План-конспект урока. ТЕМА: "Шёлк"
план-конспект урока по технологии (8 класс)

Шинкаренко Ольга Юрьевна

Научить учащихся разбираться в получении и производстве шёлкового волокна. 

 Задачи урока:

1.Образовательная - Познакомить учащихся с процессом получения и производства шёлкового волокна.

2. Коррекционная - Коррекция и развитие мыслительной деятельности.

3. Воспитательная - Воспитание положительного отношения к знаниям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shyolk_8_klass.docx31.89 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА: Шёлк.       

 Урок рассчитан на 1час.         

ЦЕЛЬ:  Научить учащихся разбираться в получении и производстве шёлкового волокна.  

 Задачи урока:

1.Образовательная - Познакомить учащихся с процессом получения и производства шёлкового волокна.

2. Коррекционная - Коррекция и развитие мыслительной деятельности.

3. Воспитательная - Воспитание положительного отношения к знаниям.

Методы: словесный, практический, наглядный, словесно-практический.

ОБОРУДОВАНИЕ:  Интерактивная доска (презентация), образцы волокон шёлка,  шёлковые ткани,  карты свойств волокна и тканей, карточки - задания.

ХОД УРОКА:

1. Организационный момент.

- взаимное приветствие;

- принятие рапорта дежурного;

- настрой учащихся на работу, организация внимания;

- проверка готовности к уроку (рабочее место, рабочая поза, внешний вид);

- объявление темы урока;

 - изложение цели урока.

2. Изложение нового материала

2.1 Объяснение нового материала

Проблемное задание для учащихся

Показ слайдов на доске

* Как вы думаете, из чего получают  шёлковые ткани.

1.  Шёлковые ткани получают из нитей гусеницы бабочки тутового шелкопряда.

1.1 Тутовый шелкопряд – это бабочка жёлтого цвета, её разводят в шёлководческих хозяйствах.

1.2. Бабочка откладывает яйца и погибает.

1.3. Гусеницы, которые появляются из яиц, питаются молодыми листьями тутового дерева. Гусеницы быстро растут и начинают опутываться тонкими шёлковыми волокнами- завивают кокон.

1.4. Эти коконы собирают и отправляют на специальные фабрики для обработки.

(2-слайд)

(3-слайд) 

*  Какой цвет имеют волокна шёлка

2.Волокна шёлка имеют белый или слегка кремоватый  цвет, с нерезким блеском.

2.2.Средняя длина волокна от 600 до 900 м.  Волокна шёлка большой длины называют нитями. Они очень тонкие, мягкие, прочные, упругие, прямые, гладкие.

(4-слайд) 

(5-слайд) 

*   Где может производить шелк.

3. Шёлк – производят в России (в южных районах), средней Азии, Индии, КНР, Японии.

(6-слайд)

*   История производства  шёлка.

4. История производства  шёлк  берёт своё начало в Китае примерно 5 тысячелетии назад. Есть легенда, в которой говорится, что идея использования нити тутового шелкопряда для создания великолепных тканей пришла в голову императрице Хсай Линг Ши, жене Желтого императора Хуэнга Ти. Рассказывают, что она, сидя в тени тутового дерева, увидела упавший кокон шелкопряда. Женщина подняла кокон, намотала на палец тонкую нить, и тут она поняла, что эта нить может стать основой для новой прекрасной ткани.

Говорят, что именно тогда и зародилось это искусство — изготовление шелка.

(7-слайд)

* Как собирают шёлк.

5. Шёлк собирают ручным способом.

 

(8-слайд)

* Где и как перерабатывают волокна шёлка.

6. На шёлкомотальных фабриках коконы помещают в кипящую воду, чтобы их размягчить и найти концы нитей.

Затем на специальных мотальных станках производят размотку нитей. Нити тонкие, поэтому их соединяют по 3-8 вместе и получают шёлк-сырец. При разрыве нити концы обрыва имеют вид связанной массы волокон.

6.1. На прядильных фабриках из шёлка- сырца получают пряжу.

6.2. После прядильной фабрики пряжа поступает на ткацкую фабрику,  где производят шёлковые ткани.

(9 - слайд)

(10 - слайд)

ФИЗМИНУТКА

  Вы, наверное,  устали?

Ну, тогда все дружно стали.

Ножками потопали,

Ручками похлопали.

Вместе дружно повертелись

И за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до пяти считаем.

Открываем,  поморгаем

И работать продолжаем.

Гимнастика для рук, ног, лаз.

* Что производят из волокон шёлка

6. Показ слайдов на доске с различными изделиями сырьём,  которым является шёлк.

 

Учащиеся дают ответы - (ткани, , швейные нитки, швейные женские, мужские и детские изделия, постельное бельё, столовые изделия, шторы, отделочные материалы,)    

(12- слайд).

* Как определит шёлковую  ткань  и её получение из шёлковой пряжи.

7. На столах лежат  образцы шёлковых  тканей.

7.1. Ассортимент шёлковых тканей: крепдешин, креп-жоржет, креп-шифон и другие.

Шёлковые ткани могут вырабатывать  гладкокрашеные с печатным рисунком, пестротканые и ворсовые.

Учащиеся сравнивают, и   показываю в чём их различие.

(13 - слайд).

* Какими свойствами обладают шёлковые ткани.

8. Свойства шёлковых тканей зависит от свойств натурального шёлкового волокна, из которого  его вырабатывают.

8.1.Ткани из натурального шёлка очень красивые, мягкие, лёгкие, прочные. Эти ткани почти не мнутся, сильно тянутся, хорошо драпируются. Они хорошо пропускают воздух, впитывают влагу, быстро сохнут. Теплозащитные свойства ткани низкие. Поверхность тканей из натурального шёлка имеет приятный нерезкий блеск.

 8.2. К отрицательным свойствам шёлковых тканей относят сильную осыпаемость нитей при раскрое, скольжение ткани при настилании, большую усадку (что нужно учитывать при расчёте количества ткани на то или иное изделие), прорубаемость при обработке на швейной машине. При носке изделий из таких тканей может наблюдаться незначительная раздвигаемость нитей в швах.

(14- слайд).

* Как выполнять влажно-тепловую обработку льняных тканей и её режим.

9. При утюжке шёлковых тканей и изделий из них терморегулятор утюга ставят на указатель «шёлк» или на символ две точек и… (средний нагрев). Утюжить шёлковые ткань можно по долевой нити, при этом ткань не должна быть пересушена.

9.1. Перед раскроем шёлковую ткань необходимо декатировать, чтобы она дала усадку.

(15- слайд)

* Какие изделия шьют  из шёлковых  тканей.

10. Из этих тканей шьют нательное бельё,  сорочки, блузки, платья, халаты, костюмы, постельное бельё, столовые изделия, шторы.

(16 - слайд).

Словарная работа

– Прошу вас обратить внимание на слова.

- шёлковые ткани

 - кокон

- тутовый шелкопряд

- декатировка

Работа учащихся со словарём в тетради

ФИЗМИНУТКА

Потрудились – отдохнём,

Встанем, глубоко вздохнём.

Руки стороны, вперёд,

Влево, вправо поворот.

Три наклона, прямо встать.

Руки вниз и вверх поднять.

Руки плавно опустить,

Всем улыбки подарить.

Гимнастика для спины, головы,   рук, ног.

Деятельность обучающихся (по уровню развития)

I высокий

II средний

Ш низкий

14. Закрепление пройденного материала

Раздача учащимся карточки задания

На которые учащиеся отвечают

Ответь на вопросы.

 Запеши ответы.

Карточка №1

Ответь на вопросы.

 Запеши ответы.

Карточка№2

Ответь на вопросы.

 Запеши ответы.

Карточка №3

11. Рефлексия

Продолжи предложение

  • Я узнала…
  • Я научилась …
  • Мне пригодится это…

(17 - слайд).

4.Заключительный инструктаж.

4. 1. Подведение итогов урока.

4. 2. Анализ работ учащихся.

4. 3. Оценивание работ и ответов на карточки задания.

4. 4. Уборка рабочих мест.

Используемая литература:

1.Мозговая Г.Г. Технология. Швейное дело. 8- класс: учеб, для спец. (коррекц.) оброзоват.

учреждений VIII вида / Г.Г. Мозговая, Г.Б. Картушина,  – 2

2.Швея, портной /Автор составитель Л.М.Дашкевич-Ростов н/Д;издателство «Феникс»

 

Карточка задания №1

Ответь на вопросы. Запиши ответы.

  1. Для чего разводят тутовый шелкопряд?________________________________
  2. Какого цвета бабочка тутового шелкопряда?____________________________
  3. Какого  цвет бывают волокна шёлка?___________________________________  

Карточка задания № 2

Допишите предложение и вставьте пропущенное слово.

     

  1. Чисто шёлковые ткани на ощупь ___________________________________________;  
  2. При сжатии шёлковые ткани ______________________________________________;
  3. Поверхность ткани имеет приятный _______________________________________  ;
  4. Шёлковые ткани хорошо пропускают ________________________________________.              

Карточка задания №3

Рассмотрите картинки и обозначьте цифрами последовательность ,получения волокна шёлка.

                 

                     _______________        ________________      _______________