Программа кружка ЛоскутОК
рабочая программа по технологии (5 класс)

Маскаева Галина Владимировна

Дополнительная образовательная программа «ЛоскутОК»» носит научно-техническую направленность, ориентирована на детей 10-13 лет и рассчитана на 2 года  обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_kruzhka_loskutok.doc181 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

     Развивающемуся обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, готовы к межкультурному взаимодействию, обладают чувством ответственности за судьбу страны, за её социально-экономическое процветание. При этом необходимо учитывать индивидуальные возможности каждого ребенка, его интересы, только на этих условиях мы можем говорить о формировании и развитии личности, способной к самоопределению и саморазвитию.

     Дополнительная образовательная программа «ЛоскутОК»» носит научно-техническую направленность, ориентирована на детей 10-13 лет и рассчитана на 2 года  обучения. Создавая условия для расширения и совершенствования творческих способностей и самореализации воспитанников, программа дает им возможность применять свои знания и умения на практике, творить чудо своими руками, что помогает им в адаптации  к новым  экономическим условиям жизни.

        Программа разработана в соответствии с действующим законодательством и нормативно-правовыми актами Российской Федерации, с основными нормативными документами:

  • Декларация прав ребенка.
  • Конвенция о правах ребенка.
  • Конституция Российской Федерации.
  • Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ) (ГЛАВА 2. Статья 12. Часть 2, 4,5. Статья 13. ГЛАВА 10. Статья 75.)
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. №1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» .
  • Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р).
  • Письмо Министерства образования Российской Федерации от 18 июня 2003 г. 28-02-484/16. Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей, утвержденные на заседании Научно-методического совета по дополнительному образованию детей Минобразования России 03.06.03, для использования в практической работе.
  • Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей (утверждено постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41).
  • Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (Приложение к письму Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 № 09-3242).
  • О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ (Приложение к письму Департамента государственной /1/ политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ от 14.12.2015 № 09-3564).
  • Примерные требования к программам дополнительного образования детей (Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Министерства образования и науки РФ от 11.12. 2006 №06-1844).
  • Об учете результатов внеучебных достижений обучающихся (Приказ Министерства образования Московской области от 27.11.2009 № 2499).
  • Об изучении правил дорожного движения в образовательных учреждениях Московской области (Инструктивное письмо Министерства образования Московской области от 26.08.2013 № 10825   13 в/07).

«В целях предупреждения дорожно-транспортного травматизма и профилактики дорожно-транспортных происшествий среди учащихся, на основании письма Министерства образования Московской области от 28.08.2013г. №10825-13в/07 о решении рабочей группы Министерства образования Московской области по разработке мер, позволяющих обеспечить функционирование непрерывной плановой системы обучения детей основам безопасного поведения на улицах и автодорогах,  от 26.06.2013 в дополнительную общеразвивающую программу «Волшебные узелки» включены часы для изучения основ безопасности дорожного движения, не менее 7 часов вне зависимости от ее направленности».

            Актуальность общеразвивающей программы.

    Актуальность данной программы состоит в том, что она направлена на получение обучающимися  знаний в области рукоделия и шитья и нацеливает их на осознанный выбор профессии, связанный с этим видом деятельности.

Программа составлена, таким образом, что темы  постепенно усложняются, развивая внимание, воображение, усидчивость, стремление научиться практическим умениям, развивает мелкую моторику рук.

 

   Педагогическая целесообразность.

     Лоскутная техника для учащихся является новым видом рукоделия, что  повышает познавательную активность учащихся. Кроме того, работы по рукоделию имеют большое значение для совершенствования общетрудовой подготовки учащихся. Прежде всего, это относится к зарисовке эскизов изделий, развитию мускулатуры и мелкой моторики рук, глазомера (необходимость выполнять стежок определенной длины, вычерчивание шаблонов, раскрой деталей).  Наблюдения показали, что занятия шитьём положительно влияют на психику ребенка,  стимулируют творческую деятельность, создают атмосферу здорового соперничества, формируют интерес к собственной личности, к познанию своих возможностей,  саморазвитию и  самовоспитанию.

     Ведущей в младшем  школьном возрасте становится учебная деятельность. Она определяет важнейшие изменения, происходящие в развитии психики детей на данном возрастном этапе. В рамках учебной деятельности складываются психологические новообразования,  характеризующие наиболее значимые достижения в развитии детей младшего школьного возраста, и являются фундаментом, обеспечивающим развитие на следующем возрастном этапе. Прежде всего, совершенствуется работа головного мозга и нервной системы. Однако несовершенство регулирующей функции коры проявляется в свойственных детям данного возраста особенностях поведения, организации деятельности и эмоциональной сферы: дети младшего возраста легко отвлекаются, не способны к длительному сосредоточению, возбудимы, эмоциональны.    Необходимо сосредоточивать  внимание  обучающихся на определенных объектах, действиях, что дисциплинирует волю, организует внимание.

     В этом возрасте у детей складываться новый тип отношений с окружающими людьми. Основным фактором воспитания выступает насыщенность социальной среды, в которой живет ребенок, образцами достойного поведения. Наблюдения показывают, что детям  необходимы дружеские отношения со сверстниками, они  умеют наладить тесный социальный контакт, поддерживать отношения продолжительное время, им  необходимо чувствовать, что общение с ними тоже кому-то важно и интересно. Для возникновения взаимной симпатии и дружбы становятся важными такие качества, как доброта и внимательность, самостоятельность, уверенность в себе, честность. Основу составляют непосредственные эмоциональные отношения, которые превалируют над всеми остальными. Именно такие условия педагог старается создать в творческом коллектив «ЛоскутОК».

      Одно из главных условий успеха в обучении детей технике «Лоскутное шитье»- это подход к каждому ребенку. Чтобы осуществить такой подход, надо внимательно наблюдать за детьми в процессе их деятельности, отмечать, что характерно для каждого: что удается, а что нет, какие трудности возникают у ребенка в процессе создания рисунка, подбора ткани, выполнении композиции, как он относится к занятиям, чему отдает предпочтение. Дети отличаются друг от друга характером восприятия, который зависит от того, как ребенок владеет навыками. Необходимо детям дать возможность заниматься тем, чем им хочется, только тогда будут развиваться их способности, создаваться реальные возможности для самораскрытия и самовыражения личности.

     

 Работа на занятиях проводится как фронтально, так и индивидуально. Занятие включает в себя теоретическую часть и творческую работу. Работая по данной программе,  педагог творчески подходит к каждому занятию, используя различные методы обучения, ориентированные на формирование и развитие познавательного интереса к швейному делу, а также способности к сотрудничеству и к сотворчеству. Особое внимание уделяется на индивидуальный подход к каждому ребенку, так как возраст и темперамент детей различен и развитие творческих способностей происходит не одинаково.

       Программа включает в себя изучение цветового круга, материаловедение, виды ручных и машинных швов, историю лоскута и практическую работу в этом виде творчества. Он является интересным предметом изучения,  дает возможность изучить орнаменты, почувствовать красоту и полноту народных  узоров.

    Шитьё из лоскута называют ещё «Пэчворк», – изделия собранные из цветных лоскутиков. Они отличаются художественным вкусом, цельностью композиции, декоративностью. Лоскутные мозаики – покрывала, одеяла, занавески, панно, салфетки, коврики, дорожки украшают и сейчас многие  дома.

     Любимые занятия искусных мастериц – украшение интерьера кухни, дачного домика, изготовление женской и даже мужской одежды.  Древние ремёсла расцветают благодаря труду и творчеству юных мастеров. Их секреты бережно хранятся, передаются из поколения в поколение – и ниточка, связывающая нас с далёкими предками, не прерывается

Новизна программы.

      Главной особенностью  программы является системно-деятельностный  подход к процессу обучения. Ребёнок с первого занятия включается в процесс создания изделий (без образцов): игольница, подставка под горячие блюда, прихватка………. одеяла.

 

Цель программы:

развитие творческих способностей и технологических навыков у детей;

Задачи:

1. Образовательные:

-   научить пользоваться инструментами и материалами, необходимыми для           выполнения практических заданий.

- обучить технике безопасности при работе с инструментами, а также правилам и нормам поведения в учебном кабинете;

- научить учащихся представлять свои творческие замыслы в виде эскизов, схем.

-   научить приемам  кроя и  последовательному выполнению композиций из квадратов, полос, треугольников.

- обучить правилам безопасного поведения на улицах и дорогах города.

2. Развивающие:

- развивать интерес к лоскутной технике, ее традициям и истории.

- развивать внимание и воображение детей.

- развивать кругозор, формировать вкус;

3. Воспитательные:

- воспитание терпения, усидчивости, аккуратности в работе.

 Задачи 1-го года обучения

Образовательные:

   -  дать представление о культурно-исторических сведениях о лоскутном шитье;

            -  познакомить  с  видами  тканей,  применяемых  в  лоскутном  шитье;

            -  формировать  практические  навыки  и  умения  (ручные  швы,            

                выполнение  простых   орнаментов  и  несложных  поделок).

           - обучить правилам безопасного поведения на улицах и дорогах города.

Воспитательные:

              -  приобщать  детей  к  народному  творчеству;

              -  воспитывать  трудолюбие  и  бережное  отношение  к  своему  и  чужому  труду;

              -  формировать  художественный  вкус.

Развивающие:

              -  развивать  функциональность  рук  в  практической  деятельности    через  соприкосновения  с  тканями  и  инструментами;

              -  развивать  художественный  вкус  и  творческое  воображение  через  умение   сочетать  разноцветные  лоскутки друг с другом;

              -  раскрыть индивидуальные способности  ребенка.

Задачи 2-го года обучения.

Образовательные:

  • изучить историю возникновения и развития лоскутного шитья;
  • дать  представление  о  современных  направлениях  шитья  из  лоскута;
  • формировать специальные знания по предмету  (цветовая  грамота, орнамент,  композиция);
  • расширить  знания  о  видах  и  свойствах  тканей  и  других материалов,  применяемых  для  шитья;
  • продолжить  обучение  технике  шитья  из  лоскутков (приобретение  технических знаний,  умений и навыков;  изготовление более сложных изделий)

 

Воспитательные:

  • воспитывать  трудолюбие,  упорство,  усидчивость,  аккуратность    при  выполнении  работы,  умение  доводить  начатое  дело  до  конца;
  • учить  детей  творчески  подходить  к  деятельности;
  • поощрять обучающихся   в создании  новых  образов  посредством гармонии   цветовых  отношений;

 Развивающие:

  • развивать познавательную и творческую активность, фантазию, образное и логическое  мышление;
  • развивать  индивидуальные  способности  детей;

Сроки реализации  программы.

Дополнительная общеобразовательная программа «ЛоскутОК» рассчитана на 2 года обучения. Полный объем учебных часов – 288, из них  в 1-й год обучения – 144 часа, во 2-й  год обучения – по 144 часов.

Адресат программы.

Программа ориентирована на детей 10-13 лет.

Режим занятий. 

Занятия проводятся 2 раза  в неделю по 2 часа (4 часа в неделю) с  15-минутным перерывом через каждый час (144 часа в год).

Форма обучения очная, групповая. В группы принимаются все желающие, независимо от уровня первоначальных знаний и умений.

Рекомендованное количество учащихся в группе 12-15 человек. 

Реализация данной программы предполагает освоение базового уровня.

Базовый уровень.

    После освоения программы «ЛоскутОК» в соответствии с поставленными целями и задачами будут достигнуты следующие результаты.

Обучающие будут знать:

  • Инструменты и материалы, используемые в обучении при шитье, техника безопасности при работе.
  • Виды тканей и их происхождение.
  • Умение различать холодные и теплые цвета и их сочетания.
  •  Виды ручных и машинных швов.
  • Название основных способов лоскутного шитья.
  • Технику выполнения простых блоков в лоскутном шитье.

Обучающие будут уметь:

  • Правильно пользоваться  инструментами и приспособлениями (ножницами, булавками, иголками, шаблонами) и оборудованием (швейными машинами, утюгом).
  • Выполнять основные блоки лоскутного шитья.
  • Выполнять изделия: прихватку, варежку, грелку на чайник, салфетку с элементами лоскутного шитья.

Первый год  обучения.

В ходе первого этапа обучения предполагается ознакомление с историей  возникновения ремесла. Обучающиеся знакомятся с видами тканей и основами цветоведения, приобретают практические навыки выполнения лоскутных изделий ручными швами.

К концу первого года обучения обучающиеся должны знать и уметь:

•  иметь представление о культурно-исторических  сведениях  о лоскутном шитье;

•  знать правила  техники безопасности;

•  знать виды тканей;

•  освоить навыки шитья на руках и  бытовой  швейной машине;

•  уметь подготовить рабочее  место и ткань к работе;

•  научиться правильно подбирать лоскутки по цвету и фактуре;

•  уметь выполнять несложные работы, шить по образцу.

Второй  год  обучения

В ходе второго этапа обучения предполагается изучение истории возникновения и символики  шитья из лоскута, а так же дается представление о современных направлениях лоскутного творчества. Дети приобретают навыки работы на швейной машине, овладевают технологическими приемами сборки лоскутных элементов, выполняют изделия (ручным и машинным способами), внося свои творческие оригинальные элементы; учатся пользоваться описаниями, схемами, выкройками, шаблонами, инструкционными картами.

К  концу второго года обучения обучающиеся должны знать и уметь:

  • знать историю возникновения и развития лоскутного шитья;
  • иметь представление о современных направлениях лоскутного творчества;
  • знать цветовую грамоту, виды и свойства тканей;
  • уметь составлять орнаменты и композиции, правильно подбирая для них ткань;
  • уметь пользоваться описаниями, схемами, выкройками, шаблонами, инструкционно-технологическими картами;
  • овладеть технологическими приемами сборки лоскутных элементов (из полос, треугольников, квадратиков, деталей других форм);
  • изготавливать более сложные изделия как ручным, так и машинным способами, вносить свои творческие оригинальные элементы.

В процессе реализации программы применяются следующие виды контроля:

  1. Входной контроль (в начале освоения программы)
  2. Текущий контроль (в процессе занятий по данной программе).
  3. Промежуточный контроль (в конце 1 года обучения).
  4. Итоговый контроль (по окончании освоения программы - в конце 2-ого года обучения).

Контроль результата освоения программы отслеживается и оценивается с помощью следующих форм:

  1.         Опрос.
  2. Наблюдение.
  3. Просмотр.
  4. Открытое занятие.
  5. Творческий отчет.
  6. Выставка.
  7. Конкурс.
  8. Проект и его защита. 
  9. Творческая работа, самостоятельная работа.
  10.  Итоговое занятие

 Эти формы позволяют педагогу и учащимся увидеть и обсудить результаты своего труда, позволяют педагогу внести изменения в учебный процесс, определить эффективность обучения по программе, создают хороший психологический климат в коллективе.

В качестве форм фиксации образовательных результатов могут быть использованы аудиозапись, видеозапись, журнал посещаемости, грамоты, дипломы, сертификаты, фотодокументы , группа Вконтакте

Формами предъявления и демонстрации образовательных результатов являются выставки, конкурсы.

Для успешной реализации программы необходимо определенное обеспечение:

Материально-техническое:

Помещение: учебный кабинет, оформленный в соответствии с профилем проводимых занятий и оборудованный в соответствии с нормами: столы, классная доска, шкафы для хранения учебной литературы и наглядных пособий, швейные машинки, оверлог, гладильная доска, утюг.

Материалы: нити х/б различной цветовой палитры, ткань и лоскут, ленты, е  пуговицы,  проволока.

Инструменты и приспособления: ножницы для работы с бумагой и тканью,  булавки,  шило, клей ПВА, термоклеевой пистолет, швейные и машинные  иглы, сантиметровая  лента, игольницы.

Информационное:

-            ноутбук,

  • подключение к сети Интернет,
  • фотоаппаратура,
  • проектор.

Кадровое: Коллектив лоскутного шитья  – «ЛоскутОК» существует в МБУДО «Дворец детского (юношеского) творчества» на базе МБОУ СОШ №5 им. Героя России Максима Сураева с 2011 года. Им руководит учитель технологии высшей квалификации  - Маскаева Галина Владимировна. Успешно реализовывает дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу «ЛоскутОК», вносит необходимые изменения в программный материал и учебный график; умеет планировать учебные занятия, выбирают оптимальные методы и средства обучения. Владеет современными образовательными технологиями и методиками и эффективно применяет их в практической профессиональной деятельности; имеет хорошее знание возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся. 

Учебно-тематический план

1 год обучения

№ п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации

всего

теория

практика

1.

Вводное занятие. Знакомство с коллективом.

2

2

Опрос.

Наблюдение.

2.

Оборудование, инструменты и приспособления Техника безопасности.

2

1

1

Опрос.

3.

Материалы.

8

4

4

Опрос.

Наблюдение

4.

Цвет. Цветовые сочетания

2

1

1

Опрос.

Наблюдение.

5.

Шаблоны  и трафареты

2

1

1

Наблюдение.

Самостоятельная работа

6.

Ручные  швы.

8

1

7

.

Самостоятельная работа

7.

Машинные швы.

4

1

3

Наблюдение Самостоятельная работа

8.

Разнообразие лоскутных техник.

22

4

18

Наблюдение Самостоятельная работа

9.

Стёжка изделий

10

2

8

Наблюдение Самостоятельная работа

10

Быстрая сборка полосками

14

2

18

Самостоятельная работа

11

Создание ткани новой фактуры.

22

4

18

Самостоятельная работа

12

Отделка лоскутных изделий

20

2

18

Самостоятельная работа

13

Изготовление  подушек-игрушек.

26

4

22

Самостоятельная работа

14

Итоговая выставка

2

2

Итоговое занятие. Выставка.

Итого

144

29

115

2 год обучения

 

№ п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации

всего

теория

практика

1.

Вводное занятие. Планы на год. ПДД.

2

2

Опрос.

Наблюдение.

2.

Современные направления развития лоскутного творчества. Интернет ресурсы для рукодельниц.

4

2

2

Опрос.

Наблюдение.

3.

Оборудование, инструменты и приспособления. Материалы. Основные и вспомогательные материалы.

4

2

2

Наблюдение. Самостоятельная работа.

4.

Оборудование, инструменты и приспособления. Материалы. Основные и вспомогательные материалы.

4

2

2

Наблюдение.

Самостоятельная работа.

5.

Шаблоны,  трафареты, схемы

4

2

2

Самостоятельная работа

6.

Создание эскиза изделия

4

2

2

Самостоятельная работа

7.

Основные технологические приемы соединения лоскутных элементов (шитье на швейной машине)

20

4

16

Наблюдение.

Самостоятельная работа

8.

Лоскутная мозаика орнаментов

44

8

36

Самостоятельная работа

9.

Лоскутные  изделия и аксессуары.

56

4

52

Самостоятельная работа

10

Итоговая выставка

2

2

Итоговое занятие. Выставка

Итого

144

28

116

СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА

Вводное занятие. История лоскутного шитья. 2 часа

        Цели и задачи обучения. Содержание программы кружка.

        Правила поведения в мастерской. Правила безопасной работы и личной гигиены.  Правила противопожарной безопасности.

         История лоскутного шитья. Пэчворк, квилт. Традиционное лоскутное шитьё в России.

         Проект «Мировое одеяло». Знакомство с  лучшими работами  лоскутниц мира в интернете.

        Объекты труда: лоскутные картины, прихватки, другие предметы домашнего обихода.

Оборудование, инструменты и приспособления. 2 часа

         Знакомство с оборудованием,  инструментами и приспособлениями,  используемыми в работе: швейная  машина, оверлог, утюг, швейные и машинные иглы,  ручные  и «английские» булавки,  вспарыватель,  мел и маркеры, ножницы, резаки и маты, сантиметровая лента, линейка, треугольник, рулетка, миллиметровая бумага.  Организация рабочего места. Правила безопасной работы с иглой,  булавками, ножницами, резаками.

        Объекты труда: оборудование инструментами  и приспособлениями в кабинете.

Материалы. 8 часов

Разнообразие материалов используемых в   работе. Способы их получения: тканый, валяльный, клеевой, холстопрошивной, нитипрошивной, вязальный. Свойства материи: прочность, сминаемость, драпируемость, гигроскопичность, пылеёмкость, теплозащитность, усадка, скольжение, осыпаемость. Особенности  подготовки их к работе:  декатировка, крахмаление.  Лицевая изнаночная сторона ткани. Долевая и поперечная нить.

     Объекты труда: выполнение иголок  для грелки «Ёжик».

Цвет. Цветовые сочетания. 2 часа

        Цветовой круг. Основные, дополнительные.  Тёплые, холодные. Контрастные, родственные цвета. Гармоничное сочетание цветов.

        Объекты труда: лоскутные изделия, ткани разных цветов.

Шаблоны и трафареты. 2 час

        

 Трафареты.  Материалы для изготовления шаблонов:  прозрачный пластик, картон, наждачная бумага. Изготовление шаблонов для работы: полоска,  правильный треугольник, квадрат, шестиугольник и др.

 Техника быстрого раскроя.

         Объекты труда: шаблоны, ткани.

Ручные  швы. 8 часов

Подбор иглы и ниток по размерам. Длина нитки. Познакомить с техникой выполнения ручных швов: «вперед игла", "назад игла", "через край", "петельный" и др.

         Объекты труда : выполнение верхнего слоя одеяла «ЛУГ»

Машинные швы. 4 часа.

 Виды машинных швов: соединительные, краевые и декоративные Выполнение соединительных швов; стачного взаутюжку и вразутюжку, накладного, настрочного.  Выполнение   краевых швов: окантовочного, шва вподгибку с открытым срезом и с закрытым срезом.  Использование средств малой механизации (различных лапок)

Техника аккуратного шитья.

Разнообразие лоскутных техник . 22 часа.

Знакомство с техникой «Полоска». Стачной шов.  Шьём по основе. Рисунки «Изба», «Паркет»,  «Цветные кольца»

 Знакомство с техникой «Синель».

Объекты труда:  прихватки  в технике «полоска», верхний  слой одеяла «ПЛЕТЁНКА»,  «ПАВЛИН»  

Быстрая сборка полосками. 14 часов.

Поточный метод соединения деталей. Правило стачивание полос. Ширина  машинного шва.  Правила ВТО.

Техники :«Шахматка». «Калейдоскоп».

Объекты труда: подушки – «думачки» .

Создание ткани новой фактуры.  22 часов.

Процесс производства материи на ткацких станках.  Основа.  Уток. Переплетение нитей: простое (полотняное , саржевое, сатиновое, атласное) и  сложное ( жаккардовое ).  Техника сетчатого переплетения.

Техника «Уголки». Раскрой. Способы складывания. Способы сборки.

Техника «Крейзи».

Объекты труда: Выполнение прихваток, чехлов на табуреты,  в техниках сетчатого переплетения  и крейзи.

                             Грелка  на чайник «Ёжик» из уголков.

Отделка лоскутных изделий. 20 часов.

 Отделочные  швы : «швов вперёд игла», «шов  назад игла», « стебельчатый шов», «петельный шов», «шов рококо», «тамбурный шов».  Отделка лентами. Цветы  из лент разными способами.

Объекты труда:  Выполнение чехлов на телефон, для очков.

Изготовление  подушек-игрушек. 26 часов.

Игрушки. Разнообразие. История создания. Выкройки. Раскрой. Отделка. Фурнитура.  Глаза из подручного материала.

Объекты труда: Выполнение подушек - игрушек.

2 год обучения

Вводное занятие 2 часа

Основные итоги работы за прошлый год. Ознакомление с содержанием программы. Организационные вопросы. Демонстрация работ воспитанников, выполненных ими за прошлые годы   1 года обучения. Общие правила организации труда и техники безопасности (повторение).

Современные направления развития лоскутного творчества. 

Интернет ресурсы для рукодельниц.   4 часа

История развития лоскутного шитья. Его значение в жизни людей и применение в быту. Символика и цвет. Современное искусство лоскутного шитья, получившее свое развитие в клубах и творческих союзах,  индивидуальном творчестве профессиональных художников и мастеров-любителей. Просмотр иллюстрированной  литературы, возможен просмотр материалов в интернете.

Оборудование, инструменты и приспособления.

 Материалы. Основные и вспомогательные материалы.  4 часа. 

   Значение правильной организации рабочего места при занятии лоскутным шитьем. Оборудование, инструменты и приспособления, необходимые для работы,  их назначение,  применение, правила хранения. Материалы, используемые в лоскутном шитье. Подготовка тканей к работе. Влажно-тепловая обработка. Задание детям подготовить индивидуальный набор для рукоделия - «Сундучок лоскутницы».

 

Сочетания цвета, фактуры и разных видов ткани.  4 часа

 Особенности выбора материалов и техник в лоскутном шитье.  Правильный выбор цвета – основа лоскутного шитья. Зависимость цветовой гаммы изделия  от его назначения, конкретного интерьера. Особенности цветового решения, правил  сочетания цветов, подбора лоскутков, сочетания в работе ткани разных фактур,  подбора  ткани  по  плотности (шелк и  гипюр, вельвет и гобелен, трикотажные полотна,  костюмные ткани и др.)  

Шаблоны,  трафареты, схемы. 4 часов

Последовательность сборки мотивов лоскутной мозаики по специальным схемам, которые широко представлены в популярной и методической литературе по лоскутному шитью.

Изготовление шаблонов для раскроя лоскутков. Шаблоны разных размеров и формы – треугольные, квадратные, прямоугольные и пр. (одни и те же шаблоны используются для изготовления многих лоскутных изделий. Шаблоны значительно облегчают работу при раскрое ткани, позволяют экономнее ее использовать, помогают в поиске цветового решения). Чтение схем, выполнение шаблонов несложных форм.

 Объекты труда:  папка «выкройки и шаблоны»

Создание эскиза изделия . 4 часа.

   Основных составляющие изделий из лоскутков. Блок или несколько блоков, разделительные полосы, кайма и окантовка. Понятия блока, этапы формирования блока. Традиционные блоки, квадратные блоки, блоки из полос.      Размещение блоков: горизонтальное, вертикальное, диагональное. Общий размер изделия, размер блока. Увеличение изделия с помощью разделительных полос и каймы.

Выполнение чертежа или  эскиз изделия.

Объекты труда:  эскизы изделий.

Основные технологические приемы соединения

лоскутных элементов (шитье на швейной машине).  20 часов.

   Ручная сборка геометрических фигур по шаблонам  и изделия.  Использование ручной сборки по шаблонам в изделиях (элементы ручной сборки в изделиях).

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  Соединение треугольников, квадратов, ромбов, многоугольников  в ровную поверхность на швейной машине.

   Ускоренный раскрой тканей и техника ускоренной сборки  лоскутков. Техника ускоренной сборки лоскутков на примере орнамента из квадратиков (из одинаковых квадратиков-заготовок, «двойная шахматка», «диагональная шахматка». Выполнение одного из вариантов на выбор. В качестве пособия используется литература по лоскутному шитью.

    Кайма. Значение каймы для лоскутного полотна. Техники выполнения каймы.

Обработка края лоскутного изделия бейкой  (руликом). Правила раскроя (по косой 45˚) и по поперечной, ширина рулика для различных изделий, способы выполнения.

    Стежка – неотъемлемая  часть лоскутного шитья. Разнообразие техник стежки. Роль стежки в лоскутном изделии: украшение лоскутного изделия, соединение слоёв тканей выполняемой  работы, помощь в избежании деформации изделия при носке, чистке или стирке, скрытие небольших дефектов. Ручная, машинная стежка, подготовка к стежке (прометывание), правила стежки (от центра к краям изделия).

       Лоскутная мозаика орнаментов.  44 часа.

     Лоскутные орнаменты из деталей разнообразных геометрических форм. Определение понятий «орнамент» и «блок». Орнамент – это узор, основанный на повторе и чередовании составляющих его элементов. Цветовые схемы орнаментов. Ритм, пропорция, симметрия, равновесие орнамента.  Символика орнамента, влияние цвета на композицию орнамента, выделение центра орнамента. Традиционные формы орнаментов: «колодец», «шпалы», «летят гуси», «квадрат в квадрате», «мельница», «русский квадрат», овладевают «свободной сборкой лоскутков от центральной детали» (вариативность заданий). Симионы.

Лоскутные  изделия и аксессуары.  64 часа.

    Лоскутные  декоративные  изделия  в современном интерьере дома. Лоскутная работа - в интерьер. Правила подбора цветовой гаммы для лоскутного изделия предназначенного для кухни, гостиной, спальни, детской комнаты

Диванные подушки. История диванной подушки, их виды, место в интерьере дома. Выполнение диванной подушки на основе изученных техник. Групповая работа по созданию единого изделия.

Декоративные карманницы (или выполнение изделия по желанию: газетница, сумочка для телефона и др.) Композиционное решение, проектирование в цвете, способы выполнении.

Кухонные мелочи. Выполнение изделий (или комплектов) для кухни. Самостоятельная творческая работа.

Итоговая выставка.  2 часа.

Подведение итогов за учебный год. Оформление выставки работ.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ  ПРОГРАММЫ

   Успех воспитания и обучения во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание, сформировать у них знания, умения и навыки, а также развить способности в той или иной области деятельности. В образовательном процессе на начальном этапе обучения используется объяснительно — иллюстративный метод (предлагается образец, который дети рассматривают, анализируют и работают над его изготовлением).  Это позволяет добиться технологической точности при выполнении изделия.  Дети младшего школьного возраста приобретают знания в процессе непосредственного восприятия предметов и явлений окружающей действительности и из сообщений педагога (объяснение, рассказы), а также в непосредственной практической деятельности, поэтому в творческом коллективе  «ЛоскутОК» используются основные методы обучения:

  1.      Наглядный - знакомство с иллюстративным материалом, схемами, методическими таблицами; показ работ из фонда, выполненных  педагогом и учащимися, что способствует лучшему восприятию и запоминанию материала.
  2.      Словесный - рассказы о истории лоскутного шитья,  его традициях, объяснение как выполняются те или иные элементы шитья, что является главным в создании композиции, обсуждение художественных произведений мастеров лоскутного шитья.
  3.      Практический – упражнения по выполнению элементов шитья, работа учащихся по образцу под руководством педагога, самостоятельная работа с использованием инструкционной карты, творческие задания.

Так же  используются методы:

методы стимулирования– интерес к деятельности, выставки, экскурсии.

методы контроля– проверка ЗУНов.

методы создания положительной мотивации обучаемых: эмоциональные (ситуация успеха, поощрение и порицание, свободный выбор задания),

волевые (предъявление образовательных требований, формирование ответственного отношения к получению знаний), социальные (развитие желания быть полезным).

     Позже на занятиях происходит ориентация детей на творческий подход к заданиям, что дает возможность им найти свой стиль. На этой стадии применяются элементы проектно-конструкторского метода. На всех этапах этого метода осуществляется консультативная помощь  обучающимся.

             Формы организации деятельности обучающихся.

Для того чтобы обучающиеся лучше усваивали темы раздела, необходимо разнообразить содержание и формы занятий: учебное занятие, занятие-праздник, занятие-выставка, занятие-экскурсия, а также организуя  индивидуальную работу и работу в мини-группах переходить к  коллективной форме деятельности. Каждое занятие возникает не случайно, а  является запланированным и представляет собой цепочку одного связующего звена образовательной программы. Основной формой обучения остается учебное занятие, которое делится на три основные части:

  1. Подготовительная часть.

Занятие начинается с подготовки рабочего места, повторения пройденного материала, просмотра и обсуждения выполняемых работ: что удалось на предыдущем занятии и над чем надо поработать, какие ошибки исправить, что можно дополнить. Сравнить свои работы с образцами, просмотреть внимательно,  как выполняют свои работы опытные мастера, тем самым дети получают положительный заряд от ярких, красочных изделий, что вдохновляет их и направляет на творчество.

  1. Основная часть.

В основной части занятия педагог дает информацию по теме занятия и дети погружаются в творческую работу. Между педагогом и детьми идет индивидуальное общение – совет и помощь в выполнении задания.

Во время практической работы делается перерыв на проведение физкультурной минутки. Если дети устали, они могут отвлечься от основной работы, посмотреть специальную литературу со стенда, понаблюдать за работой педагога и других детей, оказать кому-то помощь, дать совет и возвратиться к своей работе с восстановленными силами.

  1. Заключительная часть

В заключительной части занятия, когда основной рисунок из лоскутков собран,  педагог предлагает детям дополнить свои работы оформлением края и отделкой декоративной лентой для внешнего завершения изделия.       Далее  идет обсуждение каждой работы. Дети видят результат своей деятельности:  красочную прихватку, салфетку, или декоративную подушечку. Все это вызывает у них положительные эмоции, и чувство удовлетворенности от проделанной работы.

       Для того, чтобы ребенок сам смог выполнить красочную работу, необходимо приобрести первичные умения и навыки шитья руками и на машинке. Для этого нужно научиться  правильно выполнять стежки и шить точно по рисунку.  В ходе занятия педагог демонстрирует и объясняет, как правильно работать с иглой, правильно располагать ткань при шитье, как  выполняется строчка на швейной машине. Дети внимательно смотрят за работой педагога, затем сами выполняют показанное, неоднократно повторяя. Нельзя заставлять детей длительно выполнять одни и те же задания, это может их утомить и снизить интерес к работе. Дети стремятся как можно быстрее увидеть результат своего труда.  Для того, чтоб это произошло, им  дается возможность выполнить маленькую композицию, чтобы они увидели свои возможности, сравнили свою работу с образцом и работами других детей и понимали к чему нужно стремиться. На занятиях возможна взаимопомощь, дети помогают друг другу как правильно заправить нить в машинку, какой цвет выбрать или ткань для создания узора и  т.д.

      Очень важным моментов в работе педагога являются рассказы о направлениях в декоративно-прикладном искусстве, показ книг, иллюстраций, образцов способов шитья и  обязательно выставка и обсуждение работ детей, просмотров сайтов лоскутниц мира.  Яркий и выразительный язык народного творчества помогает педагогу сделать процесс развития практических навыков у детей увлекательным и интересным с первых  занятий.  Педагог активно использует презентации с демонстрированием произведений народного искусства, изделий известных мастеров прикладного творчества.

     Для успешного обучения так же необходим эмоциональный настрой детей, они должны чувствовать хорошую, дружескую атмосферу.  На занятиях объединения  дети учатся жить и работать в коллективе, для этого создаются все условия. Дети в группах разновозрастные, что является идеальным вариантом обучения. В таких группах концентрируются благоприятные условия для занятий, т.к. здесь царит лад, согласие, порядок и дружелюбное общение. В смешанной группе происходит взаимное обучение: более  опытные, охотно помогают младшим освоить какой- либо прием, способ, навык. Здесь действует активный метод помощи: «Из рук — в руки», что способствует интересному творческому общению и деловому дружелюбию.

 СИСТЕМА ЗНАНИЙ И СИСТЕМА  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

  Разнообразие представленных тем и методического материала раздела позволяют достичь хороших результатов в приобретении знаний, умений и навыков у детей. Оценка знаний и умений в результате деятельности детей проводится на каждом занятии. Проводятся экспресс — опросы, по мере изготовления  проводятся выставки, где сами дети дают оценку той или иной игрушке. Итогом работы детей является также участие их в районных, городских, областных, всероссийских, международных выставках конкурсах, проектах

Система оценки результатов включает: оценку базовых знаний и навыков, оценку коллективно — индивидуальную (качество индивидуальной работы, общая итоговая работа). По окончании изучения раздела программы «Лоскутное шитьё» проводится итоговый контроль. Педагог оценивает творческие работы детей. Дети выполняют  теоретическое задание в виде вопросов по темам раздела и практическое в виде карточки – задания.

Уровни оценки теоретического задания:

- высокий – уверенный правильный ответ.

- средний – ответ не уверен, с ошибкой.

- низкий – ответ не правильный.

Уровни оценки практического задания:

- высокий – элементы выполнены правильно, уверенно, четко.

- средний – элементы выполнены с незначительной ошибкой, нечеткие.

- низкий – элементы неправильной формы, неровные.

      Игровая деятельность является основной при работе с детьми младшего  школьного возраста,  которая позволяет сделать интересными и увлекательными  работу детей на творческо-поисковом уровне. Игра может быть использована в формировании направленности личности на распознавание собственных потребностей. Таким образом, решается проблема мотивации ребенка  на работу. Здесь важно обратить внимание на то, как он действует, соответствует ли его действие его собственным потребностям, что мешает этому соответствию. Разработаны и проводятся мероприятия в каникулярный период. Есть игры, включающие познавательные элементы  для профессионального обучения.

       Метод проектов представляет собой гибкую модель организации образовательно-воспитательного процесса, ориентированного на развитие учащихся и их самореализацию в деятельности. Он способствует развитию наблюдательности и стремлению находить объяснения своим наблюдениям, приучает задавать вопросы и находить на них ответы, а затем проверять правильность своих ответов, анализируя информацию, проводя эксперименты и исследования. Главнейший основополагающий принцип метода проектов — исходить из интересов самого ребенка, детских интересов сегодняшнего дня, непосредственно связанных с текущими и духовными нуждами самих детей, их близких, общества. Проектная деятельность нацелена на то, чтобы учащиеся поняли, что решение проблемы – это разработка изделия, которое отвечает потребностям людей. А результатом работы с  применением метода проектов являются конкретные ожидаемые результаты:

  • повышение уровня творческой активности обучающихся;
  • создание ситуации успеха;
  • изготовление наглядных пособий (буклеты, альбомы и т.д.) для занятий;
  • повышение результативности участия в творческих конкурсах.

        Чтобы метод проектов максимально развивал и обучал учащихся  необходимо сочетать его с упражнениями, которые помогут выработать умения и навыки проектирования и обработки материалов. Работая над проектом, добывая знания самостоятельно, анализируя имеющийся материал, разрабатывая алгоритм изготовления изделия, дети  учится думать, самостоятельно принимать решения и отвечать за свой выбор. Метод проектирования  помогает каждому ребенку стать умелым исследователем, способным к самостоятельной организации познавательного процесса, а главное – учится креативно мыслить.

 

        

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Литература для педагога

  1. Абрамова Г.С. Возрастная психология.- М.: 1997.
  2. Ажурная вязь макраме./ сост.Ашастина Е.Н.- СПб.: Идательство «Литера», 1998.
  3. Вайндорф=Сысоева М.Е. Крившенко Л.П. Педагогика: краткий курс лекций. М.:Юрайт-Издат.2004.
  4. Галкина С. Воспитание. Личность. Общество. – Издат-во «Феникс», г.Дубна, 2005.
  5.  Данилюк А.Я., А.М. Кондаков, В.А. Тишков Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России
  6. Журавлёв В.И. Основы педагогической конфликтологии.- М.: 1995.

  1. Студия декоративно-прикладного творчества: программы, организация работы, рекомендации/ авт-сост. Л.В. Горнова и др.- Волгоград: Учитель, 2008.

Литература для учащихся:

  1. Крикаускене П. Немного веревки, лоскутков и... фантазии–Москва:Молодая  гвардия, 1982.
  2. Максимова М.В., Кузьмина М.А. Весёлый лоскуток.- М. ЭКСПО,2015. -90с.
  3. Малышева А.Н. Работа с тканью-Ярославль: Академия развития,2006.
  4. Я шью правильно и красиво (основы шитья дома). Самоучитель под ред. Семенец Ю.И.- Москва: Самоцвет. 2016.-126с.

Цифровые образовательные ресурсы (ЦОР)

- Министерство образования РФ. – Режим доступа:  http://www.informika.ru     http://www.ed.gov.ru; http://www.edu.ru 

- Сайты энциклопедий. – Режим доступа: http://www.rubricon.ru      http://www.encyclopedia.ru

- Сайт «Каталог единой коллекции цифровых образовательных ресурсов»: / - Режим доступа: http://school-collection.ed.ru

- Сайт: «Образовательные ресурсы сети Интернета»: Режим доступа: http://standart.ed.r

- Сайт: « Технология  в 5 классе»: Режим доступа: https://sites.google.com/site/tehnologiav5klasse/home

- Сайт: «Форум Василис по обмену премудростями» Режим доступа: http://tuft.rigma.biz/index.php

- Сайт: «Лоскутная геометрия» Режим доступа: http://roolen.blogspot.com/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа кружка по английскому языку "I am an actor" для учащихся среднего звена. Программа кружка расчитана на 34 часа, позволяет подготовить театрализованное выступление на английском языке.Содержит приложение : спектакль "The Land of Happiness"

Программа кружка расчитана на 34 часа,  позволяет подготовить театрализованное выступление на английском языке.Содержит приложение : спектакль "The Land of Happiness"...

Программа "Волшебный лоскуток"

Дополнительная образовательная программа...

2016 Программа кружка "Домоводство".Программа рассчитана на 5-6 классы. Срок реализации программы 1 год.

Программа предполагает формирование ценностных эстетических ориентиров, навыков художественно-эстетической оценки, которые дадут возможность каждому ученику открыть для себя мир декоративно- прикладно...

Адаптированная образовательная программа «Волшебный лоскуток»

Адаптированная образовательная программа  "Волшебный лоскуток".Составлена  для детей 11-14 лет.Программа расчитана на три года обучения....

Рабочая программа кружка "Волшебный лоскуток"

Рабочая программа кружка дополнительного образования "Волшебный лоскуток"...