Муниципальный конкурс «Панорама методических идей» «Организация творческой деятельности учащихся на уроках технологии»
методическая разработка по технологии (7 класс)

Антипова Ольга Владимировна

Уроки технологии - особые уроки. Учитель стремится любую работу сделать максимально индивидуальной. И если из урока в урок учитель создает творческую обстановку, побуждает учеников к творчеству, то среди детей не будет скучающих и равнодушных глаз, значит, можно сказать: «Используй в творчестве свою индивидуальность, в этом и будет твоя оригинальность», а усилия педагога не будут потрачены напрасно

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл panorama_metodicheskih_idey.docx22.93 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальный конкурс

«Панорама методических идей»

«Организация творческой деятельности учащихся на уроках технологии», 2017г.

Учитель О.В. Антипова

В нынешних условиях с особой остротой встает проблема подготовки подрастающего поколения к будущей самостоятельной трудовой жизни. Цель своей педагогической деятельности я формулирую так: помочь учащимся самоопределиться в выборе своего пути.

Воспитание на богатых русских национальных традициях - одна из важнейших педагогических задач, которой я руководствуюсь в своей практике. Растущий интерес к национальным традициям и искусству русского народа послужил толчком внедрению в блок «Художественно-декоративное творчество» разделов «Бисероплетение», «Вышивка бисером», «Вышивка шелковыми лентами», «Работа с соломкой», «Работа с березовой корой». К слову сказать, эти работы, представленные на районных выставках детского творчества, вызывают живой интерес у посетителей выставки и у коллег. Разработка и внедрение этих уроков - сложная и увлекательная работа, направленная на решение главной задачи - обеспечить единство обучения и творчества.

Мы, учителя технологии, знаем, что развитие руки способствует общему развитию ребенка, в том числе и интеллектуальному, что ручные работы для детей с невысоким уровнем развития познавательных способностей позволяют проявить себя среди сверстников, преодолеть складывающиеся психологические комплексы. Именно эта проблема плюс желание детей приобщиться к истокам народного творчества подтолкнули меня к частичному изменению программы. Опираясь на свой педагогический опыт, могу сказать: чем больше содержание уроков отвечает интересам учащихся, тем шире предоставляется ребенку возможность проявить свою творческую индивидуальность. Чтобы учащиеся начали творчески применять полученные знания важно создать необходимые условия.

Любой из внедренных мною блоков способствует развитию творчества, открывает путь к самовыражению, пробуждает фантазию. Моя задача состоит в том, чтобы каждый ученик овладел одним из видов рукоделия, возможно, это даст шанс для индивидуальной трудовой деятельности.

На примере изучения темы: «Вышивка шелковыми лентами», расскажу, как я решаю задачу воспитания учащихся творческого начала (7 класс).

Искусство вышивания базируется на знании выполнения техники стежков, присущих этому виду техники. По своему опыту знаю, что вышивка тесьмой - безупречная отработка навыков. Изначально я планировала, что каждая ученица должна освоить базовый уровень знаний и умений, и подтвердить его индивидуальной практической работой (проектом): панно, открытка, сумочка и т.д.)

В планировании темы «Элементы вышивки шелковыми лентами» 75 % учебного времени отведено на практические работы по освоению техники ручных стежков и отработке навыка по выполнению вышивки непосредственно на изделии. Теоретические знания; благодаря своему практическому характеру, предоставляют ученицам большие возможности для творческой активности. Думаю, что именно в этом причина того, что данная сложная тема вызывает неподдельный интерес, желание получить максимально возможный уровень знаний и умений. Как правило, большая часть девочек дополнительно выполняют творческую работу, совершенствуя, отрабатывая навыки ручной работы.

Каждая девушка-личность со своим внутренним миром, который она, возможно, бессознательно будет выражать в своих работах. Моя задача- помочь ей в этом и направить ее по пути духовного и профессионального совершенствования.

Но ведь у каждого своего уровня способностей и возможностей, знаний и умений. Я должна создать такие условия, чтобы ученица любого уровня подготовки и развития чувствовала себя свободной личностью, зная, что она сама выбирает уровень сложности работы, а учитель-помощник на сложном пути постижения профессионального мастерства. Поэтому в основу тематического и поурочного планирования заложен дифференцированный подход к работе с учащимися.

При наличии заданного уровня поощряю и приветствую уровневое продвижение каждой девочки, не допускаю занижения самооценки учеником своих возможностей на начальном этапе работы. Делаю это ненавязчиво, в форме аргументированных пожеланий.

Дифференцированные задания по уровню сложности практической работы.

Знания

Умения

1 -й уровень

1. Основные принципы

построения композиции рисунка.

2. Терминология основных швов.

3. Техника выполнения

основных швов.

4. Техника выполнения цветов и

листьев простой и сложной формы

(три способа).

1. Составление простейших

композиций.

2. Перевод рисунка на ткань.

3.Закрепление тесьмы на ткани.

4. Выполнение практической работы с применением трех способов выполнения листьев и цветов простой и сложной формы (мини-подарок).

2 -й уровень

5.Терминология        сложных

элементов.

6. Техника выполнения розы, лилии, мха, маргаритки и т.д.

5.Выполнение практической работы с применением до 8-ми способов выполнения цветов и листьев.

3-й уровень

7.Принципы составления композиции рисунков работ среднего профессионального уровня сложности.

6. Выполнение композиционных задач среднего профессионального уровня сложности.

7. Самостоятельный выбор и применение освоенных техник для выполнения оригинальных работ.

Но в чем же заключается творчество учащегося? В том, что на самом первом этапе, познакомившись с образцами работ разного уровня сложности, ученицы составляют свою композицию изделия. В рисунки непременно включаются элементы, обязательные для начального обучения. Позволительно первоначально использовать готовые рисунки, внося свои изменения. Все равно в каждом рисунке проявится индивидуальность исполнителя.

В ходе зачетной беседы оценивается не только работа в целом (внешний вид, качество обработки срезов, качество выполнения стежков, уровень исполнения), но и каждый этап выполнения. Моя задача - во время беседы подтолкнуть ученицу к анализу собственных действий, что очень важно для развития творческих способностей.

Этот метод дает отличные результаты. Повышается интерес, нет страха перед плохой оценкой, появляется стремление сделать больше и лучше, Каждая девушка использует возможность сделать свою работу неповторимой.

В моей практике эффективным средством приобщения учашихся к творчеству стало ежегодное проведение конкурса проектов. Право на участие в нем имеют все ученики, выполняющие учебные проекты. Метод проектов вызывает у учащихся живой интерес, т.к. именно здесь кроется мощный стимул проявления самостоятельности и творческой инициативы. При этом я всегда приветствую использование самых разных направлений пытливой мысли девушек, вплоть до улучшения имеющейся материально-технической базы обучения труду.

Уроки технологии - особые уроки. Учитель стремится любую работу сделать максимально индивидуальной. И если из урока в урок учитель создает творческую обстановку, побуждает учеников к творчеству, то среди детей не будет скучающих и равнодушных глаз, значит, можно сказать: «Используй в творчестве свою индивидуальность, в этом и будет твоя оригинальность», а усилия педагога не будут потрачены напрасно.