Рабочая программа по ПТО в 6 классе (УОД)
рабочая программа по технологии (6 класс)

Донских Елена Валентиновна

Рабочая программа по профессионально-трудовому обучению составлена на основе Программы специальной (коррекционной) образовательной школы  VIII вида: 5-9 кл.: В 2 сб. /Г. В. Васенков/ Под ред. В.В. Воронковой – М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2014, и на основе авторской программы по переплетно-картонажному делу Г. В. Васенкова.

По программе дисциплину отводится 8 ч. в неделю (272 ч. в год), а по учебному плану в школе отведено 4 ч. в неделю (136 ч. в год).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pto_6_klass_sokr.docx42.03 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по профессионально-трудовому обучению составлена на основе Программы специальной (коррекционной) образовательной школы  VIII вида: 5-9 кл.: В 2 сб. /Г. В. Васенков/ Под ред. В.В. Воронковой – М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2014, и на основе авторской программы по переплетно-картонажному делу Г. В. Васенкова.

По программе дисциплину отводится 8 ч. в неделю (272 ч. в год), а по учебному плану в школе отведено 4 ч. в неделю (136 ч. в год).

Развернутый тематический план ориентирован на использование следующих учебников, учебных и учебно-методических пособий:

Для учащихся:

Васенков, Г. В. Азбука переплетчика: учеб. для учащихся 5-7 кл. спец. (коррекц.) образовательных учреждений VIII вида/Г. В. Васенков. М.: Просвещение, 2007.

Для учителей:

  1. Программы специальной (коррекционной) школы VIII вида: 5-9 классы / под ред. В. В. Воронковой. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.
  2. Мазок, Н. Н. Кружок переплетного дела: пособие для руководителей школьных и внешкольных учреждений / Н. Н. Мазок. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 1987.
  3. Мазок, Н. Н. Книга должна жить долго: как самому переплести и отреставрировать книгу / Н. Н. Мазок. - М.: Книга, 1985.

Целью трудового обучения в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида является:

  • овладение общетрудовыми и специальными умениями для самостоятельного и осознанного, определения жизненных и профессиональных планов; безопасными приемами труда;
  • освоение технологических знаний, технологической культуры на основе включения учащихся в разнообразные виды технологической деятельности по изготовлению общественно значимых продуктов труда;
  • развитие познавательных интересов;
  • воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, умения работать в коллективе, отвечать за результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям различных профессий;
  • получение опыта применения технологических знаний и умений в самостоятельной практической деятельности.

Обучение включает теоретический и практический материалы. В его задачу входит:

  • Развить общие трудовые умения и навыки и на их основе скорригировать психофизическое состояние учащихся.
  • Обучить школьников выполнять как ручные, так и машинные технологические операции, сначала простые, потом более сложные.
  • Выработать у учащихся четкое понимание профессиональной терминологии.
  • Развить речь учащихся на основе их практической деятельности.
  • Научить школьников планировать свою работу, пользоваться технико-технологической документацией (составлять эскизы, читать чертежи и работать по ним).
  • Выработать у учащихся достаточно прочные профессиональные навыки обращения с материалами, инструментами и станками, обучить приемам самоконтроля за правильностью выполняемых действий.
  • Научить учащихся элементарному расчету при расходе материала.

Занятия, если необходимо, связываются с дисциплинами, изучаемыми на других уроках, за счет чего осуществляются межпредметные связи. Преподавание общеобразовательных дисциплин, в свою очередь, ведется с учетом того, что ученики узнают на уроках по трудовому обучению. Например, на уроках русского языка ребята повторяют некоторые профессиональные термины, на уроках математики решают задачи, рассчитывая расход материалов и количество деталей, требуемых для выполнения картонажной работы, на уроках черчения читают и составляют технические рисунки и чертежи, на уроках естествознания знакомятся со способами добычи сырья, идущего на изготовление переплетных материалов, на уроках историй изучают отдельные статьи из законодательства о труде.

Кроме того, работа по данной программе предполагает связь обучения с конкретными условиями школы и возможностями базового предприятия.

При обучении постоянно учитывается уровень сформированности профессиональных навыков у школьников.

В 6 классе осуществляется отработка основных профессиональных приемов и знаний. Запоминание терминологии, овладение навыками планирования предстоящих операций.        ,

Для такого обучения характерны определенные методические приемы, учитывающие специфику учащихся. При обучении используются образцы изделий и материалов, технические рисунки, предметно-технологические карты, поясняющие пооперационное выполнение изделия, таблицы, показывающие те или иные приемы труда, а также положения рук при работе с ножом и ножницами, схемы оборудования, слайды и видеосюжеты, рассказывающие о производственных процессах и т. д. Школьники снабжаются индивидуальным раздаточным материалом, таким как перфокарты, карточки с индивидуальными заданиями.

В ходе обучения осуществляется и нравственно-эстетическое воспитание. Учитель стремится развить у школьников активную жизненную позицию, опираясь на их чувство коллективизма, естественно возникающее в условиях общего производственного процесса. У учащихся поддерживается положительная мотивация к труду, чему способствует и доброжелательная атмосфера, которую создает учитель, и красиво выполненные образцы, и хорошее состояние инструментов, и порядок в мастерской.


Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Раздел

программы

Элементы

содержания

Требования к уровню
подготовки учащихся (результат)

1

Вводное

занятие

Задачи обучения в предстоящем учебном году. Распределение учащихся по рабочим местам. Обязанности школьников по сбережению оборудования мастерской, по уходу за инструментами и содержанию рабочего места. Первичный инструктаж учащихся по охране труда

Знать: правила безопасной работы в мастерской

2-25

Изготовление папки с клапанами и завязками

Назначение папки с клапанами и завязками. Детали папки: картонные сторонки, шпация, клапаны, корешки папки и клапанов, тесемки, детали на выклейку клапанов папки. Материалы для изготовления папки. Технический рисунок папки

Знать: назначение папки, названия ее деталей, материалы для ее изготовления.

Уметь: выполнить технический рисунок папки с клапанами и завязками

Основные операции по изготовлению папки. Составление плана изготовления папки с клапанами и завязками

Знать: названия деталей и операций по изготовлению папки с завязками.

Уметь: составить план изготовления изделия с опорой на предметно-технологическую карту, технический рисунок и образец изделия

Составной и цельнотканевый переплет

Иметь представление о составном и цельнотканевом переплете. Уметь: различать разные виды переплетов

Устройство картонажного ножа. Правила безопасной работы с ним

Знать: устройство картонажного ножа, правила безопасной работы с ним.

Уметь: пользоваться картонажным ножом при выполнении операций подрезки, раскроя

Разметка и раскрой деталей папки

Знать: правила разметки, определения направления волокон в картоне, бумаге. Уметь: выполнить разметку и раскрой деталей папки, проверить качество кроя

Сборка картонных сторонок корешком

Знать: правила работы с клеем.

Уметь: выполнить соединение картонных сторонок тканевым корешком, проверить качество выполнения операции

Оклейка картонных сторонок папки

Знать: приемы выполнения оклейки сторонок обложками (срез углов заготовок, загибание кромок обложек на внутреннюю сторону папки). Уметь: выполнить оклейку картонных сторонок обложками, выклейку шпации. Требования к качеству выполняемой операции

Крепление завязок

Знать: правила разметки, инструменты для выполнения отверстий и правила безопасной работы с ними. Уметь: выполнить разметку и прорезание в картонных сторонках отверстий, крепление завязок

Разметка и раскрой картонных оснований клапанов

Знать: элементы клапана, правила разметки деталей по заданным размерам, определения направления волокон в картоне. Уметь: выполнить разметку и раскрой клапанов, проверить качество кроя

Разметка и раскрой тканевых полос

Знать: правила разметки деталей по заданным размерам

Уметь: выполнить разметку и раскрой полос, проверить качество кроя

Разметка и раскрой заготовок для оклейки и выклейки клапанов

Знать: правила разметки деталей по заданным размерам

Уметь: выполнить разметку и раскрой заготовок из покровного материала, проверить качество кроя

Приклейка клапанов к папке заготовок для выклейки внутренних ф сторон папки. Требования к качеству выполняемой операции

Уметь: выполнить оклейку и выклейку клапанов и приклеить их к папке, проверить качество работы

Знать: правила разметки деталей по заданным  размерам, определения направления волокон в бумаге.

Выклейка внутренних сторон папки

Уметь: выполнить разметку и раскрой заготовок для выклейки внутренних сторон папки, проверить качество кроя. Знать: последовательность работ при выклейки сторон папки.

Окончательная отделка изделия. Оценка качества готового изделия

Знать: технические требования к изделию. Уметь: выполнить окончательную отделку изделия, оценить качество готового изделия

26-41

Способы соединения блоков

Способы соединения блоков

Знать: способы соединения блоков.

Уметь: определять швейное и бесшвейное соединение блока (по образцам и техническим рисункам)

Бесшвейное клеевое соединение блока

Иметь представление о бесшвейном клеевом соединении блока. Знать: сферу его использования.

Уметь: определять бесшвейный клеевой способ соединения блока (на образце и по техническому рисунку)

Шитье блока нитками

Знать: способы шитья блока нитками, приемы выполнения шитья взахват, вприхват. Уметь: определять вид соединения блока по образцам, техническому рисунку, выполнять технический рисунок

Шитье блока проволокой

Знать: способы соединения блока проволокой втачку, внакидку. Уметь: определять способ соединения по образцу, техническому рисунку

Определение способа соединения блока в разных видах изделий

Знать: способы соединения блока в разных видах изделий.

Уметь: определять способы соединения в разных видах изделий

Виды бумаги для блока

Знать: виды бумаги для блока переплетного изделия.

Понимать необходимость учета направления волокон в тетрадях блока и стопе.

Уметь: определять направление волокон в бумаге

Разметка и нарезка листов бумаги для блока

Знать: правила разметки с помощью измерительной линейки. Уметь: выполнить разметку бумаги с учетом направления волокон

Изготовление

блока

Знать: технологию фальцовки листов. Уметь: выполнять фальцовку и комплектовку листов блока

Скрепление блока швейным способом

Уметь: выполнять соединение блока способом шитья нитками взахват

42-57

Изготовление записной книжки

Знакомство с изделием (записная книжка)

Знать: виды и назначение записной книжки, ее детали.

Уметь: выполнить технический рисунок изделия

Детали блока. Фальцовка листов бумаги в тетрадь

Знать: детали блока, правила разметки деталей.

Уметь: выполнить разметку, нарезку листов бумаги для записной книжки, их фальцовку и комплектовку

Приклеивание форзацев

Знать: виды и назначение форзаца.

Уметь: выполнить разметку и раскрой форзаца, фальцовку листов, приклеить его

Элементы соединения блока при многотетрадном шитье

Знать: элементы соединения блока при многотетрадном шитье. Уметь: читать схемы

Шитье блока (на образце)

Знать: правила шитья блока нитками, схемы шитья, приспособления для выполнения данной операции, правила безопасности при работе с иглой.

Понимать, что качество переплета зависит от прочности шитья блока. Уметь: выполнить шитье блока на образце

Шитье блока записной книжки

Знать: элементы соединения блока при многотетрадном шитье. Уметь: выполнить соединение блока записной книжки

Заклеивание корешка блока

Знать: назначение промазывания корешка клеем.

Уметь: определять корешок блока, заклеивать корешок

Обрезка блока

Знать: названия обрезов блока, порядок обрезки блока, правила безопасности при работе на бумагорезательной машине.

Детали переплетной крышки и ее виды

Знать: детали переплетной книжки. Уметь: выполнить технический рисунок видов переплета (составного и цельнотканевого), различать разные виды переплета по образцу или техническому рисунку

Раскрой деталей переплетной крышки

Знать: правила разметки деталей изделия, безопасной работы с режущим инструментом

Сборка составного или цельнотканевого переплетов

Знать: технологию сборки составного или цельнотканевого переплетов.

Уметь: выполнить изготовление составной или цельнотканевой крышки

Отделка переплетной крышки

Знать: виды отделки переплетной крышки. Уметь: выполнить отделку переплетной крышки одним из способов

Подгонка и вставка блока в переплетную крышку. Оценка качества готового изделия

Знать: технологию вставки блока в переплетную книжку. Уметь: выполнить подгонку и вставку блока в переплетную крышку, оценку качества готового изделия

58-80

Общая тетрадь

Знакомство с изделием (общая тетрадь)

Знать: назначение общей тетради, ее детали. Уметь: выполнить технический рисунок изделия

Последовательность изготовления общей тетради

Уметь: составить последовательность изготовления общей тетради по образцу, техническому рисунку, рисунку, предметнотехнологической карте

Фальцовка тетрадных листов

Уметь: выполнять фальцовку тетрадных листов в тетради, контролировать качество выполнения операции

Приклеивание форзацев

Знать: виды материалов, используемых для форзацев, правила их разметки и раскроя. Уметь: выполнить разметку, раскрой, фальцовку и приклеивание форзацев

Способы соединения блока общей тетради

Уметь: определять приемы и способы соединения блока по образцу, техническому рисунку

Шитье блока общей тетради

Уметь: выполнить сшив нескольких тетрадей, проверяя качество работы

Заклеивание корешка

Уметь: выполнять операцию заклеивания и кругления корешка

Раскрой деталей переплетной крышки

Знать: детали переплетной крышки. Уметь: выполнить разметку и раскрой деталей переплетной крышки

Тетрадь в твердом составном переплете № 5

Знать: детали тетради в твердом составном переплете № 5.

Уметь: выполнять технический рисунок тетради

Фальцовка тетрадных листов

Уметь: выполнять фальцовку тетрадных листов в тетради, контролировать качество выполнения операции

Приклеивание форзацев

Знать: виды материалов, используемых для форзацев, правила их разметки и раскроя. Уметь: выполнить разметку, раскрой, фальцовку и приклеивание форзацев

Шитье блока общей тетради

Уметь: выполнить сшив нескольких тетрадей, проверяя качество работы

Заклеивание корешка

Уметь: выполнять операцию заклеивания и кругления корешка

Детали составной переплетной крышки № 5

Знать: детали составной переплетной крышки № 5, сферу ее применения.

Уметь: определять вид переплетной крышки по образцу и техническому рисунку, выполнять технический рисунок переплетной крышки

Разметка и раскрой деталей составной переплетной крышки № 5

Знать: детали переплетной крышки и правила раскроя.

Уметь: выполнить разметку и раскрой деталей переплетной крышки

Сборка составной переплетной крышки № 5

Знать: последовательность сборки составной переплетной крышки № 5. Уметь: выполнить сборку составной переплетной крышки № 5, проверить качество переплетной крышки

Подгонка и вставка блока в крышку

Знать: последовательность вставки блока в крышку.

Уметь: выполнить подгонку и вставку блока в составную переплетную крышку № 5

Отделка переплетной крышки. Оценка готового изделия

Уметь: выполнить отделку переплетной крышки (аппликация), оценить качество готового изделия

81-90

Наклейка таблицы и наглядного пособия

Знакомство с изделием (таблицы и наглядные пособия)

Знать: виды материалов и клея для наклейки таблиц и наглядных пособий. Уметь: подбирать картон и клей для наклейки таблиц, подготавливать рабочее место и инструменты для наклейки таблиц

Окантовка таблиц. Раскрой деталей для окантовки

Знать: назначение окантовки, правила разметки и раскроя.

Уметь: выполнить разметку и раскрой полосок из технической ткани (коленкор, ледерин и т. п.)

Наклеивание таблиц на картон

Знать: приемы работы с клеем.

Уметь: организовывать рабочее место, определять направление волокон у бумаги и картона, наклеивать таблицы на картон

Окантовка таблицы слизурами

Уметь: выполнить окантовку таблиц полосками из технической ткани

Раскрой детали из бумаги для выклейки таблицы

Знать: правила разметки и раскроя детали для выклейки таблицы. Уметь: выполнить разметку и раскрой детали из бумаги для выклейки таблицы

Выклейка таблицы. Оценка качества готового изделия

Знать: приемы работы с клеем.

Уметь: выполнить выклейку таблиц, оценить качество готового изделия

91-100

Самостоятельная работа

Изготовление общей тетради (по эскизу). Анализ работы

Знать: последовательность изготовления общей тетради.

Уметь: изготовить общую тетрадь

101-116

Изготовление блокнота в твердом переплете с кантами

Знакомство с изделием (закрытый блокнот в составном или цельнотканевом переплете)

Знать: виды и назначение блокнотов в твердом переплете, их конструкцию.

Уметь: различать переплеты гибкий, твердый, обрезной, с кантами

Определение направления волокон у бумаги

Уметь: определять направление волокон у бумаги

Разметка и нарезка листов бумаги для блокнота

Уметь: выполнить разметку и раскрой листов писчей бумаги для блокнота

Перфорирование листов блока

Знать: назначение перфорации в блокноте, устройство и принцип работы перфоровальной машины, правила безопасной работы на ней. Уметь: выполнить перфорацию листов блокнота

Шитье блока втачку

Знать: устройство и принцип действия проволокошвейной машины, правила безопасной работы на ней. Уметь: выполнить сшив блока втачку

Окантовка корешка блока тканью или заменителем

Знать: правила разметки и раскроя деталей. Уметь: выполнить разметку и раскрой детали, окантовать корешок блока тканью или заменителем

Обрезка блока с трех сторон

Знать: оборудование для обрезки блока. Уметь: выполнить обрезку блока

Расчет деталей для составной переплетной крышки

Уметь: выполнить расчет деталей для составной переплетной крышки

Расчет деталей для цельнотканевого переплета

Уметь: выполнить расчет деталей цельнотканевого переплета

Разметка и раскрой деталей составной или цельнотканевой переплетной крышки

Знать: правила разметки и раскроя деталей. Уметь: выполнить разметку и раскрой деталей составной или цельнотканевой переплетной крышки

Сборка составной или цельнотканевой переплетной крышки

Знать: последовательность изготовления переплетной крышки в цельном или составном переплете.

Уметь: выполнить сборку составной или цельнотканевой переплетной крышки

Вставка блока в крышку

Знать: последовательность операций по вставке блока в крышку. Уметь: выполнить вставку блока в крышку, оценить готовое изделие

116-128

Изготовление блокнота-шестидневки

Знакомство с изделием (блокнот- шестидневка)

Знать: назначение и отличия блокнота-шестидневки, его детали.

Уметь: выполнить технический рисунок изделия

Составление плана изготовления изделия

Уметь: составить план изготовления изделия

Разметка и нарезка листов бумаги для блокнота

Знать: правила разметки и нарезки листов бумаги.

Уметь: выполнить разметку листов по размерам блока, их нарезку

Перфорирование блоков

Знать: правила безопасной работы на перфоровальной машине. Уметь: выполнить перфорирование блоков

Шитье блоков

Знать: устройство и принцип действия проволокошвейной машины, правила безопасной работы на ней. Уметь: выполнить сшив блоков втачку

Окантовка блока

Знать: правила раскроя деталей.

Уметь: выполнить раскрой детали и окантовку ее блоков

Раскрой деталей переплетной крышки

Знать: детали переплетной крышки. Уметь: выполнить разметку и раскрой деталей переплетной крышки

Изготовление переплетной

крышки

Знать: последовательность переплетной крышки.

Уметь: выполнить сборку переплетной крышки

Размещение блоков в переплете и приклейка их на задней стенке

Уметь: выполнить расчет размещения блоков в переплете, приклеить блоки на заднюю стенку переплета, оценить качество готового изделия выполнения коробки и футляра.

Уметь: выполнять технический рисунок изделия

128-136

Изготовление футляра и коробки для документов

Знакомство с изделием. (Открытая коробка с плинтусами для бумаги или футляр для хранения папок с документами или бумажник)

Составление плана изготовления футляра

Уметь: составить план изготовления изделия, самостоятельно заполнить технологическую карту

Целиковая и составная (сборная) развертка. Разметка и раскрой деталей футляра

Знать: виды разверток, правила разметки и раскрой деталей футляра. Уметь: выполнить разметку и раскрой деталей футляра

Рицовка деталей

Знать: правила безопасности при работе с ножом.

Уметь: выполнить рицовку деталей изделия (при изготовлении коробки).

Раскрой слизур

Знать: правила разметки и раскроя деталей. Уметь: выполнить разметку и раскрой слизур, проверять качество кроя

Сборка стенок и дна футляра

Знать: последовательность сборки стенок и дна футляра.

Уметь: выполнить сборку стенок и дна футляра

Окантовка кромок и ребер футляра

Знать: правила разметки и раскрой деталей. Уметь: выполнить раскрой слизур и окантовку ими кромок и ребер футляра

Раскрой заготовок из бумаги. Оклейка футляра

Знать: правила разметки и раскрой деталей. Уметь: выполнить оклейку футляра заготовками из бумаги

Раскрой заготовок из бумаги. Внутренняя выклейка футляра. Оценка качества готового изделия

Знать: правила разметки и раскрой деталей. Уметь: выполнить выклейку футляра заготовками из бумаги


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по истории 5 класс Рабочая программа по истории 11 класс

поурочно-тематическое планирование по истории для 5 классапоурочно-тематическое планиросание по истории для 11 класса к учебнику Данилова...

Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)

Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...

Рабочая программа по русскому языку 10 класс к учебнику Бабайцевой, Рабочая программа по литературе 11 класс к учебнику под редакцией В.П.Журавлёва

В этом году появились новые требования к оформлению учебных программ по всем предметам. Данные программы составлены в соответсви с новыми требованиями. Они помогут учителям русского языка и литературы...

Аннотация к рабочей программе по геометрии, 11 класс + рабочая программа по геометрии для 11 класса

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (геометрии). Класс: 11.Программа по геометрии для 11 класса составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднег...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по Математике 5 класса (Рабочая программа составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида, под ред. В.В.Воронковой и учебника «Математика» М.Н. Перова, Г.М. Капустина)

Рабочая программа  составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида,  под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой Сб.1. –М.:...

Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)

Рабочая учебная  программа по литературе  для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...