Главные вкладки

    Разработка интеллектуальной игры по технологии и химии. 9 класс.
    методическая разработка по технологии (9 класс)

    Карпова Людмила Анатольевна

    Интеллектуальная игра "Химия и жизнь", разработана для проведения предметной недели и внеклассного мероприятия.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon himiya_i_zhizn_intellektualnaya_igra.doc83.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Интеллектуальная игра по химии и технологии «Химия и жизнь»

    9 класс


    Интеллектуальная игра по химии и технологии «Химия и жизнь»

    9 класс

    Цель: обобщение и систематизация знаний по технологии (раздел «Технология ведения дома») и химии;  повышение интереса к предмету; развитие практических умений и навыков в использовании знаний по предмету в быту.

    Тип внеклассного занятия: применение знаний на практике

    Форма урока: урок-практикум (игра: класс делится на 4 команды)

    Жюри: учащиеся 10-11 классов, учителя МО ЕМЦ.

    Оборудование для проведения практической части игры по технологии:

    • пронумерованные лоскуты ткани различного химического состава, имеющие разного рода загрязнения (следы шариковой ручки, масляные пятна, прилипшую жевательную резинку и т.п.)
    • химические вещества для удаления пятен: растворители (ацетон, бензин, спирт), аммиак, моющее средство, мел и т.п.
    • миски с холодной и горячей водой
    • ватные или тканевые тампоны для выведения пятен
    • чистое полотно для подложки
    • тонкие резиновые перчатки
    • горелки
    • таблица для записи результатов работы

    Ход игры:

    1. Вступительное слово.

    Уют и порядок в доме очень важен. От него зависит настроение и даже здоровье человека. Очень широко в оформлении интерьера используются текстильные материалы: для штор, портьер, драпировок, обивки мебели, обшивки стен. Именно в этой роли ткани могут показать себя с лучшей стороны. Активно используются текстильные материалы и кожа в изготовлении аксессуаров для оформления интерьера (подушки, пуфы, валики, панно). Меняют их в интерьере довольно часто, приспосабливаясь к смене времен года и моде. Таким образом, в доме поддерживается хорошее настроение и приятная атмосфера. Но для того, чтобы дом оставался уютным и чистым, его нужно убирать.  Ухода требует и ваша одежда, и домашний текстиль. Вовремя выполненная чистка, стирка и влажно-тепловая обработка помогут надолго сохранить изделиям хороший внешний вид.

    Но есть такой вид уборки, который приходится делать, порой неожиданно. При этом важно быстро сориентировать в ситуации и правильно выбрать подходящее средство:

    • у вас были гости и на белоснежную скатерть разлили сок, кофе, чай, какао, соус;
    • выполняя домашнее задание, вы задумались и испачкали шариковой ручкой, чернилами  одежду;
    • присев на скамейку в парке во время прогулки, обнаружили на джинсах  жевательную резинку;
    • обедая, вы были неаккуратны и уронили жирную пищу на одежду, фрукты или ягоды;
    • решили пришить пуговицу на блузку или рубашку и укололи палец иглой,  порезались и испачкали одежду кровью.

    Знаете ли вы, как поступали в последнем случае мастера по изготовлению стеганых одеял?

    Для того, чтобы быстро удалить пятнышко крови потребуется средство, содержащее ферменты. именно таким средством является СЛЮНА. Вотрите слюну в испачканное место, сполосните и следите за тем, как пятно постепенно исчезает.

    Как быть в других случаях? Что делать? Какие подручные средства, имеющиеся в доме можно быстро применить? Именно на эти вопросы  вы и попытаетесь сегодня ответить.

    Инструктаж

    1. У вас на столах лежать лоскуты ткани, различные по химическому составу: хлопчатобумажные, льняные, шелковые, шерстяные,  искусственные и синтетические. Ваша задача – определить методом горения  их химический состав и занести результаты в таблицу для записи итогов работы (номер лоскута - волокно).
    2. Второй комплект тканей имеет различные загрязнения поверхности. Ваша задача – определить вид загрязнения (внешне) и способы устранения загрязнения (чем можно удалить пятно?). Затем из предложенных химических веществ выбрать необходимые средства и попытаться удалить пятно. В таблицу записать № лоскута и вид химического средства.
    3. Подумать, что можно использовать из арсенала домашних средств для удаления различных пятен.

    За каждый правильный ответ начисляется 5 баллов. Если задание выполнено частично, то за каждый недочет снимается по 1 баллу.

    1. Практический этап: выполнение заданий с занесением результатов работы в сводную таблицу.

    Выполнив правильно все задания, вы можете набрать максимально 105 баллов.

    В случае неполного ответа (или ответа с ошибками), снимается по 1 баллу за каждую погрешность.

    Инструктаж по технике безопасной работы:

    • Соблюдать осторожность
    • Работать в перчатках
    • Чтобы избежать образования «ореола», перед выведением пятна рекомендуется смочить ткань вокруг пятна водой.
    • Помнить о том, что: шерсть и шелк боятся щелочных растворов, хлопчатобумажные ткани – крепких кислот;  ацетатный шелк – уксусной кислоты и ацетона; синтетические – бензина и других растворителей.
    • Все пятна, которые не могут быть удалены стиркой, удаляются предварительно.

    Итоговая таблица результатов работы (вариант заполнения)

    Задание 1. Определение методом горения химического состава ткани

    № п/п

    Номер лоскута

    Вид волокна

    1.

    4.

    Хлопок – запах жженой бумаги, ярко-желтое пламя, горит вне пламени

    2.

    1.

    Синтетика – плавится в огне, образуется темный плотный шарик

    3.

    6.

    Шерсть – толстая ткань, колючая, горит желтым пламенем, при вынесении из огня затухает, издает запах жженого пера, рога

    4.

    2.

    Искусственный шелк – по внешнему виду напоминает шелк, но при горении сворачивается в маленькие бурые шарики, пахнущие уксусом. Вне пламени горение прекращается. Растворяется в ацетоне.

    5.

    8.

    Лен – жесткая, гладкая, блестящая ткань с утолщением нитей. При горении ярко-желтым пламенем издает запах жженой бумаги

    6.

    3.

    Натуральный шелк – тонкая блестящая струящаяся ткань, горит желтым пламенем, при вынесении из огня затухает, издает запах жженого пера, рога

    7.

    5.

    Синтетика – на ощупь скрипит, при горении не плавится, образуя коричневый наплыв

    8.

    7.

    Вискоза – мягкая пластичная ткань, напоминающая хлопок, горит ярко-желтым пламенем, издает запах жженой бумаги


    Задание 2. Определение вида загрязнения и способа его устранения

    № лоскута

    Вид загрязнения

    Способ устранения              (химическое вещество)

    1.

    Краска для волос

    Смесь перекиси водорода и равного количества нашатырного спирта

    2.

    Масляное пятно (например, от масла для швейных машин)

    Нашатырный спирт, затем теплая вода

    Бензин

    3.

    Пятно от туши, гуаши

    Замочить ткань в холодной воде с добавлением любого моющего средства, почистить после высыхания щеткой.

    4.

    Свежее масляное пятно (жирное пятно)

    Присыпать растолченным мелом, а когда пожелтеет, то есть впитает жир, мел стряхнуть. Повторить несколько раз, пока мел не перестанет желтеть.

    5.

    Свежие пятна от травы

    Протереть одеколоном. Теплый мыльный раствор с небольшим добавлением нашатырного спирта спиртосодержащего препарата

    6.

    След от шариковой ручки

    Чистый спирт

    7.

    Косметические кремы и духи

    Бензин

    8.

    Задание 3. Способы устранения загрязнений подручными средствами

    № п/п

    Вид загрязнения

    Способ устранения

    1.

    Свежее жирное пятно

    Посыпать солью и осторожно втереть в ткань, соль менять несколько раз, пока пятно не исчезнет

    2.

    Чернильное пятно

    Несколько капель лимонного сока или горячее молоко

    3.

    Шоколад

    Стирка в сильно подсоленной воде или растворе нашатырного спирта

    4.

    Черника, черная смородина

    Промыть в воде, подержать изделий в кислом молоке, растворе лимонного сока или лимонной кислоты.

    5.

    Малина, земляника, смородина

    Протереть пятно смесью разных частей уксуса и лимонной кислоты (сока), затем выстирайте.

    Выполнение заданий по технологии чередуется с заданиями по химии. Во время подведения итогов членами жюри, учащиеся от каждой команды, не занятые выполнением практической работы отвечают на блиц-вопросы (подготовленные учителем химии).

    Затем результаты, полученные в двух номинациях (технология и химия) плюсуются, и оглашается общий итог игры.

    1. Подведение итогов, релаксация

    Итоговая таблица результатов работы (для учащихся)

    Задание 1. Определение методом горения химического состава ткани

    № п/п

    Номер лоскута

    Вид волокна

    1.

    2.

    3.

    4.

    5.

    6.

    7.

    8.

    Задание 2. Определение вида загрязнения и способа его устранения

    № лоскута

    Вид загрязнения

    Способ устранения              (химическое вещество)

    1.

    Краска для волос

    2.

    Масляное пятно (например, от масла для швейных машин)

    3.

    Пятно от туши, гуаши

    4.

    Свежее масляное пятно (жирное пятно)

    5.

    Свежие пятна от травы

    6.

    След от шариковой ручки

    7.

    Косметические кремы и духи

    8.

    Задание 3. Способы устранения загрязнений подручными средствами

    № п/п

    Вид загрязнения

    Способ устранения

    1.

    Свежее жирное пятно

    2.

    Чернильное пятно

    3.

    Шоколад

    4.

    Черника, черная смородина

    5.

    Малина, земляника, смородина


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Интегрированная интеллектуальная игра по биологии и химии "Водный мир" 8 класс.

    Интегрированная интеллектуальная игра "Водный мир" была проведена в 8 классе в  месячник естественно - математического цикла в феврале 2011г....

    Презентация к интегрированной интеллектуальной игре по биологии и химии "Водный мир". 8 класс.

    Данная презентация вызвала у   учащихся массу положительных эмоций и пополнила их багаж знаний о воде....

    Презентация к интегрированной интеллектуальной игре по биологии и химии"Водный мир". 8 класс.

    Данная презентация вызвала у учащихся массу положительных эмоций и пополнила  их багаж знаний о воде....

    Методическая разработка интеллектуальной игры для учащихся 9-10 классов «Что ты знаешь о войне?»

    Интеллектуальная игра, посвящённая Великой Отечественной войне, может быть проведена как внеурочное мероприятие на параллели учащихся 9-10 классов. Вариант, приведённый ниже, подготовлен как игра, пос...

    Сценарий внеклассного мероприятия по химии для 10 класса Интеллектуальная игра «По страницам развития химии»

    Разработка внеклассного мероприятия по химии в 10 классе по теме «По страницам развития химии». История развития химии как науки....

    Разработка интеллектуальной игры по химии "Химический бой" среди учащихся 8-11 классов

    Игра предназначена для учащихся 8-11 классов средних общеобразовательных школ...

    Интеллектуальная игра "Счастливый случай" по химии, 10 класс

    Интеллектуальная игра Счастливый случай10кл...