Виды универсальных учебных действий, их особенность
статья по технологии (5 класс)

Скубак Вера Леонидовна

Цель работы: проанализировать развитие и раскрыть содержание универсальных учебных действий на уроках технологии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение                                      «Средняя политехническая школа №33»

Реферат

Виды универсальных учебных действий, их особенность

Скубак В. Л.

31 марта 2017

Старый Оскол

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………3

ГЛАВА I. Универсальные учебные действия…………………………………………..4

1.1. Понятие универсальных учебных действий……………………………………….4

1.2. Виды универсальных учебных действий…………………………………………...4

ГЛАВА 2. Приемы формирования УУД ………………………………………………..6

2.1. Формирование личностных УУД………………………………………..................6

2.2. Формирование регулятивных УУД……………………………………...................7

2.3. Формирование познавательных УУД……………………………………………….8

2.4. Формирование коммуникативных УУД…………………………………………….8

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….....................8

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………..9


 

ВВЕДЕНИЕ

Известно, что эффективность любой человеческой деятельности зависит не только от способностей, но и от рациональных способов ее выполнения. Учебная деятельность – не исключение. Говоря о ней, В.А. Сухомлинский писал, что в подавляющем большинстве случаев овладение знаниями непосильно для ученика потому, что он не умеет учиться (4, с.16).

Значимость умения учиться возрастает в период перехода от индустриального к постиндустриальному обществу, основанному на знаниях. Не случайно в новом Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) формирование универсальных учебных действий (УУД), обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию, самосовершенствованию заявлена как важнейшая ключевая задача современной системы образования (2, с. 8)

Цель работы: проанализировать развитие и раскрыть содержание универсальных учебных действий на уроках технологии.

   Задачи итоговой работы:

определить состав и характеристику универсальных учебных действий;

показать приемы формирования универсальных учебных действий на уроках технологии.

   Актуальность концепции развития универсальных учебных действий обусловлена следующими факторами:

необходимостью ускоренного совершенствования образовательного пространства школы с целью оптимизации общекультурного, личностного и познавательного развития детей, создания условий для достижения успешности всеми учащимися;

возрастанием требований к коммуникационному взаимодействию и толерантности членов поликультурного общества, степени ответственности и свободе личностного выбора, самоактуализации (2, с 10).

Низкий уровень коммуникативной компетентности находит отражение в увеличении количества детей с высокой социальной и межличностной тревожностью. Все чаще наблюдаются случаи отвержения детей одноклассниками, переживания одиночества, проявления враждебности и агрессии по отношению к сверстникам. Все это придает особую актуальность воспитанию умения сотрудничать и работать в группе, быть толерантным к разнообразным мнениям, уметь слушать и слышать партнера, свободно, четко и понятно излагать свою точку зрения на проблему.

ГЛАВА I. Универсальные учебные действия

Понятие универсальных учебных действий

  1. При выделении универсальных учебных действий опираются на концепцию развития УУД, разработанную на основе системно-деятельностного подхода (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, П. Я Гальперин,  В. В. Давыдов, Д. Б. Эльконин) группой авторов под руководством А. Г. Асмолова.

           Термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, то есть способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию, путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта (3). Универсальные учебные действия, как обобщенные действия, открывают учащимся возможность широкой ориентации, как в различных предметных областях, так и в выстраивании самой учебной деятельности, включающей осознание ее целевой направленности, ценностно-смысловых и операционных характеристик.

Функции УУД включают (2, с. 17):

обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;

создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию; обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование компетентностей в любой предметной области.

УУД обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирование психологических способностей учащегося.

Универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они носят надпредметный, метапредметный характер; обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности; обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса всех ступеней образовательного процесса; лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от ее специально-предметного содержания.

1.2. Виды универсальных учебных действий

В состав основных видов универсальных учебных действий входят четыре блока:

Личностный;

Регулятивный;

Познавательный;

Коммуникативный.

Личностные действия формируют у учащегося нравственную, моральную, ценностно-смысловую и социальную ориентацию. Личностные учебные действия обеспечивают формирование норм внутренней позиции школьника и межличностных отношений. Применительно к учебной деятельности по овладению иноязычной речевой деятельностью выделяются следующие виды личностных действий (5, 21):

действия личностного самоопределения (формирования Я-концепции);

действия смыслообразования (установление связи между результатом учебной деятельности по технологии  и тем, ради чего она осуществляется («Какой смысл имеет для меня…?», «Ради чего я шью, вышиваю, вяжу.);

действия нравственно-эстетической ориентации;

действия самооценки на основе критерия успешности учебной деятельности (адекватное понимание причин успешности  (не успешности) учебной деятельности).

Регулятивные действия обеспечивают учащемуся организацию его учебной деятельности. К регулятивным УУД относятся следующие действия (5, с. 23):

действия целеполагания (постановка учебной (коммуникативной, познавательной, игровой) задачи на основе соотнесения того, что уже известно и того, что предстоит освоить; понимание учеником того, что он будет делать в классе и дома, и зачем он это будет делать);

действия планирования;

действия прогнозирования;

действия контроля (сравнение результатов своих пошаговых действий и деятельности в целом с заданным эталоном-образцом с целью выявления отклонений от образца – умение контролировать ситуацию, процесс и результат своей деятельности в сотрудничестве с педагогом и сверстниками; адекватное восприятие оценки учителя и сверстников);

действия коррекции;

действия оценки/самооценки (осознание учеником того, что хорошо он научился выполнять поузловую обработку);

действия саморегуляции (умение сосредоточиться на выполнении изделия, умение проявить настойчивость и усилие для достижения поставленной цели, для преодоления неудач, когда что-то не удается с первого раза при изготовления изделия, умение преодолевать импульсивность и непроизвольность).

   Познавательные действия представляют собой самый обширный блок УУД, поскольку включают (5, 27):

общеучебные действия (самостоятельное выделение и формулирование познавательной задачи;

поиск и выделение необходимой информации (при изучении новой темы);

самостоятельное суждение;

рефлексия деятельности, контроль и оценка выполненной работы;

логические действия;

доказательство своей точки зрения; выдвижение гипотез и их обоснование;

действия по постановке и решению проблемы (формулирование проблемы творческого и поискового характера; самостоятельное решение проблемы).

           Коммуникативные действия в рамках любой предметной деятельности обеспечивают социальное взаимодействие партнеров по общению или деятельности. К коммуникативным УУД относятся следующие действия:

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (учет позиции партнеров по общению или деятельности);

умение слушать и вступать в диалог;

участие в коллективном обсуждении проблем;

постановка вопросов (умение задать вопросы, необходимые для организации собственной речевой деятельности и в условиях инициативного сотрудничества с партнером);

разрешение конфликтов (умение продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников, то есть договариваться и приходить к общему мнению);

полнота и точность выражения своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

 

ГЛАВА 2. Приемы формирования УУД

Каждый учебный предмет в зависимости от предметного содержания и релевантных способов организации учебной деятельности обучающихся раскрывает определенные возможности для формирования универсальных учебных действий.

           Полагаем, что целесообразно привести примеры тех видов упражнений и заданий для учащихся, через выполнение которых, на наш взгляд, будут формироваться и развиваться вышеперечисленные блоки универсальных учебных действий на уроках технологии. Практикующие учителя не должны оставлять без внимания процесс планомерного формирования и развития универсальных учебных действий. Примеров заданий – масса, но остановимся лишь на некоторых из них.

2.1. Формирование личностных УУД

Формированию личностных УУД на уроках технологии способствуют следующие виды заданий (5, с.33):

на этапе рефлексии урока предложить учащимся самим оценить уровень успешности на данном учебном занятии;

проведение физкультминуток на уроках, дает установку на здоровый образ жизни;

задания типа «Оцени поведение главного героя. Хорошо он поступил? Как бы ты себя повел на его месте?»,  упражнения и ситуации для парной и групповой работы типа: "Тебе нравится?", "Я предлагаю своему другу", "Я спрашиваю своих друзей", оценка того, что ученик слышит, выполняет на уроках технологии.

Вопросы в условиях ситуаций, приближенных к естественной деятельности человека, ответы на них, обмен мнениями, выражение своей точки зрения на событие или предмет, задания, готовящие к участию в обсуждении или дискуссии, которые проходят в классе во время контроля выполнения домашнего задания  направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей и смыслов, позволяют сориентироваться в нравственных нормах, правилах, оценках.

2.2. Формирование регулятивных УУД

Существуют определенные правила формирования регулятивных УУД (1, с. 19):

1. Получив задание, необходимо сразу же повторить его. Это заставляет ребенка мобилизоваться, "настроиться" на задание, лучше понять его содержание, а также отнести это задание лично к себе.

2. Предложить учащимся сразу подробно спланировать свои действия, т.е. тут же после поручения приступить к его мысленному исполнению;

3. Поставленные перед ребенком цели должны быть не общими (стать отличником, исправить свое поведение и пр.), а очень конкретными, направленными на овладение отдельными элементами поведения, которые легко можно контролировать; конкретную цель нужно ставить непосредственно перед тем, как она должна быть выполнена (например, сразу перед уроком);

4. Если у ребенка возникают трудности при оценивании, то рекомендуется взаимопроверка, взаимоконтроль. Предметом оценивания ученика должны стать учебные действия и их результаты.

Средством формирования регулятивных УУД служат проблемно-диалогическая технология, технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов). В частности, формированию регулятивных УУД на уроках технологии способствуют следующие виды заданий (5, 36):

составление различного рода плана (ключевые слова, утверждения, вопросы, тезисы) при работе с учебником;

составление плана   по изготовлению изделия.

2.3. Формирование познавательных УУД

Формированию познавательных УУД на уроках технологии  способствуют следующие виды заданий (5, с. 42):

формулировка познавательной задачи самими учащимися;

организация проектной деятельности учащихся, связанная с поискаом информации Интернет-ресурсов;

подготовка устного высказывания;

формулирование проблемы (главной идеи) проекта;

извлечение необходимой информации из прочитанного текста;

составление таблиц, схем-моделей.

2.4. Формирование коммуникативных УУД

Коммуникативные универсальные учебные действия способствуют продуктивному взаимодействию и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми. Учащиеся должны уметь слушать другого, участвовать в коллективном обсуждении проблем, а также работать в парах, группе. Для успешного решения коммуникативных задач учителю необходимо создавать на уроке благоприятный психологический  климат. Чем благоприятнее атмосфера на уроке, тем быстрее происходит формирование коммуникативных действий. Развитие коммуникативной компетенции является одной из самых важных целей обучения технологии. Поэтому, на наш взгляд, следует уделять большое внимание коммуникативным универсальным учебным действиям. Для их формирования можно использовать (5, 51):

организацию совместной работы учащихся (парная, групповая форма);

проектную деятельность, в том числе презентации.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Обобщив вышеизложенное, можно  прийти  к выводу, что формирование и развитие универсальных учебных действий является одним из ключевых моментов в современной системе образования. Сущность современного обучения - в создании условий, при которых в процессе обучения ребёнок становиться её субъектом, т.е. обучение ради самоизменения. Организация такой деятельности формирует у учащихся умение самостоятельно ставить перед собой учебные задачи, планировать учебную деятельность, выбирать соответствующие учебные действия для её реализации, осуществить контроль по ходу выполняемой работы и умение оценить полученные результаты. Сформированные универсальные учебные действия служат основой для последующего обучения, выявляют и развивают способности воображения, мышления, моделирования, включают обучающихся в процесс познания среды с применением этого опыта в реальной жизни. Необходимость развития УУД на этапе основного общего образования связана с тем, что сегодняшнее, информационное общество запрашивает человека обучаемого, способного самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение постоянно удлиняющейся жизни, готового к самостоятельным действиям и принятию решений.

Учить учиться нужно на всех школьных предметах, но развитие учебных умений на уроках технологии особенно важно, что объясняется спецификой предмета.

Упражнения и виды деятельности, изложенные в данной работе, способствуют не только качественному улучшению процесса приобретения учащимися знаний и развитию речевых умений, но и формированию универсальных учебных действий.

           Формирование и развитие системы универсальных учебных действий является тем единственным мощным механизмом, который в результате обучения в школе обеспечит должный уровень коммуникативной компетентности учащегося, а именно качественное овладение технологии изготовления изделий.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Алексеева Л. Л. и др. Планируемые результаты начального общего образования. – М.: Просвещение, 2010.
  2. Асмолов А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действий к мысли. Пособие для учителя. Просвещение, 2008.
  3. Глоссарий, сайт ФГОС,  standart.edu.ru
  4. Козлова В.В., Кондакова А.М. Фундаментальное ядро содержания общего образования,– М.: Просвещение, 2009.
  5. Соловова Е. Н. Новые тенденции в развитии глобальных реформ в области образования и подготовка учителя к новым задачам педагогической деятельности. Сборник «Содержание обучения иностранному языку в школе и вузе». – М.: МИОО, 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВИДЫ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ

ВИДЫ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙАДРЕС ИСТОЧНИКА ПУБЛИКАЦИИhttp://cro.admsurgut.ru/fgos/2011-2012/doc3/...

регулятивные виды универсальных учебных действий

данная презентация дает возможность учителю систематизировать знания об одном из видов УУД...

Особенности формирования различных видов универсальных учебных действий при организации учебно-исследовательской и проектной деятельности по математике

Особенности формирования УУД при организации учебно-исследовательской и проектной деятельности на примере проекта в 8 классе по геометрии "Теорема Пифагора"...

Виды универсальные учебных действий (УУД)

Виды универсальные учебных действий  (УУД)                             ...

Особенности формирования различных видов универсальных учебных действий при организации учебно-исследовательской и проектной деятельности по математике

Особенности формирования различных видов универсальных учебных действий при организации учебно-исследовательской и проектной деятельности по математике на примере проекта по геометрии "Теорема Пифагор...