Главные вкладки

    Формирование УУД на уроках технологии
    методическая разработка по технологии

    Балтахинов Павел Николаевич

    .

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon формирование УУД46.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Педагогический совет «Формирование УУД на уроках и во внеурочной деятельности».

    Балдахинов П.Н. учитель технологии

    Тема: «Формирование УУД на уроках технологии»

    По современным данным, для ученика очень важно уметь самостоятельно и творчески мыслить, пополнять и обновлять знания, отбирать главное в море информации, следовательно, результаты обучения должны быть не в виде конкретных знаний, а в виде умения учиться. Темпы обновления знаний настолько высоки, что на протяжении жизни человеку приходится неоднократно переучиваться, овладевать новыми профессиями. Непрерывное образование становится реальностью и необходимостью в жизни человека.

    Развитие СМИ и сети Интернет приводит к тому, что школа перестает быть единственным источником знаний и информации для школьника. В чем заключается задача школы?

    Интеграция, обобщение, осмысление новых знаний, увязывание их с жизненным опытом ребенка на основе формирования умения учитьСЯ (учить СЕБЯ) – вот та задача, в решении которой школе сегодня замены нет.

            

    Приоритетной целью школьного образования становится развитие у учащихся способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения.

    Достижение данной цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий(УУД).

    В составе основных видов универсальных учебных действий можно выделить четыре блока: личностный, регулятивный, познавательный и коммуникативный.

    Ведущую роль в формировании УУД играет учитель. Подбор содержания, разработка конкретного набора наиболее эффективных учебных заданий (в рамках каждой предметной области), определение планируемых результатов – всё это требует от педагога грамотного подхода.

    Каждый учебный предмет в зависимости от предметного содержания и правильной организации учебной деятельности обучающихся раскрывает определённые возможности для формирования универсальных учебных действий.

    Возможности предмета «Технология» на ровне с «Физикой» и «Химией» позволяют гораздо больше, чем у других предметов. При соответствующем содержательном и методическом наполнении данный предмет может стать опорным для формирования системы универсальных учебных действий. В нём все элементы учебной деятельности достаточно наглядны а, значит и более понятны для детей.

    Предмет «Технология» имеет практико-ориентированную направленность. Его содержание не только даёт ребенку представление о технологическом процессе, но и показывает, как использовать эти знания в разных сферах учебной и внеучебной деятельности (при поиске информации, усвоении новых знаний, выполнении практических заданий).

    Практическая деятельность на уроках технологии является средством общего развития ребенка, становления социально значимых личностных качеств, а также формирования системы специальных технологических и универсальных учебных действий.

    Разберем развитие УУД на примере изучения «Технологии»  в 5 классе.

    К личностным УУД относятся:

    •        положительное отношение к учению, к познавательной деятельности,

    •        желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся,

    •        осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению,

    •        осваивать новые виды деятельности,

    •        участвовать в творческом, созидательном процессе;

    •        осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества, признание для себя общепринятых морально-этических норм, способность к самооценке своих действий, поступков;

    •        осознание себя как гражданина, как представителя определённого народа, определённой культуры, интерес и уважение к другим народам;

    •        стремление к красоте, готовность поддерживать состояние окружающей среды и своего здоровья.

    Для формирования личностных универсальных учебных действий мною используются следующие виды заданий:

    •        участие в проектах;

    •        творческие задания;

    •        зрительное, моторное, вербальное восприятие музыки;

    •        мысленное воспроизведение картины, ситуации, видеофильма;

    •        самооценка события, происшествия;

    •        самооценочные листы.

    Регулятивные УУД обеспечивают обучающимся организацию своей учебной деятельности:

    • целеполагание - что известно и неизвестно;

    • планирование — определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

    • прогнозирование — предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных  характеристик;

    • контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном;

    • коррекция;

    • оценка;

    • саморегуляция.

     Предмет «Технология» имеет чёткую практико-ориентированную направленность, способствует формированию регулятивных  УУД путём «приобретения навыков самообслуживания; овладения технологическими приемами ручной обработки материалов; усвоения правил техники безопасности».

    К коммуникативным УУД относятся:

    умение вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками,

     участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения;

    задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других,

     формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения;

    строить небольшие монологические высказывания,

     осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач.

    Для формирования коммуникативных ууд мною используются:

    -организация взаимной проверки заданий

    -обсуждения участниками способов своего действия

    - учебные игры, соревнования

    -работа в группах. Чтобы шло развитие коммуникативных УУД работа в группе должна всегда завершаться рефлексивной деятельностью учащихся. Чтобы показать учащимся, как они работали в группе, каков уровень их коммуникации, вместе с ними анализируется не только результат, но и процесс работы.

        К познавательным УУД относятся умения:

    - осознавать познавательную задачу;

     - читать и слушать, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находить её в материалах учебников, рабочих тетрадей, другой доплнительной литературе;

     - осуществлять для решения учебных задач операции  анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы;

     - выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме;

     - понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использовать знаково-символичные средства для решения различных  учебных задач.

    Для формирования познавательных ууд мною используются:

     - не только использование наглядных моделей (схемы, чертежи, планы), но и обучение самостоятельно  строить схемы, модели, таблицы  и т. п.

     - задания по самостоятельному нахождению и извлечению нужной информации из материалов учебников и другой дополнительной литературе.

     - осуществлять классификации, сравнения личной работы с другими.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Формирование УУД на уроках технологии в начальной школе.

    В ходе работы над формированием универсальных учебных действий у учащихся начальной школы были созданы разработки уроков по данному направлению. Этот материал является тезисным, отправной точкой в ход...

    Формирование УУД на уроках технологии

    Прослеживание формирований коммуникативных учебных действий на уроках технологии  в групповой работе по теме " Рукоделие. Лоскутные техники"...

    Развитие творческих способностей учащихся через создание условий для формирования УУД на уроках технологии

    Обобщение опыта работы по теме: "Развитие творческих способностей учащихся через создание условий для формирования УУД на уроках технологии"...

    «Формирование компетенций на уроке технологии по теме «Коса – девичья краса»»

    Урок «Коса – девичья краса» призван  познакомить учащихся шестого класса с правилами определения типа волос, приемами правильного ухода за  своим типом волос,...

    Формирование УУД на уроках технологии

    Выступление на педагогическом совете....

    Формирование УУД на уроках технологии в рамках реализации ФГОС ООО.

    Формирование УУД на уроках технологии в рамках реализацииФГОС ООО на примере темы : «Лоскутное шитье» 5 класс.Ссылка на перезентацию.https://cloud.mail.ru/public/8S2M/YmtXDBuYzСсылки на ви...

    Формирование УУД на уроках технологии

    В данной презентации представлены возможности формирования УУД на уроках технологии...