Рабочая программа по профессионально-трудовому обучению (швейное дело) 6 класс
календарно-тематическое планирование по технологии (6 класс)

Данный материал содержит рабочую программу, состаленную на основании типовой программы для коррекционных школ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_6_klass.docx95.44 КБ

Предварительный просмотр:

 

Содержание:

  1. Пояснительная записка.
  2. Календарно-тематический план.
  3. Требования к уровню подготовки учащихся, успешно освоивших рабочую программу.
  4. Реализация практической части федерального компонента государственного образовательного стандарта.
  5. Содержание регионального компонента
  6. Критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся, применительно к различным формам контроля знаний.  
  7. Учебно - методический комплекс.
  8. Контрольно – измерительные материалы.

1. Пояснительная записка.

                   Рабочая программа по профессионально - трудовому обучению составлена на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений YIII вида (сборник 2) 5-9 классы  под редакцией В.В.Воронковой (автор курса «Швейное дело» - Л. С. Иноземцева). М., «Владос», 2010г.  Программа составлена с учетом возраста и психофизических особенностей учащихся.

Цель программы: подготовка учащихся к освоению профиля швейное дело и самостоятельному выполнению заданий по пошиву несложных швейных изделий.

Задачи программы:

  • формирование доступных технических и технологических знаний;
  • развитие у учащихся способности ориентироваться в задании, планировать последовательность действий, контролировать  качество выполненной работы;
  • воспитание у учащихся положительного отношения к труду, дисциплинированности;
  • развитие коммуникативных навыков;  
  • профориентационная подготовка, социальная адаптация.

Учебный материал может служить базой для последующего овладения профессиями швейного производства.

По программе предусмотрено  244  часа  (1 четверть – 65часов , 2 четверть -49часов , 3 четверть -70часов , 4 четверть – 60часов)

Она включает в себя следующие разделы:

  • машиноведение (устройство и регулировка бытовой, промышленной швейных машин);  
  • материаловедение (получение, свойства льняных  тканей);
  • технологии пошива (фартука, ночной сорочки, постельного белья, пижамы)

Особенность методики преподавания.             

Учащиеся знакомятся с назначением, устройством бытовой и промышленной швейных машин, отрабатывают приемы работы. У них развиваются  навыки снятия мерок и построения чертежей. Учащиеся осваивают изготовление более сложных швейных изделий, которые включают различные операции. Особое внимание уделяется умению планировать процесс пошива, анализировать свои действия и их результаты. Традиционные формы обучения дополняются экскурсиями и нетрадиционными формами ведения уроков.

Для успешного овладения учащимися ЗУН используются  различные методы обучения:

  • методы словесной  передачи информации и слухового восприятия (беседа, объяснение, чтение)
  • методы наглядной передачи информации (демонстрация образцов, работа с инструкционными и технологическими нартами, работа  с карточками, показ приемов работы)
  • практические методы (практическое выполнение трудовых заданий)

типы уроков:

  • повторительно-обобщающие уроки;
  • сообщения новых знаний;
  • комбинированные уроки;
  • контрольные.

Для повышения качества учебного процесса, сохранения и укрепления здоровья на уроках внедряются инновационные технологии:

  • технология личностно-ориентированного подхода;                        
  •  здоровьесберегающие технологии;  
  • элементы проблемного обучения
  • информационные технологии

Для контроля результативности ЗУН учащихся на уроках труда на начало года, и конец года предусмотрена контрольная работа,  каждую четверть завершает самостоятельная работа. После прохождения основных тем предлагаются тестовые задания. Темы контрольных и самостоятельных работ подобраны в соответствии с пройденным материалом, согласно требованиям программы.

В течение года с учащимися ведется работа по системе С.Л. Мирского. Учащиеся подразделяются на группы, в зависимости от нарушения сторон трудовой деятельности, и с ними ведется дифференцированная работа.

Деление учащихся по системе С.Л. Мирского.

  Клюшникова С – Y группа

  Николаева Т. –     Y группа

 

  Бадин А. -             YII группа

  Привалова Т. -      III группа

2. Календарно-тематический план

№ п. п

Тема

НРК

Кол-во час

Дата

Должен знать и уметь

Практическая работа.

Вид урока

Объект

Словарь.

Профориентация. Социализация

Дидактическое и методическое обеспечение

Межпредметные связи

Коррекционная работа

I четверть (58час.)

I. Вводное занятие (4час)

1.

2.

3.

4.

Профессия швеи-мотористки

Правила работы и техники безопасности в мастерской

Ателье города Р.К.

З: Назначение  профессии швеи-мотористки

Правила поведения в мастерской.

Задачи и план работы на четверть.

Организация рабочего места.

Подготовка инструментов к работе.

Экскурсия

Речевые этикетные формулы (правила поведения в мастерской).

ЦОР

Коррекция поведения, повторение норм, правил, умений распределить время

Повышение уровня познавательной активности

II. Обработка обтачкой среза ткани (6 час.)

5.

Обтачки  

З: Виды, назначение, применение, правила соединения.  

У: Определять виды обтачек  

Определение видов обтачек на образцах  

Образец ткани  

К/У

Обтачка

Профессия швея – спецодежда

Значимость труда в жизни человека.

Стр.67-70

Образцы

Раз-ие речи

Коррекция речи (работа по опорам)

Развитие зрительной памяти: выполнение заданий по учебнику, инструкциям

6.

7.

Раскрой и стачивание обтачек  

З: Технологию раскроя.
У: Раскраивать и стачивать различные виды обтачек

Раскрой долевых, поперечных, косых обтачек

Ткань  

К/У

Профессия швея: характеристика работ

Развитие умения по оцениванию работы товарищей

Стр.68-70

Инструкции и технологические карты, карточки-задания

Раз-ие речи

Мат-ка

Коррекция внимания, через работу с инструкционными и технологическими картами.

Коррекция мелкой моторики через работу с инструментом.

8.

9.

10.

Обработка срезов ткани с помощью обтачки (долевой, поперечной, косой)

 

З: Технологию обработки срезов ткани

У: Обрабатывать срез обтачкой

Обработка срезов ткани с помощью обтачки

Образцы

К/У

Дисциплинированность в труде  

Развивать личностные качества – терпение, старательность

Стр.69-70

Инструкц. и технологические карты, карточки-задания

Коррекция памяти через применение инструкций, таблиц.

Развитие умения работать по инструкциям, составлять план действий.

III. Обработка долевой обтачкой косого среза ткани (12час.)

11.

Косой срез ткани  Р.К.

З: Свойства косого среза  ( растяжимость, сыпучесть )

У: Учитывать свойства при обработке

Определение косого среза на ткани

Образцы

К/У

Рабочее место швеи в ателье города  Р.К.

Игра «Найди лишнее» (по профессиям)

Стр.71-72

Образцы

Развитие речи

Коррекция умственных операций: последовательность, логичность

12.

Косынка для работы

З: Назначение, ткани, фасоны

У: Выполнить анализ изделия

Анализ образца

Образцы

К/У

Косынка

Сюжетно-ролевая игра «В мастерской»

Стр.75-77

Образцы

ЦОР

Развитие умений по составлению анализа изделия.Развитие зрительной памяти.

13.

Раскрой косынки

Раскрой долевой обтачки

З: Технологию складывания ткани для раскроя

У: Определять правильность косого среза, размер долевой обтачки.

Раскрой косынки

Раскрой долевой обтачки

Косынка

К/У

Формировать умения работать в коллективе

Вырабатывать умение ориентироваться на рабочем месте.

Стр. 77-78

Инструкционные и технологические карты, карточки-задания

Черчение

Математика

Развитие долговременной памяти через повторение материала. Коррекция речи: обогащение словаря, введение в активный словарь

14.

Входящая диагностика

15.

16.

Пошив косынки

Обработка поперечного среза

З: Технологию обработки долевого, поперечного и косого срезов, выполнения машинных швов  

У: Выполнить пошив косынки, отутюжить готовое изделие

Обработка поперечного среза

Обработка долевого среза

Обработка косого среза

Утюжка изделия

К/У

Соблюдение требований по технике безопасности

Умение оценивать работу товарищей

Воспитание положительного отношения к труду

Стр.78-79

Инструкционные  и технологические карты, карточки-задания

ЦОР

Математика

Развитие речи

Составление плана действий с помощью учителя (по инструкционным картам)

Развитие умения выполнять контрольные операции в ходе выполнения работы

17.

18.

Обработка долевого среза

   2ч

19.

20.

21.

Обработка косого среза

22.

Утюжка изделия

Тест по теме «Пошив косынки»

IY. Обработка сборок (5час)

23.

Отделка изделия (сборки)

З: Назначение, правила припуска, положение регулятора строчки для выполнения сборок

У: Выполнить сборки и равномерно их распределить на образце

Выполнение сборок на образце

ручным способом

Выполнение сборок на образце

машинным способом

К/У

Профессия швеи – инструменты и приспособления 

Развитие эстетического вкуса

Повышать чувство уверенности в себе

Стр.91-92

Образцы

Математика

Развитие речи

Развитие зрительной памяти через работу с таблицами.

Речь: через составление планов ответов по опорным словам

Коррекция мыслительных операций через анализ, сравнение

24.

25.

Выполнение сборок на образце ручным способом

 26.

 27.

Выполнение сборок на образце машинным способом

Y. Обработка двойной косой обтачкой закругленного среза в поясном изделии (27час)

28.

Производство хлопчатобумажной ткани  

З: Полотняное переплетение нитей, свойства х/б ткани.

У: Распознавать

виды хлопчатобумажной ткани

Профессия швея

(Спецодежда)

Развивать коммуникативные навыки

Коллекция

Коррекция мыслительных операций через анализ, сравнение, классификацию.

Коррекция эмоции, воспитание воли.

29.

Свойства хлопчатобумажной ткани

Лабораторная работа «Определение хлопчатобумажных тканей».

30.

31.

Виды хлопчатобумажной ткани Р.К.

У: Определять различные виды тканей

Экскурсия  в магазин

Развитие познавательной активности

32.

Фартук с закругленным срезом на поясе

З: Ткани, детали, название контурных срезов

У: Выполнить анализ изделия

Выбор модели

Анализ изделия

К/У

Фартук

Развивать  положительное отношение к труду

Стр.93-94

Образцы

Плакаты

ЦОР

Развитие умения по составлению анализа изделия.

33.

Пошив фартука

Прокладывание контрольных линий на основной детали

З: Технологию пошива фартука, обработки отдельных швейных узлов, выполнения ручных швов.

У: Прокладывать машинные строчки для образования сборок по верхнему срезу. Равномерно распределять сборки. Выполнять сметку одного среза пояса, определять середину.

Выполнять ручные и машинные швы.

Отделывать и утюжить готовое изделие

Прокладывание контрольных линий

Изготовление косой обтачки

Обработка закругленного среза основной детали

Обработка закругленного среза основной детали

Обработка верхнего среза

Обработка пояса.

Соединение пояса с основной деталью

Отделка и утюжка фартука

Развивать коммуникативные навыки

Игра по профориентации

Сюжетно-ролевая игра «В швейной мастерской»

Коммуникативные ситуации с использованием речевых стереотипов

Дисциплинированность в работе

Формирование положительной мотивации к труду

Личностные качества: аккуратность

Стр.100-103

Инструкционные и технологические карты, карточки -задания

ЦОР

Развитие речи

Отработка двигательных трудовых приемов

Формирование умения выполнять контрольные операции в ходе выполнения работы

Коррекция речи: обогащение словаря, введение в активный словарь.

Составление плана действий с помощью

учителя (по инструкционным картам)

Коррекция мелкой моторики через работу с инструментом

Формирование образа конечного результата труда

34.

35.

Изготовление косой обтачки

36.

37.

38.

Обработка закругленного среза основной детали двойной косой обтачки (приметывание)

39.

40.

41.

Обработка закругленного среза основной детали двойной косой обтачки (притачивание)

42.

Обработка верхнего среза

(образование сборок)

43.

44.

Обработка пояса. Обтачивание концов

 45.

46.

Соединение пояса с основной деталью (приметывание)

 47

48.

Соединение пояса с основной деталью (Притачивание)

49

Отделка и утюжка фартука

Тест по теме «Пошив фартука»

50

51.

Виды поясных изделий

Р.К.

Экскурсия в магазин

YI. Самостоятельная работа    (2час)      

52.

53.

Обработка среза долевой обтачкой

Обработка закругленного среза двойной косой обтачкой 

YII. Ремонт одежды (9час.)

54

Заплата  

Подбор ткани

Подготовка изделия к ремонту

З: Форма, способы пришивания. Технологию пришивания заплаты косыми стежками

У: Подготавливать изделие к ремонту Обрабатывать срезы заплаты. Накладывать заплату ручным способом

Наложение заплаты ручным способом

К/У

Развивать личностные качества – терпение, старательность

Повышать чувство уверенности в себе

Стр.112-114

Инструкционные и технологические карты, карточки- задания,  карточки-задания

Математика Развитие речи

Коррекция слухового и зрительного восприятия через работу по карточкам, алгоритмам.

Речь: через составление планов ответов по опорным словам.

Коррекция эмоции, воспитание воли.

Наложение заплаты ручным способом

55.

Раскрой заплаты

56

Подгибание и заметывание срезов заплаты

57

Пришивание заплаты косыми стежками

58

Утюжка заплаты

II четверть (49час.)

I. Вводное занятие (3час)

1.

План работы на четверть

Правила безопасной работы с электрическим утюгом.

З: План работы на четверть.

 Правила безопасной работы с электрическим утюгом.

З: Виды утюгов

Экскурсия

Соблюдение требований по охране труда.

Коррекция поведения, повторение норм, правил, умений распределить время.

2.

3.

Виды электрических утюгов Р.К.

II. Запошивочный шов. (4час)

4.

Переплетение нитей в сатине и сарже

З: Виды переплетений

У: Сравнивать эти переплетения

Определение переплетений

Образцы

 Карточки - задания

Введение в активный словарь словарных слов.

5.

Запошивочный шов

З: Назначение, виды шва, конструкции, применение У: складывать ткань с выпуском одного среза. Вкладывать одну деталь в подогнутый срез второй. Сметывать детали с соблюдением ширины

Выполнение запошивочного шва на образцах.

К/У

Запошивочный шов

Профессия швея -требования к профессии  Р.К.

Формировать умение оценивать свою работу.

стр. 44 – 46

образцы, инструкционные, технологические карты, карточки-задания

Развитие речи

Коррекция мыслительных операций через анализ, сравнение, классификацию.

Развитие умения планировать и анализировать свою деятельность. Коррекция мелкой моторики через работу с инструментом

6.

7.

Выполнение запошивочного шва   Р.К.

III. Построение чертежа, изготовление выкройки и раскрой бельевого изделия с закругленным срезом. (8 час)

8.

Масштаб. Масштабная линейка.

З: Масштаб, использование масштабной линейки.

У: Пользоваться масштабной линейкой.

Построение отрезков с помощью масштабной линейки.

К/У

Масштаб

Масштабная линейка.

Воспитание личностных качеств – старательность.

стр. 81 – 82,  плакат, масштабная линейка.

 

Математика Развитие речи

Отработка навыков работы с измерительным инструментом. Коррекция внимания. Коррекция долговременной памяти через использование планов работы, алгоритмов

9.

Правила и последовательность измерения фигуры

З: Основные линии фигуры, правила снятия мерок, запись краткую и полную.

У: Снимать и записывать мерки, определять размер

Снятие мерок, запись.

К/У

Ролевая игра  «Ателье»

Формировать умения работать в коллективе.

стр. 83 – 85,  плакат

ЦОР

Математика Развитие речи

Развитие пространственных представлений и ориентировки через работу со схемами. Развитие зрительной памяти.

10.

Нижняя сорочка с круглым вырезом

З: Виды, назначение ткани, швы. Расчет расхода ткани

У: Выполнять анализ. Рассчитывать расход ткани

Анализ образцов.

Сообщение новых знаний.

Сорочка с круглым вырезом.

Срез горловины. Срез проймы.

Развивать эстетический вкус.

стр. 105 – 106,  образцы тканей, швов, образцы сорочек.

ЦОР

Формирование образа конечного результата труда.

Развитие устной речи через составление анализа образца.

11.

Снятие мерок

Р.К.

З: Мерки для построения чертежа Правила снятия мерок.

У: Снимать мерки.

Снятие мерок. Определение размера.

К/У

Профессия – закройщик. Виды деятельности. Р.К.

стр. 107 - 108,  плакат, инструкционные карты.

ЦОР

Коррекция мелкой моторики через работу с инструментом. Коррекция пространственных  представлений.

12.

13.

Построение чертежа сорочки.

З: Правила построения чертежа. Название деталей изделий

Правила деления отрезков на равные части

У: Строить чертеж

Построение чертежа.

К/У

Коммуникативные ситуации с использованием речевых стереотипов (диалог о приеме на работу)

стр. 108 – 111,  плакат, инструкционные карты.

ЦОР

Черчение

Коррекция внимания, зрительной памяти через работу с инструкционными картами.

Развивать умение самоконтроля

14.

15.

Виды нательного белья.

Р.К.

З: Виды белья

Экскурсия

IY. Обработка косой обтачкой закругленного среза в плечевом бельевом изделии. (15 час)

Пошив ночной сорочки

16.

Определение середины детали, прокладывание контурной линии.

З: Технологию пошива сорочки, обработки отдельных швейных узлов, выполнения ручных и машинных швов.

Технологию проведения влажно-тепловой обработки

У: Изготовить изделие по инструкционным и технологическим картам. Выполнить проверку качества изделия.

Провести влажно-тепловую обработку

Определение середины детали

Обработка плечевых срезов

Обработка боковых срезов

Обработка косой обтачкой выреза горловины

Обработка косой обтачкой проймы.

К/У

Описание - наблюдение «Моя мастерская».

Профессия  швея - инструменты

Воспитывать адекватную самооценку

Воспитание положительного отношения к труду

Профессия швея  –виды деятельности

Формировать умения работать в коллективе.

Стр 113 – 116 инструкционные карты, технологические карты, образцы изделий, карточки – задания

ЦОР

Развитие умения работать с инструкционными и технологическими картами.

 Развитие умения анализировать качество выполнения учебной работы.

Формирование умения выполнять контрольные операции в ходе выполнения работы

Формирование умений работать по словесной инструкции

Формирование образа конечного результата труда

17.

18.

Обработка плечевых срезов запошивочным швом

19.

20.

21.

22.

Обработка боковых срезов

запошивочным швом

23.

24.25.

Обработка косой обтачкой выреза горловины (с применением кружева)

26.

27.

28.

29.

Обработка косой обтачкой проймы.

Приметывание обтачки

Пристрачивание обтачки

Выметывание обтачки
Настрачивание обтачки

30.

Утюжка

Тест по теме «Пошив ночной сорочки»

У: Провести влажно-тепловую обработку

изделия

Соблюдение правил техники безопасности

Отработка двигательных трудовых приемов

IY. Практическое повторение (17 час)

31.

Пошив фартука

Прокладывание контрольных линий на основной детали

З: Технологию пошива фартука, обработки отдельных швейных узлов, выполнения ручных и машинных швов.

Пошив фартука

Развитие коммуникативных навыков

Воспитание адекватной самооценки.

Стр.100-103

Инструкционные и технологические карты, карточки-задания

Отработка двигательных трудовых приемов

32.

33.

Изготовление косой обтачки

Y. Самостоятельная работа  (2час)

34.

35.

Обработка горловины двойной косой обтачкой (выполняется по готовому крою)

IY. Практическое повторение

36.

37.

38.

39.

Обработка закругленного среза основной детали двойной косой обтачкой

У: Изготовить изделие по инструкционным и технологическим картам. Выполнить проверку качества изделия.

Провести влажно-тепловую обработку

Пошив фартука

К/У

Учить проявлять инициативу в работе

Воспитание умения работать в коллективе.

Составление связного рассказа по плану.

Игра «Кто первый?»

Раз-ие речи

Коррекция речи: обогащение словаря, введение в активный словарь.

Составление плана действий с помощью учителя (по инструкционным картам)

Речь: через составление планов ответов по опорным словам.

Коррекция эмоции, воспитание воли

40.

Обработка верхнего среза

(образование сборок)

41.

42.

43.

Обработка пояса. Обтачивание концов

44.

45.

46.

Соединение пояса с основной деталью (приметывание)

47.

48.

49.

Соединение пояса с основной деталью (притачивание)

III четверть (75 час.)

I. Вводное занятие (4час)

1.

2.

Сохранение оборудования в мастерской

Проверка состояния и подготовка к работе инструмента и швейных машин

З: Обязанности по сохранению оборудования. Правила техники безопасности с ним.

У: Проверять и подготавливать оборудование

Организация рабочего места.

Подготовка инструментов к работе.

Речевые этикетные формулы (правила поведения в мастерской).

Коррекция поведения, повторение норм, правил

Коррекция долговременной памяти через использование инструкций

Развитие коммуникативных способностей

3.

4.

Инструменты и оборудование швейных мастерских Р.К.

Экскурсия в ателье

II. Бытовая швейная машина с электроприводом (10час)

5.

6.

7.

Бытовая швейная машина

Виды бытовых швейных машин Р.К.

З: Назначение, виды, устройство, скорость. ПТБ при работе на ней

З: Виды бытовых швейных машин

Экскурсия в магазин

Бытовая швейная машина

Вырабатывать умение ориентироваться на рабочем месте

С. 91-92-95

Плакаты

ЦОР

Коррекция мыслительных операций через анализ, сравнение, классификацию.

8.

9.

Механизмы регулировки швейной машины

З: Механизмы регулировки швейной машины

У: Производить регулировку натяжения верхней и нижней нитей

Регулировка натяжения верхней и нижней нитей

К/У

Развивать личностные качества – терпение

С. 97-98-101

Плакаты

ЦОР

Коррекция мелкой моторики через работу с инструментом.

Коррекция пространственных  представлений.

10.

11.

Челночный комплект

Разборка, сборка челночного комплекта

З: Вид челночного устройства. Назначение

У: Выполнять разборку, сборку.

Разборка, сборка челночного комплекта

К/У

Челночный комплект

Игра «Лото»

Воспитание дисциплинированности

С. 98-99

Плакаты

ЦОР

Коррекция мелкой моторики через работу с инструментом.

Отрабатывать двигательный трудовой прием

12.

13.

Электропривод

Регулировка скорости вращения вала.  

З: Назначение. Роль электропривода. Разницу в работе между швейной ножной и с электроприводом машины.

Пуск и остановка машины.

К/У

Электропривод

Коррекция эмоций, воспитание воли

С. 92-93

ЦОР

Коррекция внимания, зрительной памяти

Коррекция памяти через применение инструкций, таблиц

14.

Выполнение строчек

У: Выполнять пробные строчки

Выполнение строчек

К/У

Умение оказывать помощь товарищу

Плакат

Составление плана действий с помощью учителя

III. Обработка мягких складок  (4час)

15.

Отделка изделия. Мягкие складки.  

З: Значение складок.

Правила расчета ткани. Различия в обработке

У: Рассчитывать расход ткани. Выполнять складки.

Обработка мягких складок  

К/У

Мягкие складки.  

Повышать чувство уверенности в себе

Коррекция эмоций, воспитание воли

С.44-47

Инструкционные и технологические карты, карточки-задания

ЦОР

Коррекция  произвольной памяти через   определение видов отделки

Развитие мыслительных операций: последовательность, логичность

16.

17.

18.

Выполнение складок

Разметка складок

Заметывание складок на образце

Настрачивание складок

IY. Обработка и соединение накладного кармана с основной деталью (8час)

19.

20.

21.

22.

Накладной карман

Раскрой кармана по лекалу

Обработка верхнего среза швом вподгибку с закрытым срезом

Обработка боковых срезов

З: Назначение, фасоны накладных карманов. Размер припусков на подгиб и отворот. Виды отделочных строчек.

Правила раскроя.

У: Раскраивать карманы. Обрабатывать накладные карманы с отворотом и без него

Обработка и соединение накладного кармана с основной деталью

К/У

Накладной карман

Карман с отворотом.

Коррекция личностных качеств: трудолюбия и упорства через создание ситуаций успеха, поощрение

Формирование адекватной самооценки

С. 107-113

Инструкционные и технологические карты, карточки-задания

ЦОР

Коррекция речи: обогащение словаря, введение в активный словарь профессиональных терминов.

Мышление: на основе упражнений в сравнении, анализе карманов

Развитие внимания, памяти: работа с учебником, инструкционными и технологическими картами.

23.

24.

25.

26.

27.

Обработка кармана с отворотом.

Обтачивание отворота

Обработка закругленного среза

Соединение кармана с основной деталью

Наметывание и настрачивание кармана

Y.Обработка подкройной обтачкой внешнего угла (8 час)

28.

Угол в швейном изделии

(прямой, острый, тупой)

З: Виды углов в швейном изделии, их применение. Значение надсечек. Правила раскроя

У: Раскраивать обтачки. Обрабатывать

внешние углы подкройной обтачкой.

Выметывать кант.

Обработка подкройной обтачкой внешнего угла

К/У

Подкройная обтачка

Развитие эстетического вкуса

Соблюдение трудовой дисциплины

С.104-106

Инструкционные и технологические карты, карточки-задания

ЦОР

Расширение речевой практики: диалогическая речь.

Анализ и планирование работы

Коррекция речи: через составление планов ответов по опорным словам.

29.

Подкройная обтачка

Раскрой обтачек

30.

31.

Обработка углов обтачкой

на лицевую сторону

32.

33.

Обработка обтачкой на изнаночную сторону

34.

35.

Выметывание канта при обработке деталей.

YI. Построение чертежа и раскрой фартука для работы (10 час)

36.

Лен.

З: Получение льняного волокна, его свойства.
У: Определять свойства волокон (длина, прочность) Действие воды и тепла.

Личностные качества: внимательность, бережливость.

Значимость труда в жизни человека.

Игра «Кто что делает?»

(по профориентации)

Умение работать в коллективе.

Профессия швея: личностные качества

Р.К.

Коррекция эмоций, воспитание воли

Коррекция личности через оценку поступков.

С. 19-23

Коллекция

Карточки -задания

Инструкционные и технологические карты

ЦОР

Коррекция речи: ведение диалогов.

Коррекция внимания через работу с текстом.

Развитие логического мышления через сравнение, классификацию.

Развитие умения работать с инструкционными и технологическими картами.

 Развитие умения анализировать качество выполнения учебной работы.

Формирование умения выполнять контрольные операции в ходе выполнения работы

Воспитание  навыка самоконтроля

37.

Свойства льняного волокна

Лабораторная работа «Определение свойств льна»

38.

 39.

Виды льняной ткани Р.К.

У: Определять виды ткани

Экскурсия

40.

Фартук с нагрудником

З: Виды, фасоны, назначение, ткани, название деталей, контурных срезов

У: Выполнить анализ образца

Выбор модели

Анализ изделия

К/У

С.114-122

Инструкционные и технологические карты

ЦОР

41.

Снятие мерок  Р.К.

З: Мерки для построения чертежа

У: Снимать мерки.

Снятие мерок

К/У

42.

Построение чертежа фартука

З: Этапы построения чертежа

У: Построить чертеж по таблице

Построение чертежа фартука

К/У

43.

44.

45.

46.

Изготовление выкройки в натуральную величину

Раскладка, крепление выкройки на ткани.

Раскрой фартука

Парные и непарные детали

Правила подготовки ткани и экономное расходование ткани

Изготовление выкройки

Раскрой фартука

К/У

YI. Соединение деталей изделия с помощью пояса и обработка отделочной строчкой. (15 час)

47.

48.

Виды тканей.

Отделка тканей

Экскурсия в магазин ткани

49.

50.

Пошив фартука

Обработка верхнего среза кармана

Обработка боковых срезов

Настрачивание кармана

З: Технологию пошива фартука, обработки отдельных швейных узлов, выполнения ручных и машинных швов.

Технологию проведения влажно-тепловой обработки

У: Изготовить изделие по инструкционным и технологическим картам. Выполнить проверку качества изделия.

Провести влажно-тепловую обработку

Обработка верхнего среза кармана

Обработка боковых срезов

Настрачивание кармана

Умение оказывать помощь товарищу

Проверка качества выполненной работы

Самооценка

Профессия швея: виды деятельности

Умение видеть свои ошибки.

Отношение с другими людьми: грубость.

Профессия швея: условия труда

Отношение к себе: самокритичность

Отношение к труду: работоспособность, усидчивость, соблюдение ПТБ

Стр.125-134

Инструкционные и технологические карты, карточки-задания

ЦОР

Развитие умения работать с инструкционными и технологическими картами.

Развитие умения анализировать качество выполнения учебной работы.

Развитие мыслительных операций: последовательность, логичность

Коррекция речи, обогащение словаря, введение в активный словарь

Коррекция и развитие монологической и диалогической речи

Развитие мелкой моторики через работу с инструментами.

Речь: комментирование своих действий.

51.

Обработка верхнего среза

Закладывание мелких складок

Обработка верхнего среза

52.

53.

54.

Обработка нижней части подкройной обтачкой

Сметывание

Стачивание

Выметывание

Настрачивание

Обработка нижней части подкройной обтачкой

55.

57.

Обработка  бретелей

Обтачивание бретелей

Обработка  бретелей

56.

57.

Обработка нагрудника

Соединение обтачным швом деталей нагрудника

с одновременным втачиванием бретелей

Обработка нагрудника

Соединение обтачным швом деталей нагрудника

58.

Обработка пояса

Соединение обтачным швом деталей Р.К.

Обработка пояса

59.

Соединение поясом нагрудника и нижней части фартука

Соединение поясом нагрудника и нижней части

60.

Выполнение отделочной строчки.

Тест по теме «Пошив фартука»

Выполнение отделочной строчки.

Утюжка изделия.

Y. Самостоятельная работа  (2час)

61.

62.

Изготовление кармана.

Обработка и соединение кармана

YI. Практическое повторение (14час.)

63.

Пошив фартука

Обработка кармана

Настрачивание кармана

З: Технологию пошива фартука, обработки отдельных швейных узлов, выполнения ручных и машинных швов.

Технологию проведения влажно-тепловой обработки

У: Изготовить изделие по инструкционным и технологическим картам. Выполнить проверку качества изделия.

Провести влажно-тепловую обработку

Пошив фартука

К/У

Отношение к труду: работоспособность, усидчивость, соблюдение ПТБ.  

Сюжетно-ролевая игра  «В швейном цехе»

Игра «Логическое лото»

Формирование положительной мотивации к труду.

Стр.125-134

Инструкционные и технологические карты

Развитие умения работать с инструкционными и технологическими картами.

Развитие умения работать с инструкционными и технологическими картами.

Развитие умения анализировать качество выполнения учебной работы.

Речь: отчет о проделанной работе

64.

Обработка верхнего среза

Закладывание мелких складок

65.

66.

Обработка нижней части фартука подкройной обтачкой

67.

68.

Обработка  бретелей

Соединение обтачным швом деталей нагрудника

с одновременным втачиванием бретелей

69.

70.

Соединение поясом нагрудника и нижней части фартука

Утюжка

IY четверть (60 час.)

1.

Вводное занятие

З: Правила поведения в мастерской.

План работы на четверть.

Организация рабочего места.

Подготовка инструментов к работе.

Речевые этикетные формулы (правила поведения в мастерской).

Коррекция поведения, повторение норм, правил, умений распределить время

II. Построение чертежа и раскрой поясного спортивного белья

2.

Трусы - плавки

Р.К.

З: Виды, назначение, применение, ткани

У: Выполнить анализ изделия

Анализ изделия, подбор ткани

Образец трусов  

К/У

Трусы - плавки

Профессия швея – спецодежда. Р.К.

Значимость труда в жизни человека.

С. 241– 242

Образцы, плакат

Развитие речи

Коррекция речи (работа по опорам)

Развитие зрительной памяти: выполнение заданий по учебнику, инструкциям

3.

4.

Мерки для построения чертежа

Снятие мерок  Р.К.

З: Мерки, необходимые для построения чертежа. Знать названия деталей и срезов.

У: Снимать и записывать мерки

Снятие и запись мерок

К/У

Развивать умения по оцениванию работы товарищей

Профессия швея – личностные качества

Р.К.

С. 242 – 243

Карточки, образцы, технологические карты

Развитие речи

Математика

Мышление: анализ, сравнение, классификация.

Речь: развитие монологической речи по опорам.

5.

6.

Построение чертежа (1:4)

Р.К.

З: Этапы построения чертежа

У: Строить чертеж по инструкционным картам

Построение чертежа.

К/У

Игра «Угадай профессию»

Профессии швейного производства нашего города

С. 244 - 246

Карточки, образцы, технологические карты

Математика Черчение

Внимание, зрительную память через измерения, построение чертежа по инструкционным картам

7.

8.

Построение чертежа в натуральную величину

З: Этапы построения чертежа

У: Строить чертеж по инструкционным картам

Построение чертежа.

К/У

Развитие эстетического вкуса

С. 246 - 247

Карточки, образцы, технологические карты

Математика Черчение

Внимание, зрительную память через измерения, построение чертежа по инструкционным картам

Коррекция мелкой моторики через работу с инструментом

9.

10.

Изготовление и подготовка выкройки к раскрою

З: Правила подготовки выкройки

У: Изготавливать и подготавливать выкройку к раскрою  

Изготовление и подготовка выкройки к раскрою

К/У

Повышать чувство уверенности в себе

С. 247

Инструкционные карты

Речь: комментирование выполняемых действий.

Развитие умения выполнять контрольные операции в ходе выполнения работ

11.

12.

Выкройка накладной ластовицы

З: Правила подготовки выкройки

У: Изготавливать и подготавливать выкройку к раскрою  

Выкройка накладной ластовицы

К/У

Ластовица

Игра «Найди инструмент»

С. 247 - 248

Инструкционные карты

Развитие зрительной памяти: выполнение заданий по учебнику, таблицам, карточкам

13.

14.

Раскладка выкройки на ткани и раскрой

З: Правила раскладки

У: Раскладывать и раскраивать

Раскрой трусов

К/У

Речевые этикетные формулы (правила поведения в мастерской)

С. 248 – 249

Карточки, образцы, технологические карты

Коррекция памяти через работу с учебником, инструкционными картами.

Анализ и планирование работы

III. Пошив поясного спортивного белья

15.

Свойства ткани

З: Свойства тканей Свойства тканей: способность к окраске, прочность, воздухопроницаемость, гигроскопичность, действие воды, тепла, щелочи.

У: Учитывать свойства при выборе ткани

Определение свойств ткани

К/У

Эстетические свойства

Гигиенические свойства

Износ

Сминаемость

Сюжетно-ролевая игра «В швейной мастерской»

Коммуникативные ситуации с использованием речевых стереотипов

С. 150 – 151

Коллекция тканей

 

Коррекция внимания через работу с таблицами.

Развитие мыслительных операций: последовательность, логичность.

Развитие зрительной памяти: выполнение заданий по таблицам.

Развитие познавательной активности

16.

Сравнение хлопчатобумажных и льняных тканей по свойствам

У: Распознавать виды тканей.

Лабораторная работа «Определение хлопчатобумажных и льняных тканей»

17.

18.

Виды спортивного белья Р.К.

Экскурсия в магазин спортивной одежды

Коммуникативные ситуации с использованием речевых стереотипов

Коррекция внимания, зрительной памяти

19.

20.

Пошив трусов-плавок

Обработка накладной ластовицы

З: Технологию пошива изделия, технологию обработки

швейных узлов

У: Выполнить пошив изделия  

Пошив трусов-плавок

Воспитание умения работать в коллективе.

Профессия швея: условия труда

Профессия швея -требования к профессии  

Отношение к труду: усидчивость, соблюдение ПТБ

Карточки, образцы, технологические карты

Развитие мелкой моторики рук через отработку приемов работы

Развивать письменную техническую речь через проведение словарных диктантов.

Коррекция мыслительного процесса через составление плана работы

21.

22.

Соединение ластовицы с основной деталью

23

24.

Соединение боковых срезов запошивочным швом

25.

26.

Обработка нижних срезов двойной косой обтачкой.

27.

28.

Обработка верхнего среза швом вподгибку с закрытым срезом.

29.

30.

Вкладывание в подгиб тесьмы.

Утюжка изделия. Тест.

IY.  Ремонт одежды.

31.

Заплата

Определение вида ремонта

Подбор ниток и тканей

 1ч

З: Виды ремонтов, технологию выполнения.

У: Определять вид ремонта.

Подбирать нитки и ткань

 Раскраивать, выполнять ремонт по инструкционным картам.

Ремонт одежды

Игра «Что общего

Место работы швеи.

Формирование положительной мотивации через модель успеха ученика

Карточки, образцы, технологические карты

Коррекция мыслительных процессов: сравнение, классификация

Развитие умения составлять план действий

Развитие устной речи через составление анализа образца.

32.

Раскрой заплаты

Подготовка места наложения

33.

34.

Наметывание заплаты

Настрачивание заплаты накладным швом.

35.

36.

Выполнение штопки.

Утюжка.

YII. Построение чертежа и изготовление выкроек для деталей летнего головного убора.

38.

Кепи. Берет.

З: Назначение, фасоны, названия деталей, срезов.

У: Подбирать модели из журналов мод.

Выбор моделей

К/У

Кепи

Берет

Развивать эстетический вкус

С. 148-149

образцы

Формирование необходимого объема знаний

Повышение уровня познавательной активности

39.

Мерки для построения чертежа основной детали.

Снятие мерок.

З: Необходимые мерки

У: Рассчитывать необходимое количество ткани

Снятие мерок.

Построение чертежа клина

Построение чертежа козырька

Развитие коммуникативных навыков

Развитие эстетического вкуса

Сюжетно – ролевая игра  «Выбираем покупку»

С. 150-152

Карточки, образцы, технологические карты

Коррекция речи, обогащение словаря, введение в активный словарь

Формирование образа конечного результата труда

Развитие зрительной памяти через работу с таблицами

40.

Построение  чертежа клина.

Построение чертежа козырька

З: Правила построения клина, козырька

У: Строить чертеж

41.

42.

Раскрой кепи

З: Правила раскроя

У: Раскраивать кепи

Раскрой кепи

Развивать личностные качества:

терпение, старательность

 Карточки, образцы, технологические карты

Коррекция  мыслительных процессов через сравнение, классификацию.

43.

44.

Виды головных летних уборов

Экскурсия в магазин спортивной одежды

Речевые этикетные формулы (правила поведения)

YIII. Самостоятельная работа (2час)

45.

46.

Обработка нижних срезов двойной косой обтачкой.

IX.  Пошив летнего убора

47.

48.

Ткани для летних уборов

Материалы для отделки

З: Виды тканей, отделок

Пошив летнего убора

Формирование трудовой культуры

Формирование чувства уверенности в себе  

 Развитие эстетического вкуса

                             

Формирование адекватной самооценки

С. 158-159

Карточки, образцы, технологические карты

Формирование необходимого объема общетрудовых знаний

 

Коррекция речи через оречевление своих действий

Развитие устной речи через составление анализа образца.

Развивать умение самоконтроля

49.

50.

Настрочной шов

Выполнение настрочного шва.

З: Вид, технологию выполнения

У: Выполнять шов

51.

52.

Расстрочной шов

Выполнение расстрочного

шва.

З: Вид, технологию выполнения

У: Выполнять шов

53.

54.

IX. Контрольная работа (2 час.) 

Пошив головного убора по готовому крою.

55.

56.

Стачивание деталей головки, подкладки и козырька

З: Технологию обработки швейных узлов, выполнения машинных швов

У: Выполнить пошив головного убора

57.58.

Отстрачивание козырька

Вкладывание подкладки в головку.

59.

60.

Обработка козырька

Утюжка и складывание

Тест по теме «Головные уборы»

3. Требования к уровню подготовки учащихся, успешно освоивших рабочую программу.

К концу года учащиеся должны:

Знать:

  1. Основные виды тканей, из которых изготавливаются швейные изделия, их свойства.
  2. Назначение основных механизмов швейной машины.
  3. Основные правила снятия мерок
  4. Технологию выполнения ручных и машинных швов.
  5. Технологию изготовления швейных изделий.

6.   Технологию выполнения ремонта одежды

Уметь:

1.   Распознавать виды тканей.

      2.   Производить простейшую регулировку механизмов швейной машины.

3.   Выполнять различные машинные и ручные швы.

      4.   Выполнять пошив изделий по программе

      5.   Снимать мерки

      6.   Выполнять ремонт одежды

         

4. Реализация практической части федерального компонента государственного образовательного стандарта.

всего

лабораторные работы

сюжетно-ролевые, деловые

игры

самостоятельные работы

контрольные работы

тесты

экскурсии

I четверть

10

1

2

1

1

2

3

II четверть

5

1

1

1

2

III четверть

7

1

1

1

1

3

IY четверть

9

1

2

1

1

2

2

  1. Содержание регионального компонента

№ п.п.

урока

Тема урока

Вопросы регионального компонента

Кол – во часов

I ч. -  65 часов

 

1.

3,4

Экскурсия в ателье

Организация работы швеи в ателье города

2.

11.

Косой срез ткани  

Профессия швея - рабочее место швеи в городе

3.

30, 31

Экскурсия в магазин тканей

Виды хлопчатобумажной ткани в магазине города

4.

53,54

Экскурсия в магазин

Виды поясных изделий в магазинах города

I ч. – 49часов

 

1.

2,3

Экскурсия в магазин

Виды электрических утюгов в магазинах города

2.

6.

Выполнение запошивочного шва  

Профессия швея - требования к профессии швеи в ателье города.

3.

11.

Снятие мерок

Профессия – закройщик. Виды деятельности в ателье города.

4.

14, 15

Экскурсия в магазин

Виды нательного белья в магазинах города

III четверть -70 часов

 

1.

3,4

Экскурсия в ателье

Инструменты и оборудование швейных мастерских города

2.

6,7

Экскурсия в магазин

Виды бытовых швейных машин в магазинах города

3.

38,39

Экскурсия в магазин

Виды льняной ткани в магазинах города

4.

41.

Снятие мерок

Профессия швея: личностные качества. Требования в ателье города

5.

58.

Обработка пояса

Профессия швея: условия труда в ателье города

IYчетверть – 60 часов

 

1.

2.

Трусы - плавки

Профессия швея – спецодежда в ателье города

2.

4.

Снятие мерок

Профессия швея – медицинские требования к профессии в ателье города

3.

5.

Построение чертежа (1:4)

Профессии швейного производства нашего города

4.

17,18

Виды спортивного белья

Виды спортивного белья в магазинах города

5.

43, 44

Виды головных летних уборов

Виды головных летних уборов в магазинах города

 

6. Критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся, применительно к различным формам контроля знаний.

Нормы оценки знаний

Отметка «5» ставится, если учащийся полностью усвоил учебный материал, может изложить его своими словами, самостоятельно подтверждает ответ  конкретными примерами, правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

Отметка «4» ставится, если учащийся в основном  усвоил учебный материал, допускает незначительные ошибки в его изложении, подтверждает ответ конкретными примерами, правильно отвечает на дополнительные вопросы.

Отметка «3»  ставится, если учащийся не усвоил существенную часть учебного материала, допускает значительные ошибки в его изложении своими словами, затрудняется подтвердить ответ конкретными примерами, слабо отвечает на дополнительные примеры.

Нормы оценки практической работы

Организация труда

Отметка «5» ставится, если полностью соблюдались правила трудовой и технической дисциплины, работа выполнялась самостоятельно, тщательно спланирован труд, предложенный учителем, рационально организовано рабочее место, полностью соблюдались общие правила техники безопасности, отношение к труду добросовестное, к инструментам - бережное, экономное.

Отметка «4» ставится, если работа выполнялась самостоятельно, допущены незначительные ошибки в планировании труда, организации рабочего места, которые исправлялись самостоятельно, полностью выполнялись правила трудовой и технологической дисциплины, правила техники безопасности.

Отметка «3»  ставится, если самостоятельность в работе была низкой, допущены нарушения трудовой и технологической дисциплины, организации рабочего места.

Приемы труда

Отметка «5» ставится, если все приемы труда выполнялись правильно, не было нарушений правил техники безопасности, установленных для данного вида работ.

Отметка «4» ставится, если приемы выполнялись в основном правильно, допущенные ошибки исправлялись самостоятельно, не было на рушения правил техники безопасности, установленных для данного вида работ.

Отметка «3»  ставится, если отдельные приемы труда выполнялись неправильно, но ошибки исправлялись после замечания учителя, допущены незначительные нарушения правил техники безопасности, установленных для данного вида работ.

Качество изделий (работы)

Отметка «5» ставится, если изделие выполнено точно по чертежу; все размеры выдержаны; отделка выполнена в соответствии с требованиями инструкционной карты или по образцу.

Отметка «4» ставится, если изделие  выполнено по чертежу, размеры выдержаны, но качество отделки ниже требуемого.

Отметка «3»  ставится, если изделие  выполнено по чертежу с небольшими отклонениями; качество отделки удовлетворительное.

7. Учебно-методический комплекс.

1. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений YIII вида (сборник 2) под редакцией В.В.Воронковой (автор Л. С. Иноземцева) М., «Владос», 2010г.

2. Учебники:

Г.Б. Картушина, Г.Г. Мозговая Швейное дело 6 класс. – М., «Просвещение», 2007г.

3. Литература для учителя:

1. С.Л. Мирский «Методика профессионально-трудового обучения».

2. С.Л. Мирский «Формирование знаний учащихся вспомогательной школы на уроках труда».

3. Журналы «Дефектология», «Школа и производство».

4.Интернет – ресурсы и ЦОР:

school-collection.edu.ru

http://pedsovet

http://www.it-n.ru

festival.1september.ru

http://www.rusedu.ru

http://www.openclass.ru

www.osinka.ru

http://www.masteriua.ru

http://rukodelie.devichnik.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по профессионально-трудовому обучению (швейное дело) для работы с учащимися 5-6 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида

Рабочая составлена в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273 ФЗ об образовании РФ. Программа разработана на основе типовой программы для специальных (коррекционных) образовательны...

Рабочая программа по профессионально-трудовому обучению (швейное дело) для работы с учащимися 4 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида

Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273 ФЗ об образовании РФ. Программа разработана на основе типовой программы для специальных (коррекционных) образовате...

Рабочая программа по профессионально-трудовому обучению (швейное дело) для работы с учащимися 4 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида

Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273 ФЗ об образовании РФ. Программа разработана на основе типовой программы для специальных (коррекционных) образовате...

Рабочая программа по профессионально-трудовому обучению (швейное дело, 7 класс) для коррекционной школы VIII вида.

Рабочая прграмма по професионально-трудовому обучению (швейное дело, 7класс) для коррекционной школы VIII вида....

Рабочая программа по профессионально-трудовому обучению (швейное дело) 5 класс МКС(К)ОУ VIII вида

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание программы и календарно-тематическое планирование по швейному делу для 5 класса коррекционной школы VIII вида...

Рабочая программа по профессионально-трудовому обучению (швейное дело) 11 класс МКС(К)ОУ VIII вида

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание программы и календарно-тематическое планирование для 11 класса коррекционной школы VIII вида...

Рабочая программа по профессионально-трудовому обучению (швейное дело) 5 класс

Рабочая программа по профессиноально-трудовому обучению (швейное дело) 5 класс  для учащихся с интеллектуальными нарушениями...