Главные вкладки

    рабочая программа по технологии 6 класс
    рабочая программа по технологии (6 класс)

    Горуленко Светлана Петровна

    Рабочая программа основного общего образования по предмету «Технология. Технологии ведения дома»  для 6 класса составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам освоения основной общеобразовательной программы основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения.   

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл rabochaya_programma_po_tehnologii_6_klass_fgos.docx57.63 КБ

    Предварительный просмотр:

    Пояснительная записка

    Рабочая программа основного общего образования по предмету «Технология. Технологии ведения дома»  для 6 класса составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам освоения основной общеобразовательной программы основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения.    

    Данная рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документах:

    1. Закон «Об образовании» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 г.
    2.  Федеральный Государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ Министерства Образования и Науки РФ от 17.12.10 №1897)

    1. Примерная программа по предметам «Технология» для учащихся 5-9 классов, М.: Просвещение, 2010 год (стандарты второго поколения);
    2. Авторская программа по предмету «Технология» для учащихся  5-8 классы А.Т. Тищенко, Н.В. Синица. — М.: Вентана-Граф, 2012.

    1. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях СанПин№2
    2. Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях (приказ №  1067 от   19.12.2012)
    3. Письмо Министерства образования и науки РФ от 24 ноября 2011 г. N МД-1552/03 "Об оснащении общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием"

    Учебный  предмет  «Технология»  является  необходимым компонентом  общего  образования  школьников.  Его  содержание предоставляет  обучающимся  возможность  войти  в  мир  искусственной,  созданной  людьми  среды  техники  и  технологий,  называемой  техносферой  и  являющейся  главной  составляющей окружающей  человека  действительности. Согласно учебному плану ОУ рабочая программа для  6 класса предусматривает обучение предмету «Технология» в объёме 2 часа в неделю, 68 часов в год.  1 четверть – 16 часов;  2 четверть – 16 часов; 3 четверть – 20 часа; 4 четверть – 16 часов. Изучение технологии в 6 классе обеспечивает достижение личностных, метапредметных и предметных результатов.
    Личностными результатами освоения учащимися 6 класса курса «Технология» являются:
    • проявление познавательных интересов и активности в данной области предметной технологической деятельности;

    • выражение желания учиться и трудиться в промышленном производстве для удовлетворения текущих и перспективных потребностей;

    • развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности;

    • овладение установками, нормами и правилами научной организации умственного и физического труда

    • осознание необходимости общественно полезного труда как условия безопасной и эффективной социализации;

    • бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам;

    • готовность к рациональному ведению домашнего хозяйства;

    Метапредметными результатами освоения в 6 классе курса «Технология» являются:

    • алгоритмизированное планирование процесса познавательно-трудовой деятельности;

    • определение адекватных имеющимся организационным и материально-техническим условиям способов решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов;

    • комбинирование известных алгоритмов технического и технологического творчества в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них;

    • проявление инновационного подхода к решению учебных и практических задач в процессе моделирования изделия или технологического процесса;

    • поиск новых решений возникшей технической или организационной проблемы;

    • самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию технических изделий;

    • виртуальное и натурное моделирование технических объектов и технологических процессов;

    • приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов по обоснованию технико-технологического и организационного решения; отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;

    • выявление потребностей, проектирование и создание объектов, имеющих потребительную стоимость;

    • выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных;

    • использование дополнительной информации при проектировании и создании объектов, имеющих личностную или общественно значимую потребительную стоимость;

    •  согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими ее участниками;

    • объективное оценивание вклада своей познавательно-трудовой деятельности в решение общих задач коллектива;

    • оценивание своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам;

    • диагностика результатов познавательно-трудовой деятельности по принятым критериям и показателям;

    • обоснование путей и средств устранения ошибок или разрешения противоречий в выполняемых технологических процессах;

    • соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства;

    • соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда.


    Планируемыми результатами освоения учащимися 6 класса программы «Технология» являются:

    В познавательной сфере:

    • рациональное использование учебной и дополнительной технической и технологической информации для проектирования и создания объектов труда;

    • оценка технологических свойств сырья, материалов и областей их применения;

    • ориентация в имеющихся и возможных средствах и технологиях создания объектов труда;

    • владение алгоритмами и методами решения организационных и технико-технологических задач;

    • классификация видов и назначения методов получения и преобразования материалов, энергии, информации, объектов живой природы и социальной среды, а также соответствующих технологий промышленного производства;

    • распознавание видов, назначения материалов, инструментов и оборудования, применяемого в технологических процессах.


    В трудовой сфере:

    • планирование технологического процесса и процесса труда;

    • подбор материалов с учетом характера объекта труда и технологии;

    • проведение необходимых опытов и исследований при подборе сырья, материалов и проектировании объекта труда;

    • подбор инструментов и оборудования с учетом требований технологии и материально-энергетических ресурсов;

    • проектирование последовательности операций и составление операционной карты работ;
    • выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов и ограничений;

    • соблюдение норм и правил безопасности труда, пожарной безопасности, правил санитарии и гигиены;

    • соблюдение трудовой и технологической дисциплины;

    • обоснование критериев и показателей качества промежуточных и конечных результатов труда;

    • подбор и применение инструментов, приборов и оборудования в технологических процессах с учетом областей их применения;

    • контроль промежуточных и конечных результатов труда по установленным критериям и показателям с использованием контрольных и измерительных инструментов;

    • выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их исправления;

    • документирование результатов труда и проектной деятельности;

    • расчет себестоимости продукта труда;

    В мотивационной сфере:

    • оценивание своей способности и готовности к труду в конкретной предметной деятельности

    • выраженная готовность к труду в сфере материального производства или сфере услуг;
    • согласование своих потребностей и требований с потребностями и требованиями других участников познавательно-трудовой деятельности;

    • осознание ответственности за качество результатов труда;

    • наличие экологической культуры при обосновании объекта труда и выполнении работ;

    • стремление к экономии и бережливости в расходовании времени, материалов, денежных средств и труда.

    В эстетической сфере:

    • дизайнерское проектирование изделия или рациональная эстетическая организация работ;

    • моделирование художественного оформления объекта труда и оптимальное планирование работ;

    • разработка варианта рекламы выполненного объекта или результатов труда;

    • эстетическое и рациональное оснащение рабочего места с учетом требований эргономики и научной организации труда;

    • рациональный выбор рабочего костюма и опрятное содержание рабочей одежды.

    В коммуникативной сфере:

    • формирование рабочей группы для выполнения проекта с учетом общности интересов и возможностей будущих членов трудового коллектива;

    • публичная презентация и защита проекта изделия, продукта труда или услуги;

    • разработка вариантов рекламы.

    В физиолого-психологической сфере:

    • развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными инструментами и выполнении операций с помощью машин и механизмов;

    • достижение необходимой точности движений при выполнении различных технологических операций;

    • соблюдение требуемой величины усилия, прикладываемого к инструменту, с учетом технологических требований;

    • сочетание образного и логического мышления в процессе проектной деятельности.

           Целью изучения предмета «Технология» в 6 классе является формирование  представлений  о  составляющих  техносферы,  современном  производстве  и  распространённых  в  нём технологиях

     Задачами изучения учебного предмета «Технология»   являются:

    - освоение технологического подхода как универсального алгоритма преобразующей и созидательной деятельности; 

     -овладение необходимыми в повседневной жизни базовыми (безопасными) приёмами ручного и механизированного труда с использованием распространённых инструментов,

    механизмов и машин, способами управления отдельными видами бытовой техники; -

    -овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для проектирования и создания продуктов труда, ведения домашнего хозяйства;

    - формирование представлений о технологической культуре производства, развитие культуры труда подрастающего поколения на основе включения обучающихся в разнообразные виды технологической деятельности по созданию личностно или общественно значимых продуктов труда.

    - развитие у обучающихся познавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей;

    - формирование у обучающихся опыта самостоятельной проектно-исследовательской деятельности;

    - воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремлённости, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда;

    -воспитание гражданских и патриотических качеств личности;

    - развитие основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления; бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам;

    - разв

    Методические особенности реализации содержания программы

    На уроках технологии у обучающихся реализуются следующие УУД:

    Регулятивные УУД:

    • принятие учебной цели;
    • выбор способов деятельности;
    • планирование организации контроля труда;
    • организация рабочего места;
    • выполнение  правил  гигиены

    учебного труда.

    Познавательные УУД:

    • сравнение;
    • анализ;    
    • систематизация;      
    • мыслительный эксперимент;
    • практическая работа;  
    • усвоение информации с помощью компьютера;
    • работа со справочной литературой;
    • работа с дополнительной литературой

    Коммуникативные УУД:

    • умение отвечать на вопросы, рассуждать, описывать явления, действия и т.п.  
    • умение выделять главное из прочитанного;
    • слушать и слышать собеседника, учителя;
    • задавать вопросы на понимание, обобщение

    Личностные УУД:

    • самопознание;
    • самооценка;
    • личная ответственность;
    • адекватное реагирование на трудности

    Методы формирования УУД  

              Средствами предмета «Технология» реализуются коммуникативные, результативные, личностные и познавательные универсальные учебные действия (УУД), через следующие методы:   метод проектов, исследовательский метод, дискуссии, игра, метод «мозгового штурма», коллективно-творческие дела (КТД), информационно-компьютерные технологии (ИКТ), здоровьесберегающие технологии и др. Приоритетными из них являются проблемные методы, главный из которых – проектный. Данные методы формирования УУД определяют эффективность образовательного процесса, в частности усвоение знаний и умений; формирование образа мира и основных видов компетенций учащегося, в том числе социальной и личностной компетентности.

    Методы воспитания качеств личности

    Для реализации данной программы используются следующие методы воспитания качеств личности: метод создания воспитывающих ситуаций, рассказ, беседа, убеждение, лекция, диспут, метод примера, упражнение (приучение), эмоциональное воздействие, поощрение, одобрение, требование, переключение на другие виды деятельности, методы контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании. В результате применения данных методов воспитания у учащихся сформировываются основы мировоззрения, умения оценивать события, происходящие в нашей стране и за рубежом; происходит усвоение ими норм морали, знание и соблюдение законов, в том числе правил для учащихся; общественная активность, коллективизм, участие в ученическом самоуправлении; инициатива и самодеятельность воспитанников; эстетическое и физическое развитие.

    Формы  организации учебной деятельности

      Для того, чтобы реализовать  содержания учебного материала, используются следующие формы организации учебной деятельности: урок, кружок по учебному предмету «технология», внеклассная работа (олимпиада, конкурсные работы).   Причем на всех формах обучения может складываться индивидуальная, парная, групповая, коллективная система обучения.

    Данные формы  работы  повышают эффективность  работы ученика,  закрепляют и развивают общеучебные навыки и умения самостоятельной работы, активизируют познавательную деятельность, формирует у обучающихся системные знания и личностные качества,  повышают качество знаний. На уроках применяются разнообразные обучающие методы, что  делает процесс обучения более интересным,  позволяет экономить время,  дает возможность больше уделить внимания на выработку  навыков.

    Система оценки контроля знаний

    Педагогический контроль и оценивание достижений обучающимися предметных и метапредметных результатов проводятся по следующей системе :

    Этап урока

    Требования

    Виды контроля

    Формы контроля

    Методы контроля

    Организационный этап

    Усвоение новых знаний

    Практическая работа

    Закрепление

    Личностные

    Предварительный

    Итоговый

    Коррекция

    Фронтальная

    Индивидуальная

    Тестирование, беседа,  наблюдение, повторные тесты, индивидуальные консультации.

    Проверка Д/З, Организационный этап,

    Этап усвоение новых знаний,

    Закрепление

    Практическая работа

    Метапредметные

    Предварительный

    Текущий

    Итоговый

    Групповая

    Диагностические задания: опросы, практические работы, тестирование, беседа, работа с карточками,  письменная проверка, практическая работы

    Изучение нового знания

    Предметные в сфере:

    А) познавательной

    Предварительный

    Текущий

    Итоговый Оперативный

    Фронтальная

    Индивидуальная

    Кроссворд, викторина,

    тестирование, беседа,  наблюдение, демонстрация, практическая работа.

    Б) мотивационной

    Предварительный

    Индивидуальная

    Кроссворд, викторина, головоломки, ребусы, беседа.

    В) трудовой деятельности

    Предварительный

    Текущий

    Итоговый

    Групповая

    Тестирование, беседа,  наблюдение,представление продукта, практическая работа

    Г) Физиолого-психологической деятельности

    текущий

    Индивидуальная

    Диагностические задания: опросы, практические работы, беседа

    Д) Эстетической

    Предварительная,

    итоговая

    Индивидуальная  

    Групповая

    Тестирование, наблюдение, представление продукта

    Е) коммуникативной

    Предварительная

    Итоговая

    Групповая

    Беседа, Представление продукта

    Система оценки достижений учащихся: пятибалльная, портфолио, проектная работа. Форма промежуточной и итоговой аттестации: аттестация (оценка) за I,  II,  III,  IV  четверти и год.

    1. При устной проверке.

    Оценка «5» ставится, если учащийся:

    • полностью усвоил учебный материал;
    • умеет изложить учебный материал своими словами;
    • самостоятельно подтверждает ответ конкретными примерами;
    • правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

    Оценка «4» ставится, если учащийся:

    • в основном усвоил учебный материал;
    • допускает незначительные ошибки при его изложении своими словами;
    • подтверждает ответ конкретными примерами;
    • правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

    Оценка «3» ставится, если учащийся:

    • не усвоил существенную часть учебного материала;
    • допускает значительные ошибки при его изложении своими словами;
    • затрудняется подтвердить ответ конкретными примерами;
    • слабо отвечает на дополнительные вопросы учителя.

    Оценка «2» ставится, если учащийся:

    • почти не усвоил учебный материал;
    • не может изложить учебный материал своими словами;
    • не может подтвердить ответ конкретными примерами;
    • не отвечает на большую часть дополнительных вопросов учителя.

    1.  При выполнении практических работ.

    Оценка «5» ставится, если учащийся:

    • творчески планирует выполнение работы;
    • самостоятельно и полностью использует знания программного материала;
    • правильно и аккуратно выполняет задания;
    • умеет пользоваться справочной литературой, наглядными пособиями, машинами, приспособлениями  и другими средствами.

    Оценка «4» ставится, если учащийся:

    • правильно планирует выполнение работы;
    • самостоятельно и полностью использует знания программного материала;
    • в основном правильно и аккуратно выполняет задания;
    • умеет пользоваться справочной литературой, наглядными пособиями, машинами, приспособлениями  и другими средствами.

     Оценка «3» ставится, если учащийся:

    • допускает ошибки при планировании  выполнения работы;
    • не может самостоятельно использовать значительную часть знаний программного материала;
    • допускает ошибки и не аккуратно выполняет задания;
    • затрудняется самостоятельно пользоваться справочной литературой, наглядными пособиями, машинами, приспособлениями  и другими средствами.

    Оценка «2» ставится, если учащийся:

    • не может правильно спланировать выполнение работы;
    • не может использовать знаний программного материала;
    • допускает грубые ошибки и не аккуратно выполняет задания;
    • не может самостоятельно пользоваться справочной литературой, наглядными пособиями, машинами, приспособлениями  и другими средствами.

    1. При выполнении творческих и проектных работ

    Технико-экономические требования

        Оценка «5»

    ставится, если учащийся:

    Оценка «4»

    ставится, если учащийся:

    Оценка «3»

    ставится, если учащийся:

    Оценка «2»

    ставится, если учащийся:

    Защита проекта

    Обнаруживает полное

    соответствие

    содержания доклада и

    проделанной работы.

    Правильно и четко

    отвечает на все

    поставленные

    вопросы. Умеет

    самостоятельно

    подтвердить

    теоретические

    положения

    конкретными

    примерами.

    Обнаруживает, в

    основном, полное

    соответствие

    доклада и

    проделанной

    работы. Правильно

    и четко отвечает

    почти на все

    поставленные

    вопросы. Умеет, в основном,

    самостоятельно

    подтвердить

    теоретические

    положения

    конкретными

    примерами

    Обнаруживает

    неполное

    соответствие

    доклада и

    проделанной

    проектной работы.

    Не может правильно и четко ответить на отдельные

    вопросы.

    Затрудняется

    самостоятельно

    подтвердить

    теоретическое

    положение

    конкретными

    примерами.

    Обнаруживает незнание большей части

    проделанной проектной работы.

    Не может правильно и четко ответить на многие вопросы.

    Не может подтвердить теоретические положения конкретными примерами.

    Оформление проекта

    Печатный вариант.

    Соответствие

    требованиям

    последовательности

    выполнения проекта.

    Грамотное, полное

    изложение всех

    разделов.

    Наличие и качество наглядных

    материалов

    (иллюстрации,

    зарисовки,

    фотографии, схемы и т.д.). Соответствие

    технологических

    разработок

    современным

    требованиям.

    Эстетичность

    выполнения.

    Печатный вариант.

    Соответствие

    требованиям

    выполнения

    проекта.

    Грамотное, в

    основном, полное

    изложение всех

    разделов.

    Качественное,

    неполное количество

    наглядных

    материалов.

    Соответствие

    технологических

    разработок

    современным

    требованиям.

    Печатный вариант. Неполное соответствие требованиям проекта. Не совсем грамотное изложение разделов. Некачественные наглядные материалы. Неполное соответствие технологических разработок v современным требованиям.

    Рукописный

    вариант.

    Не соответствие

    требованиям

    выполнения

    проекта.

    Неграмотное

    изложение всех

    разделов.

    Отсутствие

    наглядных

    материалов.

    Устаревшие

    технологии

    обработки.

    Практичес

    кая направлен

    ность

    Выполненное изделие соответствует и может

    использоваться по назначению, предусмотренному при разработке проекта.

    Выполненное изделие соответствует и может

    использоваться по назначению и допущенные отклонения в проекте не имеют принципиального значения.

    Выполненное изделие имеет отклонение от указанного назначения, предусмотренногов проекте, но может использо-ваться в другом практическом применении.

    Выполненное изделие не соответствует и не может использоваться по назначению.

    Соответст

    вие технологии выполнения

    Работа выполнена в соответствии с

    технологией.

    Правильность

    подбора

    технологических

    операций при проектировании

    Работа выполнена в соответствии с технологией, отклонение от указанных  инструкционных карт не имеют принципиального значения

    Работа выполнена с отклонением от технологии, но изделие может быть использовано по назначению

    Обработка изделий (детали) выполнена с грубыми отклонениями от  технологии, применялись не предусмотренные операции, изделие бракуется

    Качество

    проектного

    изделия

    Изделие выполнено в соответствии эскизу чертежа. Размеры выдержаны. Отделка выполнена в соответствии с требованиями предусмотренными в проекте. Эстетический внешний вид изделия

    Изделие выполнено в соответствии эскизу, чертежу, размеры выдержаны, но качество отделки ниже требуемого, в основном внешний вид изделия не ухудшается

    Изделие выполнено по чертежу и эскизу с небольшими отклонениями, качество отделки удовлетворитель-но, ухудшился внешний вид изделия, но может быть использован по назначению

    Изделие выполнено с отступлениями от чертежа, не соответствует эскизу. Дополнительная доработка не может привести к возможности использования изделия

    1.  При выполнении тестов, контрольных работ

    Оценка «5» ставится, если учащийся:     выполнил   90 - 100 % работы

    Оценка «4» ставится, если учащийся:     выполнил   70 - 89 % работы

    Оценка «3» ставится, если учащийся:     выполнил   30 - 69 % работы

    Оценка «2» ставится, если учащийся:     выполнил   до 30 % работы

     Используемые виды, методы и формы контроля позволяют получать данные о предварительных, текущих, промежуточных и итоговых результатах учебно-воспитательного процесса, оценивать их путем сопоставления с планируемыми результатами, вносить в учебный процесс необходимую корректировку и намечать пути его дальнейшего совершенствования.   

    Календарно - тематический  план 6 класс

    Тема раздела программы, количество отводимых учебных часов

    Основное содержание
    материала темы

    Характеристики основных видов
    деятельности учащихся

    Дата проведения

    Раздел «Технологии домашнего хозяйства» (3 ч)

    Тема

    «Интерьер жилого дома»

    (1 ч )

    Понятие о жилом помещении: жилой дом, квартира, комната, многоквартирный дом. Зонирование пространства жилого дома. Организация зон приготовления и приёма пищи, отдыха и общения членов семьи, приёма гостей; зоны сна, санитарно-гигиенической зоны. Зонирование комнаты подростка. Понятие о композиции в интерьере. Интерьер жилого дома. Современные стили в интерьере. Использование современных материалов и подбор цветового решения в отделке квартиры. Виды отделки потолка, стен, пола. Декоративное оформление интерьера. Применение текстиля в интерьере. Основные виды занавесей для окон

    Находить и представлять информацию об устройстве современного жилого дома, квартиры, комнаты. Делать планировку комнаты подростка с помощью шаблонов и ПК. Выполнять эскизы с целью подбора материалов и цветового решения комнаты. Изучать виды занавесей для окон и выполнять макет оформления окон. Выполнять электронную презентацию по одной из тем: «Виды штор», «Стили оформления интерьера» и др.

    Тема

    «Комнатные растения

    в интерьере»

    (2 ч )

    Понятие о фитодизайне. Роль комнатных растений в интерьере. Размещение комнатных растений в интерьере. Разновидности комнатных растений. Уход за комнатными растениями. Профессия садовник

    Выполнять перевалку (пересадку) комнатных растений. Находить и представлять информацию о приёмах размещения комнатных растений, об их происхождении. Понимать значение понятий, связанных с уходом за растениями. Знакомиться с профессией садовник

    Раздел «Кулинария» (14 ч)

    Тема

    «Блюда из рыбы и нерыбных продуктов моря» (4 ч )

    Пищевая ценность рыбы и нерыбных продуктов моря. Содержание в них белков, жиров, углеводов, витаминов. Виды рыбы и нерыбных продуктов моря, продуктов из них. Маркировка консервов. Признаки доброкачественности рыбы. Условия и сроки хранения рыбной продукции. Оттаивание мороженой рыбы. Вымачивание солёной рыбы. Разделка рыбы. Санитарные требования при обработке рыбы. Тепловая обработка рыбы. Технология приготовления блюд из рыбы и нерыбных продуктов моря. Подача готовых блюд. Требования к качеству готовых блюд

    Определять свежесть рыбы органолептическими методами. Определять срок годности рыбных консервов. Подбирать инструменты и приспособления для механической и кулинарной обработки рыбы. Планировать последовательность технологических операций по приготовлению рыбных блюд. Оттаивать и выполнять механическую кулинарную обработку свежемороженой рыбы. Выполнять механическую обработку чешуйчатой рыбы. Разделывать солёную рыбу. Осваивать безопасные приёмы труда. Выбирать готовить блюда из рыбы и нерыбных продуктов моря. Определять качество термической обработки рыбных

    блюд. Сервировать стол и дегустировать готовые блюда. Знакомиться с профессией повар. Находить и представлять информацию о блюдах из рыбы и морепродуктов

    Тема

    «Блюда из мяса» (4 ч)

    Значение мясных блюд в питании. Виды мяса и субпродуктов. Признаки доброкачественности мяса. Органолептические методы определения доброкачественности мяса. Условия и сроки хранения мясной продукции. Оттаивание мороженого мяса. Подготовка мяса к тепловой обработке. Санитарные требования при обработке мяса. Оборудование и инвентарь, применяемые при механической и тепловой обработке мяса. Виды тепловой обработки мяса. Определение качества термической обработки мясных блюд. Технология приготовления блюд из мяса. Подача к столу. Гарниры к мясным блюдам

    Определять качество мяса органолептическими методами. Подбирать инструменты и приспособления для механической и кулинарной обработки мяса. Планировать последовательность технологических операций по приготовлению мясных блюд. Выполнять механическую кулинарную обработку мяса. Осваивать безопасные приёмы труда. Выбирать и готовить блюда из мяса. Проводить оценку качества термической обработки мясных блюд.

    Сервировать стол и дегустировать готовые блюда. Находить и представлять информацию о блюдах из мяса, соусах и гарнирах к мясным блюдам

    Тема

    «Блюда из птицы» (2 ч) 

    Виды домашней и сельскохозяйственной птицы и их кулинарное употребление. Способы определения качества птицы. Подготовка птицы к тепловой обработке. Способы разрезания птицы на части. Оборудование и инвентарь, применяемые при механической и тепловой обработке птицы. Виды тепловой обработки птицы. Технология приготовления блюд из птицы. Оформление готовых блюд и подача их к столу

    Определять качество птицы органолептическими методами. Подбирать инструменты и приспособления для механической и кулинарной обработки птицы. Планировать последовательность технологических операций. Осуществлять механическую кулинарную обработку птицы. Соблюдать безопасные приёмы работы с кухонным оборудованием, инструментами и приспособлениями. Готовить блюда из птицы. Проводить дегустацию блюд из птицы. Сервировать стол и дегустировать готовые блюда. Находить и представлять информацию о блюдах из птицы

    Тема

    «Заправочные супы» (2 ч )

    Значение супов в рационе питания. Технология приготовления бульонов, используемых при приготовлении заправочных супов. Виды заправочных супов. Технология приготовления щей, борща, рассольника, солянки, овощных супов и супов с крупами и мучными изделиями. Оценка готового блюда. Оформление готового супа и подача к столу

    Определять качество продуктов для приготовления супа. Готовить бульон. Готовить и оформлять заправочный суп. Выбирать оптимальный режим работы нагревательных приборов. Определять консистенцию супа. Соблюдать безопасные приёмы труда при работе с горячей жидкостью. Осваивать приёмы мытья посуды и кухонного инвентаря. Читать технологическую документацию. Соблюдать последовательность приготовления блюд по технологической карте. Осуществлять органолептическую оценку готовых блюд. Овладевать навыками деловых, уважительных, культурных отношений со всеми членами бригады (группы). Находить и представлять информацию о различных супах

    Тема

    «Приготовление обеда.

    Сервировка стола к обеду»

    (2 ч )

    Меню обеда. Сервировка стола к обеду. Набор столового белья, приборов и посуды для обеда. Подача блюд. Правила поведения за столом и пользования столовыми приборами

    Подбирать столовое бельё для сервировки стола к обеду. Подбирать столовые приборы и посуду для обеда. Составлять меню обеда. Рассчитывать количество и стоимость продуктов для приготовления обеда. Выполнять сервировку стола к обеду, овладевая навыками эстетического оформления стола

    Раздел «Создание изделий из текстильных материалов» (22 ч)

    Тема

    «Свойства
    текстильных материалов»

    (2 ч )

    Классификация текстильных химических волокон. Способы их получения. Виды и свойства искусственных и синтетических тканей. Виды  нетканых материалов из химических волокон

    Составлять коллекции тканей

    и нетканых материалов из химических волокон. Исследовать свойства текстильных материалов из химических волокон. Подбирать ткань по волокнистому составу для различных швейных изделий. Находить и представлять информацию о современных  материалах из химических волокон

    и об их применении в текстиле.

    Оформлять результаты исследований.

    Знакомиться с профессией оператор

    на производстве химических волокон

    Тема

    «Конструирование
    швейных изделий»

    (4 ч )

    Понятие о плечевой одежде. Понятие об одежде с цельнокроеным и втачным рукавом. Определение размеров фигуры человека. Снятие мерок для изготовления плечевой одежды. Построение чертежа основы плечевого изделия с цельнокроеным рукавом

    Снимать мерки с фигуры человека

    и записывать результаты измерений.

    Рассчитывать по формулам отдельные

    элементы чертежей швейных изделий. Строить чертёж основы плечевого изделия с цельнокроеным рукавом.

    Находить и представлять информацию об истории швейных изделий

    Тема

    «Моделирование
    швейных изделий»

    (2 ч )

    Понятие о моделировании одежды. Моделирование формы выреза горловины. Моделирование плечевой одежды с застёжкой на пуговицах. Моделирование отрезной плечевой одежды. Приёмы изготовления выкроек дополнительных деталей изделия: подкройной обтачки горловины спинки, подкройной обтачки горловины переда, подборта. Подготовка выкройки к раскрою

    Выполнять эскиз проектного изделия. Изучать приёмы моделирования формы выреза горловины.

    Изучать приёмы моделирования плечевой одежды с застёжкой на пуговицах. Изучать приёмы моделирования отрезной плечевой одежды. Моделировать проектное швейное изделие. Изготовлять выкройки дополнительных деталей изделия: подкройных обтачек
    и т. д. Готовить выкройку проектного изделия к раскрою. Знакомиться с профессией технолог-конструктор швейного производства

    Тема

    «Швейная машина» (2 ч )

    Устройство машинной иглы. Неполадки, связанные с неправильной установкой иглы, её поломкой. Замена машинной иглы. Неполадки, связанные с неправильным натяжением ниток: петляние сверху и снизу, слабая и стянутая строчка. Назначение и правила использования регулятора натяжения верхней нитки. Обмётывание петель и пришивание пуговицы с помощью швейной машины

    Изучать устройство машинной иглы. Выполнять замену машинной иглы. Определять вид дефекта строчки по её виду. Изучать устройство регулятора натяжения верхней нитки. Подготавливать швейную машину

    к работе. Выполнять регулирование качества зигзагообразной и прямой строчек с помощью регулятора натяжения верхней нитки.

    Выполнять обмётывание петли на швейной машине. Пришивать пуговицу с помощью швейной машины. Овладевать безопасными приёмами работы на швейной машине. Находить и предъявлять информацию о фурнитуре для одежды, об истории пуговиц

    Тема

    «Технология изготовления

    швейных изделий» (12 ч )

    Последовательность подготовки ткани к раскрою. Правила раскладки выкроек на ткани. Правила раскроя. Выкраивание деталей из прокладки. Критерии качества кроя. Правила безопасной работы иглами и булавками. Понятие о дублировании деталей кроя. Технология  соединения детали с клеевой прокладкой. Правила безопасной работы утюгом. Способы переноса линий выкройки на детали кроя с помощью прямых копировальных стежков. Основные операции при ручных работах: временное соединение мелкой детали с крупной — примётывание; временное ниточное закрепление стачанных и вывернутых краёв — вымётывание. Основные машинные операции: присоединение мелкой детали к крупной — притачивание; соединение деталей по контуру с последующим вывёртыванием — обтачивание. Обработка припусков шва перед вывёртыванием. Классификация машинных швов: соединительные (и обтачной с расположением шва на сгибе и в кант). Обработка мелких деталей швейного изделия обтачным швом — мягкого пояса, бретелей. Подготовка и проведение примерки плечевой одежды с цельнокроеным рукавом. Устранение дефектов после примерки. Последовательность изготовления плечевой одежды с цельнокроеным рукавом. Технология обработки среднего шва с застёжкой и разрезом, плечевых швов, нижних срезов рукавов. Обработка срезов подкройной обтачкой с расположением её на изнаночной или лицевой стороне изделия. Обработка застёжки подбортом. Обработка боковых швов. Соединение лифа с юбкой. Обработка нижнего среза изделия. Обработка разреза в шве. Окончательная отделка изделия

    Выполнять экономную раскладку выкроек на ткани, обмеловку  с учётом припусков на швы. Выкраивать детали швейного изделия из ткани и прокладки. Дублировать детали кроя клеевой прокладкой. Выполнять правила безопасной работы утюгом. Изготовлять образцы ручных работ: перенос линий выкройки на детали кроя с помощью прямых копировальных стежков; примётывание; вымётывание. Изготовлять образцы машинных работ: притачивание и обтачивание. Проводить влажно-тепловую обработку на образцах. Обрабатывать мелкие детали (мягкий пояс, бретели и др.) проектного изделия обтачным швом. Выполнять подготовку проектного изделия к примерке. Проводить примерку проектного изделия.  Устранять дефекты после примерки. Обрабатывать проектное изделие по индивидуальному плану. Осуществлять самоконтроль и оценку качества готового изделия, анализировать ошибки. Находить и представлять информацию об истории швейных изделий, одежды. Овладевать безопасными приёмами труда. Знакомиться с профессией закройщик

    Раздел «Художественные ремёсла» (8 ч)

    Тема

    «Вязание крючком» (4 ч )

    Краткие сведения из истории старинного рукоделия — вязания. Вязаные изделия в современной моде. Материалы и инструменты для вязания. Виды крючков и спиц. Правила подбора инструментов в зависимости от вида изделия и толщины нити. Организация рабочего места при вязании. Расчёт количества петель для изделия. Отпаривание и сборка готового изделия. Основные виды петель при вязании крючком. Условные обозначения, применяемые при вязании крючком. Вязание полотна: начало вязания, вязание рядами, основные способы вывязывания петель, закрепление вязания. Вязание по кругу: основное кольцо, способы вязания по кругу. Профессия вязальщица текстильно-галантерейных изделий

    Изучать материалы и инструменты для вязания. Подбирать крючок и нитки для вязания. Вязать образцы крючком. Зарисовывать и фотографировать наиболее интересные вязаные изделия. Знакомиться с профессией вязальщица текстильно-галантерейных изделий. Находить и представлять информацию об истории вязания

    Тема

    «Вязание спицами» (4 ч )

    Вязание спицами узоров из лицевых и изнаночных петель: набор петель на спицы, применение схем узоров с условными обозначениями. Кромочные, лицевые и изнаночные петли, закрытие петель последнего ряда. Вязание полотна лицевыми и изнаночными петлями. Вязание цветных узоров. Создание схем для вязания с помощью ПК

    Подбирать спицы и нитки для вязания. Вязать образцы спицами. Находить и представлять информацию о народных художественных промыслах, связанных с вязанием спицами. Создавать схемы для вязания с помощью ПК

    Раздел «Технологии творческой и опытнической деятельности» (21 ч)

    Тема

    «Исследовательская и созидательная деятельность»

    (21 ч )

    Понятие о творческой проектной деятельности, индивидуальных и коллективных творческих проектах. Цель и задачи проектной деятельности в 6 классе. Составные части годового творческого проекта шестиклассников. Этапы выполнения проекта: поисковый (подготовительный), технологический, заключительный (аналитический). Определение затрат на изготовление проектного изделия. Испытания проектных изделий. Подготовка презентации, пояснительной записки и доклада для защиты творческого проекта

    Знакомиться с примерами творческих проектов шестиклассников. Определять цель и задачи проектной деятельности. Изучать этапы выполнения проекта. Выполнять проект по разделу «Технологии домашнего хозяйства». Выполнять проект по разделу «Кулинария». Выполнять проект по разделу «Создание изделий из текстильных материалов». Выполнять проект по разделу «Художественные ремёсла». Оформлять портфолио и пояснительную записку к творческому проекту. Подготавливать электронную презентацию проекта. Составлять доклад для защиты творческого проекта. Защищать творческий проект

    Средства обучения

    Для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов в обучении предмета технологии  необходимо   комплексное использование средств  обучения. Его необходимость объясняется тем, что полнота представлений зависит от того, сколько чувств участвует или участвовало в восприятии объектов, представление о которых формируется на уроке.  Рабочие места для обучающихся (парта, стул);  Образные представления возникают и формируются прежде всего на основе той информации, которую ученик получает из иллюстративных средств обучения.   Поэтому, при отборе средств обучения к уроку необходимо исходить из темы и целей обучения, а так же учитывать подготовленность школьников к изучению данного материала.

    Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование: 

    Рабочее место учителя; стол для раскройных работ;  комплекты для раскроя и шитья; швейные электробытовые машины ; гладильная доска, утюг; манекен;  натуральные объекты (коллекции).

    Техническое средство обучения

              Уроки технологии проводятся в кабинете технология. В  гигиенических целях  в  кабинете   имеется  умывальник  и  полотенце. Температурный режим воздуха в кабинете составляет 20 – 22 оС. Температуру  в  кабинете в холодное время года  поддерживается  не ниже 18 °С. .
             
    Учебно- методическое обеспечение

    1. Технология. Технологии ведения дома: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Н.В. Синица, В.Д. Симоненко. – М.: Вента-Граф, .

    Дополнительная  литература:

    1. Азбука шитья. /Зарецкая Т. И.Издательство: ЭКСМО-Пресс, 2000 г

    5.Арефьев И.П. Занимательные уроки технологии для девочек. 5 класс: пособие для учителей. – М.: Школьная пресса, 2005

    6. Волкова Н, Т. Новоселова, Азбука кройки и шитья , Издательство: Феникс 2002г

    7. Двинских Л. Как шить красиво: Практическое руководство для начинающих портных. –   М.: ТЕРРА - Книжный клуб, 2002. – 192 с.

    8. Лакоценина Т.П., Современный урок, интегрированные уроки,  Учитель,

    10. Использование электронных образовательных ресурсов нового поколения в учебном процессе: Научно-методические материалы / Бордовский Г. А., Готская И. Б., Ильина С. П., Снегурова В. И. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2007

    11.Технология: Конспекты уроков, элективные курсы: 5-9 класс /Сост. Л.П. Барылкина, С.Е. Соколова. – М.: 5 за знания, 2006.

    1. Технология. Метод проектов в технологическом образовании школьников: Пособие для учителя / Под ред. И.А. Сасовой. – М.: Вентана-Граф, 2008

    13.Технология. Обслуживающий труд: 5 класс: метод. рек-ции / Ю.В. Крупская; под ред. В.Д. Симоненко. – М.: Вентана-Граф, 2010;

    14. Технология. Организация проектной деятельности. 5-9 классы. Автор  – составитель О.А.Нессонова, Волгоград, Учитель, 2009.

    Интернет - ресурсы: http://www.woll-rus.ru;  http://shei-sama.ru; http://www.remontsrem.ru/;

    http://gardenweb.ru;  http://www.kvartira-box.ru; http://strana-sovetov.com;  http://elhovka.narod.ru ;  http://festival.1september.ru;  http://school-collection.edu.ru/;  http://fcior.edu.ru/;    http://tehnologiya.ucoz.ru/;   http://festival.1september.ru/.

    Перечень основной литературы включает издания, содержание которых конкретизирует знания обучаемых по основным вопросам, изложенным в программе и определена федеральным перечнем учебников, рекомендованных Министерством  образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях. Дополнительный список и интернет-ресурсы включают издания, расширяющие знания школьников по отдельным аспектам и проблемам курса.

            Литература, рекомендованная для учащихся:

    1. Двинских Л. Как шить красиво: Практическое руководство для начинающих портных. – М.: ТЕРРА - Книжный клуб, 2002. – 192 с.
    2. Технология. Технология ведения дома: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Н.В. Синица, В.Д. Симоненко. –М.: Вента-Граф, 2012.                                                        
    3. Овощи / Пер. с англ. А. Чередниченко. – М.: ТЕРРА, 1997. – 168 с.
    4.  Технология. Технологии ведения дома: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Н.В. Синица, В.Д. Симоненко.– М.: Вента-Граф, 2012.  
    5. Шитье и рукоделие: Энциклопедия / Гл. ред. И.А. Андреева. – 2-е изд. – М.: Большая Российская энциклопедия, 1998. – 288 с.
    6. «Школа шитья от burda» /Перевод: Карпова Е., ВНЕШСИГМА, 1999. – 112 с.
    7. Яйца и сыры / Пер. с англ. А. Туровой. – М.: ТЕРРА, 1997. – 168 с.
    8. Интернет - ресурсы:

    http://masterica.narod.ru/ «-Учебно-информационный ресурс по рукоделию. Все от начала до мастерства. Гильоширование (выжигание по ткани), ручная и машинная вышивка, машинное вязание. Схемы, рисунки, узоры. Галерея готовых работ, форум, полезные ссылки.

    http://www.cooking.ru/ - Сайт практически полностью посвящен кулинарии и содержит такие разделы как каталог рецептов, праздничные рецепты, меню, обрядовая кулинария, национальные рецепты, диеты, детское питание и многое многое другое.

    http://rukodelnica.h1.ru/  Рукодельница - сайт, посвященный различным видам рукоделия.

    http://www.uzelok.ru сайт для любителей вязать спицами, крючком. Имеются модели для женщин, мужчин и детей.

    http://old.prosv.ru/metod/chernyakova/index.htm методика преподавания курса «Технология обработки ткани»


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Пояснительная записка к рабочей программе по технологии ( направление:" Технологии ведения дома ") для 5 класса с учётом требований ФГОС.

    Примерная пояснительная записка  к программе по технологии (направление: "Технологии ведения дома") для 5 класса с учётом требований ФГОС....

    Рабочая программа по технологии. Обслуживающий труд 5 класс по учебникам «Технология. Обслуживающий труд» О. А. Кожиной, Е. Н. Кудаковой, С. Э. Маркутской

    Рабочая программа по учебникам «Технология. Обслуживающий труд» О. А. Кожиной, Е. Н. Кудаковой, С. Э. Маркутской составлена на основе фундаментального ядра содержания предмета «Технология» в рамках на...

    Рабочая программа по Технологии (индустриальные технологии + сельскохозяйственные технологии) для учащихся 5 класса, ФГОС

    Рабочая программа по учебному предмету «Технология»  разработана в соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, предусмотрен...

    ПРОГРАММА мастер – класса для учителей технологии (технического труда) Красносельского района Санкт-Петербурга по теме: «Подготовка к урокам технологии в соответствии со ФГОС. Составление технологических карт по рабочим программам по технологии»

    Программа мастер-класса для учителей технологии по составлению разделов рабочих программ и технологических карт уроков в соответствии со ФГОС. Цель мастер-класса:  повышение профессионального уро...

    Рабочая Программа по технологии 5-8 классы (для неделимых классов) на основе программы Технология 5-8(9) Синица, Самородский

    Материал включает в себя нормативную базу документов, на основе которых составлена РП, роль учебного предмета Технология, общую характеристику предмета, ценностные ориентиры содержания предмета Технол...