Техническое творчество обучающихся на уроках технологии
материал по технологии

Арсланов Михаил Олегович

Материал, представленный на заседании форсайт-центра.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologiya_prezentatsiya_arslanov_2019.docx518.64 КБ

Предварительный просмотр:

Техническое творчество
обучающихся на уроках технологии

Арсланов Михаил Олегович

 учитель технологии

МБОУ «СШ№10»

Нижневартовск


Техническое творчество - это, прежде всего средство воспитания таких важных качеств, как уважение и любовь к технике, пытливость, целеустремлённость, воля к победе.

В настоящее время обучение детей по технологии требует много усилий, знаний и навыков работы в современном мире. Так как нынешнее время требует нового современного подхода к обучении технологии. Одним из важнейших профессиональных качеств учителя технологии является его способность к техническому творчеству, моделированию и конструированию.

C:\Users\spec\Desktop\Технология\media\image2.jpeg

Проблема. Каждый учитель технологии, разрабатывая конспект урока, хочет, чтобы все дети к концу занятия усвоили материал. Проработав в школе, я убедился, что ученику особенно сложно запомнить то, о чем просто рассказывается на уроке. Нужно подобрать и совместить на одном уроке несколько методов, способов, технологий и приемов так, чтобы они дополняли друг друга, но не перегружали урок. В помощь учителю пришли инновационные методики и технологии, которые направлены на реализацию требований ФГОС.

C:\Users\spec\Desktop\Технология\media\image3.jpeg

C:\Users\spec\Desktop\Технология\media\image4.jpeg


Учитель и ФГОС

Актуальность определяется противоречием между сложившейся или традиционной формой обучения технологии и требованием современного времени, и интереса учащихся. Эти требования относятся как к изменениям содержания предмета, так и к организации учебных занятий образовательного процесса: решению задач технического характера, активизации деятельности учащихся и учителей, использованию индивидуальных педагогических технологий, разнообразных систем оценки качества технической подготовки учащихся.

Цель: рассматривание проблемы, и пути внедрения технического творчества учащихся в учебный процесс по предмету технология, обеспечение в системе образования детей, социального заказа государства на воспитание технически грамотных и высокоорганизованных специалистов для различных производственных отраслей, обладающих высоким техническим мышлением, стойкими жизненными ориентирами, стремлением к созданию новых технических идей на благо государства. 

Задачи программы:

  • Создание педагогических, материально-технических и финансовых условий, обеспечивающих эффективное функционирование для развитие технического творчества учащихся;
  • Воспитание гармонично-развитой, общественно активной личности, способной быстро адаптироваться к новой технике и технологиям в различных отраслях;
  • Выявление одаренных детей и подростков, обеспечение соответствующих условий для их творческого развития;
  • Модернизация материально-технической базы учебных мастерских обеспечение ее соответствия современным требованиям;
  • Разработка и внедрение образовательных и досуговых программ спортивно-технической и научно-технической направленностей, ориентированных на развитие личности учащегося.

Деятельностный подход - это организация учебного процесса, в

\        Ку        

котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника.

Задача урока на современном этапе - не дать объем знаний, а научить учиться.

Для того, чтобы знания учащихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять учащимися, развивать их познавательную деятельность и логическое мышление.

Для того чтобы учащиеся из урока в урок самостоятельно добывали знания, чтобы у учеников формировались навыки системного анализа, определенность собственной позиции, способность к критическому мышлению, на уроках использую разнообразные типы деятельности:

Проектная Исследовательская ИгроваяC:\Users\spec\Desktop\Технология\media\image7.jpeg

Проблемно-поисковая Коллективного решения проблем

В настоящее время в учебный процесс общеобразовательных учреждений глубоко находит свое место Федеральный государственный образовательный стандарт, в связи с этим, так как форма обучения детей по ФГОС отличается от стандартных методов обучения, я предлагаю использовать следующие методы развития технического мышления у учащихся:

  • Метод временных ограничений;
  • Метод мозгового штурма;
  • Метод внезапных запрещении;
  • Метод новых вариантов;
  • Метод информационной недостаточности;

- Метод информационной перенасыщенности.C:\Users\spec\Desktop\Технология\media\image8.jpeg

(МВО) - основывается на учете существенного влияния временного фактора на умственную деятельность (впрочем, не только на умственную). Опыты показали, что при неограниченном времени решения задачи учащийся может находить несколько вариантов, продумывать в деталях свои действия, а также искомые качества и структуры объектов и т.п. При лимитированном времени, как правило, решение или может упрощаться - учащийся ограничивается использованием того, что он лучше всего знает.


C:\Users\spec\Desktop\Технология\media\image9.jpeg

  • заключается в том, что задачу предлагается решить группе учащихся, и на первом этапе решения они выдвигают различные гипотезы, порой даже абсурдные. Набрав значительное количество предложений, детально прорабатывают каждое из них. Данный метод развивает групповое мышление (работу в коллективе), позволяет делится личным опытом в решении подобных задач между членами группы.
  • Сущность мозгового штурма - дать свободный выход мыслям из подсознания. По теории Фрейда, управляемое сознание является тонким слоем на массе неуправляемого подсознания. При мозговом штурме нужно создать условия, чтобы расковать подсознание.
    C:\Users\spec\Desktop\Технология\media\image10.jpeg

заключается в том, что испытуемому на том или ином этапе запрещается использовать в своих построениях какие-то типовые действия и конкретные материалы.

C:\Users\spec\Desktop\Технология\media\image11.jpeg

применяется тогда, когда ставится задача особой активизации деятельности на первых этапах решения. В этом случае исходное условие задачи представляется с явным недостатком данных, необходимых для начала решения.

C:\Users\spec\Desktop\Технология\media\image13.jpeg


основывается соответственно на включении в исходное условие задачи заведомо излишних сведений. Разновидностью этого метода является подсказка, подаваемая устно и содержащая в себе лишние данные, лишь затемняющие полезную информацию.C:\Users\spec\Desktop\Технология\media\image14.jpeg

В практике у каждого учителя возникают проблемы, и требуется консультации и обмен опытом. C:\Users\spec\Desktop\Технология\media\image15.jpeg

 

Результаты работы:

  1. Формирование комплексной системы профессиональной ориентации и сопровождения профессионального определения обучающихся;
  2. Возрастание числа обучающихся, ориентированных на социальновостребованные профессии в сфере науки, техники и производства;
  3. Внедрение новых технологий обучения, гарантированная материальнотехническая поддержка образовательного процесса;
  4. Отвлечение обучающихся от негативных социальных влияний средствами научно-технического творчества, спортивно-технических мероприятий;

C:\Users\spec\Desktop\Технология\media\image24.jpeg

C:\Users\spec\Desktop\Технология\media\image25.jpeg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие технического творчества обучающихся по профессии "автомеханик" на уроках производственного обучения

методические рекомендации для мастеров производственного обучения по профессии "автомеханик"...

Проект развития технического творчества обучающихся как одно из направлений освоения профессиональных компетенций

Результаты работы преподавателя по развитию и совершенствованию новых педагогических технологий, в частности проектно-исследовательской деятельности обучающихся в СПО....

Развитие духовности, творчества обучающихся на уроках технологии на основе интеграции учебных предметов

"Развитие духовности, творчества обучающихся на уроках технологии на основе интеграции учебных предметов" из опыта работы....

« Развитие творческих способностей и научно-технического потенциала обучающихся на уроках технологии и изобразительного искусства»

Развитие творческого начала, творческих способностей человека всегда волнует как ученых-исследователей, так и педагогов, непосредственно занимающихся практической работой с детьми. В этом деле большую...

« Развитие творческих способностей и научно-технического потенциала обучающихся на уроках технологии и изобразительного искусства»

Развитие творческого начала, творческих способностей человека всегда волнует как ученых-исследователей, так и педагогов, непосредственно занимающихся практической работой с детьми. В этом деле большую...

« Развитие творческих способностей и научно-технического потенциала обучающихся на уроках изобразительного искусства и технологии »

Развитие творческого начала, творческих способностей человека всегда волнует как ученых-исследователей, так и педагогов, непосредственно занимающихся практической работой с детьми. В этом деле большую...

Создание мотивирующей практико-ориентированной среды, способствующей развитию научно-технического творчества обучающихся в системе дополнительного образования

В современном мире большое внимание уделяется повышению мотивации детей к занятию техническим творчеством через создание особых пространств и форм интеллектуального развития детей и молодежи. Приорите...