Рабочие программы внеурочной деятельности
рабочая программа по технологии

Южанин Дмитрий Петрович

Рабочие программы внеурочной деятельности

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Рассмотрено на заседании

 методического объединения учителей

«Согласовано» Зам.директора

 по воспитательной работе

«__»_______2019 г.

Протокол №___ от « » августа 2019 г.

«Утверждено»

на заседании педагогического совета

Протокол №12 от «29» августа 2019 г.

Приказ №710 от «29» августа 2019 г.

_________О.П. Соколкина

«____»_________2019 г

«Утверждаю»

Директор МБОУ «СШ№№3»

Протокол №12 от «29» августа 2019 г.

Приказ №710 от «29» августа 2019 г.

_________ Н.П. Старкова

«____»_________2019 г

Рабочая программа

по кружку: «Резьба по дереву»

                   Возраст: 6кл.,7кл.

Направление: Художественная обработка древесины

Педагог: Д.П. Южанин

МБОУ «СШ № 3»

2019-2020

 учебный год

Пояснительная записка

Резьба по дереву возникла еще с древнейших времен. Древние славяне считали дерево посредником между главным человеком и солнцем. Оно было символом благополучия и счастья, долголетия и здоровья.

Изделия из дерева прочно вошли в нашу жизнь. По разнообразию применения древесина не имела себе равных. Из нее делалось практически все необходимое для жизни: дома, мебель, посуда, колыбели, игрушки, мосты, сани, телеги, мельницы, лодки и многое другое.

Каждый мастер, выполняя то или иное изделие из древесины, старался сделать его красивым, показав природную красоту дерева и усилив ее. Резьба явилась одним из самых ранних способов украшений из древесины.

Резьба выполнялась в разной технике. Например, прорезная или ажурная резьба использовалась чаще всего при отделке домов, мебели, посуды, а скульптурная резьба – для украшения кораблей, а также в изготовлении деревянных игрушек и сувениров.

В настоящее время резьба находит свое применение в украшении дач, коттеджей, беседок, детских площадок; для изготовления деревянной утвари для кухни: хлебниц, вазочек, солонок, сухарниц, кубков, подставок, а также подсвечников, шкатулок, деревянных сувениров, служащих украшением любой квартиры или строения.

Основной задачей курса «Резьба по дереву» является развитие творческих способностей воспитанников, формирование художественно-эстетического вкуса, развитие у них определенных навыков и умений.

Задача руководителя кружка – познакомить воспитанников с наследием художественной обработки дерева в каждом районе промысла, привить любовь к традиционному художественному ремеслу, обучить практическим навыкам резьбы по дереву и умению создавать собственные творческие композиции в традициях местного художественного промысла; способствовать созданию атмосферы психологического комфорта, защищенности, уверенности и развивающего обучения; условий для творческого труда, сотрудничества, социальной адаптации, экономической поддержки учащихся.

Программа курса «Резьба по дереву» рассчитана на 2 года занятий в кружке (70 часов в год), т.к. предусматривает решение комплекса задач обучения и воспитания, включает в себя разнообразную деятельность, в том числе и подготовку ребенку к взрослой жизни.

В кружок принимаются школьники с 6 по 7 класс. Форма занятий – групповая и индивидуальная.

Помещение, где проводятся занятия, должно отвечать условиям, необходимым для организации трудовой деятельности учащихся. Созданию творческой обстановки во многом способствует его оформление. Поэтому в помещении, где проводятся занятия кружка, рекомендуется разместить постоянную выставку, посвященную различным направлениям декоративно-прикладного искусства и выставку лучших работ кружковцев. Для проведения занятий в кружке требуется следующее оборудование:

  • верстак (рабочий стол) должен быть прочным, устойчивым, обеспечивать надежное крепление заготовок во время работы;
  • резаки (ножи);
  • стамески (прямые, косячки, отлогие, полукруглые);
  • вспомогательные инструменты (клещи, киянки, молоток, чеканы, отвертки, дрель, лобзик, набор столярных инструментов);
  • наждачная бумага;
  • морилка, лак.

Для выполнения изделий резьбы по дереву требуется древесина. Липа – является лучшим материалом для резьбы любого вида.

Для занятий следует обязательно использовать наглядные пособия, готовые резные панно и репродукции.

Необходимо строго соблюдать правила безопасности труда.

Особенность данной программы заключается в том, что дети получают и закрепляют знания и умения не путем механической обработки различных приемов резьбы, а реализуют принцип «делай как я», т.е. то, что показывает педагог в процессе изготовления индивидуальной творческой работы (небольшого резного панно), в котором педагог дает идею и показывает приемы резьбы, а воспитанник самостоятельно выбирает композицию. Т.е. уже на самом начальном этапе обучения ученик включается в творческий процесс, который продолжается в течение 2 лет, постепенно поднимаясь на более высокий уровень.

Программа предусматривает применение педагогических принципов в работе: дифференцированный подход к образованию ребенка, ориентация на его личность и развитие природных качеств, учет индивидуальных возможностей и особенностей, положения ребенка в семье, гимназии, поощрение творчества, достижение качества, самостоятельного поиска художественного решения в выполнении резьбы по дереву, и, конечно, уважение личности ребенка.

Программа первого года обучения предполагает развитие познавательного интереса детей, расширение их информированности, обогащение навыками общения. На данном этапе необходима работа по формированию коллектива. Обучение включает в себя не просто изучение самых простых методов резьбы, а одновременно, во время обучения ребенок создает небольшое резное панно, составляет свою композицию. На занятиях используются наглядные пособия.

Второй год обучения предусматривает более углубленный уровень освоения программы. Она включает в себя обучение разработке эскизов для резьбы по дереву, более сложным приемам резьбы. На занятиях создают ситуации, и дается возможность воспитаннику стать автором своей работы. Программой предусмотрены и групповые работы.

Первый год обучения

По итогам первого года обучения учащиеся должны

— знать:

  • историю возникновения и развития художественной резьбы по дереву;
  • строение дерева, основные свойства древесины, пороках древесины;
  • свойства различных древесных пород;
  • определение влажности, сушки древесины;
  • основные и вспомогательные инструменты;
  • правила техники безопасности.

— уметь:

  • правильно пользоваться рабочим местом и инструментами;
  • делать зарисовки с образцов;
  • экономить материал, использовать бросовый материал;
  • разрабатывать самостоятельно несложные композиции резьбы по дереву на основе местных традиций народного искусства;
  • владеть техническими приемами контурной, геометрической, скобчатой или ногтевой и плоскорельефной резьбы по дереву в традициях местного художественного промысла;
  • выполнять все стадии резьбы по дереву, включая операции отделки готовых изделий;
  • выполнить итоговую работу.

Результатом образовательного процесса первого года обучения является:

  • интерес к резьбе по дереву;
  • приобретение необходимых для занятий личных качеств: терпения, старания, эстетического вкуса, фантазии;
  • желание ребят помогать друг другу, радоваться успеху других;
  • заинтересованность родителей в продолжении занятий ребенка в кружке.

Учебно-тематический план
первого года обучения

№ п/п

Темы

Кол-во часов

Дата проведения занятия

всего

теор.

практ.

1.

Вводное занятие

1

1

-

05.09.2015г.

2.

Основные сведения о древесине

1

1

-

3.

Контурная резьба

6

1

5

12.09.2015г. по 26.09.2015г.

4.

Геометрическая резьба

16

1

15

03.10.2015г. по 28.11.2015г.

5.

Скобчатая резьба

8

1

7

05.12.2015г. по 26.12.2015г.

6.

Плоскорельефная резьба

6

1

5

16.01.2016г. по 30.01.2016г.

7.

Создание несложных композиций с использованием всех изученных видов резьбы

30

1

29

06.02.2016г. по 21.05.2016г.

8.

Итоговое занятие

1

1

-

28.05.2016г.

9.

Экскурсии, участие в выставках

1

1

-

ИТОГО:

70

9

61

  1. Вводное занятие.

Резьба по дереву – один из древнейших видов декоративно-прикладного искусства. Знакомство с творчеством резчиков по дереву русского Севера, Поволжья, Богородска. Местный художественный промысел, его история, художники и мастера. Правила техники безопасности.

2. Основные сведения о древесине.

Дерево – один из самых популярных поделочных материалов. Понятие физических и механических свойств древесины. Строение дерева. Пороки древесины. Свойства различных древесных пород. Обработка древесины.

3. Контурная резьба.

Контурная резьба – разновидность геометрической резьбы. Применение контурной резьбы. Виды стамесок применяемых при контурной резьбе. Выбор несложного рисунка. Техника контурной резьбы. Шлифовка, покрытие морилкой и лаком учебных работ.

4. Геометрическая резьба.

Основные элементы геометрической резьбы. Стамески, применяемые при геометрической резьбе. Узоры трехгранно-выемочной резьбы: треугольники, цепочка, витейка, змейка, сколышки, чешуйки, елочка, квадраты, соты, звездочки, лесенка, куличики, ромбы, «сияния». Приемы резьбы равнобедренных треугольников, узор «трехстороннее сияние со срезкой», узор «розетка с сиянием», узор «трехгранно-выемчатое четырехстороннее сияние». Шлифовка, покрытие.

5. Скобчатая резьба.

Скобчатая или ногтевидная резьба – разновидность геометрической резьбы. Виды стамесок для скобчатой резьбы. «Ноготки» вдоль слоя. «Ноготки» поперек слоя. Выбор несложного рисунка. Обработка готового изделия (шлифовка, покрытие морилкой и лаком).

6. Плоскорельефная резьба.

Техника плоскорельефной резьбы предусматривает композиции с растительным орнаментом, изображениями птиц, животных и человека. Виды стамесок для плоскорельефной резьбы. Плоскорельефная резьба с заоваленным контуром. Плоскорельефная резьба с подушечным фоном. Плоскорельефная резьба с подборным фоном. Выбор несложного рисунка. Обработка готовых работ.

7. Создание несложных композиций с использованием всех изученных видов резьбы.

Создание эскизов, рисунков. Умение компоновать рисунок. Перенос его на деревянную заготовку. Определение основных этапов резьбы по данному эскизу. Отделка готовых изделий: тщательная шлифовка; покрытие морилкой, опять шлифовка; покрытие лаком; оформление работы в рамку.

8. Итоговое занятие.

Разбор ошибок. Способы, замечания, советы, пожелания.

9. Экскурсии, участие в выставках.

Посещение музея народного творчества, картинной галереи. Отбор лучших работ на городские и областные выставки. Участие всех детей в школьных выставках.

Второй год обучения

По итогам второго года обучения учащиеся должны

— знать:

  • характерные особенности местной художественной резьбы по дереву;
  • полный процесс изготовления резных художественных изделий;
  • основные и вспомогательные инструменты для резьбы по дереву;
  • правила техники безопасности.

— уметь:

  • разрабатывать самостоятельно композиции резьбы по дереву на основе местных традиций народного искусства;
  • владеть инструментом для резьбы по дереву;
  • владеть техническими приемами ажурной, рельефно заоваленной, глухой, барельефной, горельефной и комбинированной резьбы;
  • выполнять все стадии резьбы по дереву, включая операции отделки готовых изделий;
  • выполнить итоговую работу.

Результатом образовательного процесса второго года обучения является:

  • грамотное владение разными техниками резьбы;
  • упорство, трудолюбие;
  • качество работы;
  • готовность помочь и передать свои знания начинающим;
  • приобретение эстетического вкуса, фантазии;
  • создание авторских работ, возможно групповых.

Учебно-тематический план
второго года обучения

№ п/п

Темы

Кол-во часов

Дата проведения занятия

всего

теор.

практ.

1.

Вводное занятие

1

1

-

05.09.2015г.

2.

Подготовка древесины

1

-

1

3.

Приемы ажурной резьбы по дереву

6

1

5

12.09.2015г. по 26.09.2015г.

4.

Рельефно заоваленная резьба

16

1

15

03.10.2015г. по 28.11.2015г

5.

Приемы барельефной резьбы

8

1

7

05.12.2015г. по 26.12.2015г

6.

Приемы горельефной резьбы

6

1

5

16.01.2016г. по 30.01.2016г

7.

Комбинированная резьба

30

1

29

06.02.2016г. по 21.05.2016г

8.

Итоговое занятие

1

1

-

28.05.2016г.

9.

Экскурсии, участие в выставках

1

1

-

ИТОГО:

70

8

62

1. Вводное занятие.

Знакомство с особенностями местной художественной резьбой по дереву. Демонстрация готовых работ и репродукций. Правила техники безопасности. Подготовка рабочих мест и инструментов.

2. Подготовка древесины.

Распиливание досок. Обработка их. Нанесение рисунка на доску.

3. Приемы ажурной резьбы по дереву.

Инструменты, применяемые при ажурной резьбе. Техника безопасности при ажурной резьбе. Выбор несложного рисунка. Приемы накладной ажурной резьбы. Последовательность выполнения ажурной резьбы. Обработка готового изделия: шлифовка, покрытие морилкой, вощение и покрытие лаком, полирование.

4. Рельефно заоваленная резьба.

Особенности рельефно заоваленной резьбы. Техника исполнения данной резьбы. Применение рельефно заоваленной резьбы. Выбор несложных композиций. Обработка готовых изделий.

5. Приемы барельефной резьбы.

Барельефная резьба – резьба с низким рельефом. Инструменты, используемые при данной резьбе. Выбор несложных композиций. Техника исполнения барельефной резьбы. Обработка готовых изделий.

6. Приемы горельефной резьбы.

Особенности горельефной резьбы. Инструменты, используемые для горельефной резьбы. Выбор несложных композиций. Техника исполнения горельефной резьбы. Шлифовка, покрытие, лакировка.

7. Комбинированная резьба.

Выполнение небольших работ по эскизам преподавателя с использованием всех видов резьбы по дереву, изученных ранее. Создание собственных композиций, возможны групповые работы. Обработка готовых изделий.

8. Итоговое занятие.

Разбор ошибок, замечания, советы, пожелания. Задание на летние каникулы.

9. Экскурсии, участие в выставках.

Посещение музеев и выставок. Участие в школьных, городских и областных выставках.

Литература:

  1. Семенцов А.Ю. Резьба по дереву. Минск, 2008.
  2. Матвеева Т.А. Мозаика и резьба по дереву. М., 2006.
  3. Хворостов А.С. Декоративно-прикладное искусство в школе. М., Просвещение, 2008.
  4. Елкин В.Н. Дерево рассказывает сказки. М., 2005.
  5. Круглова О.В. Русская народная резьба и роспись по дереву. М., 2007.
  6. Некрасова М.А. Современное народное искусство. Альбом. М., 2006.
  7. Супругин Л.Я. Резьба и роспись по дереву. М., 2006.
  8. Федотов Г.Я. Волшебный мир дерева. М., 2005.

Приложение

Шкатулка

Общий вид шкатулки

hello_html_d4f0949.jpg

hello_html_2ebb2392.jpg







Технологическая карта изготовления шкатулки.

Последовательность операций

Эскиз

Инструменты и приспособления

1.Для крышки необходимо подготовить выстроганную дощечку размерами 210х75х15 мм, для корпуса-210х75х25мм

hello_html_2bb812a0.jpg

Измерительная линейка, карандаш, пилы:
поперечная и продольная,
рубанок,верстак.

2.Сделать сквозное выпиливание отверстия с помощью электролобзика или выкружной пилки. Делаем разметку на пласте. После этого сверлить отверстие для вставления пики лобзика

hello_html_1e7db58.jpg

Линейка, карандаш, коловорот, сверло, верстак, лобзик, циркуль.

3.Подготовить фанерку толщиной 2-3 мм и с двумя другими размерами, равными длине и ширине корпуса 210х75.С помощью клея ПВА, используя груз, приклеить фанерку, а грани ее обработать шкуркой.

hello_html_268b468e.jpg

Линейка, карандаш, пила, верстак,клей ПВА,шкурка

4.Полоска металла размерами 20х20мм сгибается пополам. В место сгиба вставить гвоздик и обжимать вокруг него металл в губках тисков. Так же сделать вторую половину петли. Разметить длину закругленной части обеих сторон петли на три звена. У одной из сторонок стачивать надфилем два крайних звена, оставляя выпуклой серединку. У другой наоборот, выпиливают серединку, оставляя по краям завитки. Закрученные части обеих половинок петли совмещают, вставляя внутрь гвоздик или проволоку. У петли обрезают по размеру обе сторонки и сверлят отверстия с последующей их зенковкой под головки шурупов.

hello_html_11365597.jpg

Линейка, тиски слесарные, кернер,молоток,надфиль, слесарная ножовка, чертилка, плоскогубцы,кусачки, коловорот, сверло, напильник.

5. Подготовив две основные детали шкатулки -крышку и корпус, соедините их вместе. Две накладные петли разметить и с помощью плоской стамески углубить места соединения на столько, сколько составляет толщина петель, и перекрутить их шурупами. Шкатулку шлифовать.

hello_html_m344f6eae.jpg

Линейка, карандаш, стамеска плоская, отвертка, шурупы, шлифовальная шкурка.

6. Провести на крышке осевые линии, после чего выполнить разметку прямоугольника, ромба и дорожек, расположенных по краям шкатулки. Затем разметить то, что находится внутри ромба, - двойную рамку и малый ромб, куда писать «сияние». Двойная линия рамки показывает ширину канавки, которую резать «соломкой». Она равна 1мм.

hello_html_7aca59eb.jpg

Линейка, карандаш.

7.Разметить «сияние». Поделить каждую из смежных сторон на три части (42:3=14мм). Поставить точки, из этих точек через центр повести лучи на противоположные стороны. Вписать в каждый треугольник «пирамиду»

hello_html_3b3aa83d.jpg

Линейка, карандаш.

8.Сделать построение для разметки маленьких «сияний», вычертив прямоугольники. Размеры прямоугольников разные. Выполнить деление боковых дорожек на пласте и кромки шкатулки. На пласте разместить 8 прямоугольников, а на кромке – 4.Размеры их по высоте несколько различаются, но это большой роли не играет, так как визуально из-за вытянутости дорожки они будут казаться одинаковыми. На дорожках вычертить ромбы, а в прямоугольниках провести осевые линии и диагонали. В данной работе используйте при разметке шаблон. Он наглядно показывает разметку малых «сияний». Ромбы, которые располагаются на двух дорожках по краям шкатулки, не режутся. Вырезаются ( сколышки) между ними, т.е режется фон у ромба.

hello_html_m4da3ab99.jpg

hello_html_165acfcc.jpg

Линейка, карандаш, ножи-косяки.

9.Для резания малых «сияний» необходимо использовать очень острый нож с большим углом заточки.

hello_html_6d878df5.jpg

Ножи- косяки

10.Сделать небольшую выточку на виде спереди у шкатулки для удобного открывания. Выполняется путем срезания грани на длине 20мм. Необходимо потом ограничить длину.

hello_html_m2b9085a0.jpg

Линейка, карандаш, нож-косяк.

Программа рассчитана на 4 часа в неделю.

Расписание кружка:

6 класс

Суббота: с8.30 -10.05

7 класс

Суббота: с 10.15-12.00



Предварительный просмотр:

Рассмотрено на заседании

 методического объединения учителей

«Согласовано» Зам.директора

 по воспитательной работе

«__»_______2019 г.

Протокол №___ от « » августа 2019 г.

«Утверждено»

на заседании педагогического совета

Протокол №12 от «29» августа 2019 г.

Приказ №710 от «29» августа 2019 г.

_________О.П. Соколкина

«____»_________2019 г

«Утверждаю»

Директор МБОУ «СШ№№3»

Протокол №12 от «29» августа 2019 г.

Приказ №710 от «29» августа 2019 г.

_________ Н.П. Старкова

«____»_________2019 г

Рабочая программа

внеурочной деятельности «Умелые руки»

(для 5-7 классов)

                   

Направление: Художественная обработка древесины

Учитель технологии: Д.П. Южанин

МБОУ «СШ № 3»

2019-2020

 учебный год

Пояснительная записка

Дополнительная образовательная программа «Умелые руки» разработана на основе авторской  программы   дополнительного образования «Художественная  обработка  древесины» И.В. Домрачев, Томск, 2013г. для внешкольных учреждений  и общеобразовательных школ. Программа, модифицированная и рассчитана на обучающихся 5-7 классов.

Направленность программы. Программа по содержанию является художественно-эстетической; по функциональному предназначению-прикладной; по форме организации-мастерская; по времени реализации-один учебный год. Направлена на формирование компетентности школьника в различных сферах жизнедеятельности. Сохранение и возрождение народных традиций, национальной самобытности русского народа – актуальная проблема воспитания духовно – нравственной личности. Сегодня нельзя воспитывать человека – гражданина, патриота без опоры на народное искусство. Во все временна человечество реализовывало задачу передачи опыта предков новым поколениям через приобщение к национальной культуре, традициям.

Новизна данной программы  в логике построения учебного материала, в настоящее время моделирование как предмет дополнительного образования проходит этап становления, так как орудия труда применяемые на уроке, постоянно усовершенствуются, переходя на новый технический уровень. Навыки планирования, привычка к точному и полному описанию своих действий при работе с древесиной, так же в курсе введены часы по декоративно-прикладному творчеству, в котором интегрируются различные виды искусств

Актуальность и педагогическая целесообразность. Технология обработки древесины является сегодня приоритетным объектом изучения на всех ступенях школьного курса моделирования. Одним из более актуальных направлении предмета является развитие содержания и методики обучения технологии обработки древесины, в системе непрерывного образования в условиях технического и технологического прогресса современного общества. Это помогает ребёнку осмысленно видеть окружающий мир, более успешно в нём ориентироваться, формировать основы технического мировоззрения.

Отсюда перед курсом ставятся следующие цели и задачи:

-возможность реализации общетрудовой и практической направленности обучения;

-освоение технологических знаний  и культуры на основе включения в разнообразные виды технологической деятельности по созданию личностно или общественно значимых продуктов труда;

-воспитание трудолюбия, бережливости, актуальности, целеустремлённости, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям различных профессии и результатам их труда;

-наглядное представление методов и средств осуществления технологических процессов;

-возможность познавательного, интеллектуального, творческого, эстетического и физического развития учащихся;

-развитие познавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей;

-овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска и использования технологической информации, самостоятельного и осознанного определения своих жизненных и профессиональных планов;

-получение опыта применения технологических знаний и умений в самостоятельной практической деятельности.

Отличительными особенностями данной программы являются:

Программа дополнительного образования «Умелые руки» построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. В процессе занятий сочетаются как групповая, так и индивидуальная работа.

Практическая работа на занятиях занимает большую часть времени. Как правило, задание, начатое на первом занятии, может быть продолжено, или законченно на следующем. В конце каждого занятия проводятся просмотры. Важной задачей остаётся консультирование детей и оказание им помощи. Приемы совместного обсуждения вопросов, возникающих в процессе работы со всеми обучающимися или индивидуально. Помогают расширить представления о средствах и способах выполнения работы, развивают художественное воображение и фантазию. Программа предусматривает не только усвоение теоритических знаний. Но и формирование деятельностно – практического опыта. Во время занятий обучающиеся должны уметь применять полученные знания и умения на практике. Даётся возможность самостоятельного принятия решения в какой либо проблеме, задаче используя современные информационные технологии или опыт товарища.

Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы: 12-14 лет. Чтобы работа обучающихся была более результативной, в программу вводятся задания, связанные с совершенствованием индивидуальных творческих способностей детей. Подбор заданий рассчитан на постепенное возрастание трудностей. Эти задания могут быть выполнены в разнообразных художественных техниках, как в области деревообработки и изобразительного искусства. Так и в области декоративно-прикладного искусства.

Сроки реализации образовательной программы 1 учебный год.

В учебной мастерской занимаются 15 человек. Объём часов составляет 68 часов, 2 часа в неделю. В процессе занятий возможна коррекция времени и режима занятий.

Предпочтительными формами деятельности для этого возраста являются коллективные и индивидуальные занятия, практикумы, учебные дискуссии, коллективно-распределительные формы работы с учебным материалом, индивидуальный подход. Подбор заданий и упражнений рассчитан на постепенное возрастание трудности.

Среди методов, направленных на стимулирование художественно-творческой деятельности обучающихся можно выделить методы, связанные непосредственно с содержанием работ, а также создание на занятиях обстановки, располагающей к творчеству. Также к этим методам относится разнообразие форм занятий, создание на них доброжелательного психологического климата, внимания и бережного отношения к творчеству обучающихся и к профессиям людей связанных с творчеством.

Режим занятий. Групповые занятия по программе дополнительного образования «Умелые руки» для 5,7 классов проводятся 1 раз в неделю с 14.00-14.40; с 14.50-15.30.

Ожидаемые результаты освоения программы.

Знать:

- виды, приёмы и последовательность выполнения технологических операций, влияние различных технологий обработки материалов и получения продукции на окружающую среду и здоровье человека;

- профессии и специальности, связанные с обработкой материалов. Созданием изделий из них, получением продукции;

- основные технологические понятия;

-назначение и технологические свойства материалов;

- Назначение и устройство применяемых ручных инструментов, приспособлений.

Уметь:

- осуществлять доступными средствами контроль качества изготавливаемого изделия;

- находить и устранять допущенные дефекты;

- проводить разработку учебного проекта изготовления изделия или получения продукта с использованием освоенных технологии и доступных материалов;

- выполнять технологические операции с использованием ручных инструментов, приспособлений;

- рационально организовывать рабочее место;

- составлять последовательность выполнения технологических операций для изготовления или получения продукта;

- находить необходимую информацию в различных источниках, применять конструкторскую и технологическую документацию;

- выбирать материалы, инструменты и оборудование для выполнения работ;

- соблюдать требования безопасности труда и правила пользования ручными инструментами и оборудованием.

Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни для:

- контроля качества выполняемых работ;

- оценки затрат, необходимых для создания объекта труда или услуг;

- обеспечение безопасности труда;

- получение технико-технологических сведении из разнообразных источников информации;

- создание изделий, или получения продукта с использованием ручных инструментов, оборудования и приспособлений;

- организация индивидуальной и коллективной трудовой деятельности.

Формы подведения итогов освоения программы: конкурсы. Смотры, выставки, фестивали. Итогом года является выставка творческих работ. Созданная на занятиях атмосфера успеха позволяет ребятам добиться хороших результатов.

Учебно-тематический план

№ п/п

Тема занятий

Общее количество часов

Теоретические часы

Практические часы

1.

Художественное выпиливание. Работа с ручным лобзиком.

22

7

15

2.

Геометрическая резьба

34

13

21

3.

Пирография (выжигание по дереву)

12

3

9

Итого

68

23

45

Содержание курса

  1. Работа с ручным лобзиком. Художественное выпиливание.

В настоящее время возникает необходимость позаботиться об укреплении связи ребёнка с культурой, трудом и искусством. Сейчас дети всё больше и дальше отдаляются от декоративного творчества, забывая её красоту и ценность. Работа с лобзиком, нанесение разметки будущего изделия на заготовку помогает им развивать воображение, чувства, формы и цвета, аккуратность, трудолюбие, прививает любовь к прекрасному. Занимаясь выпиливанием из фанеры, древесины, ребёнок вовлекается в наблюдение за окружающими орнаментами, учится бережно относиться к окружающей среде.  На занятиях обучающие узнают устройство лобзика, осваивают технику выпиливания, учатся производить отделочные работы, зачистку выпиленных деталей будущего светильника. Также обучающие приобретают навыки работы с клеем, учатся читать чертежи, производят сборку изделия (светильника). В этом разделе обучающие так же получают знания и навыки работы по электротехнике, производят сборку и монтаж электроарматуры светильника.

  1. Геометрическая резьба.

Это простая и дешёвая технология, позволяющая создавать красивые изделия из древесины. Само по себе это не сложно, но требует терпения и аккуратности. Приёмы работы с резцом при выполнении геометрической резь бы отлично развивает мелкую моторику рук, осваивает новые и необходимые в дальнейшей жизни способы работы с инструментами, а также овладевает различными видами художественной деятельности, рисование, навыками моделирования, воспитывается терпение и аккуратность. На занятиях дети овладевают техникой вырезания простых орнаментов резьбы, применяют уже освоенную технологию художественного выпиливания при выпиливании криволинейных  контуров будущей разделочной доски.

Во второй половине этого раздела обучающие знакомятся с искусством вырезания деревянных ложек. Знакомятся с таким инструментом как ложкорез, приобретают навыки работы с ложкорезом, знакомятся с видами отделки древесины (поднятие ворса, зачистка, покрытие лаком). Дети, освоившие основные приёмы геометрической резьбы, знакомятся с различными формами предметов, что способствует развитию пространственного мышления и наиболее точного восприятия предметов.

  1. Пирография. Выжигание.

Выжигание по дереву, или пирография-это очень красивый и древний вид декоративно-прикладного искусства. Это очень интересное творчество! Оно приносит радость как взрослым, так и детям. Очень многие настолько увлекаются этим искусством, что становятся профессиональными пирографами. Работа с выжигательным прибором, проработка точных линии, развивает тонкую моторику рук и усидчивость, что особенно важно для развития ребёнка. Современные выжигательные приборы очень удобные и абсолютно безопасны при соблюдении правил эксплуатации. На занятиях дети знакомятся с устройством выжигательного прибора, принципом его работы, учатся подготавливать фанеру для выжигания, приобретают навыки работы с копировальной бумагой и выжигают панно «Лев». С помощью выжигания по дереву можно создать не только замечательную картину, но и украсить любой деревянный предмет-шкатулку, рамку для фотографий, разделочную доску, и даже предметы мебели: табуретку, полку, стол.

В конце всего курса обучения проводится выставка готовых работ.

Календарно-тематическое планирование занятий в мастерской

№ п/п

Название, тема

Часов всего

Ч

Ч

Содержание занятия

Дата проведения

Художественное выпиливание. Работа с ручным лобзиком

1-2

«Чем мы будем заниматься на кружке?». Устройство ручного лобзика

2

1

1

Вступительная беседа. Техника безопасности при выпиливании. Заправка полотен в рамку лобзика. Нанесение разметки на заготовку.

3-4

Техника выпиливания лобзиком. Приспособление для выпиливания.

2

1

1

Знать назначение выпиловочного столика. Овладевать правильной техникой выпиливания. Выпиливание плафона настольного светильника

5-6

Зачистка деталей из фанеры

2

1

1

Виды зачистки. Назначение зачистки.

Выпиливание плафона светильника.

7-8

Склеивание деталей из фанеры, древесины.

2

1

1

Виды клея. Способы склеивания деталей. Выпиливание плафона светильника, зачистка, склеивание деталей плафона.

9-10

Выпиливание стойки плафона светильника

2

2

Выполнение разметки. Работа с фанерой и лобзиком

11-12

Выпиливание стойки плафона светильника

2

2

Работа с фанерой и лобзиком. Выполнение зачистки деталей стойки

13-14

Сборка стойки плафона

2

1

1

Текущий инструктаж по сборке стойки плафона. Сборка стойки, склеивание её с плафоном светильника.

15-16

Выпиливание основания светильника

2

2

Разметка деталей основания светильника, выпиливание.

17-18

Склеивание деталей основания светильника

2

2

Склеивание деталей основания светильника, предварительная подгонка, соединение основания со стойкой светильника.

19-20

Отделка светильника

2

1

1

Виды морилок, виды лака. Покрытие светильника морилкой и лаком.

21-22

Сборка и монтаж электроарматуры светильника

2

1

1

Виды кнопочных выключателей. Устройство патрона, вилки. Сборка электроарматуры. Окончательная сборка светильника. Испытание светильника.

Геометрическая резьба

23-24

Вводное занятие. Знакомство с геометрической резьбой

2

1

1

Техника безопасности при работе с резцами. Нанесение простых орнаментов геометрической резьбы на заготовки

25-26

Вырезание простых орнаментов геометрической резьбы

2

1

1

Техника безопасности при работе с резцами. Вырезание по разметке

27-28

Вырезание простых орнаментов геометрической резьбы

2

1

1

Техника безопасности при работе с резцами. Вырезание по разметке

29-30

Изготовление разделочной доски

2

1

1

Техника безопасности при работе с резцами. Нанесение контура изделия на заготовку с помощью шаблона

31-32

Выпиливание разделочной доски

2

2

Выпиливание по контуру ручным лобзиком. Зачистка изделия

33-34

Нанесение орнамента геометрической резьбы на разделочную доску

2

2

Нанесение простых орнаментов геометрической резьбы на заготовку с помощью линейки, карандаша, циркуля.

35-36

Вырезание орнаментов на разделочной доске

2

1

1

Техника безопасности при работе с резцами. Вырезание орнамента по разметке.

37-38

Вырезание орнаментов на разделочной доске

2

1

1

Техника безопасности при работе с резцами. Вырезание орнамента по разметке.

39-40

Вырезание орнаментов на разделочной доске

2

1

1

Техника безопасности при работе с резцами. Вырезание орнамента по разметке.

41-42

Отделка разделочной доски

2

1

1

Технология работы с морилкой и лаком. Покрытие разделочной доски морилкой и лаком.

43-44

Изготовление ложки из древесины

2

1

1

Виды деревянных ложек. Инструменты для изготовления ложек. Выбор заготовки. Нанесение разметки на заготовку

45-46

Выпиливание контура ложки

2

1

1

Вводный и текущий инструктаж. Выпиливание контура ложки с помощью ножовки

47-48

Придание правильной формы ложки с помощью рашпиля и наждачной бумаги

2

1

1

Правила работы с рашпилем. Придание правильной формы ложки с помощью наждачной бумаги и рашпиля.

49-50

Вырезание дна основания ложки с помощью ложкореза

2

1

1

Правила безопасной работы с ложкорезом. Техника работы ложкорезом. Вырезание дна основания ложки с помощью ложкореза

51-52

Зачистка ложки. Нанесение на ложку геометрического орнамента резьбы

2

2

Работа с наждачной бумагой, линейкой карандашом

53-54

Вырезание геометрической резьбы на ложке

2

Вырезание орнамента геометрической резьбы.

55-56

Поднятие ворса на ложке, зачистка, покрытие льняным маслом

2

1

1

Назначение поднятия ворса. Поднятие ворса, зачистка, покрытие льняным маслом. Назначение льняного масла

Пирография (выжигание по дереву)

57-58

Назначение и устройство выжигателя.

2

2

Просмотр презентации на тему: «Устройство выжигателя.» Беседа о правилах безопасной работы с выжигателем. Технология работы выжигателем. История выжигания (пирографии), как вида декоративно-прикладного творчества

59-60

Подготовка фанеры для выжигания

2

2

Выбор заготовки, зачистка заготовки

61-62

Нанесение контура рисунка с помощью копировальной бумаги

2

1

1

Правила работы с копировальной бумагой. Оборудование рабочего места. Инструменты и приспособления.

63-64

Выжигание панно «Лев»

2

2

Выжигание панно «Лев»

65-66

Выжигание панно «Лев»

2

2

Выжигание панно «Лев». Покрытие изделия лаком

67-68

Выставка готовых работ. Чему мы научились за год.

2

2

Оформление выставки.

Всего

68

23

45

Методическое обеспечение

Организационные условия, позволяющие реализовывать содержание учебного курса. Предлагают наличие специальных учебных мастерских, полностью оборудованных материалами и инструментами. Хороший результат дают занятия с разновозрастным составом группы, где младшие учатся у старших.

Для занятия по программе «Умелые руки» необходимы следующие инструменты и материалы: простой карандаш, линейка, циркуль, наборы резцов, выжигатели, ручные лобзики, выпиловочные столики, копировальная бумага, ножовки, рашпили, наждачная бумага, лак, морилка, льняное масло, древесные материалы(фанера), древесина(липа, кедр).

Учебно-материальная база. Техническое оснащение программы включает в себя обычный набор материалов для деревообработки, который дополняется и разнообразится необходимыми для конкретного задания материалами и оборудованием.

Литература

  1. Примерная программа среднего (полного) общего образования по технологии (базовый уровень)
  2. Образовательный стандарт среднего (полного) общего образования (базовый уровень)
  3. Кузьмин В.Н. Альбом орнаментов. – М.: «Народное творчество», 2006.
  4. Рихвик Э.В. Обработка древесины в школьных мастерских. - М.: Просвещение, 1984.
  5. Тымкив Б.М. Программа профессионального обучения учащихся VIII - IX классов средней образовательной школы. Профиль - художественная обработка дерева. - М.: Просвещение, 1989.
  6. Хворостов А.С. Декоративно - прикладное искусство в школе.- М.: Просвещение, 1981.
  7. Методические рекомендации к учебнику «Технология обработки древесины»
  8. Ращупкина, С.Ю. Выжигание по дереву / С.Ю. Ращупкина.-М.: РИПОЛ классик, 2011. – 192 с. : ил. – (Поделки-самоделки)
  9. Авторская  программа    дополнительного образования «Художественная  обработка  древесины» И.В. Домрачев, Томск, 2013г. для внешкольных учреждений  и общеобразовательных школ.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности «Подвижные игры» Направление деятельности: физкультурно-оздоровительное. Для учащихся 1 класса.

Данная программа разработана для учащихся 1 класса и рассчитана на 1 год обученияС давних пор игра составляла неотъемлемую часть жизни человека. Проблема укрепления здоровья, развития полож...

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6  классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по курсу «Основы проектной деятельности»

Программа разработана на основеразработана на основе Конвенции о правах  ребенка, закона РФ «Об образовании» в действующей редакции, Устава Гимназии, Концепции модернизации российского...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Хочу все знать!» (2016-2017 учебный год) (программа направлена на развитие познавательной деятельности на период 1 год)

Данный курс имеет духовно-нравственную, познавательную, исследовательскую направленность, предлагает новые для воспитанников знания, не содержащиеся в образовательных базовых предметов.Программа рассч...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Туосчаана" (Внеурочная деятельность по изготовлению берестяных изделий в национальном стиле)

Рабочая программа составлена на основе авторской программы "Шитье из бересты"/Оконешниковой А.Ф./: Чурапча, 2000г. План рассчитан на 1 учебный год,...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.

Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.Авторская программа «Золотое перо» для учащихся 5-9 классов. Курс составлен в соответствии с требованиями...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ тематическая, по конкретным видам внеурочной деятельности (тип программы) Занимательная математика 2021-2022 г. (срок реализации программы) 11-12 лет (возраст обучающихся)

Примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО, на основе примерной основной образовательной програ...