Формирование УУД на уроках технологии
методическая разработка по технологии

Балтахинов Павел Николаевич

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon формирование УУД46.5 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогический совет «Формирование УУД на уроках и во внеурочной деятельности».

Балдахинов П.Н. учитель технологии

Тема: «Формирование УУД на уроках технологии»

По современным данным, для ученика очень важно уметь самостоятельно и творчески мыслить, пополнять и обновлять знания, отбирать главное в море информации, следовательно, результаты обучения должны быть не в виде конкретных знаний, а в виде умения учиться. Темпы обновления знаний настолько высоки, что на протяжении жизни человеку приходится неоднократно переучиваться, овладевать новыми профессиями. Непрерывное образование становится реальностью и необходимостью в жизни человека.

Развитие СМИ и сети Интернет приводит к тому, что школа перестает быть единственным источником знаний и информации для школьника. В чем заключается задача школы?

Интеграция, обобщение, осмысление новых знаний, увязывание их с жизненным опытом ребенка на основе формирования умения учитьСЯ (учить СЕБЯ) – вот та задача, в решении которой школе сегодня замены нет.

        

Приоритетной целью школьного образования становится развитие у учащихся способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения.

Достижение данной цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий(УУД).

В составе основных видов универсальных учебных действий можно выделить четыре блока: личностный, регулятивный, познавательный и коммуникативный.

Ведущую роль в формировании УУД играет учитель. Подбор содержания, разработка конкретного набора наиболее эффективных учебных заданий (в рамках каждой предметной области), определение планируемых результатов – всё это требует от педагога грамотного подхода.

Каждый учебный предмет в зависимости от предметного содержания и правильной организации учебной деятельности обучающихся раскрывает определённые возможности для формирования универсальных учебных действий.

Возможности предмета «Технология» на ровне с «Физикой» и «Химией» позволяют гораздо больше, чем у других предметов. При соответствующем содержательном и методическом наполнении данный предмет может стать опорным для формирования системы универсальных учебных действий. В нём все элементы учебной деятельности достаточно наглядны а, значит и более понятны для детей.

Предмет «Технология» имеет практико-ориентированную направленность. Его содержание не только даёт ребенку представление о технологическом процессе, но и показывает, как использовать эти знания в разных сферах учебной и внеучебной деятельности (при поиске информации, усвоении новых знаний, выполнении практических заданий).

Практическая деятельность на уроках технологии является средством общего развития ребенка, становления социально значимых личностных качеств, а также формирования системы специальных технологических и универсальных учебных действий.

Разберем развитие УУД на примере изучения «Технологии»  в 5 классе.

К личностным УУД относятся:

•        положительное отношение к учению, к познавательной деятельности,

•        желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся,

•        осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению,

•        осваивать новые виды деятельности,

•        участвовать в творческом, созидательном процессе;

•        осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества, признание для себя общепринятых морально-этических норм, способность к самооценке своих действий, поступков;

•        осознание себя как гражданина, как представителя определённого народа, определённой культуры, интерес и уважение к другим народам;

•        стремление к красоте, готовность поддерживать состояние окружающей среды и своего здоровья.

Для формирования личностных универсальных учебных действий мною используются следующие виды заданий:

•        участие в проектах;

•        творческие задания;

•        зрительное, моторное, вербальное восприятие музыки;

•        мысленное воспроизведение картины, ситуации, видеофильма;

•        самооценка события, происшествия;

•        самооценочные листы.

Регулятивные УУД обеспечивают обучающимся организацию своей учебной деятельности:

• целеполагание - что известно и неизвестно;

• планирование — определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

• прогнозирование — предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных  характеристик;

• контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном;

• коррекция;

• оценка;

• саморегуляция.

 Предмет «Технология» имеет чёткую практико-ориентированную направленность, способствует формированию регулятивных  УУД путём «приобретения навыков самообслуживания; овладения технологическими приемами ручной обработки материалов; усвоения правил техники безопасности».

К коммуникативным УУД относятся:

умение вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками,

 участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения;

задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других,

 формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения;

строить небольшие монологические высказывания,

 осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач.

Для формирования коммуникативных ууд мною используются:

-организация взаимной проверки заданий

-обсуждения участниками способов своего действия

- учебные игры, соревнования

-работа в группах. Чтобы шло развитие коммуникативных УУД работа в группе должна всегда завершаться рефлексивной деятельностью учащихся. Чтобы показать учащимся, как они работали в группе, каков уровень их коммуникации, вместе с ними анализируется не только результат, но и процесс работы.

    К познавательным УУД относятся умения:

- осознавать познавательную задачу;

 - читать и слушать, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находить её в материалах учебников, рабочих тетрадей, другой доплнительной литературе;

 - осуществлять для решения учебных задач операции  анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы;

 - выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме;

 - понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использовать знаково-символичные средства для решения различных  учебных задач.

Для формирования познавательных ууд мною используются:

 - не только использование наглядных моделей (схемы, чертежи, планы), но и обучение самостоятельно  строить схемы, модели, таблицы  и т. п.

 - задания по самостоятельному нахождению и извлечению нужной информации из материалов учебников и другой дополнительной литературе.

 - осуществлять классификации, сравнения личной работы с другими.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование УУД на уроках технологии в начальной школе.

В ходе работы над формированием универсальных учебных действий у учащихся начальной школы были созданы разработки уроков по данному направлению. Этот материал является тезисным, отправной точкой в ход...

Формирование УУД на уроках технологии

Прослеживание формирований коммуникативных учебных действий на уроках технологии  в групповой работе по теме " Рукоделие. Лоскутные техники"...

Развитие творческих способностей учащихся через создание условий для формирования УУД на уроках технологии

Обобщение опыта работы по теме: "Развитие творческих способностей учащихся через создание условий для формирования УУД на уроках технологии"...

«Формирование компетенций на уроке технологии по теме «Коса – девичья краса»»

Урок «Коса – девичья краса» призван  познакомить учащихся шестого класса с правилами определения типа волос, приемами правильного ухода за  своим типом волос,...

Формирование УУД на уроках технологии

Выступление на педагогическом совете....

Формирование УУД на уроках технологии в рамках реализации ФГОС ООО.

Формирование УУД на уроках технологии в рамках реализацииФГОС ООО на примере темы : «Лоскутное шитье» 5 класс.Ссылка на перезентацию.https://cloud.mail.ru/public/8S2M/YmtXDBuYzСсылки на ви...

Формирование УУД на уроках технологии

В данной презентации представлены возможности формирования УУД на уроках технологии...