Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Мастерица"
рабочая программа по технологии

Сафронова Раиса Николаевна

Программа  «Мастерица» дает возможность каждому ребенку попробовать свои силы в разных видах декоративно-прикладного творчества, выбрать приоритетное направление и максимально реализовать в нем свои способности.  Вышивка бисером, вязание спицами и крючком, плетение изделий из бисера – интересное и творческое занятие.  Овладев несколькими видами рукоделия и комбинируя их, ребенок получает возможность создавать высокохудожественные изделия с применением различных техник. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Программа "Мастерица"966 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Структурное подразделение дополнительного образования детей
  2. «станция  юных техников»
  3. государственное бюджетное образовательное  учреждение Самарской области
  4. средняя общеобразовательная школа №14 имени полного кавалера
  5. ордена славы Николая Георгиевича Касьянова города Жигулёвска
  6. городской округ Жигулёвск Самарской области
  7. /СПДОД СЮТ ГБОУ СОШ №14/

ПРИНЯТО                                                     УТВЕРЖДЕНО                

Решением педагогического                                        Приказ №__25_ от 28.08.2019

Совета СП ДОД СЮТ                                        Руководитель СП ДОД СЮТ        

Протокол №__1_                                         _________________Н.И.Кивгазова

от « 28 » августа 2019 г.


                                                                                               

Дополнительная общеобразовательная

общеразвивающая программа

художественной направленности

«Мастерица»

Возраст обучающихся: 7-10 лет

Срок реализации: 1 год

Автор - составитель:

Сафронова Раиса Николаевна,

педагог дополнительного

 образования                                                                                                                                          

г.Жигулёвск, 2020

Пояснительная записка.

Программа  «Мастерица» дает возможность каждому ребенку попробовать свои силы в разных видах декоративно-прикладного творчества, выбрать приоритетное направление и максимально реализовать в нем свои способности.  Вышивка бисером, вязание спицами и крючком, плетение изделий из бисера – интересное и творческое занятие.  Овладев несколькими видами рукоделия и комбинируя их, ребенок получает возможность создавать высокохудожественные изделия с применением различных техник. Программа является существенным дополнением в решении важнейших развивающих, воспитательных и образовательных задач педагогики, призвана научить детей не только репродуктивным путём осваивать сложные трудоёмкие приёмы и различные техники декоративно-прикладного творчества, но и побудить творческую деятельность, направленную на постановку и решение проблемных ситуаций при выполнении работы.

Основные документы используемые при разработке программы:

  • Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
  • Концепция развития дополнительного образования в РФ (утверждена распоряжением Правительства РФ от 04. 09.2014 № 1726-Р)
  • Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р)
  • Приказ Министерства просвещения России от 9.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
  • Постановление  Главного  государственного  санитарного врача  Российской
  • Федерации от 4 июля 2014 года № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»
  • Приказ министерства образования и науки Самарской области от 20.08.2019 г. №
  • 262-од «Об утверждении Правил персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в Самарской области на основе сертификата персонифицированного финансирования дополнительного образования детей, обучающихся по дополнительным общеобразовательным программам»
  • Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ, направленных письмом Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242.
  • «Методические рекомендации по разработке дополнительных общеобразовательных программ» (Приложение к письму министерства образования и науки Самарской области03.09.2015 № МО -16-09-01/826-ТУ)

За год обучения дети знакомятся с тремя модулями: «Бисероплетение», «Ручная вышивка», «Вязание».

Программа составлена с учетом завершенности по каждому из модулей.

Программа предназначена для работы в объединениях учреждений дополнительного образования. Она рассчитана на 1 год обучения, и предусматривает теоретические и практические занятия.

Материал программы  каждого модуля  рассчитан на 36 часов и распределён по принципу от  простого к сложному постоянного и последовательного расширения теоретических знаний, развития практических навыков.

Модульная программа «Мастерица» является общеразвивающей и имеет художественную направленность.

 Объём программы - 108 часов.

Режим занятий - 2 раза в неделю по 1,5 академических часа, при наполняемости - 15 обучающихся в группе.

Возраст детей – 7-12 лет.

Формы обучения - очная.

Новизна.

        Особенность образовательной программы заключается в том, что по форме организации образовательного процесса она является модульной. Обязательным для освоения всеми обучающимися является надпредметный модуль. Модульная технология базируется на деятельностном принципе, строится на идеях развивающего обучения. В основе модульной технологии лежит принцип программированного обучения.

       Актуальность данной программы состоит в том, что она, выполняя   заказ  государства на  обучение, решает проблему школы  на получение обучающимися знаний в области декоративно – прикладного творчества.  

Педагогическая целесообразность программы заключается в правильно выбранных  приемах, формах, средствах и методах образовательной деятельности и применение их в соответствии с целью и задачами программы, привития стартовых  навыков  профессиональной деятельности: трудовой, исследовательской, поисковой. Реализация задач  идет через коллективную работу.

 

Режим занятий.

Продолжительность занятия  3 часа с перерывом на отдых 15 мин, 2 раза в неделю. 

Цель, задачи, способы определения результативности, а также формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы представлены в каждом модуле.

Учебный план программы «Мастерица»

Наименование модуля

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1.

Бисероплетение

36

6

30

2.

Ручная вышивка

36

8

28

3.

Вязание

36

8

28

Итого

108

22

86

  1. Модуль «Бисероплетение»

Реализация этого модуля направлена на обучение первоначальным навыкам работы с бисером. Обучающиеся  знакомятся с технологией изготовления изделий из бисера.

       Цель модуля: формирование навыков работы с бисером и применения их на практике.

      Задачи  модуля:

  • ознакомление с декоративно-прикладным искусством;
  • развитие жизненно необходимых навыков рукоделия;
  • побуждение интереса к декоративно-прикладному творчеству;
  • воспитание трудолюбия, усидчивости, аккуратности;
  • обучение технологиям плетения;
  • закрепление знаний и умений в практической деятельности.

Учебно-тематический план модуля «Бисероплетение»

№ п/п

Наименование раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации

контроля

Всего

Теория

Практика

1

Вводное занятие.

1

1

-

Тестирование

2

Правила сочетаемости бисера

2

1

1

Опрос

3

Простое нанизывание бисера.

2

1

1

Взаимоанализ изделия

4

Монастырское плетение

10

1

9

Анализ изделия

5

Параллельное, игольчатое, петельное плетение

10

1

9

Опрос. Решение кроссворда.

6

Объемное плетение

10

1

9

Участие в конкурсе

7

Заключительное занятие

1

1

-

Выставка

36

7

29

Содержание учебно-тематического плана модуля «Бисероплетение»

Тема 1. Вводное занятие

Теория: Цель и задачи объединения. Режим работы. План занятий. Инструменты и материалы, необходимые для работы. Организация рабочего места. Правильное положение рук и туловища во время работы. Правила техники безопасности, ПДД. История развития бисероплетения.  Современные направления бисероплетения. Ознакомление с интерфейсом графического редактора Paint.  Демонстрация изделий. Рассматривание поделок из бисера.

Тема 2.Правила сочетаемости бисера.

Теория: Различие бусин, бисера, стекляруса, рубки по способу производства и окраске. Цветовые сочетания.

Практика: Нанизывание бисера по цвету на леску. Нанизывание разноцветного бисера на проволоку.

 Тема 3. Простое нанизывание бисера.

Теория: Традиционные виды бисероплетения. Техника низание из бисера в «одну нить».        Техника плетения в «две нити».                    

Практика: Изготовление бус. Плетение колье. Изготовление браслета «Колечки». Изготовление фенечек в крестик, колечки.

Тема 4. Монастырское плетение.

Теория:  Анализ образцов украшений (колье, браслеты, кольца, серьги). Выбор бисера. Цветовое решение. Виды застёжек. Различные способы плоского соединения «в крестик».                                                      

Практика: Плетение украшений на основе изученных приёмов. Оформление. Прикрепление застёжки. Плетение колье «Крестики». Плетение колье «Ажурный крестик».

Тема 5. Параллельное плетение. Петельное плетение. Игольчатое плетение.

Теория: Основные приёмы бисероплетения: параллельное, петельное и игольчатое плетение. Техника выполнения цветов /туловища, крылышек, глаз, усиков, лапок/. Техника выполнения цветов /серединки, лепестков, чашелистиков, тычинок, листьев/.

Практика:  Плетение  цветов:  хризантема, фиалка, роза. Плетение насекомых: кузнечик,  бабочка, божья коровка, стрекоза,  пчела. Плетение животных: заяц,  лиса. Плетение ящерицы, лягушки.

Тема 6.Объёмное плетение.

Теория: Основные приёмы бисероплетения, используемые для изготовления объемных поделок из бисера и бусинок: петельное, игольчатое и параллельное плетение. Технология выполнения. Анализ образцов.

 Практика: Плетение ёжика, крокодила, черепахи,  Деда Мороза, Снегурочки, ёлки, снеговика.

Тема 7. Итоговое занятие.

Практика: Организация выставки лучших работ обучащихся. Обсуждение результатов выставки, подведение итогов, награждение.

Прогнозируемый результат модуля:

Личностные результаты:

  • познавательный интерес  к изучаемому  материалу;
  • понимание поставленной цели и   задачи на занятии и стремление их выполнять;
  • оценивание своих достижений на уроке.

Метапредметные результаты.

Познавательные УУД:

  • высказываться в устной  форме;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • делать выводы.

Регулятивные УУД: 

  • определять цель учебной деятельности с помощью учителя;
  • выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.

Коммуникативные УУД: 

  • уметь организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с педагогами и сверстниками.

Предметные результаты.

Знания:

  • знать историю возникновения и развития «бисероплетения»;
  • технологию изготовления;
  • области применения на практике;
  • технику безопасности при работе.

Умения:

  • плести различными способами;
  • плести по схемам;
  • работать с  информацией в  редакторе Paint.

2. Модуль «Ручная вышивка»

Реализация этого модуля направлена на обучение первоначальным навыкам вышивания бисером и мулине. Воспитанники  знакомятся с технологией вышивания и закрепляют их на практике.

Цель модуля: формирование навыков работы с бисером и мулине и применения на практике.

Задачи  модуля

  • формирование творческой активности;
  • эстетического и художественного вкуса; 
  • развитие инициативности и самостоятельности на занятии;
  • формирование чувства уважения и бережного отношения к народной культуре и творчеству     народных мастеров.
  • обучение владению работы с материалами, инструментами и приспособлениями;
  • обучение анализировать работы.

           

Учебно-тематический план модуля «Ручная вышивка»

№ п/п

Наименование тем

Количество часов

Формы аттестации

контроля

Всего

Теория

Практика

1

Вводное занятие.

1

1

-

Тестирование

2

Ручная вышивка.

1

1

4

Взаимоанализ изделия

3

Вышивание бисером

2

2

12

Анализ

4

Вышивание крестом

 2

2

12

Участие в конкурсе

5

Заключительное занятие

 1

-

1

Выставка

36

6

29

Содержание модуля.

Тема 1. Вводное занятие.

Теория: Выявление уровня знаний, выявление интересов детей. Знакомство с правилами поведения в объединении. Знакомство с  планом работы. Техника безопасности при работе. Знакомство с декоративно - прикладным творчеством /вышивание бисером и  мулине/. Понятие декоративно-прикладного искусства. Просмотр презентации  по декоративно – прикладному творчеству. Сравнительный анализ творчества различных народов. Ознакомление с интерфейсом графического редактора Paint.  Просмотр образцов изделий.

Тема 2. Ручная вышивка.

Теория: История русской вышивки. Материалы и инструменты для вышивания: канва, мулине, иглы, пяльцы, наперсток, линейка, ножницы, линейка,  шкатулка для рукоделия, дополнительные аксессуары. Показ образцов изделий. Типы канвы для вышивания. Узоры в русской вышивке. Увеличение и уменьшение рисунка. Знакомство с правилами обращения с иголкой. Упражнение во вдевании нитки в иголку, завязывании узелка. Пяльцы. Знакомство с правилами работы с пяльцами. Правила закрепления нити на канве. Технология выполнения свободных швов.  Шов «вперед иголку». Шов «строчка». Шов «за иголку». «Стебельчатый» шов. «Тамбурный шов» и его варианты.

Практика: Выполнение простейших стежков на канве. Выбор схемы для вышивания. Подбор ниток. Вышивка по выбранным схемам. Определение центра ткани. Использование пяльцев. Причины неаккуратного выполнения вышивки.  Оформление готовых работ. Стирка и утюжка вышитого изделия..

Тема 3. Вышивание бисером.

Теория: Основные приемы вышивки бисером. Виды бисера. Из истории вышивания бисером. Основные приемы вышивки бисером. Советы по вышивке. Выбор инструментов и материала.

Практика: Вышивание  картины. Проект по изготовлению изделия на тему: «Подарок маме».

Тема 4.  Вышивание крестом.

Теория: Основные правила вышивания крестом.  Краткие сведения о нитках и тканях. Технология выполнения вышивки. Освоение приемов выполнения простого креста на ткани. Вышивание простым крестом (дорожка). Крест с горизонтальными стежками на изнанке. Крест с вертикальными стежками на изнанке. Крест простой – редкий. Кресты в два ряда. Крест двусторонний.   Ход рабочей нити при выполнении швов. Чтение схемы готового узора. Подбор нитей по цветовой гамме. Закрепление нитки. Оформление края изделия. Стирка и глажение вышитых изделий. 

 Практика: Выполнение идущих сверху вниз горизонтальных рядов крестиков. Выполнение идущих снизу вверх горизонтальных рядов крестиков. Выполнение вертикального ряда крестиков снизу вверх. Вышивание игольницы. Вышивание «Ёжика». Вышивание детского оберега. Вышивание цветка «Незабудка». Вышивание ёлки.

Тема 5. Итоговое занятие.

Практика: Выставка творческих работ.

Прогнозируемый результат:

Личностные результаты:

  • формирование уважительного отношения к другому мнению, истории и культуре других народов через декоративно – прикладное  искусство;
  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
  • умение творчески использовать жизненные наблюдения, воображение и фантазию в процессе создания работ.

Метапредметные результаты.

Познавательные УУД:        

  • отличать новое от уже известного с помощью учителя;
  • развивать творческие способности при работе;
  • умение воспринимать, усваивать, перерабатывать информацию и преподносить окружающим.

Регулятивные УУД:

  • проговаривать последовательность действий на занятии;
  •  высказывать своё предположение (версию) с помощью педагога;
  •  объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов и инструментов;
  • готовить рабочее место и выполнять практическую работу;
  • совместно с педагогом выявлять и формулировать учебную проблему (в ходе анализа предъявляемых заданий, образцов изделий);
  • определять цель в творческой, проектной работе;
  • планировать действия по созданию творческой, проектной работы, озвучивать примерный план действий, действовать по плану;

Коммуникативные УУД:

  • донести свою позицию до других;
  • умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
  • умение продуктивно общаться с коллективом, активно делиться своими мыслями, суждениями, выражая свое отношение.

Предметные результаты.

   Знания:

  • знать виды ручной вышивки;
  • историю и традиции вышивки;
  • способы нанесения рисунка на ткань;
  • сведения о материалах и инструментах;
  • технику безопасности при работе с иглами, булавами, ножницами.

  Умения:

  • вышивать бисером, мулине;
  • вышивать на пяльцах и без них;
  • выполнять работу простыми декоративными швами;
  • работать с  информацией в  редакторе Paint.

3.Модуль «Вязание»

Реализация этого модуля направлена на обучение первоначальным навыкам вязания спицами и крючком. Воспитанники  знакомятся с технологией вязания изделий.

Цель модуля: формирование навыков работы крючком и спицами и применения их на практике.

Задачи  модуля

  • развитие творческой фантазии, чувство красоты и пропорций;
  • ознакомление с  графической информацией в редакторе Paint.
  • формирование твердого убеждения в том, что знания, умения и навыки, полученные на занятиях, помогут им в жизни и в профессиональной ориентации;
  • обучение работы с графической информацией в редакторе Paint;
  • формирование умений подготовки к защите своих творческих проектов.

Учебно-тематический план модуля «Вязание»

№ п/п

Наименование тем

Количество часов

Формы аттестации

контроля

Всего

Теория

Практика

1

Вводное занятие.

1

1

-

Тестирование

2

Вязание крючком.

8

1

7

Опрос

3

Основные приемы вязания крючком.

9

1

8

Анализ работ

4

Вязание спицами.

8

1

7

Опрос

5

Основные приемы вязания спицами.

9

1

8

Взаимоанализ изделия

6

Заключительное занятие

1

-

1

Выставка

36

5

31

Содержание модуля.

Тема 1.Вводное занятие.

  Теория: Выявление уровня знаний и интересов детей. Знакомство с правилами поведения и техникой безопасности. Знакомство с  планом работы. Знакомство с материалами и инструментом. Правильное положение рук при работе. Значение вязаной одежды в быту. Ознакомление с интерфейсом графического редактора Paint.  Просмотр презентации вязаных изделий.

Тема 2. Вязание крючком.

Теория: История возникновения вязания крючком. Виды крючков.  Особенности вязания крючком. Начало работы, начальная петля. Основные виды петель. Основные приемы вязания крючком: цепочка, полустолбик, столбик без накида, столбик с накидом, длинные петли, вязание по кругу. Условные обозначения.   Пряжа, применяемая при работе. Натяжение нити при вязании. Заправка нити по окончании  изделия.

Практика: Выполнение первой петли и вывязывание цепочки из воздушных петель.  Вязание цепочек. Картины из цепочек. Двойная цепочка. Вывязывание закладок из двойных цепочек. Вязание образцов: полустолбик, столбик без накида, столбик с накидом, длинные петли, пико. Вязание по кругу. Вязание образцов ажурных узоров. Сужение и расширение полотна. Выполнение петель для пуговиц. Вязание шарфика. Вязание шапочки.

Тема 3. Основы вязания крючком. 

Теория: Видовое разнообразие узоров. Понятие «раппорт» узора. Отделочные элементы. Условные обозначения при вязании крючком. Сокращения петель. Определение плотности вязания. Обозначение элемента вязания на схеме.

Практика: Вывязывание полотен различной формы: треугольник, квадрат от угла, квадрат из центра. Вязание салфетки. Столбики без накида, полустолбики.  Изготовление круглой салфетки из воздушных петель и полустолбиков. Вывязывание подставки под горячее из цветных ниток.  Столбики с накидом, с двумя и тремя накидами. Вязание образцов с накидами. Вязание мини-мочалки. Вязание цветов.        Работа со схемами. Вязание повязки для девочек на голову. Составление презентации на изготовление изделия.

Тема 4. Вязание спицами.

Теория: История возникновения вязания спицами. Материалы и инструменты. Виды вязальных спиц. Подбор ниток и спиц.  Набор петель начального ряда. Виды петель. Закрытие последнего ряда. Выбор пряжи. Плотность вязания.   Практические советы.

Практика: Выполнение набора петель начального ряда. Лицевые и изнаночные петли. Кромочные петли. Различные способы набора петель. Закрепление петель последнего ряда. Вязание шарфика. Вязание шапочки.

Тема 5. Основные приемы вязания спицами.

Теория: Основы вязания спицами: цепочка, полустолбик, столбик без накида, столбик с накидом, длинные петли, вязание по кругу. Особенности вязания спицами, основные приемы вязания. Видовое разнообразие узоров. Простейшие виды вязок:  платочная вязка, чулочная вязка, резинка. Образцы вязания: платочная вязка, чулочная вязка, резинка 1х1. Условные обозначения.  Понятие «раппорт» узора.

Практика: Вывязывание образцов: платочная вязка, чулочная вязка, резинка 1х1. Вязание узоров. Прибавление: с помощью накидов, провязыванием двух петель из одной, провязыванием трех петель из одной, провязыванием дополнительной петли из петли, нижележащего ряда, провязыванием дополнительной петли из протяжки, между петлями основного вязания, с помощью дополнительного набора петель. Убавление: провязыванием двух последних петель изнаночной петлей. Провязыванием двух петель вместе в лицевом ряду вязания, ступенчатое убавление петель. Закрытие петель последнего ряда. Вывязывание отверстий для пуговиц. Закрытие петель последнего ряда. Вязание прихватки, салфетки, коврика.

Тема 6. Итоговое занятие.

Теория: Подведение итогов. Презентация творческих работ.

Прогнозируемый результат:

Личностные результаты:

  • формирование интереса к изучению материала через творческие задания;
  •  устанавливать связь между целью деятельности и её результатам;
  • устойчивая мотивация к занятиям, творческой и проектной деятельности;
  • осознанное понимание необходимости бережного отношения к истокам народного промысла;
  • способность к профессиональному самоопределению.

Метапредметные результаты.

Познавательные УУД:

  • уметь самостоятельно находить необходимую информацию для создания проекта, презентации, творческой работы;
  • проявлять творческое воображения, эстетического вкуса в процессе выполнения творческих работ;

    -    владеть практическими умениями и навыками в декоративно-прикладной деятельности.

Регулятивные УУД:

  • учиться совместно с педагогом и другими обучающимися давать эмоциональную оценку деятельности класса на занятии;
  • определять успешность выполнения своего задания в диалоге с педагогом;
  • уметь самостоятельно контролировать своё время;
  • самостоятельно планировать действия по созданию творческой, проектной работы.

Коммуникативные УУД:

  • уметь активно, доброжелательно, этично общаться с коллективом, улаживать самостоятельно небольшие конфликты;
  •  делиться своими знаниями и творческим опытом с окружающими;
  • вступать в беседу и обсуждения на занятии и в жизни;
  • выражать свои идеи в речи, в тексте проектной работы и защищать их;
  • уметь в практической деятельности сочетать индивидуальные и коллективные формы работы.

Предметные результаты.

Знания:

  • знать историю возникновения и развития «вязания»;
  •  современные технологии в декоративно – прикладном искусстве;
  • схематическое обозначение элементов в вязании;
  • правила безопасной работы с используемыми инструментами и материалами;  
  • последовательность выполнения творческой работы;
  • знание способов поиска материалов для творческого проекта.

Умения:

  • плести по схеме;
  • подбирать  № крючка и спиц в соответствии с толщиной нити;
  • работать с  графической информацией в  редакторе Paint;
  • оформлять  и публично представлять творческие результаты;
  • анализировать творческие работы.

Критерии и способы определения результативности.

В процессе реализации программы педагог осуществляет мониторинг начальных, промежуточных и конечных результатов в целях определения результативности обучения.

Вводный контроль.

Проводится беседа с целью выявления начального уровня развития обучающихся.

 Промежуточный контроль. 

  • Тестовый контроль, представляющий собой проверку репродуктивного уровня усвоения теоретических знаний с использованием карточек-заданий по темам изучаемого курса.
  • Опрос.
  • Выполнение практических заданий различных уровней сложности.
  • Решение ситуационных задач направленное на проверку умений использовать приобретенные знания на практике.
  • Решение кроссвордов.
  • Анализ творческой работы;
  • Самоанализ учащимися своих творческих работ;
  • Взаимоконтроль.

Итоговый контроль.

  • Выставка творческих работ.
  • Создание и защита творческой работы (конкурсные мероприятия городского областного, регионального уровня).
  • Презентация творческого проекта.  

Для воспитанников, важным стимулом являются выставки и конкурсы. Они  служат эффективным средством контроля качества обучения. Одна из важнейших форм совершенствования – это анализ изготовленных изделий.

Формы подведения итогов.

Продуктивные формы: участие  в городских, региональных, областных конкурсах и выставках декоративно - прикладного творчества (награждение грамотами, дипломами).

Документальные формы: портфолио обучающихся, включающее в себя лучшие творческие работы, результаты участия в выставках и конкурсах различного уровня, творческие характеристики, печатные отзывы и т.п.

Методическое обеспечение программы

Главный критерий оптимальности выбора метода – его результативность (качественное достижение конечного запланированного результата).

 Основные приёмы, обеспечивающие получение запланированных результатов и эффективно используемые педагогами в процессе преподавания различных дисциплин:

  • приёмы работы с текстовыми источниками информации;
  • приёмы работы с тестами;
  • приёмы работы с иллюстративными материалами;
  • приёмы работы с динамическими экранными материалами.
  • игровые приёмы;
  • вербальные приёмы обучения.

Формы и методы обучения:

1.Теоретические методы обучения – методы начального этапа усвоения знаний.

2.Практические методы обучения – методы совершенствования и закрепления знаний, формирование навыков, методы развития творческой деятельности.

Тема

Основные формы занятий

Форма подведения итогов по теме

Учебно-методическое обеспечение

Материально-техническое обеспечение

Модуль « Бисероплетение»

1.Вводное  занятие.

Групповое

занятие

Тест «Проверь себя».

Конспект занятия.

Леска, проволока,

разноцветный бисер, игла, бусинки, нити, пайетки, ножницы, поделки из бисера

2.Правила сочетаемости бисера

Групповое

занятие

Опрос

Конспект занятия, иллюстрации по теме

Леска, проволока

разноцветный бисер, ножницы, изделия из бисера

3.Простое нанизывание бисера.

Групповое

занятие

Взаимоанализ изделия

Конспект занятия, схемы техники низания

Бисер, леска, ножницы, образцы плетения

4.Монастырское плетение

Групповое

занятие, мастер-класс

Анализ изделия

Конспект занятия, схемы

Бисер, леска, ножницы, образцы плетения

5.Параллельное, игольчатое, петельное плетение

Групповое

занятие

Опрос Решение кроссворда

Конспект занятия, схемы плетения

Бисер, проволока, бусинки, пайетки, ножницы, образцы плетения

6.Объемное плетение

Групповое

занятие

Участие в конкурсе

Конспект занятия, кроссворд

Бисер, проволока, ножницы, образцы плетения

7.Итоговое занятие

Групповое

занятие

Выставка

Презентация творческих работ

Творческие работы, мультимедийные средства

Модуль «Ручная вышивка»

1.Вводное  занятие

Групповое

занятие

Тест «Проверь себя»

Конспект занятия, презентация по теме

Канва, бисер, мулине, нити, ленты, иглы, ножницы, пяльцы, вышитые изделия, мультимедийные средства

2.Ручная вышивка.

Групповое

занятие

Опрос

Конспект занятия,  карточки по теме

Канва, мулине, иглы, пяльцы, наперсток, линейка, ножницы, шкатулка, крючок, образцы изделий

3.Вышивание бисером

Групповое

занятие, мастер-класс

Творческая работа

Конспект занятия, иллюстрации

Канва, иглы, бисер, ножницы, образцы вышивок

4.Вышивание крестом

Групповое

занятие, мастер-класс

Решение кроссворда    

Конспект занятия, иллюстрации

Канва, иглы, мулине, ножницы, образцы вышивок

5.Итоговое занятие

Групповое

занятие

Выставка

Проект

Творческие работы, мультимедийные средства

Модуль «Вязание крючком и спицами»

1.Вводное  занятие

Групповое

занятие

Опрос

Иллюстрации образцов изделий, презентация вязаных изделий

Крючок, спицы, нити, ленты, пряжа, ножницы

2.Вязание крючком.

Групповое

занятие

Тест

Конспект занятия, иллюстрации

Крючок, пряжа, ножницы, схемы вязания

3.Основные приемы вязания крючком.

Групповое

занятие

Просмотр презентации  готового изделия

Конспект занятия, презентация

Крючок, пряжа, ножницы, схемы вязания, мультимедийные средства

5.Вязание спицами.

Групповое

занятие

Взаимоанализ изделия

Конспект занятия, иллюстрации

Спицы, нитки, пряжа, ножницы, схемы вязания

6.Основные приемы вязания спицами.

Групповое

занятие, мастер-класс

Анализ готового изделия

Конспект занятия, иллюстрации

Спицы, нитки, пряжа, ножницы, схемы вязания

7.Итоговое занятие

Групповое

занятие

Беседа

Презентация творческих работ

Мультимедийные средства

Для реализации программы необходимо дидактическое и методическое обеспечение (учебно - методический комплект) образовательного процесса:

Учебно – методический комплект имеет следующие разделы:

  • тематическое планирование и подробные планы занятия в соответствии с учебным планом;
  • конспекты занятий;
  • мастер – классы с методическим сопровождением;
  • диагностический материал;
  • тесты на выявление уровня знаний;
  • беседы;
  • кроссворды;
  • схемы техники плетения, вышивания, вязания;
  • игры.

Модульная программа «Мастерица»  укомплектована необходимыми дидактическими материалами:

  • образцы со схематическими рисунками;
  • образцы практических работ;
  • иллюстрации (журналы и книги);
  • выставка работ воспитанников;
  • папка накопления материалов;
  • игры.

Для реализации программы необходимы материально - технические условия:

  • оборудованный кабинет;
  • специальный шкаф, для хранения материалов и инструментов;
  • шкаф для готовых работ;
  • полки, для размещения выставок детских работ;
  • аудио и видеотехника, экран, проектор, компьютер.

Оценка эффективности реализации программы

Эффективность программа  заключается в соединении в себе три модуля «Бисероплетение», «Ручная вышивка», «Вязание». Где  предусматривает ознакомление воспитанников с декоративно-прикладным творчеством через изучение специальностей более узкого профиля: бисероплетение, вышивание, вязание спицами и крючком. Поэтому воспитанники за время обучения получают поэтапное углубление знаний  и умений предусматривающих изучение различных техник декоративно-прикладного творчества, работу с конкретным видом материалов необходимые для  адаптации учащихся к жизни в обществе.

Критерии эффективности программы:

  • достаточность знаний в области декоративно - прикладного искусства;
  • наличие умений и навыков для осуществления творческой деятельности в области декоративно-прикладного искусства;
  • умение самостоятельно ставить и решать проблемы в современных условиях.

 Одной из современных форм оценивания достижений и компетентности, в том числе творческих успехов обучающегося является формирование «портфолио». Ведение «портфолио» развивает у обучающихся навыки рефлексивной деятельности (способность анализировать собственную деятельность, совершенствовать ее, проявлять инициативу для достижения успехов). Содержание и способы оформления «портфолио» могут быть самыми разнообразными – от полного собрания всех работ до альбома высших достижений.

Формы модульного контроля

В отличие от привычной нам  системы обучения, модульная система имеет несколько форм контроля:

  • Зачет (зачетный кредит может достигать 100 баллов).
  • Устный опрос.
  • Тестирование.
  • Модульный контроль.
  • Итоговый контроль.

Результаты учебы трактуются в контексте количества набранных баллов согласно шкале ЕСТS.

Шкала ECTS

Национальная шкала

Сумма баллов по дисциплине

A

отлично

90-100

B,C

хорошо

75-89

D,E

удовлетворительно

60-74

FX

неудовлетворительно (но с возможностью пересдачи)

35-59

F

неудовлетворительно (с обязательным повтором курса)

1-34

Тесты на выявление уровня знаний теоретического материала по теме:

«Название и назначение материалов используемых в бисероплетении»

 Тест «Бисеринка»

Задание:  Прочитайте и выбери и подчеркните  правильный ответ!

1:  Из чего изготавливают бисер?

- Бумага;

- Дерево;

- Стекло;

- Железо;

- Пластмасса;

- Пластилин;

- Керамические материалы;

- Ягода

2:  Какого вида бисера НЕ существует?

- Рубка (рубленный бисер);

- Резка (резанный бисер);

- Стеклярус

3:  Материал для нанизывания бисера, придающий изделию любую форму:

- Швейные нитки;

- Нитки мулине;

- Проволока

4:  Форма стекляруса:

- Круг;

- Трубочка;

- Звездочка

5:  Что еще  используют для плетения бисером вместо проволоки?

-  Трос;

-  Леску;

- Провод

6: Бисер применяют для:

- Украшения одежды;

- Игры маленьких детей

Критерии оценки

Максимальное количество баллов по вопросам – 6 баллов

6 -5  вопросов - 6 баллов;

4- 3 вопросов -   4 баллов;

2-1 вопросов – 2 балла;

Диагностика практических умений и навыков при работе с бисером и проволокой

Задание:  На проволоку длиной 15 см набрать 5бисерин любого цвета, но средняя бисеринка должна быть зеленого цвета. Распределить бисер на середине проволоки, сложить и закрутить концы проволоки вместе.

Время выполнения задания: 7-10 мин.

Тест «Проверь себя»

(правила техники безопасности)

Задание: Прочитай и найди неверное утверждение!

1. Хранить бисер необходимо в баночках с плотной крышкой или в закрывающихся целлофановых пакетиках;

2. Обрезки от проволоки, лески можно бросать на пол;

3. Ножницы хранить необходимо в определенном месте;

4. Допускается передавать ножницы лезвиями вперед;

5. В конце работы нужно убрать свое рабочее место;

6. Можно  резать ножницами  на ходу;

Критерии оценки

Максимальное количество баллов по вопросам – 6 баллов

6-5  вопросов - 6 балов;

5- 4 вопросов -   5 баллов;

3-1 вопросов – 3 балла;

Задание: «Технология  изготовления лепестка»

1. Какая техника  плетения изображена на схеме?

2. Пронумеруй последовательность выполнения лепестка

3. Выполни лепесток по схеме

Время выполнения задания: 10-15 мин.

Критерии оценки

Максимальное количество баллов по заданию – 10 баллов

1 вопрос - 1балл – техника плетения  названа правильно;

2 задание - 1балл -  нумерация проставлена верно

3 задание - 8-7 баллов – безупречно выполненная работа;

6-5 баллов -  работа выполнена аккуратно, правильный подбор тона изделия, имеется небольшой изъян, неровный бисер;

4-3 балла - представленная работа выполнена небрежно, произошел сбой в рисунке, не качественная скрутка проволоки.

Итоговая диагностика обучающихся I года обучения

Тест «История бисероплетения»

Задание:  Прочитайте и  подчеркните  правильный ответ!

1.Чем украшали себя люди в глубокой древности?

(кости и зубы животных; семена растений, камни)

2.Из какого материала изготавливают бисер?

   (стекло, камень)

3.От какого слова появилось название бисер?

(бусра или бусера – фальшивый жемчуг по-арабски)

4.Что везли финикийские купцы из Африки?

(природную соду, песок)

5.Что обнаружили на пляже поутру, разгребая золу, финикийские

  купцы? (стекло, золото)

6. Назовите родину бисера  ( По одной версии родиной бисера является древний Египет, по другой – Сирия).

7. Назовите техники работы на проволоке («Параллельное плетение», «игольчатая» техника, «петельная» техника).

Критерии оценки

Максимальное количество баллов по вопросам – 7 баллов

7-5  вопросов - 7 балов;

4- 3 вопросов -   4 баллов;

2-1 вопросов – 2 балла.

Практическая работа.

Тема: «Выполнение цепочек на леске»

Задание: 

1. Проверь и  дорисуй недостающие элементы на рисунках.

2. Проверь, соответствует ли нумерация рисунков последовательности                                                        изготовления цепочки.

3. Выполни элемент цепочки

Максимальное количество баллов по заданию – 10 баллов

1 вопрос - 1б – задание выполнено правильно;

2 задание - 1б -  нумерация проставлена верно;

3 задание - 8-7 баллов – безупречно выполненная работа;

6-5 баллов -  работа выполнена аккуратно, правильный подбор размера бисера и бусин, имеется небольшой изъян, неровный бисер;

4-3 балла - представленная работа выполнена небрежно, произошел сбой в рисунке, не качественно затянута леска.

Беседа: «История бисероплетения».

История бисероплетения уходит своими корнями в глубокую древность. Стеклянные бусы из бисера были известны уже в глубокой древности. В Египте изготовляли одежду из бисерной сетки, которая набиралась из крупного непрозрачного бисера цилиндрической формы. Изготовление бисера совершенствовалось, и со временем его стали делать вначале из полупрозрачного, а затем из прозрачного стекла. Бисер - это стеклянные бусинки очень маленького размера. Вначале их делали, наматывая тонкий слой расплавленного стекла на металлический прут.

Полученную стеклянную трубочку разрезали на отдельные кусочки, а их впоследствии, обрабатывали в ручную, чтобы придать им округлую форму. Бисер впервые в современном его виде стали изготовлять в Венеции в стекольных мастерских на острове Мурано в середине XV века. Секрет его изготовления сохранялся в строгой тайне. Мастера за разглашение секрета карались по строжайшим законам, вплоть до смертной казни.

Позже бисер стали изготовлять в Богемии. Изобретение в конце XIX века машин по изготовлению бисера позволило удешевить его производство, и богемский бисер быстро распространился по всему свету. Богемский бисер отличался легкостью обработки, чистотой стекла и особой огранкой. В России наибольшее развитие бисероплетение получило в XVIII веке. Больше всего было распространено вышивание и вязание бисером, а кроме того, создание картинок путем вдавливания бисеринок в расплавленный воск.

В Россию бисер привозили из Венеции и Богемии. Производство бисера в нашей стране пытался осуществить М.В.Ломоносов, создавший в 1754 году фабрику по производству стекляруса, бисера и мозаичного стекла. Но просуществовала она, к сожалению не долго и закрылась вскоре после смерти Ломоносова. Бисера высокого качества не производится в нашей стране и по сей день. Бисер поступает к нам из Чехии, Японии и с Тайваня.

Традиционные народные ремесла - всегда отличный повод использовать в украшениях самые разнообразные материалы: перья и кусочки меха, тисненую кожу и дерево, рог и перламутр, шнуры и цепочки. Подвески, широкие браслеты, гривны, пояса напоминают об амулетах и воинских доспехах, служивших защитой многим поколениям наших предков.

К началу XIX века в России настоящий бисерный бум. В деревнях бисер и стеклярус стали чуть ли не обязательным украшением народного костюма. Долгими вечерами крестьянки плели, низали, ткали, вышивали воротнички, делали бусы и ожерелья, украшали головные уборы, пояса, праздничные сарафаны, соперничая в скорости да в спорости. Недаром считалось, что "бороной да иглой деревня стоит".

В помещичьих усадьбах в специальных мастерских обучали рукоделию крепостных девушек. Помещичьи дочери и жены обычно вышивали основной узор, а фон выполняли крепостные мастерицы.

В городах, особенно в Москве, почти в каждом доме вышивали бисером, украшали рукоделием дома, делали друг другу подарки к праздникам и именинам. Семья собиралась в гостиной, читали вслух, музицировали, вели беседы, а женщины занимались рукоделием. Светские дамы, купчихи, горожанки, преуспевшие в этом искусстве, участвовали в отечественных и зарубежных выставках и получали награды. Богатая девица коротала время, а бедная зарабатывала на хлеб. Мастерство в рукоделии служило признаком хорошего воспитания и домашнего образования.

Не гнушались рукоделием и царственные особы. В хоромах на женской половине в специальной светлице изготовляли церковную утварь, подчас очень высокого качества; из мирских вещей любили расшивать во швы - бархатные и атласные платки, украшали бисером дамские шапочки, башмачки и многое другое.

Но настоящими центрами рукоделия были женские монастыри. Здесь готовили убранство для церквей, одеяния священнослужителей расшивали золотом, шелком, серебром, каменьями, а иконы, выполненные лицевой гладью, с жемчугами и бисером, соперничали с иконами писаными.

Монахиням-рукодельницам доверяли и богатые модницы, и государственные мужи, украшавшие шитьем свои мундиры. Монахини занимались благотворительностью, особенно детской: создавали приюты, обучали грамоте, пению и рукоделию, давали девочкам-сиротам ремесло в руки. В ХI веке в Киеве внучка Ярослава Мудрого Анна-Янка основала при монастыре первую на русской земле школу для послушниц.

Веками монастыри собирали и хранили разнообразную технику рукоделия. Благодаря им мы можем любоваться прекрасными произведениями искусства - иконами, патриаршими облачениями, царскими одеяниями в Оружейной палате Московского Кремля и других музеях страны.

История вышивки.

Искусство вышивания имеет многовековую историю. Возникновение вышивания относиться к эпохе первобытной культуры и связано с появлением первого стежка при шитье одежды из шкур животных. Вышивкой называется украшение изделий из различных материалов орнаментальным узором или сюжетным изображением выполненным нитками и другими материалами вручную с помощью иглы или машинным способом.

Материалом для вышивки в разное время служили жилы животных, натуральные или окрашенные нити льна, конопли, хлопка, шелка, шерсти, волос, а также жемчуг и драгоценные камни, бусы и бисер, блестки, ракушки, золотые и медные бляшки, монеты. Вышивка тесно связана с бытом, трудом, природой и, таким образом, всегда отражала художественные вкусы и представления, выявляла национальное своеобразие и мастерство каждого народа.

Переход от каменного и костяного шила к костяной, а затем бронзовой и стальной игле способствовал изобретению и усовершенствованию все новых и новых способов шитья и вышивания.

Наиболее древние вышивки, дошедшие до наших дней, относятся к VI — V вв. до н. э. Они были выполнены в Древнем Китае на шелковых тканях шелком-сырцом, волосом, золотыми и серебряными нитями. Вышивкой украшали не только одежду, но и ковры, и декоративные панно с изображением деревьев и птиц. Тончайшие вышивки Китая оказали значительное влияние на вышивальное искусство Японии.

Разнообразные вышивки Древней Индии и Ирана характеризовались множеством растительных мотивов, изображением животных и жанровых сцен. Красочные вышивки Византии, отличавшиеся роскошью шелкового и золотого шитья, разнообразием растительных узоров, оказали большое влияние на развитие вышивального искусства многих стран западной Европы в период средневековья, где выработались свои орнаментальные мотивы, расцветки и техники исполнения.

В Англии с XIII в. известна богатая вышивка золотом, серебром и шелком орнаментальных мотивов из цветов и переплетающихся завитков растений. В XVI — XVII вв. во Франции, Италии и других европейских странах широко распространились вышитые портреты, панно с изображением людей и животных на фоне пейзажей с замками, мифологические сюжеты, сцены охоты. Исключительным богатством вышивальных техник, разнообразием изображений растений, животных и птиц на льняных и шерстяных тканях отличались вышивки Испании.

С конца XIII — начала XIV в. во Франции, Германии, Швеции, Англии, Норвегии вышивка начала применяться в народном костюме и для украшения бытовых предметов. Большое распространение получила вышивка белая гладьевая и сквозная с геометрическими и растительными узорами. В Скандинавских странах применялась также вышивка цветной шерстью и золотое шитье.

Секреты вышивания крестом.

Если вы решились окунуться в такую трудоемкую работу, как вышивание крестом, то, как минимум, вы должны получать удовольствие от вышивания. В противоположном случае — даже не пытайтесь, терпения у вас все равно не хватит.

1. Вначале работы вы должны узнать все о ткани, на которой вы вышиваете. Проверьте, не сыпется ли она, качество ткани напрямую зависит от ее стоимости, поэтому купите ту, которую вам позволяет бюджет.

2. Сейчас появилось множество ниток, например, нити с люрексом, или вручную окрашенные мулине. Это может вам пригодиться при выборе цвета рисунка.

3. Имейте в виду, что некоторые нитки, например шелк, не следует смачивать перед вышиванием.

4. Для вышивания крестом, используйте гобеленовую иглу. Такие иглы имеют закругленный конец, который не прокалывает, а раздвигает волокна ткани, а также большое ушко, по сравнению с иглами для шитья. Пропорциональность такая: чем больше номер иглы, тем она меньше.

5. Игла должна быть достаточно большая для того, чтобы Вы могли перемещать нить сквозь ткань с минимальным усилием. Это уменьшает трение, износ полотна и мулине. На выбор толщины иглы также влияет толщина ниток, а также число количество волокон.

6. Вышивку крестом следует начинать с центра. Сложите ткань пополам. Так вы найдете середину.

7. Внимательно посмотрите на мотив и попробуйте определить наилучшее место для начала. Каждый проект имеет такое место. Расположение начала может зависеть от направления, в котором Вы вышиваете.

8. Помните, что при вышивке крестом, все стежки должны быть сделаны в одном и том же направлении. Они могут быть в обратном направлении только в одном случае — для достижения некоторого зрительного эффекта. Это желательно делать тем, кто хорошо овладел техникой вышивки крестом.

9. Видов стежков несколько:
Традиционный метод, при котором вы заканчиваете предыдущий крестик и начинаете следующий.
В датском методе сначала вышивают половину крестика, и заканчивают крестики по мере того, как возвращаются.

10. Большинство людей для вышивки крестом используют оба метода.
Например, в такой комбинации: датский метод для большинства стежков и традиционный метод для изолированных крестиков.

11. Некоторые рекомендуют вышивать горизонтальные ряды датским методом, а вертикальные — традиционным способом. В таком случае все стежки на обратной стороне работы будут направлены вертикально.

12. Многие считают датский метод более быстрым, но при вышивании этим методом возникает меньше путаницы с местоположением на ткани.

13. Но главное, при вышивке крестом предпочтителен способ, в результате которого получается аккуратный вид обратной стороны вышивки.

14. Способы для того, чтобы спрятать нить, похожи на те, которые применяются для закрепления нити.

15. Помните, что при вышивке крестом нельзя делать узелков ни в коем случае. Исключение могут составлять лишь изолированные крестики.

16. Проведите отдельно каждой нитью по влажно губке непосредственно перед вышиванием. Нити станут более плоскими и гладкими и будут лучше ложиться.

Легенда и реальность.

Вязание — один из самых старинных видов декоративно-прикладного искусства, который существует более трех тысяч лет. Вязаные вещи были найдены в древних захоронениях Египта, Рима, Греции. О вязании рассказывает одна из легенд Древней Греции.
Афина-Паллада была одной из почитаемых богинь. Она давала людям мудрость и знания, учила их искусствам и ремеслам. Девушки Древней Греции почитали Афину за то, что она учила их рукоделию.
Среди мастериц, ткавших прозрачные как воздух полотна, славилась Арахна, дочь красильщика тканей. Возгордилась Арахна своим искусством и решила вызвать на состязание саму богиню Афину.
Под видом седой, сгорбленной старухи предстала перед Арахной богиня и предостерегла гордячку — нельзя быть выше богов, стремись превзойти лишь равных. Не прислушалась Арахна к мудрому совету старухи. Соткала она полотно, не уступающее по красоте полотну богини. Но в своей работе Арахна выразила непочтение и презрение к богам. Разгневалась Афина, разорвала работу Арахны и ударила девушку челноком. Несчастная Арахна не перенесла позора, покончила с собой. Афина спасла гордячку, но превратила ее в паука. И с тех пор паук Арахна вечно ткет свою паутину.
И в реальной жизни люди не раз пытались использовать паутину в качестве пряжи.

В Древнем Китае из паутинного шелка шили платья. Ткань из паутины ткали жители Парагвая. Король Франции, Людовик XIV, получил от парламента города Монпелье сувенир — чулки и перчатки, связаные из шелка пауков.
В 1709 г. французский натуралист Бон де Сент Илер написал диссертацию «О пользе паучьего шелка», в которой детально описал основы прядения ткани из паутины. Паутина была признана пригодным сырьем для производства шелка.
Пауки нужного вида (нефиллы) были найдены на острове Мадагаскар и в восточных областях Африки. Эти пауки, величиной с большой палец, плетут ловчие сети диаметром до 8 метров. Несмотря на свою сверхтонкость, нить прочна.
В ней запутываются не только крупные кузнечики, но и мелкие птицы. Жители острова Новая Гвинея ловят такой паутиной рыбу в небольших прудах и тихих речных заводях. На острове Фиджи и Соломоновых островах сачками из такой паутины кроме рыб ловят насекомых, певчих птиц и даже проворных летучих мышей.
Ткань из паутины удивительно легкая и воздушная. Она прочнее и эластичнее любых сортов искусственного и натурального шелка. Но трудность организации ее промышленного производства привела к тому, что паутинную ткань можно увидеть только в музеях.

Список литературы

Литература для педагога

  1. Ануфриева М. А. Большая энциклопедия рукоделия. – Москва: АСТ: Астрель, 2012. – 895 с.
  2. Бабкова Ольга. Вышивка, бисероплетение, макраме, вязание спицами и крючком. - Издательство: Рипол Классик,  2011.- 576с.
  3. Безценная П. П. Украшения из бисера и бусин. – Москва: Эксмо, 2011. – 79 с.
  4. Белова Е.С. Вяжем игрушки крючком. — Издательство: АСТ, 2014. – 80 с.
  5. Белякова О. В. Большая книга поделок. – Москва: АСТ: Астрель: Полиграфиздат, 2011. – 222 с. 
  6. Бетти Банден. Базовый курс вязания на спицах.-  Издательство: «Магма»,2013. -160с.
  7. Бигина О.Е. Дембинская Н.В. Вышивка, бисероплетение. - Издательство: АСТ, 2012, 192с.
  8. Иванова Ю. Плетение из бисера и проволоки. — Издательство: АСТ-Пресс, 2013.- 80 с.
  9. Лаптева Т. Е. Необыкновенные украшения из бусин, фетра, пуговиц, ракушек.  – Москва: Эксмо, 2013. – 80 с.
  10. Мруз, Е. В. Бисер и камни: уникальное авторское плетение. – Москва: АСТ-ПРЕСС: КНИГА, 2012. – 111 с.
  11.  Ткаченко Т. Б., Стародуб К.И. Сказочный мир бисера. Плетение на проволоке. – Ростов-на- Дону 2014.- 124 с.
  12. Шаппер Л.С. 300 новых узоров вязания крючком. Издательство: Эксмо 2013. - 256с.

Литература для обучающихся

  1. Белякова О. В. Большая книга поделок. – Москва: АСТ: Астрель: Полиграфиздат, 2011. – 222 с. 
  2. Михайлова Т.: Вязание крючком. Самый понятный пошаговый самоучитель.  Издательство: Астрель, 2012. – 112.
  3. Татьянина Т. И. Бисер: чудо-игрушки. – СПб: Полигон; Москва : Aстрель, 2011. – 79 с.
  4. Ткаченко Т. Б., Стародуб К.И. Сказочный мир бисера. Плетение на проволоке. – Ростов-на- Дону 2014.- 124 с.
  5. Шаппер Л.С. 300 новых узоров вязания крючком. Издательство: Эксмо 2013. - 256с.
  6. Эди Экмен. Вяжем носочки: 3 простые методики. Издательство: «Контэнт», 2014.-  48с.

Интернет - ресурсы

  1. rukodelie.dljavseh.ru 
  2. http://tarasova-m-tarasova.narod.ru/index/0-2
  3. http://www.labirint.ru/books/537526/ 
  4. http://www.artbiser.dp.ua/tehniki.html    http://nacrestike.ru/publ/vyshivka_lentami/master_klass_po_vyshivke_lentami_milye_serdcu_cvety/12-1-0-1345
  5.  http://www.syl.ru/article/171968/new_vyishivka-tsvetov-lentami-shemyi-vyishivka-tsvetov-lentami-dlya-nachinayuschih
  6. http://vdv-rukodelie.ucoz.ru
  7. http://ladoved.narod.ru/domovodstvo/vishivanie/vishivanie/vishivanie.htm
  8. http://рукоделие.net/texnika-vyishivki-rishele-ili-azhurnaya-glad.html
  9. http://fb.ru/article/164769/vyishivka-gladyu-shemyi-dlya-nachinayuschih#image600624
  10. http://masterclassy.ru/
  11. Http://www.rukodelie.by/fancywork/

Календарно-тематический план модуля «Бисероплетения»

№ п\п

Месяц

Число

Время проведения занятия

Форма занятия

Кол-во часов

Тема занятия

Место проведения

Форма контроля

1

Сентябрь

14.00 – 15.40

Групповая

4

Вводное занятие.

Цель и задачи объединения. Режим работы. План занятий. Инструменты и материалы, необходимые для работы. Организация рабочего места. Правильное положение рук и туловища во время работы. Правила техники безопасности, ПДД, ППБ.

История развития бисероплетения.  Современные направления бисероплетения.  Демонстрация изделий.  Рассматривание поделок из бисера. Просмотр презентации изделий из бисера

Творческая мастерская

Тест «Проверь себя».

 2

Сентябрь

14.00 – 15.40

Групповая

6

Правила сочетаемости бисера.

Цветовые сочетания. Различие бусин по способу производства и окраске. Низание бисера на проволоку. Рассматривание изделий из бисера. Анализ моделей. Низание бисера на леску. Нанизывание бисера по цвету на леску. Нанизывание разноцветного бисера на проволоку.

Опрос

3

Сентябрь

14.00 – 15.40

Групповая

16

Простое нанизывание бисера.

Традиционные виды бисероплетения. Низание из бисера «в одну нить»: простая цепочка. Изготовление бус.

Освоение приемов  бисероплетения. Упражнения по выполнению различных цепочек и их плетению.

Плетение «Бусы с подвесками». Самостоятельная работа.

Изготовление цепочки «Красота».

Изготовление браслета «Дырочки».

Техника низания: в две нити. Изготовление цепочки «Лесенка».

Изготовление браслета «Колечки».

Творческая мастерская

Взаимоанализ изделия

4

Октябрь

14.00 – 15.40

Групповая, мастер-класс

12

Монастырское плетение.

Различные способы плоского соединения цепочек «в крестик». Плетение цепочки «Крестики». Плетение браслета «Крестики». Плетение цепочки «Ажурный крестик». Плетение «Цветущая вишня». Плетение цепочки «Градины».

Анализ образцов украшений (браслеты, кольца, серьги). Выбор бисера. Цветовое решение. Виды застёжек.

Творческая мастерская

Анализ изделия

5

Ноябрь

14.00 – 15.40

Групповая

24

Параллельное плетение.  Петельное плетение. Игольчатое плетение.

Основные приёмы бисероплетения: параллельное плетение. Плетение рыбки. Техника выполнения туловища, крылышек, глаз, усиков, лапок. Плетение кузнечика. Основные приёмы бисероплетения: петельное плетение. Плетение веточек на основе низания петельками. Петельное плетение дерева.

Основные приёмы бисероплетения: игольчатое плетение. Техника выполнения серединки, лепестков, чашелистиков, тычинок, листьев. Плетение  цветка «Хризантема». Плетение рыбки. Параллельное плетение ириса. Параллельное плетение тюльпана. Параллельное плетение ослика. Параллельное плетение собаки. Петельное плетение бабочки. Проект по изготовлению изделия любой техникой плетения по выбору.

Творческая мастерская

Опрос Решение кроссворда.

6

Декабрь

14.00 – 15.40

Групповая

24

Объёмное плетение.

Различные техники объёмного плетения на леске. Плетение ёжика.

Плетение крокодила. Плетение черепахи. Плетение стрекозы.

Плетение Деда Мороза. Плетение Снегурочки. Плетение ёлки. Плетение анималистических украшений: брошки. Плетение кулона. Плетение браслета-жгута. Плетение подвески для браслета

Творческая мастерская

Участие в конкурсе

10

Май

14.00 – 15.40

Групповая

2

Итоговое занятие

Организация выставки лучших работ учащихся. Обсуждение результатов выставки, подведение итогов, награждение

Творческая мастерская

Выставка

Календарно-тематический план модуля «Ручная вышивка»

№ п\п

Месяц

Число

Время проведения занятия

Форма занятия

Кол-во часов

Тема занятия

Место проведения

Форма контроля

1

Сентябрь

14.00 – 15.40

Групповая

4

Вводное занятие.

Выявление уровня знаний и интересов детей. Знакомство с правилами поведения и техникой безопасности. Знакомство с  планом работы. Понятие декоративно-прикладного искусства.

Просмотр презентации. Просмотр изделий выполненных воспитанниками старших  объединений.

Творческая мастерская

Тест «Проверь себя»

2

Сентябрь

14.00 – 15.40

Групповая

18

Ручная вышивка.

История русской вышивки. Материалы и инструменты для вышивания: канва, мулине, иглы, пяльцы, наперсток, линейка, ножницы, линейка,  шкатулка для рукоделия, дополнительные аксессуары. Типы канвы для вышивания. Узоры в русской вышивке. Увеличение и уменьшение рисунка. Знакомство с правилами обращения с иголкой. Знакомство с правилами работы с пяльцами. Упражнение во вдевании нитки в иголку, завязывании узелка. Правила закрепления нити на канве.

Технология выполнения свободных швов.  Шов «вперед иголку». Шов «строчка». Шов «за иголку». Технология выполнения свободных швов.  «Стебельчатый» шов. «Тамбурный шов» и его варианты.

Выполнение простейших стежков на канве. Определение центра ткани. Использование пяльцев.

Вышивка по выбранным схемам.

Оформление готовых работ. Стирка и утюжка вышитого изделия. Выбор материалов для оформления.

Творческая мастерская

Работа с карточками

3

Октябрь - ноябрь

14.00 – 15.40

Групповая, мастер-класс

30

Вышивание бисером.

Основные приемы вышивки бисером. Выбор инструментов и материала. Вышивание  «Клубничка», «Гриб», «Вишенки». Оформление вышитой картины. Вышивание различных узоров. Вышивание узора на платочке.

Вышивание салфетки. Проект по изготовлению изделия на тему: «Подарок маме».

Творческая мастерская

Сдача творческой работы

4

Ноябрь - декабрь

14.00 – 15.40

Групповая, мастер-класс

46

Вышивание крестом.

Основные правила вышивания крестом. Краткие сведения о нитках и тканях. Освоение приемов выполнения простого креста, полукреста на бумажной основе.

Технология выполнения вышивки. Освоение приемов выполнения простого креста на ткани. Ход рабочей нити при выполнении швов. Чтение схемы готового узора. Подбор нитей по цветовой гамме. Технология и способы выполнения креста косого одностороннего. Приступаем к началу вышивки. Вышивание простым крестом (дорожка).

Крест простой – редкий. Кресты в два ряда. Крест двусторонний. Двойной или болгарский крест. Стоячий крест.

Крест с горизонтальными стежками на изнанке. Крест с вертикальными стежками на изнанке. Двусторонний «тамбовский» крест.  Крест косой односторонний. Выполнение идущих сверху вниз горизонтальных рядов крестиков. Выполнение идущих снизу вверх горизонтальных рядов крестиков. Выполнение вертикального ряда крестиков снизу вверх. Вертикальный ряд. Выполнение вертикального ряда крестиков снизу вверх. Выполнение вертикального ряда крестиков сверху вниз. Выполнение крестиков в 1 прием. Выполнение горизонтального ряда крестиков.

Вышивание изделия с использованием шва косой односторонний крест.
Диагональное расположение крестов.

Обводка вышитых мотивов. Закрепление нитки. Оформление края изделия. Стирка и глажение вышитых изделий.  Работа с бумагой в клетку.

Вышивание игольницы. Вышивание «Ёжика». Вышивание детского оберега. Вышивание цветка «Незабудка». Вышивание блузки.

Творческая мастерская

Решение кроссворда    

11

Май

14.00 – 15.40

Групповая

2

Итоговое занятие.

Подготовка к выставке.

Творческая мастерская

Выставка

Календарно-тематический план модуля «Вязание крючком и спицами»

 

№ п\п

Месяц

Число

Время проведения занятия

Форма занятия

Кол-во часов

Тема занятия

Место проведения

Форма контроля

1

Сентябрь

14.00 – 15.40

Групповая

4

Вводное занятие.

Комплектование групп. Выявление уровня знаний, выявление интересов детей. Знакомство с правилами поведения в объединении. Знакомство с перспективным  планом работы. Знакомство с материалами и инструментом. Знакомство с техникой безопасности. Знакомство с видами творчества и его направлениями/, вязание крючком и спицами, макраме/. Правильное положение рук при работе. Значение вязаной одежды в быту. Просмотр иллюстрированных альбомов, образцов, изделий выполненных в технике макраме. Просмотр презентации вязаных изделий

Творческая мастерская

Опрос

2

Сентябрь- октябрь

14.00 – 15.40

Групповая

24

Вязание крючком.

История возникновения вязания крючком. Виды крючков.  Особенности вязания крючком. Начало работы, начальная петля. Основные виды петель. Основные приемы вязания крючком: цепочка, полустолбик, столбик без накида, столбик с накидом, длинные петли, вязание по кругу. Условные обозначения.   Пряжа, применяемая при работе. Свойства и особенности пряжи. Фактура пряжи. Цвет и сочетание цветов. Основы композиционного решения. Цвет и сочетание цвета в изделии. Подбор цветового решения. Натяжение нити при вязании. Заправка нити по окончании  изделия. Выполнение первой петли и вывязывание цепочки из воздушных петель.  Вязание цепочек.

Выполнение картины из цепочек.

Двойная цепочка. Вывязывание закладок из двойных цепочек

Вязание образцов: полустолбик, столбик без накида, столбик с накидом, длинные петли, пико.

Вязание по кругу. Вязание образцов ажурных узоров. Сужение и расширение полотна.

Выполнение петель для пуговиц. Вязание шарфика. Вязание шапочки.

Творческая мастерская

Тест

3

Октябрь - ноябрь

14.00 – 15.40

Групповая

22

Основные приемы вязания крючком.

Видовое разнообразие узоров. Понятие «раппорт» узора. Отделочные элементы. Построение чертежей изделий. Условные обозначения при вязании крючком. Сокращения петель. Определение плотности вязания.

Чтение условных обозначений. Вязание образцов с помощью условных обозначений.

Вязание полотна различной плотности.

 Вязание образцов с накидами. Вязание мини-мочалки. Вывязывание полотен различной формы: треугольник, квадрат от угла, квадрат из центра.

Вязание образцов, узоров. Запись основных узоров. Вязание салфетки. Изготовление салфетки столбиками без накида и полустолбиками.  Изготовление круглой салфетки из воздушных петель и полустолбиков. Вывязывание подставки под горячее из цветных ниток.  Столбики с накидом, с двумя и тремя накидами. Вязание цветов. Составление презентации на изготовление изделия.

Творческая мастерская

Просмотр презентации  готового изделия

5

Декабрь

14.00 – 15.40

Групповая

22

Вязание спицами.

История возникновения вязания спицами. Материалы и инструменты. Виды вязальных спиц. Подбор ниток и спиц.  Набор петель начального ряда. Виды петель. Выбор пряжи. Плотность вязания.   Практические советы. Выполнение  набора петель начального ряда. Закрытие петель последнего ряда. Вязание лицевых и изнаночных петель. Кромочные петли.  Вязание полотна различной плотности. Способы вывязывания лицевых петель. Различные способы набора петель. Вязание шарфика. Вязание шапочки. Вязание носков.

Творческая мастерская

Взаимоанализ изделия

6

Январь- февраль

14.00 – 15.40

Групповая, мастер-класс

24

Основные приемы вязания спицами.

Основы вязания спицами: цепочка, полустолбик, столбик без накида, столбик с накидом, длинные петли, вязание по кругу. Особенности вязания спицами, основные приемы вязания. Видовое разнообразие узоров. Простейшие виды вязок:  платочная вязка, чулочная вязка, резинка.  Вывязывание простейшие виды вязок:  платочная вязка, чулочная вязка, резинка.

Вывязывание образцов: платочная вязка, чулочная вязка, резинка 1х1.

Вязание образцов, узоров. Запись основных узоров.

Прибавление: с помощью накидов, провязыванием двух петель из одной, провязыванием трех петель из одной, провязыванием дополнительной петли из петли, нижележащего ряда, провязыванием дополнительной петли из протяжки, между петлями основного вязания, с помощью дополнительного набора петель. Убавление: провязыванием двух последних петель изнаночной петлей.
провязыванием двух петель вместе в лицевом ряду вязания, ступенчатое убавление петель.

Закрытие петель последнего ряда. Вывязывание отверстий для пуговиц.

Вязание кофточки регланом. Вязание тапочек «полосатики».

Творческая мастерская

Участие в конкурсе

7

Май

14.00 – 15.40

Групповая

2

Итоговое занятие.

Подведение итогов работы.

Творческая мастерская


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ГОУ СОШ № 854 ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Искусство квилинга» Педагог дополнительного образования Плотникова С.Н.

В ПРОГРАММЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «Искусство квилинга» представлена пояснительная записка, в которой отражены обоснование, программы, цели и задачи, особенности возрастной группы детей, режим за...

Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей "Имидж"

Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей "Имидж" ( Косметология, визаж)...

Экспертное заключение по итогам аккредитационной экспертизы программ дополнительного образования в муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования детей

Экспертное заключение по итогам аккредитационной экспертизы программ дополнительного образования в муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования детей. Художественно- эстетическ...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая Программа социально-педагогической_направленности «Пресс-центр» Возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа: 10-12 лет Срок реализации дополнительной образовательной прог

Программа «Пресс-центр» ориентирована на активное приобщение детей и подростков к журналистскому творчеству и носит образовательный характер.Цель программы – создание необходимых усл...

Дополнительная общеобразовательнаяобщеразвивающая программа туристско-краеведческой направленности "Юный краевед".

Пояснительная записка Нормативная базаФедеральный закон «Об образовании» от 29.12.2012Концепция развития дополнительного образования в РФ от 04.09.2014г. № 1726-рСтратегия развития во...