Рабочая программа по предмету "Ремесло (растениеводство)", 11 класс
рабочая программа по технологии (11 класс)

Степанишина Оксана Валентиновна

Данный материал будет интересен для педагогов обучающих детей с интеллектуальными нарушениями (тяжёлая и умеренная умственная отсталость)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rastenievodstvo_programma_11_kl.doc82.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное областное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Мурманская коррекционная школа № 1»

                                                                                   

    Утверждаю

                                                                               Директор_____________ С. И. Павлова

         

                                        Приказ №____от___________ 20___ г.

                                                               

                 

Рабочая программа по учебному предмету

 

«Ремесло (растениеводство)»

умеренная, тяжёлая умственная отсталость, тяжёлые и множественные нарушения развития

Х - ХI  классы

Автор рабочей программы

Степанишина Оксана Валентиновна,

учитель,

высшая категория

г. Мурманск

Планируемые результаты освоения обучающимися с умеренной, тяжелой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития

учебного предмета

«Ремесло (растениеводство)»

на конец школьного обучения (XI класс).

Возможные результаты по предмету на конец школьного обучения (XI класс):

понимание (знание) значения растений и животных в жизни и деятельности людей;

узнавание и называние изученных объектов на иллюстрациях, фотографиях, в натуральном виде в естественных условиях;

знание условий необходимых для жизни определённого растения (свет, вода, температура воздуха);

знание садово – огородного оборудования используемого в цветоводстве, его устройства и приёмов работы с ним;

представления о разных группах растений;

знание строения цветковых растений;

выполнение несложных видов работ по уходу за растениями под руководством учителя (самостоятельно);

выполнение несложных видов работ по посадке растений в цветочный горшок и в открытый грунт под руководством учителя (самостоятельно);

выполнение пикировки растений под руководством педагога наиболее способными обучающимися;

соблюдение правил по технике безопасности в процессе работы с растениями и землёй;

знание правил личной гигиены и их выполнение под руководством взрослого;

владение культурой работы с землёй;

соблюдение усвоенных правил в повседневной жизни;

посильное участие в благоустройстве и озеленении территорий; охране природы и окружающей среды;

понимание общественной значимости своего труда, своих достижений в области трудовой деятельности; способность к самооценке;

некоторые навыки ведения домашнего хозяйства (уход за комнатными растениями и домашними животными).

Государственное областное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Мурманская коррекционная школа № 1»

                                                                                   

                                                               

                 

Рассмотрено на заседании МО                              Согласовано                      

протокол №___ от_________________   Зам. директора по УВР                                              Руководитель МО ____________________          ____________________

Рабочая программа по учебному предмету

 

«Ремесло (растениеводство)»

умеренная, тяжёлая умственная отсталость, тяжёлые и множественные нарушения развития

ХI -   класс

Автор рабочей программы

Степанишина Оксана Валентиновна,

учитель,

высшая категория

г. Мурманск

Содержание.

1 Программа образования - Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) для обучающихся с умеренной, тяжёлой, глубокой умственной отсталостью, тяжёлыми и множественными нарушениями развития              

2 Место учебного предмета входит в предметную область «Технология» и относится к обязательной части учебного плана.

3 Количество учебных часов - 4 часа в неделю (33 учебные недели), 132 часов в год.

4 Рабочая программа по учебному предмету разработана на основе:

- Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)/М-во образования и науки Рос. Федерации. –М.: Просвещение, 2017;

- Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5-9 кл.: В 2 сб./ Под ред. В. В. Воронковой. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2001;

- Воспитание и обучение детей и подростков с тяжёлыми и множественными нарушениями развития: (Программно-методический материал) / И. М. Бгажнокова, М. Б. Ульянцева, С. В. Комаров и др. Под ред. И. М. Бгажноковой. - М. Гуманитарный изд. Центр ВЛАДОС

5 Используемый учебный комплект:

- Ковалёва Е. А. Технология. Сельскохозяйственный труд. 5 класс: учебник и рабочая тетрадь для учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. –М.: Просвещение, 2009г

- Ковалёва Е. А. Технология. Сельскохозяйственный труд. Рабочая тетрадь 5 класс: пособие для учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. –М.: Просвещение, 2013г

- Ковалёва Е. А. Технология. Сельскохозяйственный труд. 6 класс: учебник для учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. –М.: Просвещение, 2007г

- Ковалёва Е. А. Технология. Сельскохозяйственный труд. Рабочая тетрадь 6 класс: пособие для учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. –М.: Просвещение, 2013г

- Ковалёва Е. А. Технология. Сельскохозяйственный труд. 7 класс: учебник для учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. –М.: Просвещение, 2007г

- Ковалёва Е. А. Технология. Сельскохозяйственный труд. Рабочая тетрадь 7 класс: пособие для учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. –М.: Просвещение, 2013г

6   Разделы программы, количество часов; основное содержание тем:

Выращивание растений (растениеводство)- 125ч

  1. Общие представления о растениях
  • классификация растений (деревья, кустарники, кустарнички, травы);
  • строение цветковых растений (корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами);
  • условия, необходимые для жизни растений(свет, вода, температура воздуха);
  • среда роста (вода, земля, камни – горы)
  •  значение растений для человека, растениеводство,
  • искусственно облагороженные участки земли (газон, клумба, грядка).

  1. Обращение с садово-огородным инвентарем:
  • знакомство с разнообразием инвентаря для обработка земли: лопата, грабли, совок посадочный; для полива: лейка с рассеивателем, ведро, мерный стакан, леечка, опрыскиватель (распылитель); для прополки и рыхления: тяпка, мотыжка, рыхлитель - лапка.
  • устройство инвентаря и функциональное значение каждой части (рабочая часть, ручка);
  • приемы использования инвентаря в работе с растениями;
  • ремонт инвентаря, хранение и уход за ним.

3. Выполнение работы:

с  почвой:

  • перекопка почвы, боронование почвы, удаление сорняков, внесение минеральных и органических удобрений (компост), изготовление почвенных смесей для комнатных растений и рассады, оформление цветников и междурядий;

с семенами:

  • узнавание семян (по цвету, величине, форме, запаху, по характеристике поверхности, по различным приспособлениям к переносу);
  • проращивание семян, сортировка на всхожесть;

по посадке растений:

  • разметка на цветнике под будущие посадки, прокапывание бороздок и лунок на цветнике, выкапывание ям под клубни (кустарники и деревья по необходимости);
  • посадка луковичных растений;
  • посев семян;
  • пикировка;

•        высаживание рассады;
по уходу за растениями:

  • полив (мерка, лейка), определение влажности/сухости почвы, определение количества воды для полива, правила полива;
  • подкормка (только с учителем);
  • обрезка сухих листьев, стеблей и веток;
  • рыхление почвы;
  • подсыпание земли в горшки;
  • перевалка;
  • пересадка;
  • размножение растений;
  • отличительные особенности поверхности листа комнатных растений (гладкие, бархатистые, колючие)
  •  протирание листьев от пыли, смахивание пыли кистью, опрыскивание, правила опрыскивания комнатных растений;
  • мытье горшков и поддонов;
    по сбору урожая:
  • различение плодов овощных культур;
  • определение зрелости овощных культур;
  • способы уборки: (срезание, выкапывание и т. д.).

садовые работы:

  • спецодежда для садовых работ (рукавицы, перчатки, фартук или халат, головной убор);
  • осеннее-весенние работы (правила сгребание листвы, подметания дорожек, перенос листвы; правила расчистки дорожек от снега; прополка сорняков на клумбе вручную, полив клумбы из лейки)

4. Работа с фитоустановкой:

  •  набивка кассет грунтом;
  •  высевание семян;
  •  постановка кассет в фитоустановку;
  •  приготовление питательного раствора Кнопа;
  •  подключение автоматической установки;
  •  сбор урожая, взвешивание, способы употребления в пищу.

5. Флористика:

  • уход за срезанными цветами;
  • составление букета и композиции;
  • работа с сухим растительным материалом;
  •  изготовление элементов декора.

Уход за домашними животными (животноводство) -7ч

1домашние животные

  • знакомство и уход за домашними животными (кролики, козы, овцы, лошади)
  • животные Крайнего Севера (северный олень)
  • знакомство с декоративными животными (грызуны)

7   Характеристика класса:

Программа составлена для обучающихся 11а класса

Количество обучающихся 7 человек

Состав учащихся класса по уровню общеучебных умений и навыков, потенциальных возможностей неоднороден, в составе класса есть обучающиеся с умеренной (5 человек) и тяжёлой (3 человека) умственной отсталостью. 4 человека пользуются речью, могут ответить на простые вопросы, рассказать по плану о выполняемых действиях, под руководством педагога выполнять практические действия. 3 человека пользуются отдельными словами или звуками, практические задания выполняются с помощью учителя. Все обучающиеся усваивают учебную программу на доступном для них уровне с использованием индивидуального подхода и приёмов работы.

8 Календарно – тематическое планирование (прилагается):

9 Планируемые результаты освоения учебного предмета «Ремесло (растениеводство)»:

Планируемые личностные результаты

У обучающегося будет сформировано:

- знание правил поведения на уроке ремесла и следование им при организации образовательной деятельности;

- позитивное отношение к изучению предмета, желание выполнить учебное задание хорошо (правильно);

- знание правил общения с учителем и сверстниками, умение отвечать на вопросы учителя, поддержать диалог с учителем и сверстниками на уроке;

- доброжелательное отношение к учителю и другим обучающимся, желание оказать помощь одноклассникам в учебной ситуации;

- умение выполнять под руководством учителя учебные действия в практическом плане, на основе пошаговой инструкции;

- умение прислушиваться к мнению учителя, сверстников и корригировать в соответствии с этим свои действия при выполнении учебного задания;

- умение принять оказываемую помощь в выполнении учебного задания;

- умение рассказать о пошаговом выполнении учебного действия (в форме отчета о выполненном действии) с помощью учителя;

- начальные умения производить самооценку результатов выполнения учебного задания (правильно – неправильно);

- отдельные начальные представления о семейных ценностях, бережном отношении к природе, своему здоровью, безопасном поведении в помещении и на улице,

- уважительное отношение к труду и к результатам чужого труда.

Планируемые предметные результаты (по разделам программы)

Работа с растениями

- знание общих сведений о растениях;

- название (показ) выращиваемых растений;

- знание и называние садово – огородного инвентаря

- уметь перекапывать почву лопатой с помощью и под наблюдением педагога;

-  уметь разравнивать почву граблями с помощью и под наблюдением педагога;

- прокапывать бороздки;

- высевать семена;

- ухаживать за комнатными растениями;

- уметь высевать семена и размножать растения различными способами под наблюдением учителя;

- уметь высаживать растения в грунт;

- уметь собирать урожай

Уход за животными

- называть (показывать) животного, части животного

- знать основные правила ухода за животным

- знать основные виды кормов

11 Контрольно – измерительные материалы.

Данной программой по предмету «Ремесло (растениеводство)» контрольные работы не предусмотрены. Отслеживание результатов происходит при текущем контроле.

12 Приложение.

 1. Методическое обеспечение учителя:

- Гонтарь О. Б., Святковская Е. А., Тростенюк Н. Н. и др. Программа дополнительного образования «Экотерапия для детей 6-7 лет с речевыми нарушениями»: методическое пособие. Издание 2-ое. - Аппатиты: КаэМ, 2013;

- Гонтарь О. Б., Святковская Е. А., Тростенюк Н. Н. и др. Образовательно – реабилитационная программа «Экотерапия» для детей в возрасте от 14 до 18 (21) лет с психоневратическими заболеваниями 1-3 группы инвалидности: Методические указания по проведению занятий. Издание 2-ое. - Аппатиты: КаэМ, 2013;

- В. В. Гладкая Социально – бытовая подготовка воспитанников специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. Методическое пособие. –М.: Издательство НЦ ЭНАС, 2003;

- Долгачёва В. С. Обучение общественно полезному труду в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях. Комнатное цветоводство: пособие для педагога. -М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2012;

- Святковская Е. А., Гонтарь О. Б., Тростенюк Н. Н. и др. Озеленение пришкольных участков и территорий детских дошкольных учреждений Мурманской области: Методические рекомендации. – Апатиты: «ГИЛЦ», 2013

  1. Учебники, учебные пособия (для обучающихся дополнительные):

- данной программой не используется

3. Рабочие тетради, пособия (для обучающихся дополнительные):

- данной программой не используется

4. Экранно – звуковые пособия, цифровые образовательные ресурсы (видеоматериалы, аудиоматериалы, обучающие компьютерные программы, презентации…):

- презентации

- видиоматериалы

5. Технические средства:

- ПК

6. Учебно-практическое, учебно-лабораторное оборудование:

- садово – огородный инвентарь;

- автоматизированная ярусная вегетационная светоустановка с горизонтальным расположением светильников (ВСУ)

7. Печатная продукция (таблицы, плакаты, карты, иллюстративный материал,…):

- иллюстрации

8. Натуральные объекты:

- семенной материал, грунт, удобрения, тара для посадки растений, растения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по истории 5 класс Рабочая программа по истории 11 класс

поурочно-тематическое планирование по истории для 5 классапоурочно-тематическое планиросание по истории для 11 класса к учебнику Данилова...

Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)

Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...

Рабочая программа по русскому языку 10 класс к учебнику Бабайцевой, Рабочая программа по литературе 11 класс к учебнику под редакцией В.П.Журавлёва

В этом году появились новые требования к оформлению учебных программ по всем предметам. Данные программы составлены в соответсви с новыми требованиями. Они помогут учителям русского языка и литературы...

Аннотация к рабочей программе по геометрии, 11 класс + рабочая программа по геометрии для 11 класса

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (геометрии). Класс: 11.Программа по геометрии для 11 класса составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднег...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по Математике 5 класса (Рабочая программа составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида, под ред. В.В.Воронковой и учебника «Математика» М.Н. Перова, Г.М. Капустина)

Рабочая программа  составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида,  под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой Сб.1. –М.:...

Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)

Рабочая учебная  программа по литературе  для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...