Главные вкладки
Методический материал по развитию творческих способностей учащихся. Конспекты уроков.
методическая разработка по технологии
Развитие способностей учащихся — это процесс, направленный на раскрытие потенциала учеников, формирование у них интереса к учёбе, желания самостоятельно добывать знания, тренировки памяти, мышления и воображения.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Методы, используемые для развития творческих способностей учащихся:
В своей работе использую следующие методы для развития творческих способностей учащихся:
- эвристический;
- исследовательский;
- проблемный;
- поисковый
Именно использование этих методов обучения позволяют предоставить учащимся больше самостоятельности и творческого поиска.
Задача учителя – помочь учащимся актуализировать творческие способности на уроках технологии, развивать их, в этом могут помочь стратегии, разработанные Стернбергом и Любартом. На их основе можно сформулировать следующие правила для педагога, работающего над развитием творческих способностей учащихся:
- Служить примером для подражания. Творческие способности развиваются не тогда, когда говорят детям о необходимости их развития, а тогда, когда их развивают в процессе работы.
- Поощрять сомнения, возникающие по отношению к общепринятым предположениям. Творческим личностям свойственно сомневаться в решениях, принимаемых другими людьми. Конечно, дети не должны подвергать сомнению любое исходное положение, но каждый должен уметь находить объект, достойный сомнения.
- Разрешать делать ошибки. Когда детей ругают за ошибки, они в результате боятся их делать, и, следовательно, боятся рисковать, боятся думать независимо, не создают что-то новое, свое. На уроках необходимо избегать критики, резких высказываний, которые подавляют творческую активность ребят.
- Поощрять разумный поиск. Креативность гораздо легче встретить у маленьких, чем у старшеклассников. Она не изнашивается с возрастом, а подавляется учениками, учителями. Позволяя своим ученикам рисковать, и даже поощряя их в этом, учитель может помочь им раскрыть свой творческий потенциал.
- Включать в программу обучения разделы, которые позволили бы учащимся демонстрировать их творческие способности, проводить проверку усвоения материала таким образом, чтобы у учащихся была возможность применить и продемонстрировать их творческий потенциал. Предлагаю учащимся решение творческих заданий, которые содержат следующие формулировки:
- представьте, что…;
- предложите гипотезу…;
- придумайте…
- Поощрять умение находить, формулировать и первыми предлагать проблему.
- Поощрять творческие идеи и результаты творческой деятельности. Давая учащимся задания, необходимо объяснить, что от них ожидают не только демонстрации знаний основ предмета, но и элементов творчества, которые будут поощряться.
- Подготовить к препятствиям, встречающимся на пути творческой личности. Творчество – это не только умение мыслить творчески, но и умение не сдаваться, встречая сопротивление, трудности, отстаивать свое мнение, добиваясь признания.
- Стимулировать дальнейшее развитие. Доносить до своих учеников незамысловатую идею: у творчества нет конца.
Внутренняя потребность в творческой деятельности рассматривается психологами и педагогами как объективная закономерность развития личности. По утверждению Л.С.Выготского, творчество – норма детского развития, склонность к творчеству вообще присуща любому ребенку. Однако, принимая участие в творческой деятельности, человек может действовать, руководствуясь определенным образцом (пассивно-подражательная деятельность), может из многих предложенных вариантов решения самостоятельно выбрать один (активно-подражательная), и, наконец, он может придумать, создать качественно новое (творческая деятельность). Каждый ученик на определенном этапе способен к какому то из этих типов деятельности в большей или меньшей степени. И это должен учитывать учитель.
Очевидна необходимость индивидуального подхода к ребенку. Степень сложности, объем знаний, умений, навыков, предлагаемых ребенку для освоения должны способствовать расширению пространства творчества, а не ограничивать живой интерес к процессу, стремлению экспериментировать и искать.
Таким образом, для развития способностей учащихся необходимы следующие психолого-педагогические условия:
1. Создание атмосферы доброжелательности на уроках технологии. С первых дней в классе надо стараться создавать такую обстановку, в которой дети смогут научиться выражать свои мысли. Вопросы «почему?», «для чего?» должны звучать на каждом уроке. Давать такие задания на уроке, при помощи которых дети, играя в учителя и ученика научаться оценивать и обосновывать свою оценку. Если ребенок чувствует дружескую обстановку со стороны окружающих его людей, то его эмоции будут направлены только на совершаемую им деятельность. А значит, его работы будут аккуратными и более творческими. Именно такие условия я стараюсь создавать на своих уроках.
2.Содержание занятий должно стимулировать эмоциональное отношение детей. Только будучи заинтересованным, ребенок начинает эмоционально выражать свое отношение ко всему окружающему. Я стараюсь выбрать такое содержание уроков, которое стимулировало бы эмоциональное отношение детей.
3.Оптимальное сочетание принципов и технологий. Готовясь к каждому уроку я должна выбрать наиболее благоприятное сочетание принципов и технологий, которые были бы доступны для освоения и восприятия учащимся и способствовали развитию творческих способностей.
Литература
- Богоявленская Д.Б. Метод исследования уровней интеллектуальной активности. Вопросы психологии.
- Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.: «Просвещение», 1991. – 90с.
Предварительный просмотр:
Участие в работе методических объединений:
I.Член школьного методического объединения учителей технологии, изобразительного искусства, музыки, физической культуры
II. Выступление на заседаниях МО:
1. «Развитие творческих способностей на уроках технологии»
Сегодня в образовании время стремительных социальных изменений. В развивающемся обществе резко возрастает личностная и социальная значимость умения творчески мыслить. Вот почему актуальна проблема развития творческих способностей учащихся. Важной задачей современной школы является создание условий обучения, которые обеспечивают комфорт для учащихся и возможности их интенсивного развития в соответствии с индивидуальными потребностями и способностями. Способности – это потенциальные возможности человека к еще большему приобретению знаний и умений. В развитии творческих способностей учеников имеет большое значение индивидуальный подход при обучении и воспитании.
Очень важно учителю развивать интерес у своих учеников к познанию и творчеству.
Творческие способности помогают человеку находить оригинальные решения сложных проблем. Необходимо стимулировать мотивацию учащихся к творчеству, создавать условия для развития их творческих способностей.
Творчество – это способность удивляться и познавать, умение находить решение в нестандартных ситуациях, это нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта.
Условия, влияющие на развитие творческих способностей.
Важнейшим фактором, влияющим на творческое развитие, является творческий подход преподавателя. Педагогическое общение должно быть эмоционально комфортным и личностно - развивающим. Профессионализм общения учителя состоит в том, чтобы преодолеть естественные трудности общения из-за различий в уровне подготовки, в способности помогать ученикам обрести уверенность в общении. Для педагога важно помнить, что оптимальное общение – не умение держать дисциплину, а обмен с учеником духовными ценностями. Общий язык с учащимися – это не язык команд, а язык доверия.
Слово учителя должно воздействовать на чувства и сознание, должно стимулировать мышление и воображение, создавать потребность поисковой деятельности.
Очень важно, чтобы педагог обладал конструктивными, поддерживающими и гармонизирующими творчество детей личностными ориентациями, к которым можно отнести:
- поощрять самостоятельные мысли и действия ребенка, если они не причиняют вреда окружающим;
- не мешать желанию ребенка изобразить, сделать что-то по- своему;
- уважать точку зрения воспитанника – не подавлять ее своим «правильным» отношением и мнением;
- предлагать детям больше делать свободных рисунков, словесных, звуковых, вкусовых, тактильных образов и других спонтанных творческих проявлений в ходе занятий;
- безоценочность к детскому творчеству – не сравнивать с другими детьми, а только с ним же самим, с его прошлым опытом;
- не смеяться над необычными образами, словами или движениями ребенка, так как это может вызвать обиду, страх ошибиться, сделать что-то «не так», и подавит в дальнейшем спонтанное желание экспериментировать и самостоятельно искать;
- творить и играть иногда вместе с детьми – в качестве рядового участника процесса;
- не навязывать свою программу образов и действий, манеру изображения и мышления, а наоборот, пытаться понять логику воображения ребенка;
- больше внимания уделять организации творческого процесса создания чего-либо, поддержанию этого процесса, а не результатам;
- развивать чувство меры в отношении детей к какому-либо виду творческой деятельности, предлагая разнообразные интересные задания, включая в занятия элементы гимнастики – это позволяет предотвратить однообразие, перенапряжение и переутомление;
- поддерживать на занятиях преимущественно положительный эмоциональный тон у себя и у детей – бодрость, спокойную сосредоточенность и радость, веру в свои силы и возможности;
- использовать психологические творческие методики и задания, творческие игры.
Творческая деятельность является необходимым компонентом здоровой и гармоничной жизни человека. Воспитание творческой личности ребенка предполагает и развитие у него направленности на гармоничное протекание творческой деятельности, на самоорганизацию гармоничной жизни в целом. Творчество может радовать и укреплять личность, здоровье ребенка.
Можно сделать вывод, что одним из главных направлений профессионального развития и творческого роста педагога является самовоспитание конструктивных ориентаций (вышеперечисленных), повышающих эффективность его усилий по развитию творческих способностей детей. Внимательный и честный анализ своих отношений к воспитанникам и своего поведения на занятиях с ними поможет выявить позитивные и слабые стороны своей педагогики и наметить путь изменения и улучшения организации своей работы.
Психолого-педагогические условия для развития творческих способностей учащихся на уроках технологии
Основным в обучении творчеству Дж. Смит считает создание условий:
- условия физические, т.е. наличие материалов для творчества и возможности в любую минуту действовать с ними;
- условия социально-экономические, т.е. создание у детей чувства внешней безопасности, когда они знают, что их творческие проявления не получат отрицательной оценки взрослых;
- психологические условия, сущность которых заключается в том, что у ребенка формируется чувство внутренней безопасности, раскованности и свободы за счет поддержки взрослыми его творческих начинаний.
Роль учителя в творческом процессе учеников не ограничивается лишь созданием условий, она состоит еще и в том, чтобы активно помогать ребенку в развитии его творческих способностей. Учителю необходимо:
- создать уютную и безопасную психологическую базу ребенку в его поисках, к которой он мог бы возвращаться;
- поддерживать способности ребенка к творчеству и проявлять сочувствие к неудачам;
- избегать неодобрительной оценки творческих идей ребенка;
- быть терпимым к необычным идеям, уважать любопытство, вопросы и идем ребенка;
- давать ребенку возможность самостоятельно заниматься творческим процессом;
- находить слова поддержки для новых творческих начинаний ребенка;
- поддерживать необходимую для творчества атмосферу, помогая ребенку избежать общественного неодобрения.
Творческие способности проявляются в решении творческих задач, но оптимальным условием, обеспечивающим интенсивное развитие творческих способностей школьников, выступает не эпизодическое решение отдельных творческих познавательных задач, а планомерное, целенаправленное предъявление их в системе, отвечающей следующим требованиям:
- познавательные задачи должны строиться преимущественно на междисциплинарной, интегративной основе и способствовать развитию психических свойств личности, лежащих в основе развития творческих способностей – памяти, внимания, мышления, воображения;
- задачи должны подбираться с учетом рациональной последовательности их предъявления: от репродуктивных, направленных на актуализацию имеющихся знаний, к частично-поисковым, ориентированным на овладение обобщенными приемами познавательной деятельности, а затем и к собственно творческим, позволяющим рассматривать изучаемые явления с разных сторон;
- система познавательных задач должна вести к формированию следующих важнейших характеристик творческих способностей: беглости мысли (количество идей, возникающих за единицу времени); гибкости ума (способность переключаться с одной мысли на другую); оригинальности (способность находить решения, отличающиеся от общепринятых); любознательности (чувствительность к проблемам в окружающем мире); умения выдвигать и разрабатывать гипотезы.
Используемая литература:
- Симоненко В.Д. Технология: Учебник для 11 класса – М.: Вентана-Графф, 2012г.
- Солдатова Е.Л. Креативность в структуре личности (на примере развития креативности в подростковом возрасте). Дис. канд. псих. наук. - М., 1996г.
- Яковлева Е.Л. Развитие творческого потенциала личности школьника.
Предварительный просмотр:
Использование ИКТ на уроках технологии как средство повышения качества знаний
Информационно-компьютерная грамотность является важной частью профессиональных знаний и умений учителя.
Сегодня много внимания уделяют использованию информационных технологий в школе. И это вполне оправдано тем, что век нынешний – это век информационный. Наша задача заключается не только в том, чтобы дать детям знания, но и в том, чтобы научить своих воспитанников искать их и усваивать самостоятельно. Умение обрабатывать информацию на сегодняшний день является весьма ценным навыком. Попытаемся рассмотреть, как ИКТ помогают учителю в достижении этой цели.
В любом учебном процессе можно выделить основные элементы, такие как передача информации и ее усвоение. Оба эти элемента тесно взаимосвязаны друг с другом и влияют друг на друга. Передача информации происходит от обучающего к обучающемуся. Здесь велика роль источника и носителя информации. Главные требования к передаче информации – доступность ее понимания, своевременность и оперативность, а усвоение информации тесно связано с самостоятельной работой учащихся или с самообразованием. Необходимо научить каждого ребенка за короткий промежуток времени осваивать, преобразовывать и использовать в практической деятельности огромную массу информации. Очень важно организовать процесс обучения так, чтобы ребенок активно, с интересом и увлечением работал на уроке, видел плоды своего труда и мог их оценить. Помочь учителю в решении этой непростой задачи может сочетание традиционных методов обучения и современных информационных технологий, в том числе и компьютерных.
Использование ИКТ на уроках технологии дает возможность:
- визуализировать учебную информацию с помощью наглядного представления на экране теоретического материала, технологического процесса и т.п.;
- осуществлять подготовку выпускника школы к жизни в условиях информационного общества;
- индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения за счет возможности изучения, повторения материала с индивидуальной скоростью усвоения;
- осуществлять управление учебной деятельностью и контроль результата усвоения учебного материала;
- развивать межпредметные связи.
Для нашего времени характерно снижение уровня мотивации обучения и прежде всего учебно-познавательных мотивов учащихся. Не является исключением и технология. Поэтому необходимо использовать любознательность и высокую познавательную активность школьников к информационным технологиям для повышения и поддержания уровня мотивации к предмету «Технология». Целью работы является рассмотрение возможностей повышения эффективности образовательного процесса через использование информационно-коммуникационных технологий.
Информационно-коммуникационные технологии на уроках технологии уместно применять при изучении всех тем и разделов. Не зря же сказано: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Это позволяет нам не просто читать лекцию, но вести беседу с учащимися, задавая вопросы по теме и тем самым заставляя учащихся актуализировать знания, полученные ранее по другим предметам, высказывать предположения, анализировать получаемую информацию, сравнивать, обобщать, делать выводы; это способствует развитию мышления учащихся, активизирует их познавательную деятельность, развивает их память и речь, делает открытыми знания учащихся, имеет большую воспитательную силу, является хорошим диагностическим средством.
Важно, чтобы всем ученикам на каждом уроке технологии было интересно. Тогда у многих из них первоначальная заинтересованность предметом перерастет в глубокий и стойкий интерес к науке. В этом плане особое место принадлежит такому эффективному педагогическому средству, как занимательность. Оно состоит в том, что учитель, используя свойства предметов и явлений, вызывает у учащихся чувство удивления, обостряет их внимание и, воздействуя на эмоции учеников, способствует созданию у них положительного настроя к учению и готовности к активной мыслительной деятельности независимо от их знаний, способностей и интересов.
Занятия с применением ИКТ имеют отличие от классической системы обучения. Это новая роль учителя – он уже не основной источник знаний, а его функция сводится к консультативно-координирующей. Задача учителя – подобрать средства обучения в соответствии с содержанием учебного материала, возрастными и психологическими особенностями школьников, а также с их умениями использовать ПК в учебных целях.
Урок введения в тему. Необходимо показать значимость учебного материала, рассказать о практической работе, изделиях, которые будут выполнять обучающиеся. Всё это требуется для создания атмосферы заинтересованности, повышения мотивации.
Урок изучения нового материала. Опыт показывает, что компьютерный слайд-фильм по сравнению с другими средствами обучения обладает следующими преимуществами:
- содержит емкий материал в компактной форме, что позволяет учащимся быстро воспринять и усвоить полученную информацию;
- представляет открытую образовательную систему, что дает возможность расширять, дополнять и обновлять содержащуюся в нем информацию, как текстовую, так и графическую;
- удобен в использовании и хранении;
- позволяет при наличии экрана демонстрировать материал всем учащимся одновременно, что не оказывает такого вредного воздействия, как работа перед монитором;
- позволяет сделать занятие более динамичным, сэкономить время для другого вида работы;
- дает возможность ученикам, пропустившим занятие, самостоятельно в удобном для них темпе ознакомиться с учебным материалом при помощи компьютера.
Урок-практикум. На уроке ставится цель освоения учащимися рабочих приемов выполнения технологических операций, формирование трудовых умений и навыков. Можно использовать небольшие по объёму презентации для наглядного представления данного вида работ на каждом этапе урока. Например, слайд с инструкционной картой по изготовлению изделия, видеоролик с демонстрацией трудового процесса.
Урок контроля знаний. Компьютерное тестирование позволяет регулировать число вариантов и степень сложности, тем самым учитывать уровень обученности каждого ученика и подходить к контролю знаний дифференцированно. Сохраняя результаты, учитель может провести анализ и выявить пробелы в знаниях.
Урок – экскурсия. Сегодня с помощью Интернет-технологий можно виртуально посетить музей, выставку ДПТ. При проведении таких уроков можно использовать также готовые ЦОР.
Урок по решению технологических задач. Эти занятия посвящаются вопросам конструирования и моделирования изделий; составлению чертежей и эскизов; планированию технологических процессов и разработка инструкционных карт. Учащиеся наглядно представляют последовательность выполнения чертежа; повышается эстетическое качество рисунка; можно вернуться к началу построения чертежа для акцентирования внимания на трудных для усвоения моментах
Урок – игра . На занятиях по технологии используются игры двух видов. Это может быть игровая форма подачи учебного материала (викторина, кроссворд) или соревнование двух групп учащихся в практической или учебной работе.
Урок – проект. Учащихся необходимо научить оформлять проект. Презентация «Творческий проект» познакомит с видами проектов, последовательностью их выполнения, правилами оформления и т.д.
Учащиеся работают над исследовательскими проектами. С этими работами они выступают на школьной научно-практической конференции, развивая тем самым личностные и информационно-коммуникационные компетенции.
Практико-ориентированный (прикладной) проект направлен на социальные интересы самих участников проекта. Результат деятельности может быть использован в жизни класса, школы и т.д.
Исходя из вышесказанного, можно сделать следующие выводы:
- Использование презентации на уроке есть применение наглядного метода иллюстраций во взаимосвязи с другими методами, позволяющими развивать мышление учащихся и активизировать их познавательную деятельность.
- Иллюстрации особенно необходимы тогда, когда объекты недоступны непосредственному наблюдению, а слово учителя оказывается недостаточным, чтобы дать представление об изучаемом объекте или явлении.
- Информация, размещенная на слайде и появляющаяся в нужные моменты объяснения, проведения опытов, экспериментов, доказательств и т.д., заставляет учащихся пройти через все этапы мышления, использовать различные мыслительные операции.
Таким образом, новые информационные технологии, применяющиеся методически грамотно, повышают познавательную активность учащихся, что, несомненно, приводит к повышению эффективности обучения.
При активном использовании ИКТ достигаются общие цели образования, легче формируются компетенции в области коммуникации: умение собирать факты, их сопоставлять, организовывать, выражать свои мысли на бумаге и устно, логически рассуждать, слушать и понимать устную и письменную речь, открывать что-то новое, делать выбор и принимать решения. Также применение новых информационных технологий в образовании позволяет дифференцировать процесс обучения школьников с учетом их индивидуальных особенностей, дает возможность творчески работающему учителю расширить спектр способов предъявления учебной информации, позволяет осуществлять гибкое управление учебным процессом, является социально значимым и актуальным.
Предварительный просмотр:
Использование проектного метода обучения на уроках технологии
Проектный метод обучения позволяет учащимся освоить знания и получить умения в процессе выполнения проекта.
Образование является составной частью культуры человека и общества. Для достижения нового результата образования в условиях современной школы необходим поиск новых более эффективных педагогических технологий, призванные решить проблему развития творческих способностей школьников в эпоху научно-технического прогресса, формируя навык саморазвития и самообразования, подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, креативному подходу к решению различных задач. Для воспитания современного человека в полной мере является метод проектов на уроках технологии.
Основа предмета «Технология» — практическая деятельность учащихся, направленная на получение какого-либо продукта, путем преобразования материала, информации, энергии. На уроках применяются различные способы получения продукта труда, требующие знания технологические, политехнические, эргономические, социально-экономические, а для усвоения столь широкого спектра знаний необходимо применение наиболее эффективных способов обучения, таких как развивающие, проблемное, метод проектов. Применение на уроках технологии метода проектов даёт большие возможности успешного усвоения материала. В настоящее время метод проектов, возникший более 100 лет назад, переживает второе рождение. Так что же понимается под методом проектов?
Проектный метод обучения позволяет учащимся освоить знания и получить умения в процессе выполнения проекта. Работа учащегося над проектом дает возможность составить представление о жизненном цикле изделия — от идеи до её воплощения в реальности. Результатом работы школьника над проектом является новый продукт, конкретный опыт или знания, приобретенные самостоятельно. При выполнении проектов качественно меняется роль учителя. Она различна на разных этапах проектирования. Это можно более наглядно продемонстрировать на следующей схеме:
Рис. 1.
Схема показывает, что педагог на всех этапах выступает в роли консультанта и помощника, а акцент обучения делается на содержание учения и на процесс применения имеющихся знаний. Учащиеся выступают активными участниками процесса выполнения проекта. Деятельность в рабочих группах помогает им работать в команде, сотрудничать в коллективе, искать нестандартные решения. В работе над проектом обязательно соблюдаются определенные этапы деятельности учащихся.
Рис. 2.
В основе каждого учебного проекта лежит некая проблема, из которой вытекает и цель, и задачи проектной деятельности учащихся. Для метода проектов характерны все те особенности, которые присущи проблемному методу. Это один из способов его применения, одна из форм его осуществления. Таким образом, можно говорить, что метод учебных проектов построен на принципах проблемного обучения. Итак, метод учебного проекта характеризуется как:
- личностно ориентированный;
- деятельностный;
- обучающий взаимодействию в группе и групповой деятельноcти;
- построенный на принципах проблемного обучения;
- развивающий умения самовыражения, самопроявления, самопрезентации и рефлексии;
- формирующий навыки самостоятельности в мыслительной, практической и волевой сферах;
- воспитывающий целеустремленность, толерантность, индивидуализм и коллективизм, ответственность, инициативность и творческое отношение к делу; - здоровьесберегающий.
Оценка выполненных работ должна носить стимулирующий характер. Оценивать и поощрять работу ребенка необходимо по следующим критериям:
- Новизна материала или подхода к его изложению
- Глубокое понимание материала
- Блестящие ответы на вопросы
- Яркое оформление презентации
- Заинтересованность темой
- Номинации: «Дружный проект», «Весёлый проект», «Оригинальный проект»
После защиты проекты должны использоваться как демонстрационный материал в других классах, в проведении внеклассных мероприятий с участием авторов проектов, как наглядный материал, чтобы дети ощутили удовлетворение от своей деятельности.
Учитель, не овладевший проектированием, методом учебных проектов, не может эффективно использовать возможности проектного обучения, учебного проектирования. Проектный метод обучения «Технологии» предполагает, что проектирование выполняется не под опекой преподавателя, а вместе с ним, строится не на педагогическом диктате, а на педагогике сотрудничества. Метод проектов помогает учащимся приобретать разнообразные знания и навыки по преобразованию материалов, изучать технику и культуру дома, уточнять свои профессиональные планы. В технологическом образовании метод проектов позволяет решить проблемы уровневой и профильной дифференциации и гармонично сочетать в обучении интересы личности и общества, формировать интерес учащихся к технологическому образованию, знакомя их с той областью знаний и умений, которая способствует их становлению как будущих специалистов и граждан.
Предварительный просмотр:
Разработка плана-конспекта урока технологии по ФГОС
Класс: 6
Тема урока: «Разработка творческого проекта»
Тип урока: урок отработки умений и рефлексии
Цели урока:
Деятельностная:
- формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в проектной деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения и т.д.).
Образовательные:
- Систематизация и обобщение знаний по теме «Творческое проектирование», умение их применять в условиях решения конкретных творческих задач.
- Дать представление учащимся об основах художественного дизайна женской одежды с элементами русского народного декора.
Воспитывающие:
- Обеспечение условий для творческого отношения к решению поставленной проблемы на уроке.
- Способствовать овладению необходимыми навыками самостоятельной учебной деятельности в проектной деятельности.
- Способствование воспитанию любви и гордости к творческому наследию нашего народа на примере изучения душегреи как элемента в русском национальном костюме.
Развивающие:
- Обеспечить условия для развития у школьников творческой самореализации.
- Содействовать развитию у обучающихся художественно-эстетического вкуса, художественных склонностей и задатков.
Задачи урока:
- организовать применение учащимися знаний и опыта проектирования;
- развивать самостоятельность и способность учащихся решать творческие и изобретательские задачи.
Планируемые результаты:
Метапредметные: Развитие мотивации, познавательного интереса, интеллектуальных и творческих способностей в процессе коллективного решения творческой задачи, совершенствование навыков общения, умения самостоятельно ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; умения организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;
Личностные: воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, знание культуры своего народа; формирование уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению; коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками.
Предметные: овладение методами учебно-исследовательской и проектной деятельности, решения творческих задач, моделирования, конструирования и эстетического оформления изделий; базовым понятийным аппаратом (проект, проектирование, банк идей), знанием обучающихся основ художественного дизайна, использованием приобретенных знаний и умений в повседневной жизни.
Необходимое техническое оборудование:
- ТСО: мультимедиа проектор, компьютер, экран.
- Электронные ресурсы: диск СД с презентацией к уроку; музыка Mp3 для практической работы, видео «Быть русским сегодня – это модно» («Дом русской одежды» Валентины Аверьяновой).
- Наглядные пособия: куклы в русском народном костюме, иллюстрации с изображением различных русских народных костюмов, модели одежды с различными вариантами отделки в народном стиле, стенд «О творчестве», русские народные рушники, шитьё, вышивка.
- Раздаточный материал: карточки-задания, иллюстративный материал к практической работе, карточки для рефлексии.
- Материалы и инструменты: образцы тканей; отделочные материалы: ленты, тесьма, сутаж, шитьё, кружево; ножницы; карандаши, фломастеры, клей, бумага, каноны женской фигуры из картона для эскизирования, рабочие тетради учащихся.
Метапредметные понятия: проект, проектная деятельность, аргумент, модель, проблема.
План урока:
- обобщить знания по теме «Проект, этапы выполнения»
- сообщить познавательные сведения по теме «Русский национальный костюм. Душегрея, как элемент костюма»;
- познакомить с оформлением душегреи (цветовое сочетание, символика, украшение); назначение и её ролью в костюме.
- практическая работа: дизайн душегреи по выбору (подбор отделки);
- провести мини – защиту своих моделей по плану (в виде игры) – разработка банка идей.
Предварительная работа: знакомство и изучение русского национального костюма.
Технологическая карта урока
Этап, время | Ход урока, деятельность учителя | Деятельность учащегося | Планируемые результаты этапа | Учебно-метод. обеспечение Гиперссылка на ресурс ЭОР | |||||
познавательная | коммуникативная | регулятивная | |||||||
действия | формируемые способы деятельности | действия | формируемые способы деятельности | действия | формируемые способы деятельности | ||||
I. Организационный этап 2 мин. | Подготовка учащихся к работе (приветствие, проверка отсутствующих, проверка внешнего состояния класса и готовность учеников к уроку). Организация внимания и внимания учеников, психологический настрой учащихся на проведение урока. Постановка цели урока и мотивация учебной деятельности учащихся. | Формулирование познавательной проблемы урока. | Сотруд-ничество с учителем и одноклассниками. | Форми-рование межлич-ностных отноше-ний. | Готовятся к уроку. | Самоор-ганизация | Метапредметные: умение самостоятельно определять цели своего обучения, Личностные: Формирование личной ответ- ственности. Предметные: формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности | ||
II. Актуализация знаний 2 мин. | Воспроизведение и коррекция опорных знании. Учитель: Проектирование является неотъемлемой частью нашей жизни. Проект может быть выполнен в любой сфере деятельности: технической, социальной, творческой, экономической. На уроках технологии мы подробно с вами познакомились с этим процессом. Вопрос: Что это такое – проект? Предварительный ответ: Проект – это самостоятельно разработанное и изготовленное изделие от идеи до её воплощения, выполненное под руководством учителя. Вопрос: А какие виды проектов вам известны? ПО: Виды проектов: творческий, исследовательский, практико-ориентированный, информационный и др. Вопрос: С какой целью разрабатывают проект? ПО: Цель любого проекта – создание нового, эффективного, конкурентоспособного и экологичного изделия или продукта, отвечающего потребностям человека. Вопрос? Скажите, а почему проектную деятельность называют творческой? ПО: Творчество – это деятельность, которая порождает нечто новое, неповторимое, оригинальное и уникальное. Вывод: Да, девочки, проект – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, используя свои возможности. Эта деятельность позволяет проявить себя, попробовать свои силы, приложить знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат. Давайте вспомним с вами последовательность проектирования. Слайд …. Распределите, пожалуйста, в правильном порядке последовательность выполнения проекта. Последовательность выполнения проекта:
Вопрос: А в какой форме может быть выполнен проект по технологии? ПО: Форма проектов по технологии:
Учитель: Выполнение проекта предусматривает изготовление нового конкурентоспособного изделия, отвечающего потребностям человека и пользующегося спросом потребителей. | Системати-зируют информа-цию, дают определе-ние понятиям; применяют знания, полученные на предыду-щих уроках | - Поиск и выделе-ние необхо-димой информации. -Структу-рирова-ние знаний. | Сотруд-ничество с учителем, форми-руют собствен-ное мнение, устанав-ливают и сравни-вают разные точки зрения, прини-мают решения. | -Умение с доста-точной полнотой и точ-ностью выражать свои мысли. -Плани-рование учебного сотрудничества с учителем и сверст-никами. | Самосто-ятельная работа учащих-ся, оценка. | - Целепо-лагание, Планиро-вание. | Метапредметные: умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации Личностные: Развитие мотивации, познавательного интереса, интеллектуальных и творческих способностей. Предметные: Владение базовым понятийным аппаратом, | Технология.Обслуживающий труд: 8 кл: учебник для уч-ся общеобразовательных учреждений; под ред. В.Д. Симоненко. – М.: Вентанта-Граф, 2009. |
III. Изучение нового матери-ала 7 мин. | Поэтому давайте сформулируем проблему для нашего проекта на уроке. Проблему может ученик сам себе выбрать или проблему может поставить перед учащимися руководитель. Так вот сегодня как руководитель нашего коллективного проекта проблему поставлю перед вами я. Проблема: рынок сегодня насыщен различными швейными изделиями. Однако эти изделия зачастую безлики и однообразны. Необходимо придумать такое новое изделие, которое бы смогло не только подчеркнуть вашу индивидуальность, но и пользовалось бы спросом у потребителей. В последние годы модные дизайнеры увлеклись этносом, и все чаще и чаще в коллекциях известных кутюрье можно встретить национальные мотивы. Русский стиль в одежде давно уже привлекает внимание мировых домов моды своей яркостью, самобытностью и незабываемым колоритом. И все чаще мотивы русского-народного творчества можно вcтретить на подиумах. Если вам по вкусу колорит славянского народа, вы можете привнести толику «русского духа» в свой повседневный наряд. Вы можете ограничиться деталями в славянском стиле, или же с ног до головы облачиться в близкий душе образ. И я предлагаю вам сегодня внести изюминку в ваше изделие – это разработать изделие с элементами русского народного декора. У меня возникла ИДЕЯ – это изделие, на основе, которого мы будем сегодня творить наше волшебство – станет – русская ДУШЕГРЕЯ, мы будем с вами разрабатывать душегрею. Вы только вслушайтесь в музыку этого слова.
Вопрос: Скажите, а как бы назвали эту одежду современным языком? ПО: полупальто, пиджак, жакет и т. д. Вопрос: Для чего служит отделка? ПО: Отделка служит для украшения внешнего вида фартука. Вопрос: Да, отделка с давних времен служит дополнением и украшением внешнего вида изделия. Обратите внимание какая отделка используется в данном случае? ПО: различная техника и различные отделочные материалы – оборки, воланы, вышивка, гипюр, шитьё, кружева, ленты, тесьма, сутаж, аппликацию, батик и др. Вопрос: Сравните, пожалуйста, какие характерные черты вы видите на слайде между двумя моделями – душегреей из народного костюма и современным изделием, которое очень нам напоминает душегрею? ПО: крой, длина изделия, отделка, застёжка спереди. Вопрос: А вот это изделие вам что напоминает? ПО: жилетку Конечно, оказывается душегрея – это прообраз современно жилетки. Вот такой парад моделей можно разработать на основе русской народной душегреи. Для вас я подготовила разные варианты, как одеться в русском стиле. Молодежный образ с элементами русского декора. Русский стиль в одежде привлечет к вам внимание гарантированно! Выбор за вами ;) | -Высказы-вают свое мнение, слушают мнение других ребят. -Соглаша-ются или не соглашаются с предла-гаемыми ответами. -Записы-вают, каждый ответ в свои рабочие тетради. | Система-тизация, анализ, обобще-ние, структу-рирова-ние знаний. | Сотруд-ничество с учителем, форми-руют собствен-ное мнение, устанав-ливают и сравни-вают разные точки зрения, прини-мают решения. | -Умение с доста-точной полнотой и точ-ностью выражать свои мысли. -Плани-рование учебного сотрудничества с учителем и сверст-никами. | Целепо-лагание как поста-новка учебной задачи. | - Целепо-лагание, Планиро-вание. | Метапредметные: умение самостоятельно ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности Личностные: развитие мотивации, познавательного интереса, интеллектуальных и творческих способностей Предметные: Использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни | |
IV. Вводный инструк-таж 2 мин. | Мы с вами рассмотрели несколько видов современной одежды. Теперь вам необходимо в каждой творческой группе разработать свой вариант изделия – выполнить эскиз, продумать ткань и подобрать отделку из предложенных здесь отделочных материалов! Но помните о чём я вам говорила на уроках, что отделка не должна быть излишней. Цель отделки: подчеркнуть особенность, внести скажем изюминку в ваше изделие. Вы самостоятельно выбираете материал для отделки своей душегреи, придумываете узор, и способы отделки, которые приемлемы для вашей модели. Эскиз душегреи с отделкой зарисуйте на альбомный лист и подготовьте описание модели по плану: ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА. Задание: разработать плечевое изделие на основе русской народной душегреи. Выполнить эскиз изделия, подобрать к нему отделку и подготовить рассказ-защиту по плану:
Все эскизы представляются и утверждаются Малым художественным советом, в котором присутствуют только специалисты, дизайнеры, конструкторы, художники-модельеры. И не все эскизы получают путёвку в дальнейшую жизнь, бывает, что менее удачные идеи так и остаются на стадии эскизов. | - Учащиеся совершенствуют умение извлекать необходи-мую инфор-мацию, отбирать, сопостав-лять, делать выводы. - Использу-ется элемент технологии дифферен-циации по степени самостоя-тельности работы учащихся. | Мобилизация тео-ретичес-ких знаний, включе-ние в экспери-менталь-ную, исследо-вательс-кую, поиско-вую деятель-ность. Формиро-вание научных взглядов. | Сотруд-ничество с учителем, форми-руют собствен-ное мнение, устанав-ливают и сравни-вают разные точки зрения, прини-мают решения. | -Умение с доста-точной полнотой и точ-ностью выражать свои мысли. -Плани-рование учебного сотрудничества с учителем и сверст-никами. | Обучаю-щиеся планирут практи-ческую работу. | Целепо-лагание как поста-новка учебной задачи, планиро-вание. | Метапредметные: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение Личностные: форм-е осознанного, уважительного и доброжела-тельного отношения к другому чел., его мнению; готовности и способности вести диалог с др. людьми и достигать в нём взаимопонимания; Предметные: совершенствование умений выполнения учебно-исследовательской и проектной деятельности | |
V. Практи-ческая работа 10 мин. | Учащиеся делятся на группы по 3-4 человека, эскизируют, подбирают отделку к своему проектному изделию, а также выбирают форму представления-защиты своей модели. Заполняют листы своей предстоящей деятельности. | Построение логической цепи рассужде-ний, анализ, синтез. | Развитие познава-тельного интереса к окружа-ющей жизни | Сотруд-ничество в коман-де, фор-мирова-ние соб-ственного мнения, принятие решений. | -Плани-рование учебного сотрудничества с учителем и сверст-никами. | Включе-ние учащихся в разнообразные виды коллективной работы | Самостоятельная работа уч-ся, оценка. | Метапредметные: умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; Личностные: форм-е коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками Предметные: совершенствование умений выполнения учебно-исследовательской и проектной деятельности | |
VI. Защита ученика-ми своей проект-ной модели – «банк творчес-ких проетов» 7 мин. | Учитель: Оценивать сегодня ваши творческие идеи будет наш Малый художественный совет в лице наших гостей. В конце всей защиты гостям можно проголосовать только за две понравившиеся идеи. Таким образом, мы посмотрим, какие же идеи смогут попасть на следующий этап разработки! Учащиеся в течение трёх минут представляют свои модели, рассказывают и показывают, что они разработали. Затем каждый вариант крепится на доске магнитом. Вывод: всем участницам нашего проекта спасибо. Молодцы, все достойно справились с заданием. И давайте же посмотрим как проголосовало наше жюри! Посмотрите, оказывается все варианты наше доброжелательное жюри очень высоко оценило. Таким образом все изделия допущены к разработке! | Обобщение, аналогия, сравнение, установле-ние причинно-следствен-ных связей; постановка и формули-рование проблемы. | Анализ характер-ных ошибок и их причин. | Сотруд-ничество в коман-де. | Плани-рование учебного сотрудничества с учителем и сверст-никами. | Учащиеся представляют свои варианты решения творческого зада-ния, срав-нивают, защища-ют свои идеи. | Овладе-ние мето-дами проект-ной деятель-ности. | Метапредметные: умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения; Личностные: развитие морального сознания и компетентности в решении проблем на основе личностного выбора, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам. Предметные: овладение методами учебно-исследовательской и проектной деятельности, решения творческих задач, моделирования, конструирования и эстетического оформления изделий. | |
VII. Итоги урока 4 мин. | Учитель: Итак, те эскизы моделей, которые утвердили, разрабатывают уже конструкторы и технологи. Изготавливают по ним швейное изделие в одном экземпляре и представляют их уже на моделях на подиуме во время показа мод. Там эти изделия оценивает и утверждает Большой художественный совет, который состоит не только из специалистов моды, но и из обычных людей из общественности. Вот так рождается высокая мода. И мы с вами прикоснулись к этому таинственному и завораживающему миру Моды.
«Дом русской одежды Валентины Аверьяновой» получил национальную премию в области авторской моды в номинации «Авторская коллекция в традиционном народном стиле». Богато украшенные боярские костюмы поразили даже самых искушенных ценителей моды. Председатель жюри конкурса Вячеслав Зайцев отметил: «Я очень рад, что в России существуют люди, сохраняющие и трепетно передающие традиции русского стиля новому поколению». Жюри отметило высокий уровень мастерства художников и исполнителей, и особенно командный дух и сплоченность участников показа «Дома русской одежды» и организаторов. | Обобщение, аналогия, сравнение, установле-ние причинно-следствен-ных связей; постановка и формули-рование проблемы. | Анализ характер-ных ошибок и их причин. | Сотруд-ничество с учителем и одноклассниками. | Форми-рование межлич-ностных отноше-ний. | Подведение итогов работы. | Овладе-ние мето-дами проект-ной деятель-ности. | Метапредметные: владение основами осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; Личностные: форм-е целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира Предметные: формирование умений устанавливать взаимосвязь знаний по разным учебным предметам для решения прикладных учебных задач. | |
VIII. Рефлек-сия 1 мин. | Понравился ли урок? Девочки, перед вами лежат небольшие карточки с эскизом душегреи, отметьте, пожалуйста ваше отношение к уроку в виде смайлика – понравилось ли вам сегодня на уроке разрабатывать новые модели в роли дизайнеров одежды.
И в завершение девочки подготовили несколько интересных афоризмов о творчестве. Вот некоторые из них.
– Просмотр отделочных работ на готовых изделиях и обмен впечатлениями. | Системати-зируют информа-цию, дают определе-ние понятиям; применяют знания, полученные на уроке. | - Поиск и выделе-ние необхо-димой информации. -Структу-рирова-ние знаний. | Сотруд-ничество с учителем и одноклассниками. | Форми-рование межлич-ностных отноше-ний. | Овладе-ние мето-дами проект-ной деятель-ности. | Метапредметные: владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений. Личностные: развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера. Предметные: формирование умений устанавливать взаимосвязь знаний по разным учебным предметам для решения прикладных учебных задач | ||
IX. Домаш-нее задание 1 мин. | Учитель предлагает обучающимся закончить свой проект по технологии и подготовить защиту своей творческой работы. | Выработка умений по самостоятельному оформле-нию пояснительной записки проектной деятельнос-ти. | Анализ характер-ных ошибок и их причин. | Сотруд-ничество со сверстни-ками. | Форми-рование межлич-ностных отноше-ний. | Целеполагание как постановка учебной задачи, планирование. | Овладе-ние мето-дами проект-ной деятель-ности. | Метапредметные: развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности Личностные: развитие творческой деятельности эстетического характера. Предметные: формирование умений устанавливать взаимосвязь знаний по разным учебным предметам для решения прикладных учебных задач | |
Используемые ресурсы:
- Синица Н. В. Технология. Технология ведения дома: 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций/Н. В. Синица, В.Д. Симоненко. – М.: Вентанта-Граф, 2014.
- http://www.trudoviki.net/publ/uroki/tvorcheskij_proekt/2-1-0-24 Трудовики.нет
- Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов.– М.: АРКТИ, 2005.
- Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. – М.: АРКТИ, 2003.
Критерии оценки достижения результатов занятия
№ | Критерий оценки результата | |||
«5» | «4» | «3» | «2» | |
1 | Обучающиеся самостоятельно владеют методами проектной деятельности: определять проблему прикладной задачи, планировать процесс, выдвигать идеи, анализировать полученную информацию. | Обучающиеся владеют методами проектной деятельности: определять с помощью педагога проблему прикладной задачи, планировать процесс, выдвигать идеи, анализировать полученную информацию. | Обучающиеся частично владеют методами проектной деятельности: определять с помощью педагога проблему прикладной задачи, планировать процесс, выдвигать идеи, анализировать полученную информацию. | Обучающиеся слабо владеют методами проектной деятельности: с помощью педагога решать проблему прикладной задачи, планировать процесс, выдвигать идеи, анализировать полученную информацию. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы методических объединений "МОТИФ"
Отчет за год ШМО "МОТИФ" - доклад о проделанной работе....

Материалы методических объединений
laquo;Наивысший, наибольший эффект в профессиональном росте учителя может быть достигнут только в том случае, когда личные усилия учителя по своему самообразованию начинают совпадат...

Материалы методического объединения учителей-словесников
Представленные документы - протоколы заседаний ШМО - отражают работу учителей словесников за 2014-2015 учебный год...

Материалы методического объединения
Анализ работы творческой группы учителей за 2014-2015 учебный год...





