Главные вкладки

    Рабочая программа кружка по технологии «Страна мастеров» 5-8 класса
    рабочая программа по технологии (5, 6, 7, 8 класс)

    Луценко Светлана Ивановна

    Эта программа является комплексной, вариативной, предполагает формирование ценностных эстетических ориентиров, художественно-эстетической оценки и овладение основами творческой деятельности, дает возможность каждому воспитаннику реально открывать для себя волшебный мир декоративно-прикладного искусства, проявить и реализовать свои творческие способности.

    Программа рассчитана на учащихся 5-8 классов (11- 15лет), занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часа (всего 34 часа).

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    2. Пояснительная записка.

    Рабочая программа составлена на основании следующих нормативных документов:

    •        Закон РФ «Об образовании в РФ»;

    •        Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 2010 г.);

    •        Примерные программы, созданные на основе Федерального государственного образовательного стандарта;

    •        Примерная программа составлена на основе Программы основного общего образования.  «Технология. Обслуживающий труд» автор О.А.Кожина. Учебно-методическое пособие Рабочие программы. 5-8 классы /сост. Е,Ю. Зеленецкая. – М.: Дрофа, 2013.

    •Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор /автор Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. Пособие для учителя. Москва «Просвещение», 2010 г.-224с.

    Внеурочная познавательная деятельность традиционно является одним из самых распространенных видов внеурочной деятельности детей в образовательных учреждениях России. Она может быть организована в форме факультативных, кружковых, библиотечных, классных и иных занятий познавательной направленности. Любая из этих форм обладает достаточно большим воспитательным потенциалом, реализация которого является задачей педагога, организующего свою работу в соответствии с новыми федеральными государственными образовательными стандартами.

    Программа актуальна, поскольку является комплексной, вариативной, предполагает формирование ценностных эстетических ориентиров, художественно-эстетической оценки и овладение основами творческой деятельности, дает возможность каждому воспитаннику реально открывать для себя волшебный мир декоративно-прикладного искусства, проявить и реализовать свои творческие способности.

    Программа рассчитана на учащихся 5-8 классов (11- 15лет), занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часа (всего 34 часа).

    Цель программы:

    – обеспечение условий для творческой активности и самореализации личности учащихся;

    – создание предпосылок для изучения обучающимися основ декоративно-прикладного творчества посредством знакомства с разными видами рукоделия;

    - развитие индивидуальных способностей учащихся через приобщение к традиционным женским рукоделиям;

    – содействие жизненному самоопределению учащихся.

    Задачи программы:

    О б у ч а ю щ и е:

    – познакомить учащихся с историей и современными направлениями развития декоративно-прикладного творчества;

    – научить детей владеть различными техниками работы с материалами, инструментами и приспособлениями, необходимыми в работе;

    – обучить технологиям разных видов рукоделия.

    В о с п и т а т е л ь н ы е:

    – приобщить учащихся к системе культурных ценностей, отражающих богатство общечеловеческой культуры, в том числе и отечественной, формировать потребность в высоких культурных и духовных ценностях и их дальнейшем обогащении;

    – побуждать к овладению основами нравственного поведения и нормами гуманистической морали (доброты, взаимопонимания, милосердия, веры в созидательные способности человека, терпимости по отношению к людям, культуры общения, интеллигентности как высшей меры воспитанности);

    – способствовать развитию внутренней свободы ребенка, способности к объективной самооценке и самореализации поведения, чувства собственного достоинства, самоуважения;

    – воспитывать уважительное отношение между членами коллектива в совместной творческой деятельности;

    – развивать потребность к творческому труду, стремление преодолевать трудности, добиваться успешного достижения поставленных целей.

    Р а з в и в а ю щ и е:

    – развивать природные задатки, творческий потенциал каждого ребенка: фантазию, наблюдательность;

    – развивать образное и пространственное мышление, память, воображение, внимание;

    – развивать положительные эмоции и волевые качества;

    – развивать моторику рук, глазомер.

    Место кружка «Страна мастеров» в учебном плане

    - Рабочая программа разработана в соответствии с основной образовательной программой общего образования МОУ «Ерышовская СОШ»

    - Данная программа рассчитана на учащихся 5-8 классов (11- 15лет), занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу (всего 34 часа).

    В процессе обучения возможно проведение корректировки сложности заданий и внесение изменений в программу, исходя из опыта детей и степени усвоения ими учебного материала.

     3. Планируемые личностные и метапредметные результаты освоения курса «Страна мастеров»

    Планируемые результаты освоения курса:

     Личностные универсальные учебные действия:

    У учащихся будут сформированы:

    1) ответственное отношение к учению;

    2) готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

    3) умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры;

    4) начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире;

    5) экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, здоровье сберегающего поведения;

    6) формирование способности к эмоциональному восприятию языковых объектов, лингвистических задач, их решений, рассуждений;

    7) умение контролировать процесс и результат учебной деятельности;

    у учащихся могут быть сформированы:

    1) первоначальные представления о технологии как сфере человеческой деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации;

     2) коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками в образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;

    3) критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;

    4) креативность мышления, инициативы, находчивости, активности при решении технологических задач;

    Регулятивные универсальные учебные действия:

     у учащихся должны быть сформированы следующие знания:

    1) формулировать и удерживать учебную задачу;

    2) выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

    3) планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

    4)предвидеть уровень усвоения знаний, его временных характеристик;

    5) составлять план и последовательность действий;

    6) осуществлять контроль по образцу и вносить необходимые коррективы;

    7) адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения;

    8) сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

    учащиеся получат возможность научиться:

    1) определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учётом конечного результата;

    2) предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задач;

    3) осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и по способу действия;

    4) выделять и формулировать то, что усвоено и, что нужно усвоить, определять качество и уровень усвоения;

    5) концентрировать волю для преодоления затруднений и физических препятствий;

    Познавательные универсальные учебные действия:

    учащиеся научатся:

    1) самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;

    2) применять правила и пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями;

    4) создавать, применять и преобразовывать технологические средства, модели и схемы для решения задач;

    5) самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных технологических проблем;

    6) понимать сущность алгоритмических предписаний и уметь действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;

    7) понимать и использовать средства наглядности (рисунки, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации;

    8) находить в различных источниках информацию, необходимую для решения проблем;

    учащиеся получат возможность научиться:

    1) формировать учебную и общепользовательскую компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентности);

    2) планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач;

    Коммуникативные универсальные учебные действия:

    учащиеся научатся:

    1) организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников;

    2) взаимодействовать и находить общие способы работы; работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

     3) прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения;

     4) разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников;

     5) координировать и принимать различные позиции во взаимодействии;

     6) аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.

      Предметные универсальные учебные действия :

    в познавательной сфере:

    1)осознание роли техники и технологий для прогрессивного развития общества; формирование целостного представления о сущности технологической культуры и культуры труда; ориентация в имеющихся и возможных средствах и технологиях создания объектов труда;

    2)практическое освоение обучающимися основ проектно-исследовательской деятельности;

    3)развитие умений применять технологии представления, преобразования и использования информации, оценивать возможности и области применения средств и инструментов ИКТ в современном производстве или сфере обслуживания, рациональное использование учебной и дополнительной технической и технологической информации для проектирования и создания объектов труда;

    4)овладение средствами и формами графического отображения объектов или процессов,

    5)формирование умений устанавливать взаимосвязь знаний по разным учебным предметам для решения прикладных учебных задач; применение общенаучных знаний по предметам естественно-математического цикла в процессе подготовки и осуществления технологических процессов для обоснования и аргументации рациональности деятельности; применение элементов экономики при обосновании технологий и проектов;

     6)овладение элементами научной организации труда, формами деятельности, соответствующими культуре труда;

    в трудовой сфере:

    1)планирование технологического процесса и процесса труда; подбор материалов с учётом характера объекта труда и технологии; подбор инструментов, приспособлений и оборудования с учётом требований технологии и материально-энергетических ресурсов;

    2)овладение методами учебно-исследовательской и проектной деятельности, решения творческих задач, моделирования, конструирования; проектирование последовательности операций и составление операционной карты работ;

    3)выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов, ограничений; соблюдение трудовой и технологической дисциплины; соблюдение норм и правил безопасного труда, пожарной безопасности, правил санитарии и гигиены;

    4)выбор средств и видов представления технической и технологической информации в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения;

    5)контроль промежуточных и конечных результатов труда по установленным критериям и показателям с использованием контрольных и измерительных инструментов; выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их исправления;

    6)документирование результатов труда; примерная экономическая оценка возможной прибыли с учётом сложившейся ситуации на рынке товаров и услуг;

    в мотивационной сфере:

    1)оценивание своей способности к труду в конкретной предметной деятельности; осознание ответственности за качество результатов труда;

    2)согласование своих потребностей и требований с потребностями и требованиями других участников познавательно-трудовой деятельности;

    3)формирование представлений о мире профессий, связанных с изучаемыми технологиями, их востребованности на рынке труда;

    4)выраженная готовность к труду в сфере материального производства или сфере услуг; оценивание своей способности и готовности к предпринимательской деятельности;

    5)стремление к экономии и бережливости в расходовании времени, материалов, денежных средств, труда; наличие экологической культуры при обосновании объекта труда и выполнении работ;

    в эстетической сфере:

    1)овладение методами эстетического оформления изделий, обеспечения сохранности продуктов труда, дизайнерского проектирования изделий; разработка варианта рекламы выполненного объекта или результата труда;

    2)рациональное и эстетическое оснащение рабочего места с учётом требований эргономики и элементов научной организации труда;

    3)умение выражать себя в доступных видах и формах художественно-прикладного творчества; художественное оформление объекта труда и оптимальное планирование работ;

    5)участие в оформлении класса и школы, стремление внести красоту в домашний быт;

    в коммуникативной сфере:

    1)практическое освоение умений, составляющих основу коммуникативной компетентности: действовать с учётом позиции другого и уметь согласовывать свои действия; устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми; удовлетворительно владеть нормами и техникой общения; определять цели коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнёра, выбирать адекватные стратегии коммуникации;

    2)установление рабочих отношений в группе для выполнения практической работы, интегрирование в группу сверстников и построение продуктивного взаимодействия со сверстниками и учителями;

    3)сравнение разных точек зрения перед принятием решения и осуществлением выбора; аргументирование своей точки зрения, отстаивание в споре своей позиции невраждебным для оппонентов образом;

    4)адекватное использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач;

     в физиолого-психологической сфере:

    1)развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными инструментами; достижение необходимой точности движений при выполнении различных технологических операций;

    2)соблюдение необходимой величины усилий, прилагаемых к инструментам, с учётом технологических требований;

     4. Содержание программы «Страна мастеров» 5-8 класса

    Название темы

    Кол-во

    часов

    Изучаемые в теме вопросы

    Вводная

    занятие

    1 ч

    Инструктаж по охране труда и правилам поведения в учебных мастерских. Правила безопасности труда с колющими, режущими инструментами. Содержание в порядке рабочего места. Правила личной гигиены. Планирование занятий курса Страна мастеров».

    Цветы из ревелюра

    15 ч

    История изготовления цветов из ревелюра, особенности выбора базового и дополнительного материалов, о цветовых сочетаниях и текстуре

                             

    1 ч

    Особенности выбора базового и дополнительного материалов, о цветовых сочетаниях и текстуре

    Технология изготовления цветов

     9ч

     Штамповка, формовка и прочая обработка листьев и лепестков. Последовательность и нюансы соединения листьев и лепестков. Изготовление бутонов роз. Пионов.

    Фантазийного цветка.

    Прикладное применение цветов и композиций

    Декоративное оформление рамки для фотографии. Декоративное оформление емкости для хранения. Составление декоративного панно из цветов.

                                                                      Техника лоскутного шитья. Стиль «пэчворк».

    9 ч

    История и современность лоскутного шитья. Виды ручных и машинных швов.

    Орнамент. Цветовая гамма. Приемы работы. Конструирование узоров, сборка орнамента. Шитьё на основу. Изготовление шаблонов.Изготовление прихватки в стиле лоскутной техники.

    Текстильные игрушки «Тильда»

    История возникновения текстильной игрушки. Народные игрушки. Особенности игрушки «Тильда». Инструменты и приспособления. Правила построения выкроек. Основные линии чертежа. Типы игрушек. Украшения и фурнитура. Набивка. Составление эскиза. Заготовка выкроек игрушки на выбор «кошка», «собачка» Раскрой игрушки. Пошив игрушки «кошка». Набивка и оформление игрушки

    Подведение итогов

    2 ч

    Мониторинг качества знаний воспитанников. Выставка работ учащихся.

    Итого:

    34 ч

     5. Тематическое планирование «Страна мастеров» 5-8 класс

                                                                  Название раздела, темы.

    Кол-во часов

    1

    Вводная занятие.

    1

    2

    Цветы из ревелюра

    15

    История изготовления цветов из ревелюра, особенности выбора базового и дополнительного материалов, о цветовых сочетаниях и текстуре

    1

    Технология изготовления цветов

    9

    Прикладное применение цветов и композиций

    5

    3

    Техника лоскутного шитья. Стиль «пэчворк».

    9

    4

    Текстильные игрушки «Тильда»

    7

    5

    Подведение итогов

    2

    6. Литература

    Список литературы, использованный для написания программы:

    1. Арефьев И.П. Занимательные уроки технологии для девочек. 5 класс: Пособие для учителей. – М.: Школьная пресса, 2005. – 80с.
    2. Арефьев И.П. Занимательные уроки технологии для девочек. 6 класс: Пособие для учителей. – М.: Школьная пресса, 2005. – 48с.
    3. Арефьев И.П. Занимательные уроки технологии для девочек. 7 класс: Пособие для учителей. – М.: Школьная пресса, 2005. – 64с.
    4. Кожина О.А., Кудакова Е.Н., Маркуцкая С.Э. «Технология. Обслуживающий труд» 5 класс. М.: Дрофа, 2014. – 254с.
    5. Кожина О.А., Кудакова Е.Н., Маркуцкая С.Э. «Технология. Обслуживающий труд» 6 класс. М.: Дрофа, 2014. – 288с.
    6. Кожина О.А., Кудакова Е.Н., Маркуцкая С.Э. «Технология. Обслуживающий труд» 7 класс. М.: Дрофа, 2014. – 256с.
    7. Кожина О.А., Кудакова Е.Н., Маркуцкая С.Э. «Технология. Обслуживающий труд» 8 класс. М.: Дрофа, 2014. – 256с.

    Оборудование класса

            Набор ручных швейных инструментов и приспособлений

            Набор чертежных инструментов

      Виды швов, орнаментов

            Комплект оборудования и приспособлений для ВТО

            Образцы изделий, выполненных в различных техниках рукоделия  

      Гладильная доска

      Утюг

    Классная доска

      Столы и стулья для обучающихся и педагога

      Шкафы для хранения изделий и материалов

    Календарно-тематическое планирование «Страна мастеров» 5-8 класс

    Тема занятия

    Кол-во

    часов

    Дата

    план

    факт

    1

    Вводное занятие.

    1

    Цветы из ревелюра

    15

    2

    История изготовления цветов из ревелюра, особенности выбора базового и дополнительного материалов, о цветовых сочетаниях и текстуре

    1

    Технология изготовления цветов

    9

    3

    Штамповка, формовка и прочая обработка листьев и лепестков.

     

    1

    4

    Последовательность и нюансы соединения листьев и лепестков.

    1

    5-6

    Изготовление бутонов роз.

    2

    7-8

    Изготовление пионов.

    2

    9

    Изготовление фантазийного цветка (шаблоны, выкройки)

    1

    10

    Изготовление необычных лепестков.

    1

    11

    Сборка деталей

    1

    Прикладное применение цветов и композиций

    5

    12

    Декоративное оформление рамки для фотографии

    1

    13-14

    Декоративное оформление емкости для хранения

    2

    15-16

    Составление декоративного панно из цветов

    2

    Техника лоскутного шитья. Стиль «пэчворк».

    9

    17

    История и современность лоскутного шитья.

    1

    18

    Виды ручных и машинных швов.

    1

    19

    Орнамент. Цветовая гамма.

    1

    20

    Приемы работы. Конструирование узоров, сборка орнамента.

    1

    21-22

    Шитьё на основу.

    2

    23-24

    Изготовление шаблонов.

    2

    25

    Изготовление прихватки в стиле лоскутной техники.

    1

    Текстильные игрушки «Тильда»

    7

    26

    История возникновения текстильной игрушки. Народные игрушки. Особенности игрушки «Тильда»

    1

    27

    Инструменты и приспособления. Основные линии чертежа.

    1

    28

    Правила построения выкроек. Типы игрушек.

    1

    29

    Раскрой игрушки

    1

    30

    Украшения и фурнитура. Набивка.

    1

    31

    Заготовка выкроек игрушки «кошка».

    1

    32

    Набивка и оформление игрушки

    1

    Подведение итогов

    2

    33

    Мониторинг качества знаний воспитанников.

    1

    34

    Выставка работ учащихся.

    1

    Итого

    34


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа кружка по экологии "Изучаем родной край" 1 класс

    В программе “Изучаем родной край” прослеживается ряд условий, способствующих развитию нравственной позиции по отношению к родному краю: поскольку процесс обучения построен на взаимодействии учителя и ...

    Рабочая программа кружка Обществознание (подготовка к ЕГЭ) 10-11 классы.

    Пояснительная записка.  Направленность программы: Актуализировать систему знаний о видах деятельности людей, об обществе, его сферах,   правовом   регулировани...

    Рабочая программа кружка по русскому языку для 5-6 классов.

    Программа разработана с учетом программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений и  реализует преемственность с основным содержанием учебной программы по русскому языку для V-VI клас...

    Рабочая программа кружка “Живая химия” для учащихся 8-10 классов на 2012-2013 учебный год

    Мир растений чрезвычайно разнообразен. Растения обладают рядом специфических особенностей строения, и поэтому их выделяют в отдельное царство организмов. К настоящему времени в мире...

    программа кружка по технологии "Уральский мастер"

    Программа кружка по технологии "Уральский мастер" (технический труд)...

    Рабочая программа кружка по технологии для 5-6кл. 2013-2014

    Рабочая программа по технологии для 5-6кл. 2013-2014...