Этнокультурное образование в многонациональном регионе
методическая разработка по технологии (6 класс)

Еремина Лидия Николаевна

В настоящее время особую остроту и актуальность приобретает проблема межэтнических взаимоотношений как в масштабе всего мира, так и внутри нашей страны.Многонациональность – исторически сложившаяся повседневная реальность России.  Каждый из этносов, проживающих в республике, хранит и развивает свою национальную культуру, традиции и обычаи.Россия – самая гостеприимная страна. Татарстан – самая гостеприимная республика.Мы помним  главную идею государства о единении наций.Существует прекрасная традиция: надевать национальный костюм не только на какой-либо тематический праздник, но и  во время приятного досуга.У каждого государства есть три обязательных символа, по ним всегда можно узнать  о какой стране идет речь. Дети рассказывают о символике Татарстана и России. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_na_seminare.docx24.61 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад на семинаре: «Загляни в прошлое –

славное деяние ваших предков»

Этнокультурное образование в многонациональном регионе

                                                                                        Еремина Лидия Николаевна,

                                                                                       МБОУ «ООШ № 25» г. Казани

                                                                                         Учитель технологии

                                                                                          Высшей категории

 

Из опыта моей работы представлена данная презентация на тему: 

Этнокультурное образование в многонациональном регионе

В настоящее время особую остроту и актуальность приобретает проблема межэтнических взаимоотношений как в масштабе всего мира, так и внутри нашей страны. 

  Слайд 2 Цель и задачи:   Создать условия для формирования у учащихся представлений  о Родине как о великой многонациональной державе. . 

«У нас особенные люди. Они пример для многих стран.

Здесь воздают Христу и Будде, здесь дружат Тора и Коран…» 

Ю.С. Энтин – российский поэт, драматург, поэт песенник, сценарист.

Слайд 3 Многонациональная Россия Многонациональность – исторически сложившаяся повседневная реальность России.   «Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенный общей судьбой на своей земле…».

         Где и когда бы мы с вами не находились, нас всегда окружают люди разных национальностей. Россия – родина разных народов, говорящих на разных языках, исповедующих разные религии.

Слайд 4 Мир дружба и согласие  Каждый из этносов, проживающих в республике, хранит и развивает свою национальную культуру, традиции и обычаи.  Все мы разные, но все мы вместе, одна большая семья, которая старается жить в мире, дружбе и согласии.

В нашей школе обучаются и воспитываются  дети разных национальностей: татары -22,2%, русские – 48,9%, мари, азербайджанцы, арабы, узбеки, дагестанцы, молдаване, украинцы – 10,6%, смешанные семьи – 18,3%.

Слайд 5 Национальные костюмы  Россия – самая гостеприимная страна. Татарстан – самая гостеприимная республика. Здесь живут рядом русские и татары, чуваши и    марийцы, башкиры и мордва, грузины… но это ничуть не мешает нам мирно жить, понимать друг друга, учиться и трудиться на благо нашей общей Родины – России! Никому не тесно, мы все живем единой семьей в дружбе и согласии.

Слайд 6 Конкурс:Без бергэ - Мы вместе!   Мы помним  главную идею государства о единении наций. Дети 60-80-х с удовольствием переодевались на утренниках в национальные костюмы других республик, пели песни других народов, учили стихи и танцевали их национальные танцы.  В изготовлении таджикского костюма приняли участие сами дети. Праздник завершился концертом.

Слайд 7 Дети в национальных костюмах Существует прекрасная традиция: надевать национальный костюм не только на какой-либо тематический праздник, но и  во время приятного досуга. Это выглядит очень радостно, ярко, красочно и позитивно. В народных костюмах есть что-то волшебное, завораживающее, стабильное. Любому человеку очень важно знать свои истоки, корни, — принадлежность к вековым традициям даёт ему ощущение защищённости и значимости.

Слайд 8 Три обязательных символа. Наша Родина - Республика Татарстан - на карте занимает не так уж много места. Целенаправленная работа по воспитанию толерантности у подрастающего поколения велась всегда. Умение жить в ладу с другими нациями и народами закладывается в детстве, в школе.

   Слайд 9,10,11  Символы государства У каждого государства есть три обязательных символа, по ним всегда можно узнать  о какой стране идет речь. Дети рассказывают о символике Татарстана и России.  Символы России и Татарстана сопровождают нас постоянно. Государственные языки республики Татарстана отражаются в двуязычии вокруг нас - в транспорте, в названии объектов, в литературе, в документах.

  Слайд 12 Смотр строя и песни  Месячник патриотического воспитания, включающий встречу с ветеранами, общешкольные часы, направленные на воспитание уважительного отношения к историческому прошлому Родины, своего народа, его обычаям и традициям, долга и ответственности за судьбу Родины и своего народа.

Слайд 13 Волонтерское движение   Участник ВОВ, инвалид II группы

Чумаков Евгений Александрович подарил нашей школе произведения русских классиков.

Михайлова Валентина Ивановна – связистка, участница  Сталинградской битвы. Вернулась домой  в 1945 г. без единого ранения.

      Проживая в таком пёстром национальном разнообразии, мы заметили, что некоторые  народные и религиозные  праздники, отмечаемые на территории нашей республики, в чём-то похожи  и мы отмечаем их вместе.

Слайд 14 Сабантуй- «праздник плуга» Ежегодный народный праздник окончания весенних полевых работ у татар.

Слайд 15 Широкая масленица Масленица- один из любимых народных праздников русского народа, который из века в век передает состояние широкой русской души, традиции и обычаи Россиян.

Слайд 16 религиозные праздники  Все православные отмечают Пасху обязательно всей семьёй. Существует давняя традиция обмениваться с пришедшими в дом гостями красивыми крашеными яйцами.  Затем, сев за обильно заставленный стол, на котором обязательно стоят куличи и творожная пасха, наступает черёд «яичных поединков». Эту традицию очень любят все, особенно дети. 

В мусульманском мире Курбан-байрам или Праздник жертвоприношения является главным религиозным праздником. Он является завершающим и в то же время кульминационным пунктом обряда паломничества к главным мусульманским святыням, поэтому его называют «большим». 

 Благодаря государственной заботе в Татарстане сохраняются традиции ремесел, уходящих своими корнями в эпохи Волжской Булгарии, Золотой Орды, Казанского ханства. Среди них золотое шитье у татар.  Влияние русских ремесленных традиций наблюдаются в орнаментальной вышивке.             

         На своих уроках технологии я стараюсь  приобщить учащихся к народной культуре ее национальному своеобразию,  это дает мне  возможность воспитывать у школьников уважение к традиционному укладу жизни, быту, обычаям наших предков, стремление сохранить то ценное, что живет в памяти народа.     

Слайд 17, 18  Татарский и русский орнаменты Для татарской вышивки характерна вышивка жемчугом, бисером где узор выступает рельефно, чем в вышивках нитями. Узором русских народных вышивок крестом является орнамент и стилизованные изображения животных и птиц, растений, цветов и  фруктов.

Слайд 19 Фартук - Неотъемлемая часть татарского костюма Для татарского национального костюма характерен фартук с грудкой, а затем пошла мода на крылышки, подол с оборками, воланами. Цветочно – растительные узоры, выполненные тамбурным швом и крестом, встречаются на всех фасонах.

Слайд 20 Современная мода и вышивка Невозможно представить татарские современные модели без  вышивки. Один из первых весенних цветов и излюбленный элемент в татарском орнаменте – тюльпан – является символом возрождения.    Астра считается цветком долголетия, видимо из-за большого количества лепестков. Встречаются в узорах и разрезанные плоды граната – признак богатства и плодородия.

Слайд 21 Современная мода и вышивка  Вышивка популярна и сегодня. Красивы и оригинальны современные модели в русском стиле, оформленные   вышивкой – женские блузы, мужские сорочки, детская одежда.

Слайд 22 Награды: грамоты и дипломы «Звездный Татарстан»

Вывод: У нас – общая история и общее будущее. И мы с вами должны постоянно учиться принимать друг друга такими, какие мы есть – независимо от национальности, вероисповедания, убеждения и обычаев. Учиться уважать друг друга и беречь межнациональное согласие в нашей стране. И пусть мы говорим на разных языках, но все вместе образуем единый многонациональный народ Российской Федерации, соединенный общей судьбой на своей земле.

«Благодаря восприятию прекрасного в природе и искусстве человек открывает прекрасное в самом себе». 
(В.А. Сухомлинский)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Содержательный аспект преподавания истории в контексте этнокультурного образования

В данной статье представлен опыт преподавания спецкурса «Российский менталитет (Особенности российской цивилизации)» и факультативного курса «История российского предпринимательства»....

Духовно-нравственное воспитание детей средствами этнокультурного образования.

Доклад о воспитании детей средствами этнокультурного образования....

Инновации в этнокультурном образовании "«Школа –комплекс этнокультурного образования для формирования общекультурных компетенций в этносоциуме»

Эрхирикская средняя общеобразовательная школа  функционирует как учебное заведение с этнокультурным бурятским  компонентом образования с 1999 года. Статус школы определяется востребованность...

Специфика изучения языков в системе общего среднего образования в многонациональном регионе в годы Великой Отечественной войны

Специфика изучения языков в системе общего среднего образования в многонациональном регионе в годы Великой Отечественной войны...

Доклад "ЭТНОКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК ВАЖНЕЙШИЙ ЭЛЕМЕНТ СИСТЕМЫ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ"

Доклад на конференцию "Этнокультурное образование: опыт и перспективы"....

Приказ О проведении методического семинара «Этнокультурные и национальные особенности региона на уроках предметной области «Изобразительное искусство»

О проведении методического семинара «Этнокультурные и национальные особенности региона на уроках предметной области «Изобразительное искусство»...

Всероссийская научно-практическая конференция «Поликультурное и этнокультурное образование: достижение стратегических ориентиров» (секция «Включение этнокультурного компонента в основную образовательную программу образовательной организации»)

Мы, группа учителей английского и бурятского языков, в феврале 2021 года приняли участие в работе секции «Включение этнокультурного компонента в основную образовательную программу образовательно...