ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ УЧАЩИХСЯ С ОВЗ К ТРУДУ
статья по технологии

Методика преподавания для обучающихся с особыми возможностями здоровья на уроках трудового обучения (штукатурно-малярное дело).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_gotovnosti.docx24.64 КБ

Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ

УЧАЩИХСЯ С ОВЗ К ТРУДУ

Кочетова Мария Федоровна

Государственное казенное специальное (коррекционное)

образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников

с ограниченными возможностями здоровья

«Волгоградская СКОШИ № 5»

Основным контингентом специальной – (коррекционной) общеобразовательной школы являются умственно отсталые дети. Учащиеся с ОВЗ способны к развитию, хотя развитие осуществляется замедленно, атипично, со многими, подчас редкими отклонениями, тем не менее, оно представляет собой поступательный процесс, вносящий количественные изменения в психическую деятельность детей, в их личную сферу развития. Для умственно отсталых детей характерны: снижение наблюдательности, неустойчивость произвольного внимания, отсутствие умения сосредоточиваться на инструкции и осмысливать её, низкий уровень самоконтроля и самоорганизации, недостаточная забота о результативности своей работы. Важно учитывать и то, что трудовое обучение создает перед умственно отсталыми учащимися общие трудности. Школьники, как правило, не умеют правильно выбрать рациональный путь выполнения задания: организовать последовательность действий и трудовых операций, адекватно использовать приспособления, инструменты, правильно обрабатывать материалы, объясняться (задавать вопросы и правильно отвечать на них) не только с учителем, но и с одноклассниками. Выполняя задание, умственно отсталые школьники в значительной мере нуждаются в организующих и направляющих со стороны взрослых действий. Трудовая деятельность школьников позволяет детям постепенно и последовательно целенаправленно знакомится с окружающим миром, с видами производства и человеческого труда. Одной из важнейших задач трудового обучения в специальных школах для умственно отсталых школьников является формирование системы общетрудовых и общетехнических умений, применяемых в разных видах технологической деятельности, в том числе и формирование общих способов действия по решению трудовых задач.

Выработка общих способов действия чрезвычайно трудна, так как наиболее отличительным признаком учащихся коррекционной школы является нарушение мышления (особенно навыков анализа, сравнения, обобщения), к которому добавляется речевое недоразвитие, ограниченность деятельности.

Умственно отсталые дети воспринимают объекты окружающего мира бедно, фрагментарно; сравнивают и обобщают на основе несуществующих внешних, ситуативных признаков. Но все, же при решении практических задач учащиеся достигают больших успехов.

Учащиеся обычно пользуются непреднамеренным запоминанием. Они запоминают то, что привлекает их внимание, кажется интересным. Причем, далеко не всегда это существенно из того, что они воспринимают, а подчас это отдельные детали. Дети не всегда соотносят условия задания с теми сведениями, которыми располагают и не выделяют необходимые для решения задачи звенья. Существенным и для характеристики памяти умственно отсталых школьников, а также для обоснования благоприятного прогноза их развития является то, что они способны с большим успехом запоминать материал, который им понятен, именно понимаемое содержание усваивается быстрее, точнее, прочнее. Это обуславливает необходимость постоянной заботы о том, чтобы школьники понимали запоминаемый материал.

Хорошо известно, что особую сложность процесса обучения во вспомогательной школе определяет неоднородность состава ее учащихся. Разная степень выраженности основного нарушения, различные комбинации ведущего нарушения с сопутствующими факторами не позволяют использовать в педагогической работе единообразные подходы. В то же время модифицировать методы и приемы трудового обучения возможно. Следует более тщательно учитывать индивидуальные особенности умственно отсталых школьников. Выявлять их помогаю педагогические наблюдения, где учитываются: индивидуальные свойства личности ребенка, особенности работоспособности, характер школьных навыков, навыки самообслуживания в ходе занятий. При выполнении заданий у детей возникают разные трудности, вызванные различными причинами. Учитель может встретить выраженное нарушение моторики, препятствующее выполнению задания. Ученик может не приступать к выполнению задания, потому что не заинтересован в выполнении этого вида работы и задачей учителя в этом случае является обыгрывание задания, поиск мотива который побудил бы ребенка к труду. Исходя из вышесказанного, на основании изучения недостатков умственно отсталых школьников, я как учитель трудового обучения специальной коррекционной школы, ставлю перед собой следующие задачи:

- нахождение индивидуальных путей формирования готовности учащихся к трудовой деятельности на основе воспитания у детей стойкого интереса к предмету штукатурно-малярное дело;

- побуждать желания творческого развития личности на основе полученных знаний, умений и навыков по предмету;

- корректировать имеющиеся у детей дефекты для подготовки их к социальной адаптации, к жизни и труду в обществе с использованием новых методов работы с информацией над и под системы ТРИЗ.

Постоянно работая над изучение индивидуальных особенностей учащихся в моей практике, идет постоянный поиск эффективных методов и приемов обучения и приведения их в систему образования. Каждый урок строится так, чтобы он был направлен на формирование основных умений и навыков, на наработку детьми новых знаний. Главная цель – помочь добиться каждому ученику успеха над собой. Сравниваю самого с самим собой и показываю его успех продвижения. Атмосфера радости творчества, сотрудничества взрослого и ребенка, взаимопонимание детей внутри группы – обязательный компонент в трудовом обучении. Для реализации этой цели задач использую модель перспективного образования на основе ТРИЗ – одной из образовательных технологий обучающих творчеству на основе развития познавательной деятельности школьников. Над система – для чего и где использовать и подсистема – из чего состоит, - позволяют развивать у школьников логическое мышление ее главная функция – научить жить в быстро развивающемся мире, при быстро устаревающих знаниях. Основные этапы развития данной системы – это первостепенное – учить детей учится, но выполнить это можно, если обеспечена  прочная мотивация на идейный конечный результат – маяк к которому следует стремиться при решении учебных и трудовых задач. Но идеальный конечный результат появится только тогда, когда необходимо выполнить полезную необходимую работу для получения результата. При возможности провожу «активные слушание» по Карнеги (что ты хотел сказать; так ли я тебя поняла; принятие позы собеседника и т.д.). При обучении самоконтролю, я добиваюсь, прежде всего, того, чтобы все требования к качеству выполнения изделия были поняты учащимися, конкретны и немногосложны. Ориентиром для учащихся определяю выделенную операцию в учебнике по изготовлению каждого задания: - проверка качества работы. В процессе обучения дети усваивают, что выполнение любого изделия происходит поэтапно. При этом я последовательно учу детей контролировать качество выполнения изделия при завершении каждой операции, для этого использую специальные упражнения для тренировок (обучение приемам сравнения, упражнения на учебных стендах, образцах). Оцениваю качество выполненной работы по единому образцу, так как, считаю, что при проведении самоконтроля учащийся будет стремиться к этому эталону. Так же при проведении взаимоконтроля – сравнивание качества изделия следует делать не друг с другом, а с образцом (чтобы вместе не могли возникнуть негативные моменты в отношения детей, так как каждому хочется чтобы его изделие было лучшем, условие единое – лучшее изделие соответствующее качеству образца). При оценке работ учителем, обязательно необходимо учитывать индивидуальные способности учащихся, так как важен личный результат каждого ученика в сравнении с самим собой, со своей предыдущей работой. На уроках для каждого ученика создаю такую ситуацию, в которой он добивается успеха. По результатам работы использую похвалу, подбадривание, демонстрирую каждый, самый незначительный успех ученика перед классом и товарищем. Поделки, которые изготовляют дети, выставляются на выставках. Результатам выше указанной работы является то, что ученики могут пользоваться различного рода инструкциями (технологические карты, рисунки, чертежи). Умеют планировать порядок рабочих операций, то есть определить технологический процесс задания. Умеют произвести разметку, необходимые измерения, вычисления. Производят подбор материала к данной поверхности, выполняют трудовые приемы и операции, используя необходимые знания, опыт использования оборудования, инструментов и приспособлений, определяют и выявляют дефекты в работе. Все это позволяет учащимся легко поступать в профессиональное  училище, где они успешно учатся и активно участвуют в проведении всевозможных профессиональных соревнованиях, смотрах, олимпиадах. Итог работы педагога, должен заключатся в том, что возьмет сегодня наш маленький человек в свое большое завтра. Самой основной задачей нашей жизни и труда является помощь ребенку обеспечить доступное, успешное, завтра на основе более полного расширения его зоны ближайшего развития.

Список литературы

  1. Васенков Г.В. Проблемы развития трудовых возможностей учащихся вспомогательных школ/ Г.В. Васенков// Сб. Социальная защита детства, вып. 6. – М; ГОМЦ Школьная книга, 2001. – С. 162 – 166.
  2. Выготский Л.С. Проблема умственной отсталости. Умственно отсталый ребенок/ Под ред. Л. С. Выготского и И.И. Данюшевского. – М.: «Учпедгиз», 1935. – 390с.
  3. Дульнев Г. М. Основы трудового обучения во вспоиогательной школе/ Г. М. Дульнев. – М., 2000.  

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование интереса к урокам ручного труда у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.

Обучение должно строиться так, чтобы формировалась стойкая заинтересованность в получении знаний. Для этого я применяю методические приемы,которые привлекают внимание, создают положительное отношение ...

Формирование познавательной активности обучающихся, формирование ценностных установок в отношении интеллектуального труда на уроках математики

Учеба – это серьезный труд. И именно поэтому обучение должно быть интересным и занимательным, так как интерес вызывает удивление, будит мысль, вызывает желание понять явление. В данной работе представ...

Основные направления работы социального педагога по формированию и развитию навыков бытового труда у детей с интеллектуальной недостаточностью в условиях реабилитационного центра

В данной работе рассматриваются основные этапы формирования и развития навыков бытового труда, организация индивидуальной и групповой работы. кроме этого отслеживается эффективность реабилитационной р...

Статья "Формирование привычки и любви к труду в детском театре моды"

В статье представлены практические актуальные аспекты по трудовому воспитанию учащихся, привитию им усердия и трудолюбия. Статья опубликована в Научно-методическом пособии "Трудовое воспитание детей, ...

Практическая направленность уроков физики в формировании готовности школьников к фермерскому труду

Готовность школьников трудиться в сельскохозяйственном производстве формируется на основе познавательного интереса к фермерскому труду. ...

Формирования практических навыков и культуры труда на уроках технологии

Опыт организации учебного процесса в современных условиях...

Формирования уважения к героическому труду пожарного на занятиях изобразительного искусства." Героический труд пожарного"

Формирование уважения к героическому труду пожарного на занятиях изобразительного искусства."Героический труд пожарного"...