка.  

Платок

К/У

Платок носовой

Умение работать в коллективе.

Умение оценивать работу товарищей

Воспитание положительного отношения к труду

с. 98-99, 99-101 инструкционные и технологические карты.

Образцы изделия  

ЦОР

Математика

Развитие речи

Развитие мыслительных операций: последовательность, логичность

Коррекция мелкой моторики через работу с инструментом.

Анализ изделия, составление плана

работы.

Речь: комментирование своих действий.

IY. Ремонт одежды (7ч)

36.

Виды пуговиц. Способы пришивания пуговиц

З: Виды пуговиц. Способы пришивания пуговиц

У: Пришивать различные виды

Определение места

Закрепление нити

Пришивание пуговицы

Ремонт одежды

Умение оценивать свою работу

Коррекция эмоций, воспитание воли

с.130-131, 126-129

образцы инструкционные и технологические

карты

Коррекция слухового и зрительного восприятия через работу по карточкам, алгоритмам.

Коррекция речи: через составление планов ответов по опорным словам.

Коррекция памяти через применение инструкций, таблиц.

37.

Пришивание пуговиц на стойке, с отверстиями

38.

39.

Ремонт  одежды:

-стачивание распоровшихся швов ручными стачными стежками

З: Виды ремонта.

У: Подбирать нити, складывать ткань. Обрабатывать распоровшийся  шов различными способами

Ремонт одежды

Образцы

К/У

40.

-обметывание срезов разрыва косыми стежками

41.

42.

Виды ремонта одежды

Р.К.

Экскурсия в ателье

Y.  Самостоятельная работа (2ч)  

43.

Выполнение на образце шва вподгибку с закрытым срезом шириной 1 см.

44.

Пришивание пуговиц на стойке.

YI. Практическое повторение (12ч)

45.

46.

Пошив носового платка.  

Вышивка монограммы

З: Технологию пошива.

У: Изготовить платок. Выполнять ручной и машинный шов.

Отутюжить готовое изделие.

Пошив платка.  

Платок

инструкционные и технологические

карты

Развитие мыслительных операций: последовательность, логичность

47.

48.

Заметывание поперечных срезов

Воспитание дисциплинированности

Воспитание положительного отношения к труду

Анализ изделия, план работы.

Отработка навыков работы с измерительным инструментом

Речь: комментирование своих действий.

Коррекция мелкой моторики через работу с инструментом

49.50.

Застрачивание поперечных срезов платка.

51.

52.

Заметывание долевых срезов

53.

54.

Застрачивание долевых срезов платка.

55.

56.

Обработка углов косыми стежками. Утюжка изделия

II четверть. (42час)

  1. Вводное занятие (5час)

1.

2.

  1. 34.

Правила поведения в мастерской.

Правила безопасной  работы.  

Р.К.

З: Задачи на четверть, план.

Правила поведения и безопасной работы в мастерской, организации рабочего места.

Профессия – швея  Р.К.

Основные виды работ

Коррекция норм поведения, правил.

Организация рабочего места.

Развитие познавательной активности

3.

Электробезопасность.

З: Правила работы с утюгом

4.

5.

Рабочее место швеи

Р.К.

З: Виды оборудования

Экскурсия в ателье

  1.  Работа с тканью (22час.)

6.

Х/б ткани для мешочка.

Виды, свойства.

З: Виды, получение, свойства

У: Различать различные виды

Определение видов ткани

Обметочные стежки

Косой стежок

Петельный стежок

Профессия – швея

Основные инструменты, приспособления.

Дисциплинированность в труде

Развивать личностные качества – терпение, старательность.

Профессия швея - основные материалы  

с. 93-94

Плакат, образцы, инструк. и технол. карты.

ЦОР

стр. 92-93, 96-97

образцы швов, инструкции и технологические карты, карточки-задания

ЦОР

Математика

Раз-ие речи

Коррекция мыслительных операций через анализ, сравнение, классификацию.

Развитие умения планировать  свою деятельность.

Развитие умения контролировать свои действия во время работы

Составление плана действий с помощью учителя (по инструкционным  картам)

7.

8.

Виды  х/ б тканей  Р.К.

Экскурсия в магазин тканей

9.

Мешочек для хранения работ.

Отделка мешочка отделочными стежками

З: Назначение, ткани, швы. Технологию пошива

У: Подбирать ткань. Выполнять пошив мешочка по технологическим картам.

Выполнять окончательную обработку.

10.

11.

Стачивание боковых срезов

12.

13.

Обметывание срезов петельными стежками.

14.

15.

Обработка верхнего среза швом вподгибку.

16.

Продергивание тесьмы

17.

Утюжка изделия.  

Тест «Пошив мешочка»

18.

19.

20.

Повязка для дежурного

Пришивание эмблемы

З: Назначение,

ткани, швы.

Технологию выполнения эмблемы.

Технологию обработки завязок, деталей повязки

У: Выполнять анализ изделия.

Сметывать, стачивать, обтачивать детали.

Пошив повязки для дежурного

Повязка для дежурного

К/У

Повязка для дежурного

Игра «Угадай профессию»

Формирование умения оценивать работу товарищей

Воспитание положительного отношения к труду

Рабочее место швеи

Игра «Найди лишнее»

с.106-107, образцы швов, инструкции и технологические карты, карточки-задания

ЦОР

Раз-ие речи

Математика

Формирование образа конечного результата.

Развитие зрительной памяти через работу по картам, схемам.

Коррекция мелкой моторики через работу с инструментом.

Анализ изделия, план

работы.

21.

22.

Складывание, сметывание, стачивание деталей завязки

23.

24.

Обтачивание деталей

Выметывание деталей.

25.

26.

27.

Выполнение отделочной строчки

Утюжка изделия.

Тест «Пошив повязки

      III. Самостоятельная работа.(2час)

28.

29.

Обработка вешалки и втачивание ее в шов вподгибку с закрытым срезом.

     IY. Ремонт одежды (13час.)

30.

31.

32.

33.

34.

35.

36.

Вешалка.

Подбор ткани

Раскрой вешалки

Обработка вешалки.

Пришивание   вешалки

З: Технологию

 изготовления вешалки. Способы пришивания.

З: Технологию раскроя и обработки заплаты.

У: Обрабатывать и пришивать заплату.

Пришивание вешалки.  

Наложение заплаты

Вешалка.

Заплата

К/У

Вешалка

Заплата

Воспитание умения работать в коллективе.

Составление связного рассказа по плану.

Игра «Что было, что будет?» (по профориентации)

с.125, 128-129,

образцы, инструкционные  и технологические карты

Развитие осознанности регуляции трудовой деятельности.

Коррекция эмоционально-волевой сферы через создание ситуаций успеха, работу по выбору.

Коррекция понятийной стороны речи.

37.38.

39.

40.

41.

42.

Раскрой заплаты

Загибание и заметывание срезов

Наложение заплаты:

пришивание вручную, косыми стежками.

Приутюживание изделия

Тест «Ремонт одежды»

         

Ш четверть  (58час.)

       I.  Вводное занятие  (1час)

1.

Правила безопасной работы в мастерской

Р.К.

З: Задачи на четверть, план.

Правила поведения и безопасной работы в мастерской.

Профессия – швея

Основные инструменты и приспособления для работ. Р.К.

Коррекция норм поведения, правил.

Организация рабочего места.

        II. Швейная машина с ножным приводом  (9час)

2.

Швейная машина с ножным приводом.

З: Основные механизмы, их назначение

У: Определять основные механизмы (приводной, передаточный, рабочий)

Определение основных механизмов

Швейная машина

К/У

Выполнение строчек разной длины

Выполнение машинной закрепки

Подбор машинной  иглы

Установка иглы

К/У

Механизм иглы, механизм двигателя ткани, механизм нитепритягивателя

Профессия швея-спецодежда  Р.К.

Регулятор строчки

Учить проявлять инициативу.

Машинная закрепка

Машинная игла

Соблюдение требований по технике безопасности

Развитие личностных качеств: внимательность

Плакат

с. 5-6

ЦОР

с. 6-7

плакат, карточки-задания

ЦОР

с. 8-9

плакат,

карточки-задания

ЦОР

Раз-ие речи

Коррекция понятийной стороны речи

Коррекция долговременной памяти через работу с карточками  

Развитие зрительной памяти через работу cо схемами, инструкциями

Развитие мыслительных операций: последовательность, логичность

Развитие технической речи

Коррекция мелкой моторики

Развитие коммуникативных навыков

3.

Приводной, передаточный, рабочий  механизмы

Р.К.

4.

Регулятор строчки

З: Устройство, назначение

У: Устанавливать длину стежка

5.

Машинная закрепка

З: Назначение, способ выполнения

У: Выполнять машинную закрепку

6.

7.

Машинная игла

Подбор игл и ниток  к различным тканям.

З: Устройство, назначение

У: Подбирать иглы и

8.

Установка иглы

нити к различным видам ткани и устанавливать иглу

9.

10.

Виды игл, ниток  Р.К.

У: Подбирать иглы, нитки

Экскурсия в магазин Р.К.

  1. Построение чертежа изделия в натуральную величину. Шитье на швейной  машине по прямым срезам ткани. (22час.)

11.

12.

Инструменты и материалы для  изготовления выкройки. Сантиметровая лента

Понятия и линии при выполнении чертежей

Правила оформления чертежей

З: Инструменты и материалы. Назначение и применение сантиметровой ленты. Основные линии и правила оформления чертежей

У: Пользоваться инструментами и материалами. Оформлять чертежи.  

Использование инструментов и материалов

Профессия – швея

Основные инструменты, приспособления.

Игра «Угадай  инструмент»

С.10-11 карточки, плакаты

ЦОР

Развитие речи

Математика

Черчение

Формирование навыков измерения и построения  геом. фигур, линий через работу с  измерит. инструментом.

13.

Электроутюги

ПТБ

Р.К.

З: Устройство, назначение, виды, ПТБ

У: Выполнять утюжку изделий

Пользование утюгом

К/У

Электрический утюг

Профессия –утюжильщица. Виды деятельности

Плакат

ЦОР

Мышление: анализ, сравнение, классификация.

14.

15.

Виды электроутюгов

З:  Виды  электроутюгов

Экскурсия в магазин

16.

17.

18..

Виды тканей

Долевая, поперечная нить

Кромка, ширина,  долевой и поперечный срез

З: Названия, виды, ширину, кромку, долевой и поперечный срез.

У: Определять виды, ширину, кромку, долевой и поперечный срез

Определение вида, ширины, кромки, долевого и поперечного среза

Образцы тканей

Долевая нить

Поперечная нить

Кромка

Профессия швея

(Рабочее место)

Развитие речи

Коррекция вербальной памяти через упражнения в запоминании и воспроизведении

Личность: оценивание ответов.

19.

20.

Построение чертежа салфетки

Изготовление выкройки

З: Этапы  построения  

У: Построить чертеж по инструкционной карте, изготовить выкройку

Построение чертежа салфетки

К/У

Игра «Найди лишнее»

Швея: спецодежда

ЦОР

Математика

Черчение

Повышение уровня познавательной активности. Коррекция понятийной стороны речи.

21.

22.

Правила подготовки ткани к раскрою

Раскрой салфетки

З: Правила раскроя У: Подготавливать ткань к раскрою,

Раскраивать изделие

Раскрой салфетки

Салфетка

К/У

Игра «Мир ткани»

Сюжетно – ролевая игра «В раскройном цехе»

С.18-19

карточки, плакаты, образцы

Коррекция  речи через составление диалогов

23.

24.

Пошив салфетки

Подготовка кроя к пошиву

З: Технологию

пошива салфетки, выполнения ручных и машинных швов.

Технологию обработки углов салфетки косыми стежками.

У: Обрабатывать срезы салфетки швом вподгибку с закрытым срезом. Обрабатывать углы салфетки

Пошив салфетки

Салфетка.

 

К/У

Салфетка.

Развитие эстетического вкуса  

Развитие личностных качеств: усидчивость, аккуратность

Учить оценивать свою работу и работу товарищей.

Профессия швея – правила безопасной работы Р.К.

С.22-24

карточки, плакаты, образцы.

ЦОР

Развитие речи

Математика

Черчение

Формирование умений работать по словесной инструкции

Развитие мелкой моторики через работу с инструментом  

Формирование образа конечного результата труда

Введение в активный словарь словарных слов.

25.

26

Прокладывание ручных стежков

27.

Заметывание поперечных

 срезов салфетки

28.

29.

Застрачивание поперечных срезов салфетки

30.

Заметывание долевых срезов салфетки

31.

Застрачивание долевых

срезов салфетки

32.

Подгиб угла и обработка косыми стежками

Тест «Салфетка» Р.К.

IY.  Двойной шов (4час)

33.

34.

35.

36.

Соединительные швы.

Двойной шов

Выполнение двойного шва на образце

З: Конструкцию, применение, технологию выполнения

У: Выполнить шов на образце

Выполнение двойного шва на образце

Образцы

 К/У

Двойной шов

Учить оценивать свою работу и работу товарищей.

С.42-44

ЦОР

Развитие речи

Математика

Составление плана работ с помощью опорных слов

Y. Построение чертежа по заданным размерам. Пошив однодетального изделия с применением двойного шва. (14час.)

37.

Наволочка.  

З: Назначение, применение, ткани, используемые швы.

Правила подготовки ткани к раскрою,

расчета расхода ткани, раскроя наволочки, технологию пошива

У: Раскроить наволочку, выполнить пошив. Произвести влажно-

тепловую обработку

Составление чертежа

Расчет кол-ва ткани

Раскрой наволочки

Пошив наволочки

Наволочка

К/У

Наволочка

Игра  «Что общего» (профессии)

 

Формировать умения работать в коллективе.

Сюжетно-ролевая игра «Швейная мастерская»

Дисциплинированность в труде

c.54-55

инструкционные и технологические карты

плакат

Развитие речи

Математика

Черчение

 

Формирование образа конечного результата труда

Коррекция мелкой моторики через работу с инструментом

Развитие мыслительных операций (логичность)

Коррекция речи: оречевление действий

38.

Определение размеров наволочки

39.

Составление чертежа в натуральную величину

40.

41.

Подготовка ткани к раскрою

Раскладка выкройки

42.

Раскрой наволочки

43.

44.

45.

Пошив наволочки  

Обработка поперечных срезов

46.

47.

48.

Обработка долевых срезов

одновременно с клапаном

49.

50.

Утюжка

Тест «Наволочка»

YI.Самостоятельная работа  (2час)

51.

52.

Построение квадрата. Вырезание и проверка построения квадрата.

Выполнение двойного шва шириной 1см и шва вподгибку на образце шириной 1 см

YII. Практическое повторение (6час)

53.

54.

Пошив салфетки

Обработка поперечного среза

З: Технологию пошива салфетки

У: Изготовить салфетку по  технологическим  картам

Пошив салфетки

К/У

Формировать умения работать в коллективе

Повышать чувство уверенности в себе

Формирование умения выполнять контрольные операции в ходе практической

работы.

55.

56.

Обработка долевых срезов

57.

58.

Обработка угла косыми стежками

IY четверть.(52час)

I. Вводное занятие (3час)

1.

План работы на четверть

Правила безопасности.

З: План работы на четверть. Правила безопасности и поведения в мастерской

Коррекция норм, правил поведения. Коррекция личности, воспитание положительного отношения к труду.

2.

3.

Правила безопасной работы в ателье Р.К.

Экскурсия в ателье

II. Накладной шов (6час)

4.

Виды соединительных швов

З: Виды, назначение применение

У: Определить виды швов

Определение  видов соединительных швов

Формировать умение оценивать свою работу.

С. 42-44

Карточки, образцы

Коррекция мыслительных операций через анализ, сравнение, классификацию.

5.

Накладной шов с открытым срезом

З: Вид, технологию выполнения

У: Выполнить шов

Выполнение накладного шва с открытым срезом

К/У

Накладной шов с открытым срезом

Воспитание личностных качеств – старательность

С. 47-48

Карточки, образцы

Развитие речи

Развитие зрительной памяти: выполнение заданий по учебнику, таблицам, карточкам.

Развитие мыслительных операций: последовательность, логичность

6.

7.

Накладной шов с двумя закрытыми срезами

 З: Вид, технологию выполнения

У: Выполнить шов

Выполнение накладного шва с двумя закрытыми срезами

К/У

Накладной шов с двумя закрытыми срезами

Профессия – закройщик. Виды деятельности

С.49-50

Карточки, образцы

Развитие речи

Развитие мыслительных операций: последовательность, логичность

8.

9.

Накладной шов с одним закрытым срезом

Тест по теме «Машинные швы»

З: Вид, технологию выполнения

У: Выполнить шов

Выполнение накладного шва с одним закрытым срезом

Накладной шов с одним закрытым срезом

С.49

Развитие речи

Мышление: на основе упражнений в сравнении, анализе

III. Построение чертежа прямоугольного изделия по заданным размерам. Применение двойного и накладного шва (32 час)

10.

11.

Растительные волокна. Хлопок

З: Общие представления о хлопчатнике, о прядении, о получении пряжи

Определение волокон хлопка

С.31-33

Плакат, коллекции волокон

Развитие внимания, памяти: работа с учебником

12.

13.

Хлопчатобумажные ткани

Р.К.

Экскурсия Р.К.

14.

15.

Сумка хозяйственная

Расчет расхода ткани

З: Фасоны, размеры, швы

У: Выбрать фасон и выполнить анализ

Расчет расхода ткани

К/У

Сумка хозяйственная

С.58-59

Образцы, плакат

Модели,

Карточки,

Формирование образа конечного результата труда. Развитие устной речи через составление анализа образца.

16.

17.

Построение чертежа сумки, ручек

З: Правила построения чертежа

У: Построить чертеж по инструкции

Построение чертежа сумки

Построение чертежа ручек

Формировать умения работать в коллективе.

С.60-61

Инструкцион. карты

Карточки

Отработка навыков работы с измерительным инструментом.

18.

19.

Подготовка ткани к раскрою

З: Правила подготовки ткани к раскрою, раскладки выкройки на ткани

Подготовка ткани к раскрою

Раскладка выкройки на ткани

Речевые этикетные формулы (правила поведения в мастерской).

Воспитывать адекватную самооценку

С.61-62

Плакат  

Карточки

Развитие пространственных представлений и ориентировки через работу со схемами.

 

20.

21.

Раскладка выкройки на ткани

Раскрой сумки  

З: Правила раскроя                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    

У: Раскраивать изделие

Выкраивание деталей сумки

Выкраивание ручек

 Профессия – закройщик. Личностные качества

С.62

Математика

Черчение

Коррекция мелкой моторики через работу с инструментом

22.

23.

24.

25.

Пошив сумки

Соединение боковых срезов двойным швом  Р.К.

З: Технологию пошива отдельных швейных узлов. Технологию выполнения машинных и ручных швов

У: Выполнить пошив сумки.

Пошив сумки

К/У

Профессия швея -

Личностные качества  Р.К.

Швея: спецодежда 

Дисциплинированность в работе

Игра «Кто что делает?»

(по профориентации)

Развитие личностных качеств: старательность, аккуратность

С.63-66

Инструкционные, технологические карты

Образцы

Карточки

ЦОР

Развитие речи

Развитие умения работать с инструкционными и технологическими картами.

Формирование умения выполнять контрольные операции в ходе выполнения работы

Формирование  навыков самостоятельной работы

Коррекция мелкой моторики через работу с инструментом

Коррекция речи: оречевление своих действий

26.

27.

28.

29.

Обработка ручек накладным швом с двумя закрытыми срезами

30.

31.

Разметка мест прикрепления и приметывания ручек

32.

33.

34.

35.

Обработка верхнего среза с одновременным притачиванием  ручек  

36.

37.

Образование дна и боковых сторон сумки путем застрачивания углов

IY. Самостоятельная работа    (2час)    

38.

39.

Соединение боковых срезов двойным швом

Обработка верхнего среза швом вподгибку

40.

41.

Отгибание застроченного угла

Профессия швея - медицинские требования к профессии. Р.К.

42.

43.

Отделка сумки Р.К.

Тест по теме «Пошив сумки»

   Y.  Контрольная работа за год  (2час)

44.

45.

Выполнение накладного шва

IY. Практическое повторение (7час)

46.

47.

Пошив наволочки

Обработка поперечных

срезов

З.Технологию пошива наволочки

У. Изготовить изделие по технологическим картам

Пошив наволочки

К/У

Диалог о результатах

выполненной работы.

Соблюдение требований по охране труда

Инструкционные, технологические карты

Карточки

ЦОР

Раз-ие речи

Коррекция  речи : оречевление действий

Развитие умения анализировать качество выполненной работы

48.

Обработка клапана

49.

50.

51.

52.

Обработка боковых срезов двойным швом

3. Требования к уровню подготовки учащихся, успешно освоивших рабочую программу.

К концу года учащиеся должны:

Знать:

  1. Основные виды тканей, из которых изготавливаются швейные изделия, их свойства.
  2. Назначение основных механизмов швейной машины.
  3. Основные правила снятия мерок
  4. Технологию выполнения ручных и машинных швов.
  5. Технологию изготовления швейных изделий.

6.   Технологию выполнения ремонта одежды

Уметь:

1.   Распознавать виды тканей.

      2.   Производить простейшую регулировку механизмов швейной машины.

3.   Выполнять различные машинные и ручные швы.

      4.   Выполнять пошив изделий по программе

      5.   Снимать мерки

      6.   Выполнять ремонт одежды

4. Реализация практической части федерального компонента государственного образовательного стандарта.

всего

лабораторные работы

сюжетно-ролевые, деловыеигры

самостоятельные работы

контрольные работы

тесты

экскурсии

I четверть

7

1

1

2

3

II четверть

6

1

3

2

III четверть

8

3

1

2

2

IY четверть

6

1

1

2

2

5. Содержание регионального компонента

 

 № п.п.

урока

Тема урока

Вопросы регионального компонента

Кол – во часов

I четверть -  56час

1.

4,5

Швейные ателье города.  

Швейные ателье города.   Экскурсия в ателье города.

2.

8,9

Виды швейных машин.

Виды швейных машин. Экскурсия в магазин швейных машин города.

3.

41,42

Виды ремонта одежды

Виды ремонта одежды в ателье города. Экскурсия в ателье города.

II четверть - 42час

4.

2.

Профессия – швея. Основные виды работ.

Профессия – швея. Основные виды работ в ателье города.

5.

4,5

Рабочее место швеи

Рабочее место швеи в ателье города. Экскурсия в ателье.

6.

7,8

Виды  х/ б тканей  

Виды  х/ б тканей  в магазинах города. Экскурсия в магазин тканей города.

Ш четверть - 58час

7.

1.

Правила безопасной работы в мастерской

Профессия – швея.   Основные инструменты приспособления для работ в ателье города

8.

3.

Приводной, передаточный, рабочий  механизмы

Профессия швея-спецодежда  в ателье города.

9.

9,10

Виды игл, ниток  

Виды игл, ниток в магазинах города. Экскурсия в магазин.

10.

14,15

Виды электроутюгов

Виды электроутюгов в магазинах города. Экскурсия в магазин

IY четверть - 52час

11.

2,3

Правила безопасной работы в ателье

Правила безопасной работы в ателье. Экскурсия в ателье города.

12.

12, 13

Хлопчатобумажные ткани

Хлопчатобумажные ткани для пошива хозяйственной сумки. Экскурсия в магазин

13.

23

Соединение боковых срезов двойным швом  

Профессия швея - личностные качества  швеи в ателье города.

14.

42.

Отделка сумки

Профессия швея - медицинские требования к профессии

  1.  Критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся, применительно к различным формам контроля знаний.

Нормы оценки знаний

Отметка «5» ставится, если учащийся полностью усвоил учебный материал, может изложить его своими словами, самостоятельно подтверждает ответ  конкретными примерами, правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

Отметка «4» ставится, если учащийся в основном  усвоил учебный материал, допускает незначительные ошибки в его изложении, подтверждает ответ конкретными примерами, правильно отвечает на дополнительные вопросы.

Отметка «3»  ставится, если учащийся не усвоил существенную часть учебного материала, допускает значительные ошибки в его изложении своими словами, затрудняется подтвердить ответ конкретными примерами, слабо отвечает на дополнительные примеры.

Нормы оценки практической работы

Организация труда

Отметка «5» ставится, если полностью соблюдались правила трудовой и технической дисциплины, работа выполнялась самостоятельно, тщательно спланирован труд, предложенный учителем, рационально организовано рабочее место, полностью соблюдались общие правила техники безопасности, отношение к труду добросовестное, к инструментам - бережное, экономное.

Отметка «4» ставится, если работа выполнялась самостоятельно, допущены незначительные ошибки в планировании труда, организации рабочего места, которые исправлялись самостоятельно, полностью выполнялись правила трудовой и технологической дисциплины, правила техники безопасности.

Отметка «3»  ставится, если самостоятельность в работе была низкой, допущены нарушения трудовой и технологической дисциплины, организации рабочего места.

Приемы труда

Отметка «5» ставится, если все приемы труда выполнялись правильно, не было нарушений правил техники безопасности, установленных для данного вида работ.

Отметка «4» ставится, если приемы выполнялись в основном правильно, допущенные ошибки исправлялись самостоятельно, не было на рушения правил техники безопасности, установленных для данного вида работ.

Отметка «3»  ставится, если отдельные приемы труда выполнялись неправильно, но ошибки исправлялись после замечания учителя, допущены незначительные нарушения правил техники безопасности, установленных для данного вида работ.

Качество изделий (работы)

Отметка «5» ставится, если изделие выполнено точно по чертежу; все размеры выдержаны; отделка выполнена в соответствии с требованиями инструкционной карты или по образцу.

Отметка «4» ставится, если изделие  выполнено по чертежу, размеры выдержаны, но качество отделки ниже требуемого.

Отметка «3»  ставится, если изделие  выполнено по чертежу с небольшими отклонениями; качество отделки удовлетворительное.

7. Учебно-методический комплекс.

1. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений YIII вида (сборник 2)  5-9 классы под редакцией В.В.Воронковой (автор Л. С. Иноземцева). М., «Владос», 2010г.

2. Учебники:

Г.Б. Картушина, Г.Г. Мозговая Швейное дело 5 класс. – М., «Просвещение», 2007г.

3. Литература для учителя:

 С.Л. Мирский «Методика профессионально-трудового обучения».

С.Л. Мирский «Формирование знаний учащихся вспомогательной школы на уроках труда».

Журналы «Дефектология», «Школа и производство».

4.Интернет – ресурсы и ЦОР:

school-collection.edu.ru

http://pedsovet

http://www.it-n.ru

festival.1september.ru

http://www.rusedu.ru

http://www.openclass.ru

www.osinka.ru

http://www.masteriua.ru

http://rukodelie.devichnik.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по профессионально-трудовому обучению (швейное дело) для работы с учащимися 5-6 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида

Рабочая составлена в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273 ФЗ об образовании РФ. Программа разработана на основе типовой программы для специальных (коррекционных) образовательны...

Рабочая программа по профессионально-трудовому обучению (швейное дело) для работы с учащимися 4 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида

Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273 ФЗ об образовании РФ. Программа разработана на основе типовой программы для специальных (коррекционных) образовате...

Рабочая программа по профессионально-трудовому обучению (швейное дело) для работы с учащимися 4 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида

Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273 ФЗ об образовании РФ. Программа разработана на основе типовой программы для специальных (коррекционных) образовате...

Рабочая программа по профессионально-трудовому обучению (швейное дело, 7 класс) для коррекционной школы VIII вида.

Рабочая прграмма по професионально-трудовому обучению (швейное дело, 7класс) для коррекционной школы VIII вида....

Рабочая программа по профессионально-трудовому обучению (швейное дело) 5 класс МКС(К)ОУ VIII вида

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание программы и календарно-тематическое планирование по швейному делу для 5 класса коррекционной школы VIII вида...

Рабочая программа по профессионально-трудовому обучению (швейное дело) 11 класс МКС(К)ОУ VIII вида

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание программы и календарно-тематическое планирование для 11 класса коррекционной школы VIII вида...

Рабочая программа по профессионально-трудовому обучению (швейное дело) 5 класс

Рабочая программа по профессиноально-трудовому обучению (швейное дело) 5 класс  для учащихся с интеллектуальными нарушениями...